В эру интернет и носимых гаджетов на нас льется поток информации, контроль над которым является залогом душевного спокойствия. Не вся информация выбирается нами самими, часть навязывается без нашего согласия.

image

Возьмем, к примеру, смартфоны и различные мессенджеры на них, используемые для межличностного общения. Как у кого, а у меня совсем недавно начали появляться сообщения с незнакомых номеров с рекламой.

Не имея возможности бороться самостоятельно с навязываемым контентом, мы обращаемся к государству за помощью.

Государство нам помогает в меру своей расторопности за технологиями. И мы можем апеллировать к двум законам ФЗ-38 «О рекламе» и ФЗ-126 «О связи».

Иногда еще можно обратиться к ФЗ-152 «О персональных данных», но телефонный номер сам по себе не является персональными данными, т.к. невозможно без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.

Итак, если в случае СМС-рассылки есть понятные шаги по ограничению себя любимого, описанные на сайте ФАС, то в случае с различными IM* рассылками не все однозначно. Тот же самый ФАС не может определиться, является ли подобная рассылка нарушением законов:


Формально, рассылка через мессенджеры не попадает под ФЗ-126 «О связи», так как не соответствует формулировке:
Статья 2. п.22.1. Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи — автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

И соответственно не действует:
Статья 44.1
  1. Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также — рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.
  2. Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом указанного договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи.
  3. Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи, осуществляемая с нарушением требований настоящего Федерального закона, является незаконной, за исключением рассылки сообщений в целях информирования абонента в связи с перенесением абонентского номера, иных сообщений, которую оператор связи обязан осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также рассылки сообщений по инициативе федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций и других органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Пользователь мессенджера, устанавливая его себе, соглашается с условиями использования
2. WhatsApp Service
These Terms of Service apply to all users of the WhatsApp Service. Information provided by our users through the WhatsApp Service may contain links to third party websites that are not owned or controlled by WhatsApp. WhatsApp has no control over, and assumes no responsibility for, the content, privacy policies, or practices of any third party websites. In addition, WhatsApp will not and cannot censor or edit the content of any third-party site. By using the Service, you expressly acknowledge and agree that WhatsApp shall not be responsible for any damages, claims or other liability arising from or related to your use of any third-party website
6. Warranty Disclaimer
YOU AGREE THAT YOUR USE OF THE WHATSAPP SERVICE SHALL BE AT YOUR SOLE RISK… AND AGAIN, USE THIS JUST FOR FUN.
7. Limitation of Liabilit
...The Service is controlled and offered by WhatsApp from its facilities in the United States of America. WhatsApp makes no representations that the WhatsApp Service is appropriate or available for use in other locations. Those who access or use the WhatsApp Service from other jurisdictions do so at their own volition and are responsible for compliance with local law
т.е. сервис не отвечает за контент, который доставляется его пользователю, и на территории отличной от США можно даже не приставать со своими претензиями. Предлагается использовать встроенные функции по блокированию нежелательного сообщения.

В рассылке участвуют рекламодатель и рекламораспространитель. Последний де-факто является оператором, который передает информацию по Сети связи общего пользования и берет за это вознаграждение. И «Оператор» и «Сеть связи общего пользования» являются терминами ФЗ-126 «О связи» и должны быть регулируемыми на основании лицензирования по «Телематическим услугам связи» и «Услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации». Если этого не будет, то наступает следующая ответственность:
  • Согласно Кодексу об административных правонарушениях Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до пятидесяти тысяч рублей
  • Согласно Уголовного Кодекса РФ Статья 171. Незаконное предпринимательство.
    Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (1 500 000 руб.), — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Но тут еще надо найти этого рекламораспространителя. При получении сообщения мы видим только номер мобильного телефона, но на кого зарегистрирован этот номер — официально этой информации не получить, возможно в рамках расследования, запросы такого рода могут делать только полиция и еще несколько правоохранительных организаций высшего порядка, таких, как ФСБ, ФСО, СВР и т.д.

Рекламораспространитель конечно нарушает условия использования сервиса
3. WhatsApp Access ...nor to use the communication systems provided by the Service for any commercial solicitation or spam purposes. You agree not to spam, or solicit for commercial purposes, any users of the Service
но опять же юридическая сила данного соглашения только на территории США.

Переключимся на ФЗ-38 «О рекламе»
  • Статья 13. Предоставление информации рекламодателем.
    Рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
  • Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи.
    Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

т.е. любое сообщение пересылаемое по сетям общей связи попадает под данный закон (не только СМС) и доказательство факта согласия абонентом получать рассылку лежат на рекламораспространителе. Но опять же, его надо идентифицировать.

Но мы все же знаем, кто является заказчиком рекламы, иначе, без данной идентификации, она была бы бесполезна.

Смотрим в ФЗ-38 «О рекламе»: рекламодатель несет ответственность за нарушение требований только в части правильности контента самого текста предложения. Обязанности по сбору согласия на получение рекламы никаким образом на него не возложено (может плохо искал?), есть обязанность по сбору согласия на обработку и передачу персональных данных, но как я написал выше — мобильный номер отдельно не является персональными данными.

Роль рекламораспространителя может быть смещена на рекламодателя и таким образом подтверждена его обязанность по сбору согласия на получения рекламы. Например, есть договор на рассылку рекламы либо заказчик со своего личного номера рассылает рекламу, но сначала сообщение должно быть идентифицировано как реклама, а не личное сообщение:
Статья 3. п.1. Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке

Что такое «неопределенный круг лиц» разъяснено в Письме ФАС от 5 апреля 2007 г. N АЦ/4624. Получается, если в сообщении корректно обращаются ко мне по имени — это уже не реклама? Это рассылка определенному кругу лиц и не попадает под закон «О рекламе»?

Но совокупность данных: номер телефона и ФИО — являются персональными данными, с их помощью можно идентифицировать человека. Появляется обязанность на получение согласия на обработку персональных данных.

Как я понял: если вы не давали согласия, то реклама или персональное обращение являются нарушениями законов и вы можете оградить себя от получения информации данного конкретного рекламодателя.

Если вы получаете сообщения, которые посчитаете рекламой (спамом) и вы не давали согласия обращаться к вам от имени организации рекламодателя, необходимо пожаловаться в ФАС.

Если вы получили сообщение, направленное персонально к вам от имени организации, которой вы не давали согласие на обработку ваших персональных данных, необходимо пожаловаться в Роскомнадзор.

Хотя, я так и не нашел ни одного решения, связанного именно IM* сообщениями.

Комментарии (9)


  1. and7ey
    23.06.2015 19:53

    Роль рекламораспространителя может быть смещена на рекламодателя и таким образом подтверждена его обязанность по сбору согласия на получения рекламы. Например, есть договор на рассылку рекламы либо заказчик со своего личного номера рассылает рекламу

    Наличие договора никак не «смещает» роль рекламораспространителя на рекламодателя.
    А вот если заказчик сам рекламу рассылает, то он и есть рекламораспространитель.


    1. snakeigor Автор
      23.06.2015 20:06

      Я посмотрел на договоры смс рассыльщиков в интернете, формально сервисы дают доступ на некое ПО, а как его использовать ответственность на заказчике


      1. and7ey
        23.06.2015 20:12

        Как правило, заказчик рекламы все равно не сам рассылает спам, а обращается к тому, у кого заключен договор с оператором сотовой связи (в этой цепочке, как правило, еще несколько участников — т.е. большой оператор (МТС/Билайн/Мегафон/Смартс и т.п.) — оператор по рассылке SMS — еще один оператор — еще один — … — отправитель рекламы — заказчик). На каждом этапе значительно снижается объем SMS и возрастает их стоимость. Заказчику для рассылки рекламы пару раз не имеет смысла заключать договор напрямую с большим оператором (да и не заключат они его — объемы не те).