Космический туризм уникален: это безвизовое путешествие с самыми строгими в мире таможенными правилами, но притягательное для каждого. Увидеть место прибытия может любой человек, просто подойдя к окну, но отправиться туда могут позволить себе единицы. Самые богатые в мире люди расстаются с суммами в $20, $30, $40 миллионов ради нескольких дней в космосе. Пока что в качестве туристов на орбите побывало всего 7 человек, каждый из них летал с российскими экипажами через компанию-посредника Space Adventures. Подробнее об этих первопроходцах читайте ниже.

Деннис Энтони Тито


Цена полета: $20 млн.
Даты полета: 28 апреля — 6 мая 2001




28 апреля 2001 года в космос отправился первый космический турист Деннис Тито.

Деннис Энтони Тито был немолод. Он родился 8 августа 1940 года Нью-Йорке в семье бедных итальянских эмигрантов. Он основал собственную компанию Wilshire Associates, разбогател, занимался экологией, его жизнь была похожа на слаженный механизм, и ему захотелось чего-то большего — узнав о возможности посетить орбитальную станцию «Мир» в качестве туриста, подал заявку в Роскосмос.

Подготовка к полету продолжалась почти 8 месяцев. Тито пробыл в космосе 7 дней 22 часа и 4 минуты. Несмотря на всестороннюю подготовку, он все же испытал два неприятных момента: небольшие проблемы с сердцем во время старта, а на орбите, не рассчитав собственную траекторию в невесомости, рассадил кожу на голове, ударившись о люк. Несмотря на эти мелочи, Тито был от полета в восторге.



«Это величайшее приключение в моей жизни, — сказал он, вернувшись. — Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к испытаниям. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию».

Марк Ричард Шаттлворт


Цена полета: $20 млн.
Даты полета: 25 апреля — 5 мая 2002




Марк Шаттлворт родился 18 сентября 1973 года в городе Велком (ЮАР). Его отец был хирургом, а мать — воспитательницей детского сада. Тяга к инновационным технологиям позволила парню закончить учебу в Университете Кейптауна, получив степень бакалавра в области финансов и инновационных технологий. В 1995 году Шаттлворт основывает компанию Thawte, а 10 лет спустя — фонд Ubuntu Foundation. С 2005 года владеет контрольным пакетом акций компании Impi Linux.

Вдохновленный полетом Денниса Тито, первого космического туриста, Марк решает поступить так же. Мечта 28-летнего южноафриканского бизнесмена осуществилась после подачи заявки в Space Adventures.

Подготовка длилась почти год. Марку пришлось провести в Звездном городке семь месяцев. Выход на орбиту осуществлялся на корабле «Союз ТМ-34». Шаттлворт пробыл в космосе 9 дней 21 час и 25 минут. На станции МКС он участвовал в экспериментах по исследованию генома и СПИДа. 5 мая 2002 года Марк вернулся на Землю, после чего стал национальным героем в ЮАР.



«Полет в космос? Да, он очень сильно меняет отношение к жизни. Невозможно увидеть Землю из космоса и не остаться глубоко впечатленным красотой момента…» — так Шаттлворт ответил на вопрос о том, что изменил в нем полет в космос.

Грегори Хэммонд Олсен


Цена полета: $20 млн.
Даты полета: 1 октября — 11 октября 2005



Грегори Олсен (слева)

Грегори Олсен родился 20 апреля 1945 года в Бруклине, Нью-Йорк (США). В 1962 году Грегори закончил среднюю школу Риджфилд Парка. С этого момента он просто не мог остановиться — тяга к знаниям для Грегори была сравни наркотику. Он получил несколько бакалаврских степеней, степень доктора и работу ученым при Университете Порт-Элизабет (ЮАР). С 1972 по 1983 год выращивал кристаллы, работая на компанию RCA, а в 1984 году основал собственную компанию EPITAXX Inc, которая специализировалась на производстве волоконных датчиков и излучателей. Благодаря этому Олсен стал миллионером.

Грегори давно планировал полет в космос, поэтому на протяжении двух лет, с определенной периодичностью, тренировался с российскими космонавтами в Звездном городке. Некоторые проблемы со здоровьем являлись причинами незапланированной отстрочки его полета в космос. Полет наконец состоялся 1 октября 2005 года.

Пребывая на МКС, Олсен не только развлекался и наслаждался видом звезд и планет: он провел ряд собственных экспериментов по дистанционному зондированию и астрономии, а также изучал мутации микроорганизмов в условиях невесомости. Ученый вернулся на Землю 11 октября 2005 года, пробыв в космосе 9 дней 21 час и 15 минут.

«Мне нравится здесь быть, плавать в невесомости», — писал Олсен на электронную почту агентства Associated Press, пребывая на МКС. Кстати, ученый не любит называть себя третьим космическим туристом, предпочитая другое название — «первый частный исследователь».

Ануше Ансари


Цена полета: $20 млн.
Даты полета: 18 сентября — 29 сентября 2006



Ануше Ансари стала первым в истории космическим туристом среди женщин.

Ануше родилась 12 сентября 1966 года в городе Мешхед, Иран. Детство и юность девушка провела в Тегеране, куда переехали ее родители. В 1984 году Ануше уезжает на учебу в США. Она получает степень бакалавра по информатике и электронике, а позже – степень магистра в этих же дисциплинах. В 1993 году Ануше и ее брат основывают компанию Telecom Technologies, Inc, которая приносит им многомиллионную прибыль.

Ануше Ансари являлась дублером японского миллионера Дайсукэ Эномото, который должен был стать четвертым космическим туристом, но 21 августа 2006 года его кандидатура была снята из-за проблем со здоровьем. В космосе Ануше пробыла почти 12 дней и занималась исследованием влияния радиации и невесомости на членов экипажа и микроорганизмы. На Землю космическая туристка вернулась 29 сентября 2006 года.



Чарльз Симони


Цена полета: $25 млн + $35 млн.
Даты полета: 7 апреля — 21 апреля 2007 и 26 марта — 7 апреля 2009




Чарльз Симони совершил целых два полета в космос — жена запретила лететь ему в третий раз, и этот запрет содержится в его брачном контракте.

Чарльз родился 10 сентября 1948 года в городе Будапешт (Венгрия). В 1966 году переехал из Венгрии в Данию, а в 1968 году уехал на учебу в США, где получил гражданство и остался жить. С 1981 года работал в корпорации Microsoft, но в 2002 году ушел из нее и основал компанию Intentional Software Corporation.

В 2006 году Симони решил отправиться в космос и подписал договор с Space Adventures, Ltd. Пройдя все необходимые медицинские обследования, Чарльз начал обучение в Звездном городке в сентябре 2006 года, а 7 апреля 2007 года он улетел. Бизнесмен пробыл в космосе 15 дней и вернулся на Землю 21 апреля 2007 года. Второй полет Симони состоялся 26 марта 2009 года и продлился 14 дней.



«Я бы без вопросов провел месяц на МКС, провести на станции полгода, думаю, у меня бы не получилось — для такого длительного срока требуется хорошая подготовка. Я выполнил свою космическую программу полностью: принимал участие в экспериментах, помог основному экипажу, благодаря этому у них появилось свободное время. Жалко только, что на МКС нет сауны, как это было на станции «Мир»», – прокомментировал свой первый полет Чарльз Симони.

Ричард Аллен Гэрриот


Цена полета: $30 млн.
Даты полета: 12 октября — 23 октября 2008




Ричард родился 4 июля 1961 года в Кембридже (Великобритания). Его отец работал исследователем и астронавтом, а мать была художницей. Вырос Ричард в США, где и получил образование. Учеба давалась парню нелегко, так как будучи еще школьником, он создавал небольшие видеоигры для «Apple II» и раздавал их друзьям, а в 1979 году написал свою первую игру. Сегодня Ричард Гэрриот является одним из самых популярных разработчиков видеоигр.

Мечта Гэрриота о космосе была озвучена еще в 1983 году, но осуществилась только в 2008 году. Контракт с Space Adventures был подписан еще в 2007 году. Ричард прошел тщательный медицинский осмотр и около 8-ми месяцев провел в Звездном городке, после чего был готов к полету в космос. Старт состоялся 12 октября 2008 года. Гэррисон пробыл в космосе 11 дней, 20 часов и 35 минут. Известный разработчик видеоигр вернулся на Землю 23 октября 2008 года.



Ги Лалиберте


Цена полета: $40 млн.
Даты полета: 30 сентября — 11 октября 2009




Канадец Ги Лалиберте родился 2 сентября 1959 года в городе Квебек (Канада), там же получил образование. Начинал свой путь к богатству обычным циркачом, играя на аккордеоне и глотая огонь. Со временем создал собственную компанию Cirque du Soleil, которая представляла собой цирк, использовавший различные стили представлений с разных уголков мира. С 2007 года Ги на профессиональном уровне выступает в турнирах по покеру.

Как и все предыдущие туристы, Лалиберте прошел год подготовки перед полетом в космос. Полет бизнесмена был осуществлен 30 сентября 2009 года. Основной целью полета Ги назвал просвещение общества в области водных проблем планеты Земля и даже сделал 120-минутное видеопредставление из космоса, которое транслировалось онлайн в разных точках мира. Ги пробыл в космосе 11 дней, 21 час и 17 минут, вернувшись на Землю 11 октября 2009 года.

«Это трогает, это меняет тебя, это эмоционально, и я хотел бы, чтобы каждый на Земле смог бы увидеть Землю вот так», — поделился своими впечатлениями Лалиберте.



Развитие коммерческой космонавтики в России с более доступной стоимостью полетов — одна из ключевых тем InSpace Forum.

Комментарии (27)


  1. dfgwer
    05.02.2018 13:47

    Дорогое мероприятие, особенно с учетом времени на подготовку.


  1. denkle
    05.02.2018 14:22

    А почему прекратили возить туристов? Из-за отмены шатлов? Типа лучше возить профессионалов за те же деньги? Надеюсь все же возобновят эту тему с туристами, ведь как-то надо станцию поддерживать, учитывая все ресурсы вложенные в станцию. Судя по всем последним комментарием, станция уже по сути свои задачи выполнила, все технологии отработаны, необходим дальнейший скачек типа станции на орбите луны или вообще лунной станции.


    1. JediPhilosopher
      05.02.2018 14:49

      Шаттлы возили вроде до 7 человек, можно было выделить одно место под туриста. А на союзах возят 2-3, там на профессиональных космонавтов мест не хватает.

      При этом судя по книге Маллейна «Верхом на ракете» (да и у Хэдфилда вроде что-то такое проскакивало), астронавты люто ненавидели этих космических туристов. Сразу по двум причинам:

      1. Туристы (сюда же входят и «астронавты совместители», все эти программы «учитель в космосе», «политик в космосе») отнимают места. Люди шли в астронавты за своей мечтой, клали всю жизнь на то чтобы попасть в космос, проходили тяжелейший отбор и затем вынуждены были годами ждать в очереди на полет, постоянно боясь того что их полет отменят или у них со здоровьем что-то случится и они так и не слетают в космос. А тут приходят какие-то люди с улицы и лезут без очереди
      2. Туристы практически никак не подготовлены. Фраза какого-то туриста в интервью что он мол «потратил месяцы на тяжелые тренировки» стала мемом и вызывала смех у людей, потративших на эти тренировки годы и десятилетия. Никто не знал как поведут себя туристы в чрезвычайной ситуации, в лучшем случае они будут бесполезны а в худшем — в панике наломают дров. Все хотели лететь с опытными товарищами по подготовке, а не с необученными гражданскими

      В итоге когда после катастрофы Челленджера (где погибла известная учительница, которая должна была провести школьный урок с орбиты) закрыли программу астронавтов-совместителей — астронавты вздохнули с облегчением.
      Ну и отношение к туристам у них было такое же, ни у кого не было большого желания их возить, а те деньги что они платили в общем-то были каплей в море, поэтому эта программа популярностью никогда не пользовалась.


      1. romxx
        05.02.2018 15:09

        От вашего коммента невыносимо тянет снобизмом. Может вы и не хотели, но все равно это так.


        1. t2ton
          06.02.2018 09:58

          Я как раз слушаю книгу Маллейна и JediPhilosopher всё верно передал и это далеко не его снобизм. Возможно, снобизм Маллейна, но скорее не снобизм, а лютая ненависть. Люди по 5-10 лет ждали лишь своего первого назначения на полёт! И не просто ждали, а прошли адский отбор, каждый день тренировались, изучали как управлять шаттлом, как управлять тем или другим. Подготовка к уже назначенному полету занимала за год и весь полёт подчинялся четкому расписанию. Потом, после прилёта, они еще года три, а то и больше, ждали следующего полета. Маллейн за его службу в НАСА (что-то оксовершил всего 3 полёта!!! За 12 лет!
          Бюджет НАСА в 80х был что-то порядка 1.2-1.5 милллллллиардов. А тут какие-то вшивые 20-40 миллионов. Теперь, зная эти цифры, задумайтесь нужны ли были эти туристы вообще?
          Большинство туристов на шаттлах были либо блатными (сенаторы), либо политическими (учительница). Были также кратковременные специалисты по, например, запускаемому спутнику. Мне кажется, что Воловиц из Теории большого Взрыва во время его пребывания на МКС как раз списан с человека, описываемого Маллейном в книге — космическая боязнь, клаустрофобия, желание открыть люк и свалить домой, депрессия. Плюс к этому — разные гигиенические удобства на шаттле (нет душа, почти наверняка кого-то подкосит космоболезнь, и еще супертуалет, к которому надо приучаться прицеливаться с видеокамерой). А этот замечательный полутурист оказался брезгливым чистюлей, не терпящим грязи и неприятных запахов.
          В общем — туристов не любили. И после прослушивания этой книги я понимаю почему :)
          А шаттлы закрыли, судя по всему, не зря. Ибо, судя по книге, летали они на честном слове и молитвах жён астронавтов. Системы спасения экипажа, например, просто не было… А когда появилась (после гибели Челленджера), то больше напоминала дополнительную икону в углу шаттла.


          1. pnetmon
            06.02.2018 10:17

            Большинство туристов на шаттлах были либо блатными (сенаторы), либо политическими (учительница). Были также кратковременные специалисты по, например, запускаемому спутнику.

            Изучать кто летел.
            И к чему 20-40 млн и МКС и полеты шаттлов в 80-х годах, а там было очень интересно.


          1. saboteur_kiev
            07.02.2018 14:12

            «Люди по 5-10 лет ждали лишь своего первого назначения на полёт! И не просто ждали, а прошли адский отбор, каждый день тренировались, изучали как управлять шаттлом, как управлять тем или другим.»

            А некоторые за 5-10 лет поднимают с нуля свой бизнес, строят свою ракету и летят не считаясь с какой-то там очередью и ожиданием на полет.

            Неужели проблема подобного снобизма — полное непонимание как работает экономика?


      1. Lexxnech
        05.02.2018 15:19

        Шаттлы не возили туристов. Вы путаете со «специалистами по полезной нагрузке», и политически мотивированными назначенцами. Все эти люди летали за деньги государства или коммерческих кампаний.
        Туристы же летали только на Союзах. И летали до тех пор, пока штат на МКС был не полный, и на Союзе было свободное кресло. Как только на МКС стали постоянно присутствовать 6 человек, места для туристов закончились.


      1. Alcpp
        06.02.2018 22:52

        Не помню, чтобы у них было такое отношение к туристам.
        К сенаторам — да, было, в частности потому, что некотрое привилегии от НАСА оказывались и их семьям.

        З.Ы. Большое спасибо тому человеку, который озвучил книгу :).


    1. pnetmon
      05.02.2018 20:59

      Шаттлы перестали летать, а НАСА стало платить больше чем туристы. Одно дело когда продается свободное место, другое дело когда нужно под туриста обеспечивать все — корабль, ракету, запуск и еще минимум космонавта.
      Была еще туристка Суперзвезда Сара Брайтман, но она то ли денег не набрала около 52 млн$ то ли так подействовала неудача с выводом на орбиту в апреле 2015 года Прогресса, то она быстренько после аварии отказалась и полетел не туристом в сентябре казахстанский космонавт.


      Станция всех задач не выполнила, да и все технологии не отработаны по словам НАСА.


  1. Nuwen
    05.02.2018 14:22
    +1

    Марк Шаттлворт родился 18 сентября 1983 года в городе Велком (ЮАР).

    В один год со мной, ага. Я в 2002 в армии был, а он в космосе. Вот жизнь.


    1. Yuilia-Litvin Автор
      05.02.2018 14:33

      В 1973-м. В тексте поправила


  1. BaLaMuTt
    05.02.2018 15:30

    Кстати полёт Гэриота тоже по своему уникален ибо тогда в экипаже помимо «потомственного астронавта» Гэриота был ещё один потомственный космонавт Волков)


  1. lingvo
    05.02.2018 20:54

    То есть я так понимаю, что туристов перестали возить не из-за недостатка оных. То есть если бы кто-то предложил бы за 20лимонов недельный полет на что-то типа станции/космического отеля, отбоя от туристов не было бы?
    Я так понимаю, что в этом деле важно сократить срок подготовки ну хотя бы до 2-3х недель.


    1. lingvo
      05.02.2018 21:03

      То есть нужна станция где-то на восемь человек: 2 обслуживающих персонала + 6 туристов.
      49 недель на 6 человек = 300 человек в год — почти 6 миллиардов баксов дохода.
      6 человек + провизию для них на неделю можно будет привести за 1 запуск Драгона 2. Себестоимость запуска Фалкона к станции — ну пусть будет 100млн, но я думаю в реальности ее можно будет скинуть до 50млн. В итоге на поддержку станции/отеля остается больше 3-х миллиардов в год — помоему более чем достаточно. Не?


      1. Alcpp
        06.02.2018 22:58

        Не учли подготовку к полету и использование инфраструктуры.


      1. saboteur_kiev
        07.02.2018 14:33

        На фалконах еще не запускали живых людей.


        1. lingvo
          07.02.2018 14:46

          Ну лично я не сомневаюсь, что их рано или поздно запустят. Контракт с НАСА есть и его надо выполнять.


          1. saboteur_kiev
            07.02.2018 19:09

            Я тоже не сомневаюсь, что Маск запустит в космос человека. И не просто в космос, а на Марс, как он собственно собирался с самого начала.

            Вопрос — на базе чего вы считаете, что себестоимость скинется до 50 млн?
            Я вот не уверен —
            Для запуска человека нужен фалкон или фалкон хеви?
            Для запуска человека подойдет текущий режим нагрузок, или его нужно будет уменьшить (что может заметно увеличить стоимость)?
            Что делать после вывода на орбиту — там же не фалкон, а уже какой-то шатл, в котором человек должен лететь, а потом еще и вернуться назад.

            Когда эти моменты будут понятны, легче будет прикинуть стоимость.


  1. 3aicheg
    06.02.2018 06:32

    А за счёт чего такой разгул цен, от 20 до 40 миллионов?


    1. pyJIoH
      06.02.2018 13:19

      «Инфляция», сэр


      1. 3aicheg
        06.02.2018 19:11

        2006 год — 20 миллионов.
        2008 год — 30 миллионов.
        2009 год — 40 миллионов.
        Ничосе такая инфляция, вдвое за три года…


        1. pnetmon
          06.02.2018 21:06

          И кажется с 2015 — 8X миллионов для НАСА
          И в 2015 запуск за 52 миллиона для туриста


        1. romxx
          07.02.2018 00:52

          Стали летать на бОльшие сроки, вот цена и увеличилась. Посмотрите, кто платил больше, у них 11 и 14 дней.


          1. 3aicheg
            07.02.2018 08:45

            Ануше Ансари: 18-29 сентября (11 дней), 20 миллионов.
            Ричард Аллен Гэрриот: 12-23 октября (11 дней), 30 миллионов.
            Ги Лалиберте: 30 сентября — 11 октября (11 дней), 40 миллионов.


  1. VIPDC
    06.02.2018 07:16

    Ценник какой то маленький 20 млн $
    Люди за яхты и личные самолеты больше отдают.
    Надо делать 150 — 200 млн $
    Тогда может и будет реально для туристов отдельный модуль сделать


  1. Alcpp
    06.02.2018 22:56

    Почему программиста сначала отвезли за 20 млн, а потом за 35 млн? Вроде ж он уже опытный и на него меньше времени нужно было тратить.