У удалённой работы и фриланса в буквальном смысле многовековая история. Но её современная разновидность, известная под названием telecommuting, разумеется, гораздо моложе, а к его рождению самое непосредственное отношение имеет космическое агентство NASA. В общем, день космонавтики 2018 года — отличный повод для того, чтобы рассказать об истории дистанционной работы.

image

В 1960-е «автор» определения дистанционной работы «telecommuting» Джек Ниллес (Jack Nilles) работал инженером в NASA. Часто он думал о том, насколько неудобно каждый день добираться до работы. В результате он начал исследовать этот вопрос после ухода из агентства.
Необходимость формирования первых процессов дистанционной работы возникла в США как ответ на несколько факторов. Во-первых, этоНефтяной кризис 1973 года, также известный как “нефтяное эмбарго”. Если отставить в сторону политику, то в США просто отказались поставлять нефть. Президент США Ричард Никсон призвал американцев к экономии, беречь горючее и реже пользоваться автомобилями. Повысились цены на бензин. Во-вторых, в 1967 году Конгресс США принял «Акт о чистом воздухе», ужесточающий контроль за автомобильными выхлопами. Многие годы американцы ездили на работу в офисы, расположенные в центре города, не задумываясь об экологических последствиях.
Речь о работе из дома была только в планах — тогда ещё не было персональных компьютеров в каждом доме, а сеть ARPANET только-только преодолела атлантический океан, объединив учёных с разных материков. Изначально подразумевалось создание системы, позволяющей некоторым сотрудником находиться не в главном офисе, а в офисе-сателлите недалеко от дома. Главным интересом было сократить дорогу на работу.

Ниллес в 1973 году возглавил команду исследователей из Университета Южной Калифорнии и получил на него грант от Национального научного фонда США. У Университета было много контактов из бизнеса. «Подопытным кроликом» стала страховая компания, представителям которой эта идея казалась несколько безумной, как рассказывал сам Ниллес. Но важным для компании было снижение текучки кадров — треть штата приходилось нанимать каждый год. В основном это казалось сотрудников, которые занимались занимались вводом данных в базу. Второй проблемой была высокая стоимость недвижимости в Лос-Анджелесе, и компания хотела найти площади дешевле.

Чтобы люди работали из дома, тогда требовались слишком высокие затраты: счета за телефонную связь для передачи данных по модемам на 300 бод съедали бы все сэкономленные средства на этом проекте. Но выходом были недорогие отдельные офисы, куда сотрудники могли добраться на велосипеде или пешком. Данные вбивались на миникомпьютеры, затем передавались на локальную машину, загружающую их в мейнфрейм в головном офисе раз пару раз в день или ночью.

Продуктивность работников поднялась на 18%, текучесть кадров начала стремиться к нулю, а затраты на площадки для работы снизились. Успешный проект изначально назывался Telecommunications-Transportation Tradeoff Project — то есть «Компромисс между телекоммуникациями и транспортом» и, чтобы сделать его более благозвучным, Нильс предложил понятие Telecommuting. Это случилось ровно 45 лет назад, в 1973 году.

Изначально главной целью были не офисы-сателлиты, а удалённая работа людей из дома или из любого другого места. Появление персональных компьютеров подстегнуло это направление. Просто тогда компьютеры стоили слишком дорого. В 1975 года IBM выпустил портативный ПК 5100, 25-килограммовая машина стоила 20 000 долларов, что в переводе на американские доллары текущего дня превышает $90 000.



В 1976 году собранный Стивом Возняком в гараже Apple 1 можно было купить за 666,66 долларов, около $3 000 на сегодня, а пришедший ему на смену годом позже Apple II стоил от 1300 до 2600 долларов — $5399 и $11000 соответственно на сегодня с учётом инфляции.



Благодаря «буму» персональных компьютеров уже в 1984 году компьютер дома имели 8,2% американских семей, а к 1993 году — 22,9%. Подобному распространению персональных компьютеров немало способствовали не только производители оборудования, но и софтверные компании, конкретно — Microsoft, которая некоторое время проработала под лозунгом «персональный компьютер в каждый дом и на каждый стол». Всё это готовило людей к следующему этапу — появлению Всемирной сети.

Но для обеспечения этого «бума» они должны были стать доступнее в плане цены. Первым домашним компьютером, который стоит меньше 600 долларов, стал TRS-80, который продавала Radio Shack. На картинке ниже его рекламирует Айзек Азимов. Затем были несколько популярных моделей от Atari, которых продали более двух миллионов штук в период с 1979 по 1985 годы.



Чем доступнее становились компьютеры и связь, тем больше компаний могли позволить себе работать с сотрудниками дистанционно. В 1980 году 2,3% всей рабочей силы в США работали удалённо каждый день, а сейчас этот показатель составляет 25%. Но тут во многом «вина» мобильных устройств, позволяющих выполнять часть работы в любое время.

В конце 1970-х глава специального Комитета по экономическому развитию США Фрэнк Скифф (Frank Skiff) продолжил работу Ниллеса и предложил термин flexiplace — гибкое рабочее место. «Миллионы американцев ездят на работу пять дней в неделю, чаще всего на автомобилях и автобусах, и эти передвижения объясняют значительную часть потребления бензина в стране, пробки на дорогах и загрязнение воздуха, что является основным источником психического и физического стресса», — писал Скифф в статье «Работа из дома экономит бензин» в Washington Post в 1979 году. Популяризация телеработы, как считают некоторые эксперты, началась с этой статьи.

В 1980-е годы Ниллес продолжал изучать телеработу, а Фрэнк Скифф начал внедрять дистанционную работу в рамках правительственной программы в государственные министерства и ведомства. Одним из таких ведомств стало NASA. В мае 1994 года подрядчик NASA составил отчёт об исследовании «Дистанционная работа (работа-из-дома) в Исследовательском центре им. Дж. Льюиса». В рамках пилотного проекта нескольких сотрудников NASA отправили домой, оснастили компьютерами и заставили прекратить ходить на работу.

«Нет абсолютно никакой технологической причины, из-за которой кто-то не мог бы прочитать этот отчёт из дома. Также нет никакой причины, почему многие люди, которые должны отчитываться перед руководством, должны при этом быть в том же месте. Одна из главных причин дистанционной работы — её удобство. Японские фирмы, например, используют офисы-сателлиты вокруг Токио, чтобы уменьшить количество работников, передвигающихся по городу. Компаниям таким образом проще нанимать и удерживать хороших сотрудников», — так рассказывают об удалённой работе авторы исследования.

Авторы исследования отметили, что работа из дома помогает сократить количество вредных выбросов автомобилей, разгружает общественный транспорт, помогает компаниям соблюдать законодательные акты, связанные с защитой окружающей среды.

И одна из самых главных причин — дистанционная работа позволяет сохранить лучших сотрудников, если они не могут ездить в офис из-за болезни или беременности. Компании получают возможность нанимать лучших специалистов из любой точки мира, не думая о географических препятствиях.


Дистанционная работа: за и против. Telecommuting (Work -at-Home) at NASA Lewis Research Center. Источник

На NASA работают тысячи сотрудников по всему миру, агентство пропагандирует дистанционную работу в рамках программы Work From Anywhere. Любой сотрудник может пообщаться с супервайзером на тему возможности работать вне офиса постоянно или хотя бы частично.

Среди сотрудников, работающих удалённо, можно назвать людей, занимающихся научными изысканиями в одном из дистанционных офисов — на Международной космической станции, где собрались космонавты и астронавты из нескольких стран. На высоте 400 километров над уровнем моря они ведут диалог с Землёй и ведут аккаунты в социальных сетях, хотя связь там не очень быстрая.



Интернет, который вырос из проекта Минобороны США под названием ARPANET, к 1994 году распространился на весь остальной мир. И у мира уже были инструменты для работы — персональные компьютеры. Следующим этапом стала мобильность со смартфонами и планшетами в конце 2010-х годов.

По результатам опроса 15 000 взрослых граждан США, в 2016 году 43% из них хотя бы иногда работали вне офиса… Но один из главных факторов — это развитие технологий. Если в 1973 году экономически было невыгодно ставить дома у сотрудника терминал, то в 1990-е с удешевлением компьютеров появлением интернета это стало возможным. Сегодня есть множество инструментов для совместной работы вроде Slack, а проникновение интернета достигло в России 73%, в Японии — 97%, в США — 87%, в Индии — 34%, что позволяет работать почти из любой точки планеты.

Дополнительный импульс дают государственные инициативы. В Японии на государственном уровне поддерживают удалённую работу, а местные компании создают новые инструменты вроде этого милого робота OriHime. «Я чувствую атмосферу офиса так, будто я нахожусь там», — рассказывает один из удалённых сотрудников. Робот позволяет увидеть офис и пообщаться с коллегами.



На сентябрь 2016 года 13,3% компаний в Японии работали с удалёнными сотрудниками, ещё 3,3% планировали использовать эту модель. Министерство внутренних дел и коммуникаций Японии отмечало, что компании, в которых практикуется дистанционная работа, в среднем в 1,6 раз более продуктивны, чем другие.

Согласно одному из последних исследований, проведённых в США, средний годовой доход дистанционных сотрудников на $4 000 выше, чем у других, а процент мужчин и женщин примерно равен. У дистанционной работы и минусы, о которых, например, в 1993 году говорили авторы исследования для NASA. Это отсутствие границы между личной жизнью и работой, что особенно актуально из-за популярности мессенджеров, меньшее количество взаимодействие с коллегами и больше возможностей отвлечься от работы из-за членов семьи, но эти проблемы решают сами работники.

Ниллес продолжает консультировать компании на тему дистанционной работы и сейчас.

Комментарии (2)


  1. it_manager
    13.04.2018 13:58

    offtop конечно, но раз-два в месяц на hh.ru всплывают вакансии от Crossover обязательно содержащие в своём названии «Vice President of ....» и даже «Senior Vice President of...» Мне интересно — куда вам столько вице-президентов, да ещё и на удалёнке? :-)


  1. vme Автор
    13.04.2018 14:58

    Как уже писал Слава Кулаков в своей статье компания Crossover входит в структуру ESW Capital, которая очень агрессивно скупает и оптимизирует другие компании с интересными продуктами. Вот для работы над этими продуктами и оптимизацией компаний нам и нужны эти люди.