Мы поговорили с ним о том, почему сейчас с этим брендом его ничего не связывает и как он основал новую компанию. Как появилась идея металлических сборных моделей, сколько времени и сил уходит на разработку, почему SolidWorks убивает творчество и когда же бейкеры на «Кикстартере» получат свои модели — обо всем этом и многом другом читайте под катом.
— Денис, расскажите, кто вы по образованию и чем занимались до конструкторов?
— У меня, как это обычно у нас бывает, экономическое образование. Украинская академия банковского дела, факультет «Финансы». После этого около пяти лет я работал в экономической журналистике в разных газетах: «Компаньон», «Дело».
Вообще многое из того, что я знаю и умею, шло у меня именно от проектов. Как-то мне пришла в голову идея, ради которой я научился работать в 3D-редакторе. В 2006 году у меня был проект, с которым я ездил по разным заводам, но на тот момент никому не было интересно производить уникальные чашки — только партии от 10 000 штук. С проектом не получилось, но зато остались скиллы в 3D-моделировании. А потом меня затянуло в сферу дизайна и я еще несколько лет проработал в интерьерной, выставочном.
Иногда настигало разочарование: я думал что никогда не запущу никакой проект, что они мало кому интересны. Но вдруг возникла тема со всеми этими стартапами — я сел в кресло и подумал: чего бы мне такого сделать, чтобы больше ничего не делать? Но «ничего не делать» вообще не удалось — до сих пор приходится, как говорится, вjobывать, колбасить. Но это, наверно, еще и от характера зависит. Мне трудно на чем-то одном остановиться, нужно чтобы два проекта было, больше.
Два года ушло на придумывание конструктора, который впоследствии стал UGears. Когда смотришь на какой-то готовый интересный конструктор, то думаешь: ну, я такое мог бы воспроизвести за месяц-два. Но когда сам начинаешь делать с нуля, получается значительно дольше. Вначале я думал делать его из картона, штамповкой. Потом перебирал другие варианты: пенокартон, чистое дерево, пенополистирол, но тоже не вышло. В итоге пришел к фанере и лазерной резке. Сейчас я такой же процесс прохожу с металлом. Большое? Маленькое? Какие толщины? На то, чтобы найти ответы на все эти вопросы, порой уходят годы.
Я, кстати, одному из первых показал тот конструктор Артемию Лебедеву. Он сказал: о, круто! И стал одним из первых наших покупателей. Потом по решению моего партнера на время Студия перестала торговать UGears. Сейчас снова торгуют, но я уже никак с ними не связан.
— Как вышло, что человек, который все придумал, больше не участвует в делах UGears?
— Я обычно люблю говорить, что я «автор идеи» или «бывший основатель». Это конечно для меня такая тема… неприятная. Сейчас я полностью вышел из проекта и к нему отношения не имею — продал свою долю.
Сам лично я сделал для UGears около восьми моделей. Дизайнеры, которых я нанимал, — еще моделей пять. Последнее, что у них появлялось — лошади, самолеты — это уже не при мне. Лошадь неплохая, а остальные модели, я считаю, слишком перегружены.
Когда мы с бывшим партнером встретились на выставке в Германии, я сказал ему, что новым проектом [туда входят и фанерные модели тоже] показываю, куда должен двигаться рынок «фанерок». Последние модели [Ugears] стали слишком огромными, перегруженными, а я считаю, что они должны быть маленькими, легкими и компактными.
— Как и когда появилась идея сделать Time 4 Machine?
— Фактически сразу после выхода из UGears появилась идея. Тот проект был красивый. Жалко, что он достался людям, которые никогда самим моделизмом не увлекались. Они неплохие менеджеры и «продажники», но…
Мне однажды приснился сон про нарезной батон, только из железа. А потом я как-то утром варил кофе и меня осенило: можно же делать модели из металла! Тут такой странный момент. Я, естественно, и раньше понимал, что их можно делать металлическими, но совсем другое, когда тебя осеняет, как это надо делать. Но все равно довольно много времени ушло на поиски визуального решения. Даже по картинке можно уже понять: о, это модельный ряд!
Я думал, что у меня на разработку уйдет три месяца. Ну или полгода. Ушло уже больше года, а мы все еще на этапе старта продаж. Но модели очень привлекают внимание на выставках. Почему, не знаю. Может, потому что оно блестящее. А уж когда люди узнают, что оно еще и едет.
И еще одно из преимуществ — они маленькие. Фанерные модели классные, но здоровые. Соберешь два грузовика и уже думаешь: а куда их ставить? Металлические модели меньше, в них точнее можно делать механику, реальные механизмы. Пока не могу рассказать подробно, но сейчас мы разрабатываем модели, которые будут не столько игрушками, сколько настоящими механизмами. У нас даже есть патенты на некоторые виды соединений.
— Сколько человек сейчас работает в команде Time 4 Machine?
— В Киеве — семеро. В Днепре — еще около пяти человек. Это не считая инвесторов, консультантов. То есть больше десяти человек разработчиков.
— А как возникают идеи новых моделей?
— Идей много. Их надо скорее даже отсеивать. Сейчас делаем паровоз, который сначала заказали у очень крутого художника. Но уже внесли много изменений. Красивый получается стримлайнер. Еще сейчас в разработке печатная машинка. При этом мы не страдаем реализмом. Сейчас у нас механизмы в стиле яиц фаберже. Конструкторы для взрослых: сложные, красивые, изящные.
Вообще любой проект поначалу идет из сердца автора, а потом начинается так называемые stage management — это когда эскиз идет в отдел маркетинга, тестируется на фокус-группах. А маркетинг вам говорит: «Знаете что? Этот эскиз никому не нужен, он конкурирует с вашей предыдущей моделью, он ее будет вытеснять. А еще он большой и дорогой, а рассчитан на детей. Поэтому сделайте либо простой и дешевый конструктор для детей, либо большой и дорогой — для директоров. Только директора не будут собирать такой конструктор, потому что не существует такого понятия как «элитный конструктор». И приходится держать некий баланс, конечно.
Но пока мы идем по наитию. Впереди — голубой океан. Пока на рынке нет другого металлического танка. Это потом начнется: а что бы такого сделать, чтобы не напороться на такую же модель другой фирмы.
— Почему ваши модели в основном в ретро-стиле?
— Я вообще думал, что стим-панк умрет. Закончится где-то в 2016 году. Но он живет… Я позиционирую это «железо» как дизель-панк — на него мы больше похожи. Я думаю, это связано с тем, что механическая модель с большими шестернями — она понятна.
А на электронику человек смотрит и не понимает, как она работает, он с ней может только взаимодействовать. В ней мало красоты и много утилитарности, а люди устают от утилитарности. Да вообще — это просто красиво. Меня некоторые упрекают за «вензеля», но не хотелось сразу делать военный танк, реалистичный, с башней — это все потом придет.
— Почему металл, а не, скажем, пластик?
— Я поднимал эту тему еще даже в UGears. Можно же делать литьевые формы. Но в одной модели 50 уникальных деталей — это 50 форм. То есть сразу тянет не на 10к долларов, а тысяч на 50. Это большой риск. А лазер позволяет делать уникальные штуки хоть каждый раз.
И, кстати, о разнице между конструктором и моделью. Конструктор — это когда из одного набора ты можешь собрать пять разных моделей. А в данном случае речь идет о моделях. Сейчас, наверное, можно было бы вложиться в пластик. И я думаю, что китайцы вложатся. Но тактильно металл приятнее. И еще он более живучий. В фанерных моделях резинки высыхают, материал рассыхается или размокает, модель желтеет, портится. А в металлических моделях мы пружины используем. И в новых своих фанерных моделях мы тоже пружины внедрили, кстати.
— Сколько времени уходит на разработку одной модели?
— Ну вот мы делали контейнер для визиток — ушло два дня. Но сейчас делаем печатную машинку уже месяц. Вообще в среднем на одну модель лучше закладывать полгода. Многие фирмы, которые вошли в эту область столкнулись с проблемой дизайнеров. А потом бегают по рынку и спрашивают: Денис, а у тебя нет дизайнеров? Есть контакты?
Не каждый с такими задачами может справиться. Недавно столкнулись с этим: конструктору, который разрабатывает газонокосилки, сделать из этих полосок металла что-то работающее оказалось очень трудно. Сложно балансировать между дизайном, легкостью сборки и внешним видом. Сам я к этому шел два года с лишним.
Именно технически интересные идеи люди выдают иногда почти сразу. Приходит специалист с завода им. Антонова и выдает что-то, на что можно сказать только «вау!». Но для сборной модели это не подойдет.
— Сколько итераций проходит модель от идеи до воплощения?
— У меня на рабочем месте завал из этих моделек. Допустим, модель танка сейчас прошла 25 итераций. Как таковой он ездил давно, но маятники и гусеницы иногда заедали. Пришлось делать так, чтобы модель не была слишком точной и немножко люфтила. На некоторых деталях зависаешь надолго. Допустим, эти самые маятник и гусеницы мы делаем уже несколько месяцев. Но уже довели их до ума.
Или я взял и запихнул в кабриолет коробку передач, рессоры спереди и сзади. Но сзади пришлось убрать. Запихнул туда автопилот руля — чтобы сама подруливала. Сделал бардачок. Рычаг включения/выключения и замедления.
Прошел год, и я спросил себя: нафига? Можно же было просто сделать так, чтобы она вперед ехала. Все пытаются сначала сделать сложно, круто. А потом появляется вот эта элегантность, когда регулятор скорости создается не из 10—15 деталей, а из трех.
— Какое ПО используете для построения чертежей?
— Стараемся переходить на SolidWorks, но многие у нас работают в 3DSMax. Но должен сказать, что программа иногда убивает дизайн. На мой взгляд SolidWorks понемногу подталкивает тебя, чтобы ты рисовал ровненько с закруглениями, а не вычерчивал яйца Фаберже. А она склоняет тебя к тому, чтобы ты рисовал коробочек. А такие программы как 3DSMax не убивают дизайн. Ты не боишься в нем рисовать, он не подталкивает тебя к черчению.
— Где сейчас находится производство?
— Производство находится в Украине. Оно пока совсем не большое — это лазерный станок по металлу. Хотя мы планируем в Китай идти и планируем использовать другой способ производства.
— Сколько стоит станок и как быстро отбивается?
— Станок стоит стоит около 60к долларов. Мы считали, что если его загрузить с утра до вечера, то он окупится за 3-4 месяца. Но лазер — немножко нестабильная технология, довольно много бракует — внезапно появляется то нагар, то какие-то виляния. Возможно, надо было покупать станок за 300 000. А этот станок мы расцениваем как тестовый.
— Что за металл используете?
— Нержавеющая сталь. AISI в основном берем — глянцевая, не ржавеет. Хотя есть идея наоборот взять ржавеющую сталь. Одной из следующих моделей я хотел сделать трактор К-700, «Кировец», чтобы он был весь блестящий, а колеса — черные.
— Металлические пластины выглядят опасно. Можно ли порезаться при сборке?
— Страшнее выглядит, чем ощущается в руках. Можно иногда порезаться, если что-то из руки выскочит. Но в целом у деталей абсолютно нормальные, безопасные края, о которые сложно порезаться.
— Как подбирают возрастные ограничения?
— Все эти модели идут с ограничением по возрасту 14+. Это такая хитрость, которая позволяет не получать сертификаты. Когда в наборе больше 500 деталей, это априори не может считаться детским товаром. Официально мы делаем модели для коллекционеров — так работают все компании в этой сфере. При этом мы, конечно прошли необходимые проверки. Есть экспертиза СЭС, что модели не вредные. И этим в принципе ограничились.
— Модели Ugears идеально собирались только в рекламе и обзорах, а на деле часто приходилось что-то дошлифовывать напильником. Как себя ведут металлические детали?
— В металле чуть по-другому. Дырки в деталях делаются чуть больше, туда спокойно заводится ушко, потом берете плоскогубцы и проворачиваете. Одно ушко еще может плохо держать, но если их два, то намертво. Когда после металлических моделей возвращаешься к фанерным, удивляешься, как это все приходится запихивать в пазы.
— Кампания на Kickstarter получилась более чем успешной, но в комментариях много недовольных сроками. Когда эти 479 человек получат свои наборы?
— Мы уже готовы отправить кабриолеты. Очень затянулись тесты: мы полностью переделывали инструкции, потому что у народа не получалось собирать.
Этот проект получился тяжелее, чем предыдущий. Мы долго сидели на кабриолете, долго домучивали танк. Просто не получалось. Плюс у нас не так много ресурсов. Я считаю кампанию на Kickstarter неуспешной. 52 000 долларов — это не много.
— Зачем нужны инвесторы, если есть Kickstarter? Разве не хочется быть единственным владельцем бизнеса?
— Это возможно, когда у тебя уже есть прототип и тысяч хотя бы десять долларов на запуск. На тот момент, когда я подписывал инвестиционное соглашение на Time 4 Machine, у меня в кармане были последние 10 баксов.
Инвестиции изначально были небольшие. Но проект оказался тяжелее, чем планировали. Я ожидал, что мы сделаем все за полгода. Сейчас обсуждаем участие еще одного инвестора — нужны деньги на Китай.
— Когда ваш конструктор можно будет купить в рознице?
— Как только мы отправим кабриолеты и выполним обязательства перед Kickstarter, они сразу же пойдут в розницу.
— Где самый большой спрос на такие сборные модели?
— В основном — это США. Есть такая компания MetalEarth. Они делают металлические модельки, но статичные. Там это очень популярно. Но Европу, Россию, Казахстан мы тоже рассматриваем. Со всеми, кто захочет торговать, мы готовы сотрудничать.
— Что входит в набор помимо самих деталей?
— На «Кикстартере» сейчас идет премиум-версия. Мы туда вложили даже тряпочку для протирки. Положили и плоскогубцы, хотя могли не класть. Но когда покупатель начинает искать дома плоскогубцы, щипчики маленькие — это влияет на восприятие.
Толстые детали из 3 мм стали лежат в отдельном пакетике. Пружина — тоже отдельно. Ну и инструкция конечно. Остальные детали лежат в ячейках в таких картонных планшетах, прикрытых шпоном. Это такая… лакшери-версия, которую мой партнер разработал. Мы ее планируем сохранить — хочешь купи и почувствуй, что открыл «профессиональный» набор механика.
Будет и попроще версия — там детали держатся в металле, — но она тоже будет красивой. Коробка из черного картона с шелко-трафаретной печатью. Щипчики там тоже будут.
— Нет ли в планах универсального конструктора?
— Помните советский металлический конструктор «в дырочку»? Получается, что такое уже придумали до нас. И, кроме того, оно рассчитано на довольно грубую штамповку. А нам хочется «тонкие» вещи делать. Пока я в эту сторону не особо думаю.
— Если Хабр и Geektimes захотят эксклюзивную модель, из этого что-то получится?
— Такое возможно. Запросы периодически приходят. Но это должна быть либо простая модель, которую мы сделаем быстро, либо сложная, но тогда нужно договариваться, что потом мы будем ее продавать со своим логотипом.
Мы готовы для Хабрасообщества сделать какую-то модель, думаю, это будет всем полезно. Генерите идеи!
— У вас в Фейсбуке появилось видео с фанерным автомобилем Элвиса, но под брендом Time 4 Machine. Что это?
— Мы поняли, что весь рынок пошел не туда. Модели стали выходить все сложнее и сложнее. Мы решили делать из фанеры небольшие, элегантные модельки, но в то же время интересные — это позволила сделать пружина.
А блок мотора с резиной занимает реально очень много места. Считайте это подпроектом Time 4 Machine. Его ведут отдельные люди, как и направления электронных и бумажных моделей.
— Кто ваши главные конкуренты?
— Мы еще толком не вышли на рынок. Мы делаем что-то среднее между MetalEarthи UGears. От MetalEarth я ожидаю либо каких-то исков, либо что они начнут нас копировать. Патенты UGears я знаю — основные я сам разрабатывал. Да и все не запатентуешь: на соединения шип-паз это не распространяется, на лазерную резку фанеры — тоже.
— 2 месяца назад вы создали на фейсбуке закрытую группу «Дизайнеры механических моделей». Что там внутри происходит?
— Возник такой интересный рынок — он есть, а профсоюза нет. Некоторых я консультирую. Некоторые предлагают сотрудничество. Мне, например пишут: я из Казахстана, хочу быть вам конкурентом, помогите мне, пожалуйста. И я помогаю.
Там куча дизайнеров. Кто-то может написать: я уволился, возьмите меня на работу. Можем обсудить модели, новинки, технические решения. В фанере, где много трения, многие стандартные решения пришлось заново изобретать. Мы фанерного кардана сделали шесть версий, пока он не заработал. В общем, стучитесь, если интересно.
Комментарии (23)
Monoroch
05.05.2018 15:32+2Последние модели [Ugears] стали слишком огромными, перегруженными, а я считаю, что они должны быть маленькими, легкими и компактными.
А мне наоборот гораздо более интересны сложные, крупные модели. Прям чувствуешь, что собираешь нечто стоящее, а не игрушку из киндер сюрприза из 5 деталек.
Выбор должен быть, а уж аудитория для сложных моделей 100% нашлась бы.
Conung_ViC
05.05.2018 17:06+1На АлиЭкспресс такие металлические сборные модели гуглятся десятками, а то и сотнями. Что именно он придумал? В чем его новизна?
tuxx
05.05.2018 17:25Там статичные модели, а тут движущиеся. Плюс улучшенные комплектации нормальной упаковкой
trimtomato
05.05.2018 17:39Ну они двигаются. А по сути, да ничем они не отличаются. Но, например, почти одинаковый кофе тоже производит куча компаний. Просто есть достаточно большой круг любителей этого дела (даже я такую модель собрал). Вот они и верят что у них выйдет получить кусок этого пирога.
Или вы имеете в виду зачем публикация?! Публикация для продвижения.
Daddy_Cool
05.05.2018 17:54Господа! Порекомендуйте хороший металлический конструктор для взрослых! В духе советских. Перерыл весь интернет, то что нашел — какая-то фигня. Купил самый большой Meccano — но… много мелких однотипных элементов. И самих типов элементов очень мало. Из советских можно было собрать десятки моделей — деталей было много и разных. А тут… типа собери вот эту бронзовую статую Чапаева. Плюс дюймовая разметка. Из плюсов — это сталь, а не алюминий. Наши — «Десятое королевство» — делают в таком же стиле.
В общем вот бизнес идея — прочный металлический конструктор для любых поделок, с докупаемыми элементами. А если сделать еще красивенько — то вообще можно будет элементы интерьера делать.
Правда есть подозрение, что стоить оно будет неадекватно дорого, но может и адекватно. Советский конструктор стоил кстати где-то 9 рублей (емнип), т.е. условно 4-5% тогдашней ЗП. А чтобы такой конструктор стоил сейчас 2500 руб, что-то не верится. Может потому и нет их.Moog_Prodigy
05.05.2018 18:43Про 2500 не знаю, но что значит советский металлический конструктор? Планки разной длины с отверстиями, оси, мешок винтов и гаек м3. Метиз покупаете в любом хозмаге на вес, а детали можно на том же лазере заказать. Форма у заготовок простецкая, любой кад осилит. Потом выгнуть как угодно. Наверное подороже обойдется, но зато потом хоть Звезду Смерти собирай. Можно хоть тонну деталей сделать, можно при недостатке дозаказывать новые. И да, для взрослых.
Daddy_Cool
05.05.2018 19:041. Планки
2. Планки загнутые — Г-образные
3. Планки загнутые — П-образные.
4. Пластины.
5. Пластины загнутые — Г-образные
6. Пластины загнутые — П-образные.
Это всё разных размеров.
Шпильки, стержни, колесики разные.
Хочется уже в готовом виде.
Резка металла лазером — пробовал — типа заказ от 15 тыс рублей. )
Выгнуть… ровно… я не умею (((.
Обработка краев нужна какая-то.
Сейчас мы делаем, что надо сами на коленке или просим токаря-фрезеровщика. Предварительно продумав и нарисовав эскизы. Идея конструктора — чтобы было можно сразу взять и что-то сделать. Т.е. что-то типа прототипирование. Из того же Меккано я шустренько сделал мини-стенд для некой волоконно-оптической хреньки.
alexey_public
06.05.2018 21:46Обычно гибка и резка лазером идут вместе. Причем дешевле.
Но в принципе могу попробовать разработать и изготовить у нас.
Опыт работы с лазерной резкой и гибкой есть, не думал что могут быть подобные проблемы.
Да и мысли о подобном бизнес-конструкторе тоже были. Можно попробовать реализовать практически.
Boba_Fett
05.05.2018 19:32Авто-мототехника? Радиоуправляемые модели? Те и другие продаются в виде наборов «сделай сам», правда первые достаточно редко.
tormozedison
05.05.2018 21:39Пишущая машинка будет действующей?
DenisOkhrimenko
06.05.2018 22:19Да. Компактная но полноценная.
tormozedison
06.05.2018 23:28Вот это новость. Считается, что последнюю в мире пишущую машинку изготовили в Индии в 2011 году. Оказывается, не последнюю, скоро будут новые.
DenisOkhrimenko
07.05.2018 01:07Да я нашим говорил, если получится станем единственными в мире производителями ))
deepform
05.05.2018 22:23Главное, что вы разрабатываете и делаете сами, а не продаете китайские штуки со своим шильдиком.
Есть конкуренты — стимул развиваться.
Да и приятно, что соотечественники.
nomadmoon
05.05.2018 22:36> В Днепре — еще около пяти человек.
Ёпт, это только у меня эта новейшая топонимика неизменно вызывает первейшую ассоциацию с «Ктооооо проживает на дне океана?»
Модельки симпатишные, прям симпатишные. Фанерки, хоть и бодро пропихивались мракетологами, если честно всё равно вызывали ассоциации с костылями какими то, а железные как то… Эстетически приятнее что ли.sasha1024
06.05.2018 14:52Ёпт, это только у меня эта новейшая топонимика неизменно вызывает первейшую ассоциацию с «Ктооооо проживает на дне океана?»
:D
Но вообще в разговорной речи жители называли свой город «Днепр» задолго до переименования (у меня это первое время вызывало непонятки, мол, «Днепр — это что: Днепродзержинск [ныне Каменское], Днепропетровск [ныне Днепр], Днепрорудное [ныне Днепрорудное] или …?», потом привык).
Wyrax
07.05.2018 14:03Вас же не смущают штаты Миссури и Миссисипи, города Рио-де-Жанейро, Солт Лейк Сити, Риека, да Москва в конце концов! :)
Ойконим «Москва».
gmk1
07.05.2018 14:04Металлические, даже не получается назвать их конструкторами существуют, Но это скорее всего действующие игрушки. Хотя перед этим их надо собрать. Китайцы выпускают танк Тигр, Пластика там нет, только резиновые ободы катков. Но и сами катки замучаешься собирать. Жаль что этот Тигр выходит дорогим. Второе интересное направление, это паровозы. Не те пластиковые игрушки что всем известны. А самые что ни на есть настоящие паровозы. Некоторые из них даже топят углем. В русском сегменте это направление почти не развито. В заграничном ищется в гооглее по запросу — ливе стеам локомотиве. Существуют несколько фирм которые выпускают данные вещи как в виде конструкторов, так и в виде готовых моделей. Можно найти и чертежи.
EndUser
Какой нть фиджет для размышлений?
Но чтобы не лязгал в опенспейсе. ;-)