Нанимать сложно. Нанимать на потоке много человек в месяц ещё сложнее.


Для компании найм сложен тем, что приходится конкурировать с другими компаниями, которые предоставляют схожие, а иногда и лучшие условия. Нужно уметь чем-то выделяться, предоставлять возможности, которых нет у других.


Для человека смена работы это, как правило, дополнительная психологическая нагрузка: новые задачи, новые коллеги, новый маршрут поездок на работу. А при найме в Яндекс добавляется ещё и нелёгкий выбор команды, в которой предстоит работать. У нас всегда есть предложения от нескольких команд, и соискателю нужно за короткое время собеседований и получения предложения о работе выбрать, в какую команду идти.


Наш отдел поисковых интерфейсов и сервисов для организаций постоянно ищет разработчиков и конкурирует за их внимание не только с другими компаниями, но и с другими отделами в Яндексе. В самом отделе много разнородных направлений и большой выбор проектов и решаемых задач. Мы нанимаем несколько человек в месяц.


У нас есть те, кто хорошо умеет проводить собеседования. Но когда вакансия в команду закрыта, собеседующему с большим опытом нет необходимости продолжать это делать, пока у него не откроется новая вакансия в команду.


Собрав всё это вместе и хорошо подумав, мы решили нанимать в отдел через «буткемп». В этом случае мы одним выстрелом убиваем несколько зайцев сразу:


  • новый человек выходит в отдел не сразу в какую-то определённую команду, а в отдельную группу на три месяца, в которой есть возможность попробовать задачи всех команд отдела. Это позволяет осмотреться и принять решение, понять, что больше нравится.
  • у команд появляется возможность решить, хотят и могут ли они работать с этим человеком. Из собеседований не всегда можно понять взгляды на разработку. А поделав вместе задачи, сразу становится ясно, стоит ли вместе дальше идти.
  • общую информацию рассказываем новичкам не каждому по отдельности, а всем вместе сразу.
  • и те, кто умеют хорошо собеседовать, не перестают это делать с закрытием своей вакансии, поскольку открытые вакансии в отдел есть всегда.

Группы отдела есть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Минске, Иннополисе и Симферополе. Нанимаем во всех городах — соответственно, и буткемп проходит во всех городах. При найме из других городов помогаем переехать в любой город из списка выше.


Задачи в буткемп собираем со всех команд. Они должны быть не очень сложными, но с хорошим обучающим потенциалом. Накладываем ограничения: за 2.5 месяца нужно сделать не менее десяти задач, не больше пяти задач в одном проекте и не менее трёх — в разных проектах.


Это означает, что нужно будет за это время развернуть у себя рабочие копии разных проектов, понять их структуру, сборку, понять и сделать сами задачи, провести их через ревью, тестирование и выкатить в продакшн.


У каждой задачи в буткемпе есть тот, кто может отвечать на вопросы по ней, делать ревью кода и принимать результат.


А ещё у каждого буткемпера есть ментор, к которому можно ходить с вопросами, когда совсем ничего не понятно. Он же помогает с выбором задач на время стажировки и принимает финальное решение в конце, прошёл человек испытательный срок или нет. Но при этом он не тратит всё своё время на помощь буткемперу, основные точки пересечения по задачам у буткемпера всё-таки с владельцами задач.


Важно, чтобы ментор и буткемпер находились в одном городе.


На время буткемпа нет определённого закреплённого рабочего места. Мы считаем, лучше сидеть с той командой, задачи которой сейчас в работе. Общаться с этой командой, вместе ходить на обед — это всё позволяет сработаться и сделать выбор.


Для собеседований мы организовали дежурства по неделям. Есть отдельная очередь для первичных удалённых скайп-собеседований, просмотра резюме и тестовых заданий. И отдельные очереди в каждом городе для очных собеседований. Это позволяет сбалансировать нагрузку на собеседующих и не сильно отрывать их от основной работы.


Мы нанимаем через буткемп всех разработчиков интерфейсов отдела, кроме стажёров и старших разработчиков. Стажёры и так работают в командах и требуют к себе повышенного внимания. В большинстве случаев команда, в которой человек проходил стажировку, уже знает его возможности и понимает, готова ли работать с ним дальше. Старший разработчик, наоборот, как правило, уже знает, чего хочет. И мы знаем, в какой команде он нанесёт наибольшую пользу. Можно сделать выбор без прохождения буткемпа.


Мы пока в самом начале организации этого процесса, и наверняка будут исправления и дополнения по ходу. Но нам пока нравится, что получается, и в идеале мы хотим организовать найм через буткемп не только в нашем отделе, но и во всём Яндексе.

Комментарии (4)


  1. TimeCoder
    23.05.2018 09:22

    Класс! Только вот от ограничения числа задач/проектов пахнуло чем-то из разряда "количество строк кода как показатель эффективности". У вас такой быстрый старт, что человек успеет поднять несколько проектов и решить в каждом несколько задач? В реальном мире, что мне доводилось видеть, большие проекты, легаси — это все настроить нетривиально, доков нет, и пара дней нужна только чтобы все поставить, настроить. И это один проект. Задачи же тоже разные бывают. 10 задач — вы серьезно? Что лучше, для 10 скринов подправить подписи, или сделать один крутой алгоритм поиска?


    1. vithar Автор
      24.05.2018 18:01

      Да, за 10 недель разработчик успевает счекаутить/собрать три проекта и сделать в них минимум по три задачи плюс одна. Документация у нас есть.

      Задачи относительно простые, но обучающие.


  1. vgsnv
    24.05.2018 02:35

    А бывают такие случаи, когда кандидат не смог найти свою команду, или никто из команд не взял к себе человека? что вы тогда делаете в таких случаях?


    1. vithar Автор
      24.05.2018 02:36

      Бывают, в этом случае кандидат не проходит испытательный срок и мы расстаёмся.