С каждым годом появляется все больше и больше онлайн-школ, и почти все они проводят веб-конференции, технологии которых, в свою очередь, совершенствуются. Мне и моим коллегам тоже приходится проводить онлайн-встречи, и я хочу здесь, с одной стороны, поделиться накопленным опытом, а с другой – возможно, узнать что-то новое в комментариях, тем более, что я ввязался в качестве волонтера в подготовку онлайн-конференции по образовательному бизнесу Ed2People, и одной из центральных задач является выбор правильной платформы для вещания.
Сразу хочу заметить, что это статья – никак не путеводитель по технологиям веб-конференций, не сравнение возможностей и тарифов сервисов, а просто изложение принципов и последовательности шагов по подготовке онлайн-мероприятий с точки зрения простого пользователя. В статье нет скрытой рекламы, а выбор конкретных сервисов в качестве примеров обусловлен только тем, что я раньше с ними работал. Возможно, кому-то она покажется банальной, однако, я сам и мои коллеги затратили немалое время на изучение и тестирование описываемых решений. Это как бы сформировавшаяся у меня «картина мира» – мира онлайн-конференций. В каких-то местах она может быть неполной или даже неправильной. Будет здорово, если в комментариях вы меня поправите и дадите возможность узнать что-то новое.
Вебинары
Итак, если интернет-мероприятие перерастает формат онлайн-общения нескольких человек и/или начинает требовать минимального администрирования, например, запись на мероприятие через форму, распределение доступа и т.д., то от (обычно используемого в таких простых случаях) Skype коллектив обычно переходит к вебинарным сервисам. В России это традиционные VirtualRoom от Мираполис, Webinar.ru и появившиеся в последнее время более молодые сервисы, например, DreamStudy. Из иностранных сервисов я бы назвал Webex, Zoom, ClickToMeeting (еще раз: все что я перечислил – отнюдь не лучшее, даже на мой взгляд обычного пользователя, просто в разное время я имел с ними дело).
Вебинарные сервисы характеризуются простотой использования, схожим интерфейсом (обычно это список пользователей, демонстрация доски, презентации или экрана ведущего, его видеоизображение или аватар крупным планом или в миниатюре, текстовый чат и т.д.). Часто ни докладчику, ни зрителю ничего не нужно устанавливать на компьютер – достаточно браузера (иногда для специфических задач докладчика – расшаривание экрана, записи видео в файл – нужно установить расширение браузера или приложение, но делается это один раз).
Типовые сервисы предоставляют обычно удобную систему регистрации на вебинар. Например, предполагаемый участник заранее заполняет регистрационную форму, которую затем администратор вебинара может одобрить или отклонить. Зарегистрированные участники включаются в авторассылку, получая по электронной почте напоминания за определенное время перед вебинаром, войти на который могут по ссылке в письме.
Некоторые вебинарные сервисы позволяют интегрировать вебинары с LMS (системой управления обучения), в частности, объединить базы пользователей, автоматически публиковать записи вебинаров в библиотеке видеоконтента и даже включить онлайн-мероприятия в программу онлайн-курсов.
Стоит облачный сервис на 50-100 участников обычно от нуля (у многих бывают бесплатные тарифы-магниты) до $100, т.е. около $1 за человека. Это очень немного, и поэтому, если потребности организаторов находятся в этих пределах, то выбор вебинарного сервиса в качестве базового инструмента онлайн-мероприятия очевиден.
Решение вопроса перестает быть однозначным, если планируется мероприятие на несколько сот участников. По аналогии с другими товарами и услугами, может показаться, что цена докупаемых участников будет падать, т.е. составит не $1, а меньше, со скидкой «за опт». Но это не так.
- большие пакеты участников стоят кратно дороже (а иногда и прогрессивно увеличиваются в цене)
- некоторые сервисы не справляются с увеличением числа участников вебинара, и с его увеличением растет вероятность технических сбоев
- (этим же техническими проблемами, кстати, грешат и некоторые сервисы на малом числе участников, если вебинар длится долго – трансляция начинает «плыть», возникают помехи и разрывы связи).
Соответственно, возникает вопрос: что же делать, в чем решение проблемы? И в последнее время ответ появился.
Стриминг
Топовые видеоблогеры вещают одновременно на тысячные и миллионные аудитории. Эту возможность им (на самом деле нам, потому что, скажем, на Facebook или YouTube, прямые трансляции доступны почти всем) дал стриминг. Скажем, у меня на канале YouTube всего 2 тыс. подписчиков, и опцию прямых трансляций я использую уже несколько лет. Опция абсолютно бесплатная, и научиться работать с ней довольно несложно, т.к. управление осуществляется из «Творческой студии» YouTube.
Правда, на сегодняшний день стриминг имеет несколько ограничений. А именно:
- Трансляция обычно идет с 1-2-минутной задержкой, т.е. наладить полноценный интерактив, моментально отвечая на вопросы зрителей в чате, как в вебинарных решениях, не получится.
- Организация трансляции более сложная – нужно дополнительное вещательное ПО, которое устанавливается на компьютер организатора и которое, собственно, создает видеопоток, передаваемый в интернет.
- Соответственно, требования к мощности компьютера и интернет-каналу организатора стриминга (а также, заметим в скобкам, его техническим навыкам) довольно жесткие. Если хотя бы одна из этих трех составляющих – компьютер, интернет, навыки – дает сбой, результат неминуемо будет плачевный.
Что из себя представляет вещательное ПО? Это довольно сложный софт, который позволяет настроить «картинку» и звук трансляции. Наиболее популярным у моих коллег является бесплатный вариант OBS Studio, хорошо работающий с большинством стриминговых сервисов.
Аналогично устроены инструменты на других сервисах, например, Vimeo. Стриминг в Vimeo уже не бесплатный, зато этот сервис больше подходит для монетизации видео. Здесь также можно использовать или OBS Studio, или ПО самого Vimeo – программу LiveStreamStudio, которая имеет, как упрощенный (с минимумом настроек), так и сложный вариант интерфейса.
В любом случае, связь программы-бродкастера (OBS Studio, LiveStreamStudio и т.п.) и стримингового сервиса (YouTube, Vimeo, Facebook и т.д.) осуществляется по URL-адресу и паролю, который выдает стриминговый сервис.
URL-адрес/пароль достаточно скопировать в соответствующие поля ввода программы-бродкастера, чтобы связь между ним и стриминговым сервисом наладилась автоматически.
Помимо бесплатного вещательного ПО есть и коммерческие варианты, которые позволяют организовать стримы, мало отличающиеся по качеству от ТВ (опять же в скобках: при условии соответствующего качества компьютера и видеокамеры). В частности можно использовать «зеленые студии», чтобы менять фон и совмещать потоки от разных видеокамер, медиа-файлов, захвата экрана, заставок, титров и т.д.
Итак, одна из самых сильных сторон стриминга – это воможность создавать иллюзию живого присутствия, быстрого включения нового участника, получения пожертвований, ленты новостей и т.д. К примеру, оцените видеозапись стриминга неформального объединения профессионалов дистанционного образования обратив внимание на то, что участники, в общем-то сидят в домашней обстановке и, скорее всего, связываются с организатором по обычному Скайпу.
Как же организовать такой стриминг, представляющий собой интервью ведущего с одним или несколькими гостями в прямом эфире?
- Организатор настраивает стриминговый сервис и вещательное ПО и выводит ведущего в эфир. При этом, он заранее готовит шаблон экрана, располагая в нужных местах кадра картинки со смотрящей на него видеокамеры, фон, титры, заготовки видео от удаленных участников.
- В нужный момент ведущий связывается (скажем, по Skype) с гостями, которые ждут эфира. С точки зрения гостя, это обычный скайп-колл, никакие дополнительные средства для него не обязательны.
- Организатор / ведущий переключает планы в вещательном ПО, выбирая нужные предварительно заготовленные шаблоны, и все это автоматически транслируется в эфир (с минутной задержкой), причем необязательно одного сервиса, а, скажем, одновременно на YouTube, Facebook, VK.
Соответственно, чем профессиональней организатор (он же может быть одновременно и ведущим, хотя это и непросто), чем лучше у него оборудована студия (компьютеры, видеокамеры, ПО, интернет-канал, зеленый фон для подмены), тем лучше будет результат. От компьютера/камеры/интернет-канала участников тоже, конечно, много зависит, но для их стороны это не так критично.
На первый взгляд, наличие бесплатных инструментов делает экономику стриминга очень привлекательной. Однако, это не совсем так. Действительно, можно организовать стрим «на коленке», без затрат, но результат, скорее всего, будет так себе. Следует подчеркнуть особо трудоемкость стриминга. Это совершенно особый вид профессиональной деятельности, близкий к ТВ и киноиндустрии, которым сегодня владеют единицы. Стоимость организации качественных стримов может достигать десятков и сотен тысяч рублей единоразовых затрат, требовать дополнительного персонала и выделенных помещений, оборудования студии и т.д.
Вебинар+стриминг
Подведем итог: существует два типа решений: вебинарные (Zoom, Webex, Мираполис и т.д.) и "стриминговые" (YouTube, Vimeo). Вебинарные – это пакетные решения. Выбираем число комнат/пользователей, платим — получаем доступ, ничего дополнительно не нужно (все в браузере).
Со "стриминговыми"(YouTube, Vimeo) — сложнее. Нужен дополнительный софт, захватывающий видео (например, OBS) + средство коммуникации со спикерами (напр., Скайп или тот же Zoom).
Вебинары на 1000+ пользователей стоят дорого (грубо 1000=10*цена за 100 и дальше цена растет прогрессивно), а стриминговые — дешевые ($100 за все, независимо от числа зрителей), однако стримы технически сложно делать, и требования к компьютеру организатора жесткие.
Между тем, можно сделать небольшой трюк: объединить вебинарную и стриминговую платформу. Многие вебинарные сервисы (например, Zoom и DreamStudy) уже сейчас предлагают интеграцию с прямым эфиром видеохостеров. При этом, видеопоток можно формировать, как на компьютере организатора, так и на стороне сервиса вебинаров, что сразу снижает требования к оборудованию организатора.
Иными словами, последовательность действий становится такой.
- Организатор/ведущий, как обычно, начинает и ведет вебинар, предварительно настроив стриминговый сервис и прописав путь и пароль к нему в сервисе вебинаров.
- Сервис вебинаров сам перекачивает видеопоток в стриминговый сервис (YouTube, Vimeo, Facebook, ВКонтакте).
- Ведущий общается с участниками в вебинарной комнате в режиме реального времени, а стриминг выводит вебинар в эфир с минутной задержкой.
В результате, вся аудитория делится на две больших части:
- участники вебинара (до 100)
- зрители (число неограниченно)
Соответственно, можно настроить разные схемы монетизации, скажем, предложив участникам вход по билетам за деньги, а зрителям – бесплатно (YouTube) или за меньшую плату. Также стоит отметить, что некоторые сервисы предоставляют связку участники вебинара – зрители, которые только смотрят трансляцию, не имея возможности самим выйти в эфир, как это могут сделать участники вебинара.
В заключение еще раз хочу сказать, что я сейчас участвую в подготовке онлайн-конференции по образовательному бизнесу Ed2People, до старта которой остается меньше недели (она пройдет 20-22 июля) и выбираем удобную платформу для вещания (как основную, так и резервную). Поэтому любые советы или обмен опыта примем с благодарностью.
FarsenaL
Вы написали, что не ставите целей упомянуть все решения и все их плюсы-минусы, но не могу не отметить одного из глобальных участников рынка решений для вебинаров — Citrix с его GoToMeeting/GoToWebinar. Они совсем не идеальны, но субъективно удобнее для простого пользователя, чем допустим Webex