Ведение
В этой статье я хочу рассказать об одном улучшении, которое технически не очень сложно, но, я думаю, очень полезно. Идея в том, чтобы при продаже через интернет, можно было задать алгоритм изменения цены на товар. О том, как я к ней пришёл и что сделал для её реализации, будет эта статья.
Продать старый компьютер
Всё началось со старого компьютера. Точнее с того, что я решил его продать и вместо него купить новый. Продать мне хотелось как можно дороже, чтобы меньше пришлось доплачивать за новый.
Порывшись в интернете, я быстро определил диапазон цен на компьютер который я собирался продать. В общем, разместив объявление о продаже на бесплатном сайте, я стал ждать своего покупателя. Я подождал неделю…. потом ещё неделю…., я ждал, ждал, пока не истек срок моего объявления.
Срок истек, а компьютер я не продал. Но я не отчаивался, не получилось продать целиком, можно продать по частям. Посмотрев, почем продают запчасти в интернете, я разобрал компьютер и выставил на продажу то из чего он состоял. История повторялась, объявление висело, а покупателя не было. Тогда я стал снижать цену…
Но снижать каждый день очень нудное занятие. В итоге, я выставил минимальную цену на комплектующие и стал ждать. И покупатель пошел… Я бы даже сказал, что он побежал. Люди звонили на телефон и просили никому не продавать, обещая приехать как можно быстрее.
В итоге все мои комплектующие были проданы за пару дней. Люди были довольны, а я не очень. Мне казалось, что я где-то сильно продешевил. Возникло ощущения, что я так сильно опустил цену, что меня буквально затопило покупателями. Алгоритм продажи явно где-то дал сбой. И сбой он дал в тот момент, когда мне надоело каждый день опускать по чуть-чуть цену.
И тут я задумался…
Идея
А что если расширить функционал сайта объявлений. Сделать так, чтобы цена на продаваемый товар автоматически снижалась каждый день!? В таком случае я бы нашел того покупателя, который бы согласился заплатить больше всех за мои комплектующие. Далее я решил обобщить эту идею. Продавец, в принципе, должен иметь возможность задавать алгоритм поведения цены на свой товар. Это с одной стороны избавит его от необходимости ручной корректировки цены, а с другой повысит интерес к предлагаемому товару, так как потенциальные покупатели начнут отслеживать цену в надежде купить по более выгодному предложению. Алгоритм изменения цены как бы помогает найти продаваемому товару своего покупателя. В итоге это должно упростить продажу и получить максимальную выгоду от сделки.
Реализация
Следующим шагом был прототип. Я использовал C#, JQuery и Bootstrap, хотя на работе я пишу на Java и Angular. Очень хотелось сделать быстро и посмотреть, что получиться, отсюда и такой выбор технологий.
В процессе работы пришлось познакомиться с Google Maps API и способами сжатия и изменения размеров фотографий на стороне клиента при загрузке их пользователем.
- C Google Maps API я познакомился тут: developers.google.com/maps/documentation/javascript/tutorial
- Изменение размера фотографий их сжатие я сделал с помощью проекта: github.com/rossturner/HTML5-ImageUploader
Время шло, работа кипела и вот вуаля:
- YouTube: www.youtube.com/watch?v=3eoCZW-3tlo
- Исходный код лежит здесь: github.com/AlexKorole/BuyAndSell2
Алгоритмы
Был сделан сайт. На страничке продавца пользователь может загрузить информацию о товаре и выбрать алгоритм изменения цены. В данной версии доступны следующие алгоритмы:
- Снижение цены от максимальной к минимальной
- Повышение цены от минимальной к максимальной
- Случайное изменение цены, в диапазоне от минимальной к максимальной
- Фиксированная цена, равная максимальной
- Фиксированная цена, равная минимальной
На скриншоте показан выбор алгоритмов:
Так же можно указать шаг изменения цены. К примеру: на 10 рублей каждые 3 секунды или 100 рублей каждый день.
На страничке покупателя можно увидеть предлагаемые товары и цену на них. Для того, чтобы увидеть алгоритм изменения цены была добавлена кнопка “Админ”.
Если кнопку “Админ” выключить, то колонка “Статус цены” не будет отображаться. Фактически это скроет от покупателя тип выбранного алгоритма изменения цены.
Заключение
В этой статье я решил рассказать об идее, которая долгое время не давала мне покоя. Возможно, она имеет какой-то смысл и сможет сделать интернет продажи более гибким и удобным инструментом или, напротив, она так и останется ещё одной идеей, которой не суждено быть воплощенной в жизнь. В любом случае, я считаю, что она интересна и достойна публикации.
Комментарии (28)
Rusli
14.08.2018 16:51+1Ваша схема хорошо работает только в том случае, если товар у продавца в единственном экземпляре. А если у вас 100 экземпляров, то уже непонятно, как использовать.
Вот у авиакомпаний в этом деле громадный опыт. Цены меняются от многих параметров одновременно, включая даже такой, сколько людей просто посмотрели цену на данный рейс.alex_29 Автор
14.08.2018 17:06Спасибо за комментарий. При оптовых покупках тоже должно работать. Голландский аукцион оптовый сам по себе. Идея же в том, чтобы найти цену по которой будут брать товар. Как только покупатель стал покупать товар, можно зафиксировать цену, либо увеличить интервал, после которого цена поменяется.
Rusli
14.08.2018 17:15Как только покупатель стал покупать товар, можно зафиксировать цену, либо увеличить интервал, после которого цена поменяется — да, хорошая мысль, но надо максимально упростить процедуру задания всех этих настроек. Вспомните аукционы на Ебей, разумная же система. Но популярностью не пользуется, почти все покупают по схеме Buy Now, а почему? Да просто не хочется играться, всем хочется нажать на одну кнопку и все.
alex_29 Автор
14.08.2018 17:24Так я как мог, так и написал в прототипе. В том то и дело, что это не Аукцион, а просто некая автоматизация функции изменения цены. Вы выставили на продажу товар, задали диапазон цен на него и установили функцию изменения цены. Я на вскидку придумал 5 простых функций, можно добавить ещё пару более сложных. Покупатель по прежнему видит кнопку "Buy Now", о том что цена может измениться он не обязан знать, а продавцу облегчили жизнь, т.к. теперь ему не надо каждый день в ручную цены менять. (про голландский аукцион я привел пример, так как о нем написали в первом комментарии, суть идеи в том, что это не аукцион)
alex_29 Автор
14.08.2018 17:05Для тех, кто хочет потрогать вживую, развернул демо-сайт:
Страничка покупателя: http://gloryln.ru/test/
Страничка продавца: http://gloryln.ru/test/Seller.html
berez
14.08.2018 17:31-2На авито продавец, у которого некруглые цены, вызывает подозрение — уж не дурачок ли…
В продаже все просто. «Средняя цена» на авито — это цена, по которой люди берут уже неохотно. Соответственно, если хотим продавать долго и нудно — ставим «среднюю» цену. Можно даже выше среднего поставить — покупатель все равно найдется с некоторой вероятностью (мало ли, вдруг он именно за вашим товаром охотится). Готовимся долго и нудно продлевать объявления.
Хотим продать побыстрее — скидываем процентов 20. Через пару дней, если никто не прибежал — еще процентов 5-10. И на этом уже можно остановиться. Если за неделю не ушло — возможно, товар просто плохо продается. Если снижать дальше, на халяву набегут перекупы.
ЗЫ: «Бардовая сумка» — порадовал старика… В комплекте — гитара, растянутый свитер и, собственно, сам бард? :)alex_29 Автор
14.08.2018 17:47Не совсем понял про "Бардовая сумка". Мы с Вами знакомы?
berez
14.08.2018 18:48На картинке у вас была «бардовая сумка». Только почему-то бордового цвета. Сейчас почему-то картинки не грузятся — видимо, вы их с народа удалили или куда-то перенесли.
Вряд ли мы знакомы.alex_29 Автор
14.08.2018 20:52Извините, я не видел ошибки. Все проверили, а на картинки никто не посмотрел перед публикацией. Там и видео с ошибкой. Как вы узнали что картинки с народа? Я думал, что при публикации все копируется в хранилище хабра.
berez
14.08.2018 21:28Как вы узнали что картинки с народа?
«Источник изображения» посмотрел. Там были ссылки на народ.ру. Возможно, копировалка не сработала (если она автоматическая).
nikee
15.08.2018 12:44Если будет известно про такой функционал на определенном сайте, то все будут выжидать снижения цены до минимума и в итоге вы так же продадите свой товар по минимальной цене или надеяться на то, что товар купят по какой то средней цене в период ожидания. Зачем же тогда терять время если товар можно продать сразу по минимальной цене.
alex_29 Автор
15.08.2018 13:36Я это учел, для этого алгоритмов 5 штук ( их может быть и больше, я на вскидку просто взял самые очевидные). По-хорошему 3 из них существенны — один от max к min, другой от min к max, 3-ий — random. Покупатель не видит, какой алгоритм выбран для конкретного товара. Отсюда, угадать как двигается цена, без ежедневного мониторинга нельзя. Второй момент — покупателей много и они не могут все быть в сговоре и ждать. В какой-то момент один из ни купит, а другие останутся ни с чем. Отсюда, покупает тот, кому эта вещь реально нужна, а не спекулянты, которые покупают с целью дальнейшей перепродажи. Так же можно усложнить алгоритмы, сделать, к примеру, переменный шаг изменения цены, или менять направление — от снижения к росту и от роста к снижению на каких-то временных интервалах.
nikee
15.08.2018 15:06Это все выглядит прекрасно с точки зрения продавца, а покупатель просто уйдет к другому продавцу где такой же товар дешевле.
alex_29 Автор
15.08.2018 15:18Ну статья не о том, как сделать товар дешевле. А о том, как можно автоматизировать изменение цены на товар. Если брать алгоритм снижения цены, то сначала покупатели возможно будут уходить, но по мере снижения будут покупать и у продавца. Потом, далеко не всегда берут потому что дешевле.
berez
15.08.2018 15:38все будут выжидать снижения цены до минимума
Все — не будут. Люди разные, мотивы и обстоятельства у них тоже разные.
Кому-то надо срочно купить, а в магазинах нету. И пофиг на цену.
Кто-то выбирает товар поближе — чтоб через весь город не переться.
Кто-то увидет магические буквы «цена снижена» и купит не задумываясь.
Кто-то побоится, что товар по хорошей цене уплывет к другому, и купит не дожидаясь минималки.
Да и вообще. Кто сказал, что покупатель при взгляде на объявление сразу увидит, какую минимальную цену решил назначить продавец? Вовсе не очевидно, что такие вещи будут отображаться в интерфейсе покупателя.
Да даже если и будут. Можно выставить минимальную цену в 1 рубль. Покупатели в этом случае сразу поймут, что по минималке товар, скорее всего, не уйдет — кто-нибудь обязательно купит его раньше. А значит, надо торопиться, иначе уведут из-под носа. Фактор недостатка времени — излюбленный прием втюхивателей всех мастей, фактически классика жанра. «Спешите! Только сегодня! Завтра станет поздно!». :)alex_29 Автор
15.08.2018 15:53"все будут выжидать снижения цены до минимума" — это Ваша фраза из другого комментария, а не моя. Если я правильно понял Ваш комментарий, вы подтверждаете что товар купят и создастся некий ажиотаж. Далее, цена меняется сама по себе, в приемлемом для меня, как продавца, диапазоне цен. Никаких лозунгов, рекламных компаний и ложных покупателей я не предлагаю. Все происходит максимально прозрачно. У меня была первоначально идея, что как только покупатель выражает желание купить, превращать продажу в аукцион на повышение, но я от этого решил отказаться, т.к. это подрывает доверие к продавцу и создаёт ситуацию типа "втюхать". Я же предлагаю решение win-win, т.е. довольны и продавец и покупатель. Я же описал ситуацию в статье, где цена товара упала так сильно, что он ушел за бесценок. Вы же предлагаете продавать как можно дешевле, чтобы покупатель был в выигрыше, а продавец в проигрыше. Но при таком раскладе продавцы просто не будут приходить на эту площадку и будут искать другие места, либо вовсе перестанут продавать. Ну и в целом, статья не о том, как продать дешево. А об автоматизации изменения цены на товар!
berez
15.08.2018 16:06«все будут выжидать снижения цены до минимума» — это Ваша фраза из другого комментария, а не моя.
Нет, это не Моя фраза. Я такого не говорил.
И весь дальнейший ваш текст — это спор с каким-то другим комментарием. По крайней мере, я нигде не предлагал продавать как можно дешевле.alex_29 Автор
15.08.2018 16:11Извините, я не посмотрел на ник. Я думал, что это nikee. Но про втюхивателей я вроде туда ответил. Ну и даже по Вашему первому комментарию. Идея в автоматизации продажи. Стремление сэкономить время продавцу, чтобы вместо ручной настройки и перестройки цен, можно было просто задать алгоритм и ждать продажи. Причем интервал изменения ценя может быть как большим так и маленьким — это не обязательно 1 или 2 дня.
berez
15.08.2018 19:47Стремление сэкономить время продавцу, чтобы вместо ручной настройки и перестройки цен, можно было просто задать алгоритм и ждать продажи.
Т. е. цель «продать побыстрее» не приоритетна? Тогда можно сэкономить время продавцу вообще по максимуму: выставить одну фиксированную цену и ждать продажи. :)
А если не удалось продать за месяц и объявление ушло в неактивные — снижаем цену и перевыставляем объявление. И так — до победного конца. :)alex_29 Автор
15.08.2018 20:13Сэкономить время — имеется ввиду, что вместо того, чтобы в ручную, в зависимости от того как идут у него продажи, заходить на сайт и менять цену на товар, заняться чем-то другим, пока алгоритм изменения цены сделает это за него. Причем цена не обязательно должна меняться каждый день. Пусть меняется раз в неделю или в месяц. Я предлагаю машине довести дело до победного конца. Ну, а если хочется продать быстрее, то меняем алгоритм и пусть цена меняется каждый час, в этом случае продашь быстрее. Идея в автоматизации изменения цены. Зачем делать все руками, если это может сделать автомат?
berez
16.08.2018 16:02Да понял я, понял. :)
Просто удивляюсь тому, насколько далеко вы зашли в реализации идеи, но при этом как-то упускаете практический аспект.
Вещь нумер раз: цена покупки. Звонит вам покупатель: «Алё, Александр? Я по вашему объявлению с авито, хочу купить славянский шкаф за наличку. Когда можно забрать?».
Вопрос: по какой цене уходит шкаф?
Если цена выставлена вручную — никаких проблем, открыли объявления, посмотрели. А вот если цена меняется автоматически? Да еще каждый час? Да еще, простихоспидя, рандомно? Будете у покупателя спрашивать? :)
Вторая вещь — собственно, настройки алгоритмов. Вам-то, понятно, интересно со всем этим поиграться и вы хорошо представляете, как оно будет работать. Но случайному продавцу все это — темный лес, зато одна из самых насущных проблем — понять диапазоны цен на похожий товар. Вот если бы у вас был какой-то анализатор списка товаров, который бы предлагал начальный и конечный диапазон цен — было бы удобно. А если еще и алгоритм наиболее подходящий бы предлагал — вообще было бы прекрасно.
Зачем делать все руками, если это может сделать автомат?
Вопрос несколько короче — зачем вообще менять цену? :)
Я пока вижу только одно «удобство» — не надо придумывать точную цену. Установил диапазон, выбрал алгоритм — и радуешься. В остальном от вашего подхода одни неудобства.
Вернемся к самому началу статьи. Выставили «нормальную» цену — не продается. Выставили минимальную цену — набежали покупатели. Так может, именно цену-то и надо «оптимизировать»? Сделать некого виртуального ассистента по подбору цены, чтобы на основании сведений о товаре и пожеланий клиента предлагал несколько цен на выбор (продавать дорого и долго, средненько, дешево и быстро)?alex_29 Автор
16.08.2018 19:56Не совсем понимаю, зачем менять каждый час? Хотя бы раз в день. Я просто написал демо, в котором можно выставлять любой интервал. На практике минимальный шаг — это раз в день, а может и раз в неделю. Отсюда, когда вам позвонит покупатель, цена не будет меняться во время звонка, он вам скажет ту цену, которую он видит.
Потом с алгоритмом: можно сделать все настройки по умолчанию и все что надо будет сделать это его выбрать. Ничего, кроме диапазона цен, настраивать не надо будет.
Я не вижу неудобств если цена меняется раз в неделю, даже при изменении цены раз в 3 дня неудобств не возникает. Если менять цену каждую секунду, минуту или час, то будут неудобства. Но как мне написать демо и показать его, если цена будет меняться только раз в день или неделю? Поэтому в демо версии есть любые интервалы.
Анализатор цен — довольно трудоемкая задача и я считаю, что менее затратно гулять в пределах диапазона. Ну и всем известные компании предлагают вам такие анализаторы или инструменты для анализа.
Виртуальный ассистент — это некий робот, настройками которого можно манипулировать и который можно подозревать в неадекватных настройках. Тут же минимум скрытых манипуляций и подозрений.
berez
16.08.2018 20:51Не совсем понимаю, зачем менять каждый час?
Ну, у вас такой вариант прозвучал, а я представил себе ситуацию. :)
На практике минимальный шаг — это раз в день, а может и раз в неделю.
Раз в неделю — это уже практически статичная цена. :)
Анализатор цен — довольно трудоемкая задача и я считаю, что менее затратно гулять в пределах диапазона.
Для реализации в рамках торговой платформы это несложно — все данные-то под рукой. Всего-то и надо посчитать максимум, минимум и медиану по цене.
Виртуальный ассистент — это некий робот, настройками которого можно манипулировать и который можно подозревать в неадекватных настройках.
С таким подходом и алгоритм можно подозревать в манипуляциях — мало ли как его на стороне торговой площадки реализуют. :)alex_29 Автор
16.08.2018 21:571) про каждый час я написал в ответе на ваш комментарий, где говорилось о желании продать как можно быстрее. В статье про час ни слова нет.
2) Для пользователя цена действительно может казаться статичной, почему нет. Главное, что она меняется во времени, а скорость изменения это выбор каждого.
3) я не призываю делать анализатор, если вы считаете что это просто, напишите об этом.
4) можно все подозревать в манипуляциях, одно дело робот, другое дело функция.
martin__marlen
15.08.2018 16:39Точно, а еще можно к двойному аукциону добавить стандартные доли товарной группы, продавать на них фьючерсы, хеджироваться…
alex_29 Автор
15.08.2018 16:48Я отказался от аукционов в данной идее. Сложно отследить игроков (продавец может сам себе цену набивать через разные ip). В комментарии я просто описал мысли, которые мне приходили в процессе и от которых я отказался. Была ещё мысль добавить кнопку "Куплю за...", чтобы продавец сразу видел хотя бы одного покупателя. И вариации с "Куплю за..." — в одном случае все видят, что кто-то хочет купить за определенную цену, в другом предложения приходят только продавцу и никто не видит их. От "Куплю за..." я отказался, предположив, что покупатель будет навязывать более низкую цену, чем та, за которую он готов купить. Т.е. я за возможность автоматической настройки изменения цены во времени. Остальное в данной статье не рассматривается.
Hardcoin
Вы переизобрели голландский аукцион. Тем не менее идея хорошая, она явно нашла бы своего пользователя, если, например, Авито её бы реализовал.
alex_29 Автор
Спасибо за комментарий, есть сходство с голландским аукционом. Вы правы, я больше задумался о том, что эту модель можно применить в сети интернет, не как аукцион, а как сайт по продажам.