![](https://habrastorage.org/webt/qp/hf/xn/qphfxnckuzc8mncwlpufyawhrc8.png)
Всем привет! Меня зовут Егор, и я системный инженер дата-центра компании Selectel. Сегодня я расскажу немного о себе и о том, как проходит мой день.
С IT-сферой я познакомился достаточно давно, еще до обучения в университете. Большую роль для меня сыграло прохождение курсов в академии Cisco, а также активное участие в мероприятиях Cisco Connect в качестве помощника организатора. Тогда мы отвечали за установку, настройку и подключение инфраструктуры стендов и проведение лабораторных работ для гостей. Там я и познакомился с Кириллом Малевановым, техническим директором Selectel и настоящим профессионалом в своей области.
В процессе общения я узнал об открытой вакансии стажера в московском дата-центре компании Selectel. Еще с детских лет мне была интересна профессия инженера, а интернет казался невероятной «магией». Желание узнать, как именно устроены сети, стало ключевым в выборе будущей профессии. Так что попробовать себя в роли стажера показалось мне хорошим способом набраться опыта и получить необходимые знания.
![](https://habrastorage.org/webt/8d/ol/jh/8doljh7gx7duwvdmtw3cs7f4ij4.png)
Процесс обучения нельзя было назвать простым. Приходилось в очень сжатые сроки впитывать большое количество информации, стараясь не мешать дежурным инженерам выполнять свои обязанности. Первое время было сложно общаться с клиентами как вживую, так и в тикетах, поскольку нельзя было допустить ни единой ошибки или неточности.
![](https://habrastorage.org/webt/qt/gd/ad/qtgdadt72urzc4ue2blzirdt4xs.png)
Спустя 3.5 месяца интенсивного обучения и прохождения экзамена я получил Job Offer на позицию системного инженера. С этого и начался новый интересный этап в моей жизни.
Пробуждение
Утро начинается не с кофе. Оно начинается в 5:40 со звука первого из десятка будильников, установленных в телефоне с 5-ти минутным интервалом. Увы, проснуться с первого сигнала для меня практически нереально. Ближе к 6 утра удается встать, быстро собраться и отправиться на работу.
![](https://habrastorage.org/webt/b9/ga/gh/b9gaghae5hrkdncadq1u1aamjog.png)
Сборы на работу
Взять с собой сэндвичи на завтрак, ноутбук и зарядку для мобильного — вот, практически, и все сборы. Все остальное уже есть на работе.
![](https://habrastorage.org/webt/eo/hy/ee/eohyeexqyhvhwqlqqtygvcbeq_a.png)
Поездка до дата-центра
Начало рабочего дня только в 8 утра, однако медлить не стоит — московские пробки начинают собираться уже с 7 часов. К тому же, приехав на работу на час раньше, можно спокойно принять душ и позавтракать. Опаздывать у нас не принято — этим не только портишь свои показатели, но и «подставляешь» коллегу, который всю ночь дежурил. Именно последний факт является наиболее мотивирующим, поскольку в команде все давно уже сдружились.
![](https://habrastorage.org/webt/f1/jm/r-/f1jmr-vk0dlu96vxtldro3kexqs.jpeg)
Прием смены
В сменах работает четыре инженера, тем самым, у нас есть чередующиеся дневные и ночные смены. В процессе работы каждое действие фиксируется в системе учета, однако самые важные события за смену передаются сменщику лично. Разумеется, хочется услышать с утра, что никаких проблем за прошедшую смену не возникло.
![](https://habrastorage.org/webt/k1/lo/ev/k1loevohfkqdre_rhgohy4haic0.png)
Обработка обращений
![](https://habrastorage.org/webt/p0/kf/j4/p0kfj4iycbzy0uzgahqvhykmq1g.png)
Главным способом общения с заказчиками у нас является тикет-система. Через нее все обращения принимаются в работу. Как и во многих других компаниях, у нас реализована многоступенчатая система поддержки. На общие вопросы отвечают сотрудники «первой линии», но если потребовались какие-либо реальные действия на оборудовании, заявки попадают к нам, в инженерно-технический отдел.
![](https://habrastorage.org/webt/pv/qo/yj/pvqoyjl1az1mhakbj3nitl9pvyq.png)
Наиболее частыми запросами являются просьбы о перезагрузке зависшего оборудования и временного подключения IP-KVM. При поступлении такой заявки мы определяем нужный сервер по уникальному идентификатору, находим его «координаты» и выполняем требуемые действия в серверном помещении.
![](https://habrastorage.org/webt/ck/5x/uv/ck5xuvcefisblgw_5zvt4oos3qk.png)
Помимо этого мы занимаемся установкой операционных систем на заказанные клиентами серверы, а также их базовой настройкой. Отдельно можно отметить запросы на замену вышедших из строя компонентов, например, дисковых накопителей. Наша задача в этом случае максимально оперативно идентифицировать и заменить компонент, минимизируя возможный простой сервера.
Обходы
![](https://habrastorage.org/webt/8p/4p/vm/8p4pvmt8mitl94qc076sibizzku.png)
Бесперебойную работу дата-центра обеспечивает множество инженерных систем, в частности, холодильные установки, системы бесперебойного электропитания и установки пожаротушения. Если интересны подробности, рекомендую прочитать статью в нашем блоге. Несмотря на то, что вся информация с них постоянно поступает в помещение, где сидят инженеры, непосредственные обходы помещений очень важны.
![](https://habrastorage.org/webt/8l/pb/fu/8lpbfu7r73ukeusa5qtuqy0xmp8.png)
Каждые 4 часа системный инженер обязан обойти все помещения и заполнить соответствующий отчет. Постоянно находиться в инженерном помещении нет необходимости, поскольку все сообщения мониторинга приходят на дежурный смартфон, что дает возможность оперативно на них реагировать.
![](https://habrastorage.org/webt/4x/k_/is/4xk_isn6d-vfxdbfvvryz2xys8u.png)
Обед
Как любил говорить Пончик, из старого советского мультфильма «Незнайка на Луне», — «Режим питания нарушать нельзя». Отправляюсь на бесплатный обед к нам в столовую, пока коллеги продолжают трудиться.
![](https://habrastorage.org/webt/4z/gb/9i/4zgb9ihlymnu3frrhv3s3j31lkm.png)
Задание на смену
Помимо непосредственного приема обращений, в мои обязанности входит еще очень большое количество различных операций. Компания постоянно вводит новые серверные мощности в эксплуатацию, но перед тем как заказчики смогут заказать выделенные серверы, оборудование необходимо полностью подготовить к работе.
Новые серверы маркируются, монтируются в стойки, настраиваются и заносятся в систему автоматического управления. К ним сразу подключаются все необходимые кабели: питание, интернет, локальная сеть. Именно этим я сейчас и займусь. Днем присутствует несколько инженеров, поэтому задача обработки обращений пока что передается в их руки.
![](https://habrastorage.org/webt/c0/-g/a0/c0-ga0a3nc8cu4clqomsudwv6zy.png)
Кроме того, в Москве уже входит в привычку видеть рядом практикантов или стажеров нашего отдела. Кто, если не мы, будет им помогать развиваться и раскрывать свой потенциал?
Прием сервера
Ближе к окончанию рабочего дня поступила заявка от нового клиента на размещение оборудования. Через тикет-систему я прислал ему схему проезда, выписал пропуск и через некоторое время встречаю его на проходной. Пока клиент пьет кофе:
- Осматриваю сервер, убеждаюсь в том, что заявленная конфигурация соответствует реальной
- Сверяю серийные номера
- Делаю замер энергопотребления
- Маркирую уникальным идентификатором с двух сторон
- Готовлю акты приема оборудования
![](https://habrastorage.org/webt/kn/re/ee/knreeee2plea7oeket6tmu-8dto.png)
Теперь клиент может спокойно ехать по своим делам, а сервер в течение пары часов будет установлен в стойку и станет доступен удаленно.
![](https://habrastorage.org/webt/eb/_b/nr/eb_bnrc2fwlczx3unwy35rcnrmq.png)
Часто возникает ситуация, когда заказчик находится в другом городе или даже в другой стране. Привезти оборудование на размещение лично не представляется возможным. В этом случае его можно доставить курьерскими службами при условии предварительной договоренности через тикет-систему.
Монтаж
Непосредственно перед выполнением монтажа определяю стойку, куда нужно установить оборудование. Здесь играет большую роль количество блоков питания и наличие свободных портов в коммутаторе доступа. Через скрипт запрашиваю эти данные, проверяю наличие свободных портов и убеждаюсь в наличии свободных розеток.
![](https://habrastorage.org/webt/5s/zn/1f/5szn1fnp5mvitvda8_8mupyihek.png)
Также смотрю показания стоечного мультиметра или АВР (автомат ввода резерва), чтобы фактическая потребляемая мощность стойки не вышла за максимально возможный предел с учетом нового оборудования.
![](https://habrastorage.org/webt/ev/cn/ng/evcnngvgvhot7x5108evkmndhfy.png)
После того как все это проверено, можно смело идти и монтировать. Поскольку мы принимаем на размещение только оборудование форм-фактора Rackmount для установки в стойку 19” — чаще всего с размещением нет никаких проблем.
![](https://habrastorage.org/webt/n5/ve/e9/n5vee9zww4re_wh2s9gtfpd68fm.png)
Сдача смены
Рабочий день подошел к концу. Рассказываю сменщику обо всех событиях, произошедших за последние 12 часов. Торжественно передаю ему «символы власти» — ключи от помещений и дежурный мобильный телефон.
![](https://habrastorage.org/webt/e0/hl/2t/e0hl2tv5xau1nneldlu-d5fpkyk.png)
Время прогулки
Перед тем, как ехать домой, у меня есть время полюбоваться видами вечерней Москвы.
![](https://habrastorage.org/webt/4d/_n/dg/4d_ndg286hqgq0mpgedmhsfovpm.png)
Отход ко сну
Машина припаркована, ужин съеден, пора и ложиться спать. Завтра будет новый отличный день.
![](https://habrastorage.org/webt/vi/cu/kd/vicukdmwzmz75odut4kdfljjpqw.png)
Комментарии (30)
vesper-bot
31.10.2018 11:13+5Интересно, как работают те, кто скрипты эти пишут, опросники, разлиновывают подсети, рулят свитчами, IP-KVM'ами и вообще доступом, настраивают портал самообслуживания и вообще выполняют «высшие административные функции». Хотя неплохой обзор основных действий в дата-центре получился.
KorP
31.10.2018 13:26Что именно вас интересует? :)
vesper-bot
31.10.2018 13:50Меня интересует, как вообще проходят процессы создания архитектуры, а также чем занимаются люди, однажды всё настроившие и имеющие некоторую возможность почивать на лаврах, когда всё работает как часы, а если что сломалось, инженеры починят, потому как на телефон улетело сообщение, и у них есть четкие инструкции, что именно надо делать.
KorP
31.10.2018 14:11возможность почивать на лаврах
Мне кажется, вы не совсем верно разделяете инженеров. Ты или работаешь в интеграторе/аутсорсе и делаешь эти проекты для заказчиков постоянно. Или ты это делаешь постоянно у себя на площадке, но тогда тебе приходится часто заниматься проектированием того — как это дальше расширять/апгрейдить/развивать. Это если ты архитектор. Если же ты инженер 3-й линии, и пишешь инструкции для 2-й линии, то ты не сколько проектируешь, сколько эксплуатируешь, ведь далеко не всё можно передать на откуп 2-й линии и инструкциям.
vvpoloskin
31.10.2018 18:16+2Как-как… сидишь в офисном кресле за компьютером с виндоуз, основной инструмент oulook, excel и visio. Получаешь от заказчиков требования, рисуешь схемы, пилишь адресные планы, согласовываешь со всеми подряд, запускаешь их в работу, сдаешь заказчику. Никакой романтики, зеленых циферок на мониторе, даже консоль к оборудованию почти никогда не запускаешь.
KorP
31.10.2018 11:57+1Я так понимаю — это 2-я линия поддержки? А есть 3-я где сидят эксперты по направлениям? Иначе не совсем понятно, зачем любителю Cisco там быть, т.к. сетевые задачи не особо.
devpreview
31.10.2018 12:27Было бы интереснее прочитать про один день из жизни системного инженера, когда сторедж в VPC упал :)
KorP
31.10.2018 12:43Вам лишь бы экшн, грязь, кишки и тд :)
tvr
31.10.2018 13:29+2Вам лишь бы экшн, грязь, кишки и тд :)
ещё про «крысу разорвало в хлам»…KorP
31.10.2018 13:38ещё про «крысу разорвало в хлам»…
Там по-моему была другая фраза, по этому я решил её не писать :)vesper-bot
31.10.2018 13:52+1«кровь, кишки, распи***ло» это немножко не отсюда. А вот именно про "[КРЫСУ РАЗОРВАЛО В ХЛАМ]" хотелось бы почитать тоже. Но автор же писал про «типичный» день, когда крыс не разрывает в хлам, потому что их нет.
devpreview
01.11.2018 11:45+1Я, по ходу, сглазил. Сегодня хороший повод написать статью «один день из жизни системного инженера, когда сторедж в VPC упал».
POS_troi
31.10.2018 13:03+1Не нравится мне в этом всём, две вещи:
1.
Увы, проснуться с первого сигнала для меня практически нереально
Работа на износ, когда приходиться периодически так вставать, то ещё куда не шло, но ежедневно…
2.
Опаздывать у нас не принято — этим не только портишь свои показатели, но и «подставляешь» коллегу, который всю ночь дежурил.
Коллега это конечно да, но привязывать показатели к «опозданию», в городе в который может «остановиться» в любой момент? Ну это как-то странно.
Да и вообще получается что проблему не пытаются решить с учётом местных особенностей города, а люди работают чисто на чувстве вины и эфемерной цифре в показателях (не подставить коллегу).
Наверное жителям провинции, этого не понять :)
Хотя судя по комментам, человек стремиться в другой отдел и там будет уже более творческая работа, без этого всего вот :)Darksa
31.10.2018 13:451. Работа в сменах — это ведь не каждый день, так что времени выспаться, отдохнуть и заниматься своими делами предостаточно.
2. Есть чувство вины, а есть чувство ответственности. В работе системного инженера должен быть порядок и дисциплина, в том числе и отсутствие опозданий. Ведь важно не «выехать в 6», а «быть на месте в 8». У кого личный транспорт, разумно закладывают время на дорожные пробки.
Sabubu
31.10.2018 13:45Когда-то Селектел предоставлял дешевые микроинстансы в облаке и был безупречным в плане качества работы. Видимо, это экономически оказалось не очень оправданно, потому это прикрыли, но хорошее впечатление осталось.
JerleShannara
31.10.2018 16:03Ой, а хто там такой любитель играть в спортлото по части электропитания? От кол-ва рыже-синих становится немножко страшно.
cxell
31.10.2018 16:52То есть, как я понимаю, в Селектеле у суровых одминов 12-часовой (если не 16-часовой) рабочий день, с необходимостью быть на работе ранним утром и со временем на сон как у кассира «Пятёрочки». Мерфи с Паркинсоном рыдают в жилетки Маркса с Энгельсом…
vesper-bot
31.10.2018 18:01Стандартный сейчас график 2/2 день+ночь, скорее всего. Мне такой предлагали на вакансии дежурного админа.
Loxmatiymamont
31.10.2018 17:11+2Всегда думал, что системный инженер это человек постоянно работающий над созданием чего-то нового, разрабатывающий системы под требования заказчика, следящий за трендами с смузихлебов и т.д.
А тут получается чисто механический конвейер 2й линии техподдержки, где шаг в сторону от инструкций повод к расстрелу, без малейшего творческого начала в задачах.
Скука (
fartus
31.10.2018 18:34приятно смотреть, реально ощущается прогресс глядя на фото, всё аккуратно, цивильно, красиво. У меня флешбеки из молодости по работе с линиями и монтажем — это было похоже на погружение в канализационный коллектор, а вылазил с видом домовенка Кузи.
vampire333
31.10.2018 19:57Вот тоже вспоминаю как пришел работать на завод: подвал здания связи, 4 десятка 100-парных кабелей телефонии, оптика, аккустические кабели, и ни одной бирочки!!!
slovak
31.10.2018 22:52+1А когда это инженера по эксплуатации переименовали в системного? Простейший поиск по "системная инженерия" в гугле не выдаст ничего схожего с наполнением статьи.
AndreyYu
Больше подходит для личного блога, разве нет? 15 системных фотографий инженера Selectel доставили удовольствие :)
igruh
Первый абзац разве не намекает недвусмысленно на исповедь анонимного
алкоголикаинженера?