Всем привет! Меня зовут Егор, и я системный инженер дата-центра компании Selectel. Сегодня я расскажу немного о себе и о том, как проходит мой день.
С IT-сферой я познакомился достаточно давно, еще до обучения в университете. Большую роль для меня сыграло прохождение курсов в академии Cisco, а также активное участие в мероприятиях Cisco Connect в качестве помощника организатора. Тогда мы отвечали за установку, настройку и подключение инфраструктуры стендов и проведение лабораторных работ для гостей. Там я и познакомился с Кириллом Малевановым, техническим директором Selectel и настоящим профессионалом в своей области.
В процессе общения я узнал об открытой вакансии стажера в московском дата-центре компании Selectel. Еще с детских лет мне была интересна профессия инженера, а интернет казался невероятной «магией». Желание узнать, как именно устроены сети, стало ключевым в выборе будущей профессии. Так что попробовать себя в роли стажера показалось мне хорошим способом набраться опыта и получить необходимые знания.
Процесс обучения нельзя было назвать простым. Приходилось в очень сжатые сроки впитывать большое количество информации, стараясь не мешать дежурным инженерам выполнять свои обязанности. Первое время было сложно общаться с клиентами как вживую, так и в тикетах, поскольку нельзя было допустить ни единой ошибки или неточности.
Спустя 3.5 месяца интенсивного обучения и прохождения экзамена я получил Job Offer на позицию системного инженера. С этого и начался новый интересный этап в моей жизни.
Пробуждение
Утро начинается не с кофе. Оно начинается в 5:40 со звука первого из десятка будильников, установленных в телефоне с 5-ти минутным интервалом. Увы, проснуться с первого сигнала для меня практически нереально. Ближе к 6 утра удается встать, быстро собраться и отправиться на работу.
Сборы на работу
Взять с собой сэндвичи на завтрак, ноутбук и зарядку для мобильного — вот, практически, и все сборы. Все остальное уже есть на работе.
Поездка до дата-центра
Начало рабочего дня только в 8 утра, однако медлить не стоит — московские пробки начинают собираться уже с 7 часов. К тому же, приехав на работу на час раньше, можно спокойно принять душ и позавтракать. Опаздывать у нас не принято — этим не только портишь свои показатели, но и «подставляешь» коллегу, который всю ночь дежурил. Именно последний факт является наиболее мотивирующим, поскольку в команде все давно уже сдружились.
Прием смены
В сменах работает четыре инженера, тем самым, у нас есть чередующиеся дневные и ночные смены. В процессе работы каждое действие фиксируется в системе учета, однако самые важные события за смену передаются сменщику лично. Разумеется, хочется услышать с утра, что никаких проблем за прошедшую смену не возникло.
Обработка обращений
Главным способом общения с заказчиками у нас является тикет-система. Через нее все обращения принимаются в работу. Как и во многих других компаниях, у нас реализована многоступенчатая система поддержки. На общие вопросы отвечают сотрудники «первой линии», но если потребовались какие-либо реальные действия на оборудовании, заявки попадают к нам, в инженерно-технический отдел.
Наиболее частыми запросами являются просьбы о перезагрузке зависшего оборудования и временного подключения IP-KVM. При поступлении такой заявки мы определяем нужный сервер по уникальному идентификатору, находим его «координаты» и выполняем требуемые действия в серверном помещении.
Помимо этого мы занимаемся установкой операционных систем на заказанные клиентами серверы, а также их базовой настройкой. Отдельно можно отметить запросы на замену вышедших из строя компонентов, например, дисковых накопителей. Наша задача в этом случае максимально оперативно идентифицировать и заменить компонент, минимизируя возможный простой сервера.
Обходы
Бесперебойную работу дата-центра обеспечивает множество инженерных систем, в частности, холодильные установки, системы бесперебойного электропитания и установки пожаротушения. Если интересны подробности, рекомендую прочитать статью в нашем блоге. Несмотря на то, что вся информация с них постоянно поступает в помещение, где сидят инженеры, непосредственные обходы помещений очень важны.
Каждые 4 часа системный инженер обязан обойти все помещения и заполнить соответствующий отчет. Постоянно находиться в инженерном помещении нет необходимости, поскольку все сообщения мониторинга приходят на дежурный смартфон, что дает возможность оперативно на них реагировать.
Обед
Как любил говорить Пончик, из старого советского мультфильма «Незнайка на Луне», — «Режим питания нарушать нельзя». Отправляюсь на бесплатный обед к нам в столовую, пока коллеги продолжают трудиться.
Задание на смену
Помимо непосредственного приема обращений, в мои обязанности входит еще очень большое количество различных операций. Компания постоянно вводит новые серверные мощности в эксплуатацию, но перед тем как заказчики смогут заказать выделенные серверы, оборудование необходимо полностью подготовить к работе.
Новые серверы маркируются, монтируются в стойки, настраиваются и заносятся в систему автоматического управления. К ним сразу подключаются все необходимые кабели: питание, интернет, локальная сеть. Именно этим я сейчас и займусь. Днем присутствует несколько инженеров, поэтому задача обработки обращений пока что передается в их руки.
Кроме того, в Москве уже входит в привычку видеть рядом практикантов или стажеров нашего отдела. Кто, если не мы, будет им помогать развиваться и раскрывать свой потенциал?
Прием сервера
Ближе к окончанию рабочего дня поступила заявка от нового клиента на размещение оборудования. Через тикет-систему я прислал ему схему проезда, выписал пропуск и через некоторое время встречаю его на проходной. Пока клиент пьет кофе:
- Осматриваю сервер, убеждаюсь в том, что заявленная конфигурация соответствует реальной
- Сверяю серийные номера
- Делаю замер энергопотребления
- Маркирую уникальным идентификатором с двух сторон
- Готовлю акты приема оборудования
Теперь клиент может спокойно ехать по своим делам, а сервер в течение пары часов будет установлен в стойку и станет доступен удаленно.
Часто возникает ситуация, когда заказчик находится в другом городе или даже в другой стране. Привезти оборудование на размещение лично не представляется возможным. В этом случае его можно доставить курьерскими службами при условии предварительной договоренности через тикет-систему.
Монтаж
Непосредственно перед выполнением монтажа определяю стойку, куда нужно установить оборудование. Здесь играет большую роль количество блоков питания и наличие свободных портов в коммутаторе доступа. Через скрипт запрашиваю эти данные, проверяю наличие свободных портов и убеждаюсь в наличии свободных розеток.
Также смотрю показания стоечного мультиметра или АВР (автомат ввода резерва), чтобы фактическая потребляемая мощность стойки не вышла за максимально возможный предел с учетом нового оборудования.
После того как все это проверено, можно смело идти и монтировать. Поскольку мы принимаем на размещение только оборудование форм-фактора Rackmount для установки в стойку 19” — чаще всего с размещением нет никаких проблем.
Сдача смены
Рабочий день подошел к концу. Рассказываю сменщику обо всех событиях, произошедших за последние 12 часов. Торжественно передаю ему «символы власти» — ключи от помещений и дежурный мобильный телефон.
Время прогулки
Перед тем, как ехать домой, у меня есть время полюбоваться видами вечерней Москвы.
Отход ко сну
Машина припаркована, ужин съеден, пора и ложиться спать. Завтра будет новый отличный день.
Комментарии (30)
vesper-bot
31.10.2018 11:13+5Интересно, как работают те, кто скрипты эти пишут, опросники, разлиновывают подсети, рулят свитчами, IP-KVM'ами и вообще доступом, настраивают портал самообслуживания и вообще выполняют «высшие административные функции». Хотя неплохой обзор основных действий в дата-центре получился.
KorP
31.10.2018 13:26Что именно вас интересует? :)
vesper-bot
31.10.2018 13:50Меня интересует, как вообще проходят процессы создания архитектуры, а также чем занимаются люди, однажды всё настроившие и имеющие некоторую возможность почивать на лаврах, когда всё работает как часы, а если что сломалось, инженеры починят, потому как на телефон улетело сообщение, и у них есть четкие инструкции, что именно надо делать.
KorP
31.10.2018 14:11возможность почивать на лаврах
Мне кажется, вы не совсем верно разделяете инженеров. Ты или работаешь в интеграторе/аутсорсе и делаешь эти проекты для заказчиков постоянно. Или ты это делаешь постоянно у себя на площадке, но тогда тебе приходится часто заниматься проектированием того — как это дальше расширять/апгрейдить/развивать. Это если ты архитектор. Если же ты инженер 3-й линии, и пишешь инструкции для 2-й линии, то ты не сколько проектируешь, сколько эксплуатируешь, ведь далеко не всё можно передать на откуп 2-й линии и инструкциям.
vvpoloskin
31.10.2018 18:16+2Как-как… сидишь в офисном кресле за компьютером с виндоуз, основной инструмент oulook, excel и visio. Получаешь от заказчиков требования, рисуешь схемы, пилишь адресные планы, согласовываешь со всеми подряд, запускаешь их в работу, сдаешь заказчику. Никакой романтики, зеленых циферок на мониторе, даже консоль к оборудованию почти никогда не запускаешь.
KorP
31.10.2018 11:57+1Я так понимаю — это 2-я линия поддержки? А есть 3-я где сидят эксперты по направлениям? Иначе не совсем понятно, зачем любителю Cisco там быть, т.к. сетевые задачи не особо.
devpreview
31.10.2018 12:27Было бы интереснее прочитать про один день из жизни системного инженера, когда сторедж в VPC упал :)
KorP
31.10.2018 12:43Вам лишь бы экшн, грязь, кишки и тд :)
tvr
31.10.2018 13:29+2Вам лишь бы экшн, грязь, кишки и тд :)
ещё про «крысу разорвало в хлам»…KorP
31.10.2018 13:38ещё про «крысу разорвало в хлам»…
Там по-моему была другая фраза, по этому я решил её не писать :)vesper-bot
31.10.2018 13:52+1«кровь, кишки, распи***ло» это немножко не отсюда. А вот именно про "[КРЫСУ РАЗОРВАЛО В ХЛАМ]" хотелось бы почитать тоже. Но автор же писал про «типичный» день, когда крыс не разрывает в хлам, потому что их нет.
devpreview
01.11.2018 11:45+1Я, по ходу, сглазил. Сегодня хороший повод написать статью «один день из жизни системного инженера, когда сторедж в VPC упал».
POS_troi
31.10.2018 13:03+1Не нравится мне в этом всём, две вещи:
1.
Увы, проснуться с первого сигнала для меня практически нереально
Работа на износ, когда приходиться периодически так вставать, то ещё куда не шло, но ежедневно…
2.
Опаздывать у нас не принято — этим не только портишь свои показатели, но и «подставляешь» коллегу, который всю ночь дежурил.
Коллега это конечно да, но привязывать показатели к «опозданию», в городе в который может «остановиться» в любой момент? Ну это как-то странно.
Да и вообще получается что проблему не пытаются решить с учётом местных особенностей города, а люди работают чисто на чувстве вины и эфемерной цифре в показателях (не подставить коллегу).
Наверное жителям провинции, этого не понять :)
Хотя судя по комментам, человек стремиться в другой отдел и там будет уже более творческая работа, без этого всего вот :)Darksa
31.10.2018 13:451. Работа в сменах — это ведь не каждый день, так что времени выспаться, отдохнуть и заниматься своими делами предостаточно.
2. Есть чувство вины, а есть чувство ответственности. В работе системного инженера должен быть порядок и дисциплина, в том числе и отсутствие опозданий. Ведь важно не «выехать в 6», а «быть на месте в 8». У кого личный транспорт, разумно закладывают время на дорожные пробки.
Sabubu
31.10.2018 13:45Когда-то Селектел предоставлял дешевые микроинстансы в облаке и был безупречным в плане качества работы. Видимо, это экономически оказалось не очень оправданно, потому это прикрыли, но хорошее впечатление осталось.
JerleShannara
31.10.2018 16:03Ой, а хто там такой любитель играть в спортлото по части электропитания? От кол-ва рыже-синих становится немножко страшно.
cxell
31.10.2018 16:52То есть, как я понимаю, в Селектеле у суровых одминов 12-часовой (если не 16-часовой) рабочий день, с необходимостью быть на работе ранним утром и со временем на сон как у кассира «Пятёрочки». Мерфи с Паркинсоном рыдают в жилетки Маркса с Энгельсом…
vesper-bot
31.10.2018 18:01Стандартный сейчас график 2/2 день+ночь, скорее всего. Мне такой предлагали на вакансии дежурного админа.
Loxmatiymamont
31.10.2018 17:11+2Всегда думал, что системный инженер это человек постоянно работающий над созданием чего-то нового, разрабатывающий системы под требования заказчика, следящий за трендами с смузихлебов и т.д.
А тут получается чисто механический конвейер 2й линии техподдержки, где шаг в сторону от инструкций повод к расстрелу, без малейшего творческого начала в задачах.
Скука (
fartus
31.10.2018 18:34приятно смотреть, реально ощущается прогресс глядя на фото, всё аккуратно, цивильно, красиво. У меня флешбеки из молодости по работе с линиями и монтажем — это было похоже на погружение в канализационный коллектор, а вылазил с видом домовенка Кузи.
vampire333
31.10.2018 19:57Вот тоже вспоминаю как пришел работать на завод: подвал здания связи, 4 десятка 100-парных кабелей телефонии, оптика, аккустические кабели, и ни одной бирочки!!!
slovak
31.10.2018 22:52+1А когда это инженера по эксплуатации переименовали в системного? Простейший поиск по "системная инженерия" в гугле не выдаст ничего схожего с наполнением статьи.
AndreyYu
Больше подходит для личного блога, разве нет? 15 системных фотографий инженера Selectel доставили удовольствие :)
igruh
Первый абзац разве не намекает недвусмысленно на исповедь анонимного
алкоголикаинженера?