Привет, хабровчане! Каждому человеку приходилось взаимодействовать с заказчиками. Кому-то в большей степени, кому-то в меньшей. Под катом самый яркие представители.


image


Всезнайка


Заказчик, считающий себя самым умным, потому что "Я в этой сфере уже N лет. Сделайте как я хочу". Сильно повезет, если такие заказчики подкованы в сфере IT и предлагают разумные вещи. Но, увы, это бывает крайне редко. Чаще всего он хочет сделать так, чтобы ему было удобно. Мнение остальных его не интересует. Если вовремя не остановить такого заказчика, то придется делать всплывающий баннер на каждой странице, потому что "Я хочу, чтобы каждый знал о бесплатной доставке при заказе от 5000 рублей".


При общении с таким заказчиком есть только 2 пути:


  1. Убедить заказчика в то, что он может быть не прав;
  2. Реализовать все "хотелки" заказчика и забыть данный проект как страшный сон.

Не хочу, не буду


Одни из самых неприятных заказчиков. Как правило, его назначает на данную "роль" руководитель. Сам заказчик не видит смысл в этой разработки вообще. Если ответное письмо приходит через 3 недели — это очень хорошо. При попытке узнать причину такого долгого ответа, он тебе скажет: "Знаете, у меня очень много работы. Я вообще не знаю зачем нам нужна эта система. Генеральный снова напридумывал себе, а мне расхлебываться".
При общении с таким заказчиков есть только 2 пути:


  1. Заинтересовать заказчика;
  2. Эскалировать проблему руководителю заказчика (но будьте аккуратнее, можно усугубить проблему).

Снова распилили государственный бюджет


Такие представители встречаются только при работе с гос.заказами. При любой удобной ситуации они говорят: "Да на эту систему выделили x денег (чаще всего преувеличивают в несколько раз). Снова распилили деньги, за эти деньги система должна полностью выполнять все обязанности целого отдела. Лучше бы нам премию дали, а не эти ваши системы".


При общении с таким заказчиком нужно смириться и пообещать себе больше не заниматься гос.заказами.


Еще одна маленькая доработка


Такие заказчики встречаются очень часто. Они хотят за стоимость Lada получить Lamborghini. Поэтому правок и доработок от таких заказчиков будет много. При реализации каждой новой фичи будет запрос сделать еще 3. Самое лучшее противоядие — фиксация скоупа проекта желательно с максимальной детализацией. Такие заказчики любят искать неточности и при первой возможности потребовать сделать доп. функционал.


Люблю поговорить, правда не по делу


Сбор требований с таких заказчиков может заняться на неопределенное время. При попытке получить ответ на вопрос в формате "Да" или "Нет", приходится выслушивать историю 19 века, плавно подходящую в самому ответу. Таким образом на 1 вопрос заказчик отвечает 1.5 часа. А если их 6, то можно забывать о продуктивном рабочем дне?


Таких заказчиков лучше сразу ограничивать во времени. Если это личная встреча — прислать список вопросов, которые необходимо уточнить за 1 час. Если до личной встречи нужно уточнить что-либо, то лучше отправить письмо. Никаких телефонных разговоров (если конечно же нет желания общаться по телефону 1.5 часа).


Мне нужно было это сделать вчера


Эти заказчики хотят все и сразу. Дедлайн как обычно был вчера. Они всегда удивляются, что дополнительный функционал, озвученный в понедельник после 21:00, не сделан во вторник в 08:00. Чтобы взаимодействие с такими заказчиками было максимально комфортным, умейте говорить "Нет" и объясняйте причины. К середине проекта заказчик может стать крайне приятным, так как уже будет хотя бы примерно представлять время реализации его "хотелок".


Реалист


Данные заказчики самый адекватные. Работа с такими заказчиками приносит удовольствие абсолютной всей команде. Он понимает сроки реализации, взвешенно подходит к каждому дополнительному функционалу. Чаще всего сам погружен в IT и знает все бизнес-процессы проекта. По итогу получается крутой проект, который не стыдно писать в резюме.


Если вы видели другие типы заказчиков, прошу написать в комментарии. Всем хороших заказчиков!

Комментарии (10)


  1. vdem
    05.02.2019 20:51

    За что минусы статье поставили? У меня заказчики всех описанных типов были, классификация вроде довольно точная :)

    P.S. Кроме госзаказчиков.
    P.P.S. Причем первые («всезнайки») — как правило отечественные, и с ними стараюсь не связываться ибо компетенции 0 а понтов 100500.


  1. androidovshchik
    05.02.2019 21:30

    Из моего опыта (4 года на фрилансе),
    Первых три типа еще не встречал) Насчет остальных с вами согласен
    Отдельно хотел бы выделить заказчиков из молодежи, так как часто именно среди них встречаются «кидаки», притом им часто и сорцы не нужны
    Ну и реалисты с «Люблю поговорить, правда не по делу» почти никогда не оставляют отзыв по своему желанию в отличие от остальных типов, причем последние, если будут недовольны чем-то, то обязательно оставят отрицательный


    1. vdem
      05.02.2019 22:24

      У меня — 10 лет, с реалистами проще всего работать, особенно если сами они тоже разработчики (таких заказчиков и предпочитаю).


  1. Areso
    05.02.2019 22:38

    Сильно повезет

    А может, напротив, сильно не повезти. В моей классификации это «практик, отошедший от дел».
    К примеру, человек сам когда-то что-то делал и разрабатывал, и считает, что его подход (устаревший на пару десятилетий) до сих пор актуальный и правильный. К примеру, сделайте нам обмен dbf-ками, когда инструмент позволяет делать и API и обмен xml или json-ами. Услышать такое в 2018-ом году от человека, который сам это делал в 1999-ом — вполне реалистично. Или пропихнуть свой любимый ЯП, да еще и выбрав версию как можно более старую. С какой вероятностью он лично сам пойдет дорабатывать после акта приема-передачи заказанную программу? Да, хочется тешить себя мыслью, что если ЯП знаком, и версия примерно соответствует закату его дней как разработчика, то тогда он сможет все подправить за нерадивыми исполнителями, за которыми глаз да глаз. Но какова реальная вероятность того, что он лично пойдет и доделает/исправит (а не закроет проект редактор/IDE к чертям, перебирая в уме кого из подчиненных озадачить доработками)?


  1. Germanjon
    06.02.2019 08:50

    Из личного опыта:
    Я тоже программист — пользователь, который знаком с программированием на уровне Basic/Pascal/C++, автор двух-трёх скриптов для автоматизации работы (иногда даже не особенно кривых). Постоянно этим хвастается, пытается влезть в процесс с «умными» вопросами («а что делает эта функция?», «что вы думаете о серверных куках?»). Становится токсичным, если в ходе встречи вскрывается его низкая квалификация.
    Методы переманивания на свою сторону:
    — В качестве подарка предложить курс повышения квалификации (с обязательным сертификатом, который потом гордо повесится на стенку).
    — На общих встречах взывать к нему как к эксперту с большим набором непонятных слов: «Проводим хеширование сообщений, сравниваем дайджесты, а затем по алгоритму Дейкстры делаем запрос в распределённую базу данных. Этот вопрос мы обсуждали с Михал-Михалычем и он согласился, что данный вариант наиболее оптимален.» (на этих словах Михал-Михалыч с видом лёгкого удовлетворения кивает и обводит всех гордым взглядом «А я вам об этом ещё три месяца назад говорил»).

    Сделайте хоть что-то, чтобы я мог отчитаться. Заказчик, для которого программа нужна только как инструмент, который покажет собственную значимость: исполнение поручения руководства, победа в соцсоревновании отделов «количество информационных систем на душу населения». Бегает, имитирует бурную деятельность, строчит красивые отчёты, требует основной упор сделать на фронт-енд.

    Давайте мы сначала напишем другое. Заказчик, у которого давно прос… аны все полимеры в ИТ-инфраструктуре. Каждый контракт он рассматривает как возможность решить предыдущие проблемы: «Спасибо, что вы пишете Telegram-бот для заказа пиццы. А не могли бы вы чуть-чуть расширить его функционал, чтобы он выполнял функции DLP-системы в нашей сети?»


    1. tvr
      06.02.2019 10:45

      «Спасибо, что вы пишете Telegram-бот для заказа пиццы. А не могли бы вы чуть-чуть расширить его функционал, чтобы он выполнял функции DLP-системы в нашей сети?»

      Хозяйка, дай водицы напиться, а то жрать так хочется, что аж переночевать негде.


  1. tvr
    06.02.2019 10:45

    del/mis


  1. eStellar
    06.02.2019 16:51

    Есть ещё один тип: «продолжающий искать».
    Заказчик всё обговорил ему вроде-бы всё понятно, на середине работы или уже на 85% ему неожиданно садится на уши Ваш конкурент и говорит что он «сделает лучше за те-же деньги» в итоге заказчик просит расторгнуть договор или в случае когда работа почти сделана — заплатить за сделанное, в итоге доделываешь ему потому что осталось действительно немного. Разумеется, никаких доработок, ничего. Потом просто наблюдаешь как появляется аналогичный заказ в интернете ни чем не лучше чем он просил от Вас (а порой даже хуже). Таким образом заказчик заплатил 2 суммы и получил два изделия от разных исполнителей. Разумеется, все отношения он разрывает и со вторым исполнителем. Если между Вами и им были дружеские отношения, то и их тоже не становится, это уже отдельная история.

    Более того, это актуально не только во фрилансе и не только в веб разработке.


  1. EzS
    06.02.2019 19:30

    Этих типов больше.

    советчики с женой/другом (у них есть своё видение);
    «скупой платит дважды» — скряги, катающие на внедорожниках по 5-10 млн, но жертвуют функционалом, потому что денег нет. Потом выделяют бОльшие деньги на внесение дополнений;
    пофигисты — делайте, как знаете, мне пофиг;
    «как стать вашим другом» — навязанные друзья для получения скидки;
    «умники» — да там задач на 5 минут…
    «вечно думающий» — всегда придумывает бесполезный функционал, который считает необходимым из-за чего разработка порой сильно идёт не по графику.

    Вариаций куча.


    1. eStellar
      07.02.2019 09:52

      На каждого нужен пункт в договоре для избежания бесплатных человеко-часов со стороны исполнителя. А на некоторые особо «охреневшие» случаи санкции и неустойки.

      Скупой платит дважды: судя по описанию не так уж плох если ему доработки влетают в копеечку. А на чем он ездиет — это его дело, бюджет личный и бюджет предприятия разные. Просто если он платит плохо, то на него работают халтурно.

      Как стать Вашим другом: можно продумать в договоре пункты снижения стоимости при исполнении определенных условий. Хочешь стать другом — приведи ещё парочку, скидос обеспечен. Или внеси всю предоплату, начну заказ приоритетнее других.

      Умники: надо доходчиво объяснить из чего состоит дело.

      Вечно думающий: при хорошем договоре довольно неплохая находка для исполнителя. Любой каприз за Ваши деньги так сказать…