Кто такой Jabber, думаю, рассказывать не надо. Надо рассказать про корпоративную среду, где чертовски важно поддерживать устройства телеприсутствия, нормально работать с VDI, для мобильных сотрудников — быть на связи, быстро назначать сложные собрания и конференции. И, вообще, соответствовать куче политик безопасности и правил.
В июне вышел релиз Cisco UC 11. За это время старый добрый Jabber нехило так поменялся и приобрел много полезных функций.
Если кратко — все основные десктопные и мобильные ОС кроме Linux, унификация интерфейса даже с аппаратными устройствами Cisco TelePresence, безопасный доступ для мобильных пользователей (запустил Jabber — поднялся шифрованный канал), некий аналог p2p для VDI-станций без лишних бросков от терминала к серверу, простой гостевой доступ для тех, у кого есть только браузер. Теперь давайте детальнее.
Все устройства
Cisco сделала клиент доступным практически на любом устройстве: Windows и OS X, iOS, Android, а также браузеры и тонкие клиенты VDI. Нет поддержки Linux, Windows Phone. Такое многообразие обеспечивает максимальную доступность клиента для пользователей, а также даёт им большую гибкость и возможность использовать своё «любимое» устройство для коммуникаций.
Можно начать искать различия в новом и старом интерфейсе. Верхний старый, ниже новый.
Лицензирование для негомогенного парка устройств идёт проще и понятнее.
В момент перехода от Personal Communicator (предшественник Джаббера) к Jabber дизайн стал почти одинаковым на всех устройствах. Даже на абонентских терминалах TelePresence (персональных и групповых), обеспечивающих высокое качество коммуникации, можно увидеть привычный интерфейс. Это очень помогает пользователям быстро освоиться и начать пользоваться сервисами.
При таком количестве устройств и платформ, на которых доступны сервисы UC, раньше было довольно сложно ориентироваться среди приложений. Одновременно существовали Personal Communicator, Jabber for Mac, Jabber Voice, Jabber IM, Jabber Video for TelePresence и другие клиенты. Сейчас всё стало логично и просто, все клиенты называются Jabber for XXX. Функциональные возможности были практически полностью унифицированы.
На всех устройствах поддерживаются базовые функции:
- HD аудио- и видеозвонки.
- Просмотр контента.
- Голосовая почта.
- Индивидуальный и групповой чат.
- Списки контактов и адресная книга с поддержкой фотографий пользователей.
- Статусы присутствия.
Демонстрация контента пока не работает на мобильных устройствах. Управление удалённым компьютером работает только под Win.
UC за пределами офиса
Еще 2–3 года назад обеспечить мобильных и удалённых сотрудников доступом к корпоративным сервисам коммуникаций было непросто. Нужно было обязательно делать выбор между использованием VPN-соединений или же ограничением функциональности. Построить VPN-туннель на первый взгляд кажется не такой уж и сложной задачей, но на практике это создавало массу барьеров и проблем: организационных (за VPN и UC обычно отвечают разные подразделения), технических (связанных с использованием оборудования с шифрованием в РФ) и пользовательских. Последние причём могли свести на нет все усилия от преодоления остальных, потому что это просто неудобно — каждый раз устанавливать VPN-соединение, когда ты выходишь за пределы офиса. При любом выборе решение получалось дороже и сложнее.
Появилась функция Mobile and Remote Access (MRA), и с ней жизнь стала намного лучше. Название функции говорит само за себя: она позволяет безопасно получить доступ к сервисам UC для мобильных и удалённых пользователей. Пользователи могут использовать Jabber где угодно, при этом не надо думать о своём местоположении и изменять какие-либо настройки. Просто нужно запустить приложение, а Jabber сам найдет нужный сервер для подключения. Ещё более привлекательной данную функцию делает то, что она абсолютно бесплатна. ПО пограничных серверов, обеспечивающих работу Jabber за пределами корпоративной сети, стоит $0, а клиенты Jabber не требуют лицензии для совершения внутренних звонков. Пожалуй, это одна из самых полезных и востребованных функций, которая сегодня реализуется в каждом проекте, где есть Jabber.
Гостевой доступ
Когда в конференции должен участвовать кто-то снаружи компании, то проблем обычно нет, если это большая компания, которая использует стандартное (H.323/SIP) решение корпоративной связи. Но в случае с небольшими компаниями или физлицами есть шансы не соединиться. Раньше стандартным выходом из этой ситуации могло быть предложение перенести видеоконференцию в скайпоподобный сервис, но такое решение подходило далеко не для всех сценариев и могло нарушать корпоративные политики.
В конце 2013 года появилось решение Jabber Guest, которое позволяет просто отправить любым способом ссылку удалённой стороне или разместить ее на сайте. Удалённый абонент может подключиться по ссылке с помощью браузера или мобильного устройства, а сотрудник при этом может использовать привычные для себя средства коммуникации. Данная функция идеально подходит для кадровиков, общения с физическими лицами, небольшими компаниями или привлечения сторонних экспертов.
Облака и VDI
Jabber может совместно использоваться с облачными сервисами Cisco WebEx и недавно появившимся сервисом Collaboration Meeting Rooms (CMR) Cloud, работающим на базе того же облака WebEx Cloud. Совместное использование Jabber с этими сервисами заключается в возможности использовать клиент для участия в облачных мероприятиях, а также инициировать их одним кликом. В последней версии Jabber появились возможности стартовать сессию в WebEx или CMR прямо из окна чата, минуя стадии планирования, приглашения участников и т. д.
С VDI старая боль в том, что рабочая станция с операционной системой находится в дата-центре, а периферийное оборудование (монитор, web-камера, микрофон, динамики) на рабочем месте подключены к тонкому клиенту, возникает существенная задержка при передаче голоса и видео до дата-центра и обратно. Стандартные приложения ВКС и UC просто не смогут работать в таких условиях. Однако для Jabber существует специальная прослойка, устанавливаемая на тонком клиенте, позволяющая обойти это ограничение. Аудио- и видеоданные передаются непосредственно между тонким клиентом и удалённым абонентом, минуя рабочую станцию в ЦОДе.
Такое решение было использовано в одном из наших проектов по оснащению офисного здания, где клиенты Jabber использовались на рабочих местах сотрудников вместо телефонных аппаратов и в качестве персонального клиента унифицированных коммуникаций.
Встраиваемый Jabber
Jabber может быть зарегистрирован в операционной системе для обработки нажатий по определённым ссылкам. Это позволяет сделать звонок с помощью Jabber прямо из браузера или почтового клиента.
Интеграция Jabber с MS Exchange позволяет делать звонки или открывать окно чата прямо из интерфейса Outlook, а также видеть статус присутствия пользователя.
Используя Jabber SDK, функциональность Jabber может быть добавлена к любому веб-приложению, например, корпоративной информационной системе, социальной сети или веб-сайту, или создать специализированный клиент с ограниченным функционалом. Мы использовали SDK для создания прототипа примитивного клиента с возможностью совершать звонки на предварительно настроенные номера. Такое простое решение, например, может использоваться в общественных местах для экстренной связи или в составе информационных киосков.
Чего не хватает Jabber
При всём богатом функционале клиента остаются всё же функции, которые хотелось бы видеть на борту, например, запись звонков одной кнопкой с возможностью последующего доступа к записи через портал или возможность передачи контента в среде VDI хотя бы вместо основного видео (в данный момент такой возможности нет).
Опыт работы с нашими заказчиками показал, что Jabber также не хватает популярности в РФ. Многие слышали, знакомы или уже используют Lync (новое название Skype for Business), а про Jabber часто приходится рассказывать. На мой взгляд, Jabber является достойным конкурентом и альтернативой Microsoft Lync.
Комментарии (33)
main
30.07.2015 14:02+7Чего не хватает Jabber?
Linuxvbelolapotkov Автор
30.07.2015 14:25-3Верно, поддержки Linux нет. Для Linux можно попробовать использовать какой-нибудь open source sip-клиент и подружить его с инфраструктурой Cisco. Правда таких экспериментов мы пока не проводили.
Sigizmund_III
31.07.2015 10:17Скажите, много ли вы знаете компаний с массовым использованием Linux для рядовых сотрудников?
Скажем, для офисных/бухгалтерских задач.
eaa
30.07.2015 14:24+14«Нет поддержки Linux, Windows Phone. Такое многообразие обеспечивает максимальную доступность клиента для пользователей»
ага, максимальную…gotch
30.07.2015 14:45Не специалист в этой области, но пользователи Lync, пожалуй, могут иметь связь с пользователями Skype for Linux. И для Windows Phone клиент есть.
Так что получается отстает Cisco Jabber, отстает.kvaps
30.07.2015 15:16Так есть же вроде официальный lync клиент под Linux
cyreex
31.07.2015 08:54Для Linux я знаю только два клиента. Один с закрытым исходным кодом и платный (около 50$ за пользователя), но IM можно использовать в free версии. Второй — Pidgin + OCS плагин. Официального клиента нет и не предвидится. Microsoft предлагает использовать в таких случаях Web интерфейс (появился в SfB).
vbelolapotkov Автор
30.07.2015 16:26Кажется, звонки между Skype и Lync (Skype for Business) пока работают только для PC и Mac.
В любом случае, Skype for Linux — это уже не корпоративное решение, а потребительское. Таким же образом можно использовать SIP видео клиент для Linux и звонить на Jabber, с Lync такой номер думаю не пройдет. Про win phone уже написал :)
vbelolapotkov Автор
30.07.2015 14:57Это объясняет отсутствие версии для win phone сегодня. Думаю, что если доля win phone будет расти на мировом рынке, то и клиент обязательно появится. Хотя с выходом Windows 10 для мобилок возможно получится запустить и обычный Jabber
vsarakoff
30.07.2015 15:52Ещё для взаимодействия (collaboration) есть Cisco Spark — ciscospark.com
vbelolapotkov Автор
30.07.2015 16:19Действительно такой продукт недавно появился. Однако Cisco его позиционирует как инструмент для совместной работы проектной команды, а не для унифицированных коммуникаций.
LexB
30.07.2015 16:52Не хватает поиска в истории 1 диалога, и поиска по всем диалогам.
vbelolapotkov Автор
30.07.2015 17:32С версии 10.6 есть возможность сохранять историю в папке Outlook с вытекающими отсюда возможностями поиска. Работает это правда только на Windows и нужен Exchange, но для многих этого может быть вполне достаточно.
citius
30.07.2015 23:25+2Т.е. нормальной локальной истории и поиска как не было, так и нет. :)
Столько лет прошло, а воз и ныне там.
zup
31.07.2015 00:34а не обратили внимание, чатик так и не синхронизируется между устройствами?
у нас на 10.6 куда раньше пришло сообщение (телефон или ПК), только там и отображается.
еще не подгружается история звонков, что тоже не удобно:(vbelolapotkov Автор
31.07.2015 10:11+1Все верно, в Cisco решили, что такой подход удобнее. Сообщения приходят на все устройства, пока пользователь не ответит на одно из них. Далее сообщения приходят только на то устройство, с которого ответил пользователь. Лично мне такой вариант больше нравится, раздражает, когда общаешься в чате на ПК, а на телефон постоянно сыпятся уведомления. Хотя возможность подгрузить историю чата с другого устройства, например, по запросу, была бы очень полезной, особенно при переключении между устройствами.
DonAlPAtino
31.07.2015 09:33>На мой взгляд, Jabber является достойным конкурентом и альтернативой Microsoft Lync.
Там совершенно случайно что-то с ценами произошло? А то вот пару лет назад считали мне jabber с полным комплектом (без чего он и не заработает) — меньше 45 тыс баксов ну никак не выходило. По нынешнему курсу золотой просто. Lync конечно тоже не дешев, но не до такой степени да и цены у MS в рублях фиксированы.Sigizmund_III
31.07.2015 10:00Сам по себе джаббер бесплатный, платные только лицензии на пользователей и всякие TURN и traversal лицензии для Expressway
Sigizmund_III
31.07.2015 10:09А под полным комплектом вы что подразумевайте? BE6K?
Его не обязательно иметь, можно работать на своих серверах.
vbelolapotkov Автор
31.07.2015 10:13С ценами действительно все сильно поменялось.
Пользовательские лицензии нужны только для телефонии и видео. Чат и презенс бесплатно (Jabber for Everyone).
Если интересно, можем пересчитать в сегодняшних ценах, напишите в почту.gotch
31.07.2015 11:52Многопользовательский чат с презентациями, видео и публикацией в интернет с приглашением сторонних анонимных пользователей одной кнопкой «прям-как-в-линк» бесплатен?
Sigizmund_III
31.07.2015 12:30Платите только за лицензии. За то количество, которое вам нужно.
Увеличилось количество пользователей или одновременных звонков — докупили лицензий.
vbelolapotkov Автор
31.07.2015 13:04Это уже не бесплатно. Бесплатен только совсем базовый функционал (чат и статусы). Для остального уже нужны пользовательские лицензии.
vbelolapotkov Автор
31.07.2015 13:06Замечу еще, что технически пользовательские лицензии можно брать «в долг”. Если лимит лицензий превышен, у Вас будет 60 дней, чтобы добавить лицензии или удалить пользователей :)
Sigizmund_III
31.07.2015 10:02Содержание статьи не соответствует названию — MRA был задолго до 11 версии, а Jabber Guest как бы мало относится к Cisco Jabber — у него отдельная инфраструктура вообще, с Cisco Jabber никак не связанная.
vbelolapotkov Автор
31.07.2015 10:49Цель статьи была рассказать о новых фишках не только 11 версии, но и предыдущих версий.
Не думаю, что все пристально следят за его развитием.
gotch
Чем же радует 11 версия клиента по сравнению с 10.6?
vbelolapotkov Автор
Удаленное управление камерой (можно использовать для управления раскладками в конференции), старт конференции из группового чата в один клик, DTMF копипастом (удобно при вводе пароля защищенной конфы), возможность добавлять группы AD в список контактов, макс. количество участников для демонстрации экрана в групповом чате увеличено с 5 до 10 и другие, менее заметные улучшения.
gotch
Спасибо!