IPO китайской компании ByteDance оказалось под угрозой из-за того, что американские сенаторы Тим Коттон и Чак Шумер попросили Национальную разведку изучить работу TikTok в США. Компания уже официально опровергла информацию в СМИ о скором размещении акций.
Сенаторов обеспокоило то, что сервис коротких видео обладает слишком внушительным массивом информации об американцах и потенциально может делиться данными с китайскими спецслужбами.
При этом крупные деловые СМИ начиная с августа писали о том, что ByteDance проведет IPO. Сама компания не подтверждала, но и не опровергала эту информацию. По последним данным, размещение должно было произойти в первом квартале 2020 года на Гонконгской бирже. Однако в последний момент ByteDance дала опровержение: «В слухах об IPO в Гонконге в первом квартале 2020 года — ноль правды».
IPO
Первичное размещение акций, процесс продажи компанией или ранними инвесторами акций частной компании на фондовом рынке. Процесс делает компанию публичной, а ее бумаги — доступными широкому кругу инвесторов.
Это заявление прозвучало буквально через несколько дней после того, как сенаторы назвали работу TikTok «потенциальной угрозой, которую нельзя игнорировать». По их словам, у TikTok более 100 млн пользователей, и ByteDance может передавать все данные властям КНР, как этого требуют местные законы. Кроме того, они напомнили об эпизодической цензуре контента на сервисе. Один из примеров — видео о протестах в Гонконге. Тогда представители TikTok отказались давать показания в Конгрессе и участвовать в слушаниях, посвященных взаимодействию китайских технологических компаний с властями страны.
Работу сервиса публично раскритиковал основатель Facebook Марк Цукерберг. Во время своей речи в Джорджтаунском университете он заявил, что китайские власти запретили Facebook, Instagram и WhatsApp в стране за определенный контент, при этом китайский TikTok цензурирует видео. По мнению Цукерберга, к таким мерам сервис принудило именно китайское правительство.
«В то время как наши сервисы, такие как WhatsApp, используются протестующими и активистами повсеместно из-за надежного шифрования и защиты конфиденциальности, на TikTok, китайском приложении, популярность которого растет по всему миру, упоминания об этих же протестах подвергаются цензуре даже здесь, в США. Это интернет, который мы хотим?» — заявил тогда Цукерберг.
Сервис в ответ заявил: «Наша политика в отношении контента и модерации проводится нашей командой из США и не зависит от какого-либо иностранного правительства. Правительство Китая не требует, чтобы TikTok подвергал цензуре контент, и не будет иметь такой возможности независимо от того, как TikTok там работает».
Сама ByteDance находится в США еще и под прицелом Комитета по иностранным инвестициям. Компанию проверяют за сделку с покупкой почти за $1 млрд конкурирующего сервиса Musical.ly. Сделка была закрыта еще в 2017 году, однако не была одобрена властями.
По данным Bloomberg, в TikTok надеются на соглашение с американскими властями. Интересы сервиса будет представлять авторитетная в США компания Monument Advocacy. В рамках стратегии защиты американский офис будет пытаться доказать свою независимость от пекинского.
ByteDance была основана бывшим сотрудником Microsoft Чжаном Имином в 2012 году. Интересно, но медиа прозвали его «китайским Марком Цукербергом». До TikTok компания запустила новостной агрегатор Toutiao, который при использовании алгоритмов показывает уникальную картину дня каждому пользователю. На конец 2018 года у агрегатора было 120 млн активных пользователей в сутки и 200 млн — в месяц.
TikTok появился в 2016 году. Сервис предлагает размещать ролики длиной не более 15 секунд с добавлением музыки, фильтров и стикеров. Сервис набрал популярность в мире именно за счет поглощения Musical.ly, который занимал нишу на Западе. До этого о покупке Musical.ly думал Facebook.
В начале этого года Федеральная торговая комиссия США уже оштрафовала TikTok на $5,7 млн за сбор личных данных пользователей до 13 лет без согласия родителей. Теперь в приложении есть «детский режим».
Между тем главные конкуренты TikTok пытаются конкурировать за нишу коротких видео. Так, Instagram запустил новый формат stories с аналогичным встроенным редактором и возможностью управлять скоростью воспроизведения и накладывать поверх видео музыку и эффекты. Facebook в 2018 году презентовал сервис Lasso.