Привет, Гиктаймс!

Однажды, еще будучи обычным деревенским школьником, в автомобильном журнале я увидел небольшую заметку о электровелосипеде, построенным каким-то иностранным энтузиастом, и который умел разгоняться до 40 км/ч и имел запас хода в 70 километров. После этой небольшой заметки я бросил безуспешные попытки завести старый двигатель от бензопилы Дружба и понял, что будущее наступило. На дворе было начало двухтысячных.

Потом была учеба в ВУЗе, и первая постоянная работа. Работа была не ахти какая, 4-хдневка сменялась трехдневкой, времени было много, а денег мало, и мысли потихоньку снова возвращались к идее построить электровелосипед. Интернет был мне не так доступен как сейчас, да и он, интернет, не был завален таким количеством информации по самодельному и не очень самодельному электротранспорту, не было такого количества всевозможных комплектующих. И в голове рождались сумасшедшие идеи и фантастические конструкции из болгарок, электрорубанков, стартеров… Помню даже была идея разместить на ободе неодимовые магниты, а на перьях с двух сторон от колеса электромагниты.

Невоплощенная мысль то забывалась, то разгоралась с новой силой, но потребовалось еще лет 10 для того, чтобы она начала превращаться в реальность.

Я не пошел стандартным для многих путем — купить готовый набор и установить его на велосипед. Во-первых, потому, что не готов был тратить значительные суммы на покупку комплекта, а во-вторых, это бы точно не удовлетворило жажды конструирования и созидания. Вообще, я изначально поставил цель построить велосипед мощностью под 1 кВт с бюджетом 10 000р. Вполне амбициозная цель.

Итак, на тот момент у меня уже был «горный» велосипед Forward Sporting 103, тяжелый, стальной, с зубастым протектором, он хорошо ехал по любому бездорожью, даже по булыжникам на обочине трассы, но очень плохо ездил по гладкому асфальту, издавая почти самолетное жужжание, нарастающее с ростом скорости, протектор покрышек очень быстро съедал накат. Но он верой и правдой служит уже больше 10 лет. Конечно, это идеальный вариант для электрификации).

Из одного полезного сайта про электротранспорт узнал, что автомобильный генератор, оказывается, прекрасно работает в режиме мотора с дешевыми китайскими контроллерами для мотор-колес. В гараже как раз валялся генератор на 80 ампер от вазовской классики. Карты сошлись, старая мечта вспыхнула с новой силой, и я понял, что пора!

Тут же с одного китайского интернет-магазина были заказаны:

  1. Аккумуляторы 18650 – 2.6 а*ч, 40 шт
  2. Плата балансировки и защиты – 1шт
  3. Бессенсорный контроллер для электросамокатов на 1 квт номинальной мощности
  4. Вольт-, ампер-, ваттметр с вынесенным шунтом
  5. DC-DC преобразователь, умеющий делать из 60вольт 12

На местном базаре были куплены:

  1. Трещотка (вместе с задней осью)
  2. Цепь велосипедная
  3. Звездочка на 10 зубов от веломотора F50

В гараже были найдены звездочка от велосипеда передняя – на 48 зубов, задняя на 22 зуба, куски прямоугольных труб, болты, гайки, провода, изолента и прочая мелочь.

Изначально было решено пожертвовать рекуперацией в пользу сохранения наката и легкого педального хода, считаю эту функцию более полезной в плане увеличения пробега. Передняя звездочка от советского велосипеда теперь стала задней звездой электробайка. Левый фривил не нашел, поэтому обычная правая трещетка была переделана на левое вращение – с помощью бормашинки и алмазной шарошки были переделаны посадочные места собачек, а сами собачки развернуты в другую сторону.

Корпус трещотки немного расточен для посадки на левую сторону колеса, туда, где барабан колеса выходит за пределы фланца. У многих велосипедов без дисковых тормозов там достаточно места для установки такого самодельного фривила. У 48 зубовой звездочки была отрезана педаль, и средняя часть была выпилена болгаркой. Звезда соединена с трещоткой винтами с гайками. Вся эта конструкция крепится к колесу как задняя звездочка любого бензодырчика – длинными болтами через спицы и резиновые прокладки, изнутри в межспицевое пространство колеса вставляются полушайбы и все сжимается, крепко обхватывая с двух сторон фланец колеса.





На вал генератора нужно установить звездочку на 10 зубов, для этого я приварил ее к гайке, которая раньше крепила шкив генератора. Гайка навинчивается на вал генератора, и сверлится насквозь вместе с валом и в получившееся отверстие вставляется длинный винт м6 с гайкой на конце.

Звездочки от веломотора пришлось немного обточить бормашиной – их зубья расчитаны на более широкую цепь.

Передаточного отношения 10/48 не хватит для резвого старта, будет чрезмерное потребление энергии, я это на тот момент уже прекрасно понимал. Требуется повысить передаточное число. Готового редуктора я не нашел, различные решения на основе редукторов дрелей/болгарок отмел сразу, хоть и мощности они передают сопоставимые, но эти мощности получаются за счет высоких оборотов, мне же требовалось передавать большой крутящий момент при сравнительно низких — до 3 тыс. в минуту – оборотах.

Поэтому было решено сделать промежуточный вал.

Изначально планируемая компоновка с мотором над задним колесом была отметена. Не хотелось терять возможность возить какой-нибудь багаж, ну или закрепить там детское кресло. Нужно было разместить все в треугольнике рамы. После многочисленных примерок была изготовлена рама для двигателя и промежуточного вала.





Промежуточный вал, изготовленный из строительной шпильки, вращается в двух подшипниках, и передает вращение с правой стороны рамы на левую. Звездочки крепятся так же как на валу мотора – они приварены к гайкам, зашплинтованным на валу винтами м6.

Общее передаточное число получилось 10.56. На этом с механической частью пожалуй все.

Батарея имеет конфигурацию 13S3P- 48 вольт и емкость 7.8а*ч, собрана из 39 банок 18650.
Банки спаяны паяльником 60 вт кратковременными касаниями. В процессе одна банка зашипела – то ли перегрел, то ли в газовый клапан попала паяльная кислота, благо акумов было 40 штук, а потребовалось 39.



Электрическая часть отличается от классического электровелосипеда необходимостью постоянного питания якоря генератора — ведь мой мотор, в отличие от готового мотор-колеса, не имеет постоянных магнитов. Задачу понижения батарейного напряжения до требуемого якорю, выполняет понижающий DC-DC преобразователь, который переваривает до 60 вольт входного и выдает регулируемое выходное напряжение.



В остальном ничего необычного – батарея, контроллер, ручка газа в виде переменного резистора даже пока без возврата в исходное положение)…. Китайский ваттметр с синей подсветкой в качестве бортового компьютера для контроля разряда батареи….



Но, несмотря на то, что это все больше похоже на самоходную бомбу, это поехало, и поехало весьма неплохо. С моим весом 75 кг в первую выездку удалось разогнаться до 37,7км/ч. Ускорение получилось весьма резвое, максималка тоже устраивает. Запас хода получился небольшой — в смешанном цикле с резвыми разгонами до максималки и ездой внатяг с небольшой скоростью вокруг гаража удалось выжать 10 км без помощи педалями, впрочем для батареи это был только первый цикл заряд – разряд. Ваттметр показал 350 с чем то ватт-часов, и напряжение 40 вольт в конце цикла.

Какие выявились недостатки? Ясно, что все провода надо собрать в жгуты, это пока еще только стенд для ходовых испытаний. Цепь в первичной передаче весьма шумит, требует натяжителя-успокоителя, но скорее всего буду переделывать на зубчатый ремень. Нужна ручка газа – в планах сделать в виде курка, с концевиком, запитывающим якорь только в момент нажатия. И целого отдельного исследования требует возможность регулирования мотора током якоря — это второй канал управления двигателем. Да, у моего двигателя нет постоянных магнитов, зато есть электромагнит, индукцию которого мы можем менять в широких пределах. Преимущество ли это? Не знаю. Ведь якорь требует дополнительной электрической мощности 30-50 вт. Зато, не меняя передаточного числа механической трансмиссии, мы можем менять характеристику мотора в широчайших пределах. Повышение тока на якоре снижает обороты, но повышает крутящий момент, понижение же — наоборот, повышает обороты, но понижает момент. Может быть, получится оптимально настроить его под свою конфигурацию «железа»? Или как вариант вывести регулятор на руль и получить этакую электронную коробку передач – на разгоне и на подъемах повышать тягу, а на прямых участках и больших скоростях повышать обороты, таким образом выжимая из своей конфигурации максимум?.. У кого есть мысли, как можно всесторонне исследовать эту тему? Сейчас думаю над методологией.

Немного о зарядном устройстве. Моя батарея требует зарядного напряжения 54 в при токе до 3 ампер. Для зарядки был приобретен регулируемый повышающий DC-DC преобразователь – вход от 12 до 50 вольт, выход от 12 до 60.



Ему на вход подается 12 вольт выпрямленного напряжения от блока питания для светодиодных лент. Этот блок питания может выдавать до 12 ампер. Все собрано в корпусе из фанеры, сделанном на самодельном лазерном резаке, снабжено регуляторами тока и напряжения и вольтамперметром. В корпусе установлены два кулера – один работает на вход, другой на выход воздуха, таким образом, наиболее горячие части (радиаторы) обоих электронных блоков постоянно обдуваются. Зарядное устройство используется также для периодической подзарядки автомобильного аккумулятора. Весьма полезная в хозяйстве вещь получилась!







Доволен ли я результатом – более чем! Ведь при таких характеристиках удалось получить работоспособный аппарат с неплохими характеристиками с бюджетом меньше 10 000р!

Подобной компоновки я нигде на просторах интернета не встречал. Но она дает возможность каждому самодельщику за совсем небольшие деньги получить вполне неплохой электротранспорт, превосходящий по характеристикам, как мне кажется, многие серийные образцы, прикоснуться к этому увлекательному и, безусловно, прогрессивному направлению развития техники, получить радость творчества и незабываемое ощущение от езды на электротяге…

Комментарии (64)


  1. dvserg
    19.12.2019 17:12
    +3

    Андрей, у Вас очень хороший потенциал самодельщика. Но некоторые вещи всё-таки нужно делать правильно. Батареи лучше не паять, а приваривать контактной сваркой (точечной).
    Простую схему сварки на автомобильном аккумуляторе и втягивающем реле стартера можно найти в интернете.


    1. mr__endru Автор
      20.12.2019 06:57

      Следующая батарея будет уже на сварке


  1. vconst
    19.12.2019 17:38

    Настолько дендрофекально выглядит, что даже завораживает ))
    Несколько листов пластика — и девайс приобретет цивильный вид

    Под дождем ездить еще не пробовали?


    1. mr__endru Автор
      20.12.2019 06:58

      На первом фото под дождем стоит, поэтому батарея замотана в полиэтиленовый пакет))


    1. Erop22
      23.12.2019 04:07

      Видать, это наследие советского самодельничества — сделать максимально брутально, пох#р на всё остальное…
      2 mr__endru. Насколько я понимаю, УШМ у вас имеется… Вы, вероятно, даже представить себе не можете, насколько может изменить итоговый результат её умелое применение (после сварки, да и в целом в вопросах "металл-дизайна"). Баллончик-другой неплохой краски (некоторыми можно работать даже без грунта и прямо по ржавчине) тоже может сильно добавить, причём не только в плане привлекательности, но и надёжности (для того, в общем, ЛКМ и были изобретены). Следующий шаг — это краски разных цветов и моток клейкой ленты — но то уже больше к кастомайзерам, а не к самоделкиным…
      В общем, очень было бы увидеть следующую серию без унылого налёта советской кустарщины, а хотя бы в рамках ГОСТа. Ну там фаски снять, сопли от сварки поубирать, кожушок прилепить (при имеющемся-то лазерном ЧПУшнике)… Минутное дело на деле (хотя требует привычки), но совсем другой уровень же. Оно и глаз радуется иначе, когда не просто "я сделаль", а "я красиво сделаль" )) Не говоря уж про безопасность… Вам, к примеру, не стрёмно на нём ездить? А ну как штанишками за что-нибудь зацепитесь… Пичалька ж может случиться…


  1. cyberly
    19.12.2019 20:03
    +2

    Один момент. Когда я смотрю на фото привода, мой организм непроизвольно втягивает во внутрь одну свою чувствительную часть… Может, кожух какой поставить, от греха?


    1. makon
      19.12.2019 21:42

      С содроганием представляю себе падение. Автор, нет, ну правда, вы совсем-совсем не задумывались об открытой, крутящейся на бешеной скорости звезде? Можно сколько угодно говорить что в этом месте нога не так близко к трансмиссии, но я вижу уйму способов покалечиться этим измельчителем.


    1. mr__endru Автор
      20.12.2019 07:03

      Да, добавлю защиту обязательно, в пылу творческого азарта часто недооцениваешь такие вещи.


  1. sharaev
    19.12.2019 20:25
    +1

    Плакать хочется от такой конструкции.Защиты никакой, вес огромный, 10 км это не расстояние.


    1. drWhy
      19.12.2019 22:45
      -1

      Защита нужна, да. Увеличение запаса хода экстенсивно за счёт увеличения батареи и, возможно, за счёт оптимизации запитки якоря двигателя. Огромного веса нет — стартер, возможно, и не самый лёгкий претендент в велодвигатели, но по соотношению мощности к весу не худший.


      1. mr__endru Автор
        20.12.2019 07:05

        Генератор, не стартер. 10 км с расходом 35вт*ч на км получилось. Мотор-колеса китайские не намного вроде эффективнее.


        1. webkumo
          20.12.2019 12:32

          Батарея имеет конфигурацию 13S3P- 48 вольт и емкость 7.8а*ч, собрана из 39 банок 18650

          Чтобы вы понимали, вот готовое творение китайского сумрачного гения:
          himo c20,
          там батарея 36В 10Ач, т.е. 360 Втч, у вас батарея 374,4 Вт*ч (т.е. почти эквивалентны). При этом у вас запас хода 10 км, а у химо — под такой же нагрузкой будет ~60-70 (по паспорту 80, но это при ездоке ~50 кг по ровняку в безветренную погоду). Если хакнуть прошивку и добиться аналогичной вашей максималке — пробег упадёт ещё на 10-20%, т.е. до 45-50км. Вы всё ещё уверены в том, что китайские мотор-колёса не намного эффективнее?.


          1. cyberly
            20.12.2019 14:08

            Если хакнуть прошивку и добиться аналогичной вашей максималке — пробег упадёт ещё на 10-20%
            Почему только на 10-20%? Для 25км/ч нужна мощность ватт 150-200, для 35 — уже ближе к 400Вт, 40 — к 500Вт.


          1. mr__endru Автор
            20.12.2019 15:40

            Может дело в том что у него максималка всего 25 км/ч?.. Я свой до 30-40 разгонял неоднократно во время тестов.


            1. drWhy
              21.12.2019 16:04

              Меня на велодорожке постоянно обгоняет тело на моторколесе, визуально синхронно с потоком автомобилей по соседнему шоссе, т.е. около 60 км/ч. Ябнестал.


              1. telobezumnoe
                21.12.2019 17:13

                я тут как то 80 ехал параллельно с велосипедистом))


                1. Erop22
                  23.12.2019 04:34

                  Давайте называть вещи своими именами. Это не велосипедист был, это хрустик-нищеброд… Он бы и рад, наверное, на литровом спорте по трассе, но денег только на вот это. Велик в принципе не должен валить даже 50, не то, что 80… Не та рама, не те колёса… Исключение — шоссеры (там 50 как раз где-то верхний потолок) и современные электровелы, которые на самом деле электроскутеры/электромопеды (и которые проектировались под соответствующие условия). Ещё лигерады вполне себе бодрые, но то совсем другая история…


                  1. adic3x
                    23.12.2019 12:14

                    Разделку едут 50+ средняя скорость, с хороших горок едут и за 100. Я сам часто еду с горки 70. Но это на полностью известных участках дороги, где я знаю и дорожное покрытие, и обстановку, где, как и откуда может появится помеха. И основная проблема не в раме или колесах, а в резине. Силы даже ободных тормозов хватает, чтобы заблокировать колесо, но от этого торможение станет только хуже. Слишком узкая резина, слишком маленькое пятно контакта.


                    1. Erop22
                      23.12.2019 12:34

                      Спасибо, не знал про спортивные скорости. Но я про городские шоссеры говорил. Как вы верно заметили, летят ребята в почти полностью контролируемых условиях (и то случается мясо)… Сколько вы будете лететь примерно падении с велика даже на 50 и что от вас останется?
                      Ну и добавлю, что рамы великов рассчитаны на определённые моменты сил. Исходя из этого выбираются материалы (и геометрия) конструкции. Думаю, нет такого человека, который может выдавать киловатт мощности на педальки, причём регулярно. Отсюда и стандартные поломанные задние перья, в данном случае ещё и спицы имеют все шансы улететь. И теперь представьте последствия разрушения силовых узлов на скорости (при всё ещё работающем двиге к тому же). В общем, как советует один хороший человек — fly safe!


        1. Areso
          20.12.2019 12:50

          У меня батарея 10*48, 480Вт*ч, хватает на 20 км ходу. 24вт*ч. При этом мощность — до киловатта (50 км/ч максималка).
          Разница на 50% (или на 33%).
          P.S.: у меня есть права.


          1. mr__endru Автор
            20.12.2019 15:36

            Какой у вас мотор и контроллер? Расход приводите без педалей и с троганием с места только на моторе? Реальные цифры всегда интересны. Попробую приблизиться к вашему расходу) Сейчас в моем моторе даже датчиков холла нет, и не совсем понятно как влияет ток якоря на расход / кпд.


            1. Areso
              20.12.2019 18:38

              К сожалению, все в корпусах без опознавательных знаков, а предыдущий владелец заказывал это у сборщика, который не озаботился маркировками на компонентах. Это расход без педалей, с ускорением до 50 км/ч, если ехать медленно, то пробег с батареи становится больше.
              Трогаюсь когда как, так как гиря в переднем колесе, часто возникает пробуксовка, поэтому предпочитаю с ног тронуться, далее ехать на газульке. И, если хочется хорошего ускорения после 40, снова помогаю ногами, потому что после 40 динамика разгона очень грустная, а с помощью ног становится немного всё бодрее.


  1. sim2q
    19.12.2019 21:46

    Интересно!)
    Ток якоря однозначно надо регулировать, но боюсь, что это целый диссер…


    1. mr__endru Автор
      20.12.2019 10:27

      вот этим то как-раз и хочется летом заняться)


  1. adic3x
    19.12.2019 21:59
    -1

    То, что может разгоняться двигателем до скорости быстрее 25 км/ч — не велосипед.


    1. nehrung
      19.12.2019 23:35
      -1

      Точно! 250 ватт — предел, после которого нужны водительские права (хоть какие-нибудь). У автора они есть?


      1. mr__endru Автор
        20.12.2019 07:06

        Категории В


        1. nehrung
          20.12.2019 18:03

          Тогда имеете право на киловатт и более, и на любую скорость.


          1. adic3x
            21.12.2019 00:49

            Я позанудствую. Насколько я понимаю у вас там:

            «Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.


            Права нужны, шлем обязателен. Как и обязательно нужно понимание, что за ТС мы имеем и какова наша ответственность. И начать наверное стоит с изменения заголовка и текста статьи, это не велосипед.

            Развитие современного электротранспорта обгоняет законодательную бузу и сильно обгоняет транспортную инфраструктуру.


  1. alexvu
    19.12.2019 22:38

    Первое впечатление — круто!
    Меня вот, например, никогда не хватало на то, чтобы более-менне ровно приварить на ось звездочку :)
    Но почему же 10 км?
    1) Автомобильный генератор в принципе должен иметь очень низкий КПД из-за больших зазоров между статором и ротором. Например, 50-70%.
    В автомобиле это никого не интересует, но зато дешевле.
    Хотя, возможно, импортный генератор уже будет в этом плане лучше.
    2) Подмагничивание ротора — как Вы сами пишете, 30-50 Вт это 5-10% потерь.
    3) Двойная цепная передача — опять потери, еще 10-20% как минимум.
    4) Шины шипастые — тоже съедают мощность.
    5) Еще мы не знаем, какие у Вас аккумуляторы.
    Если сложить все вместе, то и получится 10 км вместо 30.
    Косвенно подтвердить это можно тем, что по такой схеме серийные велосипеды не делают.
    Но как хобби — это я прекрасно понимаю, например кто-то сделал дома киловаттный лазер, кто-то сканер ДНК (года 2 назад была статья), а кто-то — электровел и т.д.
    Но тут, мне кажется, зазор и подмагничивание — это неустранимые проблемы генератора, по крайней мере сразу в голову никаких решений не приходит.


    1. cyberly
      19.12.2019 23:16

      Тут непонятно, как эти 10км проезжались. Если, скажем, 8 из них автор топил от светофора до светофора, то у него потребление в движении было, думаю, в районе 400-600Вт практически постоянно. Для заявленных 350ВтЧ в таком режиме, вряд ли больше 15км получилось бы, кмк.


    1. mr__endru Автор
      20.12.2019 07:08

      Батарея 13 ячеек 18650 последовательно, 3 в параллель, это 48 вольт номинальных и всего 7.8 а*ч


  1. REPISOT
    20.12.2019 06:02

    Фото самодельного велосипеда ночью, в гаражах… Я сначала подумал, неужто Негода?


    1. mr__endru Автор
      20.12.2019 07:12

      Вы мне льстите)


  1. mmMike
    20.12.2019 07:29

    Хотя бы уж стартер взять с постоянными магнитами (был у меня когда то очень давно такой на Оке). Это же сколько уходит на эту обмотку то.


    Наверное страшно на таком ездить без кожуха. Все в опасной близости от..


    1. mr__endru Автор
      20.12.2019 10:30

      Вот чувство страха почему-то ни разу не возникло)). Стартер не рассчитан на длительную работу, там даже подшипников нет, только втулки, да и охлаждения тоже. А также огромное потребление тока даже на 12 вольтах, что же с ним будет при напряжении 48 вольт… Обмотка возбуждения генератора кушает до 50 вт, в зависимости от напряжения, которое выставляется той синей коробочкой под рамой.


      1. drWhy
        21.12.2019 16:08

        Стартер выдерживает до 300А, однако, правда, недолго. Наблюдал посиневший корпус после выезда из месива.


  1. GiperBober
    20.12.2019 09:35

    Пару предложений по поводу решений для нового электровелосипеда:
    1) Вроде как чем выше напряжение — тем меньше потери в цепях, поэтому 12-ти вольтовый мотор заменить на что-нибудь менее громоздкое и более высоковольтное. Ватт на 500… Может, чего из моторчиков для дрелей?
    2) На правах полного ИМХО — думается мне, нужно что-то мудрить с закрытой карданной передачей с возможностью аварийного рассоединения.
    Далее сложности — либо пилить чистый электровелосипед, без педалей, с прицелом только на электрику, тогда можно не возиться с разделением цепного и педального приводов, либо возиться с втулкой, чтобы с одной стороны была цепь, с другой — редуктор кардана. В порядке бреда инновации — можно попробовать запилить электропривод на переднее колесо, а цепной сохранить на заднем без изменений.
    Разумеется, это всё в предположении, что всё будет собираться так же, из предельно дешевых комплектующих, с большой долей самодельщины, а не по принципу конструктора «купи мотор, сборку и инструкцию на али и собери электровелосипед».


    1. cyberly
      20.12.2019 09:48

      … из моторчиков для дрелей

      У сетевой дрели КПД в районе 50%. У аккумуляторного инструмента, наверное, все получше, но цена… Наверное, можно было бы купить какую-нибудь аккумуляторную 230 болгарку или дисковую пилу без аккумулятора и приколхозить, плюс, родной контроллер мог бы пригодиться. Но это все стоит как iPhone, смысла нет никакого, за те же деньги проще купить что-то готовое.


    1. mr__endru Автор
      20.12.2019 10:38

      Генератор в режиме мотора питается напряжением 48 вольт ( и даже 52в при полностью заряженной батарее), он спокойно переносит это. 12 вольт идет только на обмотку возбуждения, которая в якоре, и которая как-бы вместо постоянных магнитов обычного BLDC мотора.
      А для чего кардан и рассоединитель кардана? Моторная цепь слева итак приводит колесо через фривил («трещетку»), колесо имеет свободный выбег.
      По поводу чистого электро… мопеда без педалей — как раз наоборот, хотелось иметь возможность полностью снять комплект и вернуть велосипед в первозданный вид.
      Передний привод думаю будет буксовать из-за меньшей загрузки переднего колеса, появится склонность к опрокидываеню в поворотах, руль станет явно тяжелее…


      1. GiperBober
        20.12.2019 11:17

        А для чего кардан и рассоединитель кардана?
        Чтобы могучий мотор ничего не намотал на звёздочки/цепь. И дополнительно — убрать электромотор от блока педалей в принципе, расположив, например, сверху, там, где у велосипедов бывают задние багажники. Можно, конешно, поставить готовый ступичный мотор, но это уже слабо тянет на самодельный электровелосипед.
        Ещё одна причина — сохранение надёжности исходной конструкции (цепной с мускульным приводом и переключением передач, без вмешательства в конструкцию, не рассчитанную на такие мощности), а электропривод — полностью отдельная конструкция без повышаюших передач, обороты и мощность — только электрорегуляторами.
        Ну и четвёртое — такую конструкцию можно сделать на переднее колесо. Я сам смутно представляю, зачем это, но по факту можно получить «полноприводный» велик, или даже «переднеприводный», может, будут совсем другие ощущения от устойчивости и управляемости. Если идея сработает, можете запилить новый стартап по производству китов для быстрого превращения любого велосипеда в электро — блок батарей, пристегивающийся к раме, замена переднего колеса на колесо с мотором во втулке, провода, регулятор на руль, работы по пересборке велика на 15 минут, причём любого.
        P.S. Впрочем, наверняка что-то подобное уже придумано и продаётся, или по каким-то причинам не взлетело.


  1. webkumo
    20.12.2019 12:42

    Идея интересная! Но… вы бы, раз уж взялись за мид-драйв, посмотрели готовые схемы… Вариант 1ый, малоосуществимый в домашних условиях — бафанговый мид-драйв (можно поискать на алиэкспрессе… полный комплект без батарейки 25к… печалька по сравнению с мотор-колёсами, да). Вариант второй, вполне осуществимый — сопряжение мотора и педалей через фривил и уже из этой общей точки — тяга назад. Там остаётся только более-менее выставить соосность и поставить адекватный движок, и вы бы пофиксили до 30-50% потерь по вашей схеме...


    1. vrnvorona
      20.12.2019 13:40

      Разве автор не сделал заднее колесо, а не мид-драйв?


      1. webkumo
        20.12.2019 15:01

        Конструкционно (расположение, применяемые технологии) — мид-драйв, технически (эффективность использования на велосипеде, тип передачи) — аналог моторколеса. Вот я и говорю, что если уж конструкция один чёрт мид-драйвная, то и фактическую передачу надо было по той же технологии делать.


  1. Pafnutyi
    20.12.2019 12:48

    Не надо обманывать маленьких: мотор из генератора имеет нормальный КПД. При больших зазорах крутить якорь легче и энергии снимается соответственно меньше — но кпд от этого не зависит. Испытывал восмёрочный генератор на стенде мотор — ремень -генератор, КПД не хуже 80% и растёт с оборотами в разумных пределах. Единственный недостаток мотора из генератора с большими зазорами меньшая тяга на низких оборотах в случае редуктора это некритично.


  1. Methos
    20.12.2019 12:54

    10 км, хе хе.
    Это игрушка, даже если будет 40 км.
    Простому велолюбителю спокойно за день накатать 50 км по лесу, причем скорости там не нужны, да и езда специально делается, чтобы прокачать сердце, поэтому электроигрушки это вред для здоровья.


    1. NeuroHunter
      20.12.2019 13:10

      Если использовать велосипед, как спортивный снаряд — да, конечно, электропривод не нужен (кроме, разве что, маунтинбайка — там привод наоборот добавляет кайфа от процесса).
      А если использовать велосипед, как повседневное транспортное средство — то почему нет? Еще не в каждом офисе есть душ и не всем хочется мыться в умывальнике или ходить потным. А на такую штуку сел — и едешь, неспешно покручивая педали (я же правильно понимаю, что на этом безумном творении педали крутить все-таки надо, мотор просто помогает это делать? )


      1. mr__endru Автор
        20.12.2019 14:31

        Мотор резво тянет и без педалей. В момент разгона потребление по ваттметру подскакивает до 1.5 кВт. Мотор крутит колесо через трещетку слева, педали крутят колесо через родную трещетку и звезды справа. Насчет душа — это вы в точку, летом по жаре ехать в офис на педалях совсем не комфортно, для чего собственно и была произведена электрификация.


        1. NeuroHunter
          20.12.2019 18:54

          Без педалей — это уже не велосипед. Вся плюшка pedelec — в возможности крутить педали, уставая медленнее.


      1. Methos
        21.12.2019 18:01

        От жары не зависит, станет ли велосипедист потеть.


        Например, в минус 10 можно потеть намного больше, чем в плюс 25.


        Но правильная одежда решает отвод пота и человек остается сухим. Достаточно в офисе сменить одежду.


        Причем в минус 10, сидя на электролентяе, можно даже замерзнуть, так как внутреннего тепла нет.


        Опять же, если ехать по городу 10 км, это вообще не расстояние, оно едется неспешно минут 40, по прямому асфальту, сил вообще не затрачивается, никакого пота нет.


  1. Sam_spb
    20.12.2019 12:58

    Я как человек далекий от электротранспорта, но близкий к велосипеду скажу, что мне нравится то, что вся тряхомудия находится в центре масс, и это подрессоренный центр масс. В отличии от решений с мотор колесом. :)))


    1. mr__endru Автор
      20.12.2019 14:33

      Поэтому и отказался от расположения привода на багажнике, хотя изначально продумывал такую компоновку, даже был изготовлен соответствующий усиленный багажник. Но центр масс получился бы слишком неподрессоренным и слишком высоким.


  1. ProffesorMax
    20.12.2019 13:24

    Елки, я искал какой бы мотор использовать для детской машинки, и забыл, что гену от тачки можно в обратную сторону использовать, а у меня как раз на 120А валяется со сгоревшим диодным, который в природе походу не повторяется, автору респект за такую так скажем напоминалку.


    1. mr__endru Автор
      20.12.2019 14:35

      продумайте какую-нибудь защиту от включения на полную мощность, все-таки для детской машинки довольно мощный агрегат.


  1. Vsevo10d
    20.12.2019 13:28

    А я вот задумался — если бы вы делали механику с возможностью рекуперации, получилось бы использовать себе на благо самовозбуждение генератора?


    1. mr__endru Автор
      20.12.2019 14:38

      Для самовозбуждения наверняка нужно хотя бы замкнуть токосъемные кольца якоря, у меня возбуждение принудительное от DC-DC понижающего преобразователя.


  1. vrnvorona
    20.12.2019 13:38

    Почему решили крутить колесо, а не крутить звездочку педалей?

    И чисто нубский вопрос в целом: почему не попробовать сделать возвратку с колеса/колес через генераторы? Батарейку разряжать на звезду, и чуть подзаряжать через сбор энергии с колес. Лампочки же так питают.


    1. Rsa97
      20.12.2019 13:49

      Средняя мощность велосипедиста-непрофессионала — около 100 Вт. Для лампочки надо всего пару ватт, их можно отобрать безболезненно.
      А расходовать мощность ног на зарядку аккумулятора смысла нет. Остаётся только рекуперация на торможении и/или движении под горку. Но и там, с учётом КПД, получите такой мизер энергии, что он не окупит усложнение конструкции.


      1. GeorgKDeft
        20.12.2019 14:59

        А расходовать мощность ног на зарядку аккумулятора смысла нет. Остаётся только рекуперация на торможении и/или движении под горку.


        Если своих ног то да… но вот если стационарно на отдыхе зарядить чего-нибудь, или просто взаимовыгодный обмен — педали крутит уже пъяная толпа на отдыхе, а едет за пивом самый трезвый ( пользуясь «накрученной» энергией)))


    1. mr__endru Автор
      20.12.2019 14:43

      Для кручения звездочки педалей эта самая звездочка должна соединяться с педалями через муфту свободного хода (обгонная муфта, фривил, трещетка), что гораздо сложнее, чем установка «вывернутой на изнанку» трещетки на заднее колесо. Такая переделка уже не вписалась бы в бюджет проекта. А кроме того, крутить звездочку педалей нужно лишь чуть быстрее, чем это делается ногами, в то время как мотор из генератора дает больше 3000 оборотов в минуту, при (сравнительно с ногами) небольшом крутящем моменте. Для решения этой проблемы во всех миддрайвах имеется встроенный понижающий редуктор. Это опять же усложнение проекта, не каждый сможет такое сделать в гараже.


    1. mr__endru Автор
      20.12.2019 14:44

      почему не попробовать сделать возвратку с колеса/колес через генераторы? — потому что вечных двигателей не существует))


  1. compilator
    20.12.2019 13:52

    Неплохая яйцедробилка! Простите…


  1. HiMem-74
    20.12.2019 13:52

    Давно ношусь с идеей дешевого электродвигателя для лодки и использование б/у генератора с автомобиля (по крайней мере сейчас) кажется неплохой идеей…
    Подскажите плз параметры получившегося двигателя, интересует потребляемая мощность и обороты на валу для расчета редуктора.


    1. mr__endru Автор
      20.12.2019 15:00

      При разгоне потребляет 1.5 кВт лекго, при мощности контроллера 1 кВт. При скорости 37.7 км/ч и общем передаточном числе 10.56 получается что мотор делает 50 оборотов в секунду, или 3000 в минуту.