image

Компания «Яндекс.Такси», которая покупает активы конкурента — группы компаний «Везет» — обратилась в Федеральную антимонопольную службу с просьбой изменить методику оценки рынка такси.

ФАС ранее заявила, что одобрит сделку, если доля «Яндекс.Такси» на рынке по ее итогам не будет превышать 50%.

Глава ФАС Игорь Артемьев сказал: «В рамках существующей модели у них доля во многих городах зашкаливает, и мы обеспокоены, что может возникнуть монополизация. Поэтому мы так долго рассматриваем эту сделку».

При этом, по словам чиновника, «в рамках существующего законодательства, существующих методик как считать рынки в условиях цифровизации, агрегаторов — это такая вещь, которая сейчас достаточно подвижна».

Артемьев считает, что, если методика ФАС все же изменится, то к данной сделке будет иной подход. Глава ФАС сообщил, что сейчас говорить об этом рано, ведутся переговоры как с самим агрегатором, так и с консультантами, юридическими советниками, советниками по инновационному бизнесу, подсчету рынков, экономическими советниками.

«Они хотят нам доказать, что методика, которую мы используем, устарела, и что нужно применять другую, и доли на рынке будут другие и можно будет это разрешить. Я пока каких-то существенных аргументов в пользу такого изменения методики не вижу», — подытожил Артемьев.

Третье ходатайство «Яндекс.Такси» о сделке ФАС рассмотрит до конца апреля 2020 года.

В свою очередь, в самой компании заявили, что с ФАС ведется диалог, и ей предоставляют всю информацию, необходимую для анализа рынка такси.

О сделке между «Яндекс.Такси» и «Везет» стало известно в июле 2019 года. В рамках сделки «Яндекс.Такси» должна вложить около 8 млрд рублей в развитие такси в регионах России и на внедрение технологий для обеспечения безопасности поездок. Акционеры «Везет» получат до 3,6% акций «Яндекс.Такси», а также $71,5 млн при выполнении KPI по операционным и другим показателям. После закрытия сделки 56,2% акций будет принадлежать Яндексу, 35% — Uber, 5,3% — сотрудникам в рамках программы поощрения.

Как заявляли в Яндексе, суть сделки состоит не приобретение самой компании «Везет», а в покупке ее активов. Пользователи при этом смогут продолжать заказывать такси через приложения «Везет» и RuTaxi, но водители и таксопарки перейдут на платформу «Яндекс.Такси».
См. также: ««Яндекс.Такси» и не только: что известно о возможных IPO российских компаний в 2020 году
В сентябре 2019 года сервис Gett пожаловался на сделку в ФАС. Там заявили, что она приведет к усилению монополии «Яндекс.Такси», росту цен на поездки, снижению зарплат водителей.

После этого, в октябре, «Яндекс.Такси» отозвала первое ходатайство о сделке и внесла новое, включив в нее новые объекты собственности «Везёт». Затем компания подала третье ходатайство с дополнительной информацией для оценки ситуации на рынке.

В группу компаний «Везет» входят бренды такси «Везет», «Лидер», Red Taxi и Fasten. ГК была основана в мае 2017 года. В 2017 году на ее долю приходилось 12,3% рынка такси-перевозок в России.
См. также: «Рейтинг в Яндекс.Такси: короткий пост на серьёзную тему
На днях «Яндекс.Такси» внедрил систему социального рейтинга для пассажиров. Теперь водители тоже могут ставить им оценки. Пассажиры с высоким рейтингом смогут рассчитывать на приоритетное обслуживание, а вот пользователей, у которых низкий балл, могут отказаться обслуживать.
См. также: