image

Сооснователь компании по разработке беспилотных грузовиков Starsky Robotics Стефан Зельтц-Аксмахер на днях заявил о закрытии проекта. Он объяснил, что на судьбу стартапа повлияли многочисленные обещания в сфере разработки прорывного ИИ, которые так и не были выполнены.

Компания была основана в 2016 году. Она разрабатывала системы беспилотного вождения грузовиков под удаленным контролем оператора-шофёра.

image

Стефан отметил, что интерес инвесторов к проектам в этой сфере упал, а в 2019 году случилось слишком много IPO в ИТ-индустрии, которые «отняли много сил». В итоге грузоперевозчики находились в состоянии рецессии полтора года.

Сооснователь Starsky Robotics считает, что существуют проблемы, которые могут негативно повлиять и на другие компании-разработчиков беспилотников.

По его словам, эти технологи демонстрируют слишком медленное развитие, и масштабных примеров их развёртывания пока нет. Самая же большая проблема состоит в том, что скорость развития машинного обучения не успевает за амбициозными обещаниями разработчиков.

Стефан отмечает, что при создании ИИ самым сложным моментом является поиск всё более точных данных для обучения модели машинного обучения. Поэтому при росте затрат на технологии существенного сдвига не происходит. Он продемонстрировал S-образную кривую, показывающую тенденции в машинном обучении:

image

«Уровень человека» показан линией L1, L2 означает, что ИИ примерно на одной ступени с «уровнем человека», а L3 — что умения людей выше, чем у машин.

Как заявил автор поста, работу разработчика беспилотников Comma.ai с парой десятков сотрудников можно сравнить с командой Tesla из сотни человек, так как итог их работы примерно одинаковый. Проблемы при разработке, по его словам, появляются, когда нужно сопоставить умения беспилотников с общим «уровнем человека». В последнем случае с графиком производителям для массового выпуска самоуправляемых машин нужно просто доказать безопасность ИИ, во втором же случае для массового развертывания технологии нужно потратить от $1 млрд до $25 млрд. Третий вариант исключает скорое развертывании беспилотной технологии, а значит, многие стартапы вылетают с рынка, так как просто не способны существовать без коммерческого запуска.

Сам Стефан считает, что при L3, сценарии, который является самым вероятным, многие компании уйдут с рынка за пару лет. Потом еще на пару лет растянется период тишины в отрасли, и, наконец, после этого в течение пяти лет разработка автономных автомобилей выйдет на новый уровень.

Starsky Robotics в 2018 году привлёк $16,5 млн инвестиций. Всего компания привлекла $20,3 млн. Однако после того, как инвесторы потеряли интерес к рынку, даже коммерчески успешная модель со ежегодной стоимостью обслуживания одного грузовика в размере $600 не смогла выжить.

Стефан отметил также, что операторская бизнес-модель больше интересовала автотранспортные компании. Starsky Robotics нашел партнёров среди автопарков, чтобы потом совместно продавать услуги транспортным компаниям. Однако прибыльность в размере около 50% не устроила венчурные фонды.

«Мне потребовалось слишком много времени, чтобы понять, что венчурные компании предпочли бы бизнес с капиталом в $1 млрд и 90% маржой, а не компанию в $5 млрд с 50% маржой, даже если бы требования к капиталу и рост были одинаковыми», — пишет Зельтц-Аксмахер

Кроме того, сообщил он, Starsky тратила много усилий на организацию безопасности автономного транспорта, запатентовав продукт, который оценивал шанс попасть в аварию у беспилотников компании в 1 на 1 млн поездок. Но инвесторы не понимали важности такой разработки.

В итоге 12 ноября 2019 года у Starsky Robotics провалился раунд инвестиций на $20 млн, и началась процедура продажи компании. Затем Стефан начал продажу активов и патентов.
См. также: