В этот раз мы опросили десять человек, которые провели больше сотни онлайн-ивентов, на предмет используемой платформы и вообще по теме «онлайн vs офлайн». А еще — сделали небольшое сравнение основных платформ, куда включили Google Hangouts, Zoom, GetCourse, Skype, Cisco Webex Meetengs, Discord и прямые трансляции в YouTube.
Итак, мы решили сопоставить семь популярных сейчас платформ для вебинаров и конференций, отдельно оговорив ограничения бесплатных аккаунтов. Начнем с общей таблицы, где сразу видны основные возможности.
* — временно увеличили до 250.
** — временно увеличили до 50.
*** — про это писали в новостях.
Почему мы выбрали эти платформы
- Skype — фактически первопроходец в этом направлении. Его релиз состоялся в 2003 году. Это не первый инструмент для организации видеосвязи, но за счет простоты регистрации он быстро завоевал популярность, и уже в 2009 году количество учетных записей в Skype перешагнуло за полмиллиарда.
- Google Hangouts — сервис от Google, который появился на 10 лет позже, а сейчас удобно встраивается в корпоративный G Suite (с привычными многим Gmail, календарем и т.п.).
- Zoom сейчас чаще всего упоминается в новостях и анонсах мероприятий. Но популярность он получил не только благодаря всеобщей удаленке. В прошлом году Gartner включил Zoom в список лидеров конференц-решений.
- Cisco Webex Meetings — сервис конференций и вебинаров корпоративного уровня (и корпоративных же возможностей), у которого есть бесплатный тариф для небольших встреч.
- GetCourse — инструмент для проведения обучающих мероприятий онлайн и заработка на таких курсах.
Дополнительно мы включили в обзор пару специализированных инструментов, которые не являются платформами для организации видеосвязи, но сейчас используются как сопутствующие инструменты:
- Discord — на него нас натолкнул пример быстрой адаптации школьного дистанционного образования и некоторые организаторы мероприятий. У тех и у других эта платформа используется как сопутствующий инструмент для обсуждений во время вебинара.
- трансляции YouTube — мы включили их в наш обзор из-за возросшей популярности среди организаторов.
Несколько слов о каждой из платформ
Skype
www: skype.com
Пожалуй, его можно назвать пионером массовой бытовой видеосвязи. Сервис функционирует через клиент, который скачивается и устанавливается на целый перечень платформ. Доступна и веб-версия.
Достоинства
Из плюсов — возможность звонить на стационарные и мобильные номера по всему миру, правда, не бесплатно. При этом даже в России можно подставлять в CALLER ID номер своего мобильного телефона. В некоторых странах доступны входящие звонки на Skype с мобильных через специальный номер.
Недостатки
Skype чаще применяется для небольших совещаний или индивидуальных консультаций. Большая конференция на Skype — редкость.
Skype не позволяет непрерывно общаться более четырех часов. Кроме того, объем групповых видеозвонков ограничен 100 часами в месяц (10 часами в день) — это лимиты безопасности, установленные разработчиками.
Инструмент часто критикуют за то, что он хуже реагирует на проблемы с сетью, нежели тот же Google Hangouts или Zoom. Кроме того, мобильный клиент достаточно требователен к ресурсам устройства.
Стоит отметить, что у Microsoft есть Skype for Business — не тариф, а самостоятельный продукт в семействе Skype, обладающий большим функционалом. К совещанию в Skype for Business нельзя подключиться с помощью обычного Skype, но можно использовать веб-клиент в браузере. В Skype for Business доступна функция широковещательного показа собраний, которая позволяет демонстрировать происходящее аудитории до 10 тыс. человек (мы это отразили в таблице). Но отдельно разбирать этот продукт мы не стали, поскольку сейчас ему на смену приходит Microsoft Teams, представляющий собой рабочее пространство для команд.
Google Hangouts
www: hangouts.google.com
Google Hangouts — наследник сразу нескольких сервисов компании, представленный в 2013 году.
Достоинства
Инструмент удобен тем, что привязан к календарям и почте Gmail. То есть назначая встречу через календарь Google, вы автоматически генерируете ссылку на комнату Google Hangouts.
Плагин Google Hangouts можно использовать для групповых видеосозвонов из популярного Slack (мессенджер не вошел в нашу подборку, поскольку ориентирован скорее на коммуникацию внутри команд).
Google Hangouts не требует дополнительных регистраций или активаций: если у вас есть аккаунт Google, считайте, что есть и регистрация в Hangouts. Нет проблем с переходом между платформами и синхронизацией истории чатов и видеозвонков.
Недостатки
Сервис не очень хорошо справляется с видеоконференциями в условиях нестабильной связи. Бесплатная версия поддерживает не более 10 участников — правда, локальное собрание можно автоматически транслировать на YouTube.
В 2017 на базе инструмента появились сразу два сервиса для корпоративных пользователей: Hangouts Meet и Hangouts Chat. В конце 2018 года было объявлено о предстоящем закрытии Google Hangouts с переводом пользователей на новые сервисы. Правда, конкретные сроки не назывались. Учитывая обстановку в мире, вряд ли Google решится сделать это в ближайшие месяцы. Из-за коронавируса компания с начала марта наоборот увеличила допустимое количество участников видеоконференций до 250. Такой лимит сохранится до 1 июля 2020 года.
Примечательно, что у Google Hangouts есть возможность взаимодействовать с другими инструментами видеоконференций, например, Skype for Business, через шлюз Pexip. Это важный шаг на рынке видеосвязи, где каждый разработчик использует собственные протоколы и кодеки, не имея возможности взаимодействовать с конкурирующими сервисами. Но настройка этого взаимодействия — отдельный разговор.
Zoom
www: zoom.us
За считанные дни Zoom стал стандартом де-факто для проведения небольших вебинаров и дискуссий. В новостях отмечается лавинообразный рост пользователей, в том числе за счет сегмента образования, который практически полностью ушел на удаленку.
Этот же инструмент используют на более крупных мероприятиях для организации взаимодействия слушателей с докладчиками после выступления или в перерывах между ними (например, Zoom использовался в таком ключе в рамках переведенной на днях в онлайн-формате Moscow Python Conf++ 2020).
Достоинства
Zoom ориентирован на сравнительно крупные встречи. В отличие от конкурентов там есть функции «поднятия руки» и разные инструменты организатора, позволяющие управлять общением по видео. Важно также, что мероприятие можно записать как в локальную систему, так и в облако. Вдобавок относительно конкурентов Zoom потребляет сравнительно немного трафика.
На платных тарифах у Zoom есть API для реализации дополнительных функций. В целом у инструмента много опций, и есть возможность платить только за используемые функции. В списке можно найти даже отчетность и взаимодействие с Outlook или Lync. Есть отдельные пакеты для организаторов вебинаров на определенную аудиторию. Оплачивает этот тариф только организатор — участники подключаются бесплатно.
Недостатки
Они условны. Например, конференция не может длиться более 24 часов. Остальные ограничения зависят от выбранного тарифного плана.
Бесплатно в Zoom можно проводить видеовстречи до 100 человек длительностью не более 40 минут. На общение один на один лимиты времени не распространяются.
Cisco Webex Meetings
www: webex.com/video-conferencing
Инструмент корпоративного уровня от «монстра» ВКС-решений Cisco. Для компаний плюс решения в том, что оно стыкуется с аппаратными ВКС-решениями и специализированными устройствами, которые могли быть интегрированы ранее. Конечным пользователям, которые только недавно отправились на удаленку, этот функционал не особо интересен, однако не упомянуть решение мы не могли.
Официально инструмент доступен в России только через партнеров — зарегистрироваться и скачать клиент без VPN не получится. Тарифная политика также зависит от партнеров.
GetCourse
www: getcourse.ru
Эта платформа заточена под онлайн-образование и заработок на этом рынке. Она позволяет создавать уроки и курсы, которые проводятся в живую или предоставляются подписчикам в записи автоматически по определенному расписанию (периодичность отправки заранее записанных курсов можно задавать).
Тарификация сервиса зависит от количества подключенных пользователей (слушателей курса), которые авторизованы в системе. Отдельно оплачивается файловое хранилище.
Преимущества
Помимо самих видеокурсов платформа предлагает инструменты для выполнения заданий, мониторинга и многоуровневого управления пользователями и сбором денег, а также общения лектора со слушателями для мобильных платформ — Chatium.
К сожалению, инструмент не имеет бесплатного тарифа, зато предлагает триальную версию с ограничением до 1000 пользователей. На платных тарифах доступны лекции для широкой аудитории (в терминологии нашего обзора — трансляции) и вебинары. Здесь есть ограничение по количеству участников (до 500), при этом выступать может любой из них.
Discord
www: discordapp.com
Мессенджер Discord изначально создавался для поклонников компьютерных игр, однако с массовым переходом на удаленку он стал применяться для онлайн мероприятий и даже для онлайн обучения в школах (по личной инициативе обучающихся). На больших онлайн-конференциях он используется как многоканальное средство общения между участниками, а также спикерами, параллельно с основной лекцией.
Основные возможности сервиса предоставляются бесплатно. За 5$ (а точнее 4,99$) в месяц можно персонифицировать профиль, передавать большие файлы и видеостримы формата 1080p при 60 кадрах в секунду (демонстрация экрана — до 1080p@30fps или 720p@60fps). Есть и более дорогой тариф, включающий буст-сервер.
Примечательно, что из-за пандемии количество участников конференции временно было увеличено с 10 до 50 человек.
В целом постоянные пользователи отзываются о Discord весьма позитивно.
Трансляции Youtube
На фоне других описанных площадок YouTube выделяется своей ориентацией на трансляцию видеопотока без взаимодействия со спикером. Единственная возможность задать вопрос — написать его в комментариях и надеяться, что спикер туда заглянет.
Трансляция доступна не для любого аккаунта — лишь для тех, кто подтвердил номер телефона.
При всех ограничениях общения YouTube-трансляции подкупают своей простотой. Видео можно транслировать с веб-камеры компьютера или с мобильного устройства из приложения. YouTube Live поддерживает видео в форматах HD, однако из-за роста трафика в период пандемии сервис ввел принудительное ограничение до SD.
Что говорят те, кто провел десятки вебинаров и онлайн-конференций
Нам удалось собрать мнение десяти человек с нашей площадки Leader-ID, чей счетчик проведенных онлайн-мероприятий перевалил за сотню. Восемь из десяти регулярно используют Zoom, отмечая богатое количество настроек и опций. Оставшиеся, ввиду специфики, больше работают с вебинар-платформами (Webinar.ru, сервисами Яндекса).
Выбирая инструмент, нужно понимать, что онлайн-формат имеет свои особенности. Вот что отмечают те, кто не первый год проводит мероприятия удаленно:
- Для организатора мероприятия онлайн-общение проходит тяжелее, чем офлайн, поскольку здесь ограничена информация, которая «считывается» визуально.
- Некоторые спикеры избегают онлайн-выступлений из-за отсутствия обратной связи от аудитории.
- На онлайн-мероприятии гораздо сложнее удержать зрителя, поскольку вокруг слишком много отвлекающих факторов.
«У любого человека, который сидит под пледом с чашкой на диване, совершенно не рабочий настрой, и заинтересовать его гораздо сложнее. Если человек пришел куда-то на лекцию, он вряд ли встанет и пойдет курить кальян, а дома он может это сделать» — Юлия Кошурникова (организовала 166 мероприятий на Leader-ID).
Вместе с тем онлайн мероприятия имеют свои плюсы. Например, вопросы спикеру можно задавать в отдельном виртуальном пространстве хоть несколько часов подряд, параллельно слушая другие доклады. А еще можно схитрить и записать доклад заранее, чтобы во время конференции все прошло гладко. При этом по ходу воспроизведения доклада в «живом» режиме отвечать на вопросы в чате.
Необязательно использовать для демонстрации доклада и его последующего обсуждения один инструмент. Можно транслировать видео через одну платформу и параллельно вести дискуссии с помощью другой, которая подходит для обсуждения больше.
«Нет минусов и плюсов в онлайн и офлайн — есть особенности» — Елена Стасова (121 мероприятие на «Лидере»).
«При переходе на онлайн, самое главное избавиться от иллюзий и более четко просчитывать все детали программы или выступления» — Андрей Королихин (95 мероприятий на «Лидере»).
Что выбрать
Для обычных семинаров и лекций в фаворитах Zoom. Там больше всего инструментов управления и наибольшее количество возможных участников. Подтверждают этот выбор и «старички», которые провели через нашу площадку огромное количество онлайн-мероприятий.
В качестве бесплатного инструмента можно также присмотреться к Google Hangouts. Несмотря на ограничение в 10 участников, видео, с небольшой задержкой, может автоматически транслироваться в YouTube, где аудитория уже не ограничена.
В целом повальный переход мероприятий в онлайн — это новый и еще не до конца изученный феномен. Нам еще предстоит выявить много интересных закономерностей, особенно когда туда перейдут профи, делавшие масштабные мероприятия в офлайне.
А пока в качестве шутки на тему теста новых форматов приложим вот такой скриншот.
Ну и, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Еще пара выходных на карантине — и подобные онлайн-встречи вполне могут стать реальностью не только для суровых айтишников, давно поселившихся в Zoom.
zhaparoff
Хороший обзор. Жаль что не раскрыт один из важнейших пунктов — приватность. Насколько мне известно, в нашей компании как раз из-за этого отказались от использования Zoom и Bluejeans в пользу Cisco Webex. Про подробности, к сожалению, не в курсе.
symbix
Для подробностей про зум достаточно загуглить zoom leaks.
Bedal
все знакомые, кто пользовался зумом — ушли от него. Особенно компании.
Всё больше тех, кто пользует MS Team.
tangro
Всё ровно наоборот. Тимс «тяжелее» и всего 4 человека показывает на экране. Зум тянет полсотни легко.
Bedal
Вот цитата:
lxsmkv
Совершенно верное замечание. Интересно корпоративное применение, а не частное. Поэтому пункт про защиту данных в таком обзоре обязателен. И тогда это было бы действительно интересно, потому что обычно такую информацию сложнее найти, чем просто глянуть спеки на сайте. Вот работа для журналиста. А так это просто сводка маркетинговых фича-листов.