Если вы задаетесь вопросом, возможно ли использовать хакатоны как инструмент для найма сотрудников, то предлагаем вам уделить 15 минут времени на прочтение этой статьи.
Мы опросили более 400 участников хакатонов, чтобы разобраться в этой теме.
Исследование проводилось сразу по двум причинам.
Во-первых, чтобы четко сформулировать ценности хакатонов для участников и, в результате, проводить наши ивенты еще лучше и создавать ту самую атмосферу хака, о которой много говорят в IT-сообществе.
Во-вторых, мы планируем проводить хакатоны, которые будут полноценным инструментом для найма. Поэтому мы решили сперва понять, интересно ли это хакерам («хакер» — это участник хакатона, а не взломщик правительственных сайтов).
Есть мнение, что использовать хакатоны для найма попросту неэффективно. Проведя 35 хакатонов, мы поняли: дело не в том, что хакатон — плохой иснтрумент, а в том, что им не умеют пользоваться. Часто компании не знают, как именно подсветить свои преимущества, чтобы заинтересовать хакеров.
Это исследование помогло нам сформулировать рекомендации для компаний, которые можно применить на практике.
Мы провели опрос в два этапа:
- качественный — интервью на 30 человек. На основании интервью были сформулированы вопросы для следующего этапа.
- количественный — опрос при помощи гугл-формы, которую заполнили 420 хакеров.
Важно: при ответе на гугл-форму можно было выбрать только один вариант ответа.
В этой статье мы собрали ответы хакеров на ключевые вопросы, связанные с наймом после хакатона.
В хакатонах участвуют только Junior-разработчики?
Нет, это не так.
По опыту работы хакеры распределились следующим образом:
Проанализировав данные с наших хакатонов, удалось оценить примерное распределение по ролям внутри команд-участников:
Самыми популярными стэками среди хакеров оказались:
- Front-end: React, JavaScript, HTML;
- Back-end: Python, C++, C#, Node.js;
- Fullstack: Python, HTML, Javascript;
- Data Science: Python.
Хотят ли хакеры получать офферы после хакатона?
Да, хотят.
На вопрос «Хотели бы вы получать офферы после хакатона?» около половины участников ответили положительно даже при том, что они уже работают. Объяснить это можно желанием оценить себя и понять, как их зарплата соотносится с рыночной.
Несмотря на то, что оффер не является самоцелью участия в хакатоне, около 70%(!) малоопытных хакеров хотели бы его получить после ивента.
Что касается более опытных коллег, процент желающих ниже, но все равно он больше 50%.
Получается, что после хакатона можно не только пригласить на стажировку или нанять хакеров уровня Junior, но и более опытных специалистов.
Как часто хакеры получают офферы после хакатонов?
Выше мы разобрались, что больше половины хакеров хотят получить оффер. Однако всего с 20% участников связываются представители компании для дальнейшего трудоустройства. Здесь мы видим точку роста.
Что же происходит на следующих этапах?
Как показало интервью, порядка 4% участников трудоустроились после хакатона. Мало? Мы тоже так думаем и спросили остальных участников, какие проблемы возникают при общении с компаниями.
По их мнению, основные причины несостоявшегося найма следующие:
- технические специалисты заинтересованы в найме, HR — нет;
- не подошел компании по компетенциям;
- собеседование прошло «напряжно».
Оказывается, что главная причина такой низкой конверсии не в том, что хакеры отказываются взаимодействовать, а в том, что сами компании не пользуются возможностью общаться с хакерами.
Среди примеров «напряжного» собеседования прозвучали такие ситуации, что тестовые задания не всегда соответствовали вакансии и сути ее работы, например, «напишите такую-то формулу из курса физики». Участникам из регионов встречались компании, которые предлагали работу в другом регионе, что большинству было неинтересно.
Мы поняли, что большинство компаний не используют полученный ресурс в виде пула кандидатов. Как же показать себя с правильной стороны? Чтобы это понять, мы задали два следующих вопроса.
На что хакеры обращают внимание при выборе компании?
Топ-4 ответов оказались такими:
По ходу интервью мы выяснили, что побудить участников сменить работу может более «интересная задача» на новом месте. Такой же ответ мы получали и при уточнении, почему участники выбирают тот или иной хакатон. Что же это за «интересная задача»?
Для хакеров интересная задача — это задача:
- с минимумом рутины и местом для креатива;
- которую непонятно, как поначалу решать;
- в ходе решения которой изучаешь новые технологии.
Поэтому когда ваша компания участвует в хакатонах, конференциях или митапах с IT-аудиторией, опирайтесь на вышеперечисленные ключевые пункты. Так вам с большей вероятностью удастся заинтересовать потенциальных кандидатов.
Как небольшая компания может конкурировать с IT-гигантом по найму?
Этот вопрос мы и задали хакерам. Топ ответов получился следующим:
- Обычно небольшие компании делают качественный технологический продукт в узком сегменте, а крупные — менее технологический.
- В таких компаниях больше свободы, гибкости (меньше тестов, согласования).
- Хакеры получают больше нагрузки и скиллов.
- Более слаженным коллективом.
Что же тогда делать заказчику хакатона?
Мы считаем, что хакатоны можно использовать для найма. Чтобы этот инструмент сработал согласно вашим ожиданиям, рекомендуем учесть следующее:
Внутри компании:
Назначьте рекрутера, ответственного за лиды. Как показал опрос, связываются лишь с 20% участников, а оффер получают 4%. Если поднять долю тех, с кем связались, можно рассчитывать на значительный рост конверсии в оффер.
Привлекайте тимлидов к работе с участниками на хакатоне, поскольку:
- они непосредственно заинтересованы в найме — вы сэкономите время, если тимлид сам отметит интересных кандидатов;
- кандидаты получат представление о внутренней культуре компании, что лишь поможет нанять больше людей.
Вне компании:
- Расскажите участникам, почему ваш продукт и коллектив крутые. Не забудьте о конкретике.
- Сделайте акцент на ваших технологиях и задачах. Интересные задачи и топовые технологии могут помочь вам быть интереснее тех, кто завышает зарплаты.
И главное, хоть это и банально — не бойтесь продолжать общение с участниками хакатонов. Если вы создаете комфортные условия работы, решаете интересные задачи и любите разработчиков, они это почувствуют — просто расскажите об этом.
Надеемся, что хакатоны помогут вам в достижении поставленных целей.