Михаил Кокорич, основатель российской частной космической компании "Даурия Аэроспейс", делится своими размышлениями о перспективах российской космонавтики в контексте мировых трендов.

О компании
"Даурия Аэроспейс" создана в 2012 году, и в 2014 году запустила первые три космических аппарата, полностью разработанных и профинансированных компанией, для мониторинга мирового судоходства. Перспективный портфель заказов состоит на 80% из заказов частных зарубежных компаний.

На фото: суточная карта мирового судоходства, полученная космическими аппаратами "Даурии Аэроспейс".

Сегодня День Космонавтики. Один из тех профессиональных праздников, которые близок не только тем, кто непосредственно связан с этой отраслью. Безусловное достижение двадцатого века – выход человека в другую среду обитания — Космос. До сих пор мы делаем только самые первые шаги в ней. Но такова наша природа – мы всегда ищем новые горизонты. Это близко и понятно всем нам. Биологический вид Homo sapience из небольшого ареала в Евразии освоил все континенты, все климатические зоны. В эпоху великих географических открытий люди открывали, иногда переоткрывали новые земли, движимые духом авантюризма, славы и наживы. Но таковы мы, и для этого мы и созданы. Последнее великое географическое открытие были сделано нашими предками. Купцы, казаки, промышленники, крестьяне и служилые люди превратили Сибирь в часть России. Наверное в том числе и поэтому, День космонавтики, символизирующий продвижение человечества в новую среду обитания – так близок и любим нами.

Мы двинулись далеко, полеты человека на орбиту, хоть и остались рискованным мероприятием, выглядят уже обыденно. Космические технологии настолько плотно вошли в нашу жизнь, что мы не всегда замечаем их – когда пользуемся навигатором, снимаем деньги в банкомате или звоним по телефону. Однако до сих пор космос и космическая экономика не стали драйвером мировой экономики. Космической промышленности уже больше 60 лет. Это очень зрелый возраст для технологий. Если сравнить вклад космических технологий в мировой ВВП, то окажется, что он проигрывает большинству традиционных и новых секторов. Например цифровая экономика, появившись на несколько десятков лет позже космической, больше в десятки раз – (более 3 триллионов долларов по данным BCG против 150 млрд долларов для космической промышленности). Впечатляющим выглядит также сравнение с возобновляемой энергетикой, которая всего за 15-20 лет почти в 2 раза обогнала по объему продаж космическую промышленность. Из истории также можно привести примеры электроэнергетической индустрии. Точка отсчета очень проста – создание технологий переменного тока в конце XIX века компанией Вестингауз и Николой Тесла. За пару десятков лет это открытие неузнаваемо изменило все отрасли вокруг и обычную жизнь людей. Удивительно, но факт, что при всей привлекательности и кажущейся безграничности, космическая индустрия росла очень небольшими темпами. Но этому есть весьма понятные объяснения.

Итак, какова причина у такого отставания? Космическая отрасль имела ряд особенностей, отличавших ее от большинства новых отраслей. Один из основных факторов в прошлом – это порог на вход для вновь созданных предприятий, связанный с капиталоемкостью. Почему этот фактор ныне не действует объясню ниже. В начале развития отрасли внимание со стороны государства, и безусловно в первую очередь военных, было толчком для развития космоса. Однако со временем – это внимание стала основным тормозом индустрии. Это произошло по ряду причин, самый главной из которых являются транзакционные издержки связанные с секретностью, ограничением движения информации, то есть всем, что было неотъемлемым спутником космических технологий, и чего не было например в интернете, зеленых технологиях или мобильной связи. Влияние оказывало также искажение экономических стимулов для новых и существующих игроков, связанных с активным финансированием больших проектов со стороны государства, и следовательно оттоком творческих и инициативных людей в подобные проекты. Помимо всего, государство стало основным драйвером роста стоимости космических проектов – в силу обычного свойства бюрократии. Это верное везде – стоимость создания ракет-носителей, финансируемых государством, таких как "Ангара" в России, Arian в Евросоюзе, SLS в США по факту перевалила за десятки миллиардов долларов. В тоже время созданные новичками отрасли Space-X и Orbital Science ракеты Falcon и Antares – обошлись инвесторам в суммы заметно меньше миллиарда долларов.

Государство почти никогда и нигде не бывает эффективным и рачительным экономическим агентом.
Примечательна история компании Surrey Satellite Technologies (SSTL), созданной университетским профессором Мартином Свитингом менее 20 лет назад в Великобритании, и ставшей родоначальником, и самым крупным игроком нового направления – малых, низкобюджетных спутников. Заслуги профессора Свитинга были отмечены английской королевой, присвоившей ему знание рыцаря, и компанией Airbus, купившей компанию несколько лет назад. Когда сэра Свитинга спросили, как получилось так, что Великобритания стала родиной ренессанса нового направления в спутникостроении, он ответил: «Все очень просто! Маргарет Тэтчер закрыла космическое агентство, и уволила бюрократов которые управляли отраслью!». Это дало стимул и шанс маленьким игрокам – таким как лаборатория Свитинга, мотивы не пытаться гнаться за госфинансированием, а начинать продвигать небольшие спутники – массой несколько десятков килограммов и ценой несколько сотен тысяч долларов новым амбициозным игрокам, таким как космические агентствам других небольших стран.

Примечательно, но космическая революция происходит там же, где происходила полупроводниковая, электронная и интернет революции – в Кремниевой Долине. Произошедший в последние годы взрыв новых технологий в создании дешевых космических аппаратов, привел к тому, что частные компании из Кремниевой долины сейчас запускают больше спутников, чем все космические агентства вместе взятые. Только по этой причине – США увеличили в 2014 году орбитальную группировку до 502 космических аппаратов, тогда как Россия и Китай имеют по чуть больше 100 КА в космосе.

Сейчас созрели все условия для того, чтобы частный бизнес взял пальму первенства у государства в освоении космоса. Просто потому, что он это сделает быстрее, эффективнее, и амбициознее. Частные коммерческие компании превратили перспективные технологии в громадные индустрии, которые окружают нас – энергетику, интернет, нефтяную промышленность, автомобильную. Частные акционерные компании осваивали Урал, Сибирь, Аляску, да и открывали Америку. Частные компании способные инвестировать средства собранные с миллионов вкладчиков и акционеров в мегапроекты – от космических ракет до фабрик по производству чипов ценой в десятки миллиардов долларов.

Что это значит для нас, для России? Все очень просто. Если мы не хотим через 10 лет оказаться на обочине в индустрии, где мы были первооткрывателями – нам нужно убрать весь дух особенности и сакральности с космической индустрии. Космос должен стать такой же отраслью прпомышленности, как производство продуктов питания, как электронная коммерция, как строительство. Государство должно стимулировать частную инициативу, постепенно раздавая частникам заказы на оказание космических сервисов и услуг, поддерживая их финансово, так и продавая и передавая части космической промышленности в частные руки. Только в этом случае мы имеем шансы создать конкурентоспособных частных игроков, которые могут конкурировать на мировом рынке. Время бежит неумолимо. Уже есть все шансы опоздать. Только ряд примеров – компания Skybox, созданная студентами Стэнфорда в 2009 году запускает группировку спутников космической съемки, привлекла 100 млн долларов и в прошлом году была куплена Google за 500 млн долларов. Компания из Сан-Франциско – Planet labs, запустила несколько десятков аппаратов, привлекла 130 млн долларов, в том числе и от нашего соотечественника – Юрия Мильнера. Компания Climate Corp – использующая космические технологии для мониторинга агробизнеса, была куплена корпорацией Monsanto за 930 млн долларов. Другая компания из Сан-Франциско – Spire планирует запустить группировку спутников для контроля мирового судоходства при финансовой поддержке Mitsui. Канадский Urthecast – разместил камеры на российском сегменте МКС, и провел IPO на бирже в Торонто. SpaceX, Google, Virgin, Facebook – все они анонсировали создание группировок спутников для глобального интернета, и планируют вложить миллиарды долларов от каждой компании.

Наведение порядка в космической отрасли, создание госкорпорации, нужные и важные мегапроекты – космодром Восточный, ракета "Ангара", полеты на Луну и Марс – не должны создать иллюзии, что это обеспечит первенство России в космосе. Это не так! Только новые игроки, десятки новых игроков – частных компаний, энтузиастов, предпринимателей – могут создать новые модели бизнеса в космосе!

Комментарии (34)


  1. Rumlin
    12.04.2015 22:34
    -4

    Несколько разный класс у частника и у государства, что у нас, что у «них»:

    в 2009 году запускает группировку спутников космической съемки, привлекла 100 млн долларов

    и для сравнения
    стоимость запуска в космос российского «Протона» составляет 100 млн. долларов

    К этому добавить расходы заводов изготовителей ракет, содержания космодрома…
    Частник никогда такое не потянет т.к. выйдет в ноль и начнет зарабатывать далеко не завтра.


    1. Zelenyikot Автор
      12.04.2015 23:13
      +7

      Вы судите о разных масштабах. «Протоны» вывозят спутники, которые стоят под $1 млрд штука.


      1. Rumlin
        12.04.2015 23:19
        -5

        Тем более прибыль с запуска будет еще меньше. Космодромы и производство требуют постоянного финансирования. Частная космонавтика — это те заказы, которые не интересны государству. Т.е. эквивалентно отношению завод — кустарное производство. Завод не будет заниматься мелкосерийным производством — для его масштаба это убыток, а кустарное производство этим живет — спрос есть, прибыль достаточна, но кустарное само по себе не может существовать, ей требуются инструменты приобретаемые у завода.


  1. hungry_ewok
    12.04.2015 23:11
    +6

    > В тоже время созданные новичками отрасли Space-X и Orbital Science ракеты Falcon и Antares – обошлись инвесторам в суммы заметно меньше миллиарда долларов.

    /кивая/
    Ага. А то что ни спейсикса ни тем более антареса (напомнить какие на нем стоят движки?) просто не было бы без огромных сумм, вложенных «неэффективным государством» ранее — мы деликатно упоминать не будем, да.

    «Частная космонавтика» сейчас — это мальчик, собирающий робота из лего. Робот получается забавный, порой совсем как настоящий и даже что-то полезное по дому может сделать, но без папочки, который вкалывал на серьезной работе и на заработанные кровные это лего сыночку купил — оно не работает.


    1. Zelenyikot Автор
      12.04.2015 23:17
      +3

      В случае со SpaceX, до его рождения, государство провело разработки, снизило порог входа и самоустранилось. Теперь NASA лишь заказчик, который оплачивает услуги, а не диктует условия, не регламентирует и не говорит, что и как делать. Об этом речь и идет.


      1. hungry_ewok
        13.04.2015 00:12
        +10

        /флегматично/
        1. Я рад что по антаресу разногласий не возникло.
        2. Вот именно. До рождения спейсикса государство провело разработки, стоившие налогоплательщикам миллиарды и миллиарды. Потом результаты этих разработок задаром даются нужному человеку, ему же даются гарантированные заказы на запуски и оп — внезапно появляется «частная космонавтика, которая обошлась заметно меньше миллиарда долларов».
        Маск, конечно, молодец, но будьте честны сами с собой — не будет «дешевой частной космонавтики» у тех, у кого «неэффективное государство» не вкладывало долгие годы до того и не продолжает вкладывать сейчас огромные средства в свою космическую программу, тчк.


        1. Al_Azif
          13.04.2015 05:37
          +4

          Да были бы, не мытьём, так катаньем.

          Это примерно всё равно что сказать что «если бы в своё время не было бы компьютеров SGI — сейчас бы не было PC/современных игр/3d графики». Всё было бы. Просто чуть-чуть другое.


        1. msfs11
          13.04.2015 08:54
          +1

          Частная космонавтика это не только движки и ракеты.


        1. Zelenyikot Автор
          13.04.2015 10:36
          +4

          Потом результаты этих разработок задаром даются нужному человеку

          А сколько заплатили разработчики, к примеру «Ангары», за то чтобы воспользоваться «разработками стоившими налогоплательщикам миллиарды»? Как будто новые ракеты на госпредприятиях создаются с нуля, а проектировщиков и сборщиков набирают в детских садах. Государство лишь обеспечило Маску равные стартовые условия, с другими корпорациями, которые ранее уже вели ракетные разработки, а результат у него получился дешевле, об этом и речь.


          1. DancingOnWater
            13.04.2015 11:04

            Получилось ли у Макса дешевле — это очень интересный вопрос. Стоимость запуска для оборонного ведомства стремительно приближается к оной у Дельты.


            1. Zelenyikot Автор
              13.04.2015 11:22
              +2

              Стремительно приближается это от 1/3 стоимости подходит к 1/2 стоимости?
              Напоминает ежедневные сводки о падении доллара в последние полгода.

              Напомню, что Дельта Хэви $375М.
              Разумнее говорить, что цена на Фалькон Хэви приближается к цене «Ангары-5».


              1. DancingOnWater
                13.04.2015 11:47

                Не, то, что макс подвинул американское ракетостроение вперед — сомнений нет. Но динамика цен говорит, что цену в 130 он держать не в состоянии.

                При этом если посмотреть на уже летающую:
                Falcon 9 v1.1 (Air Force 2015) $97M 4,85 т ГПО dV=1800 м/с
                Falcon 9 v1.1 (AMOS 6, 2015) $85M 5,5 т ГПО dV=1800 м/с
                Falcon 9 v1.1 (NLS II) $87M 4,85 т ГПО dV=1800 м/с
                Заявленные на Хеви:
                Falcon Heavy (2015) $90M до 6,4 т ГПО dV=1800 м/с
                А еще вспомнить, что первые полеты своей Falcon он оценивал в 55 млн. То и 160 явно ниже того, что будет на самом деле летать.

                Иными словами сейчас Макс выбивает себе долю рынка, привлекая ценами практически по себестоимости, в надежде на то, что делая ставку на многоразовость.


          1. DancingOnWater
            13.04.2015 11:09

            Вот смотрите динамику:
            Falcon Heavy (2012) $135M 21,2 т ГПО dV=1800 м/с
            Falcon Heavy (Air Force 2015) $165M 21,2 т ГПО dV=1800 м/с


      1. DancingOnWater
        13.04.2015 08:43
        +2

        Вообще-то большую часть американских ракет делали эффективные частные компании Боинг и Локхид мартин.


        1. Rumlin
          13.04.2015 11:22
          +1

          Кстати да, в США нельзя сказать, что «ракеты» строят госкорпорации. Просто никто не задумывался, что это «Частная космонавтика».


        1. hungry_ewok
          13.04.2015 11:57
          +1

          /усмехаясь/
          Есть хорошая книжка Инграссиа, «Падение титанов». Она про «эффективный» «частный» американский автопром.
          Про «эффективный» «частный» авиапром аналогичная книжка еще не написана, но она будет очень похожей.


          1. Rumlin
            13.04.2015 16:57

            Я эту «книжку» читаю в подобных статьях — The War Nerd: More proof the US defense industry has nothing to do with defending America. Что самое интересное — не придраться. Не устраивает военных самолет — надо строить новый. Не получился — бывает — построим новый.


          1. sith
            13.04.2015 18:04

            Книжки можно разные писать. Интереснее оценивать частность и эффективность не по книжкам с громкими названиями. Например, если компанией владеют частные лица, то она частная. Если доходы превышают расходы — она ещё и эффективная. Я бы мог ещё добавить, что в США и Канаде подавляющее большинство автомобилей американского производства, но не буду, так как это только косвенно говорит об эффективности местного автопрома.


            1. DancingOnWater
              14.04.2015 08:48

              Из вики:
              Самые продаваемые в мире модели автомобилей (за 2012 г.)[6]:
              Toyota Corolla, 1.054.000 шт.
              Ford Focus, 1.012.400 шт.
              Toyota Prius/Aqua, 895.456 шт.
              Hyundai Elantra, 818.562 шт.
              Toyota Camry, 795.442 шт.


              1. sith
                14.04.2015 16:03

                Если анализировать разные источники, то можно сделать вывод, что одна из марок США постоянно попадают в TOP3 и несколько в TOP10 самых продаваемых автомобилей в мире. Это несомненный успех и эффективность.

                С самолётами дела обстоят ещё интереснее. По данным 2006 года 9 из 10 в TOP10 это американский Boeing. Учитывая консерватизм отрасли не думаю, что что-то сильно изменилось за последние годы.


    1. kraidiky
      13.04.2015 12:34
      -2

      Удивительно, что за ваши слова вас минусами до сих пор не завалили с горкой.


      1. hungry_ewok
        15.04.2015 11:10

        /пожав плечами/
        Мне в карму наминусовали достаточно, чтобы это мне было уже все равно.


        1. amartology
          16.04.2015 07:54

          А все потому, что вам карму можно только заминусовать, а заплюсовать нельзя. Напишите хорошую публикацию по поводу вашей позиции — тут действительно есть, что обсудить — и тогда желающие поправить вам карму тоже смогут это сделать…


    1. zomby
      13.04.2015 20:52
      +3

      «Частная космонавтика» сейчас — это мальчик, собирающий робота из лего. Робот получается забавный, порой совсем как настоящий и даже что-то полезное по дому может сделать, но без папочки, который вкалывал на серьезной работе и на заработанные кровные это лего сыночку купил — оно не работает.

      Это не мешает всей семье надеяться, что этот способный мальчик скоро вырастет, станет инженером и продолжит дело отца :)


      1. hungry_ewok
        15.04.2015 14:26
        +1

        Но когда мальчик вырастет — платить ему за работу придется как минимум так же как папе. Такая вот печалька.


        1. amartology
          16.04.2015 07:52

          Когда мальчик вырастет, то он вполне сможет работать так же хорошо, как папа. А то и лучше.


  1. Valery35
    13.04.2015 00:04
    +2

    Поискал источник карты — не нашел. Это открытый онлайн сервис какой-то?


    1. Rumlin
      13.04.2015 00:22
      +1

      Это картинка из блога. Корабли оборудованные АИС на карте.


      1. Valery35
        13.04.2015 08:45

        www.marinetraffic.com — вот, нашел :)


        1. Rumlin
          13.04.2015 11:24

          Класс, еще бы мобильное приложение, а то иногда интересно, что на рейде стоит.


          1. amartology
            13.04.2015 11:54

            Вот как раз создателям таких мобильных приложений «Даурия» и собирается продавать эти и другие данные со своих спутников.


          1. iliasam
            13.04.2015 13:52

            Для Android точно есть клиент, сам пользовался.


          1. TRIMER
            13.04.2015 14:23

            У этого сайта есть клиенты под iOS, Android, WP. Искать внизу страницы по этой ссылке www.marinetraffic.com/en/ais-api-services


  1. paul_155
    13.04.2015 13:55

    а мы вот коб@льт готовим ((