Итак, я расскажу вам о таком замечательном игровом движке как Armory3D. Написал его и развивает Lubos Lenco, словацкий программист. Он же и написал Armory Paint, программу для рисования PBR текстур на 3D моделях. Расскажу чем он примечателен:

  • Открытый (лицензия zlib)
  • Кроссплатформенный (Windows, Android, IOS, Linux, macOS)
  • Совершенно бесплатный (вы можете пожертвовать автору на развитие).

Движок написан на Haxe, С/С++ и WebAssembly, поставляется в виде аддона для Blender, но спокойно интегрируется и другие пакеты 3D моделирования и анимации. Движок оптимизирован на производительность, переносимость и легковесность кода в отличии от таких монстров как Unity, Unreal, CryEngine etc.

Компоненты движка


Движок состоит из нескольких компонентов о которых расскажу ниже:

  • Рендер. У движка своя собственная система рендеринга Iron. Она основана на шейдерах EEVEE/Cycles Blender, но только частично. Вот список тех которые можно использовать.
  • Скриптовая система. Скрипты в Armory используют traits (особенность, черта), часть логики прикрепленная к объекту (о ней будет подробнее чуть ниже)
  • Мультиплатформенность. Движок поддерживает «из коробки» все доступные популярные платформы -ПК (Windows, Linux, macOS), консоли (Xbox One — Series X, PS4, Nintendo Switch, и мобильные OS(Android, IOS).

Теперь о скриптах, в движке их 4 типа:

  1. LogicNodeTraits: это аналог blueprints Unreal Engine 4.
  2. Haxe Traits: traits написанные на Haxe.
  3. Canvas Traits: UI, меню и прочее.
  4.  WASM Traits: traits написанные на WebAssembly, Rust, C/C++.

Технологии движка


Движок использует Iron, KHA и Haxe:

  • Iron. Внутренний рендер движка написан на  WebAssembly, KHA и Haxe. Легко масштабируется, поскольку является модульным. Сам Iron обрабатывает контейнеры визуализации, поэтому на его основе можно писать свой собственный графический движок.
  • Haxe. Открытый кроссплатформенный инструмент основанный основанный на современном, высокоуровневом, строго типизированном, многопарадигмальном языке программирования и кросс-компиляторе. Который может компилировать код для целевого исходного кода платформы или двоичного кода. В своей сущности конвертер кода. Написав код на python вы сможете перенести его на lua, c++ и так далее. Очень удобно для портирования.
  • KHA. SDK и мультимедийный фреймворк  в одном лице. Компактный, производительный для создания кроссплатформенных приложений. KHA предоставляет API для сети, аудио. ввода, графики (Metal, Vulkan, DirectX, WebGL и OpenGL). Генерирует высокоскоростной компактный код для всех платформ.

У движка нет огромного комьюнити как Unreal или Unity, но тем не менее он заслуживает внимания. Ведь он использует все современные технологии, легкий и модульный. Автор постепенно развивает и улучшает свое детище, а исходники доступны каждому.

Установка и настройка


Теперь расскажу как установить движок и сделать свой первый тестовый уровень (в следующем уроке). Перед тем как начать, вам потребуются навыки работы с Blender — это ваш основной инструмент. Если их нет, что ж, в сети достаточно уроков. От себя лично, могу порекомендовать курсы от Артема Слаквы (ни разу не реклама).

Что нам потребуется:

  • Стабильная версия Blender (автор рекомендует версию 2.8, поскольку 2.9 работает с движком нестабильно)
  • Аддон к Blender на официальном сайте (движок поставляется в виде аддона, если вам не жалко, задонатьте автору)

Установка довольно проста — скачайте и распакуйте архив движка. Установите как аддон в установленный Blender.  Edit > Preferences… -> Add-ons -> armory.py.

Armory.py находится в распакованном архиве. Далее, включите добавленный аддон галочкой в  Render: Armory в Preferences: Add-ons.

Теперь нужно проверить правильность установки движка. В вкладке Render проверяем путь SDK Path. Он должен соответствовать тому где у вас лежит SDK. Например D:\ArmorySDK2011\ArmorySDK, если же нет, то щелкнув там же значок папки, выберете тот путь где у вас распакован движок.


Сохраняем .blend файл и нажимаем кнопку F5 (play) расположенную на панели Properties > Render > Armory Player. Распространенные проблемы с установкой можно посмотреть здесь.

Движок уже включает в себя Haxe и Kha, поэтому ставить отдельно их не надо.

Редактор кода


Armory автоматически установит «правильный» редактор кода. Это работает так: движок сканирует переменные установленного IDE, и если например, у вас установлен Visual Studio то по умолчанию будет VS. Если нет, то будет использоваться переменная среды консольного редактора кода. 

Автор рекомендует Kode Studio


"haxe.executable": "ArmorySDK/Kha/Tools/haxe/haxe-linux64",
"kha.khaPath": "ArmorySDK/Kha",
"krom.kromPath": "ArmorySDK/Krom"

Но редактор можно использовать любой: Sublime, Atom, Notepad++  etc. Только укажите в Code Editor Executable путь к своему редактору.

В следующем уроке будет создание первого тестового уровня.