image

Специалист из компании Security Innovation, занимающейся безопасностью в сфере ПО, указал на недостатки в лазерной системе ориентирования LiDAR, используемой некоторыми разработчиками робомобилей. Изготовив простое устройство из указки и одноплатного компьютера Raspberry Pi, можно легко обманывать датчик автомобиля.

Джонатан Пети (Jonathan Petit), исследователь компании, утверждает, что при помощи такого набора возможно воссоздать эхо сигналов от несуществующего автомобиля и «поместить его в любую точку» – то есть, заставить систему навигации робомобиля «видеть» несуществующее препятствие. При помощи подобного можно заставить робомобиль маневрировать, останавливаться или стоять на месте, поскольку его компьютер будет считать, что он окружён объектами, не существующими в действительности.

Некоторые разработчики робомобилей пытаются использовать в их конструкции радары ближнего действия, но работа на радиочастотах требует лицензирования. Использовать же лазерный дальномер очень просто – он отправляет импульсы и изучает отражённый свет.

Научную работу, описывающую устройство и схему работы, Пети делал во время своей учёбы в Ирландском национальном университете в Корке. Она будет представлена на международной конференции по компьютерной безопасности Black Hat Europe в ноябре. Пети увлёкся исследованиями безопасности робомобилей и почти сразу пришёл к выводу, что их самое уязвимое место – лазерная система навигации.

«Это ключевая точка – то место, куда приходят все входные данные,- говорит он. Если у робомобиля плохие входные данные, он будет принимать плохие решения в процессе вождения. Самое сложное в обмане системы навигации – точная синхронизация. Необходимо отправлять подложные ответные лучи тогда, когда система ожидает их прихода».

Пети записывал импульсы, испускаемые лазером, проанализировал их и написал программу, отправляющую ложные ответные импульсы. В результате исследователю удалось создать систему, успешно имитирующую присутствие объекта на расстоянии от 20 до 350 метров от робомобиля. Она даже может имитировать наличие нескольких объектов, в том числе движущихся. Для атаки необходимо находиться в пределах 100 метров с любой стороны от лазерного датчика, и даже не обязательно иметь возможность точно навести лазерный луч на него.

Современные автомобили напичканы технологиями, которые призваны упростить жизнь водителя, но в то же время, имеют и свои уязвимости. Недавно пара хакеров продемонстрировала удалённый перехват управления системами автомобиля Jeep Cherokee, оснащённом системой FCA Uconnect system (интернетом в автомобиле).


Сингапурцы разрабатывают систему автономных такси, похожих на машинки для езды по полям для гольфа

По мнению Пети, невозможно начать думать о безопасности технологии слишком рано. И всегда есть возможность усилить безопасность – например, хорошая система должна иметь способ сравнивать данные, полученные от лазера, с данными других датчиков, и исключать возникающие несоответствия. И разработчики робомобилей уже должны начинать думать в этом направлении – ведь в их руках не просто безопасность некоей компьютерной системы, а человеческие жизнь и здоровье.

Комментарии (12)


  1. iliasam
    09.09.2015 16:52
    +8

    Пети записывал импульсы, испускаемые лазером, проанализировал их и написал программу, отправляющую ложные ответные импульсы. В результате исследователю удалось создать систему, успешно имитирующую присутствие объекта на расстоянии от 20 до 350 метров от робомобиля

    Интересно, как удалось записать данные от импульсного лазерного дальномера, который измеряет промежутки времени с точностью до наносекунд при помощи «указки и Raspberry Pi»?
    Конечно, внешнее лазерное излучение может значительно помешать лазерному дальномеру, хотя, по моему, помеха это будет обнаруживаться только тогда, когда дальномер повернут в сторону такого лазера.
    До сих пор нигде не встречал ответа — если робоавтомобилей будет много, как их дальномеры будут взаимодействовать друг с другом?


    1. qbertych
      10.09.2015 11:40
      +1

      Начал писать вам ответ про то, что наносекунды измерять не нужно, и только потом вспомнил что это как раз вы собрали на коленке фазовый дальномер =).
      По идее дальномер сканирует все пространство вокруг, поэтому рано или поздно датчик повернется лицом к постановщику помех. А про взаимодействие нескольких сканеров вопрос хороший. Чувстуется мне на этом развитие робомобилей и остановится.


  1. Darth_Biomech
    10.09.2015 00:08
    +1

    Если лазером можно создать несуществуюющий обьект, то это в принципе не настолько большая проблема, хотя наверняка создаст неприятностей владельцу машины. Главное чтобы таким образом нельзя было заставить машину думать что какого-нибудь реального препятствия нет.


    1. AmberSP
      10.09.2015 11:23

      экстренное торможение на шоссе создаст проблем все окружающим :( Особенно, если едущий следом автомобиль управляется человеком, не оборудован системой экстренного торможения и, тем более, не соблюдает дистанцию.


  1. caveeagle
    10.09.2015 00:53
    -1

    Создав оптическую иллюзию или трехмерное изображение в воздухе, перед обычной машиной с обычным водителем — можно заставить его увидеть несуществующее препятствие, затормозить, и даже спровоцировать аварийную ситуацию. Однако, никто не делает системы защиты водителя от оптических иллюзий, и вообще не беспокоится на эту тему. Мне кажется, тут такой же случай…


    1. Finesse
      10.09.2015 01:37
      +1

      Вы перестарались, проводя эту аналогию. Создать иллюзию для автомобиля намного проще, чем для человека.


      1. 0xd34df00d
        10.09.2015 14:26

        Человека можно просто ослепить указкой или ярким светом.


  1. n4k4m1sh1
    10.09.2015 01:36
    +1

    Читал оригинал статьи. Вопросов там много, и главное: а если лидаров будет 1+n и все с разной частотой импульсов?
    А самый дешевый хак — это лидар залитый краской или грязью.
    Кроме того и обычного водителя можно ослепить «указкой».


    1. lorc
      10.09.2015 14:51

      К тому же лазер лидара можно модулировать псевдослучайной последовательностью, что позволит отфильтровать левые сигналы. Только ГПСЧ лучше выбрать хороший, дабы всякие умники не пытались угадать последовательность.


      1. qbertych
        10.09.2015 20:42

        Там не совсем лидар, а фазовый дальномер. Ему нужна аккуратная модуляция лазера синусоидой (частота ~100 кГц). Остается разве что кодировать сигнал медленными состояниями «вкл-выкл». При этом уязвимость к классической РЭБ-атаке «передать тот же сигнал с небольшой задержкой» остается. Так что задача эта не так проста, как кажется.


  1. n4k4m1sh1
    10.09.2015 01:50

    Перевод в статье про случай с Uconnect system и демонстрацию на Jeep Cherokee — несколько далек от оригинала. В оригинале их публикации они говорили о том, что подключились к Uconnect на одной машине и смогли выполнять команды, которые Uconnect позволяет выполнять удаленно. Эта система позволяет подключать свой смартфон и использовать его как пульт ДУ к машинам Chrysler. Они заглушили двигатель в движении у этого Jeep и журналист, участвовавший в тестировании уязвимости, направил с перепугу машину в кювет. Сам.
    А вот то, что они потом смогли и через сеть мобильного оператора находить машины и получать доступ к информации с их бортовых Uconnect — это конечно еще больше усугубляет…


  1. ComodoHacker
    10.09.2015 11:18
    +1

    <здесь копипаста про хакера и солонку в столовой>