Бизнес-модели в иностранных языках



Учитывая, что в иностранных языках есть 2 психотипа клиентов, как я писала в предыдущей статье, то и бизнес-подход к каждой из них в корне отличается.

Бизнес-модель №1 — Монетизация за счет геймификации процесса обучения широких масс населения.
Бизнес-модель №2 — Монетизация за счет персональной работы с отдельным клиентом.
Бизнес-модель №3 — Монетизация за счет гарантированного достижения результатов клиентом.

Все модели жизнеспособны и финансово выгодны.


Бизнес-модель №1


Монетизация за счет геймификации процесса обучения широких масс населения.

Идеально подходит для зарабатывания денег, если есть начальный капитал. Очень привлекательна для потенциальных инвесторов. Клиент принадлежит к первому психотипу.

Инвестиции при этой бизнес-модели распределяются неравномерно:
  • минимум средств идет на методическую часть (нет смысла);
  • основные средства идут в автоматизацию, IT-инфраструктуру, маркетинг и рекламу.

При такой модели должны быть сделаны крупные инвестиции только на начальном этапе. После автоматизации постоянные затраты минимальны, переменные сведены к нулю. То есть высокий порог входа и последующая работа «на автопилоте».

В IT проекте стоит задача сократить постоянные расходы на персонал, по возможности все максимально автоматизировав, и оставить пользователя без возможности задать вопрос относительно методики и языковых проблем, которые возникают у него в процессе обучения.

Из-за огромного количества потенциальных клиентов отсутствует персональный контакт с пользователем и таргетирование происходит на уровне групп (Look-alike, поведенческий маркетинг, социально-демографический таргетинг и т.п.).

Сайты, которые работают на привлеченном заемном капитале с большими инвестициями, во главу угла ставят задачу как можно раньше отработать и приумножить вложенные в них средства. А по всем законам бизнеса работать с уже существующим клиентом дешевле и эффективнее, чем привлекать нового.

Таким образом, сайты по изучению иностранных языков, работающие на заемном капитале, заинтересованы в искусственном затягивании процесса изучения иностранного языка всевозможными способами: красивыми картинками, мотивационными видео, новыми уровнями, новыми курсами, ненавязчивыми упражнениями, тестами, социальным общением и так далее. Ставится задача «привязать» массового клиента, чтобы как можно дольше на нем зарабатывать.

Важно понимать и помнить, что отличительной чертой масс является слепое следование всему, что им говорят и что вкладывают в их голову. На то он и массовый рынок: массами удобно управлять и, как следствие, зарабатывать.

Многие ресурсы считают, что нужно привнести геймификацию, социализацию и юмор, чтобы процесс обучения был более приятным. Но, как результат, по факту — менее эффективным. Это распыляет внимание.

Искусственно внедряется новый тип обучения (геймификация + социализация) заведомо не результативный в реальной жизни, но на котором удобно зарабатывать. Намного проще получить 1000 руб за развлекательный процесс от представителя поколения геймеров, чем замотивировать его на получение измеримого результата в оффлайн жизни.

Конечный пользователь не особо разбирается в понятиях, и этим отлично пользуются поставщики услуг — они делают веселым сам процесс учебы, чтобы клиент не скучал, монетизируя сам процесс.
Проблема конечного же пользователя не в изучении, а в применении иностранного языка в жизни.

Речи о конечном результате в этой модели не идет. Это нужно очень хорошо понимать и различать, чтобы не ошибиться в выборе ресурса для изучения языка.

Если нужно просто весело тратить свое время перед экраном монитора, не имея необходимости выводить свои знания в реальную жизнь, — это одно.

Если же стоит необходимость практического применения иностранного языка в жизни, а именно она и стоит, то такие сайты совершенно ничего общего с решением настоящей проблемы в иностранных языках не имеют.

Потому что намного проще перейти на новый уровень в английском языке на любом сайте, чем перейти на новую позицию в англоговорящей IT-компании. Одно дело, ты сидишь в трусах перед монитором и молча смотришь очередное видео с TEDa, и совсем другое — когда у тебя живое интервью и интервьюирует тебя реальный HR из Ирландии.

Говорить об эффективности обучения можно только результатами в оффлайн — в реальной жизни. Сложно измерить эффективность обучения очками и баллами на мониторе.

Если заменить такое излюбленное слово «эффективность» на более измеримое понятие «результативность», интересно, что тогда современные сайты по обучению будут выдавать за результат?

Однако основной поток денежной массы циркулирует именно в этой бизнес модели. Так что если цель — заработать, то это самая выгодная модель.

Преимущества


  • большие доходы;
  • низкие риски;
  • быстрый старт.

Недостатки


  • высокий порог входа;
  • конкуренция на уровне цены;
  • технологическая сложность;
  • неспособность решить реальную проблему клиента (это можно вычеркнуть, если мораль не играет никакой роли).


Бизнес-модель №2


Монетизация за счет персональной работы с отдельным клиентом.

Идеально подходит, если нет начального капитала, но есть результативная методика обучения. Может быть реализована как частным преподавателем-одиночкой, так и крупной компанией. Клиент принадлежит к первому и второму психотипам.

Начальный капитал не требуется. Операционные расходы стремятся к нулю.

За счет низкого порога входа используется индивидуальными преподавателями и сервисами-агрегаторами, которые предоставляют заказы индивидуальным преподавателям.

Преподаватели, как правило, работают один-на-один или с мини группой.

Пользователю предлагается заниматься с преподавателем, стоимость занятий при этом выше, чем при использовании бизнес-модели №1.

Но если в первом случае результативность хоть как-то прогнозируема, то в этой модели все похоже на рулетку. Не факт, что клиенту попадется грамотный преподаватель, способный быстро и качественно обучать. Человеческий фактор играет здесь самую сильную роль из всех трех моделей.

Кроме того, преподаватели-одиночки пользуются общепринятыми учебниками и пособиями, которые рассчитаны на многоступенчатое поэтапное обучение, которое априори быстрым быть не может. Очень мало преподавателей умеют отделить важное и нужное от неважного и даже устаревшего. Почти каждый преподаватель в примерах объяснений использует предложения типа «Студенты учатся в библиотеке», в то время, как уже все студенты учатся через интернет и мобильные устройства.

Преимущества


  • низкий порог входа;
  • быстрый старт;
  • низкие риски;
  • почти полное отсутствие операционных расходов;
  • легко прогнозируемый доход.

Недостатки


  • верхняя планка в доходах;
  • очень высокая конкуренция;
  • сильная зависимость от качества преподавания;
  • сложность в приеме оплаты.


Бизнес-модель №3


Монетизация за счет быстрого и гарантированного достижения результатов клиентом.

Эта модель идеально подходит для VIP сервисов, ориентированных на результат. Клиент принадлежит ко второму психотипу.

Инвестиции на первом этапе: разработка эффективной методики, пособий и системы обучения.

Основные операционные расходы в такой модели — зарплата живым людям: методистам и преподавателям. Но это неизбежно, поскольку при индивидуальном подходе для решения индивидуальных запросов клиента эти расходы будут всегда. Однако их можно сократить за счет автоматизации процессов и разработки более результативной системы преподавания.

В нашей компании мы используем эту модель, поскольку нашли пути решения для устранения или существенной минимизации ее недостатков.

Обрисую, как эта модель прижилась у нас (у нас чистый бутстрэппинг — никаких начальных инвестиций).

С 2010 года мы работаем над тем, чтобы обеспечить измеримый клиентом результат за короткий срок. И работаем над масштабированием, чтобы помочь как можно большему количеству клиентов.

Маркетинг у нас даже на данном этапе происходит пока только за счет «сарафанного радио» — по старинке, не спеша, исключительно за счет репутации. Все вошедшие в сайт деньги мы вкладываем в разработку новых языков и курсов, но никак не в контекстную рекламу. Конкретно для нас контекстная реклама не работает, так как стоимость наших курсов довольно высока и готовиться к занятиям нужно каждый день по несколько часов. Это не то, за что готов платить «холодный клиент». Вот и ищем сейчас более эффективные методы рекламы и популяризации ресурса.

До сегодняшнего дня все клиенты приходят к нам по рекомендации и платят всего 1 раз. Ну или больше, если идет на другой язык или повышает свой уровень. Но мы его не «дожимаем» — он сам приходит, когда ему это становится нужно. И приводит с собой знакомых. С ростом репутации улучшается ситуация с денежным потоком.

Если кто-то из читателей работает в области маркетинга и есть идеи с учетом нашей специфики, буду очень рада, если сможем сработаться.

Преимущества


  • низкая конкуренция;
  • относительно невысокий порог входа;
  • эксклюзивность;
  • работа с профессионалами;
  • общение с очень интересными и известными людьми;
  • возможность установки высокой цены.

Недостатки


  • ограниченность рынка;
  • сложность обеспечения гарантии результатов;
  • большие операционные расходы;
  • маркетинг на более высоком уровне;
  • индивидуальный подход;
  • медленный старт;
  • сложность создания результативной методики.

Именно потому, что недостатки существенные и их больше, чем преимуществ, очень немногие работают именно по этой бизнес модели.

По факту, игроков рынка, которые решают индивидуально проблему клиента, единицы. И чаще всего это одиночки-преподаватели, потому что в больших масштабах это кажется экономически затратным делом. Но потенциал у этой модели очень высокий.

Заключение


Первые 2 модели не дают гарантии результата ученику, но дают прибыль бизнесу. Во втором случае результаты, как правило, лучше, но велика вероятность нарваться не на того преподавателя, что может не только затянуть процесс, но и вообще отбить желание учить какой-либо язык в принципе.

Все модели жизнеспособны и стартап, который сможет минимизировать недостатки и усилить преимущества модели, гарантированно «выстрелит».

Какую модель выбрать для построения бизнеса?
  • Бизнес-модель №1, если есть инвестиции, начальный капитал, IT специалисты и нужна большая прибыль;
  • Бизнес-модель №2, если нет капитала и вы — частный преподаватель или мини стартап;
  • Бизнес-модель №3, если вы строите бизнес не только для зарабатывания денег, но и для морального удовлетворения и у вас есть действительно результативная методика обучения.

Компанию с какой моделью выбрать для обучения?
  • Бизнес-модель №1, если есть время, нет цели в обучении и минимум денег;
  • Бизнес-модель №2, если есть время, не очень критичная цель и немного денег;
  • Бизнес-модель №3, если нет времени, очень важная цель и есть деньги.

Как видите, подойдя к иностранным языкам с другой стороны — не методической, а уже коммерческой, становится понятно, что очень часто при обсуждении методик и методов эти 3 бизнес-подхода смешивают, в результате чего такие обсуждения ни к чему не ведут: клиент так и не понимает, его учат учиться или применять знания на практике.

Поняв и определив, куда же именно хочется инвестировать свое время — в процесс изучения или в практический результат, становится понятно, какие ресурсы, методы и стоящие за ними бизнес модели для этот подходят.

Комментарии (12)


  1. bpxmsg
    23.09.2015 09:50

    На чем основано утверждение, что веселье в процессе обучения = низкое качество этого обучения?


    1. speakASAP
      24.09.2015 10:43

      Вот именно так я не формулировала мысль.

      Я не против того, чтобы обучение было веселым. Если студент действительно выучивает и применяет в жизни то, что ему дано.

      Из своего опыта могу сказать, что эффективным обучение яыляется тогда, когда студент видит результаты своей учебы на практике в жизни.

      И зачастую, чтобы выучить правила и исключения в иностранном языке, их нужно прописать рукой, выполнить упражнение, применить на практике, проанализировать ошибки и исправить их.

      Другое дело, что объяснять эти правила и исключения студенту могут в игровой форме. Но веселое изучение не приравнивается автоматически к выученности. Это больше похоже на развлечение, а не учебу. Ведь конечная цель учебы — выучить, а не весело изучить.

      Давайте не смешивать 2 понятия — процесса и результата.


      1. unel
        24.09.2015 11:43

        А по мне, вы именно так и сформулировали свою мысль:

        Искусственно внедряется новый тип обучения (геймификация + социализация) заведомо не результативный в реальной жизни, но на котором удобно зарабатывать.


        1. speakASAP
          24.09.2015 15:17

          Геймификация и социализация это отвлекающие моменты. Это не веселье.

          В моем понимании веселье может проявляться во всем, что не «грузит» студента, но при этом и не отвлекает. Например, ту же грамматику можно изобразить в картинках или комиксах. Но важным все равно остается момент, чтобы это было выучено. А не чтобы вы пошли обсуждать в соцсетях ту или иную картинку.


          1. unel
            24.09.2015 16:41

            Разумеется она должна не отвлекать, но — вовлекать. И почему сразу не веселье? Это вопрос выбора круга общения или подхода, если так угодно: он может быть как серьёзным, так и весёлым и непринуждённым)

            Но важным все равно остается момент, чтобы это было выучено. А не чтобы вы пошли обсуждать в соцсетях ту или иную картинку.

            Эмоциональное вовлечение усиливает запоминание информации. Ну а если они будут обсуждать в социалках ту или иную картинку — да ради бога! Особенно, если обсуждение будет вестись на английском языке (ну или информация на картинке — на английском)


            1. speakASAP
              25.09.2015 11:53

              Вы видели, во что превращаются обсуждения под той или иной картинкой? Времени убивается куча, а по факту обсуждают уже не сам пост или картинку, а кто что под ней написал.

              Далеко ходить не нужно: здесь же, на мегамозге, комментарии под статьей далеко не всегда касаются содержания самой статьи, а начинается обсуждение того или иного высказывания, что точно также отвлекает и уводит.

              Я еще раз повторюсь, чтобы мой посыл был услышан и понят верно: обучение может быть увлекательным и веселым, если оно не отвлекает от конечной точки — выученности того или иного материала.

              В иностранных языках все беды от того, что студент не в состоянии выучить (это ключевое слово) правило грамматики, запомнить к нему исключения и выучить слово или фразу, чтобы потом это все применить в разговоре, в действии, в реальной жизни. Не в состоянии выучить не потому, что он тупой, а потому что его постоянно отвлекают от этого всевозможными развлекаловками и социальным общением. Вместо того, чтобы выучить спряжение глагола или правило образования превосходной степени прилагательных, он идет в соцсети «пообсуждать». Наобсуждавшись и потратив на это минимум минут 20, сил и внимания на то, чтобы выучить правило, уже не хватает.

              Я никогда не поверю, что через обсуждения в иностранных языках люди выучивают то, что им дано.

              Все прочее типа идиом, фразеологизмов, фраз из фильма и так далее можно подключать и обсуждать тогда, когда выучена базовая грамматика и набран словарный запас в активной его форме, не записан где-то в словарях и на мобильных дивайсах, а крутится на языке. Когда студент не закатывает глаза и не пытается изо всех сил выстроить конструкцию, а пользуется ею «на автомате», пусть даже и с небольшими ошибками, вот тогда можно идти в соцсети и на сайты обсуждать сколько угодно все тонкости языка, хоть на английском или китайском.

              И еще один немаловажный момент: далеко не все люди привыкли проводить время перед экраном монитора, обсуждая в соцсетях или всевозможных комьюнити картинки и посты. Есть масса профессий, которые не связаны с непосредственной работой за компьютером. Зачем же тогда человека насильно подсаживать на это?

              Давайте все же еще раз очерчим круг того, о чем я пишу в статьях на базе своего опыта и выводов:
              я пишу об иностранном языке, который нужен обычным людям в жизни для решения с его помощью повсседневных задач и достижения более важных целей. И, как это ни странно, почти все приходят в иностранные языкми именно за этим. Просто многообразие рынка иностранных языков сбивает с пути человека, подменивая понятия и оставляя очень часто человека ни с чем, разве что с потраченным временем и верой в себя

              И еще уточню: очень мало IT-шников учат иностранный язык для того, чтобы пользоваться им в жизни, а не перед экраном монитора. Но ведь сервисы иностранных языков и сайты не позиционируют себя, как сервисы для IT-шников, верно? Они ведь позиционируют себя как сервисы для всех, кто учит иностранные языки.


              1. unel
                25.09.2015 17:42

                обучение может быть увлекательным и веселым, если оно не отвлекает от конечной точки — выученности того или иного материала.

                Давайте так: если человек отвлекается, то отвлекаться он может ну на что угодно: на внешность собеседника, стиль его речи, пение птиц за окном; сайты тут не играют какой-то особой дополнительной роли.

                далеко не все люди привыкли проводить время перед экраном монитора, обсуждая в соцсетях или всевозможных комьюнити картинки и посты

                Конечно! но за истину можно принять так же и тот факт, что далеко не всем людям нужен английский язык.

                я пишу об иностранном языке, который нужен обычным людям в жизни для решения с его помощью повсседневных задач и достижения более важных целей

                Разумеется, большинство людей изучают английский для чего-то конкретного. И цель любого сервиса, будь то онлайн-сервис или языковая школа, — всё-таки помочь человеку в достижении этой цели. А если говорить о негативном контексте и недобросовесных сервисах, так «впаривать» можно как на сайте, так и в «обычной» жизни.

                Очень мало IT-шников учат иностранный язык для того, чтобы пользоваться им в жизни, а не перед экраном монитора.

                А вот это пусть уж сами айтишники скажут) Им-то как раз есть резон развить навык общения, ибо квалифицированным айтишникам-то в других странах вполне себе рады. Опять же, вы так говорите, будто перед экраном монитора и не жизнь вовсе.

                Но ведь сервисы иностранных языков и сайты не позиционируют себя, как сервисы для IT-шников, верно? Они ведь позиционируют себя как сервисы для всех, кто учит иностранные языки.

                Ну, не берусь говорить за все сервисы, возможно какие-то из них так себя и позиционируют)
                Но мне кажется, что тут просто вопрос выбора инструмента — кому-то скажем удобно пользоваться обычным словарём или тетрадкой для записи слов, а кому-то удобней хранить заметки в каком-нибудь evernote, а кому-то ещё удобней пользоваться специальными сервисами, которые будут напоминать, например, что давно ты не повторял слова или правила. Никто же не запрещает использовать подобные сайты как вспомогательный инструмент изучения?


      1. VitaLik_is_goodman
        24.09.2015 15:59

        То есть duolingvo не помогает выучить язык, правильно вам понимаю?

        Ну и не совсем понятно, написано «работа на результат», а на сайте обычные «Китайский за 7 уроков», то есть согласно статье вы должны продавать результат, предварительно оценив трудозатраты на него, а не типичные курсы, которые я могу найти в большем количестве на одном сайте за 1000 рублей и кроме этого еще кучу всего другого :)


        1. speakASAP
          25.09.2015 11:49

          То есть duolingvo не помогает выучить язык, правильно вам понимаю?

          А что именно Вы понимаете под понятием «выучить язык»?

          По поводу обычный «Китайский за 7 уроков»: а Вы сами проходили этот курс? Я уверена, что нет.

          Во-первых, все наши курсы за 7 уроков являются нашей бесплатной визитной карточкой, которые показывают, как мы объясняем, какой материал даем. Очень многие наши пользователи сдают экзамены или начинают пользоваться языком в жизни даже пройдя эти 7 уроков, не прибегая в нашим курсам по скайпу.

          Во-вторых, это и есть работа на результат. Все, что дано в этих уроках, применимо в жизни с первых же минут, будь то грамматическая конструкция или словарный запас.

          Кроме того, я считаю, что лучше вложить деньги в качественный бесплатный продукт, которым каждый желающий и нуждающийся сможет начать пользоваться, чем владывать деньги в контекстную рекламу, чтобы просто гнать трафик на сайт.

          Мне кажется, что Вы не всматривались в курс, а лишь поверхностно по нему пробежались, как это чаще всего и бывает.

          В курсе есть и фонетика, и правила чтения, и разговорные формулы — все это озвучено.

          Сам курс грамматики тоже озвучен, включая ответы к упражнениям.

          Более того, к курсу есть бесплатные приложения для Android и iOS — вряд ли что-то подобное Вы найдете в интернете за 1000 рублей.

          По поводу 1000 рублей: это как раз то, о чем я пишу в статье — невозможно выучить язык за 1000 рублей, не уча его при этом, а лишь социализируясь, повышая статистику на экране.

          Язык требует как затрат времени и сил со стороны студента, так и немалых затрат денег, если студент не может сам самоорганизоваться.


          1. unel
            25.09.2015 17:57

            Знаете, так это можно про что угодно сказать — не выучил, значит не занимался. Конечно, это логично. Вопрос лишь в том, как помочь человеку сдвинуться с этой мёртвой точки.

            Если человек не может самоорганизоваться, то никакие денежные вливания не помогут сами по себе. Но это как раз дело учителя помочь ему это сделать, вовлечь его тем или иным способом в процесс, помочь сделать ему первый шаг.

            И пока ещё не придумали серебряной пули, которая бы действовала на всех одинаково: кто-то стесняется живого общения, кому-то наоборот неудобно сидеть за компьютером, кто-то устаёт от долгих лекций и длинных текстов. Процесс обучения он же не про роботов, а про живых людей. Любой подход хорош, если он даёт результат для той или иной группы людей.


          1. VitaLik_is_goodman
            25.09.2015 22:53

            Duolingvo — бесплатный и для android и для iOS.

            Ну и ответа на вопрос так и не получил, вы продаете «результат» и в этом ваша инновация. Как вы оцениваете сколько мне будет стоить результат? может тесты входные какие-то есть?

            Ну и я думаю вы бизнес везде сделаете с таким посылом «невозможно выучить язык за 1000 рублей, не уча его при этом». Например, нельзя накачаться если купить абонемент в качалку и туда не ходить, я думаю тут вы тоже сможете продать результат, разместив у себя на сайте пару обучающих видео, которые сразу можно применить в жизни %)


            1. speakASAP
              26.09.2015 21:53

              Duolingvo — бесплатный и для android и для iOS.

              Я и не говорила, что он платный. Наши приложения тоже бесплатны. И для android, и для iOS.

              Ну и ответа на вопрос так и не получил, вы продаете «результат» и в этом ваша инновация. Как вы оцениваете сколько мне будет стоить результат? может тесты входные какие-то есть?

              Достаточно просто поговорить с человеком и оценить его текущий уровень. Когда будет понятен уровень, цель и сроки, тогда легко можно просчитать, сколько времени и денег это будет стоить. Любой язык делится на определенные уровни (всего их 6: от А1 до С2) и каждый уровень состоит из вполне конкретного количества часов, которые нужно отработать. Либо самостоятельно, либо с преподавателем. Деньги нужны только для тех, кто не умеет самоорганизоваться.

              Мы не работаем со всеми, а только с теми, кто действительно готов работать на этот результат, а не выискивать блох и цепляться к мелочам, не видя при этом картину вцелом.

              Это большая проблема в иностранных языках: увидеть главное и отсечь ненужное и неважное на начальных этапах.