Меня зовут Евгений Тупиков, я ведущий PHP-разработчик в Badoo и Bumble. У нас в команде более 200 бэкенд-разработчиков, которые работают над сотнями модулей и отдельных сервисов в наших приложениях. Но поначалу всё было не так масштабно. В 2006 году это был один проект, над которым работала небольшая команда. Каждый разработчик хорошо понимал, как всё устроено: легко ориентировался в коде, знал, какие есть сервисы и как они взаимодействуют между собой. Однако по мере роста проекта всё больше времени занимал поиск «хранителей знаний» — тех, кто отвечает за ту или иную функциональность и к кому можно обратиться с вопросом или предложением. 

В этой статье я расскажу, как мы решили проблему разделения зон ответственности и сделали процесс актуализации информации быстрым и удобным с помощью компонентного подхода. 

Предыстория

Представим ситуацию: разработчик одной из команд занимается исправлением бага и в процессе дебага дошёл до кода, за который отвечает другая команда. Как понять, кто именно ответственен за данную функциональность и к кому идти с вопросами?

Другими словами, нужен способ легко найти ответственного за ту или иную часть системы. И для этого мы стали использовать два специальных тега в докблоке (DocBlock) файла:

  • @team — команда, ответственная за данную часть системы;

  • @maintainer — человек, разрабатывающий данную функциональность (таких сотрудников может быть несколько).

/**
 * @team Team name <team@example.com>
 * @maintainer John Smith <john.smith@example.com>
 * @maintainer ....
 */

Такой подход очень просто внедрить и использовать. Например, можно настроить шаблон в PhpStorm — и нужные теги будут автоматически проставляться при создании нового файла. Мы ещё сделали отдельный Git hook, следящий за тем, чтобы у всех файлов были проставлены нужные теги в требуемом формате.

Но вскоре такой подход стал терять свою гибкость. В компанию приходили новые люди, кто-то переходил из одной команды в другую — и каждый раз нужно было актуализировать информацию об ответственных. Кроме того, эта информация дублировалась при настройке мониторинга в Zabbix. И если поправить код — это довольно тривиальная задача, то обновить список получателей уведомлений о результатах определённой проверки быстро не получится. Нужно поставить задачу отделу мониторинга и ждать, когда он выполнит её в рамках заданного процесса.

Нам же хотелось иметь возможность обновлять список ответственных в одном месте. И желательно, чтобы все остальные системы автоматически подхватывали изменения. 

Так мы пришли к компонентному подходу.

Что такое компонент

Начнём с определения: компонент — это абстракция, представляющая определённую часть системы. Важно отметить, что в нашем случае компоненты не столько инструмент структурирования кода, сколько административный (организационный) инструмент для разделения зон ответственности. 

Компонент — это не обязательно функциональность, непосредственно связанная с кодом. Компонентом может быть и организационный процесс, например выпуск новой версии приложения.

При переходе на компонентный подход мы сформировали ряд правил и ограничений:

  • структура компонентов должна быть линейной;

  • каждая команда должна иметь свой набор компонентов (один и тот же компонент не может относиться к нескольким командам);

  • для каждого компонента должен быть задан список ответственных, при этом оптимальное количество ответственных за один компонент — два—четыре человека;

  • только менеджер или тимлид команды может добавлять и удалять компоненты;

  • у каждого компонента должен быть уникальный идентификатор (alias).

Для управления компонентами у нас есть специальный интерфейс в интранете. Страница компонента выглядит следующим образом:

Пример страницы компонента в интранете
Пример страницы компонента в интранете

Мы видим, что у компонента есть:

  • уникальный идентификатор;

  • email;

  • название команды, которая отвечает за данный компонент;

  • название проекта, к которому относится компонент, в Jira;

  • краткое описание, которое помогает понять, для чего нужен компонент и какая у него зона ответственности;

  • список ответственных: у каждого компонента есть владелец, который может его редактировать (это может быть как менеджер или тимлид команды, так и другой человек, который был явно указан как владелец при добавлении компонента);

Как мы используем компоненты в коде

Докблок файла

/**
 * @component component_alias
 */

Мы доработали Git hook, проверяющий докблок. Он следит за тем, чтобы файлы, в которые были внесены изменения, содержали тег @component и чтобы указанный компонент существовал. 

remote: ERROR in SomeClass.php:        
remote: * Unknown @component: UnknownComponent. You have to create component before using it in the code   

Также у нас есть хук, который рассылает ответственным за компонент уведомления обо всех изменениях в их файлах, сделанных другими разработчиками. Это полезно в тех случаях, когда разработчики из других команд вносят правки в ваш код и не отправляют задачу вам на ревью.

Сервис для работы с компонентами в коде

Для работы с компонентами в коде у нас есть отдельный класс, который позволяет получить список всех компонентов и найти конкретный либо по полному названию, либо по идентификатору. В коде доступна та же информация, что в интерфейсе в интранете.

$componentManager = new \Components\ComponentManager();
$component = $componentManager->getComponent('component_alias');

$recipients = [];
foreach ($component->getMaintainers() as maintainer) {
    $recipients[] = $maintainer->getEmail();
}

или найти дежурного по компоненту:

$componentManager = new \Components\ComponentManager();
$component = $componentManager->getComponent('component_alias');

foreach ($component->getMaintainers() as $maintainer) {
    if ($maintainer->isDuty()) {
        return $maintainer;
    }
}

Интеграция с PhpStorm

В нашем блоге есть статья про плагин для PhpStorm, который значительно упрощает жизнь разработчикам. За то время, что прошло с момента её написания, мы реализовали много новых удобных фич и добавили поддержку компонентов.

Теперь IDE автоматически выводит на экран владельца компонента и дежурного. Также при наведении на идентификатор компонента отображается дополнительный блок со списком всех ответственных за него с возможностью отправки личных сообщений в мессенджер (Slack).

Дежурный по компоненту

Думаю, многие из вас сталкивались с проблемой переключения контекста. На мой взгляд, надо стараться этого избегать. У каждого своя скорость — и требуется разное количество времени, чтобы снова погрузиться в задачу (контекст). Кому-то достаточно нескольких минут, а кому-то нужно гораздо больше.

Чтобы минимизировать последствия переключения контекста, мы решили ввести практику дежурств. Теперь у каждого компонента есть дежурный, который является входной точкой для всех вопросов связанных с ним. Когда человек заступает на дежурство, отметка об этом появляется у всех нужных компонентов и отображается в публичной группе в мессенджере.

Это не значит, что команда бросает дежурного на произвол судьбы. В случае если он не сталкивался с какой-либо проблемой ранее, он всегда может подключить коллег. Но если дежурный самостоятельно отвечает даже на 80% вопросов, это означает, что остальные члены команды 80% времени спокойно работают над своими задачами, не опасаясь, что их вырвут из контекста.

Кроме того, дежурства позволяют делиться знаниями внутри команды, тем самым повышая bus factor.

Интеграция с внутренними системами

Помимо использования компонентов непосредственно в коде, их поддержка была добавлена в большинство наших внутренних систем. Ниже я приведу несколько примеров.

Система сбора и анализа PHP-ошибок

Исторически для сбора и анализа PHP-ошибок мы используем самописную систему, которая по функциональности похожа на популярные Sentry и Splunk, но адаптирована к нашим внутренним процессам. В неё первую мы добавили поддержку компонентов. 

Один из этапов сбора ошибок — насыщение события дополнительной информацией. Мы добавили в пайплайн новый шаг, на котором система собирает список затронутых компонентов на основе списка файлов из стек-трейса ошибки. 

Эту информацию можно использовать:

  • для поиска ошибок по определённому компоненту;

  • для построения отчётов и графиков в разбивке по компонентам.

Помимо этого, наличие информации о компонентах упрощает поиск ответственного за ту часть системы, в которой произошла ошибка. Для этого достаточно зайти на страницу с детальной информацией об ошибке и посмотреть на стек-трейс: 

Реестр баз данных

Бэкенд наших приложений Badoo и Bumble состоит из сотен различных модулей, систем и сервисов. Большинство из них для хранения данных использует MySQL.  

Теперь представим ситуацию: разработчик начинает разбираться с новой для него функциональностью, и в процессе ему понадобилось посмотреть схему какой-то таблицы. Для этого нужно:

  1. Найти в коде, на каком хосте живёт база.

  2. Подключиться к хосту через любой удобный инструмент (консольная утилита, phpMyAdmin, Sequel Pro, IDE и т. д.).

  3. Найти нужную базу и таблицу.

  4. Изучить информацию о таблице.

А если нужно узнать размер таблицы на продакшене? 

Для начала нужно запросить доступ к базе данных, дождаться его предоставления — и только после этого можно будет получить необходимую информацию. На самом деле схема простая и рабочая — процесс получения доступа у нас автоматизирован. Но требуется довольно много времени для того, чтобы получить ответ на простой вопрос.

Другой пример: нужно найти список таблиц, которые долгое время не используются и просто занимают место на сервере. Тут уже нужно писать скрипт, который обойдёт все нужные серверы и соберёт статистику.

Чтобы упростить жизнь разработчикам, мы создали систему под названием DBRegistry. Она хранит в себе информацию для всех баз данных, доступную через INFORMATION_SCHEMA.

При внедрении компонентов мы добавили возможность указания, к какому компоненту относится та или иная база данных или таблица.

Информация о компоненте будет полезна в случае, если с каким-то сервером начались проблемы (например, выросла нагрузка на CPU) и администратор баз данных нашёл проблемный запрос и хочет сообщить о проблеме разработчику. Он просто находит нужную таблицу в DBRegistry, смотрит, к какому компоненту она привязана, и пишет о проблеме дежурному.

Заключение

С момента нашего перехода на компонентный подход прошло больше трёх лет, и за это время поддержка компонентов была реализована во всех внутренних системах. Нам удалось сделать процессы более быстрыми и понятными. Теперь ни у кого не возникает вопроса «А кто отвечает за этот код?». Достаточно открыть интранет и найти нужный компонент — он содержит всю необходимую информацию.

Актуализация списка ответственных теперь сводится к нескольким кликам в интерфейсе, хотя до внедрения компонентов на обновление этой информации во всех системах могли уйти дни, а то и недели.

На этом всё. Спасибо за внимание!