Стыдно признаться, но я беззастенчиво использую Хабр для влияния на людей из моего окружения. Примерно каждая вторая моя публикация написана для того, чтобы её прочитал конкретный человек. Действую я, разумеется, из лучших побуждений.

Наткнулся я на этот способ случайно. К одному из клиентов, на завод, устроился очень толковый парень, программист, выпускник очень уважаемого ВУЗа. Я, зная историю этого завода, понимал, что парень там пропадёт – превратится в 1Сника. Но как ему об этом сказать?

Прямо заявить не получится – уровень отношений не тот, я для него – просто хрен с горы. Если начну лезть со своими советами – сделаю только хуже. К тому же, не хотелось случайно испортить отношения с клиентом – он, в общем-то, перед парнем ни в чём не виноват. Он просто такой, какой есть.

Приводить какие-то аргументы и доказательства смысла не было – не зная истории развития клиента, парень мне просто не поверит. Публикаций от программистов, гибнущих на заводах, тоже мало, да и толку от них – кто поверит чужому опыту? Хочется заиметь свой собственный.

Мне хотелось, чтобы парень увидел себя через несколько лет. И чтобы увиденное его зацепило и заставило задуматься. Как это сделать? Нужен материал, который взывает не к разуму, а к эмоциям. Нужна история. Так я написал свой первый худлит – Requiem for a Dream.

 И о чудо! – сработало. Парень ещё несколько месяцев посидел на заводе, увидел проблески воплощения этой истории, и свалил – туда, где шансы сгинуть намного ниже.

А я стал пользоваться этим методом постоянно.

Буквально через месяц я написал «Пенсионное интервью программиста». История была написана по тому же принципу – показать вероятное будущее конкретного человека, находящегося в определённой среде, если он продолжит делать то, что делает. Правда, на этот раз «целью» был мой хороший знакомый.

Убедить знакомого в том, что он занимается ерундой – ещё сложнее, чем незнакомого. Чтобы тебя послушали, надо, наверное, обладать Большим Авторитетом, но у меня его нет. Ровно так же и я не следую советам знакомых. Но частенько попадаю под влияние советов и жизненного опыта людей из книг, фильмов и статей.

Статья и на этот раз сработала – чувак ушёл из места, где быстро мимикрировал под гнилую среду. Попал в среду, где ежедневное развитие было жизненной необходимостью.

Так я понял, что в людей можно «стрелять» публикациями. Что важно: чем выше рейтинг статьи, количество просмотров и расшариваний, тем она «убедительнее». Сообщество Хабра своей реакцией на публикацию как бы подтверждает – да, чувак, всё так, как написано. И получается, что совет чуваку даёт не какой-то там я, а сотни, тысячи, или даже сотни тысяч людей.

Ну и начал я «палить» статьями в программистов, руководителей, менеджеров, HR-ов, стажёров, клиентов, хейтеров, бывших и будущих работодателей, иногда – в целые отделы или компании.

Случались и холостые «выстрелы», когда человек просто не знает о существовании статьи, потому что не знает о существовании Хабра. Избегать холостой стрельбы помогает «трассировка» - надо заранее придумать маршрут, по которому статья дойдёт до адресата. Помогают соц. сети и цепочки знакомых, которые, с высокой вероятностью, поделятся ссылкой с «целью». Правда, приходится немного конкретизировать текст, чтобы цепочка знакомых поняла, о ком и для кого статья.

Бывают «промахи», когда целишься в одного, а попадаешь в другого. Сначала меня это немного расстраивало, потом понял – так даже интереснее. Это что-то вроде рыбалки – закидываешь удочку и ждёшь, кого из знакомых она зацепит.

Например, статью про Слесарей 1С я писал с прицелом на конкретную группу начинающих программистов и нескольких руководителей. Однако, минут 15 назад, когда я сделал перерыв и пошёл за кофе, своим мнением о Слесарях поделился человек из совершенно другого отдела. Причём, высказался весьма конструктивно, кратко рассказал свою историю, признал наличие проблемы выбора Слесарь/Программист, подтвердил опасения насчёт возможной потери доходов от переключения в программирование, и спросил, как можно перейти в программисты без потери доходов. Ну, я что-то постарался ответить.

Разумеется, бывает и так, что статья только всё усугубляет. Ну или так – человек ещё сильнее настаивает на том, что он прав. Потому что его, вроде как, попытались публично пристыдить. Если при этом сообщество Хабра выразило своё согласие с изложенным в статье, то человек точно продолжит делать то, что делает.

Таких примеров немного. В основном это люди, которые в жизни отличаются упрямством, т.е. и на статьи, и на обычную, офисную критику и советы, от любого человека, реагируют одинаково – обижаются и ещё сильнее гнут свою линию. Да, этот абзац написан для конкретного человека. ****, привет.

Случается, что какой-нибудь человек ошибочно полагает, что статья – для или про него. Бывает, что прибегает и начинает спорить. Приходится раскрывать карты и объяснять, для и про кого была публикация.

Ну и, разумеется, бывает обратный эффект – человек убеждается, что не прав я. Обычно это – результат отрицательной реакции сообщества Хабра на публикацию.

Как я сказал в самом начале, «целевых» статей – примерно половина. Вторая половина – «честные» тексты, написанные для читателей Хабра.

Но, по моим наблюдениям, наибольшей популярностью среди моих публикаций пользуются именно «целевые». Возможно, когда я пишу для конкретного человека, я прилагаю больше усилий. Или, понимая ситуацию человека, лучше попадаю в эмоции. Возможно, среди читателей попадается много людей в схожей жизненной ситуации. Не знаю. Но факт остаётся фактом – целевые статьи «заходят» лучше.

Честно не знаю, насколько такое использование Хабра допустимо с этической точки зрения. Оправдываю себя тем, что никаких коварных и корыстных целей не преследую. Просто компенсирую своё неумение доносить точку зрения в личном общении, поэтому разговариваю с людьми «через Хабр».

Да, а кто же «цель» этой публикации? Они сами знают.  

Комментарии (14)


  1. vvrvvr
    16.07.2021 10:08
    +52

    "Как управлять галактикой не привлекая внимания санитаров"

    Издание второе, исправленное.


  1. MikkiKre
    16.07.2021 10:44
    +8

    Ничего удивительного. представьте только что так же работают журналисты, телевидение, и многие процессы в мире станут понятнее.


    1. vvrvvr
      16.07.2021 12:35
      +1

      Wag the dog какой-то.....


  1. Lelant0s
    16.07.2021 11:52
    +1

    Это ж какой толжен быть ожидаемый "выхлоп", чтобы ради каких-то конкретных людей писать статьи...


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. lek
    17.07.2021 04:57

    Имхо, хабр не для "худлита". Есть самиздат.


  1. Davidchechen
    17.07.2021 07:17
    +1

    Больше всего я ненавижу, когда лезут в чужой огород со своими советами, думая, что все они знают, как и что лучше. Да с чего ради-то? Это его жизнь и его взгляд. Не надо лезть вообще никуда


  1. crustal
    17.07.2021 22:28
    +1

    Больше всего я ненавижу, когда лезут в чужой огород со своими советами, думая, что все они знают, как и что лучше. Да с чего ради-то? Это его жизнь и его взгляд. Не надо лезть вообще никуда

    Ну так могли бы и не лезть в его огород со своим советом не лезть вообще никуда, раз «больше всего ненавидите, когда лезут в чужой огород со своими советами.» По мне так пусть лабает, может действительно кому-то будет полезно для принятия важного решения. «Кто же «цель» этой публикации?» — интересный вопрос, ответа у меня нет, может у кого подсказка есть?


    1. Davidchechen
      19.07.2021 12:08
      -2

      А я и не лезу. И не пишу об этом статью на хабре всем на обозрение. А коли пишешь — будь готов к комментариям. А рот вы привыкли тут всем затыкать, это понятно. Но не выйдет.


  1. LexaZ
    18.07.2021 17:23
    +1

    Первое правило Бойцовского клуба: никому не рассказывать о Бойцовском клубе.
    Второе правило Бойцовского клуба: никогда никому не рассказывать о Бойцовском клубе.

    В чем цель раскрывать то, что раскраывать себе дороже, на мой взгляд.
    И самый животпрепещущий вопрос: а эти цели просили, что бы им дали совет? Получается, своеобразный эгоизм, когда навязывается мнение, о котором не просили…


    1. NemoVors
      21.07.2021 11:47

      Насколько я могу судить, в статьях nmivan обычно нет прямых советов или каких-то побуждений к действию. Есть взгляд с другой точки зрения на какую-то ситуацию. Взгляд, как правило, предвзятый и утрированный.

      А взглянуть на ситуацию с другой точки зрения часто полезно. К тому же никто силком не тянет выполнять «строгие предписания nmivan».


      1. LexaZ
        21.07.2021 15:28

        Согласен насчет полезности чужой точки зрения, потому и подписан на автора.

        Я просто, размышляю вслухписьменно: данная статья имеет некоторую неоднозначность: не понимаю лично я, простите, цели раскрытия целей.
        Это интрига или же PR, или вообще что-то третье.


    1. Am0ralist
      22.07.2021 16:48
      +1

      И самый животпрепещущий вопрос: а эти цели просили, что бы им дали совет?
      Ну, иногда ты не можешь оценить, что лошадь сдохла и пора с неё слезть. Для этого в некоторых случаях люди посещают психологов.
      Но вот если вы такой находитесь в подвешенном состоянии и вдруг появляется статья, которая описывает похожую ситуацию и даёт какое-то предсказание развитие ситуации и по сути говорит, что ситуация гнилая, можно найти вариант лучше, то это же не совет, тем более не прошенный, а значит у человека меньшее отторжение вызовет и больше вариантов, что задумается над вариантами, а выводы так вообще сделать другие. Главное, чтоб задумался)


  1. Galperin_Mark
    26.07.2021 01:39

    Вероятно для влияния на людей нужно изучить портрет Хабровчан. Есть ли описание целевой аудитории портала?