"Да ты успокойся!.." – снижаем градус напряжения оппонента.

В арсенале бизнес-аналитика присутствуют различные инструменты и методы, благодаря которым он описывает задачи и требования к проекту/продукту, взаимодействует с командой и заказчиком, составляет документацию и совершает множество необходимых для успешной работы действий.

Но для того, чтобы быть отличным специалистом, Вам необходимо владеть навыками эффективной коммуникации: направлять беседу в нужное русло, доносить до собеседника свои идеи и выбирать для этого подходящий момент, слышать оппонента и снижать "градус" беседы, когда необходимо.

Пожалуй, уменьшение эмоционального напряжения во время разговора является одним из важнейших умений ВА. Доводы и аргументы бесполезны в ситуации, когда собеседник не слышит Вас, находясь в состоянии гнева, обиды, раздражения или стресса.

Умение справляться с эмоциями - залог уверенности в любой ситуации.
Умение справляться с эмоциями - залог уверенности в любой ситуации.

Если обстановка накаляется и дискуссию следует вернуть в конструктивное русло, бизнес-аналитики со стажем пользуются следующими методами:

  • Предоставляют оппоненту возможность выговориться. Как только человек выскажет все, что он хотел, он будет готов услышать Вас.

  • Дают понять, что осознают важность проблемы и готовы обсуждать её решение. Подчёркивают общность с партнёром и проявляют искренний интерес к делу.

  • Стараются в ходе беседы чаще произносить имя визави.

  • Предлагают конкретный выход из сложившейся ситуации. Спрашивают, какой вариант сам собеседник считает приемлемым, если он категорически отказывается рассматривать Ваше предложение. Это удачный ход: в любом случае оппонент вынужден будет контролировать эмоции, чтобы собраться с мыслями и донести свои идеи до аудитории.

  • Соглашаются с правотой человека и признают свою вину, если это действительно так. Ситуация вряд ли станет выигрышной, но поводов для излишней эмоциональности и обвинений в Ваш адрес у второй стороны станет меньше.

  • Не отвечают собеседнику взаимной агрессией.

  • Подчёркивают значимость партнёра и его мнение. Делают акцент на том, что Ваши дальнейшие взаимоотношения очень важны.

  • Не забывают о невербальной коммуникации – спокойном, уверенном темпе речи, сохранении оптимальной дистанции, установлении и поддержании контакта глаз.

  • Используют отвлечённые вопросы для ухода от темы. Например:

- Кстати, а что Вы думаете о… ?

или

– Вы могли бы объяснить мне поподробнее, как это работает?... и т.п.

Такие вопросы застают собеседника врасплох, отвлекают от "острого" момента и требуют времени на размышления и формулировку ответа.

  • Юмор (вовремя и к месту) часто помогает разрядить напряжение и способствует установлению более близкого контакта между людьми.

Многие из этих техник можно использовать при ведении переговоров, управлении и общении между людьми, а также для снятия напряжения не только в области бизнес-анализа, но и в любой сфере жизни.

Умение успешно справляться с эмоциями — чужими и своими – сослужит Вам хорошую службу и поможет чувствовать себя уверенно в разных ситуациях.

Комментарии (4)


  1. Galperin_Mark
    24.07.2021 20:22
    -4

    Считаю крайне важным создать нужную атмосферу, как в бизнесе, так и в жизни в целом, так что заметка пусть и небольшая, но так скажем побуждающая. Особенно важно соглашаться с собеседником, это как раз тут и подчеркнуто.


  1. NurGeo
    25.07.2021 13:44

    Интересно, что для читателей тут не к месту? За что минусы?

    Не секрет, что нам встречаются в жизни моменты когда эмоции у тебя и у "оппонента" зашкаливают.

    Хорошо бы нам учиться справляться с такими моментами.

    Автор постарался поделиться своими инструментами.

    Что не так?


    1. lumini
      25.07.2021 21:04

      Думаю, размер статьи. То, что до картинки - это вступление, общие слова. Последние абзацы - аналогично. В итоге, объем текста с реальной информацией тянет на несколько твитов. На хабре принято минусовать такое. Сами советы замечательные, просто ожидаемый формат чуть иной.

      По теме можно было бы много примеров из жизни привести. Разобрать ситуации, как вести себя с орущим на тебя истеричным коллегой, доказывающим, что его стиль написания кода правильнее. Или клиент (для программистов ближе в данной ситуации "продакт") ведет себя по-хамски, продавливает свои хотелки методикой танка, давит - как его утихомирить? Тема то реально жизненная. С удовольствием почитал бы подобную расширенную версию.


      1. NurGeo
        26.07.2021 20:36

        Ок, спасибо. Не могу не согласиться с вашими доводами.

        Я бы конечно не стал минусовать, а написал фидбек в виде коммента.