Многие люди работают в организациях, где не требуется анализировать свои действия, проявлять креативность или быстро принимать решения. Где годами не меняется устоявшийся порядок, обязанности сотрудников и условия работы. Неожиданностей не случается, всё идёт гладко, спокойно… и ужасно нудно…

Совсем другая профессия у менеджера по продукту. Вот где не заскучаешь - только успевай поворачиваться! Product Manager несёт ответственность за полный жизненный цикл продукта:

  • работает и с людьми, которые его создают,

  • и с теми, кто продукт использует,

  • и с теми, кто управляет бизнесом.

Результат должен удовлетворять потребности каждого и быть максимально эффективным.

Кстати, уровень зарплат в этом секторе достаточно высокий: от 700$ у новичков, которые трудятся не более года, до 4500$ у специалистов со стажем более 10 лет. Есть куда расти, так сказать!

Но давайте подробнее узнаем о работе и обязанностях Product Manager.

Управление продуктом - это процесс разработки нового продукта или вывода на рынок существующего. В данной процедуре объединяются бизнес, разработка продукта, маркетинг и продажи.

Работа продакт-менеджера начинается с понимания целевого рынка, его конкретных потребностей или целей. Необходимо определить, к какой категории относится ваш продукт или услуга и насколько они удовлетворяют потребности покупателей. Чем вы отличаетесь от других с точки зрения клиента? Как помогаете решить проблему потребителя, почему он должен верить вашим заявлениям?

Помимо ответственности за успех продукта и содействие в разработке стратегии, в задачи Product Manager входит ещё масса функций:

  • регулярные встречи со всеми заинтересованными сторонами,

  • управление бюджетами,

  • планирование и демонстрация новых идей,

  • реализация или поддержка маркетинговых кампаний,

  • исследование конкурентов и аналогичных продуктов.

Но опытные специалисты данной области одной из самых интересных задач считают составление дорожных карт (карт пользовательского пути) для разработки продукта. Изучение мнения клиентов, выяснение, какие именно новые функции нужны, сбор и анализ отзывов и данных об использовании продукта/услуги также помогают принимать решения о верных направлениях работы.

Самая правильная аудитория для проверки как гипотез, так и версий самого продукта (при его запуске или улучшении) – активные пользователи. Отзывы потребителей - бесценный ресурс для понимания того, как люди используют (или не используют) ваш продукт. Они важны для его будущей разработки и улучшения качества обслуживания клиентов. Вам нужно знать, как правильно подойти к процессу обратной связи, проанализировать данные и эффективно использовать результаты.

Важно помнить, что люди часто врут. И далеко не всегда намеренно. Это происходит по разным причинам: кому-то лень тратить время на заполнение нескольких полей с вопросами, и он отмечает первые попавшиеся пункты. (Делайте выводы и не создавайте длинных неудобных опросников!) Кто-то не хочет вас обидеть, сказав правду о продукте, кто-то не хочет выглядеть недовольным и т.п. Поэтому не следует подталкивать пользователей к каким-либо ответам. Продумывайте нейтральные вопросы, чтобы получить максимум нужной информации.

Одни из самых распространенных инструментов для сбора отзывов - чат взаимодействия (живой чат), короткие опросы и социальные сети. Кроме того, пользователи могут оставить своё мнение при обращении в колл-центр, во время онлайн-обзоров или в виде заметок CRM.

Ценится не только мнение клиентов, которые активно пользуются вашим сервисом длительное время, но и информация от новичков, которые могут заполнить короткую анкету или форму во время процесса регистрации.

Очень важна обратная связь от тех, кто отказался от услуги. Чтобы улучшить ваш продукт, нужно выяснить, почему клиент отказывается. В таком случае используется форма отмены, в которой пользователь может сообщить причину ухода, либо просто отметить нужные пункты.

После того, как вы проанализировали отзывы, поблагодарите клиентов за уделённое время и скажите, что услышали их мнение и работаете над решением проблемы.

Product Manager крупной компании рассказал о случае из своей практики, когда визуализация пути и фидбэк пользователей помогли решить проблему уменьшения числа продаж.

Благодаря отчету в Google Analytics я определил, что более 30% клиентов, перешедших в процесс оформления покупки товара, в результате не отправили заказ и ушли с сайта. Был проведён опрос тех покупателей, кто успешно приобрёл товары. Практически все пользователи назвали процесс оформления заказа слишком длительным, неудобным и требующим введения большого количества данных. Покупки совершали те, кого устраивала цена, кто имел промокод на скидку либо просто привык делать покупки в этом магазине. Если у людей была альтернатива купить в другом месте – они уходили со страницы.

В результате разработчикам была дана заявка на изменение "Формы заказа" - в ней остались лишь самые нужные поля и добавилась кнопка "Купить в один клик", после чего объём продаж увеличился.

Вывод: для менеджера по продукту важно не только собрать отзывы клиентов, но и проанализировать информацию, чтобы показать владельцу бизнеса, насколько хорошо продукт работает. При необходимости проконтролировать изменения - добавить новые функции в приложении и на сайте, скорректировать стратегию продаж, обновить маркетинговую кампанию.

Главное, что во время своей работы, пусть и не всегда лёгкой, Product Manager имеет возможность расширить кругозор, познакомиться с новыми интересными людьми, получить моральное удовлетворение и материальное вознаграждение. Круто, правда?

Комментарии (7)


  1. Alente1
    22.09.2021 14:05

    В каких сферах чаще всего требуется Product Manager?

    Мы вот планируем развивать внутренние продукты в digital-агентстве и задумываемся над тем, что для этого нужен отдельный человек в команде, но не уверены, что по завершении проекта ему найдется работа.


    1. Marmeliko Автор
      22.09.2021 21:28
      +1

      Привет,

      Чаще всего продакты нужны в продуктовых компаниях, стартапах, который готовит свой продукт, в ИТ компаниях сервис-провайдерах больше роль Продакт Овнер (смесь Продакт менеджера, эксперта в продметной одласти (активного пользователя) и бизнес-аналитика)

      Насчет агенства, в моей практике продакт менеджер - это роль, ее могут играть и бизнес-аналитики, реже - проджект менеджер. Если есть риск, что впоследствии продакт не будет нужен, можно на старте смотреть кандидатов, готовых также к обязанностям, лежащим в области аналитики, например, или UX.


      1. Alente1
        23.09.2021 04:56

        Спасибо за совет, рассмотрим такой вариант!


  1. LuggerMan
    22.09.2021 15:03

    В личку долбиться бесполезно, погнали!
    Roadmap спутан с userstory — это вообще туши свет; PM, не знающий разницы — это вообще как?

    Самая правильная аудитория для проверки как гипотез, так и версий самого продукта (при его запуске или улучшении) – активные пользователи.

    С гробов QA можно ток снимать после этой фразы — проверка гипотез и версий на клиентуре — спасибо за совет, треш полный.
    Сам Product тут смешан и с Project, и с Program, и с визионером.
    Вобщем как и все остальное от данного автора — светим лицом, в текст не смотрим


    1. Marmeliko Автор
      22.09.2021 21:36

      в личку ответила. это мой опыт. и да, роли и обязанности часто смешиваются.


      1. LuggerMan
        23.09.2021 11:36
        +1

        В ответ поделюсь своим: ответы не по сути дела, а также полное игнорирование своих ошибок — путь Яндекса и Мейла. Именно за это они так презираемы в последнее время. Зачем же уподобляться? Хоть бы roadmap и userstory поправили (это ведь не вкусовщина, а незнание термина)

        Поясню подробнее связь и различия roadmap и userstory:
        Userstory — граф передвижения клиента по продукту, логика данных переходов, возможности и нагрузка. Конечно, такой граф пересекается набором реализуемых фич при разработке, но часто совсем не таким же образом, потому ставить пункт roadmap в соответствие точке или ребру такого графа неправильно (к примеру прикручивание одной подсистемы в продукт может закрыть половину графа целиком или не закрыть даже одну вершину). Также в userstory нет сроков исполнения.
        Roadmap — более техническое, чем маркетологическое описание продукта, в идеале должен составляться с привлечением тимлидов и СТО. Содержит сроки исполнения, ради них и составляется. Также помогает понять интеграционные тесты, выглядит часто просто списком (именно поэтому не map, а roadmap — линия навигатора на карте, а не карта по сути)


  1. purportex
    23.09.2021 20:22

    уровень зарплат в этом секторе

    Пожалуйста, не надо приводить абстрактные примеры зарплат. Не указывая где (регион), на кого (регистрация компании), на каких условиях, с каким учётом льгот и бонусов, это бессмысленная цифра.