X5 Group — это более 18 000 магазинов «Пятёрочка» и «Перекресток» по всей стране. И именно от логистики и эффективности транспортных процессов зависит насколько быстро и своевременно нужные товары будут оказываться на полках. Ранее мы уже рассказывали о том как устроен автозаказ и  как мы обновили архитектуру системы мониторинга автотранспорта. Сегодня продолжим посвящать вас во внутреннюю кухню Х5 Transport.

1. На чем "держится" логистика Х5 Group

Логистический каркас построен на нескольких решениях:

  • SAP ERP – корпоративная система управления ресурсами предприятия 

  • X5 Transport – мобильное приложение для водителей, получение и назначение водителей на рейс.

  • TMS ORD/LTL – система планирования и оптимизации маршрутов.

  • WMS NQ/EXCEED – система управления складом.

  • WMОS Manhattan – система управления складом.

  • СОМ – система оперативного мониторинга транспорта. Об этой системе мы вам рассказывали ранее в статье.

Оптимизация процессов логистики требует постоянного изменения в системном ландшафте, как в части доработок бизнес-логики, так и в части архитектуры. Поэтому мы уже начали рассматривать возможности внедрения таких решений как SAP TM, взамен используемых в настоящий момент систем управления транспортом, но об этом мы вам расскажем чуть позже в следующих  постах.

2. В чем состоял бизнес-кейс

X5 Transport, как и любая транспортная компания, всегда хочет быть конкурентоспособной в части тарифообразования, даже когда речь идет о внутрикорпоративном рынке перевозок, ведь тарифы на перевозку также влияют на стоимость товара на полке. В качестве одного из драйверов снижения тарифов нами было найдено решение по оптимизации работы водителей.

Суть решения состоит в том, что водитель, завершающий свою смену и готовящийся к окончанию рабочего дня, может помочь своему сменщику (которому он передает автомобиль) в его дальнейшей работе, мы назвали это «Выручай-рейс.

Водитель, завершающий смену, вместо ожидания пересменки, может с пользой провести это время, выручив своего сменщика путем заблаговременной загрузки машины товаром для рейса своего сменщика. Эта инициатива также стимулируется материально – водитель, который выручает, получает за это вознаграждение.

Анна Блынских, Начальник управление развития городского экспедирования БЕ «Транспорт»

3. Как мы это автоматизировали

На старте проекта, весь учет и планирование «выручай-рейсов» выполнялся частично вручную в Excel, частично в SAP диспетчерами на местах. Вознаграждения за выручай-рейсы учитывались также в ручном режиме.

Когда обдумывали план по автоматизации, приняли решение решение, что ограничимся планированием «выручай-рейсов» в ORD, автоматизацией базовых процессов и начисления вознаграждений в SAP. Планировали не затрагивать WMS-системы и документооборот в принципе. Согласовали с юристами, что процесс будет легитимный, и мы можем просто делать вычерки в транспортных накладных, которые печатаются на складах. 

Что такое вычерки – водителю печатаются товарно-сопроводительные документы на груз, там указан водитель, который выручает своего коллегу. В момент передачи документов и груза другому водителю, которого он выручает, необходимо зачеркнуть фамилию, сходить к диспетчеру АТП (авто-транспортного предприятия) и завизировать это печатью и подписью. 

В итоге все же пришлось заняться доработкой WMS-систем и изменением документооборота, так как ранее согласованный процесс очень сильно повлиял на трудозатраты и ресурсы диспетчера, которых оказалось недостаточно для того, чтобы обработать весь пул выручай-рейсов, пришлось бы нанимать дополнительный штат специалистов.

Мы начали прорабатывать новый процесс документооборота, который  все же привел нас к доработке WMS-систем. Суть нового процесса заключалась в печати транспортной накладной с указанием двух водителей и интеграцию изменений в процесс карусельной печати на РЦ, только на это мы потратили около месяца, в первую очередь на согласования с бизнес-заказчиками, т.к. необходимо было учесть все процессы, всю цепочку поставок, согласовать решение с методологами, бухгалтерами и налоговиками, также наложился факт выпуска Минтрансом новой редакции транспортной накладной в январе 2021 года.

Александр Тарасенков, Руководитель проектов БЕ «Технологии»

4. С какими проблемами мы столкнулись в процессе автоматизации

Основной проблемой для нас явилась, как вы уже наверное догадались, доработка WMS-систем. Команде пришлось изыскивать  ресурсы внутренних специалистов для того, чтобы вписаться в уже новые сроки проекта.

Параллельно с планированием доработок базовой WMS, команда проработала автоматизацию в целевой WMS-системе Manhattan, которая уже находится на стадии тиражирования. Пришлось договориться с командой внедрения Manhattan и встроиться в их сборку для тиражирования, тем самым мы снизили нагрузку на проектную команду выручай-рейса в части мониторинга качества тиража функционала на РЦ.

Сама суть доработок WMS систем заключалась в настройке процесса склада для двух водителей по одному рейсу, ведь это по сути явилось новшеством для компании, раньше была исключительно связка 1 водитель = 1 рейс. 

Рисунок 1. Инфрмация в WMS по двум водителям.
Рисунок 1. Инфрмация в WMS по двум водителям.

5. Как пришли к результату

О том, как решили проблему с разработкой WMS систем рассказали в предыдущей части статьи, но повторимся – нам удалось мобилизовать несколько команд. Первая команда – релизная, которая обеспечила нам базовые доработки WMS NQ Exceed без привлечения дополнительных людей. Для этого, пришлось поработать с пулом задач в релизах, договориться со смежными заказчиками о более высоком приоритете нашего проекта. Вторая команда – проектная, нам удалось встроиться в сборку WMOS Manhattan для дальнешего тиражирования на РЦ.

По мере реализации проекта были сделаны и другие доработки:

  • Доработками системы планирования ORD занимался вендор. При выборе пула смен система ORD автоматически определяет те смены, которые подходят для планирования выручай-рейса, исходя из остаточного времени рейса. Доступно как ручное, так и автоматическое планирование.

Рисунок 2. Мастер кнопка для планирования смен ЗнС
Рисунок 2. Мастер кнопка для планирования смен ЗнС

Система рассчитала время доступное на предзагрузку 229 минут. (рисунок 3).

Рисунок 3. Расчитанный рейс с доступмным временем на загрузку.
Рисунок 3. Расчитанный рейс с доступмным временем на загрузку.
  • Автоматизацией процессов SAP занималась внутренняя команда Х5. Был автоматизирован расчет начисления вознаграждения за выручай-рейс – расчет происходит автоматически, после закрытия путевого листа в режиме онлайн.

Рисунок 4. Систем SAP ERP отражает двух водителей, данные по путевым листам и табельным номерам направляются на расчет вознаграждения.
Рисунок 4. Систем SAP ERP отражает двух водителей, данные по путевым листам и табельным номерам направляются на расчет вознаграждения.
  • Доработками системы оперативного мониторинга транспорта занимался вендор. Система в режиме online «разделяет» рейсы на основе выявления факта прибытия и убытия из геозоны «пересменки», также строит аналитическую отчетность в разрезе двух водителей по рейсу.

Рисунок 5.  Геозоны РЦ и АТП в состеме оперативного мониторинга транспорта
Рисунок 5. Геозоны РЦ и АТП в состеме оперативного мониторинга транспорта
  • Функционал получения заказов, подписания и передачи ЭТРН для водителей реализован в нашем мобильном приложении для водителей X5 Transport.

6. Какие выгоды получили от внедрения

В первую очередь мы рассчитываем на снижение нагрузки на комплектацию – мы можем загрузить машину раньше, а не в момент пиковой нагрузки на склад, таким образом оптимизируется количество комплектовщиков и выравнивается нагрузка на склад в высокий сезон. 

Если говорить об объемах, то выручай рейс сейчас доступен на 6 складах торговой сети «Пятерочка», что составляет, примерно 200 рейсов в день. Ежеденевно в выручай-рейсе учавствует 400 водителей. К концу года эта цифра вырастет до 350 в сутки (700 водителей), а если этим заинтересуется Перекресток, то это еще плюс 100 выручай-рейсов (200 водителей).

Что касается затрат на перевозки, то стоимость выручай-рейса для торговой сети на 4% ниже стоимости обычного рейса. Транспортные средства, используемые при выручай-рейсах, оборачиваются более эффективно.

Новый процесс документооборота, о котором мы говорили выше, позволил сократить трудозатраты диспетчеров АТП на обработку документов. Для работы по старому процессу и без автоматизации, необходимо было расширять штат диспетчеров на АТП до четырех вместо двух.

7. Перспективы развития решения

В качестве основного направления развития решения мы видим автоматизацию процесса передачи электронной транспортной накладной (ЭТРН). Сейчас эту задачу решает диспетчер АТП нажатием на кнопку – документооборот электронный, но подтверждение человека все равно необходимо. В перспективе мы хотим сделать передачу ЭТРН полностью автоматизированной и не зависящей от диспетчера. Процесс будет запусться после выписки путевого листа на водителя, которого выручают. Передача будет сопровождаться генерацией акта приема-передачи транспортного средства, что позволит разграничить зоны ответственности двух водителей (передающего и принимающего). Таким образом, после утверждения Минтрансом формата ЭТРН, у нас будет польностью автоматизированый выручай-рейс.

Никита Семин, Руководитель направления проектов БЕ «Технологии»

Комментарии (12)


  1. pawellrus
    05.08.2021 13:34
    +1

    Все описанное как-то связано с резко сократившимся ассортиментом позиций в Пятерочках в Москве?

    Автоматизация это конечно здорово, но хорошо бы чтобы от ее внедрения не страдал конечный пользователь.


    1. Bonio
      05.08.2021 14:51

      DEL


  1. iiwabor
    05.08.2021 13:51
    +2

    Прошлые пару недель в Пятерочках в моем городке в Подмосковье были полупустые полки - по слухам из-за забастовки грузчиков. Похоже - за IT-шным хайпом про людей забыли как всегда


    1. AndreyMyagkov
      05.08.2021 15:56

      Подтверждаю, в Приволжском ФО часть полок пустые, как в начале корона кризиса


    1. firewind1
      06.08.2021 10:28

      Прошлой неделей, и за неделю до этого сеть Додо в Мск и Подмосковье испытывала очень жестокие проблемы с ингредиентами, потому что поставщик решил перейти на SAP, накладные не печатались, без никто никуда не ехал. Интересно, мог получится идеальный шторм, но легонький такой


  1. mtop
    05.08.2021 14:02
    +1

    хороший кейс, заберу себе в копилку на реализацию на предприятии где я работаю, спасибо


  1. Kutyrs
    05.08.2021 14:05

    Поддержу авторов предыдущих комментариев: автоматизация — это здорово.
    Но теперь на полках Пятерочки стало меньше товара.


  1. Goodwinnew
    05.08.2021 14:40
    +3

    >Водитель, завершающий смену, вместо ожидания пересменки, может с пользой провести это время, выручив своего сменщика путем заблаговременной загрузки машины товаром для рейса своего сменщика.

    И фару ему на лоб (С)

    А если серьезно — компания (отдельные суперменеджеры) реально ожидает, что человек может работать в режиме робота?
    Т.е. водила после полной смены (которую он откатал по городу) — должен не только передачей машины заниматься — он еще и контролем загрузки для нового водителя заняться. Понятно, что это дело мотивировали деньгами.
    Вот только у уставшего водителя проблема с внимательностью… Не просто же так они по сменам работают, а не 24 часа в сутки.
    Интересен конечный результат за период: месяц, квартал. В деньгах, в ошибках при загрузке и пр.
    Судя по дырам на полках и забастовкам грузчиков — как-то это связано :(


    1. tvr
      05.08.2021 15:28
      +3

      И фару ему на лоб (С)

      Для тех, кто не.
      Военная часть… Курилка. Сидят 4 лейтенанта. Один предлагает идти к командиру части проситься в отпуск. Встали пошли. Заходит к командиру первый:
      — Товарищи полковник, лейтенант Пупкин. Разрешите в отпуск.
      — Да ты че! В отпуск, говоришь? Давай рацпредложение — пойдешь в отпуск!
      — Легко! Вон у Вас под окном солдат траву косит. Че он косой в одну сторону машет? Давайте ему вторую косу привяжем, пусть косит налево и направо!
      — Молодец! В отпуск!
      Заходит второй:
      — Давай рацпредложение…
      — Легко! Вон у Вас под окном солдат траву косит. Че он косой туда-сюда машет? Давайте ему к косе привяжем вилы, пусть сразу в кучки складывает!
      — Молодец! В отпуск!
      Заходит третий:

      — Давай рацпредложение…
      — Легко! Вон у Вас под окном солдат траву косит. Че он косой туда-сюда машет, траву в кучки складывает? Давайте к нему привяжем тележку, пусть сразу и отвозит!
      — Молодец! В отпуск!
      Заходит четвертый:

      — Давай рацпредложение…
      — Не знаю.
      — Ну-у-у-у… Так иди думай. Придумаешь приходи!
      Выходит лейтенант на крыльцо, закуривает нервно, стоит «репу морщит».
      И тут подходит к нему этот солдат. С этой хреновиной в руках с привязанной тележкой, весь потный, обессиленный. И злобно так, спрашивает у лейтенанта:
      — Чё, товарищ лейтенант, в отпуск хотите?!
      — Да-а…
      — Б…ь, рацпредложение не можете придумать?!
      — Да-а…
      — Б…ь, ФАРУ МНЕ НА ЛОБ!!! ФАРУ!!! ЧТОБЫ НОЧЬЮ КОСИЛ!!!


  1. a0fs
    05.08.2021 17:34

    Так и не понял, зачем такие сложности. Машина и водитель, вообще ИМХО разные сущности. Водитель вернул машину в РЦ (пересечение ворот), тем самым закрыл свой рейс, отметилось время. После этого машина обслуживается и попадает в планирование на рейсы в очереди. При необходимости, если в смене водителя осталось время, он её подаёт под загрузку. Загрузка происходит по планшетам, и склад формирует фактическую загрузку, и формируются документы в электронном виде. После загрузки уже тот водитель, который повезёт груз подходит к принтеру, которых может стоять батарея, сканирует QR из приложения на планшете/телефоне, ему отдаются накладные на все точки, которые уже по факту визируются и он едет. То есть машину рассматриваем отдельно, а водителя на неё планируем отдельно. А не вот этот человекомашинный комплекс с переходным состоянием "у первого водителя смены не хватит на следующий рейс, поэтому пусть он загрузит, а второй разгружать будет". Здесь есть вопросы с экспедицией, но если рассматривать сборку тележки (та хрень на колёсиках, которая в сетях и является местом груза) отдельно, то есть привязывать комплектовщика к этой тележке, накладывая на него ответственность за сборку и учёт собранного, и качественно опечатывать, на ценный груз используя прочные чехлы, на малоценку использовать продуманные механизмы опечатывания и фотоотчёты, может получится даже несколько гармоничней.


    1. X5RetailGroup Автор
      19.08.2021 16:57

      добрый день!

      Есть машина, как непрерывный ресурс и есть водитель, как ограниченный во времени ресурс. За каждой машиной закреплен экипаж водителей, из-за необходимости производить пересменку согласно графика сменности водителей, без потерь в эффективности транспорта, предлагается схема «выручай рейса». Вместо ожидания сменщика, водитель помогает ему, выручив своего сменщика путем заблаговременной загрузки машины товаром для рейса своего сменщика. Каждое ТС передается из рук в руки между 2-мя водителями и по предложенной нами схеме, водитель, который завершает смену, передает сменщику уже загруженную машину. «Выручай рейсы» не применяются при экспедировании, только с собственным транспортом.  Таким образом, каждый водитель полностью утилизирует свою смену «полезным» временем, что положительно отражается на его вознаграждении.

       Идея с QR кодом имеет место быть, но необходимо учитывать, что автомобиль проходит проверку перед и после рейса на АТП, часть АТП отдалена от РЦ. В этом случае печать двух комплектов является дополнительным расходом бумаги. Передача груза и автомобиля «из рук в руки» необходима для разграничения ответственности водителей, т.к. водители - штатные сотрудники.


      1. a0fs
        19.08.2021 19:22

        Я правильно понимаю, что пересменка происходит на АТП, куда машина гонится с РЦ уже гружённая на следующий рейс? Если да, то не до конца понятно:

        1. Почему пересменку нельзя сделать на РЦ, доставив туда новых водителей попутно другими машинами, либо просто установив точку рандеву на РЦ, перенаправив туда служебный вахты с водителями, которые должны начать рейс в ближайшее время.

        2. Зачем гнать на АТП машину, когда большую часть проверок можно провести по окончании рейса, а на РЦ дежурный механик просто проведёт общий осмотр машины перед погрузкой и после неё на предмет базовых технических проблем. В конце концов машина должна уйти с АТП здоровой, и маловероятно, что по дороге у неё произойдёт что-то, что не сможет увидеть техник напару с водителем, закреплённым за машиной. Явно сейчас его там нет, но можно отправлять народ с АТП по графику на дежурство на РЦ на отдых за "особые заслуги". Тогда не нужно печатать документ до рейса, рейс начнёт уже сменщик и распечатает себе документы. Вся задумка с QR исключительно из-за того, что водители явно исполняют обязанности и экспедиторов и отвечают за груз, поэтому необходимо следить за погрузкой. Если снять с водителей такую ответственность через упаковку товара в контейнеры (на колёсиках) и оставить за водителями только ответственность доставить соответствующее количество контейнеров на соответствующие точки, а разборки по загруженной номенклатуре предоставить сборщикам и контролёрам на РЦ, принимающими специалистами на точках, обеспечив надёжные средства доказательства невмешательства водителя в груз, то водителям вообще должно быть без разницы: один доставил машину на РЦ и поставил на погрузку, тем самым завершив смену, второй просто принял гружёную машину вцелом, проверив что все места на месте, и пошёл распечатывать на неё документы, по которым после уже начинает свой рейс.

        Просто мне кажется, что описанный в статье процесс слишком наворочен и разухабист. Очень похоже, что героически решили проблемы, возникшие из-за того, что "всегда так делали и вы задолбётесь пересогласовывать бизнес процессы целиком, но можно согласовать несколько костылей к ним, и обойтись малой кровью и не сдохнуть в совещаниях с топами сразу нескольких неповоротливых дивизионов, где каждый будет отстаивать незыблемость своих бизнес процессов, ибо если их колыхнуть, то сразу 100500 тысячмилионов долларов убытков ежеминутно" (с) Очень хочется верить что хоть у вас нету такой фигни....