Привет, Хабр! Сегодня мы решили рассказать вам про очень значимую для Х5 систему и то, как мы искали ей замену. 

Система SAP POS DM обеспечивала нашу торговую операционную деятельность более 10 лет. В последнее время она перестала развиваться и теперь полностью снимается с поддержки. Рассказываем, как наши центры экспертизы по продуктам SAP реализовали проект по миграции функционала чекового хранилища на современное решение. 

Предпосылки для старта проекта:

Мало кто слышал о ритейл-ориентированном хранилище данных SAP POS DM. Это решение, которое обеспечивало сбор, хранение и обработку данных продаж и документов товародвижения. Из магазинов и распределительных центров информация передавалась системам-потребителям: ERP, BW, EDW, JDA, SAS и другим. Такой процесс обеспечивал пополнение продуктовых запасов, оптимизацию продаж и наличие товара на полке — что в итоге влияло на удовлетворенность (показатель NPS) наших покупателей.

К настоящему времени данная система устарела как функционально, так и архитектурно. Она перестала удовлетворять возросшие требования к обработке информации с кассовых терминалов наших торговых сетей. В связи с этим был реализован проект по миграции функционала на актуальную платформу.

О SAP CAR

SAP Customer Activity Repository — новый продукт, который пришёл на смену устаревшего POS DM.

SAP CAR дает дополнительные функциональные возможности и оптимизированную архитектуру под сбор и обработку больших потоков данных. Выбор был обусловлен и тем фактом, что лицензии на продукт уже были в портфеле Х5, поэтому дополнительных инвестиций в программное обеспечение не потребовалось.<o:p></o:p>

Преимущества решения:

SAP CAR базируется на современной технологической платформе SAP HANA и позволяет разрабатывать новые сервисы на ней самой или с её использованием. Надежная платформа решает проблему вендорской поддержки бизнес-критичного решения, а также обеспечивает возможность дальнейшей миграции SAP ERP на S/4 HANA. Это даст бизнесу комплексную систему планирования ресурсов предприятия со встроенными интеллектуальными технологиями.

Продукт помогает вынести часть функционала из SAP ERP, тем самым разгрузив «цифровое сердце» X5 от высоконагруженной нецелевой части. SAP CAR дает возможность использования in-memory HANA DB. Это база данных, которая включает в себя современные наработки и расширяет их за счёт новых технологий. Hana идеально подходит для хранения больших объемов данных и обеспечивает высокую скорость и эффективность выборки как для OLAP, так и OLTP-задач. Поколоночное [1]хранение информации позволяет развернуть чековые данные в таблицу с сотнями колонок. Несмотря на это, сохраняется компактность хранения и быстрый доступ к любым разрезам данных.

В POS DM использовался RAW-формат хранения чеков в системе, новое решение реализовано в виде «классических» таблиц. Это позволяет обрабатывать данные без конвертации и эффективно справляться с OLTP и OLAP-нагрузкой. Максимальный уровень детализации хранения данных дает возможность строить базу для статистических алгоритмов и прогнозов. 

На базе SAP CAR и SAP HANA можно написать аналитические WEB-приложения для бизнес-пользователей или использовать уже готовый контент от SAP. Возможности не ограничиваются обработкой данных из магазинов: SAP CAR предоставляет инструменты анализа эффективности продаж и поведения потребителей. Прогнозирование спроса по продукту, местоположению, сбытовой организации, каналу сбыта, дню на заданный период времени.

Реализация проекта:

1) Компанией SAP CIS был проведен сайзинг будущей системы, и стало понятно, что SAP CAR будет одной из самых больших в мире. Для внедрения подобного продукта требуются мощности с огромным объемом оперативной памяти. Выбор серверов на базе архитектуры IBM Power позволил гибко консолидировать нагрузки серверов базы данных и приложений в одной «коробке». Также для системы была разработана и реализована схема катасторофоустойчивости на базе 2 центров обработки данных (ДатаЛайн и ДатаПро) в cost-optimized сценарии. Вопросами инфраструктуры занималась группа внедрения инфраструктурных решений. Они обеспечивали закупку и настройку оборудования, а также временную аренду мощностей.

2) Развертка системы под командованием SAP Basis прошла в штатном режиме. Х5 обладает самой большой в рознице инсталляцией ERP в мире, поэтому у нас высокий уровень экспертизы в области разработки и поддержки системы. Команда технической экспертизы прорабатывала вопросы оптимизации баз данных с учетом нашей нагрузки на систему.

3) Задачи по переносу настроек, custom-кода и адаптации стандарта в рамках проекта выполнялись командой интеграции. Компетенций хватило с избытком, чтобы осуществить все необходимые работы без привлечения внешнего консалтинга по SAP CAR. Качество проведенной работы и готовность к продуктивному старту были подтверждены специалистами SAP в рамках проведенного сервиса Technical Integration Check.

Благодаря слаженной работе команды проект был реализован в рамках утвержденного плана и бюджета.

Запуск и использование:

К моменту запуска SAP CAR в продуктив появились потребности в его использовании других систем. В первую очередь, это новая программа лояльности для магазинов — Loymax. Для проекта была реализована схема предотвращения мошенничества с баллами лояльности через верификацию факта продажи по обращению в HANA DB SAP CAR. Также в проработке есть и другие активности: 

  • Витрина чеков: запрос на сайте или в приложении на онлайн-отображение чеков покупателя;

  • Спаси лес: отправка чека на e-mail всем, у кого он указан в профиле;

  • X5 ID: отображение в личном кабинете всех чеков с баллами и фискальными данными.

В будущем появятся и новые запросы по другим возможностям системы, например, формирование отчетов и прогнозов в разрезе чеков. Расскажите, как у вас проходит замена вендорских решений? Будем рады обратной связи в комментариях.

Авторы статьи: команда разработки и развития SAP X5


[1] Поколоночное хранение* — метод сжатого хранения данных, в котором используется информация о распределении данных внутри атрибута-столбца. (https://sql-ex.ru/blogs/?/Pokolonochnye_indeksy_-_chto_jeto.html)

Комментарии (5)


  1. n3o
    29.08.2022 13:44
    +1

    Повлияет ли уход SAP из России на обслуживание/развитие системы?


    1. X5RetailGroup Автор
      30.08.2022 09:30

      Использовать устаревшую систему, которую сам разработчик отказался развивать - само по себе странное и рискованное решение, что может стать достаточно серьезной проблемой из-за ограничения поддержки, нежели чем иметь актуальное решение. А с учетом того, что в компании достаточно большой уровень экспертизы в области поддержки и развития SAP решений, а так же CAR развернут on-premise, то новая система существенно расширяет наши возможности в части оптимизации, аналитики и запуска новых сервисов


  1. beho1der
    29.08.2022 14:37

    Тоже интересно, сделали большой переход со старой проприоритарной системы на новую версию и тут оказывается что ее поддержки больше не будет и надо держать в штате программистов которые будут ее пилить.


    1. iNomad
      29.08.2022 23:11

      если у компании нет бюджета на внутреннюю SAP-команду, то не стоит лезть в SAP в принципе.


    1. Kpt_Nemo
      29.08.2022 23:15

      Судя по тексту свой штат есть и опыта хватает. Но для меня вопрос с поддержкой все-таки остается. Да, некоторые вещи можно внедрить и поддерживать самостоятельно. Но с некоторыми модулями (например, HR в ERP) это не пройдет. Можно конечно все на Z* переписать, но поддерживать это... Что X5 думает?