Исследование, проведенное в соавторстве с учеными Техасского университета, подтвердило, что известный скрипичный мастер Антонио Страдивари и другие обрабатывали свои инструменты различными химическими веществами, которые позволяли получать уникальный звук. Некоторые из этих химикатов были идентифицированы впервые.

Джозеф Надьвари
Джозеф Надьвари

Джозеф Надьвари, почетный профессор биохимии в Техасском университете, первым предложил данную теорию. Около 40 лет назад он доказал, что основной причиной безупречного звука инструментов, помимо высокого мастерства исполнителей, были химические вещества, которые Страдивари и другие использовали для обработки против поражения дерева вредителями. Международная группа ученых, возглавляемая профессором химии Тайваньского национального университета Хван-Чинг Тай, опубликовала свои результаты в Angewandte Chemie, ведущем химическом журнале Германии.

Внешний вид кремонских елей, из которых делали скрипки Страдивари и его современники, немного отличается от современных образцов в сторону желтизны, что является нормальным для состаренной древесины из-за спонтанного окисления лигнина. Клетки кремонской древесины демонстрируют нормальную морфологию при гиперспектральной визуализации с оптическим срезом. Исследования с использованием синхротронной рентгеновской томографии и сканирующей электронной микроскопией показывают, что кремонские ели сохранили неповрежденные клеточные и субклеточные структуры.

Гиперспектральные изображения елей для инструментов: а) Amati SC1, б) Stradivari SC4, в) современная SM3, г) современный SM5. д) Более широкие пики автофлуоресценции Amati SC1 и Stradivari SC4 предполагают химическую гетерогенность из-за окисления лигнина.
Гиперспектральные изображения елей для инструментов: а) Amati SC1, б) Stradivari SC4, в) современная SM3, г) современный SM5. д) Более широкие пики автофлуоресценции Amati SC1 и Stradivari SC4 предполагают химическую гетерогенность из-за окисления лигнина.

Затем ученые исследовали влияние старения на кремонские ели с использованием твердотельного ядерного магнитного резонанса, и они не показали признаков деградации. Напротив, кремонские клены демонстрируют значительную деградацию гемицеллюлозы и деметоксилирование лигнина. Такие различия могут быть вызваны только разницей в химическом составе древесины. Измерения жидкостной хроматографии показывают, что клен содержит в три раза более высокий уровень ацетилирования гемицеллюлозы, чем ель, которая превращается в уксусную кислоту при старении дерева.

Ели в возрасте 200–400 лет демонстрируют пониженное поглощение инфракрасного излучения на уровне 1735 см – 1 (подтверждающий информационный рисунок S13 – S15), вызванное деацетилированием гемицеллюлозы.21a, 28 Это становится еще более очевидным для состаренной древесины хвойных пород, взятой из тысячелетней китайской цитры (подтверждающий Информационный рисунок S16). Интересно, что ели Страдивари и Гварнери однозначно демонстрируют повышенное поглощение около 1710 см-1 (рис. 3b), что указывает на образование кетонов или карбоновых кислот в результате окисления.29 Мы протестировали несколько распространенных видов обработки древесины - кипячение, щелочные растворы, ультрафиолетовое излучение и запекание. - и обнаружил, что последние два увеличивают поглощение при 1710 см-1 (подтверждающая информация, рисунок S17). Вероятно, что Страдивари и Гварнери подвергали свою деку воздействию сильного солнечного света, как описано в личном письме Страдивари 5, но мы не можем исключить возможность запекания или более сложных химических процедур. Отсутствие пиков белковой сигнатуры в инфракрасных спектрах подтвердило, что образцы древесины Cremonese не были загрязнены коллагеновыми клеями, используемыми для сборки и ремонта скрипок.

Для поиска доказательств химических манипуляций была использована масс-спектрометрия с индуктивно связанной плазмой (ICP-MS) для количественного определения более двух десятков элементов в образцах кремонской ели и клена путем переваривания древесной щепы в азотной кислоте.

Текущие результаты исследовательской группы показывают, что для обработки древесины мастера применяли буру, цинк, медь и квасцы вместе с известковой водой.

«Бура имеет долгую историю использования в качестве консерванта, восходящую к древним египтянам, которые использовали ее при мумификации, а затем в качестве инсектицида», — говорит Надьвари.

Он отметил, что каждый скрипач, вероятно, использовал свои собственные домашние методы обработки дерева. Данные методы, утверждает Надьвари, держались в секрете, так как в какой-то момент мастера поняли, что, помимо защиты, их обработка дает и механические преимущества. При этом рецепты лака не были секретом. 

Команда ученых обнаружила данные химические вещества и внутри древесины, а не только на ее поверхности. По их словам, это напрямую повлияло на качество звука инструментов.

Антонио Страдивари (1644–1737) за свою жизнь создал около 1200 скрипок. Сегодня сохранилось около 600 его инструментов. Менее известный современник Страдивари, Гварнери дель Джезу, производил скрипки, которые теперь считаются равными по качеству и цене скрипкам Страдивари. их стоимость может превышать $ 10 млн.

Теперь исследователи хотят собрать несколько десятков образцов не только скрипок Страдивари и Гварнери, но и других мастеров Золотого периода (1660-1750 гг.) из Кремоны (Италия). 

Комментарии (10)


  1. pbw
    18.08.2021 16:31

    При этом рецепты лака не были секретом.

    В составе лака некоторых скрипок Страдивари был найден вулканический пепел (с Везувия?), что по мнению исследователей так же могло влиять на звучание скрипки.

    Пруф быстрым гуглением не нашел, но помню эту статью.


  1. Xeldos
    18.08.2021 17:10
    +1

    Кто ещё вспомнил Визит к Минотавру?


    1. ciubotaru
      18.08.2021 18:07
      +2

      Да, и очень обидно, когда Джузеппе Гварнери ("дель Джезу") называют "менее известным современником Страдивари".


  1. pavelsc
    18.08.2021 18:22
    -1

    Когда пара китов скупают крипту и ее цена растет - то это спекуляция, а когда так же два лба на аукционе поступают со скрипкой, то да все ок, балалайка, пусть и хорошо сделанная, может стоить 10М. Мир удивителен


  1. s_so
    18.08.2021 18:29

    Менее известный современник Страдивари, Гварнери 

    Менее известный , простите , кому ? . Если речь идёт о широкой общественности , то да , медийность Страдивари на просторах б.СССР гораздо выше , благодаря паре фильмов . На самом деле инструменты Гварнери пользуются не меньшой популярностью , хотя их сохранилось гораздо меньше . Качественных различий нет вовсе , речь может идти лишь о специфических особенностях звучания .


    1. alexey_c
      18.08.2021 18:52

      Ну не знаю. Живая в советской деревне, и имея доступ только к двум ТВ каналам и районной библиотеке, я знал, кто такой Гварнери, не хуже, чем кто такой Страдивари


  1. simple_mortal
    18.08.2021 19:08
    +1

    Может и обрабатывал как-то, но исследование было интересное, в котором выяснилось, что звучат эти старые скрипки отстойно. Да и не удивительно, в общем-то. За 200+ лет-то научились делать лучше. А цена — ну это просто модная тема. Мне кажется, такая же тема с вином. Цена даёт плюс 50 к вкусу. А старое дерево плюс 50 к восприятию звука, как «лучшего». Хотя фактически он хуже.


    1. alexleo
      24.08.2021 19:08
      +1

      "Отстойно" — это вы зря, конечно. Нормальное у них звучание. Не на 10 лямов, конечно, но тут и про отфотошопленное фото речки тоже можно сказать, что оно не стоит 2 ляма зелени. Страдивари я слышал живьём, красивый у неё звук. Другое дело, что громко эти скрипки играть не могут, звук портится, они для совсем небольших залов и спокойного исполнения. В больших залах эти скрипки потеряются. Гварнери слышал только в записи, у них тембр какой-то менее скрипучий что ли. Всё это, разумеется, имхо и вкусовщина, сравнивать тембры скрипок вообще сложно. У моего преподавателя была скрипка ручной работы, тоже тихая, но и звук офигенный был, может быть лет через 100 тоже будет цениться, как Страдивари )


  1. JJBaltika
    19.08.2021 01:55

    Наверное все слышали про скрипки Страдивари.

    Но самый известный виртуоз того времени Паганини играл именно на скрипке Гварнери, который широким массам неизвестен. Если будете в Лигурии, обязательно посетите местные музеи впитавшие в себя купеческие таинства всего средневековья. Городу также принадлежит и любимица Паганини, выставленная в зале имени дьявольских пальцев мастера.

    Я думаю, что часть современной славы Страдивари зиждется на его звучном имени. И люди обделенные запоминающейся фамилией просто обречены стараться больше, чтобы вложиться в уста людей. В подтверждение, лишь замечу, главная площадь Генуи носит громогласное имя Феррари, а не какого-то пьячепустры. А читать про Гарибальди, каюсь, лет в 16 я начал только из-за въедливого звучания оного.


  1. piratarusso
    20.08.2021 13:13
    +1

    Хорошая реклама измерительных приборов. К сожалению практически бесполезная для скрипичных мастеров. Ремесло скрипичных мастеров (лютьеров) всегда было тесно связано с производством мебели. Никто для производства скрипок не разрабатывал лак специально, когда мебельщики сменили составы лака, то и лютьеры также перешли на новый лак.

    В результате слегка изменилась окраска звука у скрипок. И оказался утерян рецепт грунтовки. Дерево всегда грунтовали перед лакировкой, точно также как и мебель. Грунтовка выполнялась для придания красивого вида дереву, и могла содержать красители разного цвета.

    Но лютьеры продолжают делать скрипки, теперь для распила можно использовать станки с ЧПУ, и добиться высокой точности размеров деталей, покрасить современной краской, и покрыть нитролаком. Так что современные инструменты вовсе не хуже, они просто звучат по-другому.