Примерно за 30 тысяч рублей в час вы можете покатать ведро с водой на верёвке на вертолёте. Ведро будет брыкаться и выливаться, но ваша задача — пронести его заданным маршрутом через систему ворот и поставить в круг диаметром 22 сантиметра. Диаметр самого ведра 20 сантиметров, и вам нужно не только сделать это быстро и точно, но и сохранить воду внутри.

А на фото «балда», шестикилограммовая штуковина на верёвочке. Верёвка, кстати, не привязана к вертолёту — её держит второй пилот. Да, с той стороны нет двери. В общем, сейчас расскажу про вертолёты и вертолётный спорт.

Сначала немного истории


Способность вращающегося винта подниматься в воздух была известна в Китае ещё в средние века. Но впервые поднять человека винтокрылый летательный аппарат смог только в 1907 году, через четыре года после полёта братьев Райт.

Это стало возможно благодаря двум научно-техническим прорывам начала ХХ века:

  • Создание винта с высокими аэродинамическими характеристиками
  • Уменьшение массы двигателя внутреннего сгорания

Первый винтокрылый летательный аппарат ещё не был вертолётом. Это был жироплан — прообраз вертолёта, построенный во Франции братьями Луи и Жаком Бреге под руководством профессора Шарля Рише. Жироплан мог подняться на полтора метра при помощи четырёх несущих винтов и не имел органов управления. Поэтому механики поддерживали его сбоку.

В том же году, и тоже во Франции, изобретатель Поль Корню поднялся на своей версии вертолёта с двумя несущими винтами. Это был, хоть и плохо, но управляемый вертолёт. Так Корню стал первым вертолётным пилотом.


Поль Корню и его вертолёт. Источник: Википедия

А в 1912 году на Второй Международной воздухоплавательной выставке студент Императорского Московского технического училища Борис Николаевич Юрьев продемонстрировал модель вертолёта с одним винтом. Такой вертолёт управлялся с помощью изобретённого Юрьевым автомата перекоса.

В 1926 году Юрьев возглавил вертолётную группу экспериментального аэродинамического отдела ЦАГИ, организованную для разработки вертолёта по предложенной им одновинтовой схеме. Эта группа в 1930 году построила под руководством Алексея Михайловича Черёмухина первый советский вертолёт ЦАГИ 1-ЭА (ЭА — экспериментальный аппарат).

В 1940 году ОКБ Братухина создало вертолёт «Омега». Но начавшаяся война помешала запустить его в серию.

Первым серийным советским вертолётом стал Ми-1, совершивший первый полёт в 1948 году.

С пятидесятых годов вертолёты начали широко применяться в армии и народном хозяйстве СССР. Авиаконструкторы совершенствовали конструкцию вертолётов, а пилоты — своё мастерство. Стремление к оттачиванию лётного мастерства и стало толчком к появлению и развитию в СССР вертолётного спорта. В качестве спортивных дисциплин выступали практические тренировочные задачи, отрабатываемые советскими лётчиками.


Команда Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова, 1958 г. Источник: журнал «Авиация и спорт» 07/08 2018

В августе 1958 года в Калуге на аэродроме Грабцево состоялись первые Всесоюзные соревнования по вертолётному спорту, входившие в программу спартакиады комсомольцев и молодёжи, приуроченной к 40-летию ВЛКСМ. Этот год принято считать началом развития вертолётного спорта в нашей стране. В них участвовали по две команды от ВВС и ДОСААФ и команда Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике. Все участники соревновались на вертолётах Ми-1.

Программа Всесоюзных соревнований 1958 года состояла из пяти упражнений:

  1. Полёт по кругу на точность выполнения основных элементов техники пилотирования;
  2. Вертикальный взлёт и посадка на площадку размерами 30x30 м, ограниченную препятствиями высотой 10 м (посадка в колодец);
  3. Полёт на малой высоте с выполнением движений в стороны, вперед и назад, разворотов на 360° вокруг вертикальной оси вертолета;
  4. Висение на высоте 10 м с взятием на борт пассажира с площадки радиусом 2 м;
  5. Полёт по 150-километровому маршруту на точность вождения вертолёта с выходом на конечный пункт маршрута в заданное время.

В 1959 году вертолётный спорт был включен в Единую Всесоюзную спортивную классификацию.

Первый чемпионат мира по вертолётному спорту состоялся в ФРГ в 1971 году.
Советский Союз в нём не участвовал. Но в программу чемпионата были заложены идеи, разработанные Федерацией вертолётного спорта СССР.

В начале 1973 года на аэродроме Борки — базе Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова — приступила к тренировкам первая сборная команда СССР по вертолётному спорту. В том же году, на втором чемпионате мира в Великобритании, абсолютным чемпионом мира стал А.В. Капралов, а Т.Н. Егоркина признана лучшей вертолётчицей планеты. С тех пор отечественные спортсмены стали регулярно участвовать в международных чемпионатах и показывать высокие результаты.

Правила


К участию в соревнованиях допускаются спортсмены не моложе 18 лет, имеющие налёт на вертолёте 100 часов, в текущем году не менее 15 часов, из них не менее 10 часов по программе соревнований.

Четыре основные дисциплины, входящие в программу:

  • Навигация
  • Полёт на точность
  • Развозка грузов
  • Вертолётный слалом

Каждый заявленный экипаж состоит из пилота и второго члена экипажа (оператора). Результаты определяются суммой баллов, присуждаемых за качественное выполнение спортивных дисциплин.

Изначально у команды на каждом упражнении есть 300 очков. Все помарки во время выполнения штрафуются. После вычитания из 300 всех штрафов получается результат экипажа в упражнении. Меньше ноля набрать нельзя, больше 300 тоже. Место участника в турнирной таблице определяется исходя из полученных им штрафных очков в каждой спортивной дисциплине.

Если участники соревнуются в многоборье, то место в турнирной таблице определяется по сумме очков, начисленных экипажу во всех четырёх основных дисциплинах.

А в командных соревнованиях суммируются баллы обоих экипажей.

Дальше будет много подробностей, но если объяснять на пальцах, то вертолётный спорт выглядит так:


Навигация


Упражнение объединяет два элемента: навигацию и прибытие по времени со сбросом груза.

Каждому участнику заранее сообщается точное время прибытия его вертолёта на линию предварительного старта и точное время вылета с линии исполнительного старта. Стартовое время даётся точно в минутах и секундах. За ранний и поздний вылет начисляются штрафные очки.

На предварительном старте участники получают фал с кеглей на конце, два пронумерованных груза (мешки с песком или рисом, весом в килограмм) и логгер для измерения высоты полёта, скорости и местоположения. Вертолёты проверяются на наличие запрещённых предметов (например, навигаторов или телефонов).

На исполнительном старте ровно за пять минут до вылета экипаж получает заклеенный конверт с полётной картой и инструкциями.


Содержимое конверта, полученного на исполнительном старте. Кусок карты на самом деле побольше.

На этапе навигации участники за заданное время проходят маршрут, состоящий из шести отрезков с тремя поворотными пунктами (ТР1, ТР2, ТР3) и двумя пунктами обязательного пролёта (MFO1 и MFO2). На карте нанесена зона поиска и цели, которые нужно найти. Также нужно распознать знаки, нанесённые на земле в поворотных пунктах. Пункты обязательного пролёта необходимы для обеспечения требуемого направления полёта и соблюдения временных интервалов.

Время полёта от старта до выхода из зоны поиска указано в инструкциях, выданных на старте. Ещё на листе с инструкциями нанесены:

  • Направление полёта от линии исполнительного старта до первого пункта обязательного пролёта (MFO1)
  • Географические координаты поворотных пунктов ТР1 и ТР3
  • Схематическое изображение зоны поиска с пустыми полями в местах расположения целей
  • Пустые поля, заполняемые в поворотных пунктах

На полётной карте нанесены:

  • местоположения пунктов обязательного пролёта MFO1 и MFO2 (обозначены квадратом с точкой в центре)
  • местоположение поворотного пункта ТР2 (обозначен треугольником с точкой в центре)
  • зона поиска с воротами входа и выхода из неё (прямоугольник с надписями IN и OUT)
  • расположение полотнищ-целей (точечки в зоне поиска)

На земле поворотные пункты ТР1, ТР2, ТР3 обозначаются оранжевыми треугольными полотнищами размером 3х3х3м с нанесёнными на них цифрами чёрного цвета. Чтобы распознать эти знаки и занести их в соответствующие поля, нужно пролететь чётко над ними. Любая погрешность в курсе — и знак на поворотном пункте не виден.

В зоне поиска расположены десять целей — оранжевых полотнищ размером 3х2 м с нанесёнными на них чёрными буквами и/или знаками. Участникам нужно распознать цели строго в местах их размещения и занести буквы/знаки в соответствующие поля.

Входные и выходные ворота зоны поиска обозначаются на земле двумя белыми пятнадцатиметровыми полотнищами шириной в метр. В пятиметровом промежутке между ними выкладывается оранжевое полотнище с буквой «I» (вход) или «О» (выход). За неправильные вход в зону поиска и выход из нее начисляются штрафные очки. Также штрафы начисляются, если вертолёт не покинет зону поиска вовремя.

Грузы (мешки с песком/рисом), полученные на предварительном старте, нужно сбросить в специальной зоне с мишенями. Диаметр мишени — пять метров. При этом запрещается лететь медленнее 30 км/ч и спускаться ниже 10 метров от уровня земли. Мешок должен с первого касания попасть в круг. Если не попал — штраф, даже если мешок докатился по земле до цели. Мешки пронумерованы, мишени тоже. Порядок сброса важен.

После этого вертолёт проходит линию прибытия, где отсекается время прохождения маршрута. За опоздание (или наоборот слишком раннее прибытие) с маршрута более чем на 200 секунд начисляется 300 баллов штрафа и участника дисквалифицируют.

Кроме нарушения тайминга 300 баллов штрафа можно получить за небезопасные действия.


Схематичное изображение происходящего на навигации. Источник: Правила вида спорта «Вертолётный спорт» от 29.11.2018

На линии прибытия испытание не заканчивается. Как только отсекается время маршрута, засекается минута на выполнение «коробочки» (три разворота на 90 градусов) со снижением до начала зоны финального задания. На старте помимо двух грузов выдавали кеглю. После входа в зону, у экипажа есть 20 секунд, чтобы без остановки подлететь к крыше с отверстием 40 х 40 см и попасть в него кеглей. Кегля привязана к семиметровому фалу, и попасть ей в отверстие надо на ходу, без зависаний, не касаясь самой крыши. Такая вот тренировка для Санта-Клауса. Штрафуют здесь за каждую десятую секунды свыше положенных 20 секунд, за каждое зависание, за не полностью выпущенный фал, за касание кеглей земли или крыши.

За крышей расположена десятиметровая зона посадки. Здесь участники возвращают судье конверт с полётной картой и карточкой с опознанными целями и поворотными пунктами.

Полёт на точность


Это упражнение выполняется двумя участниками одновременно на параллельных площадках. Площадки выглядят так:


Схематичное изображение полёта на точность. Источник: Правила вида спорта «Вертолётный спорт» от 29.11.2018

Линия P — это предварительный старт, D — исполнительный, A — место посадки.
Но основное здесь — это параллельные коридоры длиной 50 м и шириной 1 м.

На предварительном старте судьи закрепляют на вертолётах по два груза — сзади и спереди вертолёта. Задний груз свисает на три метра, передний — ровно настолько, чтобы разница между нижними точками обоих грузов составляла один метр. Длина короткого груза варьируется в зависимости от типа вертолёта. Грузы нужны, чтобы ограничить коридор не только в длину и ширину, но и в высоту. Для полёта на заданной высоте 2-3 м нижний груз должен доставать до земли, а верхний — нет.

По команде судьи засекается время и участники начинают упражнение. Коридор проходится пять раз:

  1. От линии исполнительного старта до конца коридора. В конце — разворот вокруг своей оси на 360 градусов (направление вращения в первом развороте определяют организаторы соревнований).
  2. Возвращение «задним ходом» к началу коридора, где делается разворот на 90 градусов против часовой стрелки.
  3. Движение правым боком вперёд, в конце — разворот на 360 градусов (в направлении, противоположном направлению первого разворота на 360).
  4. Возвращение к началу коридора левым боком вперёд. В конце — разворот на 90 градусов по часовой стрелке в исходное положение.
  5. Движение прямо по коридору и приземление на линии прибытия. Здесь таймер останавливается.

В начале и конце каждого коридора размечены перпендикулярные вспомогательные коридоры по 10 м в обе стороны. Они призваны помочь пилотам удерживать вертолёт в квадрате 1 х 1 м при выполнении разворотов.

На всё упражнение даётся 135 секунд. Если не уложиться — каждая 0,1 секунды добавляет 0,1 к штрафу. Причём выполнение разворота на 360 градусов менее чем за 15 секунд тоже штрафуется. За такой чит снимают 15 баллов. Выход за границы коридора штрафуется тоже по 0,1 балла за 0,1 с нахождения вне границ.

Границы по горизонтали считаются нарушенными, если точка подвески короткого груза вышла за границы коридора, по вертикали — если длинный груз оторвался от земли или короткий груз земли коснулся.


Линия прибытия и зона точной посадки. Источник: Правила вида спорта «Вертолётный спорт» от 29.11.2018

После посадки измеряется расстояние от переднего края меток, заранее нанесённых командой на вертолёт, до пятисантиметровой линии прибытия. За каждый сантиметр начисляется 1 балл штрафа. Максимальный штраф в 120 баллов начисляют за приземление мимо зоны точной посадки.

Развозка грузов


Это упражнение тоже выполняется двумя участниками на двух параллельных площадках одновременно. Задача — за 60 секунд пройти три участка, на каждом из которых провести груз в ворота и затем опустить в контейнер. Груз весит около 6 кг, имеет диаметр 30 см и высоту 0,8 м — 1 м. Диаметр отверстия контейнера — 48 см ± 2 см, что не сильно больше диаметра груза.
Каждый участок проходится с фалом разной длины. До первого контейнера длина фала 4 метра. На участке от первого до второго контейнера — уже 6 метров, от второго до третьего — 8 метров. Чем длиннее фал, тем выше должен подняться вертолёт, тем сложнее попасть грузом в контейнер.

Экипаж разделяется на две роли. Участник-пилот занимается только пилотированием, участник-оператор манипулирует грузом и даёт команды пилоту.

Находясь над контейнером, пилот не видит происходящее внизу и ориентируется только на получаемые команды. Если ему говорят спуститься ниже — спускается, сдвинуться в сторону — сдвигается. Пытаться подсмотреть происходящее внизу с помощью наружных зеркал и прочих приспособлений запрещено. Пилот здесь работает «руками» экипажа, а оператор — «глазами». Для успешного прохождения упражнения команда должна «слетаться» и добиться синхронизации «глаз» с «руками». У слётанного экипажа даже появляется свой уникальный набор фраз, которыми они общаются во время упражнения и которые помогают им добиться взаимопонимания.


Так выглядит развозка грузов на схеме и вживую. Источник схемы: Правила вида спорта «Вертолётный спорт» от 29.11.2018

В задачи оператора, помимо прицеливания, входит ещё регулирование длины фала. На фале прикреплены три красных флажка на расстоянии 4, 6 и 8 метров от верха груза. Это нужно для изменения длины фала на каждом этапе упражнения. Чтобы было удобно держаться, над нижними двумя флажками на расстоянии в 20 см крепятся деревянные шарики, а в 20 см над флажком, обозначающим 8 метров, устанавливается скоба. После опускания груза в первый контейнер, нужно стравить фал на два метра. После опускание во второй — ещё на два. Несмотря на то, что со стороны оператора дверь вертолёта снята, высовываться, выстёгиваться и принимать неестественное для полёта положение ему запрещено. Манипулировать фалом можно, но только не меняя его длину.

Штрафуются не только промахи мимо ворот/контейнеров и нарушения тайминга. Неправильная длина фала, касания грузом контейнера или земли тоже считаются ошибками. А максимальный штраф в 300 баллов можно заработать, потеряв груз на площадке.

Слалом


Здесь так же, как и при развозке грузов, две команды работают одновременно на параллельных площадках, а экипаж состоит из пилота и оператора.

На этот раз к фалу прикреплено ведро, в которое нужно набрать воду, пронести, не расплескав, через шесть пронумерованных ворот в прямом и обратном направлении, а затем поставить на стол, попав как можно ближе к центру. И всё это за 135 секунд.

К фалу снова прикреплены красные флажки, на этот раз на расстоянии 3 и 5 метров от верхней границы ведра. В 20 см над верхним флажком расположена ручка, за которую можно держаться.
По команде судьи вертолёты производят взлёт с линии исполнительного старта, при этом ведро находится на земле, а оператор удерживает фал выше первого красного флажка (3 м). Пилот подводит вертолёт к бочке с водой, оператор наполняет ведро и выпускает фал на пять метров, перехватившись за ручку. Вертолёт, соответственно, набирает высоту.

Уровень воды в ведре после набора определяется девятью отверстиями, просверленными в его стенке. Диаметр каждого отверстия —1 см, центр отверстий расположен на расстоянии 13 см от основания ведра. Это нужно, чтобы все экипажи были в равных условиях и таскали одинаковое количество воды.

Теперь нужно пройти последовательно ворота от первых до шестых, а затем их же в обратном порядке. Причём не просто пройти, а в заданном направлении, которое определяется перед началом соревнований. Возможные варианты прохода ворот — вверх, вниз, влево и вправо, где за направление вверх принимается направление снизу к верхнему краю схемы. Схема выглядит так:


Схематичное изображение площадки для слалома и фала с ведром. Источники: Правила вида спорта «Вертолётный спорт» от 29.11.2018, World and Continental Helicopter Championships Rules and Regulations 2019 edition

Расположение ворот и направления проходов одинаковы на обеих площадках. Разрешаются повторные попытки для правильного прохождения ворот. Для этого нужно, обогнув ведром стойки, вернуть его на исходную позицию и повторить прохождение в том же направлении.

После прохождения всех ворот по два раза нужно с первой попытки поставить ведро на стол. В идеале — в центр, обозначенный чёрным кругом диаметром в 22 см. К слову, диаметр ведра — 20 см. Если ведро не выходит за границы чёрного круга, штрафа нет. Если выходит, то каждый торчащий миллиметр даёт 0,1 штрафного очка.

После установки ведра начинается измерение расстояния и уровня воды. За каждый потерянный миллиметр от исходного уровня воды начисляется 0,1 штрафа. Даже если ведро после установки упало, уровень воды в нём измерят и расстояние до центра стола посчитают. И за всё начислят соответствующий штраф.

Максимальный штраф в 300 баллов можно получить, потеряв ведро в полёте. А дисквалификацию — если общее время выполнения упражнения превышает 4 минуты.


Вертолётный слалом. Ведро наполняется из бочки -> лишнее выливается через дырки -> первые ворота -> маневрирование по площадке


Вертолётный слалом. Ведро ставится в центр стола. Фото: TutuSerzh


Вертолётный слалом. Штрафуется каждый миллиметр промаха. Фото: Конаково Аэро

Фристайл


Несмотря на то, что фристайл не является обязательной дисциплиной, не идёт в зачёт многоборья и командных соревнований, это — самый зрелищный на мой взгляд вид соревнований. Вот, например, воздушный танец Максима Сотникова, заслуженного мастера спорта России. Завораживает.


Целью этого упражнения является демонстрация максимальной манёвренности вертолёта и высочайшего уровня лётного мастерства. Фристайл на вертолёте — это как произвольная программа в фигурном катании, только вместо льда — небо, а вместо коньков — вертолёт.

Здесь оценивается не только лётное мастерство и сложность программы, но и общее впечатление («баллы за артистизм», если продолжать аналогию с фигуристами).

Чтобы усилить впечатление от своего выступления, спортсмены могут использовать дымы и музыку. А вот небезопасные с точки зрения судей элементы полёта заранее попросят исключить.

Штрафы во фристайле тоже есть, за нарушение границ выделенной под упражнение зоны (600 м в длину и ширину, 300 м в высоту) и за нарушение тайминга. Выступление должно уложиться в диапазон от 225 до 240 секунд. А за полёт над зрителями сразу дисквалифицируют.

А как же высший пилотаж?



Бочка на вертолёте. Источник: Википедия

Вертолётный спорт и аэробатика — это разные понятия, на соревнованиях по вертолётному спорту вы не увидите петлю Нестерова или бочку.

Посмотреть высший пилотаж на вертолётах можно на авиасалонах и авиашоу. Например на МАКС в Жуковском своё мастерство покажут «Беркуты» — единственная в России вертолётная пилотажная группа. И единственная пилотажная группа в мире, выступающая на боевых ударных вертолётах.

Аэробатика на вертолётах, как и вертолётный спорт, имеет в своей основе практические задачи. Если вертолётный спорт имитирует поисково-спасательные работы и доставку грузов, то в основе пилотажных фигур — манёвры из воздушного боя и имитация аварийных ситуаций. Используемые вертолёты, соответственно, тоже отличаются. При проектировании гражданские вертолёты стараются делать экономичнее, а боевые — манёвреннее.

Поэтому, глядя на соревнования по вертолётному спорту, не стоит думать, что вертолёты могут летать только винтом вверх. Они могут и так:


Где готовят чемпионов?


Российские спортсмены — продолжатели традиций вертолётного спорта СССР. Последние 20 лет они являются лидерами мирового вертолётного спорта. На всех Чемпионатах Мира, начиная с 1992 года, наши спортсмены только один раз становились серебряными призёрами в командном первенстве. На остальных они были первыми.

Сборная СССР была образована в 1973 году и тренировалась на аэродроме Борки, где располагался Центральный аэроклуб СССР им. В.П. Чкалова.

Вот результаты сборной на Чемпионатах мира до 1991 года:
1971 г. ФРГ – не участвовала
1973 г. Англия – Абсолютные чемпионы мира, команда – 1 место
1978 г. СССР г. Витебск – Абсолютные чемпионы мира, команда – 1 место
1981 г. Польша – команда – 4 место
1986 г. Англия – команда – 3 место
1989 г. Франция – команда – 2 место

В тяжёлые 90-е и начало 2000-х Федерация вертолётного спорта России столкнулась с отсутствием поддержки со стороны государства, с проблемами финансирования, обеспечения авиационной техникой и невозможностью подготовки молодых экипажей. В том числе лишилась своей тренировочной базы на аэродроме Борки.

Вертолётный спорт в стране продолжил существовать на чистом энтузиазме и преданности людей своему делу. Федерации удалось сохранить сборную, наши спортсмены продолжили участвовать и побеждать в Чемпионатах мира.

С 2006 года в соревнованиях вновь стали принимать участие молодые пилоты ВВС, ряды спортсменов стали пополняться пилотами-любителями на вертолётах «Robinson R-44». В 2007 году первые пятеро из них выполнили норматив Мастера спорта России. Сегодня пилоты-любители на равных соревнуются с экипажами ДОСААФ и ВВС РФ и составляют половину сборной команды России.

Результаты сборной на Чемпионатах мира за последние 20 лет:
1992 г. Англия – Абсолютные чемпионы мира, команда – 1 место
1994 г. Россия г. Москва – Абсолютные чемпионы мира, команда – 1 место
1996 г. США – Абсолютные чемпионы мира, команда – 1 место
1999 г. Германия – Абсолютные чемпионы мира, команда – 1 место
2002 г. Австрия – Абсолютные чемпионы мира, команда – 2 место
2005 г. Франция – Абсолютные чемпионы мира, команда – 1 место
2008 г. Германия – Абсолютные чемпионы мира, команда – 1 место
2012 г. Россия – Абсолютные чемпионы мира, команда – 1 место
2015 г. Польша – Абсолютные чемпионы мира, команда – 1 место
2018 г. Беларусь – Абсолютные чемпионы мира, команда – 1 место

С 2013 года ФВС России стала базироваться на аэродроме Конаково в Тверской области, где спортсмены сборной организовали постоянно действующую площадку для тренировок.

Вскоре на базе аэродрома Конаково была организована круглогодичная Международная Академия вертолетного спорта – МАВС. Почему международная? Потому что наши спортсмены являются общепризнанными лидерами в вертолётном спорте и готовы делиться своим опытом и тренировать пилотов из других стран. Да и как-то неловко уже столько лет монополизировать пьедестал.



Академия специализируется на повышении лётного мастерства и полётах на спорт. Здесь работают с пилотами, у которых уже есть пилотские свидетельства и общий налёт от 100 часов.

С 2015 года на аэродроме проводятся Открытые чемпионаты России и этапы Кубка Мира по вертолётному спорту.

На данный момент здесь действуют 10 площадок для тренировок, три из которых – круглогодичные. Столько нет ни на одном другом аэродроме в мире. После введения новой структуры воздушного пространства в декабре прошлого года воздушное пространство в районе аэродрома целиком попало в класс «G», что позволило раскладывать и тренировать реальные спортивные маршруты с поиском целей.

С 2016 года на базе Академии на регулярной основе проводятся любительские соревнования по упрощенной программе – «Воздушные Следопыты». Это продолжение традиционного «Кубка Карлсона», проводившегося до 2014 года на вертолётной площадке в парке «Волен». Такие мероприятия нужны для популяризации вертолётного спорта, привлечения в спортивную тусовку новых пилотов, создания новых экипажей.


Эмблема «Воздушных Следопытов»

С мая 2017 года «Воздушные Следопыты» проводятся совместно с пилотами Вертолётного
поисково-спасательного отряда «Ангел» и спасателями из «Лиза Алерт», что позволяет лётчикам приобрести навыки участия в поисковых мероприятиях.

Для молодёжи, пока только мечтающей о небе, на аэродроме создан бесплатный воскресный кружок «Друзья авиации». Здесь ребята из 9-11 классов проходят теоретическую авиационную подготовку, регулярно летают на вертолётах с опытными пилотами, ездят на тематические экскурсии, а при желании могут выполнить самостоятельный прыжок с парашютом.


Эмулятор вертолётной ручки. Ставишь шарик в центр и, управляя наклоном платформы, пытаешься провести его по всем точкам, не уронив. Сложно до жути.

История одного аэродрома


Аэродром Конаково – очень везучий аэродром. Благодаря счастливой случайности его нашли, выкупили и восстановили. Сейчас обо всём по порядку.

Изначально этот аэродром использовался сельхозавиацией, принадлежал в советские времена совхозу-миллионеру «Конаковский» и назывался по близлежащему населённому пункту Марьино.

Затем его постигла та же участь, что и многие другие аэродромы. Его забросили.


Аэродром Конаково. Снимок со спутника, июнь 2007

Бесхозную бетонную полосу использовали для стритрейсинга и тренировок в вождении.
Полоса постепенно разрушалась. Через несколько лет здесь уже была крупнейшая несанкционированная свалка.


Аэродром Конаково. Снимок со спутника, апрель 2010

Совершенно случайно пролетавшие мимо пилоты распознали в куче мусора ВПП и договорились о её выкупе. Силами энтузиастов была убрана свалка (вывезено около 40 самосвалов мусора). Расчистили и восстановили полосу, рулёжную дорожку и перрон. Постепенно стали обустраивать территорию. И в 2011 году это был уже полноценный аэродром авиации общего назначения с асфальтобетонной ВПП длиной 400 метров.


Аэродром Конаково. Снимок со спутника, май 2013

Тем временем ФВС активно искала себе место для базирования, так как ещё с начала 90-х, не имела своей базы. А аэродром Конаково идеально подходил для вертолётов. В конце 2013 года несколькими спортсменами, членами сборной команды России, аэродром был выкуплен. На базе него была организована постоянно действующая площадка для занятий вертолётным спортом и базирования Федерации вертолётного спорта России.


Аэродром Конаково. Снимок со спутника, апрель 2017. Слева – тренировочная площадка сборной команды России по вертолётному спорту.

Сейчас здесь постоянно действуют 10 площадок для тренировок, проводятся Открытые чемпионаты России и этапы Кубка Мира по вертолётному спорту. Полоса увеличена до 600 метров. На территории построен Клубный дом с командно-диспетчерским пунктом и комментаторской кабиной. В планах – удлинение взлётно-посадочной полосы до 800 метров, реконструкция западного перрона и строительство второго ангара.


Аэродром Конаково. Снимок со спутника, май 2021. Полоса увеличена до 600 м

Очень интересно, но я не умею управлять вертолётом


Не обязательно быть пилотом, чтобы побывать в мекке вертолётного спорта России. Приехав на аэродром Конаково, можно прокатиться на вертолёте с чемпионом мира, увидеть как проходит тренировка спортсменов и даже попробовать себя в роли оператора.

Попасть «балдой» в бочку не так просто, как кажется со стороны. Но, наконец-таки попав, испытаешь детский восторг и потом ещё несколько дней будешь рассказывать об этом всем подряд. Это занятие захватывает посильнее любой компьютерной игры, проверено на себе.

Можно слетать по маршруту, например вдоль Волги. Полюбоваться местными пейзажами, увидеть с высоты колокольню затопленного Никольского собора в Калязине и торчащее из леса ухо радиотелескопа РТ-64. А ещё попробовать найти ЯК-42 №СССР-42537, припаркованный недалеко от Дубны.


Пролетая над Волгой


ЯК-42 №СССР-42537

Вокруг света за 57 дней


«Даёшь кругосветный перелёт под флагом вертолётного спорта!!!» – под таким лозунгом 17 апреля 2017 года на аэродроме Конаково был дан старт кругосветному путешествию российско-польского вертолётного экипажа под руководством Максима Сотникова. Экипаж состоял из четырёх человек: троих российских пилотов (Максима и Натальи Сотниковых, Михаила Мовшина) и одного польского (Марчин Шамборски, капитан сборной Польши по вертолётному спорту).


На маршруте. Источник: журнал «Авиация и спорт» 07/08 2018

За 57 дней, из которых 38 «полётных», они преодолели 39000 километров, совершили 90 взлётов и посадок на вертодромах по всему миру.

Вертолётное братство – это одна большая семья. Как говорят сами вертолётчики, во всём мире их так мало, что они все знакомы через два рукопожатия. Поэтому на всём маршруте путешественников встречали как близких друзей, помогали, поддерживали, иногда даже вылетали навстречу и сопровождали до аэродрома. А оставшиеся в России друзья следили за полётом в реальном времени по треку в интернете и очень переживали, когда над Атлантикой сигналы пропадали на 20 минут, а один раз даже на 40. Переживать было за что: погода лётчиков не баловала, был и туман, и шквальный ветер и опасность обледенения. Иногда приходилось несколько дней сидеть на земле и ждать погоду. Несмотря на всё это, маршрут был пройден и 13 июня путешественники приземлились на аэродроме Конаково. В истории мировой авиации это 14-я успешная вертолётная кругосветка.


Bell-407 на аэродроме Конаково

Когда будете на базе Конаково и встретите вертолёт Bell-407 с бортовым номером RA-01930, знайте, что это тот самый вертолёт, который облетел вокруг света.

А посмотреть на его маршрут можно в Клубном доме. В коридоре, увешанном афишами с
различных соревнований, висит постер с изображением маршрута и подписями друзей со всего пути следования вертолёта-путешественника.


Постер с ниткой маршрута и автографами со всего мира

Как добраться до аэродрома Конаково


На машине: аэродром находится в Конаковском районе Тверской области, в 8 км от города Конаково и в 21 км от паромной переправы через канал им. Москвы, если ехать со стороны Дубны. Координаты для навигатора: 56.633999, 36.885723

На общественном транспорте: ближайшая станция электрички – Конаково ГРЭС. Расписание на сегодня можно посмотреть здесь www.tutu.ru/rasp.php?st1=20000&st2=83410
Недалеко от вокзала находится автостанция, откуда на автобусах №102 и №112 можно доехать до остановки «Поворот на Филимоново», а дальше пройти пешком около двух километров. Но автобусы ходят редко, поэтому лучше от станции добираться на такси.


Самолётам здесь тоже рады

По воздуху:
КТА: N56.63430° E036.88592°
Наименование: Конаково
Индекс: УУЕЛ / UUEL
Частоты: Вышка 133.1 МГц «Конаково-Старт»
Контакты диспетчера-информатора: +7 (920) 194-94-15

Для самолётов имеется асфальтированная ВПП длиной 600 м, шириной 29 м.
Всегда в наличии топливо ТС-1 и 100LL

Можно арендовать ангар и остановиться в гостинице.


Очень уютный ангар.

Сайт Международной Академии вертолётного спорта

Календарь соревнований по вертолётному спорту на сайте Федерации

Бонус




Robinson R44 снаружи


Robinson R44 внутри

Источники
1. Правила вида спорта «Вертолётный спорт» от 29.11.2018
2. Журнал «Авиация и спорт» 07/08 2018
3. Приказ Министерства спорта РФ от 12 марта 2021 г. N 156 «Об утверждении программы развития вида спорта „Вертолетный спорт“ в Российской Федерации»
4. Пилот ТВ. Выпуск 20 от 24.02.2011 youtu.be/2ti8Ayd1Zqk
5. Google Планета Земля earth.google.com
6. World and Continental Helicopter Championships Rules and Regulations 2019 edition (Version 2, 12th July 2019).
7. Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищев
8. konakovo.aero

Комментарии (12)


  1. Javian
    01.09.2021 11:30
    +5

    Красивые фото. Красивое место. Но ловишь себя на мысли, что это не кипящая жизнь, а место предоставления дорогой услуги. Малая авиация в РФ задушена. Аэродромы разоряются ради застройки, хоть и в Воздушный кодекс РФ был введен запрет на отчуждение в собственность физических и юридических лиц аэродромов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, но есть способы это обойти, при молчаливом согласии транспортной прокуратуры. Сегодня пилоты-любители это очень обеспеченные люди, которые могут себе позволить вертолет, обучение, обслуживание (порядок цен очень примечателен).

    Если первоначально этот аэропорт служил вполне практическим целям колхоза-миллионера, зарабатывая деньги на сельхоз работах и бонусом осуществляя местные пассажирские перевозки. То сейчас тут "вертолётный спорт, имеет в своей основе практические задачи", которым занимаются не те, кто профессионально работает в этой области, а тот кто развлекается. Кто из этих спортсменов работает на строительно-монтажных вертолетных работах? Именно эти работы выполняются в спортивных упражнениях - например, фото "Штрафуется каждый миллиметр промаха" - это монтаж радиомачты где-то на здании, где пилот должен точно мачту совместить с её основанием.


    1. GeorgKDeft
      01.09.2021 11:59
      +2

      Ну не все пилоты обеспеченные люди... за вертолеты не скажу, но все не могу забыть случай в новосибирске

      Вот реально вертолет самодельный этому деду лучше подошел бы чем самолет. Можно было бы в тайге спрятать так что никто не найдет.


      1. Javian
        01.09.2021 14:04
        +2

        Это я и имею ввиду, что СЛА задушили. Во время летнего отдыха у меня был разговор на тему легкой авиации. Со мной делились "воспоминаниями" как с этим было легко при Украине и как это стало нелегально при РФ. Думаю понятно где и с каким местным жителем я разговаривал. Регион как лакмус показывает проблемы в РФ, на которые глаз замылился, а там пальцем показывают - "что у вас за ПЦ", считают дикостью.

        Собственно разговор был о том, что с 1980-х было много самодеятельных авиаконструкторов. Кто-то тогда построил и забросил, а были и те кто продолжал строить и на этих самолетах летал, туристов катал. Было много парапланеристов. Знакомый собеседника со своим самодельным самолетом уехал в Харьков и там спокойно зарабатывает им.


        1. taras_82
          02.09.2021 07:08
          -1

          Было много парапланеристов.

          Пока таких людей было мало, то и проблем не было. Сейчас парапланеристов много, и посмотрите статистику травмированных парапланеристов в том регионе за текущее лето, если найдете.

          Раньше в том регионе в этой сфере была анархия. Сейчас хоть какой-то порядок пытаются навести.


          1. Javian
            02.09.2021 09:59

            Судя по "site:mchs.rk.gov.ru параплан" парапланеризм закончился в 2015 году.

            Парапланерный спорт является одним из распространенных видов активного отдыха в Крыму. На полуострове существует множество клубов и школ парапланеризма

            18.08.2015
            Остальные результаты про спасательные операции с парашютистами, парапланеристами в каких-то дебрях, где они летали вдали от контролирующих глаз.


            1. JediPhilosopher
              02.09.2021 15:02
              +3

              Потому что первое правило парапланериста (да и любого СЛАшника наверное) - изо всех сил избегать внимания властей, да. И если ты при посадке на крутой склон поломался - очень желательно говорить не "я летел и упал", а "я гулял по горам, споткнулся, сорвался". Потому что любое ЛП связанное с полетами - это тут же возбуждение уголовного дела по статьям о нарушениях правил пользования воздушным пространством и лютое желание органов кого-нибудь наказать, оштрафовать или посадить. Кого угодно - пилота, руководителя полетов (если он есть), главу аэроклуба или вообще хоть кого-нибудь. Раз есть травма в воздухе - значит есть и виноватые. "Есть труп - кто-то должен сесть".

              С парапланами в Крыму там вроде сейчас новая веселуха. Одно время активный народ запаривался защитить главное место - гору Клементьева - от застройки, ради чего пробил создание заповедника там или чего-то типа того. От застройки коттеджами это спасло, но теперь возбудились экологи. Раз заповедник - значит туда нельзя заезжать на машине и нужно снести все стоящие там еще с советских времен здания аэроклубов. Из огня, да ж.пой в полымя, как говорится.


              1. Javian
                02.09.2021 16:39

                Интересная ситуация. По-моему мне в ленте на Facebook что-то проскользнуло про аэроклуб на горе Клеменьтева, но я не понял сути. Перед этим видел, что там дорогу отремонтировали "в шоссе" и активный народ шумел, что там планируется строить гостиницы и ИЖС. Думаю вполне справедливо опасались. А вот с аэроклубом это перегибы чиновников, с которыми только в суде можно бороться, но это деньги и слишком мутная юридическая ситуация там. Много желающих воспользоваться коллизиями украинского и российского законодательство.


            1. taras_82
              03.09.2021 02:31

              Мы куда-то совсем в офтоп скатились.

              Касательно парапланеристов. Еще лет десять назад - параплан был мало доступен для народа. Сейчас его каждый мимокрокодил может купить. И это плохо. Воздух шуток не любит. А плохо конкретно то, что человек, которому лом то доверить опасно, потому что сломает. Вот этот человек начинает летать. И ладно бы сам летал, переломался да и ладно. Куча геморроя спасателям, медикам, родственникам. Но это, в конце концов, его жизнь и здоровье.

              Намного хуже то, что этот чудак, с 2.5 часами налета покупает тандем и начинает пассажиров катать. Естественно, рано или поздно ломается сам и ломает пассажира.

              Поэтому лично я тремя руками за наведение порядка в этой области. А эти местные, привыкшие к анархии, пусть свои стоны себе оставят .


    1. triplebanana
      01.09.2021 14:14
      +5

      Думаю, что не открою Америки, что одной из фраз руководителя ФАВТ (оно же Росавиация) было что то типа: "Абсолютная безопасность полетов достигается тогда, когда полностью исправный самолет со всеми документами стоит на земле в ангаре". Я сам, как выходец из АОН, прекрасно знаю что там происходило крайние 15 лет - смерть ДОСААФ (привет, КАЛТУ), потом как замочили ФЛА, потом разгон единственной школы, способной готовить коммерческих пилотов - ЧелАвиа с последующим беспределом в части лишения всех выпускников пилотских свидетельств. Такие моменты, как получение СЛГ (сертификата летной годности), прыжки регулятора от регистрации типовых воздушных судов к "единичкам" и обратно, оставим за кадром. Отсутствие в России до текущего момента работающей и утвержденной программы подготовки по правилам полетов по приборам. По факту - АОН превратился в хобби для довольно обеспеченных людей, а не в массовое явление. Да, не смотря на работу в большой авиации, продолжаю подлетывать в свое удовольствие в малой (привет, Новинки и Мячково).


  1. xl0e
    03.09.2021 20:37

    А обучением там в Конаково не занимаются?


    1. serpuhovichok Автор
      05.09.2021 21:42

      Первоначальным обучением там не занимаются. Вот требования к спортсменам со страницы Академии:

      • свидетельство частного пилота установленного образца на данный вид вертолета

      • медицинское заключение (Справка ВЛЭК) II или I класса

      • действующая справка о квалификационной проверке на данный тип вертолета

      • желательно собственный вертолет, но не обязательно.


  1. Gret
    05.09.2021 21:15

    Если рассматривать такой спорт, как бизнес - идея довольно интересна. А для обслуживания авиации можно покупать продукцию нашего отечественного производителя https://pikar2000.ru/ , тут в частности изготавливают химию, которая используется в авиационной промышленности и для обслуживания авиационного транспорта.