В 2014 году я окончил Президентскую программу подготовки управленческих кадров по направлению маркетинга. Я успешно прошел все согласования, и отправился на две недели в проектно-ориентированную стажировку по Швейцарии, Германии и Франции.
Это не совсем про IT, но мои сокурсники из этой сферы после обучения стажировались в США, Китае, Японии и Европе. Каждый по своему направлению. Кроме того, мне для успешной работы в интернет-маркетинге необходимо понимать, как работают предприятия у нас, а как – «у них».

Стажировка была бесплатной. Я посетил более 20 предприятий малого и среднего бизнеса, на которые «человек с улицы» самостоятельно никогда не попадет.

Кроме бизнес-задач нашлось время и для отдыха. Поэтому мы не только получили полезные бизнес-знакомства, но и массу впечатлений от регионов, в которых побывали.

Полагаю, тем, кто ищет информацию об этой программе и зарубежных стажировках, имеет смысл почитать о моем опыте. Под катом краткий отчет и много фото.

Немного статистики:

  • Длительность поездки: 14 дней
  • 3 страны: Швейцария, Германия, Франция
  • Цель стажировки: Обмен опытом управления малым и средним бизнесом
  • География: > 14 городов Европы
  • > 20 предприятий
  • 14 участников из Пензы, Новосибирска, Н.Новгорода, Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Смоленска, Астрахани, Белгорода, Тюмени, Санкт-Петербурга.

Об организации в целом:

  • Проектно-ориентированные стажировки являются заказом Минэкономразвития. Нашу стажировку курировал институт МИРБИС.
  • Для согласования участия я разработал проект с описанием целей и задач, которые планировалось решить в результате поездки.
  • Было несколько собеседований по скайпу на русском и на английском.
  • В организации участвовало 2 стороны – отправляющая и принимающая. Со стороны России нас отправлял институт МИРБИС, с нами было 3 куратора. Взаимодействие с принимающей стороной (Edunion Rheinfelden DE в Германии и Страсбургским Университетом во Франции) делалось на лету, т.к. некоторые предприятия нам просто отказали в посещении, но в целом программа сохранила изначальный вид и цели. Все вопросы (размещение в отелях, поиск предприятий на замену отказавшихся, организация экскурсий и досуга) решались настолько оперативно, что это удивляло. Это 5+. В Швейцарии и Германии все было расписано максимально по часам. Если мы куда-то опаздывали, на посещение предприятий у нас оставалось меньше времени.

День 1




Прибыли в Цюрих, немного погуляли по городу.



После этого отправились в Базель (Швейцария). В отеле разделились по комнатам (в каждой по 2 человека). Это был лучший отель из трех, со спортзальчиком, с ванной и небольшой кухней.





Очень тихий город, мало молодежи. Цены на обед/ужин в ресторане около 30 евро. Все магазины, включая продуктовые, работают до 5-6 вечера.

День 2


Бизнес


В 9:00 выехали в замок 13-го века на лекционный день, посвященный общей характеристике региона Баден-Вюртемберг, деловому этикету, кросс-культурным различиям и тенденциям современного бизнеса. Лекцию читал Рольф Доквайлер.



Запомнился момент в лекции по управлению будущим. Анализируя состояние общества, технологий и окружающей среды в настоящем, можно генерировать идеи продуктов и услуг, которые потребуются в течение 2-3 лет. Например, кварталы и дома для одиноких людей, когда несколько человек живут в одной квартире (сразу вспоминаются современные общежития-«коливинги», которые так активно рекламируются в Москве). При этом каждый имеет свою комнату и одну общую на всех.





Отдых


Вечером мы посетили в Sole Uno. Термы в Германии. После долгой дороги из России и всех перемещений это было очень кстати. Огромный комплекс с бассейнами, солевыми пещерами, саунами, ароматическими и паровыми комнатами.


День 3


Бизнес


8:00 выезд в Кольмар (Франция) Liebherr SAS Colmar. Завод по производству строительной техники. Лекцию и экскурсию по производству проводил M. Robischung, зам. директора завода по управлению качеством продукции, англичанин, летчик. Все посещения предприятий начинались с семинара для знакомства с историей компании, принципами работы и ценностями.

Liebherr – семейное предприятие. На заводе работает уже 3-е поколение семьи.
Его основатель, конструктор г-н Либхер был участником 2-й Мировой войны, дважды ранен, спасен русскими, благодаря чему у него на всю жизнь сохранились теплые чувства к России и русским. Вернувшись в разрушенную послевоенную Германию, он создал мобильный башенный кран, который в то время получил огромную популярность.



Что интересно: почти на всех производствах есть специальные «дорожки» для посетителей, чтобы обеспечить безопасность. + на этом производстве довольно шумно, поэтому каждому выдали не только каску, но и наушники, через которые мы слушали экскурсовода.



Нас провели по всем цехам, и показали порядок сборки линейки экскаваторов, по ходу объясняя принципы работы каждого отдела. Одна из особенностей: любовь к своему делу. Человек не на своем месте долго не задержится. Все новички получают напарника и оплачиваемый период стажировки.



Отдых


После продолжительной экскурсии нас пригласили в ресторан при производстве. Осенний салат, шукрут, штрудель, несколько сортов сыра и вина. У компании есть собственные виноградники, и в вино не добавляют консерванты типа диоксида серы.



День 4


Бизнес


8:00 выезд в Нидербухзитен (Швейцария), компания Jura (сервисное подразделение по обслуживанию кофемашин). Нас принимал зам. директора М. Вайсхаупт.



Что запомнилось:

  • Компания расположена у подножия гор Jura, отсюда и название. На въезде на парковку отапливаемый (!) сейф для кофемашин, чтобы те, кто едут на работу очень рано, могли оставить утром и забрать вечером свой аппарат.
  • Прозрачные перегородки между помещением приема и отделение обслуживания. Можно пить кофе и смотреть, как проходит сервисное обслуживание кофемашин.
  • Подразделение работает в ноль и его роль – поддерживать имидж дорогой качественной марки (обслуживают даже машины, которые уже не производятся, самому старому аппарату, который в тот день находился в сервисе — 14 лет).
  • Вся информация о том, какие операции проводились, какой кофе и сколько раз варился, сколько раз меняли воду, какие были проблемы, записывается на специальном чипе в кофемашине.
  • Вся технология обслуживания отлажена так, что работа ведется в командах, и ошибка практически невозможна. На следующий этап кофемашины передаются только после окончания предыдущего.
  • Еще одна особенность: в Швейцарии нет больших предприятий. Их попросту негде строить, поэтому здесь основная идея – качество и стабильности, а не на желание быстро расти.





Отдых


В 12:30 мы выехали в Берн с небольшой экскурсией, а в 14:00 состоялось посещение Торгового представительства РФ в Швейцарии.



Основные продукты, поставляемые на Российский рынок – медицинское оборудование и высокоточные механизмы, от нас в Швейцарию – нефть, газ, и – тадам! часовые механизмы.



День 5


Бизнес


Филлинген (Германия). Центр Менеджмента.

В Центре менеджмента нас встречал Даниэль Дитрих (соуправляющий Gruppe Drei), которые на примерах компаний нашей группы (подготовился!) показал ошибки и возможности стратегических коммуникаций в современном мире.

Что запомнилось:

  • Gruppe Drei выбрали региональную нишу для работы – города с низкой активностью бизнеса. Предприятия региона не готовы к полномасштабному развитию бренда. Им нужны быстрые и эффективные решения, которые действительно работают.
  • Проблемы у компаний в плане маркетинга и стратегических коммуникаций совершенно такие же, как в России.

День 6


Переезд в Лёрах (Германия), отель Майерхоф.



Бизнес


Утром состоялась часовая лекция господина Титмана (PM) из компании Novartis о разработках новых видов лекарств и роли малых предприятий в инновационных разработках.

В 12:30 – посещение компании NOWS (север-юг-запад-восток) по производству рыбных деликатесов. О предприятии рассказывал владелец г-н Рютлин.



Что запомнилось:

  • Дикого лосося уже не существует. Во время шторма в Норвегии были разрушены прибрежные рыбные фермы, поэтому большая часть искусственно выращенного лосося ушла в океан и смешалась с диким.
  • Предприятие работает на близлежащие регионы, множество покупателей приезжает из Швейцарии. В переработке используются либо свежая рыба, либо замороженная (лосося ловят всего 2 месяца в году).
  • То, что мы обычно покупаем в магазинах — это быстрая химия за 2-3 дня. Качественная технология подразумевает около 8-10 дней подготовки: засолки, промывки, копчения и т.д.
  • Хозяин – бывший хоккеист, лично знает Обухова и Хомутова, поэтому отношение к русским тоже очень теплое.
  • Предприятие после нашего посещения закрыли на санобработку.







Отдых


Вечером я прогулялся в средневековый замок Рётельн (он долгое время был одним из крупнейших оборонительных сооружений на юго-западе Германии). По дороге через немецкие деревни было ощущение, что проходишь уровень Return to Castle Wolfenstein.К сожалению, вечером замок был уже закрыт, поэтому посмотреть получилось только снаружи.

День 7


В этот день мы совместили и отдых, и учебу.

Утром посетили местную субботнюю ярмарку.



А в 10:00 выехали в Аффольтерн (Швейцария) в Эмментальскую сырную долину.


Эта долина стала брендом региона, и превратилась из умирающей деревушки в туристическую достопримечательность. Те самые «милковские» коровки на склонах, зеленая трава и поражающие взгляд пейзажи.



Поразило умение людей договариваться. Кооперация фермеров и производителей сыра. Э то объединение ради того, чтобы выжить. Контроль кормов для животных, проверка качества на «входе» и «выходе». Так называемое, открытое производство, когда приходишь в магазин, а полы в нем – стеклянные. И видно, как привозят молоко, добавляют сыворотку, как вращаются головки сыра в производственном блоке под ногами.



На территории деревни имеется музей, в котором видно, как раньше делали сыр: котлы, приспособы для обработки молока и т.п.



Благодаря объединению фермеров и производителей, отличной «картинке», природе и контролю качества получилось популярное место, куда едут люди за 200 км на выходные.



К слову, посещаемость долины выросла с 1000 до 300 000 человек в год.





День 8


Первый выходной. Снова ходили в замок Рётельн (уже открытый), на территории которого находится ресторанчик с одной мишленовской звездой. За какое блюдо он получил свою звезду, мы так и не выяснили. Есть предположение, что за пюре с сосисками ;).









День 9


Бизнес


10:00 Выезд в Раштат (Германия) на завод концерна Даймлер (производят автомобили А класса).



Что запомнилось:

  • Те самые «дорожки» на швеллерах, по которым над производством устраивают экскурсии для гостей.
  • Логистика, организация производства и доставки от поставщиков, которые находятся на территории завода.
  • 1400 роботов 900 человек.
  • Каждые 90 секунд с конвеера выходит машина Мерседес класса А, сделанная под заказ. Компания не работает на склад.





День 10


Бизнес




7:00 Выезд в Билль (Швейцария). Шоколадная фабрика Камиль Блох.



Что запомнилось:

  • Семейное предприятие, 5-я по объему фабрика в Швейцарии
  • Работа только под заказ (бизнес-подарки) и для собственного магазина
  • Очень много ручного труда (станки при малых объемах не окупаются)
  • Единственная открытая для посещений фабрика (из-за строгих санитарных норм)
  • Нишевой продукт Ragusa, определяющий положение и известность на рынке.

14:00 – посещение мебельной компании Vitra AG с ознакомлением особенностей современного офиса и мобильных рабочих мест. Знакомство проводила архитектор Кирсен фон Дайтен.

Что запомнилось:

  • Архитектура зданий, в т.ч. производственных, каждое из которых проектировали известные дизайнеры. На фабрике есть огромные помещения. Их можно было бы построить в виде «коробок», но владельцы решили сделать комфортные блоки, которые не вводили бы в депресию работников.
  • Комфортные мобильные места для сотрудников с видом на горы. Что интересно, закрепленных рабочих мест нет. «Кто раньше встал, того и тапки». Само офисное пространство организовано так, что можно с помощью шумоизоляционных штор быстро сделать «переговорку», а кроме обычных столов и стульев есть бескаркасная мебель и пластиковые кресла-полусферы.

День 11


Бизнес


8:00 выезд в Rheinhau-Linx (Германия). Фабрика Weberhaus GmbH



Крупноблочное модульное строительство. Семейное предприятие с огромной выставочной площадкой для укрепления лояльности клиента.



Около входа на предприятие стоит первый каркасный дом, построенный более 70 лет назад. Все работы по заготовке древесины, проектированию домов и производству панелей для сборки осуществляются на этом же заводе.



Выставка домов поражает. Сами помещения спроектированы так, что в них действительно комфортно жить. Нет комнатушек 4х3 метра, высокие потолки, подключены все коммуникации, полностью готовый интерьер. Кстати, в выставочных коттеджах работают сотрудники фабрики. Рядом ресторан и парковка для гостей.





Отдых


После обеда мы выехали в Страсбург, где нам организовали обзорную экскурсию по городу.



День 12


Бизнес


Выезд в 9:10 в Консульство РФ в Страсбурге (ген. Консул Бурдин А.В.).

11:00 Посещение компании Cave Historique. Винная компания. Знакомство с историей производства.



Что запомнилось:

  • Находится на территории госпиталя, в котором лечили вином. Больным полагалось выпивать 2 литра красного вина в день
  • Огромные бочки (от 3 000 до 26 000 литров)
  • В погребе хранится вино 1472 года, самое старое из хранимых в бочках
  • Очень ограниченный объем производства.



Отдых


15:00 Выезд в Баден-Баден. Экскурсия по городу, посещение казино и терм Caracalla Therme.





День 13


Бизнес


10:00 Посещение компании по обжарке и фасовке кофе Cage Henri.



Что запомнилось:

  • Нишевое предприятие
  • Отсутствие конкурентов в регионе
  • Основной объем продаж в период Рождества и Нового года
  • Музей кофе (масса старинных предметов от «турок» до первых кофемашин)



14:00 Посещение бизнес-инкубатора SEMIA



Что запомнилось:
  • Условия размещения похожи на российские, но главная задача страсбургского бизнес-инкубатора довести продукт от стадии идеи и бизнес-плана до «упакованного» для инвесторов
  • Предприятия очень разноплановые – от микрохирургии глаза до сервисов и стартапов
  • Часть резидентов – иностранцы.



16:15 Лекция пр. Страсбургского университета Антуана Бюрета об инновациях.
Что запомнилось: данные по инновациям в России. Колоссальная разница (в худшую сторону) даже со странами «третьего мира».



Мои итоги


  • Открытость и прозрачность для покупателей, особенно в производстве
  • Организация места и времени труда, работа только на заказ, а не на склад.
  • Стремление к качеству и стабильности, а не стремительному росту.
  • Маркетинг – ненавязчивый, но везде. Любовь к красивым историям и к своим предприятиям.
  • Любовь к своему делу, и месту, где ты живешь и работаешь. Человек не на своем месте надолго не задержится
  • Симбиоз малых предприятий и крупных концернов, распределяющих и регулирующих организацию всех процессов.
  • Наличие у малых предприятий всего одного продукта из всей линейки, который определяет образ компании в умах клиентов.

Возможно, я что-то забыл. С удовольствием отвечу на вопросы в комментариях.

Комментарии (7)


  1. furtaev
    01.10.2021 12:48

    В 2014 году я окончил Президентскую программу подготовки управленческих кадров

    Долго же Вы ждали, аж с 2014 года чтобы поделиться впечатлениями о поездке!


  1. hw_store
    01.10.2021 12:53
    +1

    Что Вы почерпнули для себя как для специалиста по управлению бизнесом в России? Что применимо в наших условиях?
    (или все "фишки" пойдут только в копилку знаний на перспективу, когда Вас позовут в одну из западных компаний?)


    1. wilelf Автор
      01.10.2021 13:28
      -1

      Один из важнейших моментов: основа экономики - это именно семейный или очень небольшой бизнес. И если у нас его жмут, давят, то там - поддержка видна везде.

      У большей части компаний есть основной товар или услуга "локомотив". Узкое направление внутри региона или отрасли. Например: мы лучшие в регионе по настройке контекстной рекламы, и делаем бесплатно прогноз трафика, бюджет и лидов. А ещё мы 20 лет разрабатывали сайты, занимались поисковым продвижением и контент-маркетингом. Поэтому понимаем, как нужно подготовить ваши сайты для эффективной рекламы.


      1. hw_store
        01.10.2021 14:46
        -1

        Ну... если это и всё.... и Вы написали эту статью, чтобы прорекламировать свой бизнес - тогда посмотрите https://nclabs.ru и напишите чего-нибудь. Интересно Ваше экспертное мнение как специалиста, только наверное не по управлению бизнесом, а по поисковому продвижению и контент-маркетингу. Контакт здесь или на сайте.
        Дискутировать на тему о том, что является основой российской экономики и будет по факту являться в ближайшее десятилетие, полагаю, не относится к теме данной статьи


        1. wilelf Автор
          01.10.2021 15:03
          -1

          Если бы задачей была реклама моего бизнеса, я бы вставил ссылок, налил бы воды, описал, какие мы крутые и т.п. Предыдущий комментарий - пример того, как позиционируется малый бизнес "там".

          Есть огромные кооперативы, в которых одна компания лучше всех сверлит, а другая варит, третья упаковывает. Изделие идет от этапа к этапу по разным компаниям, а в итоге получается законченный продукт. Как в примерах с тем же Даймлером или Эмментальской долиной.


  1. AstorS1
    02.10.2021 22:31
    +1

    Скорее, похоже на "командировочный туризм". Информации о полученном опыте и применимости идей малых европейских производств в наших реалиях хочется чуть больше.


    1. wilelf Автор
      03.10.2021 08:46

      Спасибо за отзыв. Хотелось показать разнообразие предприятий. Для подробного описания придется ограничиваться всего одним