Уже некоторое время дизайнеры пользуются новой программой для векторной графики и иллюстраций — Affinity Designer. Это подробный обзор для любителей попробовать новое в работе.

Разработчики позиционируют свою программу как профессиональную. Этим обзором я хочу выяснить, потянет ли на самом деле Designer на такой статус.

intro


В качестве примера я использую иллюстрацию «Destroyer» авторства Pocketstudio

sample


Интерфейс


Что-то среднее между Пиксельматором и Иллюстратором.

Все привычно: слева панель инструментов, сверху контекстная/действия, справа панельки… не знаю, как они общим словом называются. Панельки, в общем. «Темноту» интерфейса можно настроить, но диапазон небольшой — от темно-серого до очень-темно-серого.

У программы есть три режима («персоны»): векторный режим (Draw Persona), пиксельный (Pixel Persona) и режим экспорта (Export Persona). Я опишу элементы «Tools» для каждого режима отдельно.

personas


tools-all


Общее по инструментам


Мне нравится у некоторых дизайнерских программ возможность настраивать количество и порядок элементов в панели «Tools». Такая штука есть у Пиксельматора, у Иллюстратора (там можно сделать свою панель, натаскать туда что надо, а «предустановленную» вырубить) и теперь вот у Дизайнера.

Это все находится в меню View->Customise Tools…

tools-prefs


Максимально можно сделать 8 колонок инструментов.

Инструменты перечисляю в порядке по умолчанию. В скобках клавиши выбора по умолчанию.

Инструменты «режима рисования» (Draw Persona)


1. Move Tool (v)


move-tool

Выбор/растягивание/повороты объектов. При зажатом Шифте поворот работает с шагом 15°. В принципе, больше нечего сказать. Курсор как курсор, точно такой же во всех программах есть.

2. Node Tool (a)


node-tool

Всяческие манипуляции с точками и кривыми. При наведении на точку или кривую меняет свой вид, что удобно (потому что иногда в сложных картинках случается месиво из точек и сходу не поймешь, что куда тащить). Умеет добавить точку на кривую простым кликом (в Иллюстраторе для этого надо зажать-не-помню-что-и-кликнуть или выбрать-плюс-и-кликнуть).

У инструмента есть свои действия на контекстной панели:

node-tool-actions


  • Sharp — превращает «округлую» точку в угол;
  • Smooth — делает наоборот;
  • Smart — работает как Smooth, только вроде бы как-то умно подбирает скругления и рычаги. Но как только вы потащите за рычаг, точка из «smart» превратится обратно в «smooth», так что мне не очень понятно, зачем эта третья штука нужна.

node-tool-process-1


  • Break Curve — разбивает кривую в выбранной вами точке;
  • Close Curve — закрывает выбранную кривую
  • Smooth Curve — сглаживает выбранную кривую; работает примерно как Simplify в Иллюстраторе — если много точек, убирает лишние на свое усмотрение; может и добавить точек, если ему покажется, что как-то маловато — лишь бы плавнее получился контур;
  • Join Curves — соединяет кривые в одну; это на случай, если вы рисуете контур в несколько подходов;
  • Reverse Curves — развернуть направление кривой (конец кривой отмечается красной точкой там, где вы заканчиваете ее строить); может пригодиться, если рисуете кистями, чтобы развернуть направление мазка в другую сторону.

node-tool-process-2


  • Snap to selected curves — привязка точки к другим точкам на этой же кривой;
  • Snap off-curve nodes — привязка рычага к противоположной точке (между точками получится прямая линия);
  • Snap all when dragging — не делает ничего; то ли баг, то ли надо очень внимательно и долго смотреть.

node-tool-process-3


Вообще, в группе Snap ни по иконке, ни по подсказке нельзя понять, что делает переключатель. Такая штука в интерфейсе встречается кое-где.

Есть еще внизу слева небольшая подсказка по выбору точек.

node-tool-tip


3. Corner Tool


corner-tool

Инструмент «радиус угла». Делает скругление в выбранной точке (или сразу в нескольких). И умеет выбирать точки, соответственно.

Кнопка Bake Corners превращает скругления углов в кривые:

corner-tool-process


4. Pen Tool (p)


pen-tool

Перо. Стандартный инструмент. Ставит точки, гнет кривые, при зажатом Команде работает как Node Tool.

Параметры и действия:

pen-tool-actions

  • Pen Mode — «стандартный» режим, перо работает как обычное перо в любой другой программе;
  • Smart Mode — вы просто ставите точки, где надо, а программа вроде как автоматически сама все загибает; мне ни разу не пригодился за все время пользования;
  • Polygon Mode — режим «многоугольной фигуры», без искривлений;
  • Line Mode — перо рисует прямые линии; почти как Polygon Mode, только вам нужно не просто ставить точки, а именно провести пером в нужном направлении.


5. Pencil Tool (n)


pencil-tool

Карандаш. Имеет параметр Controller — толщина линии может регулироваться пером «вакома».

Работает небольшое сглаживание, когда рисуете (т.е. делает линию плавнее, чем вы на самом деле проводите). Не умеет, как последние версии Иллюстратора, автоматически соединять точки в процессе, поэтому, если вы делаете контур в несколько подходов, потом придется склеить все разрывы, чтобы получилась цельная фигура.

pencil-join-process


6. Vector Brush Tool (b)


vectorbrush-tool

Кисть как кисть. Реагирует на нажатие (если у вас планшет), есть режимы наложения мазков, разные рисунки мазка. Одно плохо: рисунок кисти пиксельный (но в высоком разрешении) и преобразовать его в кривые нельзя, только растрировать.

vectorbrush-lines


7. Fill Tool (g)


fill-tool

Вообще-то по умолчанию это градиент, но залить можно и сплошным цветом (потому и «Fill», видимо). Есть 6 типов заливки: solid (тот самый сплошной цвет), linear, elliptical, radial, conical, bitmap (заливка картинкой-паттерном).

fill-types


У Заливки-Градиента есть две особенности:

  • приятная — может заливать несколько объектов одновременно;
  • неприятная — если поправить точку в градиенте непосредственно на холсте, сам переключается на Corner Tool; это баг программы, обещались исправить.


fill-process


8. Transparensy Tool (y)


transparency-tool

Это такой градиент, который заливает не цветом, а прозрачностью. Так же, как у градиента, можно добавлять сколько угодно точек.

9. Place Image Tool


place-tool

«Поместить изображение». Точно такая же функция есть у программ Адоби. Поместить можно не только картинку, но и .ai, .eps или .psd. Документ помещается как смарт-объект, который можно открыть тут же, отредактировать и сохранить. В общем работает здесь все точно так же, как у больших конкурентов.

10. Vector Crop Tool


crop-tool

Несмотря на то, что иконка инструмента явно про обрезку холста, это на самом деле немного не то. Vector Crop Tool — это прямоугольная маска для векторного объекта на холсте. Такого же результата можно добиться простым вложением объекта в прямоугольную фигуру (т.е. сделать из фигуры маску), поэтому я не совсем понял, зачем отдельный инструмент для этого.

11. Rectangle Tool, Ellipse Tool, Rounded Rectangle Tool (m)


shapes-tools

Прямоугольник, овал, скругленный прямоугольник. Все как у людей.

12. Heart Tool и все, что внутри


smart-shape-tool

Это «умные» фигуры: после того, как вы что-то нарисовали, можно потаскать за определенные точки и изменить какие-нибудь параметры фигуры. Параметры зависят от самой фигуры. Если кто пользовался Пиксельматорными векторными инструментами, то вот здесь такое же.

smart-shapes-process


13. Artistic Text Tool (t)


art-text-tool

Просто текст в одну строчку. Умеет делать текст по контуру кривой и, по-моему, проще в использовании, чем такой же в Иллюстраторе.

14. Frame Text Tool (t)


frame-text-tool

Все просто — обычная текстовая область. Работает как везде и ничего особенного не умеет.

15. View Tool (h)


pan-tool

Рука для перетаскивания/панорамирования. Как у всех.

16. Zoom Tool (z)


zoom-tool

Масштабирование. Работает как (если ничего не путаю) в Фотошопе: приближает/удаляет по ходу движения мыши. Не скажу, что бесполезный инструмент, но попользовался я им только в процессе написания статьи, чтобы проверить, что как. Для масштабирования мне удобнее Opt+Space и потащить мышкой.

Индикатор цветов


colors-indicator

Тут все как у всех. У меня инструменты в одну колонку, поэтому я этот индикатор никогда не вижу. По всей программе хватает где посмотреть, что каким цветом покрашено.

Инструменты «пиксельного режима» (Pixel Persona)



Вообще «пиксельная персона» — это набор минимально необходимых инструментов, чтобы добавить растровую обработку или эффекты в вашу векторную картинку. Здесь еще есть хорошие кисти.

1. Move Tool (v)


move-tool

Описывать нечего, такой же «мув тул» как в режиме рисования.

2. Инструменты выделения (m): Rectangular Marquee Tool, Elliptical Marquee Tool, Row Marquee Tool, Column Marquee Tool


marque-tools

Первые два стандартные — выделение прямоугольником, выделение овалом. Зачем вторые два, я не очень понял, поэтому рассуждать не берусь. Row Marquee Tool — рамка высотой в 1 пиксель по умолчанию и шириной на весь холст. Column Marquee Tool — рамка высотой на весь холст и шириной в 1 пиксель по умолчанию.

Выделенную область можно перетаскивать курсором, если кликнуть «внутри» нее.

3. Free hand Selection Tool (l)


lasso-tool

Это лассо. По умолчанию «свободное», с зажатым Шифтом работает как полигональное. Выделенную область можно перетаскивать курсором.

4. Selection Brush Tool (w)


selection-brush-tool

Кисть, рисующая, пардон, выделением. Работает изменение радиуса, как и у всех кистей. По умолчанию добавляет новую область, с зажатым Альтом — вычитает.

5. Pixel Tool (b)


pixel-tool

Это такой карандаш размером в один пиксель. Работает изменение размера — будет увеличиваться/уменьшаться квадратик, которым вы рисуете. Если кто пользовался — точно такой инструмент есть в Пиксельматоре.

Параметры:

pixel-tool-parameters


6. Paint Brush Tool (b)


paint-brush-tool

Кисть для рисования. Хорошо взаимодействует с планшетом — реагирует на силу нажатия, поворот, угол и все остальное. Имеет настройки прозрачности (opacity), количества краски (flow), жесткости (harness), мокрые края (wet edges), «защиту прозрачности» (protect alpha).

Параметры:

paint-brush-tool-parameters


7. Erase Brush Tool (e)


erase-tool

Резинка. Тут ничего необычного, такая есть везде.

8. Flood Fill Tool (g)


flood-tool

Заливка цветом. Есть настройка порога и заливки смежных/несмежных пикселей.

9. Dodge Brush Tool (o)


dodge-tool

Высветление. Есть настройки, как и в кистях, плюс тоновой диапазон (tonal range) и «защита оттенка» (protect hue). Думаю, всем знакомый инструмент.

Параметры:

dodge-tool-parameters


10. Burn Brush Tool (o)


burn-tool

Затемнение. Как Dodge Bush Tool, только работает наоборот.

У этих двух инструментов есть приятная особенность: предпросмотр внутри курсора, что получится после нажатия. Как в «штампе» Фотошопа, например.

11. Smudge Brush Tool


smudge-tool

Палец. Есть настройки «flow» и «strength». Палец как палец, у других такой же.

12. Blur Brush Tool


blur-tool

Размытие. Настройки как у обычной кисти.

13. Sharpen Brush Tool


sharpen-tool

Резкость. Настройки как у кисти плюс выбор режима работы (mode): clarity, unsharp mask, harsh.

sharpen-tool-mode


14. View Tool (h)


pan-tool

15. Zoom Tool (z)


zoom-tool

Пиксельные инструменты работают только с тем, что вы нарисуете. Если вставить в макет фотографию и попробовать что-нибудь поделать в пиксельном режиме инструментами, ничего не сработает. Оно и понятно: надо фотки править — идите, типа, за отдельным приложением.

Инструменты «режима экспорта» (Export Persona)


1. Slice Tool (s)


slice-tool

Рисует фрагменты для дальнейшего экспорта. Ничего необычного, работает как похожие инструменты в других программах.

Фрагмент нельзя никак скопировать: если вам нужно несколько одинаковых, придется нарисовать каждый вручную.

2. Slice Selection Tool (l)


slice-selection-tool

Похож на обычный курсор (как в предыдущих «персонах»), но на самом деле не он. Эта стрелка умеет только выбрать объект на холсте и создать вокруг него фрагмент (slice) из контекстного меню. Больше ничего.

3. View Tool (h)


pan-tool

4. Zoom Tool (z)


zoom-tool

Общее впечатление от инструментов


Минимальный набор для выживания есть, даже чуть сверху. Рисовать иллюстрации и иконки вполне хватит. Делать что-то сложное техническое (чертежи или там проекты зданий) в теории тоже можно, но наверно слишком много придется возиться вручную.

Инструменты, как мне кажется, вполне себе профессиональные, но ниша этих профессионалов немного поуже будет, чем у Иллюстратора.

В качестве бонуса я записал процесс рисования персонажа для личного проекта:



В следующий раз разберемся, как работают панельки у «Дизайнера». Не переключайтесь.

Комментарии (20)


  1. sashabeep
    05.10.2015 22:22
    +1

    Спасибо за подробный обзор!
    Лично для меня, видимо, покрываются все мои задачи, что делал в Corel Draw


  1. Lerg
    05.10.2015 22:22

    Было бы интересно сравнение этого инструмента с iDraw — более близкий конкурент.


    1. reznik_e
      06.10.2015 00:08

      Добавил в список :-)


  1. semenyakinVS
    05.10.2015 23:44

    Несколько вопросов:

    — У них есть функция выделения области рамкой и перетаскивание попавшей в рамку области (именно области, а не векторных примитивов целиком)?
    — Есть ли магнитное привязывание примитивов при рисовании?
    — Возможно ли создание шаблонов из примитивов для лёгкой подмены их содержимого? Например, создать такой шаблон для колеса машины и потом меняя шаблон — менять все колёса такого типа.

    Спрашиваю потому, в данный момент большинство 2D вещей рисую в Macromedia Flash 8 (в старом добром доадобовском редакторе). Там все перечисленные выше штуки есть, они очень удобные и именно из-за них не перелажу на другие редакторы.

    Если Affinity Designer существует под винду и умеет такие штуки — посмотрел бы, интересно. В любом случаи за статью спасибо.

    Минутка ненависти к Adobe
    Как по мне, это Adobe превратили Flash в тормознутого монстра и вообще во многом виноваты в смерти этой технологии. Купили — и слили, гады. Вот так. Возможно, ошибаюсь.


    1. reznik_e
      05.10.2015 23:57

      Под Винду нет и пока вроде бы не планируется. Что жаль, конечно — на винде дизайнерам часто приходится страдать, потому что выбрать почти не из чего. Сам помню.

      По пунктам:
      1) вы про пиксели? про точки? простите, не понял; выделение рамкой и перетаскивание того, что попало в рамку есть, но у вас, видимо, какой-то хитрый случай?
      2) есть привязывание ко всему видимому и невидимому; гибко настраивается;
      3) немного через неправильное место: рисуете колесо отдельным файлом -> сохраняете -> импортируете в основной документ -> копируете импортированное куда сколько нужно -> теперь работает как шаблон (правите одну копию — обновляются все).


      1. olegkrasnov
        06.10.2015 00:34

        У флеша особенный сорт вектора, с ним можно работать как с растром. Кроме флеша я нигде такого не видел.


      1. semenyakinVS
        06.10.2015 00:46

        Ясно. Спасибо. По пункту 1 — я имею в виду что вот вы нарисовали, например, замкнутую безьешку-линию (каплю, например). Залили её. А потом можете выделить рамкой часть этой безьешки вместе с заливкой (например, кончик капли) и перетащить куда угодно. И получите теперь две безьешке — одну в виде верхушки капли, а вторую в виде кончика капли. Во флеше часто эту возможность использую — удобно. Работаешь с вектором почти как с растром.


        1. reznik_e
          06.10.2015 08:39

          Понял. К сожалению, в Дизайнере никак.


    1. olegkrasnov
      06.10.2015 00:46

      Последний Flash Professional CC 2015 совсем плох? Мне кажется продукты Adobe с каждой версией становятся всё лучше. Например в иллюстраторе добавили графическое ускорение и на порядок увеличили зум. Работать стал действительно быстрей. Раньше он был глючный и тормозной.

      По поводу флеша, имхо проблема была не в самом флеше как технологии, а в тормознутости плеера. И да, адопь как голодная собака — пытается поглотить как можно больше кусков, но не всё успевает усвоить (Fireworks, Freehand). Надеюсь с флешем не будет та же история и он мутирует в какой-нибудь Adobe Animate.


      1. semenyakinVS
        06.10.2015 00:57

        Не знаю. 2015-ый не использовал. Был очень не доволен тормознутостью и запутанностью (на мой вкус) их редактора.

        Про флеш от Adobe говорил не только в контексте графики, но и в контексте программирования. Adobe допустил несколько грубых ошибок в разивитии Action Script. Чего только история с провалом возможности использования Flash для Unity стоила.

        Конечно, Adobe не со зла утопила Flash. Думаю, дело в том, что они больше дело с графикой имели, и когда возникла необходимость поддерживать и развивать полноценный язык программирования Action Script, они не сумели сделать это правильно.


        1. olegkrasnov
          06.10.2015 01:02

          Ну попробуйте последний флеш. Я вот боялся обновлять святую троицу (PS, AI, ID), пощупал сначала на виртуалке и не пожалел. Все нужные мне скрипты и плагины работают, Приложения летают.


  1. olegkrasnov
    06.10.2015 00:59

    Affinity Designer молодой редактор. Поэтому тормозной, глючный и малофункциональный. Но идея объединить вектор и растр — красива. Самый большой минус — OS X only (такой же как у скетча).

    Лет 10 назад был очень популярен Textmate, но появился кроссплатформенный аналог (Sublime) и где теперь текстмейт?


    1. sayber
      06.10.2015 01:27

      Помимо Sublime, сейчас еще порядка 3-4х редакторов.
      По моему всегда так было, сначала продукт выпускается под OS X, если продукт пошел в массы, то делают его и под другие платформы (в основном под windows).

      Самый наверное яркий пример в этой стези, продукция Adobe и в частности Photoshop


      1. olegkrasnov
        06.10.2015 07:00

        Адопь вовремя портировала фотошоп, чтобы не упустить рынок писи. Затем купила альдуса и макромедию, похоронив целую кучу их виндового софта и закрепив своё лидерство.

        Мне кажется в современных реалиях разумней сразу проектировать кроссплатформенное приложение. Важно понимать, что массы это 76% винды, а не 7% маков.


        1. reznik_e
          06.10.2015 08:43

          Проектировалось, видимо, на ту часть массы, у которой маков больше, чем винды :-)


        1. SilenceAndy
          06.10.2015 14:36
          +3

          Sketch и Affinity делается Mac OS X only по причине того, что всю отрисовку берет на себя Quartz 2D и разработчику редактора не нужно брать на себя огромную техническую работу по написанию рендера. У адоба на разработку их кроссплатформенного рендера ушли сотни тысяч человеко-часов, а тот же Sketch благодаря такому подходу смог выйти на рынок с очень маленькой командой разработчиков.


    1. fundorin
      07.10.2015 00:26

      В Autodesk Designer эта идея была отлично реализована, пока проект не закрыли зачем-то.


  1. kopch
    06.10.2015 10:30

    Мне ещё очень нравится функция мгновенной смены шрифта, как в Corel. В Иллюстраторе этого не хватает очень. Не нравится работа с цветами и пипетка — вообще не удобная реализация. В целом же мне нравится Дизайнер. Но он всё же больше для иллюстраторов, чем для дизайнеров. Ну вы поняли..))…


    1. reznik_e
      06.10.2015 11:27

      Рисовать картинки и иконки. На большее не годится :-)


  1. aGosh
    06.10.2015 14:47
    -1

    первое, что бросилось в глаза — это гимповские говно-иконки