The Legend of Zelda: Breath Of The Wild — это игра, которая вышла в 2017 году для консолей Nintendo Switch и Wii U. Это — игра с открытым миром, в которой можно исследовать любое место этого мира, в любом порядке. А если хотите — вы можете сразу же посетить финального босса! Игрока практически ничто не ограничивает.



Разработчики игры провели потрясающую работу по использованию её базовых механизмов, сделав так, что на прохождение этой игры нужно более 60 часов. Всё начинается с того, что персонаж оказывается в местности, которая в некотором смысле отделена от остального игрового мира. Приключения в этой местности играют роль обучалки. Для того чтобы пойти дальше, нужно пройти четыре испытания, фактически — решить небольшие головоломки. Каждая из этих головоломок знакомит игрока с новой игровой механикой и, проводя его через ряд испытаний, учит ими пользоваться. Речь идёт о следующих механиках:

Магнезис: возможность подбирать металлические предметы и управлять ими.

Стазис: возможность как бы остановить время для отдельного физического объекта. Если воздействовать на этот объект — он может набирать кинетическую энергию. Потом этот объект можно освободить.

image

Крионис: из воды можно создавать глыбы льда.

image

Бомбы: изюминка серии Legend of Zelda.

При использовании этих способностей можно проявить массу изобретательности, проходя таким образом игру. Например, с врагами можно сражаться лицом к лицу, а можно попробовать сбросить на них здоровенный камень…

image

Ещё один факт об этой игре заключается в том, что за все эти эксперименты не приносят игроку явной выгоды. Искусство игрока не даёт ему преимуществ. Можно даже пройти игру, совершенно не прибегая к подобным стратегиям, возможно, выглядящим глуповато и запутано. Но, несмотря на это, когда люди говорят об этой игре, они всегда упоминают о том — как забавно валять дурака в игровом мире.

Почему люди тратят время на то, чтобы изучать игровые механики и экспериментировать, если их за это ничем не вознаграждают? Ну, дело тут в том, что, хотите верьте, хотите нет — учиться — это, на самом деле, забавно и интересно. Правда, школы отлично умеют лишить учёбу присущего ей позитива. Представьте себе, что игрок не мог бы путешествовать по миру и самостоятельно разбираться с тем, как он устроен. Его, вместо этого, усадили бы за парту и предложили посмотреть видео. Интересно ему будет? Что если я, например, напишу учебное руководство по Breath Of The Wild? Будет оно увлекательнее самого игрового процесса?

The Legend of Zelda: Breath Of The Wild — это идеальный пример активного обучения. Чтобы пройти игру, нужно кое-что узнать и кое-что сделать. Но, помимо этого, игрок волен изучать игровой мир в своём темпе и делать всё, что ему заблагорассудится. Получается нечто вроде хорошего учебного курса.

Джесс Мартин выделил следующие 6 способностей, имеющих ключевое значение для критического мышления:

  • Планирование.
  • Когнитивная гибкость.
  • Постоянство.
  • Готовность к самокоррекции.
  • Способность концентрировать фокус внимания на целевом стимуле.
  • Поиск консенсуса.

Breath Of The Wild даёт среду для применения всех этих способностей. Когнитивная гибкость позволяет решать головоломки, применяя игровые механики новыми способами. Видеоиграм несложно добиться от игроков концентрации фокуса внимания на целевом стимуле. Постоянство — это желание снова и снова пробовать то, что не получается, даже если игровой персонаж умирает. Планирование — это стремление, в первую очередь, не погибнуть, а также — управление ограниченными ресурсами, которые есть в распоряжении игрока. А готовность к самокоррекции — это когда игрок не позволяет персонажу погибнуть точно так же, как тот погиб в прошлый раз. (Поиск консенсуса, правда, сложно реализовать в однопользовательской игре).

Видеоигры представляют собой отличное место, где люди могут совершать ошибки и при этом не подвергаться чьему-либо осуждению. Всегда можно перезапустить игру и попробовать ещё раз. А победив в особенно сложном испытании или доведя до совершенства уровень владения каким-либо навыком, игрок испытывает замечательное «чувство награды».

Мишель Дики выделяет следующие аспекты, являющиеся компонентами вовлечённого обучения:

  • Ясные цели.
  • Сложные и интересные задачи.
  • Понятные и адекватные стандарты.
  • Защита от неблагоприятных последствий при совершении первых ошибок.
  • Подтверждение результативности деятельности.
  • Взаимосвязь с другими людьми.
  • Новизна и разнообразие.
  • Возможность выбора.
  • Достоверность.

Можно видеть, что игры не только содействуют развитию критического мышления. Они ещё и включают в себя эффективные и увлекательные механизмы обучения. Breath Of The Wild подталкивает и вдохновляет игрока на исследование игрового мира, на взаимодействие с окружением (не надо носить железяки в грозу…). Игра награждает его возможностью побыть в прекрасном мире и даёт ему чувство, что он может сделать всё, чего ни пожелает.

Если бы мы могли сделать учебные классы и руководства больше похожими на видеоигры, то, возможно, мы смогли бы взрастить у учащихся новый дух креативности и воспитать у них страсть к учёбе.

image

Как вы относитесь к геймификации образования?

Комментарии (33)


  1. warlock13
    24.10.2021 14:05
    +9

    Ниачом. Рассказ про Зельду - есть, реальной попытки развернуть вопрос из заголовка (и тем более ответа на него) - нет.


  1. GospodinKolhoznik
    24.10.2021 16:30
    +2

    Мдя. Зельда это конечно Зельда, но ведь есть же среди игр гораздо лучшие примеры в плане обучения.Например такие игры: Orbiter, Europa Universalis, Capitalism.


    1. nibb13
      25.10.2021 03:21
      +3

      Ну, если Orbiter, то и Kerbal Space Program вдогонку. Там и финансовая сторона, и менеджмент (пусть и в зачаточных состояниях) Плюс "хиханьки-хаханьки", которые вытаскивают игрока из-за ненавистной "парты".


    1. Apxuej
      26.10.2021 17:10
      +1

      Я, например, подчерпнул практически все свои знания о расположении/границах стран, название их столиц, а также огромный пласт исторической информации из игры Hearts of iron 4, а не на уроках географии и истории.

      Ещё один хороший пример: мобильная игра Euclidea. Фактически пособие по начертательной геометрии для плосткости в виде игры.

      Но мне кажется современные игры всё-таки не то, что можно включать в школьную программу. Только в качестве факультатива. Во первых это требование к наличию относительно мощного железа, часто дешёвый ноутбук не подойдёт. У многих в маленьких городах и сёлах зачастую нет и этого. Можно, конечно, создать что-то вроде Stadia, только для обучающих игр, тогда нужно будет только провести везде быстрый интернет, а это тоже непростая задача, хотя и более выполнимая. Ну и опять же, даже все современные игры, которые могут заменить изучение материала в классе, покрывают только малую часть программы обучения. Т.е. для геймификации процесса обучения нужно будет создание игр, которые смогут конкурировать с другими играми за внимание детей, объяснять материал для учеников с разными возможностями к обучению, подходить для обоих полов, не сильно морально устаревать со временем. Эти требования фактически невыполнимы, для создания таких игр нужны коллективы гениев в различных областях, годы разработок, сотни миллиардов без гарантии результата.

      Ещё подумал, что с развитием технологии GPT-N получится сделать игры/программы-подсказки для написания собственной прозы и поэзии, которые со временем всё меньше и меньше вмешиваются в процесс творчества ученика.

      Или (если заглянуть в недалёкое будущее) программы для общения с ботом на иностранном языке, которые ведёт диалог интересно, т.е. обсуждает интресные темы: игры, тренды в социальных сетях, ту информацию которую он подчерпнул в общении с другими учениками класса и в тоже время подталкивает ученика к использованию разнообразных конструкций языка.


      1. DaneSoul
        26.10.2021 17:31
        +1

        Т.е. для геймификации процесса обучения нужно будет создание игр, которые смогут конкурировать с другими играми за внимание детей, объяснять материал для учеников с разными возможностями к обучению, подходить для обоих полов, не сильно морально устаревать со временем.
        Обучающим играм надо не с развлекающими играми конкурировать, а с существующими учебниками. Тогда у учеников будет выбор как изучать материал — в игровой форме, или по существующим учебникам. А стандартный контроль усвоения по итогам будет показывать что лучше работает.
        При этом не обязательно переводить в игровую форму сразу целиком. Можно постепенно вводить отдельные мини-игры по определенным темам. Какие-то темы очень хорошо для этого подходят, какие-то сложно геймифицировать, можно их изучать пока по старинке по-учебнику.


        1. Apxuej
          26.10.2021 17:57
          +2

          Ну тут думаю будет абсолютное единство мнений среди учеников - игровая форма лучше учебников. Боюсь только тогда уже эти мини-игры могут стать тем, что сейчас представляют собой учебники - скучной обязаловкой, на которую не хочется тратить время. А так да, согласен, предлагаемый Вами подход постепенного перехода к играм драматически улучшит качество обучения по сравнению с текущей ситуацией, просто потому что игры могут в точности повторять материал учебника, но одновременно обладать интерактивными элементами различной сложности. Возможно такой подход даже применим в реальном мире, в отличии от того, что предлагаю я.


          1. nibb13
            26.10.2021 19:12

            А можно шагнуть ещё дальше и попробовать превратить школу в MMORPG.


  1. bogdantarasenko
    24.10.2021 17:06
    +1

    Понравилась статья, Зельда действительно интересно ненавязчиво подталкивает к изучению мира и механик благодаря физическому движку


  1. PerseforeComplete
    24.10.2021 17:57
    +1

    Интересно, почему выбор статьи пал на Зельду, ведь она(игра) в России непопулярна, ввиду непопулярности в России Нинтендо с их конскими нерегиональными ценами


    1. Zangasta
      24.10.2021 21:00
      +1

      Редкий случай когда цена полностью оправдана --- в Зельде гейпмлея на 300+ часов. Ни до, ни после не встречал ничего подобного.


      1. Wendor
        25.10.2021 09:29

        А как же Ведьмак и Киберпанк? Проиграв в игру несколько вечеров и закончив очередной квест, ты видишь заставку игры и понимаешь - это все был лишь пролог)


        1. glycol
          25.10.2021 10:39
          +1

          Киберпанк не такой уж и длинный, после 50 часов (сюжетка и побочные миссии) там делать особо нечего. Вот Ведьмак- да.


      1. agoncharov
        25.10.2021 11:45

        Скорее около 150 часов, и это с прохождением всех храмов, что необязательно. И к этому моменту игра уже скорее всего надоест. В игре есть огромные локации, в которых нету вообще ничего. Игровых механик не так много, чтобы оправдать такой «объём» игры. Существенную часть времени нужно убивать одних и тех же мобов, которые периодически респавнятся.


      1. DaneSoul
        26.10.2021 17:33

        Ни до, ни после не встречал ничего подобного.
        Skyrim? Как раз 300 часов примерно на все квесты и сюжетные линии.


  1. MarazmDed
    25.10.2021 20:10

    Честно говоря, какую-то ерунду в статье написали. Учиться игре - не то же самое, что освоение школьной программы. С другой стороны, игры очень сильно могут помочь в учебе. Например, ребенок увлекается minecraft'ом. Ему нравится ставить всякие моды. А для этого приходится напрягать мозги и читать. В итоге добровольно и с музыкой прокачивается навык чтения у первоклашек. Точно также, прокачивается навык английского. Можно исхитриться прокачать арифметику, историю, программирование, что-нибудь еще.

    Но как быть например, с литературой? Цели предмета:

    1) Развить навык красиво говорить;

    2) Привить любовь к высококачественным произведениям, проверенным столетиями.

    Как быть с математикой, сложнее арифметики? Всякие там производные/интегралы?

    Что-то как-то не представляю.

    Согласен, школы мастерски отбивают желание учиться. Но что можно придумать, чтобы ребенок сам сел, например, за Войну и Мир?


    1. sim31r
      25.10.2021 23:51

      Можно исхитриться прокачать арифметику, историю, программирование, что-нибудь еще.

      Вспоминается игра Балди с математическими задачками )) Но польза весьма условная, на 99% развлекательного контента 1% обучающего. Для самых маленьких, на примере дочки в 2-4 года обучающие мультики весьма помогли, в изучении букв, цифр, множества оттенков и словарного запаса, типа понимания фраз "ингридиенты салата". А вот обучающие мультики типа "учимся читать" ребенок смотреть не хочет в 4 года, выбирает развлекательных поняшек на Ютубе самостоятельно, так как читать уже сложнее, чем просто смотреть за событиями.

      Производные и интегралы могут идти как дополнение к школьной программе, применение задач в физике, математике, история открытия законов. Но дети это в большинстве смотреть не будут, скажут у "меня выходной и хочу забыть школьные дела как страшный сон до понедельника".

      Например, ребенок увлекается minecraft'ом. Ему нравится ставить всякие моды. А для этого приходится напрягать мозги и читать.

      Это все же редко такое наблюдаю. Для программирования модов порог вхождения очень высок. Напрягать мозги обычно не нужно, моды ставятся парой кликов. Часто игроки впадают в замкнутый цикл по примитивной однообразной деятельности, типа построения башни 200 блоков высотой, бесконечному перемещению по миру, затрачивая на это сотни часов. Впадая в что-то вроде гипнотического транса в пестрой игре по 12 часов без перерыва.


      1. Vizmaros
        26.10.2021 13:00

        Это все же редко такое наблюдаю. Для программирования модов порог вхождения очень высок. Напрягать мозги обычно не нужно, моды ставятся парой кликов


        Ставить моды несложно, но у них довольно быстро начинаются конфликты. В случай Minecraft это не так заметно, так как большая часть модификаций добавляет свое, но есть Skyrim и The Witcher 3, где моды заменяют механики самой игры


    1. Omencast
      26.10.2021 13:00
      +2

      После вашего вопроса, я вообще задумался о необходимости изучения "Войны и мира". Что реально полезного даёт конкретно это произведение? Думаю от этого надо отходить, и станет понятно что нужно придумать чтобы ребёнок сам сел читать. У меня был похожий опыт, когда мне вообще была неинтересна физика в школе, до тех пор пока я сам не заинтересовался собрать радиоприёмник детекторный, и нужно было рассчитывать витки катушек колебательного контура по формуле. И в этот момент это было мне интересно, и сидеть за книгами и схемами было не скучно. Думаю, обучение должно двигаться в направлении интерактивности и применении на практике полученных навыков максимально быстро, чтобы детям было интересно.


      1. MarazmDed
        27.10.2021 13:39
        +1

        После вашего вопроса, я вообще задумался о необходимости изучения "Войны и мира". Что реально полезного даёт конкретно это произведение?

        А что полезного в принципе может дать художественная литература? Мне кажется сама постановка вопроса не правильна.

        И тем не менее: Школа не должна дать какие-либо навыки, которые будут полезны в жизни. Если это есть - это плюс, но не самоцель. Школа должна за 10 лет дать человеку представление обо всех достижениях человечества за всю историю с Рождения Вселенной.

        Например, геометрия вряд ли вообще понадобится большинству из нас в жизни. Зато дает кругозор. Зато дает представление о том, как устроена математика. Планиметрия вообще идеальная теория - все четко по полочкам разложено. И на примере планиметрии школьников учат, что вводятся аксиомы, а из них уже выводятся теоремы.

        Также и литература. Вряд ли большинство взахлеб читает классику. Но есть общепризнанный набор произведений, в который входит в том числе и Война и Мир. На протяжении столетий этот набор пополняется. И считается, что эти произведения наиболее качественные. Поэтому и знакомят школьников с ними. В надежде, что появится любовь к прекрасному.

        Реальность же жестоко бьет по идеальным представлениям ))) И мне понадобилось 20 лет после школы, чтобы прийти к мысли, что литература, как школьный предмет - не ненавистный блевонтин, а что-то, что необходимо школьнику.

        Вопрос же ставится: как можно изменить школьное образование (добавив геймификации), чтобы программа осталась на достаточно высоком качественном уровне (чтобы "поколение ЕГЭ" стало неактуальным) и при этом не прививала отвращение к учебе.

        Вижу две крайности: 1) Пойти по пути наименьшего сопротивления и давать детям только то, что они сами хотят и что им интересно. Очень сильно подозреваю, что 10 лет получим целое поколение ни на что не способных инфантилов.

        2) Вспомнить нормы морали 19 века. Загонять сухо знания, а если школьник брыкается и выдает свое фи - применять целебную порку до покраснения пятой точки. Считается, что такой подход в 21 веке не приемлем и школьник - тоже личность.

        Какой же промежуточный подход будет достаточно разумным?

        У меня был похожий опыт, когда мне вообще была неинтересна физика в школе, до тех пор пока я сам не заинтересовался собрать радиоприёмник детекторный, и нужно было рассчитывать витки катушек колебательного контура по формуле. И в этот момент это было мне интересно, и сидеть за книгами и схемами было не скучно

        А отчего не рассматриваете вариант, что ребенку в принципе не будет интересно. Ну там, майнкрафт, амонгас, киберпанк - пожалуйста. А вот что-нибудь попрограммировать или попаять - да ну его на фиг!

        Забить в этом случае на физику? Но тогда у нас опять же вырастет толпа инфантилов, которые будут знать всего ничего.

        Думаю, обучение должно двигаться в направлении интерактивности и применении на практике полученных навыков максимально быстро, чтобы детям было интересно.

        Для всех ли предметов это возможно? Я за такой подход. Но, например, к истории, физике, химии это легко применить. История - давайте запилим тактическую реал-тайм стратегию и расскажем о войнушках с незапамятных времен. Интересный геймплей - и можно вполне себе заинтересовать школьника тем, как оно было. Как быть с той же литературой? Переложить книгу на кино? Но это упрощение. Так любовь к книгам не привить. И взять туже физику. Можно запилить красочные ролики на ютюбе, которые будут увлекательно рассказывать о концепциях. Школьник поймет концепции, но не будет знать ни одной формулы и не сможет решить ни одной задачи. Кажется тоже не то, что нужно.


        1. Omencast
          02.11.2021 21:19

          "Также и литература. Вряд ли большинство взахлеб читает классику. Но есть общепризнанный набор произведений, в который входит в том числе и Война и Мир. На протяжении столетий этот набор пополняется. И считается, что эти произведения наиболее качественные. Поэтому и знакомят школьников с ними. В надежде, что появится любовь к прекрасному."

          - но любовь к прекрасному - это же субъективизм? Я так и не увидел в вашем комментарии, какой реально прок для общества в изучении художественной литературы. Возможно, литературу можно было бы скрестить с психологией, тогда да, детей бы учили разбираться в собственной и чужой душе, и использовали бы различные художественные романы для иллюстрации тех или иных процессов мышления и психики.
          Но чистая литература - по моему просто белиберда, это можно сравнить с тем что если бы школьники играли бы в игры на прохождение на уроках, а потом обсуждали бы сюжетки ведьмака например. Это весело и забавно, но не думаю что это даёт какие то преимущества вообще в принципе людям по жизни.


          1. inkelyad
            03.11.2021 09:18
            +1

            и использовали бы различные художественные романы для иллюстрации тех или иных процессов мышления и психики.

            Я не согласен. Давно пора учить, что вот это все, что в художественной литературе — это про придуманных людей с придуманными мыслями в придуманном мире. А то, что показанные модели как-то с реальностью совпадают — это еще доказать надо. Всякие мемуары и 'по реальным событиям' хотя бы брать надо. Да и то с осторожностью.


            А то у нас что-то постоянно чьи-то фантазии с реальностью путают.


          1. MarazmDed
            09.11.2021 20:19

            но любовь к прекрасному - это же субъективизм?

            Видимо вы про поговорку "о вкусах не спорят". Да, не спорят. Но посмотрите фильм "Идиотократия". Хотите такого будущего своим детям?

            Несмотря на то, что художественный вкус - дело субъективное, есть устоявшийся набор классических произведений, прошедших сквозь века. Именно с этими произведениями и предлагается знакомить учеников.

            Все ли ученикам должно понравиться? Думаю, нет. Но именно в этом и цель - привить хороший вкус.

            Я так и не увидел в вашем комментарии, какой реально прок для общества в изучении художественной литературы.

            Вы ищете практическую цель. А я призываю этого не делать. Никакого прока для общества. С ПРАКТИЧЕСКОЙ стороны.

            Но вполне осязаемый прок, если не искать практический смысл. Художественная литература развивает навык красиво говорить, тренирует память, тренирует думалку, призывает подумать над человеческими отношениями.

            Возможно, литературу можно было бы скрестить с психологией

            Не нужно этого делать. У них разные цели и задачи, хотя и в чем-то пересекающиеся. А вот добавить в школьную программу и политологию и психологию - было бы не плохо.

            Вообще, на мой вкус, я бы выпилил все непрофильные предметы из ВУЗов и переместил весь общенаучный и общекультурный блок в школу, расширив при этом срок обучения в старшей школе. Чтобы были не 10-11 классы, а 10-13 классы, а в техникумах/ВУЗах - исключительно спец. подготовка по специальности, с сокращением срока обучения.

            это можно сравнить с тем что если бы школьники играли бы в игры на прохождение на уроках, а потом обсуждали бы сюжетки ведьмака например.

            А почему бы и нет? Я думаю в этом есть офигенный практический смысл. Точно такой же, как от литературы. Но есть нюанс: не ведьмака изучать, а игры, которые несут какую-нибудь художественную ценность. И эту художественную ценность раскрыть и показать. И не только игры, еще и фильмы. Но нужно поискать произведения (которые именно можно назвать произведениями, а не продуктами), которые пройдут через века. Из фильмов я спокойно могу предложить Кавказскую пленницу, 12 стульев, Кин-Дза-Дза и многое другое. Из игр - ничего на ум не приходит. В того же Ведьмака детки с удовольствием будут резаться без всякой школы, ну и без лишней рефлексии.

            что это даёт какие то преимущества вообще в принципе людям по жизни.

            Да хотя бы поддержать светскую беседу перед дамами. Да и гуманизм и человеколююбие сами по себе не появятся. А общество без "этой всей шелухи" мы вполне себе видим - наслаждайтесь. Раз в полгода какие-то долбанавты идут отстреливать детей. Потому что в котелке какие-то суровые тараканы.


      1. yorgo
        27.10.2021 13:51

        "Война и мир" сильна объединением в одно целое большого количества хорошо прописанных классических типажей и сюжетных линий раскрывающихся в разных контекстах. Своего рода библия человеческих отношений.


    1. WQS100
      26.10.2021 13:00
      +3

      Но что можно придумать, чтобы ребенок сам сел, например, за Войну и Мир?

      Возможно выскажу крамольную мысль, но надо ли вообще сажать ребёнка именно за Войну и Мир? Мне всегда казалось, что одна из основных задач литературы как предмета -- это развитие способности размышлять над произведением, проводить его анализ, выискивать смыслы и т.п., и я думаю, что этой в задаче можно было бы добиться большего успеха, если поместить в программу те произведения, которые вызывали бы больший интерес у учеников. Конечно, можно и сейчас найти людей, которые с удовольствием читали Войну и Мир в школе, но мне кажется, что в общей массе (и даже если ограничиться теми, кто любит читать, но необязательно классику) их число будет невелико.


      1. Lizardinius
        31.10.2021 17:14
        +1

        Я вообще мало понимаю, зачем такой сильный упор именно на русскую класику, она же ужасно унылая, бытовуха на бытовухе войной погоняемая. Я класса до 8 буквально ненавидел книги из-за литературы, а потом посмотрел сериал один, пошёл читать первоисточник и с тех пор читаю довольно активно, может то что я читаю и не самое качественное из того, что может предложить мировая литература, но почитать что-то интересное и качественное уже не проблема, как раньше.
        Войну и Мир я не смог переварить дальше 1,5 томов, хотя в тот момент я как раз читал вообще всё свободное время (как раз пик интереса к книгам в моей жизни). Более того, я помню из всех уроков по ВиМ только пару моментов и то, как учитель тарахтела про дуб не переставая. И да, родители всегда заставляли меня читать как минимум половину книг необходимых по программе, что ещё больше усиливало мою ненависть к книгам в целом, хотя иногда попадалось что-то неплохое, но очень редко, чтобы изменить отношение к предмету, да и такая редкость вообще не попадалась до 7 класса, пока в самой древности ковырялись да бесконечных стихах (что является отдельным разговором, но они хотя бы память тренируют).

        Для справки: закончил школу 7 лет назад.


        1. MarazmDed
          01.11.2021 01:57

          Я вообще мало понимаю, зачем такой сильный упор именно на русскую класику

          Не знаю, зачем упор на русскую классику. Посыл был в том, что:

          1) Задача школы - дать ученику кругозор. Познакомить ученика с накопленными достижениями всего человечества за всю мировую историю. Не полезно/бесполезно, не интересно/неинтересно. Дать все. По определению понятно, что поскольку объем знаний чрезвычайно огромный, а срок обучения крайне мал - всего 10 лет, то за эти 10 лет получится дать лишь краткую выжимку. А дальше уже повзрослевший человек сам сможет сориентироваться, куда копать. И в этом смысле, русская классика (равно как и английская классика и вообще, вся мировая литература) - это просто один из разделов знаний. Обязательный для изучения.

          Школа своими методами легко и непринужденно отбивает желание учиться вообще. Вы смогли переварить 1.5 тома войны и мира, я в свое время переварил первые пол страницы первого тома. Т.е. в моем случае школа со своей задачей не справилась с огромным треском. Другое дело, что спустя 20 лет, начинает доходить смысл, и появляется ощущение, что что-то важное я упустил.

          2) Учить только то, что интересно в корне не правильно. Ну, не знаю, можете себе представить хорошего врача, который вдруг решил, что химия ему не интересна и он ее не учил. Я бы побоялся.

          3) Геймификация очень полезна в части повернуться к ученику лицом. Но есть сомнения, что это "золотая пуля". Да, можно исхитриться, и извлечь пользу при изучении определенных предметов. Но, при изучении других предметов польза от геймификации выглядит сомнительной. (И вот тут как раз в качестве примера и была литература с Войной и Миром).

          Короче, если бы статья называлась "почему игры - хорошие ПОМОЩНИКИ учителям" - точнее отражало бы реальное положение дел. Или другой вариант - я не вижу вменяемого решения проблемы. Тогда было бы интересно обсудить.


          1. Lizardinius
            01.11.2021 07:09

            1) Задача школы — дать ученику кругозор.

            Это конечно было бы хорошо, если было бы правдой. Если бы школа просто кругозор расширяла, то не нужны были бы оценки и экзамены, кругозор будет расширяться даже если ученик просто стены глазами сверлит все 11 лет и в пол уха слушает бубнёж учителя. Школа является частью обучающей цепочки, ведущей к научной степени, кто-то может раньше выйти, кто-то позже, но это явно не просто «расширение кругозора».
            2) Учить только то, что интересно в корне не правильно.

            Учить то, что не интересно и вызывает отвращение к предмету обучения тоже не правильно. Учить нужно не интересному, а чтобы вызвать интерес или хотя бы не вызывать отвращения, чего можно достичь добавлением интересных вещей на ранней стадии например. Для литературы, один из способов увеличения интереса — разнообразить репертуар, а то когда начинается интересная программа, книги и сам предмет клеймятся как бесполезный мусор и автоматически фильтруются мозгом.
            Геймификация — один из способов добавления интересностей, хотя это будет зависеть от конечного исполнения, но как дополнение к другим способам вероятно неплохо.
            Я конечно понимаю, что сделать хорошо всем сразу нельзя, но сделать всем «ok» думаю возможно, было бы желание у тех кто этим занимается.


            1. MarazmDed
              02.11.2021 22:46

              Это конечно было бы хорошо, если было бы правдой.

              Почему это должно быть не правдой? Можно обратиться к любому источнику и прочитать. Давайте обратимся к закону об образовании, ст. 66, п.2:

              Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

              Т.е., если совсем кратко - познакомить с основными достижениями человечества.

              Если бы школа просто кругозор расширяла, то не нужны были бы оценки и экзамены

              Не понимаю, откуда это следует? И нет, если ничего не слушать, то кругозор не расширится. Плюс, есть профессиональное образование. Любая образовательная ступень опирается на предыдущую. Поступая в ВУЗ, студент обязан знать школьную программу. Есть входящие требования по математике, физике и т.д.

              Закрепляется образовательный стандарт. Человек прошел школу - значит обладает перечисленными знаниями, навыками, умениями и т. д.

              Другое дело, что школа не выполняет своих задач. И школа напрочь отбивает интерес к наукам и т.д. Да, это проблема и это надо решать.

              Школа является частью обучающей цепочки, ведущей к научной степени, кто-то может раньше выйти, кто-то позже, но это явно не просто «расширение кругозора».

              Ест школьные предметы, которые ни коим образом не ведут к ученой степени. Например, изобразительное искусство, литература, физкультура. Ну, и т.д.

              И эти предметы являются частью образовательной программы. Другие предметы, например, география, физика, химия - понадобятся в жизни далеко не всем. Зачем будущему артисту химия? Зачем будущему врачу изобразительное искусство? Зачем швее география?

              Вот у этих самых ненужных будущему специалисту предметов нет какого-либо смысла. Они.... просто расширяют кругозор.

              И в целом, если относиться к школе, как к расширению кругозора, то сразу же пропадают ненужные предметы. Каждый предмет приближает ученика к цели - впитать краткие основы достижений человечества.

              И опять повторюсь, на практике это, увы, не работает. Может как раз в этом направлении и нужно мотивировать учеников? Чтобы не искали смысл и не настраивали себя на то, что, литература, например, не нужный предмет?

              Учить то, что не интересно и вызывает отвращение к предмету обучения тоже не правильно.

              Вы спокойно и не принужденно в любой школе найдете целый класс учеников, которым не интересно вообще ничего. Любой предмет вызывает отвращение. И что? Оставить их в покое?

              С другой стороны, вот есть, например, сопромат. От многих слышу, что редкая нудятина. Ну давайте выпускать специалистов без знания краеугольной дисциплины?

              Категорически не согласен с вашим утверждением. Учить нужно тому, что отвечает целям и задачам обучения. Интересно/неинтересно - должно быть в ведении учителя, учебных техник (вроде геймификации), но не в рамках выработки образовательных программ.

              или хотя бы не вызывать отвращения

              Кажется, в этом ведущую роль играет учитель. Что же с ними делать? У учителя дерьмовый характер, дерьмовое настроение, невзлюбил ученика - все, приплыли. На протяжении всего курса будет борьба.

              Как защитить учеников от вредных/плохих учителей? Как защитить учителей от трудных учеников? Современные детки спокойно могут послать учителя на 3 советских буквы и учитель не имеет права ничего с этим поделать. А урок будет сорван.

              один из способов увеличения интереса — разнообразить репертуар, а то когда начинается интересная программа, книги и сам предмет клеймятся как бесполезный мусор и автоматически фильтруются мозгом.

              А как это сделать? Например, мне безумно интересна фантастика. Особенно научная. Мне нравится фэнтези. А вот супругу интересуют только любовные романы, которые у меня вызывают блевантин. Ну у детей-то тоже самое. Кому-то нравится остров сокровищ, кому-то - простоквашино, кому-то - вообще ничего не нравится.

              Я конечно понимаю, что сделать хорошо всем сразу нельзя, но сделать всем «ok» думаю возможно, было бы желание у тех кто этим занимается.

              Радует ваш оптимизм )


    1. DaneSoul
      26.10.2021 13:41
      +2

      2) Привить любовь к высококачественным произведениям, проверенным столетиями.
      Только вот литература, как школьный предмет, фактически делает ровно противоположное: после изнасилования школьников изучением классики у многих появляется стойкое отвращение к художественной литературе вообще.
      Сильно сомневаюсь, что изучаемая в школе классика изначально писалась авторами с ориентацией на подростковый возраст.


    1. inkelyad
      26.10.2021 18:11
      +1

      Развить навык красиво говорить;

      Цель старательно устаревает. Сейчас надо учить понятно (т.е. доносить то, что хотел сказать) говорить и писать. А так же навык отфильтровывать всю красоту и оставлять смысл.


      А красиво, особенно писать — нейросетки уже умеют. Заряжай GPT-(какая-там у нас сейчас) и анализаторы стиля — и получишь гладкий текст любой нужной 'художественности'.


    1. Roma_KEK
      27.10.2021 12:08
      +1

      По поводу minecraft хочу рассказать свою историю. Я начал играть в него в школе, по моему в 2010 году. Тогда там уже была такая вещь как "Красная пыль". Она, фактически, выполняет роль проводов и позволяет реализовывать различные механизмы. Первым моим проектом по автоматизации стала дверь из поршней, которые двигают блоки. Позже были разные автоматические сборщики урожая, транспортные цепи, карты на прохождение с ловушками с посчитанными таймингами, скрипты в конце концов. Затем я начал разбираться как запустить сервер и это было первыми шагами в знакомстве с работой сетей.

      Сейчас я инженер по автоматике не в последнюю очередь благодаря minecraft. Знания из него, безусловно, бесполезные в моей работе, но он дал толчок к развитию. Именно благодаря minecraft'у моя голова начала развиваться потому что он показал, что думать бывает интересно. Школа так и не смогла мне этого показать.


      1. Vizmaros
        27.10.2021 12:24

        Знания из него, безусловно, бесполезные в моей работе

        Вполне полезные, навык проектирования проектов к примеру

        Еще есть Factorio, где автоматизация является центральной идеей и мод Create для Minecraft


    1. SquareRootOfZero
      01.11.2021 09:42

      Но что можно придумать, чтобы ребенок сам сел, например, за Войну и Мир?

      Перевести «Войну и Мир» в формат фейсбуков, твитов и тиктоков.

      Пользователь Князь Василий присоединился к группе «Салон Анны Павловны».
      Анна Павловна: Eh bien, mon prince. Gênes et Lucques ne sont plus que des apanages…
      Князь Василий: Dieu, quelle virulente sortie!

      Долли: Что это? это?
      Стива: :-)
      Пользователь Долли вышел из комнаты.
      Пользователь Кучер вышел из группы «Дом Облонских».
      Пользователь Кухарка вышел из группы «Дом Облонских».
      Группа «Дом Облонских» изменила статус на «Всё смешалось...»