Эта история началась, когда «деревья ещё были маленькими, рожь колосилась, а я ходил пешком под стол». Хотя нет, вру, это было гораздо позднее, а конкретно, эта история приключилась в начале 2010-х годов.

Сидели мы как-то с товарищем, сидели, думали и понимали, что душа требует некоего стартапа. Перепробовали массу всего, и тут резко, как Эврика, вспыхнула лампочка в голове: надо что-то придумать такое, что привязано к размерам нашей страны!

Быстро мысли начали развиваться в этом направлении, и продолжили логическую цепочку: так как наша страна достаточно большая, процесс перемещения по ней занимает существенное время. Люди, вынужденные перемещаться, испытывают скуку и пытаются «убить» свободное время тем или иным способом. Кто-то применяет разнообразные «телепорты» (отрицательно сказывающиеся на печени), кто-то разгадывает кроссворды или читает книжки. Но всё это довольно скучное времяпрепровождение, и времени в пути остаётся ещё довольно много.

И мы подумали вот о чём: кроме самолёта и поезда, большое количество людей пользуется обычными рейсовыми автобусами! Несмотря на то что в данный момент, такой способ перемещения кажется слегка устаревшим и странноватым, он пользуется достаточной популярностью у широких слоёв населения.

Мы начали анализировать, а ли много народу перемещаются таким способом? И выяснили, что только из Москвы ежедневно стартует более 60 автобусов в разных направлениях! (примечание: на момент 2011 года, пользуясь услугами маленьких частных транспортных компаний).

Мысль начала лихорадочно работать далее: а чем можно было бы занять такую массу народа, едущих достаточно долго, запертых в тесном пространстве автобусов? Телевидение!

Кстати сказать, эта мысль не является такой уж уникальной, старшее поколение, наверное, вспомнит экскурсионные автобусы, на южных курортах, снабжённые в обязательном порядке телевизором. Автор этой статьи ещё застал это время, объехав с экскурсиями ряд курортов Кавказа, в детстве, в районе 1985-1987 годов.

И мы начали дальше думать в этом направлении. ОК, телевидение. А каким образом можно было бы обеспечить стабильную передачу сигнала, в движущемся автобусе? Поставить обычную антенну? Вряд ли это сыграет существенную роль, так как даже при стационарном её расположении, сигнал зачастую оставляет желать лучшего. Кроме того, в те времена ещё не было цифрового вещания, и сигнал телевидения был аналоговым. Развлекать людей с помощью картинки, которая постоянно прерывается помехами — так себе затея…

Начали копать в сторону интернета. Может быть, можно будет передавать сигнал телевидения через интернет? К сожалению, в то время широкополосный доступ был очень слабо развит, и только одна компания, название которой оканчивается на… С, предлагала такой тариф. И то, он был довольно ограниченным, включал в себя порядка 15 ГБ переданных данных. Кроме того, не было никакой уверенности в том, что качество интернета будет стабильным на всём протяжении пути следования автобусов. Однако, эту возможность мы отметили для себя и решили её проверить при случае (что и было проделано далее).

В ходе мозгового штурма мы пришли к пониманию, что нужен спутниковый сигнал. Никто из нас никогда до этого не имел отношения к спутниковому приёму, и даже не знал, каким образом можно установить спутниковую тарелку на движущийся транспорт. Изначально это казалось достаточно странной затеей, потому что было совершенно непонятно, каким образом можно поместить на автобус большую спутниковую тарелку, которая будет испытывать существенное сопротивление воздуха, во время движения…

Тем не менее, после анализа ситуации, удалось найти информацию, что большинство движущихся транспортных средств, испытывающих потребность в спутниковом сигнале (в частности, морские суда), — используют спутниковые тарелки с активным слежением за спутником. Выглядят они обычно примерно как-то так:


Источник картинки: www.amateur-radio-wiki.net

Такого рода тарелки позволяют судам постоянно быть настроенными на спутник, даже несмотря на постоянную качку. Такого рода системы используются обычно не только для телевидения, но и для осуществления радиосвязи. Попутно стоит отметить, что, несмотря на кажущиеся более сложные условия работы, связанные с волнением моря, ситуация облегчается тем, что вокруг судна простираются открытые морские просторы, которые не мешают сигналу (как здания в городе, например).

Устроена такого рода тарелка обычно следующим образом: небольшой, О-образный рефлектор, положенный набок, может вращаться по вертикали, и отклоняться по горизонтали. Скорость движения достаточно высокая (среднее время настройки на сигнал, с нуля, после включения питания, не превышает 3-6 секунд). Сверху вся эта конструкция закрыта радиопрозрачным кожухом, который облегчает обтекание всей конструкции воздухом при движении, а также защищает от атмосферных воздействий.

К сожалению, как удалось выяснить, подобного рода тарелки стоят достаточно недёшево, так как являются достаточно узкоспециализированным оборудованием.

Мы начали думать, неужели всё так глухо, и приобрести по сходной цене подобного рода оборудование не удастся? Пытались найти с рук в России, но это оказалась очень глухая затея.
С этим сложно было смириться, и мы начали искать такие тарелки на Amazon и eBay. И как ни странно, нашли! А дело оказалось в следующем: оказывается, в Америке подобные тарелки достаточно широко распространены. Обрадованные, мы заказали одну такую тарелку с eBay, а пока она едет к нам, стали думать над остальной частью (приехала кстати достаточно быстро, доставка из Америки в Россию заняла порядка месяца, несмотря на достаточно немаленький размер тарелки, что-то около 60 см в диаметре и 40 см высоту, если правильно помню).

Кстати, наверняка у многих возникнет вопрос, а совместима ли она с нашими стандартами телевидения? Да, она совместима, если брать тарелку стандарта PAL/SECAM:


Вид тарелки, когда она только приехала («unboxing» так сказать)

И немного «унутренностей»:






Тут стоит сделать небольшое отступление, в процессе поиска тарелок мы нашли один абсолютно удивительно образец, который представляет собой плоскую спутниковую «тарелку», которая в виде плоской пластины укладывается на крышу транспортного средства. Несмотря на такую компоновку, она отлично принимает сигнал. Она привлекает своим «сверхнизким профилем», если можно так сказать. Это спутниковая тарелка с технологией АФАР, то есть тарелка с активной фазированной антенной решеткой. Так сказать, «военные технологии на службе общества». Однако, из-за её цены, этот вариант нам не подошёл:


Источник картинок: www.crutchfield.com

Источник картинки: www.marine.com

Однако вернёмся к нашему повествованию. Продолжая размышлять над аппаратной частью, пока едет тарелка, мы пришли к выводу, что надо использовать стандартные комплекты спутникового телевидения. То есть, взять ресивер от комплекта спутникового телевидения, после чего его подключить к самонаводящейся тарелке. И подобный комплект был закуплен.

Размышляя над дальнейшей конфигурацией системы, мы пришли к тому, что она должна представлять собой следующее:

  • спутниковая тарелка с самонаведением, установленная на крышу автобуса;
  • сигнал, идущий от тарелки, делится с помощью делителей на необходимое количество ресиверов (так как каждый ресивер, в каждый момент времени – может быть настроен только на прием 1 канала);
  • от 5 до 10 ресиверов, каждый из которых настроен на определённый канал;
  • перед каждым зрителем устанавливается небольшой телевизор, вмонтированный в спинку кресла, сидящего впереди пассажира;
  • просмотр передачи осуществляется с помощью переключения каналов, нажатием кнопок на корпусе телевизора;
  • прослушивание звука осуществляется с помощью дешёвых китайских наушников – вкладышей (стоимостью до 100 рублей), которые выдаются с помощью специального диспенсера наушников, расположенного неподалёку от водителя, и срабатывающего после отправки SMS с кодом, на номер диспенсера ( да, да, в те годы смартфоны ещё только начинали своё распространение, и другие способы оплаты товара решили пока не применять). Наушники отдаются пассажиру навсегда, фактически продаются. Почему так: рассматривали и вариант наушников, прикрепленных с помощью мощного троса к креслу. Однако, изготовив ряд прототипов, решили отказаться от такого способа, так как наушники всё-таки являются средством личного пользования и гигиена здесь не на последнем месте. Многим может быть просто неприятно, надевать наушники, которые до тебя надевал непонятно кто. Кроме того, во весь рост, встаёт вопрос и вандализма: наверняка наушники будут разломаны за весьма короткое время.

Наверняка, после прочтения этого списка у читателя возникнет ряд вопросов, которые я постараюсь предвосхитить. При любом проектировании подобной общедоступной системы в полный рост встают вопросы вандализма и защиты от него. Как можно было увидеть выше, для защиты наушников мы использовали просто их продажу каждому конкретному зрителю. Для защиты же мониторов от вандализма, планировалась их установка заподлицо в каждое сиденье, а экран монитора был защищён оргстеклом толщиной в 1 см. Был изготовлен целый ряд прототипов, для установки на один автобус. Вся квартира была завалена ящиками с телевизорами, ресиверами, вырезанными лазером из оргстекла бронированными стёклами и т.п… В общем, воцарился бардак в хорошем смысле этого слова :-)

Говоря далее, об аппаратной архитектуре и логике работы системы, она в нашем понимании она должна была выглядеть следующим образом:

Электропитание всех мониторов по умолчанию централизованно выключено. Пользователь, желающий начать просмотр передач, отправляет SMS сообщение, в котором содержится номер автобуса, номер его места в автобусе, а также время, на которое он хочет включить монитор.

Номер, куда отправлять SMS-сообщение, написан на каждом сидении, над монитором.
Этот номер является номером симки, которая вставлена в блок GPRS-шилд для Arduino. Сам шилд, вместе с Arduino установлен неподалёку от водителя.

Arduino, получив SMS-сообщение, перенаправляет эти данные + номер абонента на найденный нами шлюз в интернете, который позволяет принимать оплату посредством sms.

Шлюз отправляет абоненту, который желает начать просмотр телевидения эсэмэску, А где испрашивается его согласие на снятие средств. Абонент отправляет цифру «1» в ответном SMS-сообщении. После чего, с него снимаются средства, и шлюз отправляет SMS-ку об удачной оплате, на номер GPRS-шилда Arduino. Получив сообщение об удачной оплате, Arduino включает электропитание у указанного монитора. После чего абонент может начать просмотр, в течение оплаченного периода времени.

SMS шлюз за свои услуги берёт плату, которая является не особо большой и не сильно влияет на рентабельность. Примерно, таким образом, была построена система приёма оплаты от клиентов. Плюс такой системы заключается в том, что нет необходимости в инкассации каких-либо средств, аккумулирующихся у водителя (попутно исключается возможность воровства средств — водителем или возникновения дебиторской задолженности, — если с некой периодичностью запрашивать заработанные средства у компании-перевозчика).


Логика работы системы приема платежей, с помощью SMS

Кроме того, на Arduino возложена ещё задача первоначальной настройки ресиверов на нужный канал. Совершенно случайно, в процессе сборки прототипов было выявлено, что спутниковые ресиверы при первичном включении в сеть, не восстанавливают настройку на последний просматриваемый клиентом канал. В связи с чем была собрана система, которая объединяла в себе Arduino, relay shield (специальная плата расширения с большим количеством реле на ней), спутниковые ресиверы, пульты управления от них.


Relay shield для Arduino

Пульты дистанционного управления были разобраны, к контактам кнопок припаяны проводки, которые затем подсоединены к ряду реле. При появлении первичного питания на Arduino, микроконтроллер в определённом порядке, с определёнными паузами нажимал на кнопки ИК-пультов дистанционного управления ресиверов, таким образом, что каждый ресивер был в итоге настроен на нужный канал. Выглядело это всё ужасно колхозно (фото не сохранилось, к сожалению), но тем не менее работало! :-)


Аппаратная архитектура системы (для 1 автобуса)

Читая эти строки, мне сейчас самому становится смешно, насколько это всё было просто! Но для меня даже такое было сложно на тот момент…

После того как были готовы первые прототипы, мы договорились о встрече с топ-менеджментом одной из таких небольших компаний, провели встречу, и они согласились с нами сотрудничать!

Теперь, когда вся предварительная работа была проведена, требовалось собственно провести «проверку системы боем» — а работает ли она вообще в реальной жизни?

Для этого я на работе взял отпуск, у товарища отпуск уже был плановый. Мы установили на легковой автомобиль приятеля спутниковую антенну, уже пришедшую на тот момент с Америки, несколько ресиверов, я взял в руки монитор и занял место рядом с водителем.

Мы решили прокатиться по пути следования одного из рейсовых автобусов, а конкретно от Москвы до Ростова-на-Дону. На работе я естественно сказал, что «беру отпуск, чтобы передохнуть». Знали бы мои коллеги, какими странными делами я буду заниматься в отпуске! Никогда бы не догадались! :-))) И мы, как поётся в песне, «и поехали помчались утром ранним»…

Да себя поставили задачу максимум: проверить работу HD-каналов телевидения на протяжении всего пути следования автобуса.

В ходе проверки было выявлено следующее: несмотря на свои достаточно немаленькие размеры, спутниковая тарелка постоянно теряет сигнал. Это связано с тем (дальнейшая информация может быть несколько неточной), что в тех странах, в которых эти спутниковые тарелки широко распространены,- Европе и США, спутник находится практически над головой и достаточно даже небольшой тарелки для обеспечения устойчивого сигнала. Из России же спутник видится практически над горизонтом:

image
Карта покрытия спутника EUTELSAT 36B (источник картинки: www.eutelsat.com)

Что приводит к тому, что даже малейшие складки земной поверхности, лесные массивы, высокие здания в городах прерывают сигнал. Справедливости ради стоит отметить, что этот прием достаточно быстро восстанавливается, при появлении (спасибо скоростной тарелке). Однако всё равно это очень сильно нервирует, когда ты смотришь фильм и он резко прерывается.

Проехав по всему пути следования от Москвы до Ростова-на-Дону и далее до Чёрного моря, мимо Сочи и обратно в Москву, можно сказать следующее: HD сигнал постоянно прерывался, и стабильная картинка была только на равнинах. Но всё равно это было достаточно занятное зрелище, когда ты в сумерках едешь по России, вокруг тебя окружают летние южные равнины до горизонта, солнце садится, закат, а ты смотришь фильмы, новости (О_о) на ходу и переключаешь каналы в режиме HD. Очень странные и необычные ощущения!

Что касается стабильности мобильной связи, как мы и планировали, мы протестировали её на всём протяжении пути и вердикт следующий: скорость интернет-соединения периодически падала аж до GPRS или пропадала вовсе (не забываем, на дворе – начало 2010-х годов). Не знаю как сейчас обстоит ситуация, но на тот момент, даже федеральные трассы не были покрыты полностью высокоскоростным интернетом.

Кстати, тогда же была выявлена интересная зависимость,- некоторые каналы обладали сигналом гораздо более большой мощности по сравнению с другими. То есть, сигнал некоторых каналов «держался как пришитый» в течение продолжительного периода времени, тогда как для других каналов было достаточно небольших складок местности, чтобы прервать сигнал.

Я могу, конечно, ошибаться, но как мне удалось тогда выяснить, всё дело в транспондерах на спутниках (количестве приемопередатчиков, арендованных спутниковой компанией). То есть, видимо, некоторые каналы обладают большим количеством арендованных приемопередатчиков на спутнике, что позволяет им передавать сигнал большей силы и «разрешающей способности» — если можно так выразиться. То есть некоторые каналы передают в качестве HD, другие в обычном качестве. Но в данном вопросе я не являюсь специалистом, поэтому эта информация может быть несколько неточной или неправильной.

Этот проведённый масштабный эксперимент, который сам по себе явился достаточно интересным жизненным опытом, можно обобщить в виде ряда выводов:

  • неудобное расположение спутника над горизонтом, весьма затрудняет приём спутникового сигнала при движении транспортного средства (при попытках осуществления приема сигнала на территории России);
  • широко распространённые спутниковые тарелки с самонаведением, изготовленные, в основном, для стран, где сигнал достаточно мощный – представляют собой тарелки небольшого размера, явно недостаточного, для приема сигнала в России (если пытаться принимать во время движения);
  • имеет смысл провести эксперимент с самостоятельным изготовлением спутниковой тарелки большого диаметра, так как подобные тарелки, во-первых, отсутствуют в продаже; во-вторых, даже если сможете их найти, цена будет весьма заоблачной. Такая тарелка может быть изготовлена в форм-факторе стандартной О-образной тарелки самонаведения, закрытой радиопрозрачным кожухом. Только диаметр должен быть достаточно большим. На мой взгляд, имело бы смысл поэкспериментировать с изготовлением больших тарелок, диаметром не менее полутора метров. Подобные устройства могут быть легко изготовлены даже с применением обычных ардуин, человеком «с прямыми руками» и начальным знанием электроники и программирования. Главное, чтобы такая тарелка умещалась на крыше стандартного рейсового автобуса;
  • на тот момент, несмотря на то что мы знали, что такое MVP (минимальный работоспособный продукт), мы «слишком разошлись» и не протестировали сначала технологии, до того как начинать масштабную постройку массы прототипов. Следовало бы начать именно с поездки по России, а потом переходить уже к изготовлению и проработке отдельных элементов;
  • несмотря на то что вопрос лицензионных прав на вещание не был проработан должным образом, этот вопрос, как мне кажется, особой проблемы не представляет и по поводу него всегда можно договориться с правообладателями (все будут рады расширить свою аудиторию);
  • вещание записанных фильмов с сервера в автобусе даже не рассматривалось, так как это неинтересно и по поводу этого будет договориться ещё сложнее (не факт, но нам тогда так казалось);
  • эта проблема со скукой людей в процессе перемещения по необъятным просторам нашей страны никуда не делась. Возможно, она только несколько облегчилась с распространением широкополосного интернета. Однако у меня есть серьёзные сомнения в том, что такой интернет — доступен на всём протяжении пути.

Выше было сказано про изготовление самодельной тарелки. Так вот кожух для неё неплохо делать методом вакуумного термоформования. Вкратце: лист пластика нагревается до размягчения, затем в него вдавливается форма, с одновременной откачкой воздуха из-под неё (бывает ещё с предварительной накачкой, а потом откачкой — но это уже частности):



P.S. что же касается диспенсера наушников — то он планировался в виде некоего «магазина» с цилиндрическими контейнерами, заполненными наушниками. То есть, некий аналог оружейного магазина для патронов. Однако, ввиду того, что он только планировался и так не был закончен — большего добавить о нём нечего.

В качестве заключения: После этого теста, стало понятно, что установка изготовленных прототипов на реальные автобусы не имеет смысла, так как невозможно будет обеспечить их сигналом, соответствующего качества, так как это потребует дальнейших усилий в области НИОКР. Да и честно говоря, мы уже просто устали на тот момент. И проект был благополучно завершён, компоненты распроданы, а идея заброшена (возможно, неоправданно, — не исключаю) :-)

Комментарии (71)


  1. Javian
    11.11.2021 12:16
    +1

    И немного «унутренностей»:

    Мне не очень понятно почему эти узлы для вращения по вертикали и горизонтали, т.к. создается впечатление что они наоборот - горизонтали и вертикали.


    1. DAN_SEA Автор
      11.11.2021 12:25
      +1

      Ну, тут можно по-разному написать, вопрос терминологии. В статье, я просто имел в виду- что привод "под тарелкой" - вращает всю систему по вертикали. А винтовой привод сзади тарелки - меняет её угол по горизонтали. Ну или, учитывая, что она стоит почти вертикально и угол меняется незначительно, - наверное, будет чуток правильнее сказать "привод отклонения по вертикали".


  1. OvO
    11.11.2021 12:25
    +2

    А чем стримиг фильмов с локального сервера, как в самолетах, был плох ?


    1. DAN_SEA Автор
      11.11.2021 12:35
      +1

      Тоже вариант, но не пошли этим путем. "Забоялись" лицензионных вопросов - если честно сказать. Да и тут совсем другая тема: реальный TV онлайн, так сказать. Гораздо интереснее.


      1. OvO
        11.11.2021 12:47
        +1

        А при такой схеме показа(публичное место, неограниченный круг лиц) не надо договариваться о лицензии? Я не юрист, но нашел это. И есть фильмы, которые уже в публичном достоянии.

        Однажды, я разрабатывал подобную систему для самолетов и там небольшая компания как-то решила вопрос с лицензиями. Правда и фильмы были малоизвестные, но интересные.


        1. DAN_SEA Автор
          11.11.2021 12:49

          Этот вопрос плотно не прорабатывали - исходили из того, что сначала полностью построим работающую архитектуру, а потом - будем договариваться о юрид. вопросах. Исходили из предпосылки, что всем будет интересно расширить свою аудиторию и вопросы решатся довольно легко и буднично.


          1. staticmain
            12.11.2021 16:20

            а потом — будем договариваться о юрид. вопросах.

            Зря. Вы потратили время, деньги и ресурсы на разработку и отладку, а теперь вам заломят ценник который даже не выведет вас в 0.


        1. balamutang
          11.11.2021 12:54

          У трико кстати в 17м году публичная лицензия была недорогой, порядка 2000 руб/мес


        1. Javian
          11.11.2021 14:31

          В некоторых поездах есть WiFi интранет - портал со старыми фильмами.


          1. TVExpert
            12.11.2021 09:28
            +3

            зимой 2021 имел опыт поездки Москва-Сыктывкар и обратно в фирменном поезде. Интранет относительно адекватно работал только по теме заказа блюд из ресторана. Всё остальное только "заголовком" (разнообразие сервисов как бы есть, но дальше выбора (книг/фильмов/радио) ничего не работало).
            Времени для исследования было достаточно, и единственный вывод сформировлся такой, что "сделали для презентации высокому начальству" (зная что можно нажимать (для результата) а что нет :)


      1. balamutang
        11.11.2021 12:49
        +1

        Поверьте, в 2010 году оно и со спутниковыми операторами не решалось никак по лицензиям. Все доморощенные кабельные тв собирали сигналы с каких угодно спутников (много открытых каналов, но в других диапазонах и/или разбросанных по разным спутникам) кроме НТВ+ и Триколора.


        1. seraz
          11.11.2021 13:03
          -1

          эти г компании тянули до последнего, когда уже они нафиг никому не нужны стали со стриминговыми сервисами и всевозможным онлайн контентом. и, кстати, они всё еще над законом или в законе и никак не урегулировано это. десятилетиями подряд(там много моментов подобных. они должны показывать бесплатно каналы 20-30+ тех же +-, что и на dvb-t2, но они зашифрованы были всегда. вообще всегда, кроме инфоканала. крч. если прикрыть этих... а алигархов и чинуш их прикрывающих - посажать и тп разогнать, самое милое дело. пусть в англиях доказывают, что не ослы)

          касательно самой этой антенны. шикарна. на острие науки. это не мотоподвес+тарелочка. к сожалению, оно даже не гуглится. в основном нагугливал обычные мотоподвесы под корпусом для яхт и тп. самоделок подобного типа тем более не сыскать. всякие СПО opensource gnu-radio проекты для приемо-передачи всего и вся и тп есть. а вот антенны ФАР только начиная с FA20 на форумах вардрайвинга и тп. и готовые китайские/местные mimo и простые панельки для мобилок и wifi. никакого АФАР в помине там нет. разве что в новых mimo рутерах это в чипах чуть-чуть появляется, что-то подобное.


  1. Aqqaunt
    11.11.2021 12:27
    +1

    Я еще удивлялся, увидев на "тачка на прокачку" такие спутниковые системы для машин, почему такие не распространены у нас в СНГ.


    1. DAN_SEA Автор
      11.11.2021 12:29

      Именно. Лично мое мнение - что это всё у нас работать вполне себе будет, но надо колхозить самопальную "нашенскую" тарелку. Диаметром "поболее, еще поболее" :-) - чтобы усилить сигнал. Можно конечно попробовать пойти путем электронного усиления сигнала, но не уверен, насколько это реально. Тут в слишком дебри надо влезать. По-моему проще сделать гигантскую тарелку, чем сделать умный усилитель.


      1. balamutang
        11.11.2021 12:51
        +2

        В этом деле поможет только АФАР, где электроника моментально отреагирует на кочку или поворот автобуса и скорректирует направление луча. Но она и сейчас стоит дорого


        1. DAN_SEA Автор
          11.11.2021 13:07

          АФАР да...сильная вещь. Только купить совсем нереально. Если только самому делать (что опять же нереально). Или заказать в Китае (тут уже непонятно, какая будет цена - надо пробовать. Но я бы пошел более простым путем - просто сделал тарелку большую).


          1. DAN_SEA Автор
            11.11.2021 13:17
            +1

            Кстати по поводу АФАР еще: где то в середине 2010-х мелькала информация, что некая компания планирует выпуск чипа, для встраивания в мобильные телефоны. Этот чип является микро-АФАР и позволит принимать спутниковые каналы прямо с мобильника, без интернета. Этой штуке прочили серьезное будущее, я даже добавлял в закладки (сейчас потерял, к сожалению). Тоже любопытный подход, без антенн, кстати! (то бишь без громоздких антенн).


            1. seraz
              11.11.2021 16:23
              -1

              скорее уж лупиить свч прямой наводкой сфокусировав по неугодным. нафиг, крч. из той же серии бтг, электромагнитная подвеска, супер продвигутые аккумуляторы, регенераторы здоровья и тп прорывы. так и остается у вояк(


              1. balamutang
                11.11.2021 17:05

                Но это реально дорого, по сути это массив антенн, которые надо все синхронизировать. Вот и представьте каково это синхронизировать хотя бы 100 антенн и потом суммировать с них сигнал.

                Может Старлинк и 5G и дадут этому путь в массы, но когда это еще будет


          1. kanstantsin_ausiannikau
            12.11.2021 11:17

            Насколько я помню, чем больше тарелка, тем "уже" диаграмма направленности, т.е. наводить нужно точнее на спутник. Из-за этого возможно легче бы не стало наводиться.


        1. korj1987
          11.11.2021 17:13

          Автобус, всё-таки, не настолько резко поворачивает и качается, чтобы двигатели не успевали выравнивать антенну. А у АФАР гораздо хуже отношение усиления к шумовой температуре. Другими словами, для такого же качества приема площадь АФАР должна быть больше. С другой стороны, для низкоорбитальных спутников такой проблемы быть не должно. При использовании Starlink, Kuiper или OneWeb придется использовать многолучевую АФАР (и спутники движутся по небу достаточно бодро, и handover нужно производить).


      1. korj1987
        11.11.2021 17:05

        Сейчас можно купить в России такие антенны, класс SOTM (SatCom-on-the-Move), хочешь, для автомобиля, хочешь - для поезда. Можно разработать, изготовить. Если интересно - обращайтесь, я как раз этим занимаюсь)). Умный усилитель не спасёт, если отношение сигнал/шум слабое. Но современные спутники имеют энергетику получше, чем 10 лет назад, так что проблем должно быть меньше.


      1. VT100
        12.11.2021 09:13

        Или посмотреть, какие спутнии вещают именно на территорию РФ? Диаграммы мощности сигнала на картах и 2-метровые антенны, как я думал, остались на страницах радиолюбительских журналов 90-х годов прошлого века...


        1. balamutang
          12.11.2021 11:40

          Ну не знаю, чтоб поймать МТС ТВ в Калининграде - пришлось ставить антенну 90см, с меньшей при малейших облачках сигнал пропадал. Триколор на 60см ловится.

          Но вообще дело не в спутниках, а в транспондерах, все зависит от того куда они направлены.

          Вангую что наши НТВ/Трико специально выбрали спутник чтобы он висел пониже и сигнал размазывался по большей территории европейской части РФ, а не фокусировался в небольшое пятно. Все таки страна у нас огромная и всю накрыть мощным сигналом тоже дорого выходит.


          1. DAN_SEA Автор
            12.11.2021 11:42

            Кстати сказать, на эту тарелку с самонаведением мы пытались ловить именно "Триколор". И это не помогло ;-)

            Тоже исходили из того, что "ну уж он то - должен!". Неа... :-)


          1. zuek
            18.11.2021 17:36
            +1

            Вангую что наши НТВ/Трико специально выбрали спутник чтобы он висел пониже и сигнал размазывался

            Вангую, что все геостационарные спутники висят строго над экватором на +- одинаковой высоте, только долготой отличаются. А то, что где-то в России "НТВ/Трико" "висит" чуть восточнее юга, а где-то чуть западнее - так страна длинная...


    1. balamutang
      11.11.2021 13:12
      +3

      Не распространены скорее всего потому что у нас нет культуры автодомов/кемпингов.

      Я думаю спутниковое тв и в США на ходу не используется, только на стоянках трейлерных включают вечером потупить в телек.

      Ну а раз нет спроса - то нет и предложения.


  1. Alecseyyy
    11.11.2021 12:41
    +2

    Мобильная спутниковая тарелка хороша только в море или при стоянке транспорта. В пути не получится нормально смотреть. Буфера не хватит. Рваный сигнал будет постоянно бесить. Проще всего записи показывать или фильмы.


    1. DAN_SEA Автор
      11.11.2021 12:53

      Возможно. Надо исследовать этот вопрос глубже (конкретно для России). У нас уже "духу" не хватило продолжать, устали.

      Но любопытный вывод, какой я для себя вынес из всей этой истории (о чем и написал) - любой человек, со знанием ардуино и программирования - построит такую тарелку самонаводящуюся "левой ногой" (даже для себя любимого, для просмотров на природе, на стоянке). Довольно легкая задача, как ни странно.


  1. iliasam
    11.11.2021 12:57

    Интересно, тарелку из статьи нельзя никак перенастроить на другой тип спутника?
    Подозреваю, что нужно поменять прошивку блока управления и поменять облучатель.

    Вообще интересно, по какой логике происходит управление тарелкой. Она просто наводится на максимум сигнала (но как тогда она не путает спутники), или там что-то более сложное?


    1. balamutang
      11.11.2021 14:33

      скорее всего по компасу/гироскопу настраивается


      1. iliasam
        11.11.2021 14:57

        В таком случае вроде бы GPS нужеж (чтобы угол места и магнитное склонение считать).
        Плюс проблематично сделать точный компас, работающий на крыше машины.


        1. balamutang
          11.11.2021 15:01

          Ну это идеальное решение, считать угол места и склонение, я думаю все оно работает как-то примерно в пределах одной и той же местности, технологии 80х годов, не был тогда GPS массовым продуктом.

          может по силе сигнала корректируется конечно, но это не основной критерий, иначе там градус вправо или влево и другой спутник уже.


  1. corvair
    11.11.2021 13:43

    При установке развлекательных систем на транспорте, главное учесть опыт Swissair 111 с его адовым колхозом.


    1. DAN_SEA Автор
      11.11.2021 13:45

      Поясните свою мысль, стало интересно!


      1. Tarakanator
        11.11.2021 14:14
        +4

        Согласно отчёту, возгорание на борту рейса SWR 111 произошло вследствие короткого замыкания в бортовой системе развлечений IFEN («In-Flight Entertainment Network»), благодаря которой пассажиры бизнес-класса могли смотреть видео и играть в видео-игры.

        Все погибли.


    1. VT100
      12.11.2021 09:30

      +много. Автору повезло остановиться и не огрести от дурино-щитков и пультов, смотрящих на приёмники… и всё это — на автобусе чёрт-те где. Адовый колхоз вырисовывался.


  1. ZekaVasch
    11.11.2021 14:10
    +4

    Я конечно давно не ездил в дальних автобусах, но кажется лет 10 назад и 20 тоже. Там висел один ящик в районе водителя. Оный водитель вставлял диск с русским сериалом в проигрыватель и 12 часов подряд пассажиры с удовольствием смотрели сериал. Я тоже смотрел в надежде хоть на какое то развитие сюжета. Но увы... Сюжет не развивался. Но остановиться сложно.


    1. DAN_SEA Автор
      11.11.2021 14:12

      ...Тем более, что ничего другого не было. Да и интернет постоянно "сваливался" до GPRS (когда он уже был :-) )


      1. ZekaVasch
        12.11.2021 01:11

        По моим направлениям поездок интернет (вообще связь) был лишь на остановках, да и то не везде


    1. romxx
      11.11.2021 15:21

      ...ну или без удовольствия, но куда ты с подводной лодки денешься.


      1. ZekaVasch
        12.11.2021 01:10

        В этом вся фишка. Спать уже не хочется, за окном тайга и поля, а тут ну пришлось смотреть.


  1. mustaqeem
    11.11.2021 20:36
    +1

    Не переношу длительные поездки в автобусе, если только не делать остановку на полчаса в хорошем месте каждые два часа, тогда получается как экскурсия. Когда ехал один раз из Питера в Москву на автобусе чуть не сдох: ночью нормально не поспишь, а этот телевизор с дурацким фильмом только на нервы действует. Лучше бы его вообще не было. Обратно залёг как обычно в поезд и проспал почти всю дорогу. Вместо экрана для всех я бы предпочёл чтобы автобус останавливался в нескольких городах на пути следования около какого-нибудь исторического здания. И мне не жалко добавочных двух часов, чтобы посмотреть например Тверь, Новгород по пути. И для здоровья спины так лучше и для глаз.


    1. drWhy
      11.11.2021 20:45

      Пожалуй туристические поезда вполне подходят для такого сценария.


    1. ZekaVasch
      12.11.2021 01:12

      не все едут ради отдыха. Некоторые просто едут, им не нужны экскурсии. Да и зачем удлинять маршрут. Быстрее бы доехать.


  1. Dzziper
    11.11.2021 23:18

    Да уж, помню, как мне пришлось провести часов 12 в автобусе, интернет не ловит, ничего нового в окне не увидишь, а вот любимый экран рядом с водителем это да...наше все. После того раза больше так не делаю, поезд - лучшее решение проблемы


    1. ZekaVasch
      12.11.2021 01:14
      +1

      да, поезд самолет это хорошо. Но не везде есть рельсы, не всегда есть погода, да и просрали уже много где малую авиацию. Вот и едешь ты на автобусе по бескрайним просторам руси


  1. TVExpert
    12.11.2021 09:13
    +3

    На мой взгляд, автор статьи решил с одними (своими) знаниями "войти на территорию" требующую довольно специфических других знаний/информации :)

    Прежде всего - понимания что "мобильные" комплекты SAT TV которые продавались в европе, начиная от "чемоданчик для пикника" и заканчивая "самонаводящимися" для транспорта. Банально рассчитаны на совершенно другую энергетику downlink сигнала.
    То что в европе (и штатах) ловится "с запасом" даже на 40 см параболический рефлектор (не прямофокусный!), у нас начинает ловится на 60 см, и часто без запаса на непогоду.
    И это речь о "местных"/национальных SAT ТВ провайдерах. :)

    Следующее - увеличение размера рефлектора антенны (для усиления сигнала в фокусе LNBF), ведёт за собой следующую задачу - которую не обойти софтом и "ухищрениями", т.к. на арену выходит банальная радиофизика (оптика если угодно) - в весьма заметную роль вступает т.н. "диаграмма направленности". Радиолюбители и люди имеющие опыт работы с оптикой прекрасно поймут о чём речь, для остальных же простое объяснение - чем больше размер отражателя антенны, тем "уже" воображаемый лучик, которым надо "попасть" в спутник, и не важно, что антенна является приёмной (а не передающей).
    (Для понимания - высота геостационарной орбиты, на которой "висят" вещательные ТВ спутники около 36000 км. Не метров ! (36 км) а ~35.8 тысяч километров.)

    Ещё более простое объяснение (хотя и не совсем верное) - сравните "широту захвата" сюжета объективом смартфона, и хорошим ZOOM объективом (или оптическим прицелом, как вариант телескопом).

    Простой пример "сложностей/особенностей" - самый популярный размер антенн для НТВ+/3Колор это 50-60 см. Такие антенны в "самый пик" популярности я устанавливал на кронштейнах просто "на ощупь" (угол места для своего региона руки ставили "на автомате", а азимут за счёт "встроенного" в организм компаса), подключал спектроанализатор для точной настройки, а на нём уже показывался вполне рабочий пойманный сигнал (конечно же требующий более точной настройки, но сам факт).
    Антенны 120 см, требовали не только "ловли" сигнала исключительно по спектроанализатору, но ещё и затягивания крепежа в особом порядке + непрерывного контроля по прибору (как сигнал уходит с максимума от затягивания гаек и болтов на т.н. "азимутальном подвесе".

    С антеннами 240х270, было ещё "интереснее" - они видели разницу между физическими бортами вещательных спутников, которые "висят" на одной орбитальной позиции. Поэтому с заказчиком особо тщательно обговаривались моменты, что "идеальная" настройка будет тол ко на выбранные им транспондеры одного спутника (при варианте что их несколько, вещающих с одной позиции).

    Как в реальности работают корабельные и мобильные (для автотранспорта) "частные" комплексы - тоже знаю, там много коммерческих хитростей, позволяющих прямо скажем нечистоплотным производителям/вещателям, иметь постоянный источник дохода :)

    Ну а вопрос с обработкой сигнала абонентскими терминалами (на конечном уровне, в виде систем распределения сигнала) это вообще "сплошной детектив и квест в одном флаконе".
    Есть несколько как отработанных годами решений, так и очень интересных вариантов, о которых наши SAT провайдеры если и знают, то на уровне опытных технарей. А вот европейские "серъёзные" провайдеры уже давно применяют и "в ус не дуют".
    Везде свои "тонкости" и "особенности" :)


    1. DAN_SEA Автор
      12.11.2021 09:28

      Любопытная информация! Спасибо!

      Кстати, по поводу точности наведения: в случае автобуса, с этим будет полегче. Как я еще тогда отметил для себя - маленькое авто очень сильно трясет при езде (если сравнивать с автобусом) -банально из-за короткой базы. В случае же автобуса, - если антенну установить на середине его длины - "гуляние" передней и задней пары, подпрыгивание на кочках - будет в значительной мере нивелировано длиной автобуса. И антенна будет работать в более щадящем режиме (если сравнивать с личным автомобилем). Что в теории должно привести к более качественному удержанию сигнала.


      1. TVExpert
        12.11.2021 09:53
        +1

        До определённых масс/габаритов платформы (и условий) вполне рабочим вариантом может быть и 2х-3х осевой подвес (в идеале с гиростабилизацией или компенсацией смещений от акселерометров).
        На выставке "Связь-Экспоком" обычно несколько контор привозят как свои разработки, так и готовые от других фирм.
        Но самое интересные решения (технически), иногда "засвечивают" П/Я с корнями из оборонки. Вот там всё реально "по взрослому" (включая ценник).

        Было бы время (желание имеется) - написал бы цикл статей "человеческим" языком по этой теме. С фото и опытом/наработками. Просто на уровне "вводной АЗБУКИ" :)
        Но...


        1. DAN_SEA Автор
          12.11.2021 09:57

          Если найдете время - будет просто здорово! В свое время я по крупицам собирал информацию по теме. Тем более, до этого я не сталкивался с вопросом. А если вы можете его раскрыть еще подробнее - это было бы просто шикарно!


      1. Javian
        12.11.2021 10:15

        На даче развлекался с настройкой 90см офсетной антенны - узкий луч, на который могло повлиять затягивание гаек хомута.


        1. DAN_SEA Автор
          12.11.2021 10:26

          Выше хорошую идею высказали про 2х-3х осевой подвес - я тоже подумывал о таком. В смысле: если соединить большую антенну, с точным и быстрым наведением а также такой подвес - то, наверное, можно было бы стабильно удерживать сигнал.

          P.S. жалко, что в массовом сегменте ничего не слышно сейчас о микро-АФАР антеннах (которые я упомянул выше) в виде микрочипа для установки в смартфоны. Это было бы самое красивое решение: мини коробочка в автобусе (даже на крыше например) и всё.
          Подозреваю, что идею убило распространение широкополостного интернета - обычному обывателю проще "ютубчик посмотреть" через сеть (когда она есть), - чем заморачиваться с настройками на спутники, пропаданиями сигнала и т.д.


          1. TVExpert
            12.11.2021 10:50
            +1

            Есть такой конструктив.
            Плюс "обычный пользователь" таких комплектов вообще не забивает себе голову настройками/поиском.
            Он просто включает устройство, и немного ждёт (при первом запуске), когда антенна проснётся и её блок управления "найдёт и захватит" нужный спутник.
            После этого, вся подстройка и отслеживание идёт автоматом.

            Но... дабы "не сгущать краски" - есть варианты работающие ТОЛЬКО на остановке (с блокировкой включения в движ. авто), обычно это небольшие кемперы. И есть "независимые", когда водитель сам по себе, а пассажиры (владельцы-гости яхты) естественно никак от него не зависят.


          1. Javian
            12.11.2021 13:23

            Существуют варианты со смещающимся вторичным зеркалом в фокусе антенны. Как пример антенна обсерватории Аресибо, где двигалось вторичное зеркало.

            А так ждем бюджетных ФАР антенн, которые должны дать новый скачок в клиентской связи. Но подозреваю нынешний кризис производства электроники отодвигает это на десяток лет.


            1. balamutang
              12.11.2021 14:26

              Ну я кстати почитал эту статью и мимоходом пришла идея механической ФАР: банально диполи соединенные одинаковой длины кабелями в одной точке, на сервоприводах, поднимающих их выше-ниже для формирования луча.

              Правда смысл такой ФАР невелик, ее и обычной тарелкой с приводом можно заменить. Разве что ее на стену можно прилепить, чтоб ветром не сдувало.


        1. TVExpert
          12.11.2021 10:45
          +3

          90см (если от "Супрал") имеет довольно неудачную конструкцию азимутального узла.
          А если "на сцену выходят" факторы неполной комплектации крепежом и некоторыми элементами конструкции (встречалось много раз), то... правильная установка переходит в разряд фантастики.
          Есть ещё шанс (маленький), что неопытный владелец (или монтажник с отсутствующим "hand.sys") не используют пару комплектных деталей, и получают "а так вообще невозможно собрать - как вы это вообще сделали?!".

          Вообще Ульяновский АлМет/Супрал славился своими "сюрпризами".
          Это и неподготовленная поверхность рефлектора под покраску - через короткое время после монтажа краска сползала лоскутами, обнажая почти зеркальную поверхность алюминия. После чего "удачное" совпадение весеннего/осеннего солнца-спутника-антенны на одну линию в течении нескольких минут, превращало пластиковый корпус конвертора в "Сальвадор Дали и рядом не стоял!" (со своим "Время утекает").

          Кстати, просто для понимания - в некоторых регионах, например Тибет(е), местные жители вполне удачно кипятят чайники и/или готовят еду как раз таки на "спутниковых антеннах", так что "энергетику" понять можно :)

          Ещё одной "фишкой" данного предприятия, был крепёж...
          И ладно бы просто отсутствие (у опытного монтажника с собой всегда был "расходный набор", т.к. уехать "на кулички" и вскрыв коробку без крепежа было вполне себе рядовым событием.
          Так нет - бывали и болты как без резьбы, так и с "нейтральной" резьбой (витки были накатаны без "наклона" и представляли собой просто "кольца".
          Были и U образные хомуты для установки азимутального узла на вертикальную часть трубы кронштейна. Причём на одной ножке такого хомута резьба М8 была привычной "правой", а на другой ножке -... "левой".
          По закону подлости, ставить такую антенну приходилось в максимально неудобном месте, работать на вытянутых руках и с т.п. "прелестями".

          И вот - одну сторону (на ощупь) такого хомута наживляется гайкой вполне норм. Другая сторона НИКАК.
          Разглядываешь резьбу гайки - отличная (для массового производства).
          Смотришь издалека на хомут - резьба тоже "в наличии".
          После нескольких неудачных попыток наживить начинаешь сомневаться в своих руках/способностях :)

          Чертыхаясь снимаешь или всю антенну или её часть, начинаешь рассматривать "в деталях", и понимаешь что (censored)! чтоб у вас (censored) :)

          Поэтому к комплекту обычного крепежа, при работе с изделиями этого предприятия приходилось иметь плашки М6 + М8, метчики М6 + М8 (ну и коллекцию "заказных" деталей, снятых с испорченных/гнутых тарелок того же производителя).

          Когда на наш рынок всё же вывели "массовые" итальянские антенны Gibertini, то это был "бальзам на душу".
          Даже тот момент, что антенны были заметно дороже (терпимо), не повлиял на рост числа приверженцев.
          Ну а тот факт, что формируемый ими фокус оказывался более точным (и антенна с меньшим размером работала лучше чем Ульяновская с бОльшим размером) только лишь подтверждал правильность выбора.

          Кстати, когда то, просто ради интереса, я покрасил одну некомплектную 60см антенну "зеркальной" краской.
          С удивлением увидел что фокус (просто от солнца) имеет форму явно вытянутого "веретена"...
          Понятно что конструктивно рефлектор был усечённой частью параболы вращения... (а идеальный фокус даже в теории может обеспечить только т.н. "прямофокусная" форма (усечение сферы).
          Но вот чтобы так явно...


          1. Javian
            12.11.2021 13:14

            Покрасить серебрянкой у меня тоже была мысль - уж очень непонятно фокус убегал. Антенна без маркировки, стальная. Болты/гайки/хомут - без претензий. возможно даже оцинкованные.


            1. TVExpert
              12.11.2021 14:02
              +4

              Нее, я совсем про другое :)
              У меня случайно оказался бесхозный рефлектор, долго валялся (ну куда его пристроить без всего остального)?
              Появилась вполне конкретная задача - проверить формирование фокуса. Был куплен баллончик "хромовой" краски (которая после высыхания становится "зеркальной").
              После покраски "зеркала" оно стало работать в оптическом диапазоне :)
              Ради интереса фокусировал весеннее солнце на обычных деревяшках - они почти мгновенно превращались в "уголёк", после чего теплопроводность дерева падала. Фокусировать кстати было больно для глаз, т.к. пятно было более чем ярким.
              Ну а "по теме" - фокус (уже на плоских поверхностях расположенных в конструктивной плоскости - там где должен стоять волновод) указывало на форму пучка в виде "веретена" (и даже не овала).

              А по вашей теме - обратите внимание, что почти все конверторы, имеют в конструктиве БЕЛУЮ крышку волновода, вне зависимости от цвета основного корпуса.

              Сделано это как раз таки для защиты от высокой температуры, когда весной/осенью (для широт массового применения), на одной линии оказываются солнце-спутник-антенна. В таких случаях, даже 2-3-4 минуты хватает не только для потери сигнала (просто днём это незаметно, т.к. люди чаще всего на работе). Так и для очень заметного нагрева - в случае с антеннами 90 и 120 см, плавилась даже пластиковая заглушка нижней стойки (квадратного сечения). Хотя она находится далеко от "прямого попадания" - просто за счёт теплопроводности окружающего её металла.

              Что можно сделать даже маленьким размером, можно оценить например на
              https://sites.google.com/site/romanovssolardishconcentrator/
              Кстати - обычный "алюминиевый" (металлизированный) скотч сейчас будет более удобным и эффективным способом создать такой инструмент для экспериментов :) (это раньше его не было)

              Ну а по solar cooking dish можно увидеть и вполне коммерческие предложения.


              1. Javian
                12.11.2021 14:24

                Romanov's Solar Dish Concentrator впечатляет. С позиционером будет горячая вода целый день.


                1. TVExpert
                  12.11.2021 14:34

                  Следующий этап - днём нагрев (хоть до парообразного состояния) и в теплоизолированный объём.

                  По большому счёту - в южных странах примерно так и делают. ставят плоские теплообменники и в течении светового дня греют/собирают нагретое.

                  Тарелка требует постоянного "сопровождения" фокусировки, а это минус для автономных и простых систем.
                  Её плюс - создание высокой температуры в локальной точке.


              1. balamutang
                12.11.2021 14:33

                даже онлайн калькуляторы для такого есть https://www.bcsatellite.net/sun-outage-calculator/


              1. drWhy
                12.11.2021 15:03
                +2

                «Кстати — обычный „алюминиевый“ (металлизированный) скотч сейчас будет более удобным и эффективным способом создать такой инструмент для экспериментов :)»

                Четырёхкиловаттный прожектор
                Прожектор


              1. Bizonozubr
                15.11.2021 11:20
                +1

                когда весной/осенью (для широт массового применения), на одной линии оказываются солнце-спутник-антенна. 

                Я сталкивался с солнечной интерференцией - реально на пару минут сигнал уходит, просто в никуда. Пару минут - и снова сигнал появляется. Но руку держать между антенной и конвертором не пробовал)


                1. TVExpert
                  16.11.2021 10:28
                  +2

                  Массовый пользователь это почти не замечает, т.к. всё происходит днём (когда солнце светит :) )
                  Но "на заре" распространения, бывало что шли звонки "всё пропало", и в ответ на "подождите пару минут, сейчас исправим", бывало что люди перезванивали - "спасибо ! заработало!!!"
                  Добрые были времена... :)


          1. corvair
            15.11.2021 15:35
            +1

            Насчёт крепежа - напомнило... кетайскую душевую кабину, вот там был аналогичный крепёж с "сюрпризами".


            1. TVExpert
              16.11.2021 10:26

              Ульяновцы в итоге перешли на импортный (скорее всего тайвань) крепёж, и вместо привычных анодированных (жёлто-зелёный оттенок гальванопокрытия) гайка+шайба+гровер, стали комплектовать самоконтрящейся гайкой (гайка с "юбкой" у которой по окружности зубчики).
              Но вот заказные изделия (формуемые по конструкции П-образные скобы) остались теми же.
              Но и на том спасибо. Так как в уличных условиях (особенно зимой), собирать "этажерку" из мелкого крепежа то ещё "удовольствие".


    1. Bizonozubr
      15.11.2021 11:32

      Если упомянули Америку у них вообще очень хорошо развито спутниковое радио как раз для автомобилей: https://ru.wikipedia.org/wiki/Спутниковое_радио#США_и_Канада_2

      Кто в курсе, то есть такой оператор Sirius/XM Radio (вроде сейчас уже это одна компания) - использую геостационарные спутники, только у одних по орбите крутятся, а другие в постоянной точке висят.

      Когда узнал про них в 2009 очень вдохновился, думал и у нас такое есть, но оказалось это фишка только Америки. А очень жаль(


  1. zanzack
    12.11.2021 14:24

    На мой взгляд, имело бы смысл поэкспериментировать с изготовлением больших тарелок, диаметром не менее полутора метров

    Чем больше тарелка, тем труднее её наводить на спутник. Если полтора метра, то наверное от простой тряски уже наводка будет сбиваться, там счёт идёт на миллиметры. А на стандартные тарелки 60 см можно плюс минус 5 см (ну или сколько там в градусах получается) легко вертеть.


    1. TVExpert
      12.11.2021 14:38

      Готовые тарелки не вопрос - производителей "мульён".
      Основная сложность - для задач применения в движении.
      Начиная от размеров (тоннели, парусность и т.п. "габаритные") и заканчивая управлением с учётом описанных выше условий/особенностей.
      Поинтересуйтесь кстати, как растёт цена спутниковой антенны, в зависимости от её размеров. Сильно удивитесь, гарантирую :)


  1. balamutang
    12.11.2021 16:07
    +1

    Тем временем прямо сейчас челы пилят подвес для геостанционарного радиолюбительского спутника QO-100 https://twitter.com/amsatdl/status/1449852155511312386