Летом 2021 года мы публиковали статью «Право на ремонт еще где-то там: корпорации активно противодействуют принятию закона». В статье рассказывалось о том, что корпорации противодействуют наступлению «золотой эры ремонта», когда владельцы устройств и частные мастерские получают полное право делать с купленными или предоставленными на ремонт гаджетами, автомобилями и бытовой техникой все, что считают нужным.

Это счастливое время стремятся приблизить энтузиасты мира ремонта — например, глава iFixit Кайл Винс и многие его коллеги. Они составляют довольно мощное лобби, которое за последние несколько лет многого добилось. Ну а сейчас, похоже, одержана очередная победа — ведь Apple уступила в этой битве, разрешив клиентам свободный ремонт своей техники. О нюансах текущего процесса трансформации (если, конечно, это можно так назвать) — под катом.

Запасные части, логистика и повсеместные запреты


Сначала стоит вспомнить, почему крупные корпорации не могут просто взять и разрешить всем и вся ремонтировать что угодно и как угодно, прикрываясь словами о «необходимости профессионального ремонта, а то как бы чего не вышло». Дело в том, что индустрия сервисного обслуживания и ремонта, то есть официальный сервис корпораций, фактически золотое дно для производителей устройств. Сколько приносит эта отрасль корпорациям — неизвестно, но судя по всему, немало.


Так, обычная замена треснувшего стекла iPhone в фирменном центре стоит $329, аккумулятора — около $69. Цены высокие и для большинства других сервисных и ремонтных услуг компании. В 2016 году журналистам удалось даже добыть документальные доказательства того, что Apple платит чиновникам, которые противостоят «праву на ремонт». Аналогичными вещами занимаются и многие другие компании, просто Apple – самый яркий пример.

Корпорация Google, которую еще совсем недавно называли «корпорацией добра», не разрешает производить мелкий ремонт своих устройств сторонним мастерским. Вернее, ремонт производить можно, но вот использовать при этом официальные запасные части от Google не представляется возможным — их компания не поставляет всем желающим (естественно, за деньги). А сторонние совместимые запчасти использовать по закону нельзя — в США за это может «прилететь» огромный штраф.

Владелец одного из свободных ремонтных сервисов Джастин Миллман Миллман столкнулся с типовой проблемой для одной из моделей хромбуков — они не подключаются к интернету из-за дефектного модуля Wi-Fi. Эти хромбуки раздают студентам и ученикам многих десятков учебных заведений поблизости от мастерской Миллмана. Он насчитал минимум 25 организаций, которые подавали запросы на ремонт хромбуков с этим дефектом. Модули, о которых идет речь, не являются редкостью, их можно без проблем заменить. Но вот Google требует установки конкретной версии модуля Wi-Fi, а не совместимой модели. Поэтому мастерская закупает в интернете работающие платы вместе с модулями.


Аналогичным образом действуют и другие компании, причем далеко не только производители электроники. Так, вендор сельскохозяйственной техники, компания John Deere, недавно пыталась заставить платить фермера, у которого сломался простенький сенсор. Фермер не может сам ничего сделать — требуется сервисное обслуживание. Как оказалось, оно стоит немало: за замену сенсора компания запросила сразу $5000. А без замены фермер не мог нормально работать — трактор отключался без видимой причины, причем случайным образом. При этом местный механик знал, что делать, и за ремонт взял бы в разы меньше.

«Право на ремонт» — весьма интересная тема, но у нас есть и другие статьи, оцените — мы рассказываем о:

Маленьких «малинках» в крупном дата-центре
новых SoC от Apple — M1 Pro и M1 Max
Создании собственного корпуса для сервера

Ситуация понемногу меняется


Сторонники права на ремонт добились того, что Федеральная торговая комиссия приняла ешение активно бороться с незаконными ограничениями на ремонт сложных устройств. Летом 2021 года был опубликован детальный и реалистичный план, согласно которому комиссия планирует выделять ресурсы на реализацию существующих законов.

«Федеральная торговая комиссия единогласно проголосовала за усиление правоохранительных мер против ограничений на ремонт, которые не позволяют малым предприятиям, рабочим, потребителям и даже государственным учреждениям ремонтировать свои собственные продукты. Подобные ограничения могут значительно увеличить расходы для потребителей, сдерживать инновации, закрывать возможности для бизнеса для независимых ремонтных мастерских, создавать ненужные электронные отходы, задерживать своевременный ремонт и подрывать отказоустойчивость», — заявила председатель Федеральной торговой комиссии Лина Хан (Lina Khan).

В ЕС тоже дело сдвинулось с мертвой точки. Так, с этого года производители бытовой техники и электроники, товаров, поставляющихся в ЕС, обязаны поставлять и запчасти для своих устройств в течение 10 лет. Еще более важным достижением является требование законодательства проектировать бытовую технику таким образом, чтобы ее можно было чинить без особых проблем общедоступными инструментами.

Ну а сейчас и Apple пошла навстречу потребителям, запустив программу Self Service Repair. Объявлено, что у пользователей теперь есть возможность закупать оригинальные компоненты для самостоятельного ремонта смартфонов и ноутбуков компании. Плюс корпорация обязалась предоставлять необходимые для ремонта инструменты. Программа начнет работать в США в начале 2022 года, а затем она будет запущена и в некоторых других странах мира.

Теперь все, война закончилась?



Не все так просто. Во многих случаях корпорации используют хитрые методы для того, чтобы избежать поставок официальных запчастей мастерским — даже тогда, когда обязаны это делать. Например, они выстраивают длинные и сложные логистические цепочки, звенья которой можно считать независимыми друг от друга. Глава iFixit раскрыл схему, которую использовала Varta. Это производитель аккумуляторов, который поставляет на рынок не только батарейки и аккумуляторы, но и производит элементы для партнеров. Так, Varta производит АКБ для беспроводных наушников Galaxy от Samsung.

Когда мастерская обращается к Varta с просьбой продать партию аккумуляторов для замены в сломавшихся наушниках, то в ответ говорится, что контракт с Samsung не позволяет передать аккумуляторы третьей стороне. При этом с точки зрения законодательства все чисто. Аpple, для того, чтобы сделать критически важные элементы своего оборудования уникальными, еще и модифицирует общедоступные компоненты — например, контроллеры питания для MacBook Pro. По словам главы iFixit, подобные схемы используются все чаще.

Во многих случаях после завершения срока поддержки определенных устройств компании отправляют на переработку все неиспользованные запчасти. В дальнейшем ремонтникам остается лишь возможность поиска таких элементов в онлайне — в частности, покупать поломанные гаджеты с необходимыми компонентами.

К слову, вполне возможно, что Apple запустила свою программу «свободного ремонта» просто потому, что боялась утратить контроль в отношении починки своего оборудования. Теперь же, пойдя на некоторые уступки, она сможет продавать оригинальные запчасти по высоким ценам, плюс проводить ремонт и силами своих сервисных центров — а ведь там ценовую политику можно и смягчить. Все это, конечно, просто предположения, но вряд ли корпорации просто так отступятся от сервисного обслуживания своих устройств и прочих товаров. Ну и кроме Apple наступлению «права на ремонт» сопротивляется большое количество других компаний — о них известно меньше просто потому, что эти организации не у всех на слуху, как Apple или Google.

Но все же, если лобби «права на ремонт» одержало настоящую победу — то остается лишь всех нас с этим поздравить. Осталось подождать немного, и ситуация прояснится.

Комментарии (35)


  1. MikeVC
    19.11.2021 06:38
    +3

    >> А сторонние совместимые запчасти использовать по закону нельзя — в США

    Это для сервисных центров или для граждан тоже ?

    Типа поставил дублевый экран в айфончик, айфончик это узрел, "стуканул" куда надо и т.д ?


  1. sergeyns
    19.11.2021 09:35

    Ну, например, всякие автосалоны (и производители "классических" авто, не знаю как у Маска), зарабатывают бОльшую часть своего дохода именно за счет сервиса/запчастей (по крайней мере в нормальное время, а не во время панического "вложить деньги"), а именно продажа идет почти в ноль..


    1. BlackMokona
      19.11.2021 11:28

      У Маска ещё автопарк слишком молодой для этого. А так Тесла в отличии от других полностью вертикализировала сервис и взяла полностью в свои руки. С чужими сервисами они никак не борются никаким образом. Но пока их политика непонятна, по причине того что их собственные сервисы перегружены и тем самым смысла боротся с конкурентами нету.


  1. NikaLapka
    19.11.2021 09:43
    +1

    Может заменить право на ремонт, на право 2-3 года гарантийного обслуживания? А, то выбирая новый ноутбук, телевизор, микроволновку, холодильник, стиралку.. просто охреневаю от "гарантия 12 месяцев".


    1. johnfound
      19.11.2021 11:00
      +3

      Нет, спасибо. Право на ремонт лучше.


      1. NikaLapka
        19.11.2021 13:45

        Нет спасибо, я не хочу через год менять лампочку в микроволновке, насос в стиралке, компрессор в холодильнике.. пускай даже они будут в продаже. Ни кто же не гарантирует ни качества(гарантия 12 мес. ведь всего) ни доступность цены(цена в 30-50% от новой вещи - легко!).

        Я лучше буду оперировать стоимостью изделия, например, стиральная машина 20 тыс руб, 3 года гарантии, если сломается - это исключительно проблема продавца. И это значительно лучше чем стиральная машина за 15 тыс но с 1 годом гарантии.


        1. johnfound
          19.11.2021 14:13

          стиральная машина 20 тыс руб, 3 года гарантии, если сломается — это исключительно проблема продавца.

          Сколько длится гарантийный ремонт? У вас вторая стиралка имеется? Но да, ходить нестираным, проблема не большая, но пахучая. ????


          1. Kanut
            19.11.2021 14:17

            Да вообще-то всякие стиральные салоны тоже никто не отменял.


            И кстати если взять ситуацию с правом на ремонт, то с чего вы решили что нужная вам деталь материализуется у вас прямо в тот момент как она вам понадобится?


            1. johnfound
              19.11.2021 14:37

              Материализуется, не материализуется, а запчасти для соц стиралках тридцатилетней давности у нас продаются на каждом шагу. Дешево. Но там и электросхема напечатана на внутренней стороне задней крышки. Чтобы не потерялась. И конструкция такая, что отремонтировать проще простого. Сами стиралки давно уже не производятся, да и остались немного. Но запчасти как было так и есть.


              1. Kanut
                19.11.2021 14:42

                Материализуется, не материализуется, а запчасти для соц стиралках тридцатилетней давности у нас продаются на каждом шагу. Дешево.

                Это конечно здорово. Но куча людей не хочят пользоваться соц стиралкой тридцатилетней давности. И покупают себе новые модели. И даже наличие этого самого права на ремонт не гарантирует вам что вы сможете быстро получить необходимые запчасти. И вам скорее всего точно так же придётся ждать пока производитель соизволит их вам выслать. И это спокойно может продлится дольше чем гарантийный ремонт.


                Но там и электросхема напечатана на внутренней стороне задней крышки. Чтобы не потерялась

                Это здорово. Но боюсь задней крышки точно не хватит чтобы напечатать всё необходимую техническую документацию на современные модели. Или вы предлагаете вместе с правом на ремонт запретить продавать что-то сложнее этих самых соц стиралок? :)


                1. johnfound
                  19.11.2021 16:12

                  Но боюсь задней крышки точно не хватит чтобы напечатать всё необходимую техническую документацию на современные модели.

                  В 21-ом веке, достаточно просто опубликовать документацию в инете. Нет?


                  И даже наличие этого самого права на ремонт не гарантирует вам что вы сможете быстро получить необходимые запчасти.

                  Почему? Производители запчастей появятся быстро, если производители оригинального изделия не боролись активно против этого. Посмотрите на рынке запчастей для автомобилей. Выбор есть и богатый. Это и есть право на ремонт.


                  1. Kanut
                    19.11.2021 16:19

                    В 21-ом веке, достаточно просто опубликовать документацию в инете. Нет?

                    Вопрос в том насколько просто по этой документации будет сделать необходимые запчасти.


                    Почему? Производители запчастей появятся быстро, если производители оригинального изделия не боролись активно против этого.

                    Да ничего они не появятся. Сейчас даже у стиральных машин куча произвпдителей у которых куча моделей в который куча разных запчастей. Никто не будет массово производить и держать у себя на складах "генерики" для всего этого разнообразия. А если и будут, то цены на эти запчасти будут относительно высокие.


                    Посмотрите на рынке запчастей для автомобилей. Выбор есть и богатый.

                    Во первых там немного другие цены. То есть мало кто будет выкидывать автомобиль если его можно починит за 500-1000-1500€. Ни будете ли вы за те же деньги чинить стиральную машину?


                    А во вторых даже там некоторые запчасти есть только от производителя. А некоторые даже они не поставляют. Особенно если речь идёт о малосерийных и/или относительно старых моделях.


                    1. johnfound
                      19.11.2021 16:38

                      Вопрос в том насколько просто по этой документации будет сделать необходимые запчасти.

                      Вопрос, да. Но можно спросить у китайцев. Они ответ знают, я уверен.


                      1. Kanut
                        19.11.2021 16:40

                        Вопрос, да. Но можно спросить у китайцев. Они ответ знают, я уверен.

                        Ну так и спросите у них сколько стоит штучное или хотя бы мелкосерийное производство более-менее приличного качества. И сколько времени они вам это будут изготовлять и везти.


                        То есть получить вы свою запчасть в результате скорее всего получите. Но сомневаюсь что быстро и дешево.


              1. Maximuzz
                21.11.2021 00:18
                +1

                ремонтировать просто, только некоторые стиралки, например, и запчасти копеечные часто, но вот чтобы поменять элементарно подшипники на барабане, его нужно распилить пополам у некоторых производителей, а потом еще и склеить, как то.


                1. Am0ralist
                  23.11.2021 10:12

                  вот от таких действий и поможет гарантия равная сроку службы, а срок службы завязать на «экологичность» и задавать законами для некоторых вещей.
                  Стиралка a++(+) с годом гарантии — это не экологичная вещь по умолчанию, потому что имеет полное право сломаться через год и будет отправлена на свалку.


            1. kevin
              23.11.2021 09:53

              Стиральные салоны? В глубинке живёте?


              1. Kanut
                23.11.2021 10:02

                Ну как сказать. С точки зрения каких-нибудь мюнхенцев или берлинцев наверное да:)


                Но стиральные салоны вполне себе есть и в Мюнхене и в Берлине. Да и у нас в районе по моему в каждом доме в подвале стоят стиральные машинки для общего пользования. И куча людей пользуется ими и свои вообще не покупает.


                1. kevin
                  23.11.2021 10:05

                  Ну да, как я не учел, что здесь обсуждают закон рассчитанный исключительно на баварцев и москвичей.


                  1. Kanut
                    23.11.2021 10:12

                    Ну если уж на то пошло, то в статье речь вполне себе идёт про США и ЕС...


              1. Am0ralist
                23.11.2021 10:58

                В глубинках, то бишь городах РФ ниже 0,5 МЛН есть химчистки точно, у них же обычно есть стиральные машины больших объемов, куда сдают вещи, которые в домашних постирать не могут.


        1. darkdaskin
          21.11.2021 22:13
          -1

          Многие магазины бытовой техники уже сейчас с радостью продадут вам расширенную гарантию как раз за сравнимые деньги. Зачем делать это обязательным для всех? Либо можно обратиться в страховую компанию, у них также есть программы защиты от поломки.


          1. NikaLapka
            21.11.2021 22:39
            +2

            В ЗОЗПП нет расширенной гарантии, и магазины очень не охотно или вообще не дают почитать "страховой полис" перед покупкой, да и после покупки.


    1. sergeyns
      19.11.2021 17:15
      -1

      А как иначе продать через год более модную, современную и быструю "ноутбук, телевизор, микроволновку, холодильник, стиралку" если их можно будет починить после поломки? А так, быстро и недорого вы получаете новую! *сарказм*. Зря что ли инженеры мучались, подгоняя срок службы под срок гарантии ...


    1. Am0ralist
      19.11.2021 17:39
      +7

      Не-не, срок гарантии равен сроку службы. Срок службы для разных вещей назначать законодательно.
      Привязать всякие эко A++ к сроку службы и гарантии. Ввести пошлины для не эко.
      А потом вот у холодоса А+++ срок службы не менее 7 лет и теперь как хочешь, но ремонть его за свой счёт всё это время. А иначе никаких тебе скидок за ЭКО, никаких наклеечек ЭКО, ибо каждые 3-4 года ломающийся и отправляющийся на свалку прибор ЭКО быть не может.

      Мигом рыночек порешает)


      1. Mike-M
        22.11.2021 01:40

        Кстати, о птичках )

        Купил сегодня электрический удлинитель Uniel. На упаковке написано:

        • Гарантийный срок 12 месяцев.
        • Срок службы 5 лет.
        • Срок годности не ограничен.

        Внимание, вопрос: как понимать последние два предложения в контексте их отношения друг к другу?


        1. Deosis
          22.11.2021 09:19
          +1

          Первое: Если сломается, то изготовитель чинит за свой счет.

          Второе: Время, после которого дешевле купить новый, чем обслуживать старый (в зависимости от условий эксплуатации)

          Последнее должно означать, что удлинитель в упаковке может пролежать на складе 10 лет и не испортиться.


        1. Am0ralist
          23.11.2021 11:03
          +1

          Гарантирует 12 месяцев работы с момента продажи.
          В течении 5 лет отвечает за заводские дефекты, если вдруг всплывут и вы докажете, что это они. Так же указывает «срок амортизации» изделия, после которой вам стоит в бюджет заложить сумму на покупку нового.
          Нет даты, после которой не рекомендуется или запрещено использовать.


  1. Lofer
    19.11.2021 11:31
    +8

    Может заменить право на ремонт, на право 2-3 года гарантийного обслуживания? А, то выбирая новый ноутбук, телевизор, микроволновку, холодильник, стиралку.. просто охреневаю от "гарантия 12 месяцев".

    Посидел вчера в официальном сервисном центре Самсунг. Впечатлился было с чем сравнивать.

    Типовая операция - замена аккумулятора в мобильном телефоне.

    Samsung Galaxy S5, имеет задекларированный IP67.

    Замена аккумулятора:

    1. Купить новый аккумулятор самсунг

    2. Открыть крышку

    3. Достать старый аккумулятор и поставить новый

    4. Закрыть крышку телефона

    4 действия и 5 минут от силы.

    Samsung Galaxy S9, имеет задекларированный IP68 (*Based on test conditions of submersion in up to 1.5 meters of fresh water for up to 30 minutes. - взято с сайта самсунг).

    Замена аккумулятора:

    1. Позвонить в официальный сервисный центр самсунг что бы заказали аккумулятор. Попутно выяснить, что время замены составляет два часа и согласовать время приход в сервис. Попутно уточнил, требуются ли от меня какие-то подготовительные действия (аккумулятор разрядить\пароли сбросить\бекапы и т.д.) ? Выяснилось, что "все же делается по технологической карте и официальными запчастями" и от меня ничего не требуется. Ладно. Допустим...

    2. Позвонил в официальную поддержку Самсунг уточнить "включает ли технология замены аккумулятора последующую проверку на сохранность IP68 есть ли возможность получить протокол испытаний на руки?" Например, при замене батарейки в швейцарских часах после проверки на герметичность, на руки получаешь распечатанный протокол измерений. Выяснилось, что "процедура включает такие испытнания, но протокол на руки не выдается". Джентельменам верят на слово ? Допустим

    3. Пришел в сервис центр сдал телефон, сижу два часа читаю в планшете.

    4. Через два часа отдают телефон. Проверяю встронное диагностикой Samsung Members состояние новой батареи и.... состояние "BAD".

    5. Интересуюсь "А зачем я менял батарею, если диагностика ругается по прежнему ?" Не сбросили счетчик! Оказывается должнен был передать пароль от телефона сервису! Допустим.

    6. Забрали телефон разблокированный.... сбросили счетчик аккумулятора. Оплатил. При оплате заметил что "как-то не так" фронтальная камера при скане глаз списал на "глаза устали"

    7. Вышел на порог сервиса, проверяю камеры. Фронтальная камера все показывает не в фокусе с каким-то муаром

    8. Возвращаюсь в сервис - показываю проблему. Объяснения сервиса "не было пароля не могли проверить... Наверное в телефоне остался изопропиловый спирт, которым убирали клей и его пары так повлияли на камеру. Надо минут 30 что бы исправить - разобрать и собрать телефон опять." То, что я сидел на диванчике два! часа у них под носом и ни одна не почесалась подойти спросить ? [вырезано цензурой....]

    9. Отдаю телефон, еще минут 30...40 сижу жду. принесли телефон. вроде камера заработала.

    На это все потрачено было 4 часа времени (S9) "благодаря" официальному сервису, против 5 минут (S5).

    Что стоило по деньгам:

    1. Ремонт-замена функциональных блоков ОАУ электрически связанны между собой не требующих последующей настройки: +12 $

    2. Сборка-разброка предварительный осмотр: +8.17 $

    3. Аккумулятор: +42.73 $

    4. Ремкомплект: + 3.09 $

    5. Клеевая основа: + 0.65$

      Приписка: Тест на влагозащиту не производился, клиент не предоставил пароль.

    Повторю: это официальный сервис Самсунга. Меня кто-то предупредил "Клиент, по регламенту для проверки нам будет необходимо получить полный доступ к вашему телефону. Если не предоставите, вот пожалуйста распишитесь в отказе от претензий по следующим пунктам" ? Нет! Протокол ремонта ? Да ну его нафиг... Клиент сидит перед носом ? Да и болт на него... Напишем что "сам себе злобный буратино" и никаких претензий принимать не будем, но что бы выставить счет к оплате будем кричать на весь зал...

    Итого: Samsung galaxy S9 68$ и 4 часа официального сервиса против Samsung galaxy S5 35$ и 5 минут сделай сам (право на ремонт).
    Магазин, где я покупал аккумулятор находит в 500 метрах от сервиса, так что можно считать практически 100% совпадение условий проведения "эксперимента" - производитель\класс устройства\локация.

    Попутно наслушался, пока сидел и ждал:

    1. выдавать заключение на дефект техники самсунг в гарантийный период для замены или возврата денег у продавца? Платная услуга!

    2. Подглючивает техника ? мы вам "прошьем" последнюю прошивку за деньги, но никаких гарантий что она поможет вам не дадим.

    Не надо втирать про "два года гарантии" или прочей чуши. На выходных в стиральной машине 20 летней ремень приводной лопнул - нашел ремень, выкрутил 6 болтов, одел новый ремень, закрутил и стирает дальше. Это мне стоило 20$ и 3 часа времени, включая такси и разворотить ванную слить воду из стиральной машины.

    p.s. Номер заказа есть, время разговора с официальной подержкой Samsung и официальным сервисом есть (ведь все разговоры записываются ?)


    1. Mike-M
      22.11.2021 01:48
      +1

      О чём Вы говорите?! Если Samsung даже элементарный changelog на обновление прошивки телевизора юзерам не предоставляет, куда уж ему до всего остального…


  1. Kanut
    19.11.2021 11:44
    +2

    В ЕС тоже дело сдвинулось с мертвой точки. Так, с этого года производители бытовой техники и электроники, товаров, поставляющихся в ЕС, обязаны поставлять и запчасти для своих устройств в течение 10 лет.

    Вот только цена на эти запчасти не то чтобы ограничена. И как бы закон этот не особо поможет если запчасть вам производитель конечно продаст, но стоить она будет дороже нового изделия....


    1. DEamON_M
      19.11.2021 16:41
      +1

      Ага. Цена за магнетрон + дверка > цены за новую микроволновку. Цена матрицы телевизора > цены за новый телевизор. А о принтерах с картриджами и говорить нечего — дешевле купить новый, чем заправить старый (если официально)


      1. Am0ralist
        19.11.2021 17:43
        +1

        Цена за бп лексмарковского принтера в офсервисе была 12к, при том, что вообще по гарантии обязаны были поменять, но отказались, а новые аналогичного левела принтер стоил… 10к.
        Несколько месяцев потерь лексмарком моих писем и заявок, и их инженер таки приехал и бесплатно заменил уже на месте. Но в общем да, без китайских запчастей житие плохое…


  1. DirectX
    19.11.2021 21:21
    +3

    Вот интересное видео от де-факто отца-основателя Right to Repair, Луиса Россмана: https://www.youtube.com/watch?v=2jCtVDCiY_8

    В двух словах - пока радоваться рано, т.к. на его памяти уже была подобная программа Apple для независимых ремонтных мастерских. Так вот участие в подобной программе делает невозможной работу подобных мастерских с обычными ремонтами вроде обычных починок залитиых макбуков, устранение проблем с цепями питания и тому подобное т.к. ставит вне закона наличие в мастерской каких бы то ни было "нелицензированных" схем, деталей и оборудования. Единственное что разрешается - заказывать у производителя готовые блоки разной степени избыточности с предоставлением личных данных покупателя и делать ремонт после их получения через несколько недель. Любые "замены экрана за 10 минут" для этой программы нерелевантны. И сама программа создана скорее для галочки, для снижения напряжённости на законодательном уровне.


    1. Alexander_The_Great
      20.11.2021 00:07
      +2

      >И сама программа создана скорее для галочки, для снижения напряжённости на законодательном уровне.

      Как будто кто-то рассчитывал на иное.