Всем привет это Денис Вебер.

Сегодня я расскажу как моделировал один из танков, которого нет в игре World of Tanks и покажу небольшой рекламный ролик, чтобы можно было представить, что этот танк по-настоящему был представлен игрокам.

Как обычно, специально для тех, кому больше нравится формат видео, а не текст, ссылку на видео и финальный результат я оставлю в конце статьи.

Когда я начал заниматься 3д я и не думал, что почти все 3д модели создаются из такого простого куба. Пройдут часы, дни или даже недели прежде чем модель станет похожа на что-то совсем неотличимое от объекта в реальной жизни.

3д мне напоминает работу скульптора, который из большого куска камня вырезает своё объёмное произведение искусства.

Думаю, что сейчас я могу создать в 3д всё, что придёт мне в голову. Идеи на самом деле витают в воздухе и их просто нужно вовремя поймать.

Скажу честно, я никогда не фанател от игр про военную технику. Даже в детстве, я больше любил стрелялки или драки типа Contra или Comix Zone. Наверное почти все из вас когда-нибудь играли в Battle City на Dendy. Примитивная по нынешним временам игрушка, в которой вы управляете танком и всеми силами пытаетесь спасти свой штаб.

Создатели одной из самых популярных современных игр про танки точно вдохновлялись именно той самой Battle City. Я играл в World Of Tanks всего несколько раз и мне по душе больше, например, Call Of Duty, но я не могу не согласиться, что набор и проработка танков в танковом симуляторе просто поражает воображение.

В игре представлено 11 стран от СССР и до Италии и несколько видов техники. Пусть меня поправят фанаты игры, если я где-то буду неточным. Есть лёгкие, средние, тяжёлые танки, самоходки и тому подобное, возможность модернизировать свои машины и менять их комплектацию. Для фанатов военной техники тут просто раздолье.

Однажды я наткнулся на рекламу одного из танков, который создатели игры презентовали в таком крутом видео.

И я подумал, не могут же разработчики, даже самой навороченной игры, добавить туда вообще все существующие модели танков. Да, гараж техники огромный, но каких-то моделей в нём точно нет.

Я залез на Вики World Of Tanks и не нашёл в списке несколько достаточно известных танков. Думаю, что вы уже догадались, я решил создать один из таких танков и сделать для него такой же рекламный ролик. Так, если бы именно его добавили в игру и презентовали игрокам.

В этой статье я расскажу как выбирал танк, как моделировал и добавлял для него текстуры и покажу то самое промо видео уже с созданной мной моделькой.

В Вики танков на самом деле очень много машин из разных стран. Но я сразу решил, что хочу делать танк производства СССР. Наверное самый популярный танк вообще во всей истории - это Т-34. Про него писали книги, снимали фильмы и если обычного обывателя спросят про танки, первое, что может прийти ему в голову именно Т-34. Этот танк относится к средним по массе и по своим характеристикам и качествам мне приглянулись танки именно такого класса.

Так я нашёл танк Т-24, который бы создан в далёком 1930 году. Что примечательно, эта модель была вообще одной и первых советских боевых машин среднего класса, которую пустили в серийное производство. Танк имел возможность вести огонь сразу в нескольких направлениях одновременно, но был слишком высоким по габаритам, имел проблемы в координации вращения башен и системе охлаждения двигателя.

Несмотря на то, что Т-24 стал улучшенной версией уже существующего Т-12, он всё равно не поступил на вооружение войск армии и был вытеснен более современными машинами. Но мы с вами можем помечтать и дать танку второй шанс, ведь именно конструкторы Т-24 впоследствии разработали культовый Т-34.

В World of Tanks есть Чехословацкий танк Шкода T 24, но как вы могли понять он не имеет никакого отношения к советской боевой машине.

Для создания 3д моделей часто используют готовые чертежи или blueprints. Вы просто вводите в поиске T-24 blueprint и если повезёт, сможете скачать чертёж нужного танка. Мне повезло с чертежом и я скачал сразу несколько референсов, чтобы рассмотреть танк со всех сторон.

Я заранее примерно наметил план действий и решил начать с основы всего танка - его корпуса.

Суть моделирования по чертежам в том, чтобы понять как модель должна выглядеть с разных сторон. Это может показаться просто, но приходится быть мега-внимательным и не пропускать никаких мелочей. Всё-таки мы с вами хотим сделать как можно более точную копию танка, чтобы он мог передвигаться своим ходом и его наконец-то взяли на вооружение в армию.

Когда я доделал основу корпуса, сразу взялся за башни. Их в танке целых две штуки. Может быть с технической точки зрения это было не самым лучшим решением, но задумка просто отличная.

В левой задней части танка сияет красный глушитель. Глядя первый раз на Т-24, я подумал, что конструкторы поместили туда бак с горючим и уже начал было возмущаться, но потом присмотрелся и понял, что всё в порядке.

Сейчас может показаться, что всё идёт быстро и части танка создаются из обычных кубов и цилиндров, но поверьте мне, у этого танка достаточно много маленьких деталей, которые мне придётся моделировать совсем скоро.

Одна из таких частей - хвост. Что интересно, он был достаточно популярен в танках Первой мировой войны и использовался для удлинения опорной поверхности машин. Хвост был съёмным и помогал преодолевать окопы, не позволяя танку опрокидываться.

У Т-24 хвост состоит из нескольких металлических полозьев, соединённых между собой. Я собрал его, а потом несколько раз возвращался и редактировал его части, пытаясь максимально точно приблизиться к оригинальной конструкции.

Самое время создать ходовую часть. Она состоит из опорных и поддерживающих катков. А в роли подвески используются вертикально установленные пружины. Только сейчас, когда я начал создавать модель танка понял, как вообще они передвигаются и работают.

Я слегка помучался с созданием ведущего колеса, но в итоге всё получилось. Танк обладает колёсами разных диаметров. 16 парных колёс снизу и 8 сверху. Итого, целых 48 колёс для одной машины. Хорошо, что в 3д можно клонировать созданные модельки. Я смоделировал по 4 тележки подвески и закрепил на них колёса. Здесь есть ещё небольшие элементы тележки, которые могут быть незаметны с первого взгляда.

В блендере с помощью настроек можно таким интересным образом показывать созданные модельки. Программа просто раскрашивает каждую отдельную модельку в свой случайный цвет. Мало того, что теперь танк выглядит как аттракцион в парке развлечений, ещё и моделировать стало гораздо удобнее.

Гусеничный движитель - одна из самых важных частей танка. Без него он просто не сдвинется с места. Само движение в танках происходит с помощью перематывания гусеничной ленты. Даже имея на руках референсы с разными ракурсами, у меня никак не получалось сделать гусеницы, которые были бы похожи на оригинал и я потратил на их создание достаточно много времени.

Можно создать кривую, одну ячейку гусеницы и с помощью модификаторов размножить её и пустить в нужном направлении. Я действительно потратил не один час, чтобы гусеничная лента меня устроила.

Я буду красить танк. И делать это в программе Substance Painter. Она обладает огромным набором крутых штук. Например, с помощью текстур, можно сделать похожие болтики. На вид они конечно будут отличаться о тех, что я моделирую здесь, но как вы увидите чуть позже, я добавлю на текстуры достаточно большое количество мелких элементов.

В верхней части находится 45 миллиметровая пушка образца 1930 года. Интересно, но только часть из всех собранных машин получили такие штатные пушки. По бокам, на верхней башне и в передней части целых 4 пулемёта калибра 7,62. Так как они одинаковые, то и эти модельки можно было просто скопировать.

Я уже смоделировал почти все основные части танка и дело оставалось за деталями. Я добавил буксирные серьги в переднюю и заднюю часть и ещё парочку по бокам. В задней части есть отверстие для охлаждения двигателя, которое прикрыто сеткой. Если в реальной жизни охлаждение не работало как надо, в нашей версии танка всё будет в порядке.

Мне осталось доделать буквально несколько деталей, чтобы отправить танк на покраску. Запомните это кольцо, чуть позже оно крадёт у меня несколько часов жизни и тонну нервов.

Так как танк состоит из соединённых заклёпками бронелистов, я решил, что их нужно создать на стадии моделирования. Швы можно было нарисовать и на текстурах, но я подумал, что для них всё-таки нужно делать свою геометрию. Теперь он стал выглядеть ещё веселее.

Для подготовки танка к покраске я разделал его на несколько частей. Основная часть танка, верх, пушки, они же башни, колёса и гусеницы. Для каждой части создал UV развёртку, чтобы текстуры в 3д стали соответствовать текстурам в 2д и упаковал их. Развёртка и подготовка модели для покраски это одна огромная тема и если вам будет интересно, я расскажу о ней в одном из своих новых видео и статьях.

А сейчас я экспортировал модельку и загрузил её в Substance Painter. Первым делом я запёк текстуры, чтобы подготовить их для создания материалов и если вы присмотритесь, то увидите, что корпус танка выглядит как-то странно. Одни части серые, другие темнее. Такого быть не должно, а вот в чём причина я не понимал.

Я догадывался, что где-то есть ошибка в геометрии, но не понимал где. Поэтому стал добавлять модельку по частям и запекать отдельно каждую из них, но ничего не помогало. Я потратил несколько мучительных часов, прежде чем совершенно случайно нашёл это проклятое кольцо. Почему-то у него была нарушена геометрия и при запекании текстур оно их напрочь портило. Я удалил кольцо и всё стало так, как нужно.

Я подумал, что если бы танк 1930 года выпуска сохранился до наших дней, он бы обязательно выглядел ржавой, побитой жизнью машиной. Поэтому я выбрал это фото главным референсом для покраски модели.

Программа Substance Painter чем-то напоминает Photoshop. Здесь также есть слои со своим порядком и набором настроек, только в отличие от Photoshop эта программа заточена именно под 3д. Если вы видите 3д модельку, которая выглядит максимально реалистично, возможно её красили здесь.

Я добавил несколько слоёв. На одном краска, а на других металл, ржавчина, потёртости, царапины, сколы и так далее. Даже сам процесс покраски вызывал у меня какой-то огромный восторг. Когда созданная тобой моделька серого цвета у тебя на глазах превращается в настоящий танк времён 30-х, это что-то.

Если в 3д всё-таки есть какой-то конечный вариант, который может устроить дизайнера, здесь эти рамки сильно размываются. Можно несколько дней сидеть и просто подбирать вид ржавчины, крутя ползунки в разные стороны. И что самое интересно, это не наскучит. Как я и говорил, достаточно много элементов можно добавить с помощью текстур. Например, все заклёпки на бронелистах я добавил именно так. На это ушло пару часов, но оно того стоило.

Как и обещал, я сделал видео, которое будет презентовать созданный Т-24. Вы можете посмотреть его в видео на youtube, которое я добавил в конце статьи.

Это был очередной по-своему сложный проект, который мне безумно понравился. Если вы хотите поддержать развитие канала или вам понадобится эта моделька танка, ссылки на 3д стоки я оставлю в описании под видео.

Задумывая проект, я часто не представляю как смогу его реализовать. Но когда вижу финальный результат, понимаю, что нет ничего невозможного.

Напишите в комментариях, есть ли у вас свой любимый танк. Возможно в будущем я смоделирую именно его.

Оригинальное видео:

Комментарии (31)


  1. Kupkupich
    01.12.2021 20:22
    +1

    Крутой танк, странно почему его не добавили ещё в вт))


    1. dendead Автор
      01.12.2021 20:26
      +1

      Спасибо!) Я так посмотрел, много каких интересных нет. Может быть Wargaming вдохновится))


      1. Dimmirslr
        02.12.2021 19:41

        А вы им пробовали отправить как-то вашу работу?


        1. dendead Автор
          02.12.2021 19:42

          Я писал в лс в группы вк) но напрямую нет)


  1. 6esha
    01.12.2021 22:51
    +4

    Прогиб засчитан!


  1. karachun92
    02.12.2021 01:10
    +1

    Спасибо. Познавательно.

    У меня вопрос - а вот такая техника рисования когда рисунок наносится сразу на 3D модель это новомодное веяние или так рисовали всегда?

    Я это почему спросил - если посмотреть на развертку текстуры, например для модельки человека, то видно что из-за сложной формы при разварачивании получается бесформенное пятно в котором не к чему привязаться.

    Вот, например билдовская текстура Аликс из Half-Life2.
    https://static.wikia.nocookie.net/half-life/images/2/2a/Alyxhead.png/revision/latest/scale-to-width-down/512?cb=20120621150548&path-prefix=en

    Если делать такое лицо в фотошопе то это же придется все делать методом проб и ошибок. Например даже имея фотографию уха придется его искажать и менять его положения и каждый раз загружать измененную текстуру чтобы убедиться что это ухо находится на правильном месте.

    Это же получается адский труд - после любого изменения надо проверять на 3Д модели - правильно ли получилось.


    1. dendead Автор
      02.12.2021 01:13
      +1

      Я начал рисовать уже таким образом, как показал в видео, но знаю, что раньше действительно рисовали текстуры, например, в фотошопе и каждый раз натягивали на модель для проверки. Было намного сложнее, чем сейчас)


    1. engine9
      02.12.2021 07:42

      Сейчас художники могут рисовать прямо в блендере (в 3Д редакторе, если быть точнее) по модели кисточкой. Но если я не ошибаюсь в геймдеве сложились определенные паттерны по которым разворачивают модели и текстурят.

      Еще бывает, что в качестве модели применяют реальный объект и метод "фотосканирования", а там алгоритм сам швы текстурные создаёт.


    1. Oncenweek
      02.12.2021 17:39
      +2

      развертка головы

      из 3-д дедактора можно было выгрузить развертку сетки (как на картинке под спойлером) и рисовать поверх нее. Проверять все равно было надо, но уже на момент рисовки было понятно где уши, а где глаза


      1. js605451
        03.12.2021 05:19
        +2

        Жопа с ушами :-)


  1. pbw
    02.12.2021 04:20
    +1

    Создатели одной из самых популярных современных игр про танки точно вдохновлялись именно той самой Battle City.

    Старые танкисты часто о ней вспоминают.


  1. Javian
    02.12.2021 06:50

    Всегда было интересно, чем обосновывали задание на многобашенные танки. Какая-то тактика в стиле Рембо.


    1. lonelylockley
      02.12.2021 08:01
      +7

      Там всё было не так просто. Сначала танк рассматривали неким подвижным ДОТом. От танка нужно было обеспечить максимальную плотность огня во всех направлениях, чтобы защитить себя и в то же время подавить оборону противника позволив своей пехоте сблизиться и начать атаку. Поэтому и строили многобашенные бронесараи утыканные орудиями и пулеметами.
      После ПМВ технические возможности возросли и танки поделились на танки прорыва и поддержки. А уже в хоте ВМВ стало ясно, что танку нужны одновременно и скорость и броня и мощное орудие — так конструктора пришли к современной концепции ОБТ (общего боевого танка).
      Я всё очень упростил, но думаю, что идея теперь понятна — это эволюционный процесс ограниченный технологиями своего времени.


      1. Nikoobraz
        02.12.2021 09:49
        +2

        это эволюционный процесс ограниченный технологиями своего времени.

        А так же прошлой войной, к которой готовятся генералы выдавая заказ на разработку новой техники.


      1. MTyrz
        03.12.2021 16:45

        Только не общего, а основного танка — а за остальную историческую справку респект!


        1. lonelylockley
          03.12.2021 17:16
          +1

          Спасибо, переклинило почему-то. Вы совершенно правы


    1. K0styan
      02.12.2021 08:05
      +3

      Так с этого, наоборот, начали. Сначала просто оружие в подвижных установках по бортам, потом частично вынесли в башню, но Самую Большую Пушку оставляли в корпусе. Для того, чтобы всё оружие в башне сконцентрировать, определённая конструкторская смелость понадобилась.

      Даже в лёгких танках, которые, напротив, начались с Renault FT со строго башенным размещением вооружения - и то пытались ставить отдельные башни с пулемётами. А уж к тяжёлым отношение как к "сухопутным броненосцам" дотсамой войны было.


  1. engine9
    02.12.2021 07:38

    Автор, скажи пожалуйста, а если бы не было SP ты бы справился только блендером? Я хочу освоить методику запекания с хайполи не только нормалек и AO но и диффуза. Т.к. принципиально хочу остаться в пайплайне где задействован только оупенсорц.


    1. dendead Автор
      02.12.2021 10:10
      +1

      Можно было бы использовать только блендер с процедурной генерацией, но думаю, что придётся сильно заморачиваться, чтобы сделать что-то примерно похожее на то, что в SP делается за час)


    1. McHummer1
      02.12.2021 21:09
      +1

      Существует armorpaint. Платный, но опенсорсный. Можно самому собрать из исходников)


      1. engine9
        03.12.2021 06:24

        О как, спасибо.


  1. vitkt
    02.12.2021 10:01
    +14

    у меня есть любимый танк

    мой любимый танк


    1. Javian
      02.12.2021 10:20

      Впервые посчитал количество пушек - 8. Можно предположить, что и сзади еще минимум 2.

      На карте Песчаная река


      1. K0styan
        02.12.2021 17:14
        +1

        Думается мне, пушка таки одна - в башне. Остальные торчащие конструкции явно меньше диаметром. Предположительно, пулемёты с бронированием кожухов водяного охлаждения - или с принудительным воздушным, в духе Льюиса.

        Ну и да, в бортовых спонсонах просто места нет, чтобы обеспечить откат пушки при стрельбе в положении "прямо вперёд")

        *да, я всерьёз рассуждаю про устройство карикатурного танка, у которого даже не согласуются внутреннее устройство и внешний вид


        1. Javian
          02.12.2021 18:20

          Логично. Стрелять по зулусам из пушек слишком дорого - пулеметы оправданы. Пушка - для стрельбы картечью по большим скоплениям и разрушения укреплений.


          1. tommyangelo27
            02.12.2021 19:09
            +1

            Простите, по зусулам (так в оригинале, только что послушал ????)


    1. Kirthgreat4
      02.12.2021 16:35
      +1

      Прикольный жук


    1. tvr
      02.12.2021 17:46

      Перед ним должен идти грейдер, ровняя ландшафт :))


  1. Psychosynthesis
    03.12.2021 05:34

    Реально, статья о том как нарисовать модельку набирает на Хабре кучу плюсов? Мда...


  1. Dpal
    03.12.2021 10:13
    +1

    Отличная работа!

    Спасибо за статью!


    1. dendead Автор
      03.12.2021 10:13

      Спасибо. Круто, что понравилось)