Противостояние фронтендеров и бэкендеров — это как битва добра и зла с инь и ян. В этой статье представители двух лагерей вновь сразятся друг с другом за право главной роли в разработке ПО, а Хабр сможет сравнить их философию и лайфхаки.

Кто же сейчас ценнее для больших корпораций: суровые бэкендеры или творческие фронтендеры с обострённым чувством прекрасного? А может, стереотипы уже устарели и различия между этими типами разработчиков стёрлись. Ведь их пути часто пересекаются, когда и те и другие вместе бьются над решением непростых глобальных задач.

В этом посте я, Дмитрий Кондин (@Rumantic), не только расскажу о лучших докладчиках конференции X5 Tech «Природа кода», но и оценю их выступления.

Небольшой дисклеймер: мы приложили видео докладов и сделали краткое описание каждого из них. В тексте будет некоторое расхождение в стиле изложения и порядке фактов по сравнению с записью. Зато комментарии нашего судьи подчеркнут интересные места выступлений. Поэтому после статьи посмотрите видео и насладитесь полной картиной этого замечательного матча.

А судьи кто?

Кратко расскажу о себе, чтобы вы понимали, почему я могу делать такие обзоры. Мои тренировки начались в 2004 году, когда я занялся профессиональной разработкой веб-сайтов и писал свой дипломный проект на Perl'е. Это были весёлые времена; многие популярные CMS'ки зародились в тот период. Я тоже пилил свою CMS на PHP.
За 17 лет удалось познать все прелести профессии разработчика: сайты в KOI‑8, первые версии PostgreSQL, тяжёлый переход от резиновых сайтов к адаптивным, Web 2.0. У меня было много спаррингов и травм. Пришлось погружаться и в тонкости управления хостингами (сначала на cPanel, потом на ISPmanager): выделенные сервера, мониторинг ресурсов, бессонные ночи, дедлайны…
Из всего этого и сложился мой спортивный опыт разработки. Но даже сейчас я ощущаю себя как начинающий боец, который только выходит на ринг. Бесконечный хоровод растущих как на дрожжах технологий заставляет каждый день учиться.
А теперь давайте поговорим с тренерами.

Бэкенд

Тренер Артур Манукян, руководитель Python-бэкендеров

Наши бойцы давно готовились к этому матчу. Тренировочный процесс построен максимально эффективно: в каждой команде по 10–12 человек, которые работают над 40 проектами. План тренировок выстроен по схеме 80/20. Разработка новых фич занимает 80–85 % времени, поддержка — всё остальное. Не буду нахваливать ребят перед матчем, чтобы не сглазить, лучше расскажу о недавних успехах. Один наш бэкендер ускорил работу приложения на 30 % благодаря оптимизации запросов в базе данных.
В арсенале моих ребят секретные приёмы из Python, C# и Go. На месте противника я бы сразу сдался!
Спортивное досье: особенности работы отдела разработки серверных приложений
Технологический стек построен в основном на open source, и такой подход выгоден для бизнеса. У нас нет чёрного списка инструментов, зато есть перечень того, что можно использовать. Никто не запрещает вносить свои инициативы и предлагать новые фреймворки и инструменты. Если они действительно подойдут для наших задач, мы внесём их в стек используемых технологий.
Для отработки идей и построения MVP используем Django; он хорошо подходит для этих целей. Но в продакшене мы применяем другие фреймворки.
В отделе очень гордятся разработкой приложения для сотрудников компании «Мобильное рабочее место сотрудника торговой сети „Перекрёсток“». Наши спецы понимают: приложения, которые мы создаём, делают проще и удобнее жизнь миллионов людей, и для нас это главный источник вдохновения.
Ребята постоянно находят интересные решения или разрабатывают новые полезные инструменты. Поэтому примерно раз в месяц-полтора мы проводим внутренние митапы, где инициативные разработчики делятся своими идеями.
В любой команде разработчиков главное — это люди. Если у программиста глаза горят энтузиазмом и если он адекватно оценивает собственные компетенции, мы с радостью предоставим ему индивидуальный план развития.
А если человек успешно справляется с текущими обязанностями и просто хочет спокойно работать, мы даём ему такую возможность.

Тренер Максим Гагаринов, руководитель Java-бэкендеров

Хотя другая сторона пытается запугать нас, мы не поддадимся на эти угрозы. Наш отряд состоит из 60 лучших атлетов кода. Они в совершенстве владеют Java, Scala и Kotlin, и уж поверьте, тут мало никому не покажется. В каждой команде у нас несколько фронтендеров, бэкендеров, аналитиков, а также SRE-инженер, QA-специалист и деливери-менеджер или руководитель. Если команда работает с большими данными, то в ней также присутствуют Data Analyst, Data Quality Analyst и Data Scientist. Эти бригады работают быстро, слаженно и чисто.
И у нас есть чем ответить на успехи фронтендеров! На проекте «X5.Транспорт» мои ребята помогают обрабатывать десятки гигабайт информации в онлайне. Поверьте, это лютая тренировка!
Спортивное досье: особенности работы отдела Java-разработки
Отдел состоит из нескольких продуктовых команд, причём один разработчик может быть привязан сразу к нескольким продуктам. В отделе много талантливых сотрудников, которые при необходимости могут делать фронт/фулстеки.
Перечень основных проектов:
  • «X5.Транспорт» (5 бэкендов);
  • «Система оперативного мониторинга»;
  • «Операционная аналитика транспорта»;
  • «Объединённый центр обслуживания»;
  • «Обратная связь»;
  • «Реаллокатор полочного пространства»;
  • «Управление промоактивностями»;
  • Customer Value Management;
  • «Система планирования ассортимента»;
  • «Ценообразование»;
  • Dialog.X5 (цифровая платформа для поставщиков).
Самые интересные с точки зрения Java-бэкендеров проекты:
  • «Система оперативного мониторинга» постоянно собирает данные с датчиков грузового транспорта и практически в режиме реального времени выдаёт диспетчерам на картах местоположение машин и информацию об их состоянии. Это десятки гигабайт информации на входе, которые нужно корректно обработать, сложить в аналитические хранилища и ретранслировать в соседние системы для дальнейшей обработки.

  • «X5.Транспорт» отслеживает грузоперевозки и управляет ими в режиме реального времени. Она предоставляет API для интеграции с партнёрами, а пользователям — веб- и мобильный клиент.

  • «Обратная связь» — наш лучший сервис по работе с обращениями покупателей торговой сети «Пятёрочка». Включает в себя три информационные системы с единым веб-интерфейсом: CRM (единое окно оператора), TTS (тикетная система обращений клиента) и омниканальная платформа коммуникаций.

  • Dialog. X5 — цифровая платформа для поставщиков. Целая экосистема сервисов для автоматизации бизнес-процессов и аналитики данных ретейла.
Мы противники переработок, так как считаем, что при грамотном планировании проектов беспокоить специалистов в нерабочее время не потребуется. Мы стали «челенджить» необходимость каждой переработки, и вскоре их количество сократилось. У ребят восстановился нормальный баланс между работой и личной жизнью. К нашему удивлению, настроение некоторых разработчиков упало. У них стали происходить периодические конфликты с менеджером. Созвонились, разобрались: оказалось, что ребята добровольно соглашались на переработку, чтобы заработать себе, например, на новогодний подарок. Мы решили направить этот процесс в благое русло и создали биржу задач для Java-разработчиков (подсмотрели эту идею у наших DevOps-инженеров). Теперь любой специалист может брать с этой биржи дополнительные задачи, работать над ними в свободное время и получать бонусы к зарплате.
Итак, мы узнали о подготовке. А теперь в бой!

Бэкендер Георгий Рымаренко: Как найти общий язык в анализе и разработке

Разработку ПО можно разбить на разные составляющие, но среди них есть два критичных элемента: статическая (предметная) область и динамическая (непосредственно разработка). С этими же сторонами командной работы мы сталкиваемся и в любой другой сфере повседневной жизни.
— Георгий начинает выступление с запрещённого приёма, рассказав про сломанную руку своего друга. Это же настоящий берсерк! Посмотрите, как он захватывает внимание слушателей и не оставляет ни единого шанса проспать этот доклад!
Допустим, вы затеяли в квартире ремонт, наняли нескольких мастеров и попросили их «сделать красиво». Вот только «красиво» в представлении каждого из них окажется своё. В результате квартира будет выглядеть как угодно, но только не так, как вы рассчитывали. Но если перед наймом работников вы закажете у хорошего специалиста дизайн-проект, то вам останется только передать этот чёткий план действий мастерам — и ожидать от них воплощения заранее известного результата.
— Георгий держится в стойке боксёра; словно ищет взглядом в зале потенциального оппонента. Ух, не завидую фронтендерам.
Программисты — мастера по разработке ПО — тоже должны получить такой «дизайн-проект», формирующий у них общее видение продукта. Без него их действия будут несогласованны, а разработка — обречена на провал или, по крайней мере, более долгий и тернистый путь к реализации.
Давайте посмотрим, какими способами можно донести это общее видение до разработчиков.

Статическая часть

Предметная область проекта, выражаемая единицами языка (словами и понятиями), должна трактоваться всеми участниками разработки единообразно. А значит, нужно составить перечень используемых терминов и определений. Эти термины образуют определённую иерархию, поэтому в результате получится не просто глоссарий в виде списка, а диаграмма со связями (например, ER-диаграмма проекта базы данных). На её основе гораздо проще создавать чёткие модели и обсуждать их, не сомневаясь, что мы говорим друг с другом на одном языке.
— Активно использует флипчарт, это огромный плюс. Смотрим дальше! Что ещё в его запасе?
Одна команда проектировала системы для ретейла, оперируя следующими понятиями:
  • товар;
  • стек;
  • партия;
  • айтем.
Казалось, что все разработчики понимали разницу между ними. Но когда от обсуждений команда перешла к действиям, возникала путаница и ошибки. Потребовалось много усилий, чтобы разобраться, кто из программистов неправильно понял свою задачу, и сориентировать их.
А всё потому, что у каждого, как оказалось, было своё представление об основных терминах, и, обсуждая план работы, разработчики неверно друг друга понимали.
А ещё глоссарий проекта был избыточным: на самом деле товар — это и есть айтем, а стек — партия. Вместо четырёх понятий достаточно было всего двух.
— Георгий задаёт вопросы в зал и хвалит за ответы поднятым пальцем. Работает с аудиторией как император!
После того как команды согласовали единый глоссарий предметной области, у участников разработки улучшилось понимание вообще всех задач. Им больше не нужно было, переключаясь с доработки одного модуля статистики на работу над другим, «нырять» из одной предметной среды в другую: теперь во всех составляющих проекта были одни и те же чёткие, однозначные определения.
Глоссарий был составлен путём выделения доменов, каждый из которых объединял схожие по поведению сущности. В результате получился пакет с файлом __init__.py, содержащим описание и краткую характеристику домена, а также ссылки на документацию, а в переменной __all__ был приведён перечень всех методов, доступных для взаимодействия с этим пакетом.
— Замечательно описана картина бывшего беспорядка. Я буквально вижу страдания разработчиков, которые по часу вникают в задачу, перед тем как понять, с чего начать кодирование.
Если любому из тридцати человек, работающих над проектом, потребуется перейти из одной области разработки в другую, в которой у него пока нет точного представления обо всех доступных функциях, методах и сигнатуре модуля, всё, что ему требуется сделать, — это ознакомиться с кратким содержанием __init__.py.
А ещё выделение доменов и чёткое описание функций пригодилось, когда проекты стали масштабироваться. Видение общей системы, в которой каждый домен взаимодействует с другими через общий интерфейс, сильно упростило работу над оптимизацией.

Динамическая часть

Разработчики любят писать код, но обычно не горят желанием его документировать. Чёткое описание алгоритмов — скучное и трудоёмкое занятие. Да и кому вообще может понадобиться вся эта документация? Но со временем объём кода разрастётся, и, чтобы разобраться в нём, не имея под рукой описания процессов и механизмов их взаимодействия, потребуется не одна неделя.
Когда мерчандайзер, используя ретейлерское мобильное приложение, вносит корректировку по товару на полке, может показаться, что единственное, что происходит, — это изменение счётчика товара. Но на самом деле внутри системы может совершаться огромное количество действий: проверка дублей, сверка количества товара со складом, постановка задач для отдела снабжения и ещё несколько бизнес-операций. И если разработчик, который дописывал очередную процедуру, уйдёт в отпуск или уволится, то его преемнику в случае очередной поломки предстоит тяжёлое испытание с паническими попытками как можно быстрее разобраться в исходном коде и произвести отладку.
Но если бы первый разработчик заранее позаботился об актуализации нотации бизнес-процесса (BPMN), то сделал бы большой вклад в копилку знаний всей организации.
Теперь, когда такая база знаний есть, для решения проблемы достаточно просто открыть нужную вкладку и прочитать готовые инструкции. Сэкономлено будет и время, и нервы.
— Посмотрите, как изящно докладчик соединяет основополагающие математические понятия алгоритма с тем, что в X5 успешно используют нотации BPMN!
Горы документации для проекта по разработке ПО не нужны: достаточно всего лишь составить чёткий глоссарий предметной области и диаграмму бизнес-процессов. Это позволит всем участникам команды найти общий язык и работать более продуктивно. А правильная декомпозиция работ делает задачу понятной даже для тех, кто не знает языков программирования.
— Аплодисменты в конце доклада. Даже слышно, как начальник бэкендеров стучит по микрофону. Георгий смог раскачать этот зал!

Резюме:

  1. Общее впечатление от докладчика. Держится уверенно; спортивного телосложения — наверняка занимается в спортзале. Проявляет лидерские качества и может убедительно доносить свои мысли. Мне даже показалось, что это менеджер-шпион в стане разработчиков.

  2. Техническая часть. Хорошо получилось обратить внимание аудитории на важность проектирования перед началом разработки. Докладчик приводит яркие примеры из жизни компании, которые демонстрируют процесс внедрения в работу правильных техник. Можно было ещё добавить ссылки на полезную литературу. Например, с темой доклада резонируют «Пользовательские истории. Искусство гибкой разработки ПО» Джеффа Паттона.

  3. Художественная часть. Докладчик разбавлял сухие технические термины наглядными примерами из практики, а также использовал отсылки к историческим личностям. Складывается впечатление, что все описанные ситуации он пережил лично и впитал полученный опыт на генетическом уровне. Словарный запас достаточный для тимлида и ведущего разработчика, при этом нет воды.

  4. Сильная сторона доклада. Лучше всего получилась художественная часть: информация преподнесена красиво и доступно.
Сразу видно: схватка будет напряжённой. Бэкендеры задали высокую планку этому батлу. Георгий, едва появившись на сцене, провел запрещённый приём, рассказав о сломанной руке друга. Он прекрасно работает с аудиторией, задавая вопросы зрителям и живо комментируя их ответы. Его бойцовские навыки не уступают качеству и продуманности материала, который он преподносит. А сейчас посмотрим, чем нас сможет удивить Андрей Ершов.

Бэкендер Андрей Ершов: В чём сила больших IT‑систем

На этот вопрос есть очевидный ответ: большие IT-системы приносят неоценимую пользу бизнесу. Все мы знаем про невероятные инфраструктуры Amazon, Microsoft и Google; в X5 Group тоже есть подобные сервисы. Но мы поговорим о том, чем может быть полезна большая система для программиста, который принимает участие в её разработке.
— Так-так, что мы видим? Андрей почти не использует руки. Он что, мастер бесконтактного боя? А может быть, это старый джедай? Давайте выясним, в чём его сила!
Любой специалист, совершенствующий свои скилы, рано или поздно замечает, что он получил все знания и умения, которые необходимы для текущей работы. Такое часто бывает, когда вы надолго застреваете с каким-нибудь маленьким проектом. Этот «стеклянный потолок» указывает на то, что бизнес-задачи, которые работник может получить в небольших компаниях, стали для него слишком простыми и уже не вдохновляют на покорение новых вершин.
— Так вот в чём секрет этого докладчика! Вы только вслушайтесь в его сильный, уверенный голос! Даже на видео чувствуется, как в зале все притихли и слушают бывалого солдата. А рассказать ему есть о чём: за плечами много битв на цифровом поле.
Но не нужно отчаиваться: точки роста обязательно найдутся, главное — искать приложение своему таланту, и, если однажды поступит предложение от крупной компании, не упускать этот шанс.
Начав работать с большими системами, вы поймёте, что даже к простым задачам требования тут совершенно другие. Многое из того, что для вас привычно, старшие разработчики назовут неприемлемым и доходчиво, с примерами, объяснят, почему это так. Пугаться этих трудностей не стоит: если вы примете их как вызов, то вскоре начнёте расти во всех аспектах:
  1. Ценный опыт в сфере hard skills. Раньше, столкнувшись с проблемой — связанной с написанием кода, тестированием, управлением версиями или любой другой стороной разработки, — вы были вынуждены самостоятельно перебирать большое количество вариантов решений, многие из которых не приводили к нужным результатам. Теперь больше нет необходимости проводить бессонные ночи на форумах и учиться на своих ошибках: можно просто обратиться к коллеге, который уже сталкивался с подобной ситуацией. Он не только укажет правильный путь, но и объяснит, к чему могут привести неверные решения.

  2. Возможность поделиться своим опытом и экспертизой. Разумеется, вы и сами станете источником опыта для своих коллег. Некоторые могут возразить, что если открыто делиться с другими всем, что вы узнали и поняли, то можно перестать быть работником с уникальными знаниями, так как любой из коллег сможет вас легко заменить. Но обсуждение проблемы — это улица с двусторонним движением: собеседники тоже выскажут своё мнение и помогут посмотреть на привычный вопрос под новым углом; вы получите новую пищу для размышлений и станете лучше понимать предмет обсуждения.

    — Надо видеть лица слушателей! У них в голове происходит революция: как это, упускать такой ценный инструмент манипуляции работодателем? Просто так взять и раскрыть все тайные закорючки в коде?

  3. Рост soft skills. Работники крупной компании многочисленны и делятся на команды. Вам придётся часто взаимодействовать как со своими ближайшими коллегами, так и с людьми из других команд; как с теми, чьи технические навыки схожи с вашими, так и со старшими сотрудниками, которые станут для вас отличными наставниками. Причём общение будет разнообразным: от внутрикорпоративных митапов до неформальных бесед в столовой или курилке. Всё это поможет научиться лучше понимать коллег и более эффективно доносить до них свою точку зрения, а со временем находить решения, которые устраивают всех. Это прекрасная возможность вырасти из разработчика до тимлида или менеджера проекта.
Допустим, разработчик на собеседовании показал хорошие знания ядра Java и дал понять, что готов развиваться, хоть у него пока и нет широких познаний в сфере различных enterprise-библиотек.
Если принять такого сотрудника и дать ему задачу разработки узкоспециализированной библиотеки, которая позволяет эффективнее строить взаимодействие клиента и сервера, он быстро пополнит свои знания и вольётся в команду, потому что в процессе работы над проектом ему придётся много взаимодействовать с коллегами.
— Стоп! Это он и есть, секретный способ вырасти из кодера до тимлида? Просто общаться с людьми? Не может быть! Но давайте признаем: в этом совете заложена мудрость поколений. Не кодом единым жив программист!
Десять лет назад в подразделении развития магазинных систем X5 Group работало примерно 20–30 человек. У компании была небольшая самописная система, которая автоматизировала работу магазинов. Она была завязана на ОС Windows и поддерживала небольшой список вендоров магазинного оборудования. Эти недостатки не позволяли быстро расти и открывать новые точки.
При открытии нового магазина важную роль играет стоимость этого процесса. Чем она ниже, тем быстрее будет развиваться бизнес. Топ-менеджмент поставил перед командой задачу: снизить стоимость открытия новых точек. Работники изучили рынок, купили одну из коробочных магазинных систем на замену прежней и начали над ней работать. В итоге с 2014 по 2019 год доля рынка, которую занимает X5 Retail Group, выросла в два раза: с 6% до 12 %.
— Десять лет в компании! Вы представляете, какой опыт накопил Андрей? Да он может в памяти прокрутить всю историю версий кода, от первых магазинов до всероссийской сети! Серьёзный вызов фронтенду!
Со временем количество функционала, который нужно было создать и внедрить, выросло настолько, что возможности развития приобретённой системы достигли своего потолка. Тогда разработчики из X5 решили изменить её монолитную архитектуру и создали множество микросервисов.
Такой подход — когда бизнес и IT вместе решают важную задачу и достигают успеха — позволяет быть уверенным, что в ближайшие годы компания добьётся поставленных целей и утвердит свою позицию лидера в российском ретейле.
Работа в больших проектах — это слаженная совместная деятельность и достижение амбициозных целей, взаимопомощь и постоянное совершенствование навыков каждого работника; это формат, который вдохновляет всю команду на взятие новых вершин.

Резюме:

  1. Общее впечатление от докладчика. Кодер старой школы, инженер советской закалки. Каждое слово чеканит, как ударник производства.

  2. Техническая часть. Очень много полезной информации, о которой в западных книжках обычно не пишут. Докладчик касается вопросов самосовершенствования, обмена опытом и коммуникации с коллегами; рассказывает о системах, спрятанных «под капотом» крупной корпорации (микросервисы).

  3. Художественная часть. Докладчик производит впечатление ветерана, рассказывающего молодым бойцам о том, что их ждёт на фронте. Каждому слову хочется верить безоговорочно; сразу видно, что примеры он приводит из собственного опыта и из опыта работы своих коллег.

  4. Сильная сторона доклада. И техническая, и художественная составляющие представлены на отлично. Всей команде разработчиков рекомендуется пересматривать это выступление хотя бы раз в месяц для поднятия боевого духа. Доклад действительно способен мотивировать молодых специалистов пойти работать в большую компанию и развивать свои профессиональные навыки.
Что же, признаем: это был сильный доклад. Перед нами выступил опытный боец, который технично раскрыл тему и сделал такое, что у зрителей волосы зашевелились: предложил больше разговаривать с командой.

Это была такая убедительная речь и в ней сквозила такая уверенность в собственной правоте, что даже мне захотелось всё бросить и нести резюме в X5. И надо сказать, зал тоже принимал эту мудрость и выражал благодарность аплодисментами.
Теперь микрофон уходит другой стороне — фронтендерам. Поговорим с тренером и посмотрим на их технику.

Фронтенд

Спортивное досье: особенности работы отдела фронтенд-разработки
В отделе преобладает матричная структура: как и у бэкендеров, люди распределены по разным проектам, причём один разработчик может быть привязан сразу к нескольким. Если в одной команде программист чувствует себя некомфортно, он может спокойно перейти в другую. В этом плане у нас полная свобода. Главное, чтобы задачи выполнялись.
Большинство сотрудников работает над новыми проектами, так как продуктам, которые уже запущены и находятся в эксплуатации, требуется минимум поддержки (самое серьёзное, что приходится делать, это исправлять иногда отдельные баги).
У нас нет команд, состоящих из одних только фронтендеров. Они всегда работают в связке с бэкендерами, тестировщиками и аналитиками, при этом в любой команде фронтендеров как минимум двое.
В компании есть замечательная традиция: программисты от любого направления могут стать кандидатами на звание «сотрудник квартала». Победители смогут прийти на общий завтрак с топ-менеджерами компании или даже с директором правления в X5 Tech — Антоном Мироненковым.
После найма новый сотрудник проходит испытательный срок. Это позволяет выявить его сильные стороны: если разработчик не справился с поставленной задачей, но проявил себя в чём-то ещё, мы можем дать ему работу из другого направления.
В отделе очень гордятся инициативами компании, такими как «Природа кода».
Также радует, что руководство компании быстро реагирует на изменяющиеся условия и после экстренного перехода на удалёнку продолжает оперативно решать все вопросы. Некоторые сотрудники даже забрали из офиса стулья и компьютеры, чтобы перенести на дом своё привычное рабочее место.
Итак, раунд!

Фронтендер Даниил Водолазкин: Два года GraphQL в production. Какие есть проблемы и почему мы всё ещё с ним

«Ассортимент Пятёрочка» — это приложение с технологией GraphQL (API создан на основе Apollo Server), с помощью которого продавцы решают, как эффективнее расставить товар. На 17 тыс. магазинов приходится 4 тыс. наименований товаров, и у каждого товара может быть до 100 колонок с различными параметрами, поэтому требования к приложению довольно высоки.
— Перед нами добряк и весельчак, но попробуйте не посмеяться над его шутками, он вам покажет! Цифры в начале доклада действительно угрожающие. Посмотрим, как фронтендеры со всем этим справились.
Технология GraphQL обладает целым рядом преимуществ:
  • Можно работать в декларативном стиле и в каждом запросе указывать, какие поля и операции необходимы. Когда нужно получить из 100 колонок товаров только несколько полей, это очень помогает.

  • Есть возможность передавать очень сложные данные, которые включают в себя избыточную информацию по типам.

  • В одном запросе можно обратиться сразу к множеству ресурсов, собрав сложную структуру из нескольких сущностей. Если бы использовался традиционный REST API, то пришлось бы выполнять несколько последовательных запросов, каждый раз извлекая часть полезной информации для следующего запроса в цепочке.

  • В Apollo Server есть система подписок и встроенный кеш.
— Здорово получилось подвести внимание аудитории к основным преимуществам GraphQL и к объяснению, почему в X5 для такого объёма данных это лучшее решение. Правда, мы видим некоторые запинки в повествовании, вызванные попыткой переключаться с русского на английский. Да, тут надо ещё потренироваться!
Но всё же есть GraphQL и недостатки, которые могут сделать разработку затруднительной:
  • Несовместимость со старыми бэкенд-приложениями. Ресурсы разработчиков ограничены, и, чтобы заставить программистов переделать старую архитектуру, приходится тратить много времени на согласования. Также всё ещё остаются опасения, что GraphQL со временем потеряет актуальность и все труды окажутся напрасными.

  • Ответы в формате GraphQL имеют большой размер. Если стандартный JSON-ответ с похожими данными весит 100 КБ, то его аналог на GraphQL может достигать нескольких мегабайт. Поэтому в некоторых случаях приходится использовать старый добрый JSON.

  • При увеличении количества клиентов сервер Node. js может быть перегружен. Это можно исправить, если запускать его в нескольких потоках. Правда, тогда возникнет проблема с синхронизацией, но и она решаема.
— Отличный пример честности разработчиков. Даже несмотря на невероятные преимущества новых технологий, Даниил готов идти на компромисс и использовать простой JSON.
Каждый разработчик сам может оценить, что перевесит в случае с его проектом: достоинства GraphQL или его недостатки. Команда X5 для себя решила, что будет и дальше использовать эту систему, так как широкий выбор инструментов делает её достаточно гибкой для их сферы разработки.

Резюме

  1. Общее впечатление от докладчика. Добряк и шутник; скорее всего, душа компании. Вероятно, это и есть характер типичного фронтендера.

  2. Техническая часть. Рассказ про GraphQL содержит много полезной информации: видно, что программист хорошо разбирается в своей тематике и может рассказать о ней.

  3. Художественная часть. Хорошее чувство юмора и уместно вставленные шутки помогли докладчику донести до аудитории суть непростой работы фронтендеров.

  4. Сильная сторона доклада. Если когда-нибудь вы задумаетесь о том, не слишком ли сложен GraphQL для вашей задачи, пересмотрите это выступление, улыбнитесь и возвращайтесь к работе. Теперь вы знаете, где эта технология пригодится, а где только помешает.
Несмотря на запинки, докладчик вырулил из всех перипетий. Видимо, запас хит-пойнтов позволяет ему держать удар. Вот он — фронтендер, на которого сыплются первые атаки конечных пользователей! Чувствуете ироничность мема про новобранца, которого отправили на фронт?

Осталось посмотреть, как покажет себя в бою наш последний докладчик.

Фронтендер Александра Карпова: Как убить производительность веба в попытках её оптимизировать

Нам всегда хочется получить одновременно и скорость, и функциональность, но такое требование содержит внутреннее противоречие. Если нужен гоночный автомобиль, то мы убираем всё, что можем, чтобы максимально облегчить его кузов. Остаётся только место для одного пилота и самые необходимые детали конструкции. Если же требуется вместительный грузовик, тогда нужен большой кузов и мощный двигатель. Однако скорость такой машины будет на порядок ниже, чем у гоночного болида.
— С первых слов Александра покорила аудиторию своим обаянием. Отчётливо слышно, как мужчина в зале расплылся в улыбке, отвечая на её вопрос. Тут у нас битва женской магии против хаоса веба.
Давайте посмотрим, что бывает, когда руководство требует совместить скорость и функциональность, на примере оптимизации сайта vprok.ru.
Для анализа эффективности оптимизации использовался общепринятый параметр Google PageSpeed (GPS); удовлетворительным считается результат не ниже 50 баллов.
— Александра обращается к аудитории в поисках поддержки. Думаете, это проявление слабости? Ничуть: она мягко переманивает всех на свою сторону!
Для начала нужно было определить, какие элементы на странице самые тяжёлые. Ими оказались картинки с изображением товаров, и было решено сделать их загружаемыми через AJAX-запросы. Но в результате вырос размер JS-скриптов, обеспечивающих эти постлоадеры.
Детальное изучение гугловских алгоритмов определения скорости сайта показало, что есть две основополагающие метрики: First Contentful Paint (FCP; время отрисовки первого контент-значимого элемента) и Largest Contentful Paint (LCP; время отрисовки самого большого элемента контента).
— Посмотрите, с каким знанием дела она оперирует этими сложными терминами. Ловкость и обаяние — вот её сильные стороны!
Самым большим элементом контента была тяжёлая картинка с товаром, и после первого этапа оптимизации время её загрузки увеличилось, потому что мы все картинки загружаем после загрузки каркаса страницы. Было принято решение отделить первую картинку и отдавать её вместе с HTML-кодом, генерируемым на сервере. И уже после того, как браузер увидит большую картинку, к ней дорисовывается остальная галерея товара. В качестве бэкенда сайта на сервере используется Laravel. Результат этой оптимизации обрадовал: 55 баллов GPS.
— Прекрасный пример того, как можно устроить фитнес-тренировку для тяжёлого сайта, чтобы скинуть пару лишних килограммов.
Казалось бы, задача решена: удалось совершить невозможное и совместить впечатляющую функциональность сайта с высокой скоростью его загрузки. Вот только результат этот на практике нигде, кроме хороших показателей GPS, оценить нельзя: посетитель ресурса по-прежнему видит всё ту же поэтапную загрузку. Так может, стоило не гнаться за абстрактными баллами, а обратить внимание на реальные нужды пользователей?
К тому же сейчас отдел маркетинга убрал с сайта большой баннер, и самым тяжёлым элементом оказался скрипт принятия cookies. А значит, цель ещё не достигнута и нужно принимать дальнейшие меры по оптимизации.
— В финале Александра подняла животрепещущий вопрос: ради кого сервис нужно делать удобным и красивым? Ради бездушных машин с их абстрактными метриками или же для простых людей, которым нужно, чтобы было легко и в меру быстро? Будет над чем поразмыслить после матча!

Резюме:

  1. Общее впечатление от докладчика. Очень приятная и симпатичная девушка с поразительным запасом слов. Чтобы её послушать, я ни одного митапа не пропустил бы.

  2. Техническая часть. Из доклада можно узнать много нового о метриках Google PageSpeed и о том, к каким трюкам можно прибегнуть, чтобы перехитрить эту систему оценок. Также раскрыт интересный парадокс, когда излишняя оптимизация улучшает Google-метрики, но в тоже время добавляет в загрузку новые скрипты, которые по факту увеличивают нагрузку на браузер пользователя.

  3. Художественная часть. Все перипетии — от постановки проблемы до решения и обнаружения парадокса — поданы с лёгким юмором и обаянием.

  4. Сильная сторона доклада. Одинаково хорошо получились и техническая, и художественная часть. Пример того, как изящно можно вплести в увлекательное повествование множество сложных терминов.
Александра показала себя опасным противником! Её выступление впечатлило каждого, кто находился в зале, и даже сторонники бэкенда не смогли остаться равнодушными к рассказу о приключениях своих соперников. Мы ощутили на себе всю мощь сторителлинга, а это опасный инструмент в умелых руках. Безусловно, сторону фронтенда сегодня представляют мощные бойцы!

Вместо заключения: послесловие судьи

Знаете, друзья, сначала я был скептически настроен по отношению к этому батлу. Ну честно: кому придёт в голову сравнивать такие разные сферы разработки? Но когда я послушал все доклады, то понял, что бойцы из обеих команд освоили множество сложных и разнообразных навыков, которые действительно можно сравнить. Так кто же победил? Возможно, бэкендеры исторически закрепились в сознании как более опасные мастера боевых искусств, чем фронтендеры. Ещё бы: Java, Python, Go, C#, highload, Big Data — как угрожающе это всё звучит!
Но посмотрите на труд фронтендеров. Без них всё это перекладывание ноликов и единиц приведёт лишь к выбросу тепла в окружающую среду. Результатами работы фронтов пользуются все: и обыватели, не расстающиеся с мобильными телефонами, и топ-менеджеры, которые переключают красивые табы в браузере и принимают решения на миллиарды долларов.
Если конечный пользователь вдруг увидит, как бэкендер и фронтендер сидят рядом и пишут код, то он, конечно же, не заметит между ними разницы. Он увидит, как два отличных специалиста создают продукт, который делает управление бизнесом проще, а жизнь пользователей — лучше. Как в человеческом организме нельзя сказать, что какой-то орган важнее другого, так и в сфере разработки бэкендеры и фронтендеры отлично дополняют друг друга.

Как же сложно выбрать победителя! А впрочем, предлагаем решить это читателям Хабра. Кто выступил артистичнее: фронтенд-отдел X5 или бэкенд?
На чьей стороне ваши симпатии?
Голосовать
Голос принят. Спасибо за участие!
Противостояние фронтендеров и бэкендеров — это как битва добра и зла с инь и ян. В этой статье представители двух лагерей вновь сразятся друг с другом за право главной роли в разработке ПО, а Хабр сможет сравнить их философию и лайфхаки.

Кто же сейчас ценнее для больших корпораций: суровые бэкендеры или творческие фронтендеры с обострённым чувством прекрасного? А может, стереотипы уже устарели и различия между этими типами разработчиков стёрлись. Ведь их пути часто пересекаются, когда и те и другие вместе бьются над решением непростых глобальных задач.

В этом посте я, Дмитрий Кондин (@Rumantic), не только расскажу о лучших докладчиках конференции X5 Tech «Природа кода», но и оценю их выступления.

Небольшой дисклеймер: мы приложили видео докладов и сделали краткое описание каждого из них. В тексте будет некоторое расхождение в стиле изложения и порядке фактов по сравнению с записью. Зато комментарии нашего судьи подчеркнут интересные места выступлений. Поэтому после статьи посмотрите видео и насладитесь полной картиной этого замечательного матча.

А судьи кто?

Кратко расскажу о себе, чтобы вы понимали, почему я могу делать такие обзоры. Мои тренировки начались в 2004 году, когда я занялся профессиональной разработкой веб-сайтов и писал свой дипломный проект на Perl'е. Это были весёлые времена; многие популярные CMS'ки зародились в тот период. Я тоже пилил свою CMS на PHP.
За 17 лет удалось познать все прелести профессии разработчика: сайты в KOI‑8, первые версии PostgreSQL, тяжёлый переход от резиновых сайтов к адаптивным, Web 2.0. У меня было много спаррингов и травм. Пришлось погружаться и в тонкости управления хостингами (сначала на cPanel, потом на ISPmanager): выделенные сервера, мониторинг ресурсов, бессонные ночи, дедлайны…
Из всего этого и сложился мой спортивный опыт разработки. Но даже сейчас я ощущаю себя как начинающий боец, который только выходит на ринг. Бесконечный хоровод растущих как на дрожжах технологий заставляет каждый день учиться.
А теперь давайте поговорим с тренерами.

Бэкенд

Тренер Артур Манукян, руководитель Python-бэкендеров

Наши бойцы давно готовились к этому матчу. Тренировочный процесс построен максимально эффективно: в каждой команде по 10–12 человек, которые работают над 40 проектами. План тренировок выстроен по схеме 80/20. Разработка новых фич занимает 80–85 % времени, поддержка — всё остальное. Не буду нахваливать ребят перед матчем, чтобы не сглазить, лучше расскажу о недавних успехах. Один наш бэкендер ускорил работу приложения на 30 % благодаря оптимизации запросов в базе данных.
В арсенале моих ребят секретные приёмы из Python, C# и Go. На месте противника я бы сразу сдался!
Спортивное досье: особенности работы отдела разработки серверных приложений
Технологический стек построен в основном на open source, и такой подход выгоден для бизнеса. У нас нет чёрного списка инструментов, зато есть перечень того, что можно использовать. Никто не запрещает вносить свои инициативы и предлагать новые фреймворки и инструменты. Если они действительно подойдут для наших задач, мы внесём их в стек используемых технологий.
Для отработки идей и построения MVP используем Django; он хорошо подходит для этих целей. Но в продакшене мы применяем другие фреймворки.
В отделе очень гордятся разработкой приложения для сотрудников компании «Мобильное рабочее место сотрудника торговой сети „Перекрёсток“». Наши спецы понимают: приложения, которые мы создаём, делают проще и удобнее жизнь миллионов людей, и для нас это главный источник вдохновения.
Ребята постоянно находят интересные решения или разрабатывают новые полезные инструменты. Поэтому примерно раз в месяц-полтора мы проводим внутренние митапы, где инициативные разработчики делятся своими идеями.
В любой команде разработчиков главное — это люди. Если у программиста глаза горят энтузиазмом и если он адекватно оценивает собственные компетенции, мы с радостью предоставим ему индивидуальный план развития.
А если человек успешно справляется с текущими обязанностями и просто хочет спокойно работать, мы даём ему такую возможность.

Тренер Максим Гагаринов, руководитель Java-бэкендеров

Хотя другая сторона пытается запугать нас, мы не поддадимся на эти угрозы. Наш отряд состоит из 60 лучших атлетов кода. Они в совершенстве владеют Java, Scala и Kotlin, и уж поверьте, тут мало никому не покажется. В каждой команде у нас несколько фронтендеров, бэкендеров, аналитиков, а также SRE-инженер, QA-специалист и деливери-менеджер или руководитель. Если команда работает с большими данными, то в ней также присутствуют Data Analyst, Data Quality Analyst и Data Scientist. Эти бригады работают быстро, слаженно и чисто.
И у нас есть чем ответить на успехи фронтендеров! На проекте «X5.Транспорт» мои ребята помогают обрабатывать десятки гигабайт информации в онлайне. Поверьте, это лютая тренировка!
Спортивное досье: особенности работы отдела Java-разработки
Отдел состоит из нескольких продуктовых команд, причём один разработчик может быть привязан сразу к нескольким продуктам. В отделе много талантливых сотрудников, которые при необходимости могут делать фронт/фулстеки.
Перечень основных проектов:
  • «X5.Транспорт» (5 бэкендов);
  • «Система оперативного мониторинга»;
  • «Операционная аналитика транспорта»;
  • «Объединённый центр обслуживания»;
  • «Обратная связь»;
  • «Реаллокатор полочного пространства»;
  • «Управление промоактивностями»;
  • Customer Value Management;
  • «Система планирования ассортимента»;
  • «Ценообразование»;
  • Dialog.X5 (цифровая платформа для поставщиков).
Самые интересные с точки зрения Java-бэкендеров проекты:
  • «Система оперативного мониторинга» постоянно собирает данные с датчиков грузового транспорта и практически в режиме реального времени выдаёт диспетчерам на картах местоположение машин и информацию об их состоянии. Это десятки гигабайт информации на входе, которые нужно корректно обработать, сложить в аналитические хранилища и ретранслировать в соседние системы для дальнейшей обработки.

  • «X5.Транспорт» отслеживает грузоперевозки и управляет ими в режиме реального времени. Она предоставляет API для интеграции с партнёрами, а пользователям — веб- и мобильный клиент.

  • «Обратная связь» — наш лучший сервис по работе с обращениями покупателей торговой сети «Пятёрочка». Включает в себя три информационные системы с единым веб-интерфейсом: CRM (единое окно оператора), TTS (тикетная система обращений клиента) и омниканальная платформа коммуникаций.

  • Dialog. X5 — цифровая платформа для поставщиков. Целая экосистема сервисов для автоматизации бизнес-процессов и аналитики данных ретейла.
Мы противники переработок, так как считаем, что при грамотном планировании проектов беспокоить специалистов в нерабочее время не потребуется. Мы стали «челенджить» необходимость каждой переработки, и вскоре их количество сократилось. У ребят восстановился нормальный баланс между работой и личной жизнью. К нашему удивлению, настроение некоторых разработчиков упало. У них стали происходить периодические конфликты с менеджером. Созвонились, разобрались: оказалось, что ребята добровольно соглашались на переработку, чтобы заработать себе, например, на новогодний подарок. Мы решили направить этот процесс в благое русло и создали биржу задач для Java-разработчиков (подсмотрели эту идею у наших DevOps-инженеров). Теперь любой специалист может брать с этой биржи дополнительные задачи, работать над ними в свободное время и получать бонусы к зарплате.
Итак, мы узнали о подготовке. А теперь в бой!

Бэкендер Георгий Рымаренко: Как найти общий язык в анализе и разработке

Разработку ПО можно разбить на разные составляющие, но среди них есть два критичных элемента: статическая (предметная) область и динамическая (непосредственно разработка). С этими же сторонами командной работы мы сталкиваемся и в любой другой сфере повседневной жизни.
— Георгий начинает выступление с запрещённого приёма, рассказав про сломанную руку своего друга. Это же настоящий берсерк! Посмотрите, как он захватывает внимание слушателей и не оставляет ни единого шанса проспать этот доклад!
Допустим, вы затеяли в квартире ремонт, наняли нескольких мастеров и попросили их «сделать красиво». Вот только «красиво» в представлении каждого из них окажется своё. В результате квартира будет выглядеть как угодно, но только не так, как вы рассчитывали. Но если перед наймом работников вы закажете у хорошего специалиста дизайн-проект, то вам останется только передать этот чёткий план действий мастерам — и ожидать от них воплощения заранее известного результата.
— Георгий держится в стойке боксёра; словно ищет взглядом в зале потенциального оппонента. Ух, не завидую фронтендерам.
Программисты — мастера по разработке ПО — тоже должны получить такой «дизайн-проект», формирующий у них общее видение продукта. Без него их действия будут несогласованны, а разработка — обречена на провал или, по крайней мере, более долгий и тернистый путь к реализации.
Давайте посмотрим, какими способами можно донести это общее видение до разработчиков.

Статическая часть

Предметная область проекта, выражаемая единицами языка (словами и понятиями), должна трактоваться всеми участниками разработки единообразно. А значит, нужно составить перечень используемых терминов и определений. Эти термины образуют определённую иерархию, поэтому в результате получится не просто глоссарий в виде списка, а диаграмма со связями (например, ER-диаграмма проекта базы данных). На её основе гораздо проще создавать чёткие модели и обсуждать их, не сомневаясь, что мы говорим друг с другом на одном языке.
— Активно использует флипчарт, это огромный плюс. Смотрим дальше! Что ещё в его запасе?
Одна команда проектировала системы для ретейла, оперируя следующими понятиями:
  • товар;
  • стек;
  • партия;
  • айтем.
Казалось, что все разработчики понимали разницу между ними. Но когда от обсуждений команда перешла к действиям, возникала путаница и ошибки. Потребовалось много усилий, чтобы разобраться, кто из программистов неправильно понял свою задачу, и сориентировать их.
А всё потому, что у каждого, как оказалось, было своё представление об основных терминах, и, обсуждая план работы, разработчики неверно друг друга понимали.
А ещё глоссарий проекта был избыточным: на самом деле товар — это и есть айтем, а стек — партия. Вместо четырёх понятий достаточно было всего двух.
— Георгий задаёт вопросы в зал и хвалит за ответы поднятым пальцем. Работает с аудиторией как император!
После того как команды согласовали единый глоссарий предметной области, у участников разработки улучшилось понимание вообще всех задач. Им больше не нужно было, переключаясь с доработки одного модуля статистики на работу над другим, «нырять» из одной предметной среды в другую: теперь во всех составляющих проекта были одни и те же чёткие, однозначные определения.
Глоссарий был составлен путём выделения доменов, каждый из которых объединял схожие по поведению сущности. В результате получился пакет с файлом __init__.py, содержащим описание и краткую характеристику домена, а также ссылки на документацию, а в переменной __all__ был приведён перечень всех методов, доступных для взаимодействия с этим пакетом.
— Замечательно описана картина бывшего беспорядка. Я буквально вижу страдания разработчиков, которые по часу вникают в задачу, перед тем как понять, с чего начать кодирование.
Если любому из тридцати человек, работающих над проектом, потребуется перейти из одной области разработки в другую, в которой у него пока нет точного представления обо всех доступных функциях, методах и сигнатуре модуля, всё, что ему требуется сделать, — это ознакомиться с кратким содержанием __init__.py.
А ещё выделение доменов и чёткое описание функций пригодилось, когда проекты стали масштабироваться. Видение общей системы, в которой каждый домен взаимодействует с другими через общий интерфейс, сильно упростило работу над оптимизацией.

Динамическая часть

Разработчики любят писать код, но обычно не горят желанием его документировать. Чёткое описание алгоритмов — скучное и трудоёмкое занятие. Да и кому вообще может понадобиться вся эта документация? Но со временем объём кода разрастётся, и, чтобы разобраться в нём, не имея под рукой описания процессов и механизмов их взаимодействия, потребуется не одна неделя.
Когда мерчандайзер, используя ретейлерское мобильное приложение, вносит корректировку по товару на полке, может показаться, что единственное, что происходит, — это изменение счётчика товара. Но на самом деле внутри системы может совершаться огромное количество действий: проверка дублей, сверка количества товара со складом, постановка задач для отдела снабжения и ещё несколько бизнес-операций. И если разработчик, который дописывал очередную процедуру, уйдёт в отпуск или уволится, то его преемнику в случае очередной поломки предстоит тяжёлое испытание с паническими попытками как можно быстрее разобраться в исходном коде и произвести отладку.
Но если бы первый разработчик заранее позаботился об актуализации нотации бизнес-процесса (BPMN), то сделал бы большой вклад в копилку знаний всей организации.
Теперь, когда такая база знаний есть, для решения проблемы достаточно просто открыть нужную вкладку и прочитать готовые инструкции. Сэкономлено будет и время, и нервы.
— Посмотрите, как изящно докладчик соединяет основополагающие математические понятия алгоритма с тем, что в X5 успешно используют нотации BPMN!
Горы документации для проекта по разработке ПО не нужны: достаточно всего лишь составить чёткий глоссарий предметной области и диаграмму бизнес-процессов. Это позволит всем участникам команды найти общий язык и работать более продуктивно. А правильная декомпозиция работ делает задачу понятной даже для тех, кто не знает языков программирования.
— Аплодисменты в конце доклада. Даже слышно, как начальник бэкендеров стучит по микрофону. Георгий смог раскачать этот зал!

Резюме:

  1. Общее впечатление от докладчика. Держится уверенно; спортивного телосложения — наверняка занимается в спортзале. Проявляет лидерские качества и может убедительно доносить свои мысли. Мне даже показалось, что это менеджер-шпион в стане разработчиков.

  2. Техническая часть. Хорошо получилось обратить внимание аудитории на важность проектирования перед началом разработки. Докладчик приводит яркие примеры из жизни компании, которые демонстрируют процесс внедрения в работу правильных техник. Можно было ещё добавить ссылки на полезную литературу. Например, с темой доклада резонируют «Пользовательские истории. Искусство гибкой разработки ПО» Джеффа Паттона.

  3. Художественная часть. Докладчик разбавлял сухие технические термины наглядными примерами из практики, а также использовал отсылки к историческим личностям. Складывается впечатление, что все описанные ситуации он пережил лично и впитал полученный опыт на генетическом уровне. Словарный запас достаточный для тимлида и ведущего разработчика, при этом нет воды.

  4. Сильная сторона доклада. Лучше всего получилась художественная часть: информация преподнесена красиво и доступно.
Сразу видно: схватка будет напряжённой. Бэкендеры задали высокую планку этому батлу. Георгий, едва появившись на сцене, провел запрещённый приём, рассказав о сломанной руке друга. Он прекрасно работает с аудиторией, задавая вопросы зрителям и живо комментируя их ответы. Его бойцовские навыки не уступают качеству и продуманности материала, который он преподносит. А сейчас посмотрим, чем нас сможет удивить Андрей Ершов.

Бэкендер Андрей Ершов: В чём сила больших IT‑систем

На этот вопрос есть очевидный ответ: большие IT-системы приносят неоценимую пользу бизнесу. Все мы знаем про невероятные инфраструктуры Amazon, Microsoft и Google; в X5 Group тоже есть подобные сервисы. Но мы поговорим о том, чем может быть полезна большая система для программиста, который принимает участие в её разработке.
— Так-так, что мы видим? Андрей почти не использует руки. Он что, мастер бесконтактного боя? А может быть, это старый джедай? Давайте выясним, в чём его сила!
Любой специалист, совершенствующий свои скилы, рано или поздно замечает, что он получил все знания и умения, которые необходимы для текущей работы. Такое часто бывает, когда вы надолго застреваете с каким-нибудь маленьким проектом. Этот «стеклянный потолок» указывает на то, что бизнес-задачи, которые работник может получить в небольших компаниях, стали для него слишком простыми и уже не вдохновляют на покорение новых вершин.
— Так вот в чём секрет этого докладчика! Вы только вслушайтесь в его сильный, уверенный голос! Даже на видео чувствуется, как в зале все притихли и слушают бывалого солдата. А рассказать ему есть о чём: за плечами много битв на цифровом поле.
Но не нужно отчаиваться: точки роста обязательно найдутся, главное — искать приложение своему таланту, и, если однажды поступит предложение от крупной компании, не упускать этот шанс.
Начав работать с большими системами, вы поймёте, что даже к простым задачам требования тут совершенно другие. Многое из того, что для вас привычно, старшие разработчики назовут неприемлемым и доходчиво, с примерами, объяснят, почему это так. Пугаться этих трудностей не стоит: если вы примете их как вызов, то вскоре начнёте расти во всех аспектах:
  1. Ценный опыт в сфере hard skills. Раньше, столкнувшись с проблемой — связанной с написанием кода, тестированием, управлением версиями или любой другой стороной разработки, — вы были вынуждены самостоятельно перебирать большое количество вариантов решений, многие из которых не приводили к нужным результатам. Теперь больше нет необходимости проводить бессонные ночи на форумах и учиться на своих ошибках: можно просто обратиться к коллеге, который уже сталкивался с подобной ситуацией. Он не только укажет правильный путь, но и объяснит, к чему могут привести неверные решения.

  2. Возможность поделиться своим опытом и экспертизой. Разумеется, вы и сами станете источником опыта для своих коллег. Некоторые могут возразить, что если открыто делиться с другими всем, что вы узнали и поняли, то можно перестать быть работником с уникальными знаниями, так как любой из коллег сможет вас легко заменить. Но обсуждение проблемы — это улица с двусторонним движением: собеседники тоже выскажут своё мнение и помогут посмотреть на привычный вопрос под новым углом; вы получите новую пищу для размышлений и станете лучше понимать предмет обсуждения.

    — Надо видеть лица слушателей! У них в голове происходит революция: как это, упускать такой ценный инструмент манипуляции работодателем? Просто так взять и раскрыть все тайные закорючки в коде?

  3. Рост soft skills. Работники крупной компании многочисленны и делятся на команды. Вам придётся часто взаимодействовать как со своими ближайшими коллегами, так и с людьми из других команд; как с теми, чьи технические навыки схожи с вашими, так и со старшими сотрудниками, которые станут для вас отличными наставниками. Причём общение будет разнообразным: от внутрикорпоративных митапов до неформальных бесед в столовой или курилке. Всё это поможет научиться лучше понимать коллег и более эффективно доносить до них свою точку зрения, а со временем находить решения, которые устраивают всех. Это прекрасная возможность вырасти из разработчика до тимлида или менеджера проекта.
Допустим, разработчик на собеседовании показал хорошие знания ядра Java и дал понять, что готов развиваться, хоть у него пока и нет широких познаний в сфере различных enterprise-библиотек.
Если принять такого сотрудника и дать ему задачу разработки узкоспециализированной библиотеки, которая позволяет эффективнее строить взаимодействие клиента и сервера, он быстро пополнит свои знания и вольётся в команду, потому что в процессе работы над проектом ему придётся много взаимодействовать с коллегами.
— Стоп! Это он и есть, секретный способ вырасти из кодера до тимлида? Просто общаться с людьми? Не может быть! Но давайте признаем: в этом совете заложена мудрость поколений. Не кодом единым жив программист!
Десять лет назад в подразделении развития магазинных систем X5 Group работало примерно 20–30 человек. У компании была небольшая самописная система, которая автоматизировала работу магазинов. Она была завязана на ОС Windows и поддерживала небольшой список вендоров магазинного оборудования. Эти недостатки не позволяли быстро расти и открывать новые точки.
При открытии нового магазина важную роль играет стоимость этого процесса. Чем она ниже, тем быстрее будет развиваться бизнес. Топ-менеджмент поставил перед командой задачу: снизить стоимость открытия новых точек. Работники изучили рынок, купили одну из коробочных магазинных систем на замену прежней и начали над ней работать. В итоге с 2014 по 2019 год доля рынка, которую занимает X5 Retail Group, выросла в два раза: с 6% до 12 %.
— Десять лет в компании! Вы представляете, какой опыт накопил Андрей? Да он может в памяти прокрутить всю историю версий кода, от первых магазинов до всероссийской сети! Серьёзный вызов фронтенду!
Со временем количество функционала, который нужно было создать и внедрить, выросло настолько, что возможности развития приобретённой системы достигли своего потолка. Тогда разработчики из X5 решили изменить её монолитную архитектуру и создали множество микросервисов.
Такой подход — когда бизнес и IT вместе решают важную задачу и достигают успеха — позволяет быть уверенным, что в ближайшие годы компания добьётся поставленных целей и утвердит свою позицию лидера в российском ретейле.
Работа в больших проектах — это слаженная совместная деятельность и достижение амбициозных целей, взаимопомощь и постоянное совершенствование навыков каждого работника; это формат, который вдохновляет всю команду на взятие новых вершин.

Резюме:

  1. Общее впечатление от докладчика. Кодер старой школы, инженер советской закалки. Каждое слово чеканит, как ударник производства.

  2. Техническая часть. Очень много полезной информации, о которой в западных книжках обычно не пишут. Докладчик касается вопросов самосовершенствования, обмена опытом и коммуникации с коллегами; рассказывает о системах, спрятанных «под капотом» крупной корпорации (микросервисы).

  3. Художественная часть. Докладчик производит впечатление ветерана, рассказывающего молодым бойцам о том, что их ждёт на фронте. Каждому слову хочется верить безоговорочно; сразу видно, что примеры он приводит из собственного опыта и из опыта работы своих коллег.

  4. Сильная сторона доклада. И техническая, и художественная составляющие представлены на отлично. Всей команде разработчиков рекомендуется пересматривать это выступление хотя бы раз в месяц для поднятия боевого духа. Доклад действительно способен мотивировать молодых специалистов пойти работать в большую компанию и развивать свои профессиональные навыки.
Что же, признаем: это был сильный доклад. Перед нами выступил опытный боец, который технично раскрыл тему и сделал такое, что у зрителей волосы зашевелились: предложил больше разговаривать с командой.

Это была такая убедительная речь и в ней сквозила такая уверенность в собственной правоте, что даже мне захотелось всё бросить и нести резюме в X5. И надо сказать, зал тоже принимал эту мудрость и выражал благодарность аплодисментами.
Теперь микрофон уходит другой стороне — фронтендерам. Поговорим с тренером и посмотрим на их технику.

Фронтенд

Спортивное досье: особенности работы отдела фронтенд-разработки
В отделе преобладает матричная структура: как и у бэкендеров, люди распределены по разным проектам, причём один разработчик может быть привязан сразу к нескольким. Если в одной команде программист чувствует себя некомфортно, он может спокойно перейти в другую. В этом плане у нас полная свобода. Главное, чтобы задачи выполнялись.
Большинство сотрудников работает над новыми проектами, так как продуктам, которые уже запущены и находятся в эксплуатации, требуется минимум поддержки (самое серьёзное, что приходится делать, это исправлять иногда отдельные баги).
У нас нет команд, состоящих из одних только фронтендеров. Они всегда работают в связке с бэкендерами, тестировщиками и аналитиками, при этом в любой команде фронтендеров как минимум двое.
В компании есть замечательная традиция: программисты от любого направления могут стать кандидатами на звание «сотрудник квартала». Победители смогут прийти на общий завтрак с топ-менеджерами компании или даже с директором правления в X5 Tech — Антоном Мироненковым.
После найма новый сотрудник проходит испытательный срок. Это позволяет выявить его сильные стороны: если разработчик не справился с поставленной задачей, но проявил себя в чём-то ещё, мы можем дать ему работу из другого направления.
В отделе очень гордятся инициативами компании, такими как «Природа кода».
Также радует, что руководство компании быстро реагирует на изменяющиеся условия и после экстренного перехода на удалёнку продолжает оперативно решать все вопросы. Некоторые сотрудники даже забрали из офиса стулья и компьютеры, чтобы перенести на дом своё привычное рабочее место.
Итак, раунд!

Фронтендер Даниил Водолазкин: Два года GraphQL в production. Какие есть проблемы и почему мы всё ещё с ним

«Ассортимент Пятёрочка» — это приложение с технологией GraphQL (API создан на основе Apollo Server), с помощью которого продавцы решают, как эффективнее расставить товар. На 17 тыс. магазинов приходится 4 тыс. наименований товаров, и у каждого товара может быть до 100 колонок с различными параметрами, поэтому требования к приложению довольно высоки.
— Перед нами добряк и весельчак, но попробуйте не посмеяться над его шутками, он вам покажет! Цифры в начале доклада действительно угрожающие. Посмотрим, как фронтендеры со всем этим справились.
Технология GraphQL обладает целым рядом преимуществ:
  • Можно работать в декларативном стиле и в каждом запросе указывать, какие поля и операции необходимы. Когда нужно получить из 100 колонок товаров только несколько полей, это очень помогает.

  • Есть возможность передавать очень сложные данные, которые включают в себя избыточную информацию по типам.

  • В одном запросе можно обратиться сразу к множеству ресурсов, собрав сложную структуру из нескольких сущностей. Если бы использовался традиционный REST API, то пришлось бы выполнять несколько последовательных запросов, каждый раз извлекая часть полезной информации для следующего запроса в цепочке.

  • В Apollo Server есть система подписок и встроенный кеш.
— Здорово получилось подвести внимание аудитории к основным преимуществам GraphQL и к объяснению, почему в X5 для такого объёма данных это лучшее решение. Правда, мы видим некоторые запинки в повествовании, вызванные попыткой переключаться с русского на английский. Да, тут надо ещё потренироваться!
Но всё же есть GraphQL и недостатки, которые могут сделать разработку затруднительной:
  • Несовместимость со старыми бэкенд-приложениями. Ресурсы разработчиков ограничены, и, чтобы заставить программистов переделать старую архитектуру, приходится тратить много времени на согласования. Также всё ещё остаются опасения, что GraphQL со временем потеряет актуальность и все труды окажутся напрасными.

  • Ответы в формате GraphQL имеют большой размер. Если стандартный JSON-ответ с похожими данными весит 100 КБ, то его аналог на GraphQL может достигать нескольких мегабайт. Поэтому в некоторых случаях приходится использовать старый добрый JSON.

  • При увеличении количества клиентов сервер Node. js может быть перегружен. Это можно исправить, если запускать его в нескольких потоках. Правда, тогда возникнет проблема с синхронизацией, но и она решаема.
— Отличный пример честности разработчиков. Даже несмотря на невероятные преимущества новых технологий, Даниил готов идти на компромисс и использовать простой JSON.
Каждый разработчик сам может оценить, что перевесит в случае с его проектом: достоинства GraphQL или его недостатки. Команда X5 для себя решила, что будет и дальше использовать эту систему, так как широкий выбор инструментов делает её достаточно гибкой для их сферы разработки.

Резюме

  1. Общее впечатление от докладчика. Добряк и шутник; скорее всего, душа компании. Вероятно, это и есть характер типичного фронтендера.

  2. Техническая часть. Рассказ про GraphQL содержит много полезной информации: видно, что программист хорошо разбирается в своей тематике и может рассказать о ней.

  3. Художественная часть. Хорошее чувство юмора и уместно вставленные шутки помогли докладчику донести до аудитории суть непростой работы фронтендеров.

  4. Сильная сторона доклада. Если когда-нибудь вы задумаетесь о том, не слишком ли сложен GraphQL для вашей задачи, пересмотрите это выступление, улыбнитесь и возвращайтесь к работе. Теперь вы знаете, где эта технология пригодится, а где только помешает.
Несмотря на запинки, докладчик вырулил из всех перипетий. Видимо, запас хит-пойнтов позволяет ему держать удар. Вот он — фронтендер, на которого сыплются первые атаки конечных пользователей! Чувствуете ироничность мема про новобранца, которого отправили на фронт?

Осталось посмотреть, как покажет себя в бою наш последний докладчик.

Фронтендер Александра Карпова: Как убить производительность веба в попытках её оптимизировать

Нам всегда хочется получить одновременно и скорость, и функциональность, но такое требование содержит внутреннее противоречие. Если нужен гоночный автомобиль, то мы убираем всё, что можем, чтобы максимально облегчить его кузов. Остаётся только место для одного пилота и самые необходимые детали конструкции. Если же требуется вместительный грузовик, тогда нужен большой кузов и мощный двигатель. Однако скорость такой машины будет на порядок ниже, чем у гоночного болида.
— С первых слов Александра покорила аудиторию своим обаянием. Отчётливо слышно, как мужчина в зале расплылся в улыбке, отвечая на её вопрос. Тут у нас битва женской магии против хаоса веба.
Давайте посмотрим, что бывает, когда руководство требует совместить скорость и функциональность, на примере оптимизации сайта vprok.ru.
Для анализа эффективности оптимизации использовался общепринятый параметр Google PageSpeed (GPS); удовлетворительным считается результат не ниже 50 баллов.
— Александра обращается к аудитории в поисках поддержки. Думаете, это проявление слабости? Ничуть: она мягко переманивает всех на свою сторону!
Для начала нужно было определить, какие элементы на странице самые тяжёлые. Ими оказались картинки с изображением товаров, и было решено сделать их загружаемыми через AJAX-запросы. Но в результате вырос размер JS-скриптов, обеспечивающих эти постлоадеры.
Детальное изучение гугловских алгоритмов определения скорости сайта показало, что есть две основополагающие метрики: First Contentful Paint (FCP; время отрисовки первого контент-значимого элемента) и Largest Contentful Paint (LCP; время отрисовки самого большого элемента контента).
— Посмотрите, с каким знанием дела она оперирует этими сложными терминами. Ловкость и обаяние — вот её сильные стороны!
Самым большим элементом контента была тяжёлая картинка с товаром, и после первого этапа оптимизации время её загрузки увеличилось, потому что мы все картинки загружаем после загрузки каркаса страницы. Было принято решение отделить первую картинку и отдавать её вместе с HTML-кодом, генерируемым на сервере. И уже после того, как браузер увидит большую картинку, к ней дорисовывается остальная галерея товара. В качестве бэкенда сайта на сервере используется Laravel. Результат этой оптимизации обрадовал: 55 баллов GPS.
— Прекрасный пример того, как можно устроить фитнес-тренировку для тяжёлого сайта, чтобы скинуть пару лишних килограммов.
Казалось бы, задача решена: удалось совершить невозможное и совместить впечатляющую функциональность сайта с высокой скоростью его загрузки. Вот только результат этот на практике нигде, кроме хороших показателей GPS, оценить нельзя: посетитель ресурса по-прежнему видит всё ту же поэтапную загрузку. Так может, стоило не гнаться за абстрактными баллами, а обратить внимание на реальные нужды пользователей?
К тому же сейчас отдел маркетинга убрал с сайта большой баннер, и самым тяжёлым элементом оказался скрипт принятия cookies. А значит, цель ещё не достигнута и нужно принимать дальнейшие меры по оптимизации.
— В финале Александра подняла животрепещущий вопрос: ради кого сервис нужно делать удобным и красивым? Ради бездушных машин с их абстрактными метриками или же для простых людей, которым нужно, чтобы было легко и в меру быстро? Будет над чем поразмыслить после матча!

Резюме:

  1. Общее впечатление от докладчика. Очень приятная и симпатичная девушка с поразительным запасом слов. Чтобы её послушать, я ни одного митапа не пропустил бы.

  2. Техническая часть. Из доклада можно узнать много нового о метриках Google PageSpeed и о том, к каким трюкам можно прибегнуть, чтобы перехитрить эту систему оценок. Также раскрыт интересный парадокс, когда излишняя оптимизация улучшает Google-метрики, но в тоже время добавляет в загрузку новые скрипты, которые по факту увеличивают нагрузку на браузер пользователя.

  3. Художественная часть. Все перипетии — от постановки проблемы до решения и обнаружения парадокса — поданы с лёгким юмором и обаянием.

  4. Сильная сторона доклада. Одинаково хорошо получились и техническая, и художественная часть. Пример того, как изящно можно вплести в увлекательное повествование множество сложных терминов.
Александра показала себя опасным противником! Её выступление впечатлило каждого, кто находился в зале, и даже сторонники бэкенда не смогли остаться равнодушными к рассказу о приключениях своих соперников. Мы ощутили на себе всю мощь сторителлинга, а это опасный инструмент в умелых руках. Безусловно, сторону фронтенда сегодня представляют мощные бойцы!

Вместо заключения: послесловие судьи

Знаете, друзья, сначала я был скептически настроен по отношению к этому батлу. Ну честно: кому придёт в голову сравнивать такие разные сферы разработки? Но когда я послушал все доклады, то понял, что бойцы из обеих команд освоили множество сложных и разнообразных навыков, которые действительно можно сравнить. Так кто же победил? Возможно, бэкендеры исторически закрепились в сознании как более опасные мастера боевых искусств, чем фронтендеры. Ещё бы: Java, Python, Go, C#, highload, Big Data — как угрожающе это всё звучит!
Но посмотрите на труд фронтендеров. Без них всё это перекладывание ноликов и единиц приведёт лишь к выбросу тепла в окружающую среду. Результатами работы фронтов пользуются все: и обыватели, не расстающиеся с мобильными телефонами, и топ-менеджеры, которые переключают красивые табы в браузере и принимают решения на миллиарды долларов.
Если конечный пользователь вдруг увидит, как бэкендер и фронтендер сидят рядом и пишут код, то он, конечно же, не заметит между ними разницы. Он увидит, как два отличных специалиста создают продукт, который делает управление бизнесом проще, а жизнь пользователей — лучше. Как в человеческом организме нельзя сказать, что какой-то орган важнее другого, так и в сфере разработки бэкендеры и фронтендеры отлично дополняют друг друга.

Как же сложно выбрать победителя! А впрочем, предлагаем решить это читателям Хабра. Кто выступил артистичнее: фронтенд-отдел X5 или бэкенд?
На чьей стороне ваши симпатии?
Голосовать
Голос принят. Спасибо за участие!

Комментарии (0)