Если работа в офисе ещё может обеспечить стабильность систем и связи, то в домашней обстановке таких гарантий нет. Даже в многоквартирных домах могут быть проблемы с электричеством в самый важный момент. Поэтому я решил, что можно озаботиться собственным ИБП, и делюсь своим опытом его переделки на литий. О том, почему выбрал не свинец и не готовую батарею, о калибровке и диагностике рассказываю в статье.

Зачем это всё?

Пара слов о себе: меня зовут Константин Глейник, я FuSa-инженер в компании Luxoft. 

Я окончил Киевский политех по специальности «инженер-электрик». Перед тем, как прийти в Luxoft, я занимался производством систем автоматики для дизельных и бензоэлектростанций. Я разработал контроллер на микропроцессоре и отвечал за производство, продажи и обслуживание систем на его основе. Поэтому опыт создания и апдейта оборудования у меня есть.

Как и многие сотрудники, я второй год работаю удалённо, из дома, где у меня организовано рабочее место. Из основного оборудования: мощный ноутбук Dell с док-станцией, два монитора, сервер для вычислений с потреблением около 500 Вт. Также есть два маршрутизатора и радиомост, так как интернет приходит из соседнего здания по воздуху.

Я живу в многоквартирном доме, особых проблем с электричеством нет, но время от времени оно может пропасть или мигнуть. Один раз оборвали ноль, и на моей линии было 380 В вместо 220 В. Если на работу ноутбука это не влияет, то мониторы, интернет и сервер зависят от сетевого питания. А главное, проблемы всегда возникают в самый неподходящий момент. Поэтому я задумался о достаточно мощном источнике бесперебойного питания (ИБП).

Немного изучив вопрос и оценив свои потребности, я начал рассматривать модели мощностью около 2 кВА и «чистым синусом». Необходимую мощность оценивал из соображения запаса в 50% для постоянной нагрузки, время работы от батареи должно было быть около 10 минут. По характеристикам меня бы устроила современная модель ИБП, похожая на Smart-UPS SRT2200RMXLI. Смутило, что батарея в ИБП на 72 В, а это сборка из шести свинцовых АКБ (аккумуляторных батарей), которые надо менять раз в три–четыре года.  

Ещё раз подумав над возможными вариантами, поискав на OLX (online exchange), я решил взять б/у ИБП — снятую с производства модель Smart-UPS SURT2000XLI. Её отличие — чуть меньшая мощность и батарея 48 В. Саму батарею решил заменить на литиевую сборку: она легче, мощнее и теоретически более живучая.

Основные причины, по которым я решил изготовить литиевую батарею своими руками:

  • срок службы в несколько раз больше, чем у свинцовой;

  • значительный показатель плотности запасённой энергии у литиевого АКБ; 

  • понимание, из каких элементов батарея сделана: ёмкость и ток разряда;

  • возможность получить необходимые габаритные размеры для внутреннего размещения;

  • ремонтопригодность и стоимость.

Если попытаться поставить четыре купленных литиевых батареи 12 В на место свинцовых последовательно, комбинация не будет работать нормально. Контроллер заряда должен быть общим, нужна одна литиевая батарея на 48 В.

Недорого, но качественно

В итоге я купил комплектующие со следующими характеристиками: 

UPS RT2000VA

ИБП в идеальном состоянии, куплен с серверной одного финучреждения по объявлению

120$

BMS 13S

Плата управления зарядом на 60 A без модуля bluetooth

46$

LiitoKala HG2 18650

Силовые аккумуляторы ёмкостью 3000 мА·ч, разряд 20 А (40 шт). В моей сборке их 39 штук

45$

Держатели 

Держатели для АКБ 18650 (упаковка из 20 штук)

12$

Зарядка Lii-500

Зарядное устройство LiitoKala Lii-500, на 4 АКБ (для первичной калибровки элементов)

32$

Итого бюджет составил 255$ + время.

Добавлю пару мыслей про выбор комплектующих:

BMS 13S (13 последовательных банок) был выбран ещё до того, как у меня появилась возможность сделать замеры на зарядном блоке, и с учётом того, что ИБП рассчитан на 48 В. Сейчас я бы попробовал взять 14S, так как напряжение внутренней зарядки позволяет это сделать. Номинальный ток батареи в 60 А был выбран исходя из мощности ИБП с запасом (13*4,2*60 > 3 КВт).

Аккумуляторы высокотоковые 20 А в формате 18650. Можно было взять любые другие удобного формата, тока и приемлемой цены. Мой выбор АКБ был ещё обусловлен наличием удобных выводов для пайки. 

Для того, чтобы собранная батарея была долговечной, параметры параллельно включённых элементов должны быть максимально близки. Производитель рекомендует не превышать расхождение ёмкости в 20 мА·ч. Поэтому все АКБ были пропущены через процедуру «заряд/разряд» током в 1 А, подписаны и отсортированы по три, с минимальным различием ёмкости (не более 20 мА·ч). Сортировка заняла около недели. 

Обновлённый ИБП: собираем, паяем, калибруем

При сборке сложностей не возникло: батарею я собрал, используя специальные пластиковые держатели. «Ушки» паял паяльником 40 Вт: перегреть АКБ с приваренными «ушками» почти невозможно. А в стандартный лоток ИБП при желании можно поместить и две такие сборки, что увеличит ёмкость вдвое. Сама сборка была обмотана обычным скотчем, а отводы сделаны проводом 8 мм².

Шлейф BMS подпаивал к сборке, «прозванивая» каждый проводок балансира тестером, и только в конце подключил к плате. Очень важно всё перепроверить семь раз до подключения.

Литиевая батарея дополнительной настройки не потребовала. Параметры, установленные в BMS, меня устроили, и я их не корректировал. Подключиться к BMS можно при помощи UART-TTL переходника или купив bluetooth-модуль сразу с BMS. 

А вот COM-порт на задней стенке ИБП оказался не так прост. Он требует специальной распиновки (PN-940-0024C). Мне было проще и быстрее спаять его самому. Как оказалось, со стандартным COM-шнуром он работать не будет!  

Для калибровки и диагностики UPS я использовал программу UpsDiag. Она отображает текущую нагрузку, заряд батареи и другие полезные параметры ИБП. Также в ней можно выполнить некоторые настройки. На картинке ниже показан внешний вид окна программы.

 

UpsDiag показывает, как ИБП видит своё состояние, нагрузку, параметры сети, свою «свинцовую» батарею (хотя она уже литиевая). Программа позволяет выполнить некоторые калибровки. Но мне они в итоге не понадобились. Я запустил, прогнал пару циклов («заряд / разряд / горячий пуск»), мне всё понравилось, так и работает :)

Результат

Из недостатков моей переделки: при диагностике ИБП видит батарею как не полностью заряженную (на 90%), индикация на передней панели тоже не доходит до 100%. 

Время автономной работы получилось близким к заводскому. Собранная батарея — это эквивалент четырёх свинцовых АКБ увеличенной ёмкости на 9 А·ч (стандартные — 7 А·ч). BMS во время работы не греется. При пиковой нагрузке первым в защиту уходит ИБП — это говорит о том, что силы тока батареи достаточно.

Помимо того осталась возможность увеличить время автономной работы вдвое, собрав второй пакет АКБ. Место в пластиковом лотке как раз позволяет это сделать. 

На данный момент пользуюсь ИБП уже полгода, с нагрузкой 500–800 Вт. Не выключая. Полёт нормальный.

Комментарии (169)


  1. lumaxy
    24.12.2021 19:14
    +10

    Вроде бы литиевые аккумуляторы теряют емкость от нахождения в полностью заряженном состоянии, а это как раз режим работы ИБП. У некоторых ноутбуков (включая мой) есть режим сбережени аккумулятора, когда при подключенном блоке питания он заряжается только до 60%


    1. vvzvlad
      24.12.2021 19:38
      +1

      Собрать бы их так, чтобы и 100% было на батарее и чтобы она была заряжена процентов на 70 всегда, и было бы замечательно, пусть и потерей емкости.


      1. Glyonek Автор
        24.12.2021 23:49
        +1

        Поэтому я написал, что попробовал бы сйчас 14S. Как раз встроенная ЗУ немного недозарядит банки. На пару процентов. Но можно и выставить например 4,1 В верхний придел на BMS. Короче куча вариантов для проверки )


      1. Alexeyslav
        26.12.2021 14:23

        обычно делают не так: батарея заряжается до 100% и заряд прекращается, до тез пор пока саморазряд батареи ге опустит ёмкость до 95...85%. Аккумуляторы не столько боятся 100% заряда сколько постоянного нахождения под напряжением что является основным режимом работы ИБП со свинцом.


        1. vvzvlad
          26.12.2021 21:40

          Чем постоянное нахождение под напряжением отличается от 100% заряда? Что вообще такое «постоянное нахождение под напряжением», можете показать это на CC/CV диаграмме? Чем хранение аккумулятора после саморазряда до 80% отличается от хранения аккумулятора после заряда до 80%?


          1. Popadanec
            26.12.2021 22:49

            Тем что любой аккумулятор имеет саморазряд, а контроллер из за этого постоянно дергает аккумулятор, устраивая десятки циклов в сутки и более.
            Потому же на многих ноутах имеются расширенные настройки заряда батареи, т.к. постоянное нахождение на зарядке(вместо стационарного ПК), убивает батарею за год два.


            1. vvzvlad
              26.12.2021 23:12

              Так и запишем, вопросы осознать не смог, ответил что-то другое.


          1. Alexeyslav
            27.12.2021 13:32

            Током проходящим через батарею. Для литиевых аккумуляторов есть специальное условие, что ток после окончания зарядки не должен превышать 1мкА. Из-за особенности химии аккумулятора, если зарядное не снимет напряжение с клемм аккумулятора ток всеравно будет продолжать идти постепенно разлагая электролит. Величина тока небольшая, но его постоянное действие имеет кумулятивный эффект. Для бытового использования это требование иногда игнорируют, как правило на зарядке устройство находится сверх необходимого считанные часы, но в случае бесперебойника это будет 24*365 ~ 8600 часов в год.
            С другой стороны, иметь в бесперебойнике аккумулятор всегда заряженный лишь до 80% - это платить впустую за лишние 20% ёмкости.


    1. Glyonek Автор
      25.12.2021 00:02

      Сами элементы не дорогие. Основной смысл - попробовать. И иметь свой опыт.


    1. nitro80
      26.12.2021 01:59

      А как же тогда работают аккумуляторы в электроавтомобилях?


      1. lumaxy
        26.12.2021 09:32

        Я подразумевал, что в ИБП аккумуляторы большую часть времени проводят в полностью заряженном состоянии, и это не самый лучший режим для них с точки зрения сохранения максимальной емкости. В электромобиле, если он постоянно в эсплуатации, идут циклы заряд-разряд, и аккумулятор не находится в полностью заряженном состоянии постоянно.


    1. Glyonek Автор
      27.12.2021 10:12

      Верхний придел заряда можно ограничить на BMS, Изменив параметры через UART. Например до 4.1В. Или даже 4В.


  1. balamutang
    24.12.2021 19:27
    +22

    Не увидел в статье чем тушить будете если акк полыхнет


    1. propell-ant
      24.12.2021 19:36
      +9

      А разве литий тушат? Стоят в сторонке, ждут пока прогорит.


      1. Moskus
        24.12.2021 22:48

        Это почему? Углекислотным огнетушителем, без проблем.


        1. saege5b
          25.12.2021 10:36
          +1

          Рекомендую вначале разместить акк в тугоплавкой/жаропрочной оболочке.

          С плоскости углекислый газ "уйдёт" быстро.


        1. klounader
          25.12.2021 11:32

          литий-ионные бесполезно тушить. разве что сбивать пламя и охлаждать, пока они не извлекут всю свою мощность наружу. литий-железо-фосфатные не горят, но тоже надо озаботиться тем, чтобы окружающие батарею предметы не загорелись от высокой температуры.


          1. Moskus
            25.12.2021 11:51
            +1

            Так о том и речь, что даже если сам аккумулятор тушить бесполезно, то вот пытаться препятствовать распространению пожара - очень даже полезно. В этом контексте, правда, имеет смысл задаться вопросом пожарной сигнализации и индикации состояния батареи вообще.


      1. belav
        24.12.2021 23:04
        +1

        В соседнем доме так квартира сгорела в прошлом году. В повербанке аккумулятор задымился, ребёнок хватанул собаку и выбежал на улицу.


      1. Stas911
        25.12.2021 21:24

        Соседи по дому могут быть против


    1. Stawros
      24.12.2021 20:38
      +2

      Можно использовать высокотоковые литий-марганцевые аккумуляторы (IMR/INR) вроде бы считаются достаточно безопасными.


    1. Glyonek Автор
      24.12.2021 23:51

      Я забыл как-то и включил пылесос не в ту розетку, и пылесосил пока ИБП не "сдох". А потом посмотрел параметры батареи - она холодная.


      1. Rainbow19
        25.12.2021 11:24

        Конечно холодная, ибп переключился на байпас при перегрузке


        1. Glyonek Автор
          25.12.2021 11:25

          Нет, там чуть иначе работает. ИБП сначала "высосал" батарею в 0.


          1. propell-ant
            25.12.2021 12:34
            +1

            Это не аргумент в пользу пожаробезопасности лития. Горят банки от сильного превышения допустимого тока или от производственных дефектов.

            Не пугайтесь, лично у вас пожар маловероятен, но при тиражировании подхода на десяток тысяч устройств, возгорания неизбежны.


    1. pirate_tony
      27.12.2021 01:48

      Автор не понимает даже чем грозит постоянное нахождение лития под одним и тем же напряжением (неотключаемым при заряде свинца, даже если это напряжение не 100% заряд для лития). Судя по всему автор также не понимает еще нюансов типа обязательный контроль температуры лития. Но есть и хорошая сторона, правда для страховой компании - цена страховки этого помещения очень резко увеличивается после этих фото и с каждым годом цена страховки будет расти в геометрической прогрессии )


      1. Glyonek Автор
        27.12.2021 14:43

        Отвечаю: там есть контроллер (BMS). Именно для лития, с контролем температуры, настройкой параметров заряда....внимательнее читаем )


  1. rrust
    24.12.2021 19:36
    +3

    странно было увидеть что срок службы в несколько раз больше, чем у свинцовой


    1. Glyonek Автор
      24.12.2021 23:52

      Моему Делл ноутбуку 10 лет. АКБ - как новый. А свинец на ИБП старом я 4 раза менял. Время покажет...


      1. saege5b
        25.12.2021 10:38
        +1

        В ЮПСах акки работают редко когда в оптимальном режиме.

        Да и зачастую, там и неправильный тип стоит.


    1. klounader
      25.12.2021 11:34
      +1

      свинец уже давно пора хоронить, особенно учитывая как его эксплуатируют.


  1. Bonio
    24.12.2021 21:13
    +7

    Надо было на LiFePO4 формата 32700. Они больше, безопаснее LiIon и у них рабочее напряжение 3,2V — проще подогнать сборку по напряжению к родным 48V.


    Бесперебойник отличный, у меня такой же. За цену, по которой их продают на втричном рынке, вообще шикарный выбор.


    1. Glyonek Автор
      24.12.2021 23:53

      LiFePO4 - в корпус не влез бы. А я хотел красиво )


      1. katzen
        25.12.2021 16:41

        Призматические ячейки влезли бы, и при большей ёмкости, чем у свинца, ещё и место бы осталось.


    1. Stas911
      25.12.2021 21:26

      А что там осталось от родного ИБП? Там же батареи другие. контроллер заряда, как я понял, тоже. Корпус и лампочки?


      1. kisaa
        27.12.2021 05:31

        Инвертор родной, логика работы, мониторинг.


    1. Alexeyslav
      26.12.2021 14:29

      У них удельная емкость ниже, по размерам как свинцовые, единственный плюс - высокая токоотдача, долговечность. Но и стоимость тоже высокая. После подсчета экономической целесообразности боюсь что они на одном уровне выйдут.


      1. katzen
        26.12.2021 17:59

        Да меньше они, чем свинцовые, меньше. Призматики при 80% объёма примерно имеют в 1,5 раза большую ёмкость. Плюс свинец отдаёт свою полную ёмкость только при 20-часовом разряде. Стоимость сравнима со свинцом, так что при экономическом расчёте они ощутимо выгоднее.


  1. VasiliSker
    24.12.2021 21:39
    +10

    У меня дом запитан от такого ИБП, только батарея собрана на дешевом БУшном LiFePO4, большие синие блоки от погрузчиков.
    image
    72v очень удобное напряжение


    1. snp
      24.12.2021 23:26
      +2

      Было бы интересно про вашу конфигурацию почитать, про все компоненты подробнее.


      1. Glyonek Автор
        25.12.2021 00:30
        +2

        Если про то, что "висит" на ИБП, то это сервер на базе Xeon 2678v3 с несколькими видеокартами 1080Ti, ноут Dell precision m2800, радиомост 5ГГц, маршрутизатор, телевизор (в качестве монитора), вспомогательный монитор, сделанный из айпада3. Все остальное включаю попеременно.


        1. snp
          25.12.2021 00:36

          Мне интересно, чем вы их заряжаете. И как батареи подключены, есть ли балансировка.


          1. Glyonek Автор
            25.12.2021 00:51
            +1

            Если вопрос про сборку батареи - BMS балансирует. Заряд идет от внутренней зарядки ИБП.


            1. snp
              25.12.2021 01:10

              Ах, я пропустил слова «от такого» в исходном комментарии, теперь всё понятно. Т.е. абсолютно такой же, как в статье?


              А как тогда с 72v быть? ИБП ведь на 48v рассчитан.


            1. snp
              25.12.2021 01:38

              Похоже, мы оба всё спутали. Я спрашивал у VasiliSker про его конфигурацию с 72v аккумуляторами, а вместо него вы мне ответили, а я в свою очередь не посмотрел на ник :)


              К статье вопросов нет, всё очень чётко и подробно.


    1. Glyonek Автор
      25.12.2021 00:15

      Симпатичная батарея вышла.

      Для дома я тоже купил ИБП , но на 30 КВт. Но переделывать буду на банки от Лифа. Там около 300 В батарея.


      1. 3epg
        25.12.2021 07:15
        +2

        Можно фото этого монстра в студию))


        1. Glyonek Автор
          25.12.2021 12:09

          Обязательно постараюсь сфоткать, когда заеду на "дачу". Он в пленке стоит,я его в банке, давно уже купил... высотой мне по грудь. Модель Riello multi sentry 30KVA.


        1. Glyonek Автор
          26.12.2021 18:18
          +1

          вот он за тренажером ). в целофане


          1. 3epg
            26.12.2021 18:33

            Здоровый. Сильно тяжелый? В нём наверное импульсные трансформаторы, потому как 3х киловаттный матрикс с железным трансом внутри весит килограмм 60, если не больше.


            1. Glyonek Автор
              27.12.2021 14:46

              Нет. Там почти все мето под батареи. Все импульсное...современное, эфективное. Но все равно больше 100кг в пустом виде


      1. nitro80
        26.12.2021 02:03

        300В напряжение всей батареи Лифа.


    1. fk01
      25.12.2021 05:08
      +4

      Я бы не рекомендовал собирать батареи больше 48 вольт без особой надобности. По причине опять же пожарной безопасности: на постоянном токе очень хорошо горит дуга и не гаснет. И с ростом напряжения проблема только усугубляется. И дуга может гореть не в цепи КЗ, а в какой-то рабочей цепи, т.е. какой-нибудь предохранитель ничем не поможет, т.к. всё будет в штатном режиме. Но сама по себе дуга может выделять достаточно энергии чтоб что-нибудь дальше загорелось.

      Почему кстати такую конструкцию лучше убрать в электротехнический металлический шкаф.


      1. ClearAirTurbulence
        25.12.2021 12:01

        А если поставить AFCI?


      1. VasiliSker
        25.12.2021 13:02

        72V линия длиной метр. я бы изза такого переживать не стал если делать все аккуратно. В металлический шкаф убрать можно только если шкаф обделать изолятором =))


      1. katzen
        25.12.2021 16:46

        горит дуга и не гаснет

        Где именно она горит?

        Все напряжения в импульсных блоках питания после моста выше 48 вольт, и ничего, как-то умудряются работать эти самые блоки питания.


      1. nixtonixto
        25.12.2021 18:32

        До сотен вольт дуги можно не бояться, пробивное напряжение воздуха — порядка 1...3 кВ на 1 мм… Напряжение рекомендуют использовать не выше 36 В потому, что оно безопасно для человека с неповреждённой кожей, но внутри корпуса ИБП и 48, и 72 В — вполне приемлемо и безопасно. Чем выше напряжение питания, тем легче работать повышающему преобразователю, т.к. ниже ток.


    1. ClearAirTurbulence
      25.12.2021 11:58

      Вот об этом было бы интересно почитать )

      BOM, ТТХ, нюансы сборки\эксплуатации.


  1. Alexsey
    24.12.2021 21:55

    Помню-помню такие упсы из моих админских времен, вопрос шума от него как-то решали? Помнится у нас в коммутационных стойках ИБП был шумнее циски, которую он питал.


    1. Bonio
      24.12.2021 22:43

      Кулеры Noctua с пониженными оборатами решают вопрос шума полностью. Слышно только если ухо вплотную к решетке приложить. Дефолтные кулеры ревут так, что в жилом помещении не поставить.


      Ах да, там напряжение на кулеры 24v, так что я для вентилятров делал понижайки на 78L12. С новыми кулерами как раз шел переходник с резистором (для еще большего понижения оборотов), вот вместо резистора 78L12 поставил и через эти переходничики кулеры запитал.


      1. belav
        24.12.2021 23:06

        А какая разница: резистор или линейный стабилизатор?


        1. Bonio
          24.12.2021 23:09

          По идее, если расчитать номинал резистора — никакой разницы абсолютно. Ну я вот со стабилизатором сделал, до резистора не додумался )


          1. belav
            24.12.2021 23:57

            Проще даже стабилитрон в обратную сторону последовательно включить, тогда только мощность надо подсчитать.


    1. Glyonek Автор
      24.12.2021 23:54

      Да. Поставил на балкон )


  1. xiliu
    24.12.2021 22:22
    +6

    Осторожнее там пожалуйста. Это довольно опасная переделка так то.

    Литий не часто, но все же может загореться, взорваться и подобное.

    Для таких вещей надо LiFePo4 аккумы ставить. Они немного дороже, но сильно безопаснее.


    1. Glyonek Автор
      25.12.2021 00:11

      Спасибо, учту.


  1. chapai22
    24.12.2021 22:58
    +5

    Свинец не обслуживаемый и его в щадящем режиме (как дома) хватит на годы. Аккумуляторы в машинах не два года работают. Тем более ибп батареи гелиевые или вроде того.Их совсем не зря применяют, а не потому, что лития не хватает. И сильно мощная батарея просто не нужна - а только для сглаживания провалов или шатдаун. Не центр управления полетами. Работать часами с батареи просто не надо.

    Работа ИБП - все бросаем и внезапно отдаем много тока прям ща. Для лития этот режим как раз самый плохой. И с точки зрения выдачи тока и для батареи и ее параметров работы и роста дендритов. То есть ставить большие емкости подскока и регулятор нагрузки по току. И на резком разряде он как раз и может кирдыкнуться или перегреться локально внутри батарейки, причем не сразу а по мере износа.

    Сервер дома работае как я понимаю непрерывно? Оставлять дома включенную бомбу, которая даже в самом маловероятном случае - сожжет все полностью, ну дело такое... Квартира (и последствия) стоит дороже любых экономий на компьютерах. Причем и в отпуск поехать оставив батареи под зарядом - тоже неочевидно.
    А то что делают "на литии" - как тут уже сказали, это другой литий и другие устройства.


    1. snp
      24.12.2021 23:34

      У меня тяговые гелевые аккумуляторы примерно через 6-7 лет деградировали полностью — время работы на полностбю заряженных с 30-40 минут упал до 1-2 минут. UPS — Inelt Monolith II. Впрочем, 6-7 лет это достойный срок, обычные акумуляторы для UPS жили не более полутора лет.


      1. azatfr
        25.12.2021 13:46
        +1

        Срок службы сильно зависит от окружающей температуры. В помещении где 10-15 градусов аккумуляторы прослужат намного дольше, чем аккумуляторы находящиеся в помещении с температурой 20-25градусов.


        1. katzen
          25.12.2021 16:48
          +1

          Как вы предлагаете в квартире обеспечивать температуру для АКБ в диапазоне 10-15 градусов?


    1. webkumo
      25.12.2021 04:34
      +1

      У меня батарея в ИБП сдохла за ~2.5 (может даже меньше) года. В ноль. Наглухо. ИБП перестал с ней запускаться вообще. При этом за это время ИБП меня спас раза 3-4 и на нём висела нагрузка <50Вт.


      1. S-trace
        25.12.2021 18:51

        У меня есть история прикольнее — в моём ИБП свинцовая батарея натурально треснула)
        Причём сделала это когда ИБП был включен, но нагрузки на выходе подключено не было.
        Стоял он дома, на полу, температурных перепадов не было.


        1. Bonio
          25.12.2021 21:32

          А что за батарея была? А то некоторые ставят в ибп батареи от сигнализаций, а потом удивляются, когда они вспухают через несколько месяцев.


          1. nitro80
            26.12.2021 02:11

            Скорее всего какая-то очень дешёвая.

            Встречаю иногда в ИБП такое, и лопнувшие, и раздутые до состояния колобка, что сложно вытащить из корпуса.

            Чаще всего в бюджетных организациях, где надо купить в конце года много и подешевле, а на качество не смотрят.


          1. S-trace
            26.12.2021 10:07

            Не помню уже, но оригинальная от производителя ИБП — я её не менял после покупки.


        1. Alexeyslav
          26.12.2021 14:38

          Увы, бывает. так же трескались и 190А*ч батареи на зарядке. производственный дефект.


    1. fk01
      25.12.2021 05:12
      -2

      Вот поэтому я считаю -- UPS дома не нужен вообще.

      Какая разница, выключится всё сейчас или протянет ещё 20 минут?

      Если критично -- есть ноутбук. Там вопрос обслуживания батареи и пожаробезопасности решён профессионально (если не покупать новую батарею на AliExpress или в подобных местах...) И то бывают казусы. В связи с чем оставлять ноут надолго на зарядке тоже не рекомендовал бы. Вздуваются батареи, например, от постоянной перезарядки. От фирмы зависит. Из приличного, на мой взгляд -- только не бытовые модели Panasonic (Toughbook).


      1. JPEGEC
        25.12.2021 08:27
        +5

        20 минут вполне достаточно для сохранения плодов трудов и (или) для запуска генератора.

        Ноутбук сильно не всем подходит, это примерно как сказать что автомобиль не нужен частнику, а если критично - есть такси.


      1. pae174
        25.12.2021 08:51
        +1

        Какая разница, выключится всё сейчас или протянет ещё 20 минут?

        За 5 минут до истечения 20 минут бесперебойник по дата-кабелю извещает комп о проблеме с питанием и тот автоматически дампит память на диск и выключается.


      1. Am0ralist
        25.12.2021 11:18
        +1

        Вот поэтому я считаю — UPS дома не нужен вообще.
        Какая разница, выключится всё сейчас или протянет ещё 20 минут?
        Для начала в некоторых упсах есть ещё трансформатор, чтоб при каждой просадке напряжения не на батарею переходить.
        Во-вторых, гибернация делается меньше минуты. В условиях, когда свет дёргает в среднем раз в месяц, вообще мастхэв.
        Ну и нормальные ноуты имеют кабель для оповещения компа…
        В связи с чем оставлять ноут надолго на зарядке тоже не рекомендовал бы. Вздуваются батареи, например, от постоянной перезарядки.
        У многих ноутов давно есть режимы работы «заряжать не более, чем до 60-70%». В таком режиме литий живёт более 5 лет при постоянной работе от сети


        1. klounader
          25.12.2021 11:43

          Литий можно безболезненно заряжать до 80% и разряжать до 20%.


          1. Am0ralist
            25.12.2021 12:27

            Ну не совсем безболезненно, но количество циклов растёт на порядок или два, чем в полных циклах.


            1. Popadanec
              25.12.2021 22:16

              Не на порядок, а примерно в два раза. Но за счёт того что ёмкость используется не полностью, заряжать приходится чаще. В результате выгода есть, но небольшая в районе 15-25%.


              1. klounader
                25.12.2021 22:32

                вот график с телефона. с левой половины заряжалось преимущественно до 100%, справа преимущественно до 80%. Иногда по два раза в день.
                image


            1. klounader
              25.12.2021 22:29

              одного железофосфата в бесперебойнике на всю жизнь должно хватить с его то ресурсом


      1. webkumo
        26.12.2021 00:47

        Хрен с ним, с ноутбуком... А как вы останетесь на связи, если все ваши маршрутизаторы/коммутаторы отрубятся? А таких мелких потребителей и самые нищие ИБП протянут дольше... да и в 99% случаев электричество пропадает на несколько минут, так что 20 минут вполне хватит дождаться подачи электричества. Бывают, конечно, случаи, что на несколько часов пропадает (из недавнего - на севере СПб и в приграничных городах ЛО оставались без света от 2 до 6 часов - но там реально мощная подстанция бахнулась и столько времени переводили питание на другую подстанцию)


        1. nitro80
          26.12.2021 02:15

          Быть на связи поможет 4G. Либо на телефоне раздать, либо держать дома какой-нибудь yota, у которого можно параметры тарифного плана менять на лету.


          1. webkumo
            26.12.2021 03:30

            Ну т.е. так и так фигнёй страдать. Не ИБП, так телефон, а то и роутер (ваше "4G"), которому и питание надо изобразить. Да и NAS вешать без ИБП... такое себе решение, но я надеюсь, вы не будете говорить, что NAS дома совсем не нужен?

            В общем-то что я хотел сказать - ИБП дома, конечно же, не мейнстрим, но бывают задачи, для которых он очень даже нужен и это именно домашние задачи.


            1. nitro80
              26.12.2021 03:36

              Nas нужен, у меня их два ????

              А домашний роутер у мну микротик, давно настроен к беспроводной сети телефона цепляться.

              У автора интернет с соседнего дома по воздуху идёт, там тоже может не быть связи, а бс оператора вроде как много часов обязана быть доступной, поэтому я и предложил как запасной вариант.


              1. webkumo
                26.12.2021 09:04

                Посмотрел, это не вы предлагали от ИБП дома вообще отказаться, ну в этом плане - да, ваш комментарий имеет место быть. Я-то отвечал именно на то, что сказали, что ИБП дома фигня, а я считаю, что он бывает полезным (сам завёл всю сетевую инфрастуктуру + один компьютер на ИБП-шники)


    1. Am0ralist
      25.12.2021 11:16
      +2

      Свинец не обслуживаемый и его в щадящем режиме (как дома) хватит на годы
      2-2,5 года и под замену…


      1. Bonio
        25.12.2021 12:23

        Зависит от того что за батарея и что за бесперебойник. Я бы не был столь категоричным. В дешевых бытовых упсах, где батарея стоит рядом с горячим трансформатором — да. В модели, как у автора, батарейный отсек отделен от горячего и батареи остаются холодными всегда. Плюс в дешевых может хронический перезаряд идти из за общего низкого качества.


        У меня раньше немного другая модель APC стояла, которую я заменил на такую же, как у автора. Батареи работали три года, как в начале он 40 минут держал, так и через три года те же 40 минут, я замерял.


        1. Am0ralist
          25.12.2021 12:30

          Но аргумент в исходном комменте звучал категорично — вообще упсы дома не нужны.
          Такие — да, получше. Но тоже года 3-4, правда тут уже от сети зависит, если упсы и БП в оной и сами по себе периодически дохнут нафиг, то…
          Ну и в итоге, апцшки и еатоны «большие» — тоже, знаете ли, когда обнаруживаешь, что померли — уже все поднадутые банки, блин.


    1. katzen
      25.12.2021 16:52

      Вы же помните, что свинец отдаёт свою номинальную ёмкость только при 20-часовом разряде? Даже если брать щадящий режим 2-4-часового разряда, всё равно самый дешёвый свинец будет хуже призматических элементов LiFePO4. А если требования по разряду перейдут в диапазон 15-30 минут, то свинец по цене взлетит так, что литий можно брать не в Китае, а под боком у барыг, и всё равно дешевле выйдет.


  1. dimsoft
    24.12.2021 23:05
    +2

    более дорогие, чем б/у, но делают уже готовые АКБ для ИБП LiFePo4

    например

    https://bast.ru/products/li-ion/skat-i-battery-12-40-lifepo4


  1. drWhy
    24.12.2021 23:16

    UpsDiag модель SURT2000XLI не распознаёт, также были сообщения о некорректной калибровке этой модели, но регистр 0 программа редактировать позволяет, а калибровку можно запустить встроенную с помощью терминала.


    1. Glyonek Автор
      24.12.2021 23:57

      У меня он не ругался. Я скорее для эксперемента шнурочек комовский сделал, думал будет надо, особо не пригодился.


  1. Black_Spirit
    24.12.2021 23:35

    Почти 380 В вместо 220 это обрыв нуля.


    1. Glyonek Автор
      25.12.2021 00:00

      Да. Когда фазы нагружены очень неравномерно, и 0 оборван. Перекос очень большой бывает. Но могли и просто пустить одну из фаз на 0 - тоже будет около 380.


  1. Hich
    25.12.2021 00:06

    так эти литиевые аккумы будут дороже внешних автомобильных. какой в этом смысл?


    1. Glyonek Автор
      25.12.2021 00:09

      Смысл - получить опыт, посмотреть как выйдет. Не меняя внешнего вида.


    1. klounader
      25.12.2021 11:46

      автомобильные занимают много места, пыхтят водородами всякими и не долговечные.


      1. Hich
        25.12.2021 22:15

        да они герметичные. ни чем не пыхтят. А место - ну это уже вторично.


        1. Popadanec
          25.12.2021 22:18

          Они вроде как герметичные. А по факту через 2-4 года высыхают, т.к. водород всё равно постепенно выходит иначе бы из за давления взрывались.


  1. myz0ne
    25.12.2021 02:04
    +3

    Интересно, для чего "чистый синус"? У вас

    мощный ноутбук Dell с док-станцией, два монитора, сервер для вычислений с
    потреблением около 500 Вт. Также есть два маршрутизатора

    Где все равно на входе выпрямитель стоит. То есть в теории их вообще можно питать постоянкой. И самый эффективный ИБП будет - 20 аккумуляторов на 12 вольт, включенных последовательно.

    Обвязка: диодный мост на входе, конденсатор, устройство заряда этой гирлянды из аккумуляторов. Получается пассивно, экономично, бесшовное переключение, высокий КПД, низкий углеродный след и прочее. Да, на выходе порядка 330 В выпрямленного напряжения, при работе от батарей - 240В. Но не пофигу ли, если внутри зарядного устройства стоит такой же конденсатор с таким же напряжением? Из минусов - лишаемся PFC, если он есть в устройствах. И нельзя втыкать устройства со старым ламповым трансформатором, но эти устройства еще надо поискать сейчас.

    что-то вроде такого

    Резистор здесь как ленивая замена зарядного устройства.


    1. fk01
      25.12.2021 05:22

      Не стоит постоянку на 300 вольт делать. Т.е. практически работать-то конечно будет замечательно, энергоэффективно. Но есть нюансы:

      1) опять пожароопасность, в 10-й раз сегодня: дуга на постоянном токе очень опасна. На переменном токе дуга самостоятельно гаснет в каждом полупериоде.

      2) непонятно как решать проблему выключения при разрядке аккумуляторов.

      3) могут быть проблемы запуска импульсных источников питания: у них хоть и выпрямитель на входе, но часто есть отдельная цепь, которая "даёт начального пинка", чтоб источник дал первый импульс, который пройдёт через трансформатор, запитает вторичную цепь и от неё сам источник начнёт дальше питаться.

      По последнему пункту -- когда в розетку втыкаешь, оно запускается. Но если начать вилкой в розетке шурудить, то многие импульсные источники можно довести до ступора. Из которого они выходят только после вынимания вилки из розетки и ожидания разрядки конденсаторов. Ну а самые плохие могут вовсе сгореть. И сходная проблема возникает, когда напряжение батареи плавно падает настолько, что источник выключается. Потом когда напряжение так же плавно нарастёт -- он не включится сам по себе.

      И четвёртый пункт -- импульсные преобразователи могут быть повреждены при работе от слишком сниженного напряжения на разряженной батарее. Цепь обратной связи будет требовать поддержать выходное напряжение, а при сильно упавшем входном -- это значит сильно возросшие токи на "горячей" стороне, которая на такие токи и нагрев может не очень расчитана.


      1. s_kirill
        25.12.2021 10:05
        -1

        "...На переменном токе дуга самостоятельно гаснет в каждом полупериоде."

        ага, Вы это сварщикам расскажите ;-)


        1. VolodjaT
          25.12.2021 10:32

          Ага, именно через проблемы горения сварщики используют высоковольтныйи осциллятор для поддержантя дуги

          https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Осциллятор-стабилизатор_сварочной_дуги

          А еще если почитаете характеристики любого реле - ток на DC почти на порядок меньше чем AC. Часто типа AC 250v 10a, dc 12V 2A. Совпадение?


      1. myz0ne
        25.12.2021 18:04

        1) дуга в основном возникает в выключателях и при коммутации, где это происходит при участии человека, т.е. под контролем. В других случаях дуга - нештатный режим работы, что при постоянном токе, что при переменном. В защиту могу сказать что при повышении напряжения можно поставить предохранитель на меньший ток, что несколько облегчит ситуацию. Сравните: для 2 кВТ при 48В нужен предохранитель минимум на 42А, при 240В уже на 10А. Опять же, корпуса монитора, сервера и блоков питания изнутри обернуты в металлический каркас. Но тут конечно надо осознавать риски.

        2) выключение при разрядке делается при желании при помощи того же реле и стабилитрона. Ну или как тут принято - ардуинка плюс реле плюс уведомление потребителей, плюс смс или сообщение в мессенжеры.

        3) проблемы при запуске по идее быть не должно, т.к. для потребителя напряжение растет скачком, так же как и при включении в обычную сеть переменного тока, мы же не поднимаем напряжение плавно. Аналогично вы привели пример что такие источники входят в ступор на переменном токе, а это значит что внутри диодный мост и конденсатор, т.е. им в принципе без особой разницы где входить в ступор.

        4) решается пунктом 2

        Кстати, еще можно APC на вход приколхозить из серверного мощного БД, там все равно он обычно идет относительно отдельным модулем.

        Ну и я не предлагал делать именно по простой схеме, естественно, должна быть обвязка, защиты, и прочее, схема была именно как концепт.


      1. IbhSvenssen
        26.12.2021 10:35

        А еще может тупо сгореть диодный мост в запитываемом устройстве. Ведь он расчитан на распределение мощности по всем диодам, а не на работу только пары из них. Если мост поставлен впритык, как это любят китайцы делать, то ему поплохеет.


      1. myz0ne
        26.12.2021 16:29

        опять пожароопасность, в 10-й раз сегодня: дуга на постоянном токе очень опасна. На переменном токе дуга самостоятельно гаснет в каждом полупериоде.

        И минутка троллинга: от этого вашего переменного тока вообще фибриляция сердца происходит, не надо его использовать.


        1. fk01
          27.12.2021 02:50

          Постоянный ток намного опасней во всех отношениях. В части поражения человека тоже.

          Я однажды хватался за 220 вольт обоими руками. Условно ноль в левую, фазу в правую. Еле отпустил... Будь там постоянный ток -- не отпустил бы вообще и сюда бы уже не писал. Если от переменки "трясет", то от постоянки спазм постоянный, не пошевелишься, не отпустишь.

          Травмы от поражения постоянным током (т.к. идут химические реакции) тоже опасней.


          1. myz0ne
            27.12.2021 12:43

            Вообще это была отсылка к "войне токов". Всегда считалось что постоянный ток безопаснее переменного. По крайней мере до 400-500 В. Не знаю, откуда у вас обратные сведения. Можете проверить путем поиска. Величина неотпускающего тока для постоянного выше, где-то 5 раз. Т.е. постоянный ток безопаснее. И для сердца тоже.

            При кратковременном контакте с грудной клеткой могут вызывать сбой в работе сердечной мышцы даже сравнительно малые напряжения (порядка 110-230 В, применяемые в быту) но с заметной разницей силы тока (60 мА для переменного, 300-500 мА для постоянного).


    1. Popadanec
      25.12.2021 22:20

      Компьютеры обычно работают от 120 до 240 вольт, так что можно и поменьше.


  1. SinsI
    25.12.2021 04:03

     время работы от батареи должно было быть около 10 минут.

    бюджет составил 255 $ + время.

    Присматривался к бесперебойникам, но такие показатели просто убивают.

    Отдаёшь цену бюджетного ноутбука - но получаешь время автономной работы в десятки раз хуже!

    А ведь у них и в помине нет таких жёстких ограничений по весу и размерам, как у ноутов - если бы они могли при питании от батареи перейти в режим "притворятся ноутбуком", то вполне могли бы работать сутками.

    Вообще, странно что ИБП выдают 220 Вольт, ведь у компьютера везде 12, 5.5 и 3.3, да и мониторы тоже уже давно не требуют высоких напряжений. Вполне можно было бы сделать параллельное питание и не терять энергию на лишних преобразованиях, а если интегрировать с БП компьютера - то ещё и много сэкономить на схемотехнике.


    1. DaemonGloom
      25.12.2021 20:45

      Мало какой ноутбук живёт долго с постоянным потреблением в 500Вт, на что рассчитываются ИБП. Если ваш комп может потреблять значительно меньше — то и ИБП хватит на больший промежуток.


    1. S-trace
      25.12.2021 21:43
      +1

      а если интегрировать с БП компьютера — то ещё и много сэкономить на схемотехнике.

      PicoPSU как раз питается от 12-24V DC в зависимости от модели и вполне может запитывать систему целиком, а занимает объём сравнимый с парой спичечных коробков.
      По мощности некоторые модели могут тянуть до 150-200W — можно даже поиграть если придушить видяху и проц по power limit.
      Экономия получается значительная, как по компонентам, так и по массогабариту (но появляется внешний блок питания, роль которого может играть в принципе как достаточно мощная автомобильная зарядка АКБ, так и UPS в режиме заряда батарей (хотя вопрос, какая мощность у этого ИБП должна быть чтобы выдавать такую мощность на зарядку батарей)).


    1. Alexeyslav
      27.12.2021 13:40

      Это всё хорошо, когда ИБП встроенный в технику. Иначе что? Вместо 1-2А по 220 бесперебойник должен будет отдавать по 20-30А и больше, и не дай бог на конце кабеля напряжение просядет на десятую долю вольта... Какой толщины будут кабеля к компьютеру, к монитору? Одни кабеля стомостью перекроют экономию.


  1. fk01
    25.12.2021 05:04
    +6

    Самодельное зарядное устройство литиевых аккумуляторов (пусть и из китайских компонентов с aliexpress) -- верный путь к пожару...

    Во-первых настоятельно рекомендовал бы сменить обычные литий-ионные аккумуляторы на литий-железо-фосфатные (LiFePO4). Они при перезаряде, коротком замыкании и т.п. по крайней мере не устраивают пожар который и огнетушителем-то потушить невозможно. Это перво-наперво. Бонусом будет огромный срок службы (тысячи циклов). Контроллер заряда конечно придётся поменять.

    Во-вторых аккумуляторы в формате 18650 для таких задач -- скорей не оправданы. Есть большие призматические (прямоугольные) аккумуляторы большой ёмкости и не нужно параллельно соединять большое количество банок. И, кстати, ёмкость 3 А*Ч в формате 18650 -- очевидный обман. По крайней мере для аккумулятора с AliExpress. Я не сомневаюсь, что фирменные Samsung или LG такое выдадут (при разрядке значительным током, а не миллиамперами), но это другое.

    В-третьих если уж так хочется использовать именно цилиндрические Li-Ion аккумуляторы, но следует учитывать, что они бывают без предохранителя и с механическим или полупроводниковым (PPTC) предохранителем в "крышке" корпуса, который по крайней мере механически рвёт контакт при перегреве или при превышении тока, что для него одно и то же. Что позволяет предотвратить развитие ситуации до пожара. Как я понимаю, батареи купленные автором -- китайский клон Sony/Murata VTC6, которая не имеет такого предохранителя.

    Ну и в самом крайнем случае, после параллельной сборки банок (аккумуляторы параллелить можно, только изначально нужно одинаково зарядить или разрядить) я бы все последовательные соединения выполнял как минимум -- строго через предохранитель. Хоть обычный плавкий, самый дешёвый. В идеале -- через плату защиты литий-ионного аккумулятора соответствующей мощности. По той же причине: снизить риск пожара по причине неисправности BMS, любого электронного компонента вызвавшего КЗ, неисправности самого аккумулятора и т.д. и т.п. Основные риски -- это КЗ или перезаряд вызванный отказом BMS (практически прямой путь к пожару).

    Офисные ИБП потому и используют кислотные АКБ, что они неприхотливы (литиевые рискуют массово вымереть при запуске в мороз), дёшевы и пожаробезопасны. В стационарных условиях литий не имеет существенных преимуществ. Да, у литиевых АКБ есть преимущество, что они полностью герметичные и не выделяют газов... но в большинстве случев есть хоть какая-то вентиляция и это не проблема.

    Кроме того, сам факт использования ИБП для "непрерывного питания", если сам ИБП не расчитан на работу в режиме "online" (не является ИБП с двойным преобразованием) -- тоже несёт риск пожара!

    Большинство дешёвых ИБП не расчитаны на непрерывную работу от аккумулятора, что получается в ситуации, когда на вход ИБП включают аккумулятор очень большой ёмкости. В данном случае у автора статьи хороший ИБП, который может работать в таком режиме. Но категорически не советую повторять то же самое с дешёвыми ИБП. Проблема в том, что они принципиально расчитаны на работу в течении тех 20 минут за которые разряжается их штатный аккумулятор. За это время их трансформатор раскаляется чуть менее чем докрасна. Если же подключить очень большой аккумулятор, то кончится может попросту пожаром.

    Если бы у меня стояла подобная задача, как у автора, я бы наверное пошёл по пути всё же либо кислотного аккумулятора, как наиболее дешёвого, или LiFePO4 батареи с соответствующим BMS. Только вместо готового и дорогого UPS выбрал бы дешёвый автомобильный преобразователь 12->220в. Типично они вполне работоспособны длительное время, и попадаются расчитанные на киловаттную мощность. При этом параллельно аккумулятору, через диоды ("идеальный диод" на паре мосфетов и микросхеме компаратора, т.к. мощность большая) включил бы источник питания 12в соответствующей мощности (что, увы, дорого сразу). Таким образом при наличии питания в сети, питание шло бы от неё, а аккумулятор бы отдельно заряжался. И собрал бы всё в электротехническом шкафу железном. И вентилятор туда бы (от выхода на 220) добавил.

    К сожалению такое решение имеет серьёзный недостаток: непонятно как избежать переразряда батареи (хотя автомобильные преобразователи часто умеют сами отключаться), и хуже того, непонятно как избежать циклического перезапуска на разряженной батарее (запустились, напряжение просело, выключились, напряжение подросло, потом опять, и снова...) Качественный UPS контролирует заряд аккумулятора и не подаёт напряжение на выход, пока аккумулятор хоть немного не зарядится. И такой функционал без какого-то микроконтроллера сложно получить.

    Кстати у автора статьи, после того как он "приколхозил" к UPS не штатную батарею может образоваться в каком-то смысле похожая проблема. Так что всё таки не знаю, нужен ли именно UPS. Ведь если UPS был расчитан на кислотную батарею, то у него своя логика определения насколько она заряжена и эта логика никак не соответствует литиевой батарее.

    Наверное можно на самом дешёвом и простом PIC-контроллере сделать простейшую логику, вроде того, что если разрядились -- не включаемся пока и напряжение не подрастет значительно, и пока какое-то минимальное врема на зарядку не будет выдержано. Но эдак самодельный UPS получается.


    1. Glyonek Автор
      25.12.2021 12:03

      Отвечаю:

      "ёмкость 3 А*Ч в формате 18650 -- очевидный обман " - Нет - даже на одном из фото видно все "банки" я подписал маркером. Разброс по емкости 2900 - 3200.


      1. fk01
        25.12.2021 15:49

        "все АКБ были пропущены через процедуру «заряд/разряд» током в 1 А..." -- при увеличении тока на порядок результат может сильно огорчить. Легко сделать аккумулятор на 3 А*Ч, но трудно одновременно обеспечить низкое внутреннее сопротивление. Есть либо ёмкие аккумуляторы, либо расчитанные на большие токи. У многих производителей аккумуляторы чётко разделяются на две эти категории. Но не то и другое сразу -- это хайтек.


      1. Hich
        25.12.2021 22:20

        да, там просто напряжение небольшое на них


    1. Hich
      25.12.2021 22:19

      а есть такие LiFePO4 на алике? или как они называются?


      1. Alexeyslav
        27.12.2021 13:47

        Более того, видел даже обзоры на готовые "батареи в чемоданчике" на 12В и 24В с отдельными клеммами для заряда и силовой нагрузки ёмкостью 40-100А*ч.


    1. Glyonek Автор
      27.12.2021 14:53

      И еще, нет там никакого самодельного ЗУ. ) Там есть ЗУ, кторым я просто калибровал "баночки". Но я его еще использую для других целей. И покупал скорее для своего фотоапарата.


  1. safari2012
    25.12.2021 06:03
    +1

    Отличные батарейки, к стати. Я в своем беспроводном китайском пылесосе заменил сдохшие за год штатные на эти. Теперь вместо 20 минут, пылесос фигачит почти час. Разогревается так, что пластик горячий, а батарейки холодные. Уже года три работают.


  1. 3epg
    25.12.2021 07:22
    +1

    Я заказчику собирал сборку из четырёх ИБП, подключенных к одной сборке из четырёх 200 амперных автомобильных АКБ. Время автономной работы около 4 часов при парке в 10 компов+кассы и два лазерных МФУ. Всё работает пятый год.

    Один раз вызывали, говорят всё сломалось. Приехал, посмотрел, выключил трехкиловатную обогревашку из ИБПэшной розетки и уехал))


    1. s_kirill
      25.12.2021 10:07

      а интересно, какие были ИБП?


      1. 3epg
        25.12.2021 10:12

        Сборная солянка. Один матрикс, под 60 кило веса на 3ква, один APC2200 и два APC3000, точные модели уже не помню.

        Фото матрикса с интернетов:


    1. Bonio
      25.12.2021 10:50

      Автомобильные же не предназначены для работы в буферном режиме. Я читал, что они долго в таком режиме не работат.


      1. 3epg
        25.12.2021 10:59
        +3

        Ну если 5 лет - это не долго, то ок. ))

        Вообще не понимаю этих споров между автомобильными и УПСэшными. Во первых автомобильный будет большей ёмкости, значит он будет работать в более комфортных условиях, т.к. во время отключения электричества ему придётся отдавать ток не 10C, а 1C. Во вторых химия практически та же самая, что и в ИБПэшных, там только что электролит в прокладки упакован. Ну и сколько в ИБП акумов мертвых не доставал, они все либо вздутые, либо уже сухие, т.к. необслуживаемые, что говорит либо о перегреве, либо о перезаряде. Соответственно чем больше акум, тем тяжелее его нагреть, а автомобильный к тому же ставится рядом, а не в горячий корпус бесперебойника и тяжелее перезарядить, опять же благодаря большей ёмкости.


        1. Popadanec
          25.12.2021 22:24

          К тому же свинец в разы дешевле лития.


          1. katzen
            26.12.2021 04:33

            Свинец дешевле лития только тогда, когда рязряжается 10-20 часов.


        1. Alexeyslav
          27.12.2021 13:49

          Сухие они потому что гелевые...


      1. klounader
        25.12.2021 12:12

        Зарядные устройства с буферной технологией способны определять ток внутренних утечек аккумулятора (саморазряд) и поддерживать полную емкость неделями и месяцами без риска сульфатации. Автомобильные дома держать вообще крайне нежелательно. Для этого существует технология AGM. А теперь можно посмотреть, например, этот даташит и узреть чудо: www.fiamm.ru/data/IO_manuals/Manual_AGM_RUS_2020.pdf


  1. bondarenkod
    25.12.2021 18:30
    +2

    Я погуглил, в указанном девайсе стоит 4 батарейки на 7Ah (предварительно), их цена примерно 450-600 грн за 1 штуку, тоесть 1800-2400 гривен за блок.
    При 0х рисках спалить как минимум себе балкон и работы на 1 час по обьединению батарей в блок. В долларах вообще смешная сумма - <$90.
    У вас ценник $255, почти можно смело сказать, что ваш литий встал в 3 комплекта замены батарей. При самых неблагоприятных условиях свинец проживет 2 года, при средних 3, максимально благоприятных 5 лет.
    Итого, приблизительный срок выхода на окупаемость в лучшем случае через 6 лет, в худшем через 15.

    А так за идею и способ заморочиться, плюс, конечно же :) Я о подобном тоже думал, только в ключе поставить автомобильный аккумулятор, но начав ознакамливаться с особенностями работы аккумуляторов, понял, что смысла тратить время на подобное нет.


    1. sirocco
      25.12.2021 22:52

      Именно по этим причинам используют свинец. Литий может понадобиться только в супер автономных необслуживаемых системах. Но там есть спец решения, типа источников питания постоянным током на 60 вольт, как в телекомах.

      Сейчас средний срок службы ИБП около 12-15 лет. Это при качественных батареях - поменять их 1, 2, максимум 3 раза. После 15 лет - нет поддержки производителя, нет запчастей, нет расходников, в целом очень дорого ремонтировать, надёжность около нуля... Зачем такой ИБП, в котором батареи переживут ИБП?

      Да, конечно, есть случаи не буферного режима использования, но в таких случаях много дешевле использовать дизельные или газовые генераторы. Там где их использование невозможно, там опять же применяется специальное оборудование, а не классические ИБП.


      1. Bonio
        26.12.2021 10:45

        нет поддержки производителя, нет запчастей, нет расходников

        А какие для ибп нужны расходники и поддержка? Качественные модели, как у автора, например, работать могут вполне себе десятилетия, при условии чистки от пыли хотя бы раз в несколько лет и замены конденсаторов раз в десять лет. Ломаться там нечему.


        1. kisaa
          27.12.2021 05:51

          Релюшки, бывает, подгорают, если внешнее питание нестабильное и ИБП слишком часто щелкает туда-сюда.


        1. Alexeyslav
          27.12.2021 14:29

          Софт, например, под современные операционные системы который позволяет мониторить и управять бесперебойником. Батареи могут поменять форм-фактор и перестанут влазить в отсек бесперебойника.


    1. Glyonek Автор
      27.12.2021 14:58

      вы читайте внимательно. 120$ - это бесперебойник, еще 32$ - зарядка (не обязательна). я ею просто калибровал для спокойствия и долголетия батареи..

      Батарея - 103$ (против ваших 90$) вышла. И это 9 Ач. И потенциально больший срок службы + мой опыт и интерес...


  1. sterr
    25.12.2021 18:43

    Почему не титанат?


    1. Popadanec
      25.12.2021 22:25

      Литий титанат? Карбон титанат? Его сложно купить новый. На Алике в большинстве случаев б.у. ячейки из электро транспорта.


  1. AVX
    25.12.2021 19:07
    +1

    О, неплохой ИБП! Много таких в эксплуатации было.

    Есть несколько нюансов - UpsDiag не всегда корректно с этой моделью работает. В частности, калибровка может просто завершиться прямо сразу, либо не завершиться совсем, и ИБП отключится по разряду батарей. Намного надёжнее работает калибровка, если запустить её через веб-интерфейс, но это нужна специальная карта расширения с ethernet портом (есть с доп. входами для датчиков температуры, влажности и т.д., с выходами для автоматики и с входами). Калибровку проводить при нагрузке не менее 35%, она должна быть одинаковая на всё время калибровки.

    В ИБП SmartUPS от APC есть такая особенность, что один из регистров не может менять своё значение в меньшую сторону, и в процессе износа батареи ИБП постоянно корректирует константу в этом регистре, на основании которой потом рассчитывает примерное время работы от батареи. Если ИБП поработал на дохлой батарее, то константа там будет такая, что даже с новой батареей будет слишком малое время работы. Решение - использовать комплектный кабель для COM-порта, подключить к ПК, и взять программу APCFix, она может автоматически скорректировать значение этого регистра. Это, к слову, можно сделать и в UpsDiag, но крайне неудобно (там много можно в терминале подкрутить, и напряжения, и задержки, и т.д.). После APCFix нужно зарядить до 100% и провести калибровку.

    Как это всё будет с литиевыми работать - я не знаю. Думаю, по-хорошему, надо как-то и прошивку для этих батарей менять.


    1. sirocco
      25.12.2021 22:43

      Как это всё будет с литиевыми работать - я не знаю. Думаю, по-хорошему, надо как-то и прошивку для этих батарей менять.

      Сейчас некоторые китайские и швейцарские производители ИБП знаете как делают/переделывают ИБП под литий? Тупо отключают контроль напряжения и тока заряда батарей, после этого ИБП просто выдаёт максимальный ток и напряжение на батарейный кабинет. А вот уже в батарейном кабинете стоят балансиры, контроллеры заряда, и т.д. О времени автономии ИБП тоже ничего не знает, это надо в контроллере батарейного кабинета смотреть.


  1. Hich
    25.12.2021 22:25

    вот вопрос. каким образо вычисляется Runtime Remaining?

    есть ли какие-то вшитые в упс таблицы или константы относительно батарей?

    у меня после калибровки упс пишет, что будет работать 9 часов на батареях, а реально работает 1,5 часа. Вот что с этим сделать можно?


    1. Bonio
      26.12.2021 10:48

      А как калибровали? 9 часов это, надо полагать, вхолостую без нагрузки?


      1. Hich
        27.12.2021 06:27

        да никак. подключился к нему и вот такое увидел. стал калибровать, но оно не меняется совсем.


    1. AVX
      26.12.2021 15:46

      1. Hich
        27.12.2021 06:28

        да, спасибо, попробую


  1. sirocco
    25.12.2021 22:36
    +2

    Смутило, что батарея в ИБП на 72 В, а это сборка из шести свинцовых АКБ (аккумуляторных батарей), которые надо менять раз в три–четыре года.

    Ну откуда вы это берёте? Зачем вы раз в четыре года меняете батареи? Оставьте эти байки аккумуляторам за $15 в ИБП нижайшего ценового сегмента. Вы выбрали очень хороший качественный ИБП, единственное, что оставалось - выбрать качественные батареи со сроком службы в буферном режиме 8/10/12/15 лет. Я начал карьеру ИБПшника 12 лет назад, у меня есть ещё объекты где я не менял батареи за всё это время, притом, что я там делаю ТО каждые 6-12 месяцев.


    1. ClearAirTurbulence
      26.12.2021 00:04
      +2

      Поделитесь же опытом, какие батареи столько ходят. В домашних упсах приходится менять каждые три года.


      1. sirocco
        26.12.2021 14:11

        Ну это точно не "Космос", не "Восток" и не "Парус электро". В те далёкие годы ставили CSB, Delta, богатым - Panasonic. У каждого производителя есть серии живучих (только в буферном режиме) батарей. У дельты Delta DTM L/ HRL-X до 12 лет, GX до 15 лет.


    1. Glyonek Автор
      26.12.2021 17:37

      Ну если бы я не имел опыта эксплуатации на 2х других хороших упсах, я бы и не писал... И батареи там были не дешовые....)


      1. sirocco
        26.12.2021 22:43

        были не дешовые

        ну раз уж мы на хабре, я не сомневаюсь, что конкретно вы промониторили цены перед покупкой. Но в целом для меня какая-то цена в нашем мире барыг и спекулянтов не говорит ни о чём. Есть продавцы, которые продают батарею за 3500р, при том, что она в среднем стоит 1700. За то у нас с доставкой и всегда в наличии, успокаивают они. Кто-то продаёт залежалые двух и более лет, которые потеряли 50% емкости безвозвратно. Есть и такие, кто торгует б/у под видом новых - передаю привет Митинскому рынку, Савёловскому и т.п. Поэтому "купил дорогие" - это информации = 0. При покупке дату производства пробили? Ёмкость проверили? При установке провели пару циклов заряд/разряд с замером ёмкости(оценочно)? И далее - как эксплуатировали... Сколько циклов заряд/разряд, какой глубины? Какая температура эксплуатации? Проверяли как их ИБП заряжает, напряжение, ток, температурную компенсацию? Смотрели как разряжает, каким током, до какого напряжения? Значение имеет ВСЁ из перечисленного, чудес не бывает. Правильно эксплуатируете - долго служат. Относится к любой технике.


    1. Glyonek Автор
      27.12.2021 15:01

      во всех старых упсах у меня стояли CSB . И здыхали через 3- 4 года


  1. nitro80
    26.12.2021 02:32

    Автор, такой вариант не рассматривали:
    https://a.aliexpress.com/_9uaTre


    1. Bonio
      26.12.2021 10:50

      Такие батареи нельзя соединять последовательно.


      1. katzen
        26.12.2021 14:00

        Это почему же?


    1. Glyonek Автор
      26.12.2021 17:38

      Их нельзя соединять последовательно, и качество самих банок - шлак. да и контроллер мне был надо минимум 60А....


      1. katzen
        26.12.2021 18:01

        К вам тоже вопрос: почему их нельзя соединять последовательно, по вашему мнению?


        1. Glyonek Автор
          27.12.2021 15:07

          Во первых - там стоит просто балансир (без мозгов нормальных). Отрегулировать, отследить ничего нельзя. Из 4х последовательных батарей - как будет заряжаться любая в цепи, когда одна уже взяла полный заряд? - Разсеиваньем мощности на балансире. А при розряде? Если одна уже ушла в аут... ?


    1. webkumo
      26.12.2021 23:37

      А по мне - так их и использовать-то нельзя... сборка без BMS и без возможности его подключения? Шлак, какой ещё поискать...


  1. lunacyrcus
    26.12.2021 11:53
    +1

    Как я переделал бесперебойник со свинца на литий и зачем

    Ну так и хочется пошутить, чтобы горело нескучно в случае чего) Но это наверно и до меня успели.

    Ну а кроме этого момента, то хорошее и в общем-то рациональное решение учитывая что еще и сам ИБП с Б/У. У себя впрочем от ИБП все же отказался пока (не настолько часто нужен), хватает реле контроля напряжений и подобного, чисто для страховки от тех же 380 на всякий.


  1. Garifullin_Ilmar
    26.12.2021 18:36

    а можно емкость батареи узнать без вот этих вот эквивалентов Pb емкости?
    у лития есть преимущества - это высокая плотность, низкое внутренее сопротивление
    поэтому он может отдавать ток полностью будучи даже меньшей емкости
    При запуске автомобилей, мотоциклов , на lifepo4 оно конечно нужно - мотор запустили меньшей емкостью, отдали больше тока но в более короткое время. А вот на долгосрочной нагрузке - есть недостаток - ценник батареи выше, и пожароопасность выше опять же.

    И кстати lifepo может и не горит, но греется замечательно. Если одна из ячеек выйдет из строя и начнет грется, то она будет греть соседние ячейки, в результате соседние ячейки тоже начнут греться (пробой внутренней изоляции похоже) и потянут соседние ячейки к выходу из строя
    Пакетные lifepo насколько я знаю выходят из строя без нагрева и термической реакции
    а в элементах типа 18650 я сам видел реакцию (делал батарею для мотоцикла, и она вышла из строя из-за слабой изоляции между ячейками и неисправного реле-регулятора)


    1. Glyonek Автор
      26.12.2021 18:37

      48В 9Ач


    1. Glyonek Автор
      26.12.2021 18:38

      54 В - в заряженом состоянии


  1. IvUs
    26.12.2021 19:58

    Мне для работы ( десктоп на amd 3590 + монитор 27" + самодельный NAS c fake raid на intel i3 4330 + всякая мелочь типа роутeра, свитча и т.п.) хватает довольно компактного powercom Vanguard VGD-1000. Куплен был в апреле 2012, в мае 2017 батареи попросились на замену. Пока батареи купленые в 2017 (CSB HR1234W) разряд держат нормально.


  1. bondarenkod
    27.12.2021 12:59
    +1

    В комментах видел вопросы по адаптации UPS, на сайте https://www.apc.com/us/en/faqs/FA284198/ APC я вычитал такую информацию по адаптации (или балансировке) к новым аккумуляторам - для некоторых изделий адаптацию выполняют константной нагрузкой не менее 30% от номинальной мощности изделия, помимо способов через утилиту или по кабелю. В свежих APC есть экраны, и там эту опцию добавили прямо в меню.

    Я собрал нагрузку на базе 100 ваттных ламп накаливания с тумблером к каждой лампочке. Менял оригинальный блок батарей в SUA1500I на самосборный батарейный блок, после пары дней отстойки APC на зарядке на холостом ходу в розетке, я подключил "нагрузочный стенд" и SUA1500I проработал 34 минуты на нагрузке в ~400 ватт. После чего оставил еще на сутки заряжаться в выключенном состоянии.