Я часто вижу в интернете комментарии о том, что всякие аутсорсинги, интеграторы, аутстафы — это «галеры». Прочитав несколько статей, я понял, что никакие аргументы на людей, которые так считают, не действуют. Поэтому я решил написать небольшой рассказ с вымышленными персонажами, но при этом каждый из них — собирательный образ реальных людей. Описанные ситуации я тоже взял из реального опыта. 

Перед дальнейшим чтением хочу сказать: я не утверждаю, что любой аутсорсинг — это хорошо, а любая компания другого типа — плохо. Компания может быть любой. Но «галера» — просто предвзятая характеристика от людей, которые зачастую даже не работали в таких компаниях. 

Корпорация

Вася — разработчик.

Он учился на последнем курсе института и даже работал в одной крупной компании, уже почти 2 года. 

Васе всегда нравилась техника и программирование, поэтому ещё со школы он чётко выбрал карьеру программиста. И вот 2 года назад мечта сбылась — у него получилось прийти в большую компанию на интересный проект. Хотя в то время для Васи любой проект был интересным, потому что всё вокруг новое: процессы, люди, задачи. Всё серьезно. 

Но в последнее время что-то поменялось. Задачи из новых и интересных превратились в старые и однотипные. Большую часть времени Вася фиксил баги из техподдержки или писал тесты, а новые части сервисов делал редко. Периодически он натыкался на новые технологии в интернете, которые хотел попробовать и предлагал команде. Но команда его не поддерживала: «Пока работает, не трогай». Да и вообще к словам Васи мало кто прислушивался, все-таки у него «опыта меньше».

Васю это угнетало, потому что он хотел расти, но не совсем понимал как. Руководитель у Васи, конечно, был, но скорее формальный. Вася разговаривал с ним нечасто, потому что руководитель все-таки человек занятой. Не хотелось дёргать его по своим пустякам.

Конечно, были положительные моменты, и довольно много: начиная от условий работы и заканчивая самим проектом. Проект Васе нравился, несмотря на то, что это была внутренняя разработка, а не сервис для массового пользователя. Вася чувствовал свою значимость, работа над продуктом доставляла ему удовольствие. Иногда приходилось продумывать сложные схемы взаимодействия с сервисами от других команд. Даже править баги иногда было интересно: от поиска и устранения проблемы Вася чувствовал удовлетворение. 

Но постепенно даже эти плюсы превратились в рутину, а минусы начали давить: казалось, это отличное место для спокойной работы, но Вася хотел развиваться дальше.

Зарплата была неплохая. Но прошло уже 2 года и хотелось повышаться дальше, тем более что некоторые знакомые имели больше, а Васе повышали оклад всего раз — год назад. И то — пришлось самому просить, нервничать.

Люди в отделе в основном были малоинициативные и между собой не общались. Хотя работу все делали хорошо, и вообще казалось, что коллегам на рабочем месте вполне комфортно. Раньше Вася не заморачивался, но со временем загрустил — все работают от звонка до звонка, редко обедают вместе и общаются на отвлеченные темы.

С одним коллегой Вася все же сдружился. 

Тот работал в другом отделе, но обедать они ходили вместе. На одном из обедов Вася рассказал ему о своих переживаниях, на что Илья ответил:

— Да ты чё? У тебя и зп хорошая, и компания крупная. Чего ты паришься? Деньги платят — кайфуй. Ну и что, что последнее время не сильно развиваешься? Может, щас какую-то новую команду организуют и понадобятся хорошие разрабы — или даже лиды. Настанет твоё время. Надо просто подождать и спокойно зарабатывать деньги!

Звучало логично. Вот только Вася знал, что Илья сам недавно перешёл в другое подразделение, потому что его предыдущий проект — который обслуживал другой проект, который обслуживал третий — недавно закрыли из-за оптимизаций бизнес-процессов. Теперь Илья стал единственным разработчиком в новой команде, которая делает что-то, что сама не до конца понимает.

Вася не унимался:

— Я на днях статью читал. Там компания интересные вещи делает, и вакансия у них открыта. Может, стоит посмотреть? Опыт вроде подходит.

— Фу, да ты че? Это ж аутсорсинг! А аутсорсинг — это галера! Будешь вкалывать 24/7 за нищенскую зп без повышений. Вот зачем тебе это? — ответил Илья.

Вася задумался. Больше они на эту тему не говорили.

На следующий день Вася решил поговорить со своим руководителем о переводе в другую команду. Руководитель вяло ответил, что может организовать встречу с HR. 

«Даже здесь ему дела до меня нет», подумал Вася. «Мог бы хоть поинтересоваться, что не так и почему хочу перейти».

На встрече HR очень красочно рассказал о разных проектах. Один из них зацепил Васю технологиями, которые там использовались. HR сказал, что всё узнает и скоро вернётся с ответом.

Переход в аутсорсинг

Прошла уже неделя, но ответа все не было. 

Подумав, что за спрос денег не берут, Вася решил отправить резюме в аутсорсинг из статьи. На удивление, оттуда ответили почти сразу и пригласили на встречу на следующий день.

Собеседование состояло из нескольких секций с разными людьми. Все интервьюеры показались Васе вежливыми, доброжелательными и профессиональными. Впрочем, это было неудивительно, ведь для любой адекватной компании это, скорее, норма. Когда Вася искал работу, все собеседующие и HR показались ему хорошими людьми. Сами задачи были необычные, часть из них показались Васе искусственными. «Ну зачем мне знать, какими алгоритмами можно обойти граф, если я это в жизни никогда не применяю?» — подумал Вася. Хотя задачи он решил уверенно.

Собеседование прошло успешно, и уже через пару дней Вася получил оффер. Денег давали больше, чем на текущем месте. Ровно столько, сколько Вася указал в желаемой сумме. «Надо было просить больше», с досадой подумал Вася. Но все равно было приятно.

Конечно, он пока не собирался бросать свою крупную компанию ради «галеры», но все же некоторые моменты из оффера не давали ему покоя. Например, было написано, что у него будет личный наставник, который будет помогать расти в компании. Каждые полгода зарплата будет расти без "напоминаний" при хорошем отзыве от коллег и успехе личного плана, который поставит наставник. А ещё можно будет участвовать в разных активностях компании: например, писать статьи, преподавать и даже брать стажёров.

Вася и сейчас часто помогал новичкам, вот только это никак не отслеживалось со стороны руководства. А о том, чтобы даже просто участвовать в собеседованиях,  и речи не шло. Преподавать Васе нравилось, и в универе он помогал проводить лабы по одному из предметов.

В общем, картинка была очень привлекательная, и Вася решил поделиться с Ильей.

— Ну-ну, написать-то можно че угодно. А по факту будешь херачить, как раб на  галере. А потом ещё зарплату задержат или просто не выплатят! А соцпакет, дмс, зал, столовка?! Нет, дело твоё, конечно... — Илья был непреклонен.

На собеседовании Вася подробно расспросил про процесс работ и оформление. Процессы, как везде — задачи в жире, мержи, ревью, тестирование, каждый день митинги с обсуждением задач. В офис ходить можно по желанию, главное — выполнять задачи. Про переработки Вася спросил отдельно, потому что часто слышал про это, хотя сам перерабатывал редко. На это интервьюеры честно ответили, что переработки бывают, но редко — и только в некоторых подразделениях. Но происходят они по согласованию и желанию, а оплачиваются по двойной ставке. Такая честность ещё больше подкупила Васю. Собеседующий как будто не пытался продавать компанию, а просто рассуждал и рассказывал, по-товарищески.

Первые дни

Вася проработал на прежней позиции ещё пару недель. Ничего не менялось.

HR вообще куда-то пропал. «Занят, наверно», рассеянно думал Вася, постоянно прокручивая в голове мысли о переходе. В конце концов он решил, что ничего не потеряет, если перейдет в этот аутсорсинг и лично проверит — действительно ли там так хорошо, как написано в оффере.

Вася принял предложение, отработал положенное и ушёл из старой компании. Остановить его никто не пытался. Вася немного удивился. У него осталось неприятное чувство, что не такой уж он важный член команды.

Первый день на новом месте Васю сильно впечатлил. Вместо каторжной работы до ночи, которую предсказывал Илья, Вася познакомился с командой, поучаствовал в планёрке на день и установил все нужное для работы над проектом.

Днём его позвали в столовую. Раньше Вася не так часто обедал с командой, а тут его не просто позвали — скорее, настаивали. Было непривычно, но надо же познакомиться с командой. Обед проходил в легкой дружеской атмосфере. Ребята смеялись над какими-то своими местными шутками и спрашивали про Васину жизнь: как попал в разработку, где учился.

После обеда к Васе подошёл HR, который провёл онбординг, и рассказал, что где находится. Вплоть до того, как пройти в туалет, хоть это было довольно очевидно.

А ещё Васе сразу представили наставника. Он — вернее, она, девушка Оля — рассказала про формат их встреч и взаимодействия и пояснила, что задача наставника — делать так, чтобы Вася постоянно развивался в компании. Это было приятно, и раньше у Васи такого не было. А ещё оказалось, что Вася знаком не со всеми технологиями, которые использовали в компании.

— Это ничего — сказала наставница, — я тебе дам доступ к нашим курсам. У нас как раз есть несколько лекций по этой теме. Завтра на митинге запланируем вот эти задачки, они помогут тебе лучше разобраться. А то, что запланировали на тебя до этого, я лучше возьму сама.

Следующий день Вася начал с изучения материалов от Оли и потихоньку взялся за задачу. Дело шло с трудом, потому что новая технология, хотя и была очень популярной, раньше Васе была незнакома. Даже странно, что раньше он работал с ее более старым аналогом. Так Вася просидел до самого вечера и даже не заметил, как пролетело время. 

Вечером прошло ещё одно мероприятие: ретроспектива. Все по очереди рассказывали плюсы и минусы работы в отделе в прошлом спринте. В целом мероприятие воспринималось скорее как собрание друзей вечером в кафе: кто-то даже пил вино. Конечно, на ретро были высказаны и минусы: менеджер их записала, команда обсудила решения и запланировала, как их будут исправлять в следующих спринтах. Васе пока сказать было нечего, кроме того, что команда крутая и приятная. Но атмосфера ретроспективы ему очень понравилась.

На следующий день Вася закончил задачу. Его сильно смущало то, что задача-то была очень простая, и он это понимал. Но из-за новой технологии пришлось много копаться. Он переживал, что менеджер будет недоволен, но на митинге его, наоборот, похвалили за то, что он смог разобраться самостоятельно и доделать. Все в команде, включая менеджера, понимали специфику задачи и сложности для новичка. У Васи отлегло от сердца и он даже сам порадовался своим успехам.

Потом задача попала в ревью. И вот тут возникли неожиданности. Ребята накидали около 30 комментариев, и это при том что в мерж-реквесте было от силы 200 строк.

Увидев, что Вася расстроился, открыв список комментариев, Оля сказала:

— Да не парься, ты ж только первую неделю работаешь. Ты все сделал хорошо, просто многое не соответствует нашему стилю и используемым паттернам, поэтому нужно будет некоторое время на адаптацию. Посмотри на комменты: критичные ребята подписывают, а все остальные можешь исправить по желанию. Это значит, что написано нормально, но стоит еще раз пересмотреть.

Критичных комментов было немного, и Вася успокоился. Но ему хотелось все поправить, чтобы показать, что он старается и уделяет внимание мелочам. Например, был комментарий о том, что Вася забыл добавить небольшую функцию для оптимизации. В ревью было написано, что это не критично, но все же лучше поправить. На прошлой работе Вася не сильно заморачивался с этим. Всё-таки дополнительные оптимизации нужны, только когда они действительно принесут очевидную пользу. Но на этот раз спорить не стал, потому что в новой команде все уделяли внимание деталям.

Наставник

Из-за того, что в итоге Вася правил не только критические комментарии, а вообще все, он потратил много времени и даже не успел начать ту задачу, которую обещал взять сегодня на планёрке. Он сказал об этом менеджеру и Оле, а Оля сказала, что они обсудят это на ближайшей встрече 1 на 1, которые она поставила в календарь на каждую неделю.

На следующий день менеджер спокойно спросила, успеет ли Вася сделать задачку сегодня. Он ответил, что успеет, и все остались довольны. «На галеру не похоже», подумал Вася и мысленно порадовался, что пока все складывается хорошо.

На личной встрече с Олей среди прочего они обсуждали оценку времени на задачу. Оля сказала, что нет ничего страшного в том, что Вася не успел сделать задачу, хотя обещал. Но все же уметь определять и планировать своё время — важный навык. Поэтому к следующему разу она предложила перед выполнением делать упражнение с оценкой задач. Если реальное время окажется больше планируемого, нужно провести анализ, почему так получилось, и в будущем заложить все риски в оценку.

Это упражнение показалось Васе полезным. Он пообещал делать так в течение недели и поделиться результатом на следующей встрече. Ещё Оля показала целую матрицу компетенций компании и попросила найти себя в ней. Вася пришёл на позицию мидла и нашёл нужный столбец. В строках было указано порядка 25 компетенций из разных направлений: софт и хард-скилс. Среди них Вася увидел пункты, которые у него проседают. Он поделился этим с Олей.

— Отлично! — ответила она. — Невозможно четко подходить под матрицу. Какие-то компетенции могут быть развиты сильнее, какие-то слабее. Поэтому наша задача найти то, что хочется развивать — и развить!

Затем Оля рассказала про глобальный рост в компании, показала его на матрице,  объяснила разницу в ответственности на каждом уровне-грейде и многое другое. Грейдов было много, и послушать про них было интересно. Особенно круто было то, что Оля постоянно привязывала каждый грейд к каким-то срокам — усреднённым, конечно, но Вася смог примерно представить свой путь развития в компании и даже спрогнозировать зарплату через 1-2 года. 

В конце матрицы шёл грейд «Партнёр компании». Компетенции на этом уровне сильно отличались от того, что было до этого. Оля пояснила, что опытный инициативный сотрудник может возглавить своё направление внутри компании и получить долю в прибыли этого направления. Такая перспектива очень вдохновила Васю, и он расспросил про это подробнее. Оля терпеливо отвечала на его вопросы, хотя было понятно, что говорить о таком грейде для Васи ещё очень рано.

Встреча прошла отлично, а задача, которую исправил Вася, прошла повторное ревью без замечаний и была успешно добавлена в релиз. Уже на следующей неделе Вася с удовольствием увидел результаты своей работы в продакшне.

Статья

Прошло несколько недель.

Васе нравилась его новая работа, и он чувствовал, как развивается. На своём проекте он даже сделал большую оптимизационную задачу, которая сократила время на некоторые ответы сервера, и система стала работать быстрее и стабильнее. Когда Вася рассказал об этом Оле на очередной встрече, она предложила написать об этом статью на Хабр.

— Да ну! Ничего такого особенного я не сделал. Это же готовые технологии, а я их просто правильно применил. Просто писать не о чем, наверняка все и так знают про такой подход и решат, что я не разбираюсь… — сказал Вася.

Но Оля в ответ посмотрела неодобрительно.

— Нужно написать редактору компании и послушать, что он думает, — сказала она.

Вася стеснялся и писать не очень хотел. Но постоянно видел, как в чате редактор Петя то и дело присылает ссылки на новые статьи компании на Хабре. По совету Оли Вася все же собрался с мыслями и написал редактору. В ответ он получил такое сообщение: «Отличная тема! Остальное неважно. В задачи инженера не входит создание новых научных теорий. Тем более никто не ждёт, что ты напишешь статью, за которую дадут Нобелевскую премию. Если то, что ты сделал, помогло твоему проекту, наверняка есть ещё целая толпа людей с такими же проблемами, и им было бы интересно прочитать про твоё решение».

Этот ответ вдохновил Васю, и он начал писать статью. Оля объяснила руководителю команды Васи, что он пишет статью для блога компании, и ему даже выделили на это немного рабочего времени.

Статья вышла на Хабре через месяц после того, как он начал писать. Коллеги отревьюили статью, а редактор помог с оформлением. Вася не ждал высоких оценок и был сильно удивлён, когда статья набрала много плюсов и несколько обсуждений в комментариях.

Ревью

Вася отработал в компании уже 3 месяца,и его испытательный срок подошёл к концу.

Оля сказала, что теперь нужно будет пройти процедуру ревью, чтобы закрыть испытательный срок.

— Не беспокойся, ты же сработался с командой, все хорошо! Обычно сразу понятно, если что-то идёт не так.

Оля вообще не волновалась. Но о Васе сказать того же было нельзя. В ревью было целых 3 этапа: техническое собеседование с сотрудником, которого Вася не знал, отзывы от коллег и общение с наставником и руководителем.

Васе написал HR, и они назначили собеседование на удобное время. Вася готовился к нему, как к экзамену, но все оказалось проще: коллега дал Васе решить заранее заготовленный кейс. Нужно было предлагать решения задач, которые «возникали на абстрактном проекте», попутно рассказывать связанную теорию и написать немного кода. Были места, с которыми Вася не справлялся и от этого начинал нервничать, но коллега его успокоил и сказал, что все идёт хорошо. А если Вася чего-то не знает, то будет над чем поработать.

В целом собеседование и правда прошло хорошо. После этого последовала встреча с Олей. Она уже собрала отзывы от членов Васиной команды. Вопросы в форме, которую они заполняли, делились на несколько групп и косвенно отвечали за компетенции, про которые Оля рассказывала ещё на первой встрече. Они вместе прошлись по ответам коллег, отметили слабые места и запланировали работу над ними в течение следующего полугодия.

Напоследок Оля сказала, что уже поговорила с руководителем и, так как у Васи очень хорошее ревью и отзывы, порекомендовала небольшое повышение, которое уже согласовали. 

Про себя Вася подумал: «Ничего себе, так можно?» Но постарался не показать удивления, только улыбнулся и поблагодарил Олю и руководителя.

Наставничество

Одной из намеченных Олей и Васей компетенций к развитию было наставничество.

В компании это очень ценилось, и самому Васе тоже всегда нравилось обучать коллег и помогать им. Оля считала, что лучше всего было поучаствовать в школе, которую компания проводила раз в полгода. На этом обучении можно было стать ментором для студентов школы и попробовать свои силы в ревью и наставничестве на ограниченное время. 

Васе это понравилось, потому что брать своих стажеров он был ещё явно не готов, и такой гибридный формат ему хорошо подходил. На следующей школе Вася попросился в команду и менторил сразу 3 человек. Он проверял ДЗ, проводил ревью кода и даже помогал с итоговой презентацией на выпускном проекте. Этот опыт Васе очень понравился и он решил, что в следующий раз попробует прочитать одну из лекций. При этом Вася иногда перерабатывал, потому что приходилось в срок проверять большие объемы ДЗ. Но участвовать в образовании ему нравилось, поэтому переработки его не слишком напрягали.

Галера

Прошёл почти год. 

За это время у Васи прошло еще одно ревью и ему даже подняли грейд. С Олей они наметили, что теперь можно взять стажёра. Вася уже достаточно давно работал, отлично знал свой проект и компанию и был готов стать наставником. Но для этого нужно было начать участвовать в собеседованиях. HR скинул Васе видео разных собеседований, рассказал про разные ситуации, и сам Вася тоже подготовился — прочитал несколько статей про общение с кандидатами. Просматривая резюме в системе найма, Вася решил посмотреть, какие кандидаты есть на более старших позициях. Внезапно он наткнулся на знакомое лицо.

— А с этим что? —  спросил Вася эйчара.
— А это хороший парень, вроде шарит. Сделали оффер, уже завтра выходит.

Вася не стал задавать больше вопросов, только слегка улыбнулся, потому что на фото был Илья. Хотя они особенно не общались, и вообще чуть не поругались, когда Вася уходил из прошлой компании, ему все равно было приятно.

На следующий день Вася узнал, когда выходит Илья и встретил его у рабочего места.
— Ты теперь тоже с нами на галере? —  с ходу спросил Вася.
Илья был явно очень рад его видеть. 
— Ну да, буду помогать грести — ответил Илья, и они посмеялись.

Комментарии (100)


  1. markssu
    05.01.2022 12:00
    -31

    Прекрасная статья как по форме, так и по содержанию! Сюжетный поворот в конце оставил приятное впечатление!


    1. MAXH0
      05.01.2022 15:24
      +61

      Строка Вашего профиля - Приглашен: 15 ноября 2021 по приглашению отп@mercifulcarnifex,превращает ваш коммент в тыкву позитивный спам.


      1. markssu
        05.01.2022 23:54
        -19

        К сожалению, вы мыслите по принципу свой - чужой. По вашему, если два автора имеют некую связь, значит нельзя позитивно отозваться о статье. Скорее ваш коммент ни о чем. Действительно тут лишний. Здесь высказываются по содержанию, а не играют в расследования. Я рад, что у вас много времени на исследования наших профилей. Да и повышенное внимание к ним забавно. Желаю научиться обращать внимание на материал, когда-то, надеюсь, вы к этому придёте. Респект за спам)


        1. MAXH0
          06.01.2022 09:26
          +20

          В принципе это корпоративный блог. Здесть есть место и для фантастических историй и для позитивного спама. Просто не стоит считать людей за идиотов.

          Коммент Ваш реально не описывает опыт, а несет мнение. Поэтому он и является позитивным спамом. А не потому что Вы знакомы с автором. А вот факт знакомства просто намекает на некую предвятость.

          Статья, кстати, тоже. В отличии от всех предыдущих статей по react не несет практической пользы, а расказывает на примере истории (не знаю реальной или выдуманной) процессы Вашей студии. Не ангажированные комменты гораздо шире раскрывают тему "галер", как, впрочем и обычно бывает на Хабре.


          1. mercifulcarnifex Автор
            06.01.2022 11:39

            В статье правда нет никаких практических туториалов и тд. Она просто показывает положительные примеры развития сотрудника в компании, причём все из них "списаны" с реальных людей и ситуаций. Тут даже неважно, что это за компания, практики от этого не меняются. Это и есть основная мысль статьи - что условия работы зависят не от типа компании (аутсорс/стартап/корпорация/...), а от самой компании. Жаль, если мне не удалось донести это через такой рассказ.

            И все же возможно, что кому-то рассказ понравился, кто-то, может, узнал себя, кто-то нашёл какие-то примеры, которые будет применять у себя на работе, ну а кто-то может не будет в будущем относиться к аутсорсам/аустафам предвзято. Этого достаточно :) Поверьте, я не ожидал положительных отзывов, слишком развиты стереотипы по поводу "галер"


          1. timurc
            06.01.2022 17:10
            +1

            Почему комментарий с чужим мнением – сразу спам? Я могу сразу сказать, что вы тоже пишете спам. Где ваш опыт? И даже если человек, как и я, читает корпоративный блог и интересуется его статьями, это не значит, что он сразу положительно относится к контент, не изучая. Критика – это хорошо, она должна быть, но она должна быть объективной, а не субъективной. И, кстати, вы этикет Хабра читали? Я сомневаюсь. В нем говорится, что если мнение не сходится с вашим, то это не повод занижать оценку и троллить собеседника. А если вы не следуете этому этикету, вы не только не уважаете собеседника, но и теряете уважение к себе.


            1. MAXH0
              06.01.2022 21:24

              Поверьте, из 11 минусов в карму, полученных markssu нет ни одного моего...
              Троллинга тут тоже совсем нет. Мне даже жалко Макса. У него есть одна вполне достойная статья. И я сожалею, что так вышло.

              Но я продолжаю считать коммент Макса позитивным спамом.


      1. tetelevm
        06.01.2022 16:23

        Я сначала подумал, что комментарий выше - это ужасно толстый сарказм :)


      1. mukhinid
        07.01.2022 10:40

        Такой сюжетный поворот оставляет куда более приятное впечатление :)


  1. AlexMayerLab
    05.01.2022 12:01
    +41

    Дефицит кадров на галере? ))))


    1. MAXH0
      05.01.2022 12:13
      +14

      Рабы спрыгивают за борт и отправляются в индивидуальное плавание


      1. FirsovMS
        05.01.2022 14:59
        +7

        +1
        по личному опыту работы с галерами - интересные проекты, это саппорт проект на западе с B1 инглишем, при тасках сениора на зп джуна (600-800$).Даже возможно, с пересмотром зп на +50$ после ассесмента.
        При попытке спрыгнуть начинаются сказки менеджмента и хрюши про очереди за забором, и штрафы за insaider tranding.


        1. muove
          06.01.2022 17:26
          +1

          Дайте мне этих джунов по 600 я вам по 1000 за каждого дам, а им на эту 1000 зп подниму. Давно все уже норм, есть галеры хорошие и есть не галеры что не платят (мы ведь не галера откуда у нас деньги на повышение ЗП).


  1. linatimelord
    05.01.2022 12:31
    +3

    История жизненная. Много раз слышала, как от знакомых, так и от друзей, что аутсорс заведомо плохое место, где будет много переработок и мало развития. "Зависнешь, делая однотипные сайтики". Ну вот практика показала совершенно противоположное.

    Тут суть не в том, что это аутсорс или нет. Вообще нельзя делать выводы о компании, просто от того к какому типу она относится. Каждую компанию надо рассматривать отдельно. Тип лишь может подсказать какой примерно будет специфика работы, но при этом все равно, процессы везде построены иначе.


    1. Zmops
      06.01.2022 13:57
      +3

      Аутсорс никакое место. Все сильно зависит от клиента и проекта. На условном OneOfBig4 будет треш, угар, индусы и потогонка, а на бельгийском медицинском - плавание в потолок и work-life-balance.

      Есть продуктовые компании и ИТ департаменты, где лучше, чем в аутсорсе. Есть те, где сильно хуже.

      С учётом нестабильности курса рубля, привлекают долларовые зарплаты. Правда английский разговорный и деловой нужен, а с этим у российских разработчиков очень туго.


  1. pavelsc
    05.01.2022 12:53
    +4

    Ребята с галер/бодишопов, перешедшие в продукт, отпишитесь пожалуйста:

    1) клали ли болт на кодревью ваши тл и позволяли лепить костыли и индусокод на галере лишь бы очередной оунер получил заказ в срок

    2) заставляли ли вас переписывать решение при той же ситуации на продукте


    1. mercifulcarnifex Автор
      05.01.2022 13:00
      +9

      Статья не про то, что продукт - плохо, аутсорс - хорошо.

      А про то, что хорошие практики могут быть и в аутсорсе, вопреки мнениям о "галерах". И наоборот, плохие практики могут быть и в корпорациях / продуктах.

      Как выше правильно написали, важен не тип компании, а процессы в ней. Но делать вывод о компаниях только исходя из типов - плохой подход.


    1. DrPass
      05.01.2022 13:33
      +6

      У меня было наоборот, из внутреннего продукта в бодишоп, как в статье, но
      1. Да, в моём случае клали большой болт, позволяли лепить костыли и даже настаивали на этом, лишь бы сдать в срок. В 100% случаев во всех конторах. Все равно клиент схавает что угодно, лишь бы внешне работало по ТЗ и было сдано в сроки.
      2. Во внутреннем продукте — вообще в детали работы не лезли, лишь бы в целом работало, и даже на сроки особо не давили, лишь бы вообще не бездельничать. Тестирование продукта на плечах конечного заказчика, который обычно суть другое подразделение конторы, т.е. находится недалеко, и связь с ним непосредственная.


    1. vsh797
      05.01.2022 14:00
      +2

      Работаю на одном проекте по аутстаффу. Код ревью не делал ни разу, да и у меня всерьез ревьювили только самый первый пулл реквест. И с удивлением отмечаю, что мне норм. Не надо тратить кучу времени каждый день на ревью. ПР-ки мержатся быстро. Лишь бы тестировщики пропустили и совсем уж жести в реализации не было. Да и код в проекте написан нормально. Идеала, конечно, ни в чем нет. Но он понятный и поддерживаемый. Так что невольно закрадываются крамольные мысли — а так ли нужно код ревью всех всеми с комментированием каждой скобочки, как это у меня было на всех предыдущих проектах.


      1. Viacheslav01
        05.01.2022 14:22
        +12

        Комментирование каждой скобочки, это не код ревью, это вид каргокульта, как тяга тыкать в ошибки письма на хабре)

        В сработавшейся команде, когда все пишут примерно одинаково, ревью место где можно подсказать коллеге что именно лучше использовать в данном месте, т.к. проект огромный и знать его весь не реально. Так же контроль за мелочами которые можно замеленным взглядом пропустить самому.

        Для нового человека в команде, ревью это место где он получает наставление о том как принято реализовывать тот или иной механизм в проекте, какие для этого есть инструменты. И да возможно скобочки, но только для того, что бы стиль был единым и при каждом ПР не было кучи изменений связанных с изменением стиля.

        Без ревью на мой взгляд хорошо в небольшом проекте и при небольшой команде, хотя у меня есть перд глазами и на памяти примеры обратного )


    1. Zmops
      06.01.2022 13:59
      +1

      Продукт продукту рознь. Каждая из галер имеет в клиентах продуктовые конторы. Если это небольшой израильский стартап - там будет хуяк-хуяк-в-продакшн. И совмещение одним человеком 5 ролей


    1. AllexIn
      06.01.2022 19:10
      +3

      Работал на бодишопе, где качество кода оценивалось очень сильно, потому что заказчики были MS и еще пара больших известных контор, которым мусор не впаришь.

      Работал на продукте, в котором тех лид был идиот и качество кода не колнтролировал вообще никак.


    1. z0rlog
      07.01.2022 16:03
      +2

      Первая работа была в такой типичной галере, тогда ещё и с серой зп. Поработав год и наслушавшись историй что "в продукте трава зеленее" устроился в e-commerce стартап. И там как раз клали болт вообще на всё в некоторые моменты. Потому что "чёрная пятница/рождество/конец месяца/конец недели/любая другая причина для распродажи" и надо срочно запилить что-то без требований и с сырым дизайном. Там клали иногда не только на код ревью или тесты, а вообще на всё. "Вчера должно было быть на проде" и хоть застрелись. При этом всё ещё и дикий стресс от того что из-за твоего кода компания может попасть на реальные деньги. Помню коллега реализовал распродажу-аукцион за пару дней и на выходных обнаружилось что можно "проскочить" некоторые проверки купив какие-то дорогие вещи за копейки. В общем-то повторяю мысль всего треда, что и продукты и галеры могут быть плохими. И судить только по типу компании некорректно.

      Сам в итоге вернулся и работаю на "галере" уже около пяти лет. Повысил себе грейд, прокачал английский, бонусом получил "лычки" и смог релокейтнуться за счёт компании. Так как "галера это не только место работы, но и средство передвижения". Причём релокейтнулся уже в разгар удалёнки и пандемии. По рассказам знакомых в связи с повсеместной удалёнкой выбить себе пакет релокации в некоторых случаях стало сложнее.


  1. jawaharlalnehru
    05.01.2022 14:14
    +27

    Знаете, это как увидеть Неаполь глазами жителя Сызрани и глазами жителя Мюнхена. Неаполь один и тот же, но разница в восприятии колоссальная. Здесь описана выгодная для "галеры" позиция: человек приходит из застоявшегося продукта и окунается в бурлящую жизнь. Я работал на двух "галерах". На первой всё было отлично. Мы делали классные штуки и нам за них не было стыдно. Потом я перешёл в другую и там познал все негативы, которые пишут про аутсорс. Идусский код, погоня за баблом, все дела. Сейчас работаю на продукте, которые стремительно развивается. И у нас всё супер. Меняем технологии согласно времени, устраиваем хакатоны и тектоки. Так что всё это относительно.


    1. Zmops
      06.01.2022 14:01
      -1

      Я работал в галерах, когда ещё слова такого на ДОУ не придумали :). В общей сложности штук 5, продуктовых компаний 3 или 4. Когда перерастаешь Синьора и Лида, в продукте делать нечего. Там чаще всего интересные места уже заняты.


  1. Alroniks
    05.01.2022 14:36
    +4

    Автор уже написал про это, но от себя все же добавлю, что всегда важны хорошо отстроенные процессы и адекватное отношение к людям, а не то, чем компания занимается непосредственно. Даже в супер крутом классном и любимом пользователям продукте процессы могут быть говно, а атмосфера в команде крайне токсичной. И наоборот, о чем и заметка.


  1. oOKIBrTlUTohw4Sc
    05.01.2022 14:38
    +9

    Самая большая проблема блин галеры - это куча проектов. Это считай много маленьких компаний внутри одной. А значит нельзя просто спросить мол как вон работается в этой компании и расчитывать на такой же опыт. Все зависит от проекта, команды и т.д.

    Тот же продукт может решить не нанимать команду, а заказать разработку у галеры и это блин фактически ничем не будет отличаться от продуктовой компании. Поэтому в случае с галерой нужно смотреть не на компанию, а на проект в который вас берут.

    ИМХО. Самый интересный период в любом проекте - это от полугода до 2х лет. Когда уже определились с концепцией и поутихло "нужно на вчера, хоть что-то показать", но до того, как кода стало много, архитектура уже устоялась и на это особо не повлияешь и т.д.

    Но мне вот например еще и психологически не комфортно, что галера забирает часть денег себе. Но с другой стороны эта же галера может тебе зп поднять просто потому что толкнули тебя подороже. Так что все очень по разному.


    1. jvmdude
      05.01.2022 15:39
      +1

      >Самая большая проблема блин галеры - это куча проектов

      Это так, в @jvmjobsписали что в ЕПАМе что-то в духе 300 внутренних проектов (и 100500 внешних).

      Но много ли бывает контор, где все пилят один проект? В моей помоечке на 3 кодера и то все трое занимаются разными задачами.


      1. Zmops
        06.01.2022 14:02

        Бывают аутсорсы и аутстаффы, которых кормит один клиент по сути.


    1. sadPacman
      05.01.2022 15:45
      +1

      Куча проэктов - это как проблема, так и плюс. С одной стороны - да, если нет отзывов реальных коллег каждый новый проект это кот в мешке. С другой стороны - иогда можно повыбирать и если не зашел один проект, можно через какое-то время перейти на другой.


    1. Shatun
      05.01.2022 17:29

      Самая большая проблема блин галеры - это куча проектов. Это считай много маленьких компаний внутри одной

      Мне всегда казалось что это самый большой плюс. Если тебе ненравится проект обычно относительно легко его сменить-и это будет как смена места работы, но гораздо проще.


  1. SamDark
    05.01.2022 16:00
    +11

    Был и там и там. Да, есть галеры где неплохо, но:

    1. Срок жизни проекта гелерного слишком мал, чтобы увидеть самые фатальные свои косяки. Они достанутся кому-то ещё, а вы будуете думать что решение было норм.

    2. Главная метрика любого проекта галеры — клиент доволен. Это сказывается практически на всём.

    То есть на каком-то этапе галера даёт хорошее ускорение для развития вширь, но очень вероятно что не даёт развития на той же позиции архитектора. Очень часто галерные архитекторы творят тот ещё ужас и всерьёз думают что это норм.


    1. Zmops
      06.01.2022 14:03

      Срок жизни мал? Если бы не NDA, я бы привел вам названия проектов и клиентов, которые по 5-10 лет тянутся.


      1. SamDark
        06.01.2022 14:47
        +2

        Да, так бывает, но это менее типично. Обычно большинство проектов «галер» — до трёх лет. Плюс есть ротация, людей перекидывают с проекта на проект по необходимости и в зависимости от платёжеспособности и потребностей клиента на данный момент.


        1. SimSonic
          06.01.2022 17:45
          +2

          Так ротация это ок. Работаю на галере скоро уже 5 лет. Сперва менялись проекты, сейчас текущий с лета 2019, новый, всё супер -- сами делаем и бек, и фронт, и деплоим. И всё равно иногда посещали мысли, что хочется поменять, хотя тут и тимлид, и любые технологии тащишь. И в случае с галерой варианты как раз интереснее, чем в проекте, потому что сильнее друг от друга отличаются.


          1. SamDark
            07.01.2022 10:02
            +1

            Для роста вширь это прекрасно. Согласен.


        1. Zmops
          07.01.2022 01:26
          +1

          Опять таки, откуда информация? Сколько лет у вас в ИТ, из них сколько на галерах и в скольки гадерах?

          Нет, я не отрицаю, что основная часть людей работает по 3 года - а потмо или меняет проект по своей воле, или проект сжимается. Но именно чтов галерах (которые не шлюпки с лютым атустаффом) ориентация на максимально долгосрочное сотредничество. И проекты сохраняют любой ценой


          1. SamDark
            07.01.2022 10:14

            Информация из опыта и от коллег. В IT плюс-минус 18 лет. Галеры 1 год (Siemens) и 6 лет (Murano). У коллег в галерах, пожалуй, побольше.

            Что некоторые основные проекты сохраняют я знаю, но я не зря упоминал ротацию. Я за 6 лет поработал на 5 проектах с тремя разными стеками. Это круто для роста вширь, но той же архитектуре я там не научился.


            1. Zmops
              07.01.2022 14:53

              Siemens это не галера, а продуктово-сервисная компания. Murano да.


              1. SamDark
                07.01.2022 15:07

                Уточню: Siemens Business Services. Было когда-то такое подразделение, которое занималось проектами не под сам Siemens. Уже не существует.


      1. iboltaev
        06.01.2022 16:51

        5-10 лет? я 10 лет назад работал на галере, и у нас был проект, который был едва ли не старше всех, кто на нем работал, лет 30 ему было. Может, и сейчас он есть.


        1. Zmops
          07.01.2022 01:28

          30 лет назад галер в Экс-СССР не было. Нет, конечно, были единицы, и даже некоторые заказчики прошли с 90х до 2020х, но не проекты. Проекты по 10-15 лет знаю, проект по 30 лет (точнее программы в терминологии галер), но чтоб проект шел больше 20 лет на галере - нет.


          1. iboltaev
            07.01.2022 10:35

            30 лет назад не было, а 10 - были. Проект был из-за океана, что-то лютое под zOS на смеси C и asm, все что помню. Я на соседнем проекте работал, у нас плюсы были.


            1. Zmops
              07.01.2022 14:54

              Они и 20 лет назад были, точнее маленькие аутсорсинговые шлюпки.


        1. SamDark
          07.01.2022 11:02
          +1

          Так проблема не в том, что проекты одноразовые. Да, очень древних проектов на «галерах» хватает. Проблема в том, сколько на этих проектах вы. И это уже типично не более двух лет. Далее уходите на другой проект и так далее.


          1. iboltaev
            07.01.2022 11:18

            Да вроде нет тут больших проблем ни с тем, ни с другим. Просто факт, древний проект. По молодости лучше на таком не засиживаться, вот разве что


  1. KoteMilote
    05.01.2022 17:06
    +35

    Я думал они с Олей поженятся ????

    Автор, в следующий статье, добавте любовные сцены.


    1. sim31r
      05.01.2022 20:00
      +5

      А с Ильей можно уклон в детектив сделать, его появление не случайно )


      1. ArtKom
        06.01.2022 16:17
        +2

        С появлением Ильи можно развить линию с "любовным треугольником" :)


  1. zorggroz
    05.01.2022 17:39
    +9

    Несите лампу!


    1. JerleShannara
      05.01.2022 21:56
      +3

      Кот уже на месте и ждёт?


  1. kalombo
    05.01.2022 20:28
    +23

    Я про понятие "Галера" не знал до того момента пока не пришлось поработать в таковой, в аутстафинге, он же бодишоп. Проекты были ужасные, например спарсить данные с сайта с такой частотой, что получалось 10 миллионов запросов в день. При том, что у самого сайта посещаемость около миллиона в день, сами понимаете, шансы, что с той стороны заподозрят, что-то неладное при таком скачке трафика крайне велики. Ах да, был бюджет на прокси, 100 баксов. Сразу понятно было, что все это закончится фейлом, но менеджер упорно заставлял нас биться об стену, перебирать прокси всеми алгоритмами, которые могли придумать, ибо заказчик платил за часы и нужно было его выдоить.

    На другом проекте уровень знаний коллег из команды(шведы), в которую мне продали,оставлял желать лучшего. Например, было приложение на питоне, которое тормозило из-за проблемы n+1 SQL запроса, в нем, в принципе, не было ни одного prefetch-a(join-а) и на каждой странице выполнялось по 300 запросов. И вот свеженазначенный техлид(околопенсионного возраста) сказал, что это все ваш проклятый питон тормозит и надо все переписать на сишарпе. И начал переписывать админку Django с нуля, используя первый! Angularjs, дело было всего два года назад. Вообще организация процессов была кто в лес кто по дрова, техлид пишет с одной частью команды что-то на сишарпе и планирует избавиться от питона, в то же время мы с другой частью команды лабаем что-то на питоне, видимо чтобы нашему любителю сишарпа жизнь медом не казалась и он бы задолбался все переписывать. То мы реализуем какую-то фичу, то ее бросаем или презентация редизайна от дизайнера, а потом про него ни слуху, ни духу, никто и не начинал его натягивать на код. Или например мой тимлид(не пенс на сишарпе, а питонист) решил переписать вьюху, да ещё сразу vuejs внедрить, я сказал, что надо делать постепенно модернизируя текущую, а он настаивал что надо на другом урле написать с нуля новую, в итоге не сойдясь во мнении он предложил, чтобы каждый делал по-своему, демократия жеж. В итоге он 2 дня что-то пописал и бросил. Или, например, перевод всего проекта со 2го на 3й питон одним пулл реквестом, а покрытие тестами при этом 10%.

    Ну и сама работа в такого рода компании(галере) мне не понравилась, вас всех собрали и продали в разные проекты, то есть поговорить вам практически не о чем. По сути этакий коворкинг.


    1. mercifulcarnifex Автор
      05.01.2022 20:45
      +1

      Спасибо за развёрнутый комментарий. Жаль, что у вас был негативный опыт. К сожалению, такого очень много. Но статья как раз про то, что не стоит судить о всех компаниях по негативному опыту в некоторых из них.

      Из опыта своих знакомых скажу, что в продуктовых стартапах тоже бывают проблемы, вплоть до задержек зарплат и тд, что мне лично кажется совсем уж "краем". Но это далеко не означает, что везде такие проблемы и в большинстве случаев все сводится к лиду, менеджменту, руководству и тд.


    1. Jecky
      06.01.2022 04:28

      Но скандинавские галеры по условиям сильно лучше остальных.


      1. kalombo
        06.01.2022 10:21
        +1

        М, ну да, пожалуй, там можно ничего не делать и деградировать потихоньку до пенсии. Можно, кстати, параллельно фрилансить и иметь прибавку к ЗП и продолжать развиваться.


      1. Seekeer
        06.01.2022 14:38
        +11

        Потому что это драккары.


        1. Jecky
          07.01.2022 00:21

          Да, видимо поэтому на них шведский социализм)


      1. KvanTTT
        06.01.2022 16:27
        +1

        На которых викинги плавали и открывали новые земли?


    1. loltrol
      06.01.2022 13:34
      +1

      Ну они разные бывают. Я уже 7 лет работаю в одной, и никуда не собираюсь уходить. Есть возможность выбирать и менять проекты, мега-лояльное руководство. Не боди-шоп, идея и деньги заказчиков, проекты полностью на нашей стороне или с нормальными специалистами с стороны заказчика. Долго сидел на всякой бигдате с банками и торговыми площадками, а сейчас переключился а совсем другой профиль, который даже чутка в ембедед и геймдев заходит. Хотя многие называют мою контору галлерой. И если бы я один такой был, но дело в том что все 7 лет я периодически работаю с одними и теми же людьми :)


      1. kalombo
        06.01.2022 16:56

        Ну, я, кстати до этой статьи считал, что Галера это именно бодишоп/аутстаффинг. В ней работать можно только ради релокейта, то есть вообще не для меня. К оутсорсу более лоялен, но, как-то, сама идея свой продукт делать больше вдохновляет. Вдруг получится второй Гугл, а я был у его истоков? :)


    1. Zmops
      06.01.2022 14:05

      Предпенсионного это 40? )))


      1. kalombo
        06.01.2022 17:56

        Не знаю, может быть, у меня с определением возраста могут быть большие погрешности :) Да и подзабыл уже. Мне самому 32 было на тот момент, при этом он выглядел старше и вроде седина была, наверное 50 всё-таки было. Короче, спишите это на мое косноязычество и мироощущение 30 летнего :)


  1. andrew_zola
    06.01.2022 08:15
    +4

    Святочные рассказы на Хабре )


  1. senya_jan
    06.01.2022 10:07
    +2

    На текущей должности тимлида по фронту провожу много собеседований. Приходят люди с так называемых галер и рассказывают, что там скучно.

    Некоторые рассказывают о переработках и ужасном качестве кода, некоторые рассказывают о том, что невозможно перейти на другой проект. Или бывают ситуации, когда проект закончился, а ты какое-то время сидишь без задачи и без денег.

    И это люди из крупных компаний-галер.

    Сразу уточню, я понимаю, что на собеседования приходят те, кому что-то не нравится на текущем месте работы, поэтому ни в коем случае не отрицаю то, что у других там могут быть хорошие условия работы.


    1. kalombo
      06.01.2022 11:12
      +2

      Или бывают ситуации, когда проект закончился, а ты какое-то время сидишь без задачи и без денег.

      И без денег? Нормально люди устроились :) В чем тогда функция такой галеры, кроме откусывания процента себе в карман? Тогда уж проще пойти искать заказчиков самому, без лишних прокладок. Там где я работал, там хотя бы я получал страховку от этого, проекта нет, а деньги идут.


    1. loltrol
      06.01.2022 13:42
      +1

      Я на своей галлере за 7 лет поменял штук 5 проектов, переработки по желанию и исключительно оплачиваемые, а сиденье на банке не отличается по оплате от регулярной работы(сидел пол месяца за все 7 лет).

      В то же время знаю людей, которым моя контора категорически не понравилась, правда по факту им везде плохо, так как меняют место работы иногда и по два раза за пол года.

      А если почитать отзывы того же геймдева, там вроде бы и не скучно, крутые игры делают, а условия, разнообразие задач, и овертаймы - тихий ужас.

      Так что тут 50 на 50.


  1. berendiaev
    06.01.2022 11:03
    +3

    Статья рассказывает сахарную историю без каких-либо конфликтов, трений.

    Всё ещё не понимаю, почему надо работать на аутсорс.

    В хороших продуктовых конторах есть абсолютно всё перечисленное в статье.

    Возможность перейти с проекта на проект считаю не очень весомой. Сейчас можно уволиться и устроиться в другой продукт, причём из-за голодного рынка это будет даже легче, чем перескочить с проекта на проект внутри.


    1. mercifulcarnifex Автор
      06.01.2022 11:31
      +3

      Выше писал уже, что статья не про то, что нужно идти в аутсорс, а только о том, что и в аутсорсе могут быть хорошие практики, вопреки распространённому мнению.


      1. Zmops
        06.01.2022 14:06
        +3

        Могут быть. Особенно если ты молодой Вася, зп попросил ниже рынка и являешься сверхмаржинальным для галеры.


  1. loltrol
    06.01.2022 13:26
    +1

    Галлера - это работать, например, в геймдеве за 500 евро с вечными овертаймами. А не галлера - работать с гибким графиком, без овертаймов в хорошей аутсорс компании. Для примера, я свою галлеру фиг поминаю на что то не галлерное, потому что точно знаю, что даже сидя на банке буду получать свою полную зп, параллельно перебирая десяток проектов, на которые есть возможность пойти.


  1. Terras
    06.01.2022 13:41
    +2

    Забавно смотреть на то, как гребцы хвалят свою галеру. Ладно бы это было еще на сыроварне ( в силу специфики рынка Украны), но на хабре =)

    У нас тут разве есть недостаток адекватных продуктовых компаний, что люди начали всерьез рассматривать примитивный аутстафф?

    Всегда думал, что идти на галеру есть смысл лишь тогда, когда ты через неё сделать релокейт. Иначе смысла нет.


    1. Zmops
      06.01.2022 14:07

      Люди хотят долларовую зарплату. А это только забугооный заказчик и галера


    1. Feeritovec
      06.01.2022 14:25
      +4

      Забавно, что мноиге до сих пор не поняли, что в рамках задач и коллектива галера от продукта не отличается)) вообще ничем)


  1. r0g3r
    06.01.2022 13:42
    +3

    Прочитав несколько статей, я понял, что никакие аргументы на людей, которые так считают, не действуют. 

    Можете потому, что довольно немало людей там работали? Собственно, как и я, например.


    1. mercifulcarnifex Автор
      06.01.2022 13:50

      Я не утверждаю, что все аутсорсы хорошие. Но зачастую люди, не работавшие в них, автоматически причисляют их к "галерам", где надо перерабатывать за низкую зп, нельзя развиваться и прочее. Это странно. При этом на некоторых собесах я слышал от кандидатов истории с задержкой и невыплатой зп в продуктах. Такое я себе слабо представляю вообще. Так что, как и писал выше, дело не в типе компании, а в самой компании.


  1. Abbadosha
    06.01.2022 14:08
    +1

    А Вы не забыли написать название компании?

    Я что то похожее видел в компании "Утопия"


    1. mercifulcarnifex Автор
      06.01.2022 14:09

      Все ситуации и персонажи в рассказе "списаны" с моих знакомых


  1. Sly_tom_cat
    06.01.2022 14:23

    Сам в галерный труд ни разу не вписывался - как-то обходился без этого.
    Но несколько знакомых ушли туда и были очень довольны. Однако надо уточнить откуда они ушли и где в итоге оказались. Ушли из полугосударственной конторы, а через нескоько лет оказались в отделе разработки крупного банка.

    Т.е. как по мне - в галерной работе (опять же галера галере - большая рознь) есть плюсы для людей кто после учебы или кто засиделся в застойном проекте/конторе. Там тебе и быстрая прокачка новых технологий и комуникаций, и работа с интерсными проектами (если повезет), но вот рассматривать галеру как постонное мето работы я бы не стал. Это обычная кузница бабла и кадров. Готовы вписаться для прокачки скилов - вельком...


    Вот написал и подумал, а ведь на реальные галеры вписываться наверно точно также люди рассуждали (когда могли выбирать конечно) - накачать мышцу, попутешествовать и завести знакомства - почему бы не вписаться молодому :)


  1. F0iL
    06.01.2022 15:26
    +3

    Галеры галерам рознь. Бывают "бодишопы" которые кроме перепродажи жопо-часов вообще ничем полезным не занимаются и им наплевать на результат, бывает действительно хорошие аутсорс-компании с большой экспертизой в разных областях, и что самое важное - с человеческим лицом по отношению к сотрудникам.

    Как уже когда-то говорили на Хабре про галеры,

    там (иногда) неплохо платят, там охрененно быстро жгутся нервы и самая высокая скорость профессионального роста на всем рынке.

    и я с этим полностью согласен. Да, есть своя специфика, само собой. Да, work-life balance обычно похуже чем в продакте, темп работы как правильно более интенсивный, хотя, само собой, зависит от проекта и от заказчика. Зато нередко есть возможность переходить из проекта в проект, когда в одном наскучило. Плюс это весьма неплохое место для новичков - в хороших галерах из-за большого количества проектов, из-за ответа перед заказчиками за каждый потраченный жопо-час и из-за "ротируемости/заменяемости" разработчиков, как правило, процессы выстроены очень четко, и код пишется так, чтобы не приходилось потом тратить время на его переписывание, разгребание техдолга и введение в проект новых людей, плюс как правило лиды и архитекторы уже очень много насмотрелись на другие проекты и хорошо знают, как дела делать надо, а как не надо. Поэтому это может быть очень хорошим местом для старта чтобы быстро научиться правильным практикам. Большинство галер работает с иностранными заказчиками и в международных командах, поэтому бонусом будет еще хорошая прокачка разговорного английского и навыков асинхронной работы. Ну и еще нередко бывает что на галеру прям срочно под новый проект требуются люди, обладающие определенным опытом и компетенциями, и если вы попадаете под требования, то можно очень выгодно для себя сторговаться.


  1. LuigiVampa
    06.01.2022 21:26
    +2

    Предвижу поток шуток в комментариях, потому что статья написана так, словно ей завтра проходить ревизию в идеологическом отделе партии. Как говорится, автору - +20 социальный кредит и "двойной миска риса".

    А если серьёзно, то всё очень индивидуально. Есть реально хорошие галеры, на которых приятно работать, есть хрестоматийно плохие галеры, в которых можно устать от жизни за месяц. Есть хорошие и плохие продуктовые компании. Лучше всего не иметь предубеждений, смотреть, общаться, думать и выбирать такое место, где будет в равной степени и комфорт, и возможность приносить максимальную пользу от своей работы.


    1. mercifulcarnifex Автор
      06.01.2022 21:43
      +1

      Спасибо за объективность) согласен, что рассказ акцентируется только на положительных моментах. Но в этом и был его смысл, сконцентрировать все хорошие элементы в it-команде и показать на примере абстрактного Васи, как они могут применяться в "галере", а не только в "продукте" (хотя аутсорс тоже делает продукт, только для другой компании, но это уже отдельная тема).


  1. dimskiy
    06.01.2022 21:28
    +1

    Какой же сахарный сироп из корпоративных сказок... Автор не ошибся площадкой?

    Вася - прям собирательный образ тех фантазеров, что делают матрицы компетенций и планы "личного роста" :)

    Пасхалочка тому Васе, который по неопытности над этим сиропом задумается: значительный рост ЗП происходит только при смене компании. И хоть каждые пол года


    1. mercifulcarnifex Автор
      06.01.2022 21:39

      В рассказе описаны практики, которые, на мой взгляд, должны быть в любой хорошей команде. Ревью кода, ревью 360 или перформанс ревью, наставничество, встречи 1 на 1, корпоративные активности и тд, все это признаки команды, где в твоё развитие вкладываются (а ты потом вкладываешься в развитие следующих "поколений").

      То, что для Вас это "фантазии", а единственный способ роста это переход в другую компанию - грустно.


      1. Jammarra
        06.01.2022 23:10

        Не роста. А повышения ЗП. Не путайте эти вещи.

        А то знаем мы вас эффективных менеджеров. Говоришь "хочу ЗП больше" А вы в ответ "А что ты сделал для этого? А что ты готов делать? А давай посмотрим по результатам и дадим еще задач, а давай пообщаемся 1 на 1"
        При этом выкладывая резюме на HH без всей этой лабуды можно раза в 2-3 поднять ЗП.

        Эх помню я старый добрый аутсорс. Получал 60к или около того. Говорю хочу хотя бы 100к. Вот всем этим мне мозг долбали месяца 3 и подняли по итогу до 80 или околотого. И что то я психанул и нашел за неделю место на 170к...И знаете особо не пожалел что ушел и больше на галеры не возвращался.

        А уж насколько я офигел то что можно спокойно работать над одним проектом не разрываясь одновременно между парой десятков чатов в которых все горит и нужно еще вчера.

        Хотя обьективности ради, скилл набрать на этом всем треше можно хорошо. Но сваливать через 1 максимум 2 года нужно обязательно.


        Даже не поленился нашел ваши вакансии на HH. DevOps в МСК вилка до 250 без удаленки, в МСК. Это при том DevOps сейчас на 300-400 можно за 1-2 недели найти спокойно вакансии на фул удаленку. Если постараться то до 450 можно найти в МСК офис.
        Все в мире меняется. Галеры со своими копеечными ЗП остаются неизменными)

        Еще и грузите тем что нужно писать статьи на хабр. Преподнося это как что то хорошее и экномя на тех писателях.


        1. mercifulcarnifex Автор
          06.01.2022 23:34

          В вашем комментарии интересно то, что вы как будто в принципе не считаете возможным, что компания будет стараться для вас создать максимально комфортные условия. Как будто бы цель руководителя только сэкономить на вас.

          Уверен, что адекватный лид должен понимать, что 20к (которые вам недоплатили) не стоят затрат на поиск нового человека и погружение его в проект. Ну это чисто прагматичный подход. А на практике грамотный лид должен в принципе в ваши проблемы погрузиться и не то, чтобы отказать вам в повышении, а наоборот его стимулировать и создать для этого условия. А если вы захотите уйти, его задача предугадать это заранее и постараться улучшить ваши условия работы (поднять зп / поставить другие задачи и цели и тд). И все это возможно только с помощью всяких встреч, общения, персональных целей и ревью. Поэтому странно, что вы это все отрицаете.

          А из вашего комментария я могу только сделать вывод, что вам не повезло с руководителем, который вас "тормозил" и правильно сделали, что ушли.


          1. Jammarra
            07.01.2022 00:16
            +3

            Проблема галер в самой бизнес модели. Если верх цены специалиста этого уровня на рынке условие 200к. То галере надо платить ему 100к. Что бы у них оставались деньги на мерседес директору, аренду офиса и секретаршу.

            Потому что в бизнесе нет идиотов платить 400к за специалиста который стоит 200к. Те кто идет на аутсорс наоборот пытается экономить. И если нанять своего человека будет дешевле то они наймут человека.

            Все остальное следует из этого. Это или низкие ЗП когда просто платят раза в 2 меньше рынка. Или выдавливание соков когда на одного человека вешают 2-4 проекта и продают каждому за фулл прайс. Или продажа специалистов уровня джуна как сеньоров.

            На самом деле в большинстве галер гибридный вариант из всех этих пунктов.

            Так что такое отношение к работникам следствие самого бизнеса. Тут ничего личного что говорится.
            Но для джунов как способ войти в айти это хороший вариант. Наверное лучший. Ты или вкачаешься когда тебе дадут 2-3 задачи уровня крепкого сеньора, после 6 месяцев опыта или сдохнешь. Да и вакансии в силу вечной текучки всегда есть.


            1. F0iL
              07.01.2022 01:17

              Потому что в бизнесе нет идиотов платить 400к за специалиста который стоит 200к. Те кто идет на аутсорс наоборот пытается экономить. И если нанять своего человека будет дешевле то они наймут человека.

              Это смотря какая локация и кто заказчики. Работая на всяких американских и британских клиентов и платя разработчикам вполне себе рыночные российские/украинские/белорусские зарплаты можно все равно навариваться очень даже неплохо (курсы валют, возможность снижения налогов за счёт схем с ИП, ну и продажа джунов под видом мидлов и мидлов под видом синьоров, не без этого, да). И у многих больших галер бизнес-модель построена именно на этом.


              1. Jammarra
                07.01.2022 02:23

                У тебя их требования свободный английский. Любой сеньор с английским и сам зарубежную компанию найдёт.

                Так что это только для Мидлов и джунов как опять же способ скил вкачать. Ну то есть временка поработать и свалить в норм компанию.


                1. F0iL
                  07.01.2022 12:12

                  Любой сеньор с английским и сам зарубежную компанию найдёт.

                  С одной стороны, да.

                  А с другой стороны, даже в галерах все так же работает очень много синьоров и архитекторов (в том числе реальных, а не дутых) с разговорным английским и уходить в свободное плавание не собираются. Наверное есть какие-то причины :)


                  1. Jammarra
                    07.01.2022 12:22
                    +1

                    Люди инертны. Особенно интроверты технари. На самом деле знаю много специалистов у которых уровень выше меня. С ЗП раза в 2 меньше чем у меня.

                    Найти им работу получше это дело пары дней. Но они ведутся на разговоры менеджеров и боятся стресса при смене работы.


            1. mercifulcarnifex Автор
              07.01.2022 10:34
              +2

              Те кто идет на аутсорс наоборот пытается экономить. И если нанять своего человека будет дешевле то они наймут человека.

              С этим не согласен. С целью экономии в аутсорс могут обращаться начинающие стартаперы, которые имеют сильно ограниченные ресурсы.

              Компании, имеющие бюджет, обращаются в аутсорс не с целью экономии, а с целью сделать работу, которую им надо сделать. И получают они не условного разработчика, которого "дешевле нанять" (кстати найм это вообще отдельная тема, сколько это будет стоить времени/денег), а получают укомплектованную команду из менеджеров, аналитиков, разрабов, девопсов и всех, кто нужен. И эта команда не просто уже сработана вместе и начала работать над проектом, а вероятно ещё и делала уже что-то похожее. И не просто предоставляет "руки", а опыт, процессы, наработки и прочее.

              Да и вакансии в силу вечной текучки всегда есть

              Я до сих пор работаю практически с теми же людьми, с которыми работал ещё пару лет назад, и с новыми, которые пришли. А вообще текучка в it в принципе высокая, потому что "апнуть зп можно только сменив работу".


              1. Jammarra
                07.01.2022 13:29
                +1

                Пишите хорошо. Но почему у вас на HH вилка ЗП раза в 2 меньше рынка и на уровне 2018 года?
                Мне где то в тех годах предлагали в МСК на 230 оффер. И то не пошел здраво рассудив что аренда сожрет всю разницу в доходе.

                Предлагалать в МСК вилку до 250к в 2022 году...ну такое. Вы вообще в курсе что сейчас квартира в МСК стоит нормальная миллионов 20 примерно?

                Но выбор между ВТБ, с вилками около 500к и вами с 250 это такой сложный. Что же выберет условный Вася. Даже не знаю.

                От куда при таких ЗП возмется опытная и хорошая комманда. Даже не представляю. Скорее это будет команда вчерашних джунов студентов.

                Прем эта не ЗП у вас а вилка до. То есть это максималка. Сколько там медиана у вас? Пожгите статистикой откройте карты. 100-150?


                1. mercifulcarnifex Автор
                  07.01.2022 13:56

                  По поводу вакансий лучше вам писать HR и общаться с руководителями, которые эти вилки назначают.

                  По поводу опытной и хорошей команды, в принципе на самом хабре коллеги пишут статьи, можно делать выводы об их компетенциях.


          1. dimskiy
            07.01.2022 08:17

            О, новые сказки :) Пора вам узнать про понятие "hr-бренд" и зачем оно нужно. Гуглится легко, только отфильтруйтк сироп.

            Руководитель, который тормозил; компания хочет сделать хорошие условия;
            многоэтажные процедуры "для вашего удобства и во имя добра". Кажется,
            надо просто закрыть этот тред )

            ps. Чтобы было понятнее - в том, что эти процедуры встречаются, нет никаких сомнений. Недоумение вызывает лишь попытка убедить что все это во имя добра и для нашего удобства :) Никак не пойму почему для рыночного роста зп комуто нужно играть в квест про обратную связь и какие-то "личные планы"


          1. dimskiy
            07.01.2022 08:20

            .


        1. F0iL
          07.01.2022 01:14

          Я знаю как минимум одну большую галеру, где во внутренней системе есть вполне официальная кнопочка "Хочу пересмотр ЗП". И обоснование "за последнее время зарплаты на рынке выросли" очень даже себе работало.


  1. kantocoder
    06.01.2022 23:55
    +3

    Думал Хабр читаю, а оказалось это телепередача "В гостях у сказки". Тётя Валя, давай ещё!


    1. mercifulcarnifex Автор
      06.01.2022 23:59

      Приятно, что реальные истории для кого-то являются "сказкой", "фантазией" и "утопией", как писали выше. Это только подтверждает, что процессы в компании действительно на хорошем уровне :)


  1. MaxKitsch
    07.01.2022 12:33

    Галера хороша для одного: научиться грести, пока молодой и глаза горят. А когда выгорание из глаз распространится глубже — лучше всего долго и неторопливо работать на продукте. Потому что, с определённого этапа, когда перед глазами оптимистично мельтешат люди, способные родить сабжевый текст, хочется или их чем-то стукнуть, или самому повеситься.


  1. RiverFlow
    07.01.2022 20:24

    А у меня уже вторая часть готова:

    Вася не стал останавливаться на достигнутом!

    Всего через месяц он поставил цель, пересмотрел свои жизненные установки, проработал мотивацию и продул чакры и ... Женился на Селене Гомес а потом , посовещавшись с Олей ещё и на Джастине Бибере!

    Свадьба прошла в Нотингеме, правда его собор пришлось немного модернизировать чтобы он смог вместить всех гостей и простор Олиной фантазии с ремарками редактора фирмы.

    Старичок Маккартни играл на губной гармошке, Путин был свадебным генералом, Тонн Маск показывал в большой телескоп куда молодожены полетят на медовый месяц,а ведущими были Бузова и Уилл Смитт.

    Рабротать Вася перестал, фирма понимающе в духе времени не стала спорить а сократила рабочую неделю до нуля часов и подняла зарплату до орбиты Джеймса Уэба.

    Вася был доволен, и вчера и сегодня и все время, Оля профессионально и компетентно отсвечивал довольством Вами во вселенную, а по средам они вместе выходили на балкон первой в истории космической виллы и хохотали вниз не жалея сил:

    Галера! Аххаха, галера, да !? Это вот это вот всё то, галера !?!?!?

    Земля благодушно улыбалось в ответ полоской рассвета нового счастливого дня Васи на негалере!