«Мегамозг» писал, что 8 октября, «Яндекс» продемонстрировал обновленный сайт о кино – «КиноПоиск». Главная страница сервиса стала персонализированной витриной фильмов и сериалов.

Кроме изменений в дизайне сайта, произошли изменения в его концепции. «КиноПоиск» должен был стать онлайн-кинотеатром и агрегатором видеоконтента. Партнерами сервиса стали «Амедиатека», ivi.ru, Megogo, Tvzavr, Pladform, ВГТРК, «СТС Медиа», Rutube, Ayyo Movies.

Однако обновленную версию сервиса раскритиковали многочисленные пользователи и даже его создатель Виталий Таций. Недовольные пользователи создали петицию с требованием вернуть старую версию портала. После этого, руководство восстановило прежний дизайн, но якобы только на время.

Обновленная версия сайта Kinopoisk.ru просуществовала всего четыре дня, а «Яндекс» потерял десятки миллионов рублей. Но можно ли найти плюсы в этой ситуации?

Старая версия и новая концепция


«Яндекс» приобрел интернет-портал «КиноПоиск» у его основателей Виталия Тация и Дмитрия Суханова (им в сумме принадлежало около 60%) и французской группы AlloCine в конце 2013 года за $80 миллионов (около 2,6 млрд рублей на то время). Предполагалось, что сайт перейдет от контентной модели к сервисной: к новостям, рейтингам, информации о премьерах и расписаниям кинотеатров должен был добавиться функционал онлайн-кинотеатра, а также рекомендательная система.

Новая модель также предполагала, что пользователи смогут искать и смотреть фильмы, не покидая сайт kinopoisk.ru, а показ будет осуществлять один из «настоящих» интернет-кинотеатров — партнеров «КиноПоиска». Партнеры должны были получить часть аудитории ресурса, а взамен поделиться с «Яндексом» доходом от платных подписок или частью своей рекламной выручки.

Однако месячная аудитория старой версии «КиноПоиска», по данным TNS Russia, сократилась с 20,8 до 15,2 миллиона человек с января по август 2015 года.

По словам Суханова, концепция агрегатора онлайн-кинотеатров была «продана» «Яндексу» вместе с «КиноПоиском». На старой версии сайта даже были кнопки перехода на площадки партнеров. «Мы ждали, что это будет современный сайт со всеми функциями, что были раньше, плюс новые крутые штуки. У нас был список новых функций на годы вперед. Но в итоге сайт простоял «памятником» два года, на протяжении которых даже ошибки не исправлялись», рассказал Суханов РБК.

Как переезд превратился в перезапуск


«Яндекс» занимался перезапуском с 2013 года — над проектом работала специально созданная команда, в которую также вошли люди из «старого» «КиноПоиска», основателей сервиса оставили в качестве консультантов, утверждает представитель «Яндекса» Юлия Бабикова. «Сначала речь шла о технологической интеграции, о переезде проекта в дата-центры «Яндекса», затем мы начали заниматься перерисовкой нового «КиноПоиска» и, собственно, разработкой к перезапуску», рассказывает руководитель направления медиасервисов в «Яндексе» Дмитрий Степанов.

Суханов утверждает, что никто с ними не советовался: «Впервые новый продукт мне показали 25 сентября через пиар-менеджера компании». По его словам, он сообщил команде «Яндекса» об обнаруженных в beta-версии «нового» сайта ошибках, но был уверен, что к объявленной дате перезапуска — к 8 октября — все их исправить не удастся.

«Некоторые люди столкнулись с техническими проблемами в работе сайта, многие не увидели на новом сервисе свои оценки и списки фильмов, часть пользователей не нашли информации и возможностей, к которым они привыкли за годы использования «КиноПоиска». Мы просим прощения за эти проблемы. Спасибо всем за отзывы, пожелания и справедливую критику», говорилось на сайте «КиноПоиска» 12 октября, спустя четыре дня после неудачного перезапуска.

Продолжение следует


«Яндекс» продолжит работать над новым «КиноПоиском» на отдельном домене — beta.kinopoisk.ru, пока не удастся ликвидировать все неполадки и замечания со стороны пользователей. «Поэтому мы признали свою ошибку, извинились и приняли решение о возвращении «старого» «КиноПоиска», сообщал Степанов. Источник, близкий к руководству «Яндекса», подчеркнул, что менеджерам новый «КиноПоиск» понравился, однако общественное мнение надо уважать.

UPD 1: «Начиная с сегодняшнего дня я становлюсь руководителем команды «Кинопоиска» и отхожу от других задач, связанных с маркетинговыми коммуникациями «Яндекса» и развитием других сервисов», заявил Степанов.

Ольга Мансурова, которая до этого возглавляла «Кинопоиск», решила покинуть компанию.

Бывший менеджер киносервиса Mail.Ru Group Антон Фролов оценивает общие затраты на проект — работу разработчиков, менеджеров, дизайнеров — в 15–20 миллионов рублей. Топ-менеджер другой российской интернет-компании полагает, что затраты могли составить и 40–50 миллионов рублей.

По мнению создателя сервиса «Медиаметрикс», главы Института развития интернета Германа Клименко, вернув старую версию «КиноПоиска», «Яндекс» фактически расписался в том, что не понимает свою аудиторию и на протяжении двух лет занимался тем, что ей не нужно. После возвращения к старой версии компании будет очень сложно с точки зрения репутации доказать впоследствии, что новый продукт стоящий, считает он.

Топ-менеджер крупной российской технологической компании в разговоре с РБК отмечает, что «Яндексу», вероятно, стоило бы с самого начала тестировать beta-версию нового «КиноПоиска» на широкой аудитории.

Самая дорогая антиреклама


Многие впервые зашли на «КиноПоиск» благодаря разгоревшемуся скандалу вокруг него. А некоторые до сих пор о нем даже не слышали. Так что, с этой точки зрения, деньги на перезапуск были потрачены не зря.

Основатель и директор студии дизайна «Турбомилк» Денис Кортунов: «А я им никогда раньше не пользовался. Про сайт узнал только после скандала».

Основатель блогов Dirty.ru и Лепрозорий Йован Савович: «У меня нет особо комментариев, я им не пользовался никогда, нечего сказать».

Подводя итоги


Ситуацию прокомментировал Антон Гладкобородов, основатель сервиса Coub:
Сложно давать какой-то комментарий после того, как все уже высказались, особенно после того, как «Яндекс» сам признал ошибку с запуском. Да и искать чужие ошибки намного проще, чем свои. Я бы не стал ползти в детали самого продукта и остановился на паре главных продуктовых ошибок.

Конечно, нельзя менять продукт целиком – только постепенно эволюционируя. Практически всегда, особенно в сложных продуктах, полная смена продукта равносильна смерти. Конечно, нельзя выкатывать продукт на всех, запускать надо на небольшую часть аудитории и смотреть на то, как аудитория себя ведет.

Но при этом можно вспомнить несколько действительно удачных перезапусков даже очень больших сервисов. Например, Facebook Messenger, который вызвал шквал критики, но по итогам оказался одним из самых главных продуктов Facebook. Или перезапуск дизайна Lenta.ru был со сложностями, но по итогам оказался правильным решением.

Возможно, откатить назад старую версию «КиноПоиска» было большей ошибкой. Иногда надо делать рискованные шаги. Мы тысячи раз читали статьи об успешных pivot'ах. На мой взгляд, надо было оставлять новую версию и начать работать над ней, исправлять ошибки, работать с аудиторией, ведь запуск проекта это только начало работы.

Комментарии (33)


  1. Dal
    13.10.2015 14:09
    +2

    Чуть не удалился за эти дни нового дизайна. Для меня кинопоиск был в основном отмечалкой фильмов, посмотреть, помсотрел, рейтинги.


    1. rockysoul
      15.10.2015 11:33

      Я понимаю для чего я отмечаю сериалы на myshows (следить за выходом серий, помнить на какой закончил смотреть), но фильмы зачем отмечать? Просто интересно.


      1. Dal
        15.10.2015 11:37
        +1

        Ну у всех своя степень упоротости. Было интересно, когда наткнулся на этот ресурс, сколько фильмов посмотрел вообще. А потом просто втянулся и отмечал посмотренные.


      1. AndrewTishkin
        17.10.2015 18:15

        Такой неслабый вопросище, что даже не знаешь, как бы ответить-то элегантнее…
        Никогда не было так, что смутно помните какой-то интересный фильм, хотите пересмотреть или порекомендовать, а название из головы вышибло? А ещё бывает, что сел смотреть что-то по зомбоящику, а через несколько минут осознал, что уже видел это и дальше желания снова лицезреть действо нет, проверка отсутствия ярлычка «уже смотрел» перед просмотром сэкономила бы время.
        Или никогда увидев что-то интересное, но на которое сейчас нет времени, не заносите это в закладки? Если голова ума палата — завидую такой шикарной памяти. Не, ну конечно можно банально добавить страничку в папочку «киношка на потом» избранного своего браузера, но через сайт это всё равно получается удобнее для использования.


  1. argz
    13.10.2015 15:52
    +4

    Потому что сначала новый дизайн должен был выкатиться на beta.kinopoisk.ru, а не заменять собой всю главную.


  1. hungry_ewok
    13.10.2015 16:05
    +10

    /хмыкая/
    Я бы посоветовал забирать данные из восстановленной версии как можно скорее.
    Потому как теперь для всех причастных к новой версии стало вопросом выживания доказать высокому руководству что они таки д'Артаньяны, и пропихнуть новую версию навсегда…


    1. evnuh
      13.10.2015 21:34
      -1

      Кто мне расскажет, что такого важного в этих ваших данных, что люди тратили сутки на фотографирование своих оценок фильмам? У вашего коммента сейчас рейтинг +5, то есть как минимум 6 человек согласны, что нужно забирать данные. Что ценного в этих данных?


      1. hungry_ewok
        13.10.2015 22:49
        +3

        /пожимая плечами/
        База оценок, своих закладок, комментов, рекомендаций, итд, итп собравшихся за много лет — для кого-то вполне себе ценная вещь. Не то чтоб жить без них нельзя, но с ними — удобно, это можно понять.
        А вот что понять трудно — так это нынешнюю моду на держание этих данных в облачках, где их могут в любой момент похерить или доступ к ним изгадить до полной бесполезности. Интересно, сколько еще таких историй успеха надо чтобы что-то начало доходить…


        1. Apathetic
          14.10.2015 03:02
          +2

          После закрытия google reader стало понятно, что из чужих облаков надо уходить. Кому-то может и раньше.
          Читалка — ttrss
          Облачное хранилище — owncloud
          Аналог pocket — wallabag
          Единственный сервис, которым я продолжаю пользоваться, так сказать, в облаке — это почта на яндексе, дублирующаяся в гугле.


  1. Teutonick
    13.10.2015 17:16
    +2

    хоть кто нить для несведующих рассказал, чем так ужасна новая версия? а то поржать поржали, а вот над чем- непонятно.
    www.youtube.com/watch?v=B8BNdhuABIY


    1. semen_grinshtein
      14.10.2015 13:20
      +1

      Наверно, вот здесь подробнее об этом написано.


    1. AndrewTishkin
      17.10.2015 19:54

      Если Вам кратко, то «хуже» выражается в выкидывании на помойку огромного количества различных и во многом уникальных возможностей, а для того, что осталось — юзабилити ликвидировано как классовый враг. Древним сайтом пользоваться было удобнее, чем новой бело-постерной простынёй. Даже со смартфона!!! А на новой это вышел изврат, кажется начинаю понимать, зачем в мобильных и уже десктопных тоже браузерах делают функцию «режим чтения», жаль далеко не со всякими изнасилованными или «проандуриненными» сайтами оно способно справиться


  1. esc
    13.10.2015 21:21
    +3

    Падение с 20 млн в январе до 15 в августе для киносайта это вполне нормально и говорит скорее об отсутствии существенного роста, чем реальном падении. Январь — пиковый месяц в посещаемости киносайтов, а август — самый плохой. Разница в 1.5 раза при сравнении этих месяцев — норма.


    1. semen_grinshtein
      14.10.2015 11:17
      +1

      А какие показатели, по Вашему мнению, дают более «объемную» картину?


      1. esc
        14.10.2015 11:21
        +2

        Сравнение января с январем или августа с августом. Или полгода с аналогичным по месяцам полгода в прошлом году.

        Но я бы мерял под 3м последним месяцам года (этого и прошлого). Меньше отвлекающих факторов, как показывает практика.


  1. Dromok
    14.10.2015 13:02
    +1

    А какие вообще существуют достойные аналогичные проекты? А то вот в статье Йован и Кортунов высказались, что вообще этим сервисом не пользуются. А чем тогда пользоваться? Или вообще кино не смотрят?
    Честно, не представляю вообще как быть без кинопоиска. Тот же imdb мне кажется крайне не удобным.


    1. rockysoul
      15.10.2015 11:39

      Боюсь, что выступлю капитаном, но IMBD.com же.


    1. NetBUG
      15.10.2015 19:55

      Можно смотреть кино редко и по рекомендации знакомых, в основном.


      1. Dromok
        16.10.2015 10:20

        А неужели вам не интересно какой бюджет и какую кассу собрал фильм, какие у него рейтинги, фотки актеров и актрис посмотреть, особенно если раньше их не видел в кино, ну и рецензии других людей почитать?


        1. iSeiryu
          16.10.2015 18:15

          Крайне редко. Смотрю на википедии, если зашел разговор про фильм или актера. Про кинопоиск не знал. Про imdb слышал.


          1. rockysoul
            17.10.2015 21:07

            Кстати сейчас я встроенные средства Гугла использую в 90% случаях. Возраст актера, фильмография — все прямо на странице поиска.


    1. Teutonick
      16.10.2015 10:27

      всегда был и есть imhonet.ru, куда более удобный и уютный сайтик, имхо


      1. Dromok
        16.10.2015 10:31

        Ни бюджета, ни кассовых сборов, ни рейтингов, ни интересных фактов о фильме, ни даже фоточек актеров я там не нашел. А рецензии я, например, смотрю в последнюю очередь.


  1. numberfive
    14.10.2015 16:07
    +5

    спасибо за мнение основателя coub о неудачном изменении дизайна сайта kinopoisk командой яндекса.
    мой двоюродный брат тоже не в восторге.


  1. Yeah
    15.10.2015 11:18
    +1

    Согласен с точкой зрения создателя Coub в том, что нельзя было откатываться. Как по мне нужно было запилить открытый баг-трекер с голосовалкой и пилить новые/старые фичи по запросам от пользователей. И заявление соответствующее сделать: кому важен кинопоиск, не нойте, а давайте пишите, что вы хотите, чтобы мы вернули/реализовали. Таким образом Яндекс тут же спихнул бы всех орущих про возврат в маргинальное поле и снова стал бы такой себе «компанией бобра». А теперь получается, что Яндекс сам себя загнал в ловушку: оставаться на старом нельзя, так как страдает новая модель монетизации, но и новый дизайн как бы признан говном самим Яндексом. Теперь что они не запилят, найдутся те, кто скажет: фу, опять новое говно, верните старый кинопоиск!


    1. Dromok
      15.10.2015 11:53

      Полностью согласен. Теперь вообще непонятно, как выкатывать новую версию, так как ее автоматически в штыки воспримут. Ну а то что вообще выкатывать новую версию они будут, это понятно, не в впустую же они угробили 2 года и 40 миллионов рублей.


      1. ibrin
        15.10.2015 14:58

        А ее не надо больше выкатывать — поезд ушел, она уже живет в своем поддомене. Оптимально будет оставить старый кинопоиск, а пилить бету. Ведь есть же те, кто в восторге от нового дизайна. Вот они его и обживут. А потом и старая аудитория подтянется на новые фичи посмотреть.


        1. Dromok
          15.10.2015 15:00

          И вы думаете они «навсегда» оставят его на поддомене? Рано или поздно, то что они там пилят выкатят на основной домен, иначе смысла пилить просто нет.


          1. ibrin
            15.10.2015 15:15
            +1

            Так и не нужно навсегда. Должен быть продуманный план миграции на парут лет этак. На старом корректируется модель монетизации, плавно, очень плавно корректируется функционал в сторону беты. Ну и всякие завлекалочки на бету, общая авторизация, бонусы. А в это время на бете должен быть перманентный движ с регулярными аукцонами невиданной щедрости. Народ потянется.


            1. Dromok
              15.10.2015 15:21

              Пилить по сути одновременно два проекта (бету и старую версию) это очень затратно. Я лично полагаю, что месяца через два они повторно выкатят эту бету на основной домен. Ну посмотрим какой путь выберут они.


              1. ibrin
                17.10.2015 03:08

                Понятно, что затратно. Если выбросят на помойку старый кинозал, можно будет посмотреть на сколько реально просядет аудитория. Может пилить два проекта затратнее, чем потерять половину пользователей, к примеру.


                1. Dromok
                  17.10.2015 12:47

                  Учитывая, что они выгнали на днях всех специалистов, которые занимались старой версией, то вероятно всё-таки со старой версией они ничего делать не будут, а будут пытаться довести до ума «бету».


  1. AndrewTishkin
    17.10.2015 19:51

    Один я не увидел в тексте конкретики про серьёзные убытки, о которых гласит заголовок?

    Во многом история напоминает выкатывание Тинькофф Банком после смены названия заодно и обновлённого ИБ.
    Старая версия жива до сих пор, слава небесам, хотя тоже обещали оставить её временно. Нахрена было вбухивать кучу бабла и создавать с нуля какую-то убогость, а юзеров звать на бета тест перед самым релизом, да ещё за месяц получив от тестеров кучу сведений о найденных багах месяцами их потом править…
    Не, похоже в насиловавшей кинопоиск команде нет клиентов ТБ, либо они стали таковыми после редизайна, раз с разбега прыгнули на те же грабли и ещё взвизнули от восторга (если кто не в курсе — там ещё в каком-то недостроенном здании презентация этого чуда с некоторыми кино-персонами была, на которой вечером и нажали кнопочку, включившую новый диз)