DJI Mavic 2 Enterprise Advanced — промышленный беспилотник нового поколения и универсальное решение для выполнения широкого спектра различных задач. Данный дрон является продолжением линейки, доработанной версией с учетом пожеланий пользователей DJI Mavic 2 Enterprise. Другие относят M2EA к линейке Mavic 2, причем в сочетании сразу двух моделей Pro и Zoom. Третьи уже успели сравнить его с новым Mavic 3. Четвертые считают, что это независимый и не похожий ни на один другой продукт компании. Давайте разбираться, что представляет собой M2EA и где его можно применять. А еще поделимся интересными фактами о применении данного устройства поисково-спасательными отрядами.

Одним из самых важных и весомых преимуществ Mavic 2 Enterprise Advanced является портативность и малый вес устройства. Модель не может конкурировать с более тяжелыми платформами типа Matrice 300 RTK или DJI Agras, но он точно выигрывает в деле, когда речь идет об оперативности и скорости выполнения работ.

Кратко особенности Mavic 2 Enterprise Advanced

  • Двойной датчик камеры: RGB и тепловизор;

  • RTK модуль для получения данных с точностью до сантиметра;

  • Построение до 240 путевых точек для проведения автоматизированных инспекций;

  • Режим раздельного и одновременного просмотра визуальных и термальных изображений;

  • 32-кратный цифровой и 16-кратный тепловизионный зум;

  • Система оповещения DJI AirSense;

  • Продвинутая система помощи пилоту APAS;

  • Всенаправленное обнаружение препятствий, два инфракрасных датчика и датчик подсветки для работы в темное время суток;

  • Защита данных паролем;

  • Режим Discreet Mode;

  • Самонагревающиеся батареи;

  • Полезные аксессуары: прожектор, маяк, громкоговоритель;

  • Управления с помощью пульта DJI Smart Controller;

  • Поддержка мобильного ПО DJI Mobile SDK;

  • Максимальное время полета 31 минута;

  • Максимальная скорость полета 72 км/час;

  • Передача данных по технологии OcuSync 2.0 на расстояние до 10 км (FCC) или 6 км (CE);

  • Передача видеопотока в качестве 1080p.

Возможности камер

Рассмотрим подробнее возможности DJI Mavic 2 Enterprise Advanced. Модель оснащена двумя камерами. Первая визуальная имеет 48-мегапиксельный 1/2-дюймовый CMOS-датчик, угол обзора 84° и 32-кратный зум. Режимы видеосъемки 4K Ultra HD с частотой 30 кадр/с и Full HD с частотой 30 кадр/с. Термальная камера, обеспечивающая разрешение HD 640 x 512 пикселей, имеет частоту кадров 30 Гц и позволяет снимать с температурной точностью ±2°C.

Удобством и большим преимуществом обладает возможность как использовать для просмотра через пульт управления визуальной или термальной картинки, так и выполнять обзор сразу с обеих одновременно. Во время инспекций это позволит не отвлекаться, чтобы переключать изображения с камер, и соответственно быстрее принимать решения на основе получаемых данных в режиме реального времени.

Тепловизионный датчик оснащен еще рядом функций для оптимизации и удобства проведения работ. Это наличие точного экспонометра, который отображает средний показатель температуры, позволяя контролировать состояние объектов и территорий. Если внезапно будут выявлены отклонения от нормы, можно будет своевременно выполнить работы по устранению проблем. Это также позволяет инспектировать объекты и территории, находясь на безопасном от них расстоянии. Вторая функция позволяет выполнять точное измерение участка территории с показателями средней, минимальной и максимальной температур, а также с точными данными о локации каждого участка. То есть работы могут проводиться как целых объектов и территорий, так и отдельно взятых участков, которые легче контролировать и в дальнейшем планировать любые работы на них.

Преимущества технологии RTK

Модуль RTK совместим только с Mavic 2 Enterprise Advanced и не поддерживает использование с дронами первой серии M2E или M2E Dual. Уже в этом преимущество беспилотного летательного аппарата, особенно, если интересы применения относятся к коммерческому составляющему. Модуль RTK поддерживает протокол NTRIP, что делает его еще более удобным инструментом для проведения инспекций и мониторинга. Для понимания, RTK - это особый метод спутникового позиционирования, которые обеспечивает сбор данных со спутников, включая изображения, координаты, планы местности, и результаты измерений этих данных с точностью до сантиметра. Сегодня эта технология активно применяется в области точного землевладения, сельского хозяйства, строительства, добычи полезных ископаемых и геодезии.

Модуль RTK доступен для покупки отдельно. С помощью алгоритмов он позволяет создавать до 240 путевых точек маршрута для максимальной автоматизации миссий в условиях неблагоприятной окружающей среды.

Безопасность полета и данных

Легкий и портативный Mavic 2 Enterprise Advanced способен осуществлять взлет и посадку всего за несколько секунд. Поскольку дрон разрабатывался как инструмент для быстрого реагирования и оперативного выполнения сложных задач, в его основу была заложена технология, увеличивающая скорость подъема и спуска. Максимальная скорость полета составляет 72 км/час, дальность полета составляет до 10 км благодаря технологии второго поколения OcuSync, работающей между частотами 2.4ГГц и 5.8ГГц. Видеосъемка доступна в разрешении 1080р со скоростью скачивания 40 Мбит/с и временем задержки до 120 мс.

Беспилотник оснащен интеллектуальной литий-полимерной аккумуляторной батареей емкостью 3850 мАч, обеспечивающей полет до 31 минуты.  Время зарядки батареи составляет порядка 90 минут. Есть функция самонагрева для полетов в сложных погодных условиях. Функция активируется автоматически или вручную, когда температура воздуха составляет от -10°C до +5°C, а текущий уровень заряда батареи выше 50%.

Основными же системами безопасного полета являются технология DJI AirSense, позволяющая управлять воздушным судном в переполненном пространстве. В режиме реального времени пилоту поступает актуальная информация о нахождении в небе других участников воздушного движения, их скорость, направление и траектория полета. В основе технологии AirSense встроенный приемника ADS-B получать оповещения от ближайших воздушных судов об их текущем местоположении. Все полученные данные отображаются на встроенном дисплее пульта управления через мобильное приложение DJI Pilot.

Система помощи пилоту APAS использует для безопасного нахождения в воздухе и полета встроенные датчики дрона обнаружения препятствий для определения и облета таковых. Система самостоятельно планирует и строит маршрут, что позволяет дрону заранее планировать безопасные пути обхода препятствий. 

M2EA поддерживает функцию “Защита паролем”, в том числе фотографий, видео, журналов полетов, маршрутов, карт и планов. Это так называемая технология Local Data Mode шифрования данных. С помощью это функции полность прекращается передача и получение данных через сеть Интернет. В привязке Mavic 2 Enterprise Advanced с приложением DJI Pilot система автоматически блокирует все данные, сохраняя их с засекреченной паролем папке. В случае попытки перехвата информации или взлома папки с данными беспилотник полностью выключается.

Где использовать M2EA?

Контроль, охрана, мониторинг

Охрана и мониторинг объектов и территорий требуются для поддержания состояния безопасности, для наблюдения за действиями сотрудников на местах, для выявления случаев краж, взломов и иных незаконных действий. В общем же мониторинг позволяет обеспечивать содержание объектов на должном уровне, вне зависимости от времени суток, года и возможности нахождения на месте. Камера Mavic 2 Enterprise Advanced обеспечивает высококачественную фотосъемку 48 Мп, транслировать видео в 4К и фиксировать нарушения. Работы по мониторингу объектов могут не прекращаться ни днем, ни ночью благодаря двум датчикам: визуальному и термальному, что также выявляет любые проблемы и дефекты на производствах.

Беспилотник может находиться в небе до 31 минуты, тем самым можно совершать внезапные проверки и подлеты к определенному интересующему вас месту или объекту, который, например, скрыт от посторонних глаз и стационарных видеокамер.

Инспекции линий электропередач, солнечных электростанций

В действительности же нельзя ограничиваться только инспекциями в сфере электроэнергии и энергетики. Точно также дрон можно применять в геодезии во время инспектирования дорог, зданий и сооружений, инженерных конструкций, трубопроводов и нефтемагистралей. Другой вопрос, что чаще всего для таких вещей используются другие модели, оснащенные мультиспектральными камерами и Lidar для сканирования вглубь. Визуальный датчик позволяет выявлять трещины и поломки, таким образом, ремонтная бригада может быстро устранять неполадки, что называется, здесь и сейчас. Тепловизор способен оценить температурную обстановку, выявить нарушения, перегрев или недостаток тепла в объектах и на территориях. Поэтому свое основное применение M2EA нашел как раз в энергетике. С помощью этого устройства можно контролировать состояние систем электроснабжения, обнаруживать поломки, перегревы, загрязнения солнечных панелей, выявлять отсутствие подачи тока.

Инспекции в ручном виде зачастую более сложные и гораздо менее безопасные, когда речь идет о работе с прямым источником напряжения. DJI Mavic 2 Enterprise Advanced, оборудованный визуальной и тепловизионной камерами, справляется с этими задачами за пару часов.

ЧС и поисково-спасательные операции

А вот здесь Mavic 2 Enterprise Advanced уже неоднократно зарекомендовал себя. Еще первый Mavic 2 Enterprise Dual успешно использовался пожарными и спасатели по всему миру. А свою популярность беспилотник получил после успешного применения во время тушения пожара в соборе Нотр-Дам де Пари в апреле 2019 года.

Во время возгораний, пожаров беспилотник может быть использован в качестве основного инструмента для выявления очагов. Также можно контролировать обстановку вокруг, выявлять легковоспламеняемые предметы и людей в непосредственной близости к объекту возгорания. Удобно, что работать могут одновременно две камеры: визуальная выявляет людей и объекты на снимках, термальная оценивает площадь, выявляет очаги, особо опасные зоны. Невероятный зум до 32-крат позволит не приближаться к объекту, а детально рассматривать участки, находясь на безопасном расстоянии. Причем делать все нужно максимально быстро, и этими навыками M2EA также обладает. Он легкий, быстрый, маневренный, способен разгоняться до максимальных 72 км/час менее чем за одну минуту, быстро сканировать объекты и возвращаться назад.

Что также примечательно, Mavic 2 Enterprise Advanced может использоваться совершенно в разных условиях. Например, в горах с перепадом температур и давления. Он легко выдерживает порывы ветра и способен быстро преодолевать большие расстояния. Диапазон рабочих температур составляет от -10℃ до +40℃, что позволяет использовать модель круглогодично. 

И если в пожаротушении и ликвидации ЧС основной опыт M2EA приходился на зарубеж, то в поисково-спасательных миссиях дрон высоко оценили российские специалисты. Причем как официальные ведомства МЧС, так и добровольческие поисковые отряды типа “Лиза Алерт”. Последние используют Mavic 2 Enterprise Advanced для поиска пропавших в Рязанской, Тульской, Псковской, Нижегородской, Московской областях. По меньшей мере из 10 вылетов 5 человек удается найти с помощью дрона.

“В этом сезоне эвакуировали не одного живого благодаря DJI Mavic 2 Enterprise Advance, оборудованный современным тепловизором . Одного нашли только благодаря такому беспилотнику. До дождя оставалось 20 минут, болотистая местность, пешие группы, как и кинологические расчеты не могут ее плотно зачесать. Пострадавшего обнаружили на болоте, в камышах, с ним был установлен контакт с помощью динамика, координаты переданы группе эвакуации. Это была сложная эвакуация.”, — рассказывает пилот Андрей из Нижегородской области.

За счет имеющихся на борту двух камер можно использовать одно универсальное устройство, а не два и более раздельных, чтобы каждый раз перепроверять полученную информацию. При прохождении маршрута с помощью тепловизора оператор может обнаружить пропавшего человека по выделяемому тепловому излучению, после чего в работу вступает визуальный датчик для подтверждения увиденного. Удобно, что делать это можно одновременно, выводя на разделенный экран изображения сразу с двух камер. При необходимости можно использовать 16-кратный тепловой или 32-кратный визуальный зум для уточнения каких-либо деталей. Если же с воздуха обнаружены пути для самостоятельной эвакуации — есть возможность вернуться с установленным динамиком и дать необходимые инструкции пострадавшему.

Так, в качестве полезной нагрузки Mavic 2 Enterprise Advanced предлагает три варианта креплений. Это навесной прожектор с яркость 2400 люмен, который легко справляется с работой ночью, в туман, пыль и смог. Это динамик, который может воспроизводить записанные оператором сообщения с максимальной мощностью 100 децибел (о нем сказано выше в комментарии пилота Андрея). С помощью динамика можно передать любую необходимую информацию, передать инструкции и даже провести краткую беседу с пострадавшим. Это также проблесковый маяк с радиусом действия до 5 километров, который позволяет дрону оставаться видимым в любой ситуации.

Наконец, специально разработанный для дрона пульт управления DJI Smart Controller с ярким 5,5-дюймовым экраном 1080р, который отображает четкую картинку, даже если вы запускаете дрон при неблагоприятных условиях окружающей среды и в ночное время. На экране вам всегда доступна актуальная информация о вашем летательном аппарате, а также данные за бортом и непосредственно картинка с камеры.

Комментарии (3)


  1. Dare
    20.01.2022 22:51
    +2

    Статья - маркетинговый микс, скомпилированный из пресс-релизов (без обид, ребята). Автор - копирайтер а не эксплуатант или пилот.

    Но БЛПА крутой - летаем уже год (чуть меньше, появился in stock он только той весной). Вполне пойдет как компактная замена матрису с XT2 например. Но есть нюансы, которые вам врядли расскажет дежурный маркетолог DJI:

    Основная тема M2EA это поддержка радиометрического JPG (чего не было в его предшественнике ME Dual и что новинка для компактных дронов) и высокое разрешение этого самого тепловизионного сенсора.

    Т.е. радиометрический JPG в отличие от просто растра вы можете "покрутить" уже в офисе на ПК, увидеть температуру в любой точке снимка, применить другие изотермы. Раньше у DJI это было доступно было только на тепловизионных подвесах для дронов серии Matrice где и сам БЛПА компактным точно не назовёшь, да и ценник у такого комплекта минимум втрое дороже. Ну и конечно с RJPG доступно тепловизионное картографирование (можно строить тепловые ортофотопланы), что с просто растром не давало гарантированного результата.

    Правда SDK для обработки этих RJPG героя сегодняшнего поста DJI выпустили только в конце 21 года. Т.е. ништяки радиометрического JPG были доступны только в штатной бесконечно глючной программе DJI Thermal Tool 2 которая даже не умеет пакетной обработки снимков.

    Вообще DJI бесконечно крутая компания с точки зрения железа, и совершенно угрёбищная с точки зрения поддержки и софта. Продажи M2EA были аносированы в январе, поступил в сток в конце марта (это по предоплатам), производитель мариновал всех дилеров не озвучивая ничего. Про то, что SDK мы ждали год я уже писал (а это господа энтерпрайз дрон, это важная фича без которой то же тепловое картографирование невозможно). В копилочку - M2EA работает только с смартконтроллером на котором древний 8ой андроид. Litchi и прочие альтернативы планировщиков не запустятся на нём просто так, без грязных хаков. Хвалёный полёт по точкам штатно доступен только из DJI Pilot, у которого нет нормального планировщика полёта (с расчётом перекрытия, линейными автоматическими маршрутами и прочего). Приходится реверсить нестардартный DJI Kml и планировать маршруты в стороннем софте. Ремонта у DJI тоже официального не существует, либо заказывать з/ч по серым схемам и ремонтировать у умельцев (благо люди с прямыми руками в РФ есть), либо дилер предложит за свои кровные отправить в Китай где срок ремонта в среднем пару мес без учёта времени логистики. Но кстати, если авария произошла по вине софта или железе DJI признаёт ошибки и высылает новый дрон, но в целом крайне редко.

    Что ещё сказать про дрон:

    Субъективно оптика с кошачий глаз не вывозит камеру на 48мпх, но днём в целом неплохо. Приятно что цифровой зум можно применить прямо в полёте и не подлетать к опасным участкам.

    Ещё по тепловизору. Сказка про температурную камеру с точностью ±2°C полная маркетинговая чушь. Дрон меряет относительные температуры: это значит что в пределах одного кадра разница между температурами разных объектов возможно и попадёт в эти плюс минус 2 градуса (это ещё при условии одинаковой отражающей способности сравниваемых объектов). Но вот истинную температуру вы врядли узнаете точнее чем плюс минус пять градусов (субъективно и зависит от условий). Истинная температура объектов будет "плавать" и довольно сильно, это особенности конкретной матрицы и условий эксплутации и тут ничего не поделаешь. Ещё тепловизор не FLIR-совместимый (RJPG с матрисов можно было обрабатывать в FlirTools и совместимом софте, которого довольно много. Например можно было выгружать сырые снимки в ГИС-системы энергетиков, и инженер в привычном интерфейсе мог мерить температуры на фото. Тут это не будет доступно.)

    Про модуль RTK автор поста все смешал в кучу. 200 точек можно и без него планировать. Задача RTK модуля тут одна - точно лететь по маршруту, потенциально в условиях ЭМ-помех (когда компас отказывает). В задачу точного картографирования этот дрон не умеет, камера не та, постпроцессинга сырых GNSS данных насколько я знаю нет. В целом RTK модуль довольно специфчная штука конкретно на этот аппарат.

    Вообще задавайте вопросы, летаю уже более 10 лет на промышленных девайсах. Если будет конкретный интерес, можно будет организовать пост.


    1. ks51
      21.01.2022 12:29

      Довольно интересная тема. Пишите пост. Какая стоимость входа, краткий обзор рынка промышленных девайсов (что нравится, что используете, почему), есть ли спрос на услуги с дронов. В городах летаете или только на "объектах"?


      1. Dare
        21.01.2022 16:26

        Летаем везде.

        Если еще комментаторы поддержат то почему бы и не большой пост. Был бы интерес. Вопросы хорошие.