Нью-Йорк часто называют плавильным котлом США, где 70% жителей – иммигранты или их прямые потомки. Возможно, отсюда — его энергичность, динамизм и пестрота. Здесь самая высокая плотность населения в стране, самое активное использование общественного транспорта, и много ещё чего самого-самого — например, по нему больнее всего ударила пандемия. В целом, он полон контрастов, это не только живой туристический Мидтаун и небоскрёбы, но и ветшающая подземка, нищета Аптауна и бесконечные одноэтажные пригороды. Вместе с частью территории двух соседних штатов Нью-Йорк образует крупнейшую в США агломерацию Tri-State Area. Что накладывает свою специфику не только на саму жизнь, но и муниципальное управление с развитием инфраструктуры. 

Не только Манхэттен. Управленческий хаос


Манхэттен — самый известный, но не единственный округ Нью-Йорка, есть ещё четыре (Бронкс, Кингс, Квинс и Ричмонд). В узком смысле они и образуют город New York City (NYC) с населением около 8,8 млн человек. Но агломерация или New York Metropolitan Area — значительно шире, имеет население 23,5 млн человек и располагается уже на территории трёх штатов. Это одноимённый Нью-Йорк, а также Нью-Джерси через реку Гудзон и Коннектикут к северо-востоку, отчего агломерация получила название Tri-State Area. Вместе с тем NYC является одним из ядер ещё большего мегарегиона BosWash или Northeast megalopolis. Непрерывная городская ткань пронзает территорию 11 штатов северо-востока США, растянувшись вдоль побережья Атлантики от Бостона до Вашингтона через Нью-Йорк, Филадельфию и Балтимор (население 50 млн человек или 17% всех США, в 2013 г. ВВП был $2,9 трлн или 20% от национального). Его роль и экономическое значение для страны трудно переоценить — на международной арене с ним сравнится разве что японский Токайдо, о котором я уже писал подробно

Естественно, такая «чересполосица» административных границ штатов в Tri-State Area не может не вызывать значительные административные издержки и трудности в реализации сквозных проектов, особенно транспортных. Плюс даёт о себе знать несколько раздутое чувство величия бюрократов «Великого Нью-Йорка» (по-другому они его не называют), помноженное на всё ещё бытующую американскую местечковость и желание исподволь стянуть одеяло на себя. Только представьте, что в разных департаментах одного и того же штата (а уж если разных штатов — это вообще о-го-го) сидят такие упёртые лысые дядьки с хорошо развитым эго, считающие соседа если не полнейшим дураком, то уж не вровень себе точно. Так и живут, тыкая в друг друга пальцами… Для обсуждения какого-нибудь общего проекта они встречаются редко, и чтобы не переругаться вдребезги … стараются говорить о чём угодно, лишь бы не о работе. Отчасти это объясняет, почему сложные инфраструктурные проекты, охватывающих сразу несколько штатов типа ICM-495 Corridor, могут согласовываться десятилетиями. 


Распределение жителей по пяти округам в оф. административных границах Нью-Йорка, реальные границы агломерации с территорией трёх штатов (сверху слева) с учётом плотности, распределение административных полномочий на транспорте (справа)

Я до учёбы тоже как-то не задумывался, почему официальная карта Нью-Йорка от MTA заканчивается как обрезанная на Гудзоне (Hudson river). Хотя там, за рекой, уже в штате Нью-Джерси, живут ещё несколько млн ньюйоркцев, которые также каждый день едут на работу в Сити, как и жители Бруклина или Бронкса. Просто тех, кто живёт по эту сторону реки, с детства воспитывают в духе – там за рекой живут черти. А уж если тебя угораздило найти девушку из Джерси, то безнадёжный крик «Are you getting out of mind?!» будет самым нейтральным возмущением чувств твоих родных. Во что же это выливается на практике? На иллюстрации выше представлена крайне сложная и запутанная структура управления транспортной инфраструктурой Tri-State Area, находящейся в ведении: Департамента транспорта штата Нью-Йорк (NYSDOT), Департамента транспорта города Нью-Йорк (NYCDOT), Транспортного управления агломерации (NYMTA) и Администрации портов Нью-Йорка и Нью-Джерси (PANYNJ).

Собственно, этим и объясняются некоторые парадоксы управления городской инфраструктурой, оказавшейся разделённой между различными департаментами. Ярче всего это видно по транспорту. К примеру, стратегия развития кем уже только не битой нью-йоркской подземки утверждается, откуда бы вы думали? Из Олбани – небольшой столицы штата Нью-Йорк за пару сотен км от NYC. Как язвительно кивали наши профессора – людьми, в жизни ни разу не ездившими на метро. Или вот ещё — почему на Манхэттене фактически два крупнейших железнодорожных вокзала, не связанных друг с другом (по прямой между ними 2 км). Penn Station под управлением PANYNJ отвечает за «горизонтальное» направление по линии Нью-Джерси — Лонг Айлэнд, там же останавливаются и поезда Amtrak. В то время как Grand Central находится под управлением NYMTA, отправляя пригородные электрички на север и северо-восток — дальше в Коннектикут. Построить ветку в 2 км Нью-Йорк сейчас уже не может – дорого, да и согласовывать между собой red necks будут не один президентский срок. Пусть уж местные да туристы-зеваки ездят на метро между вокзалами – дёшево и сердито. 


Бюджет и сложности строительства инфраструктуры


▍ Бюджет или как учителя спасли NYC от банкротства

 
Бюджет NYC составляет $101 млрд, и он на 31% дефицитный, покрывается за счёт трансферов федерального центра и самого штата. При этом он верстается из расчёта покрытия, назовём это, операционных затрат — зарплат муниципальным служащим, расходов на обслуживание существующей инфраструктуры, предоставление муниципальных сервисов и услуг и т.д. Новые большие инфраструктурные проекты (CAPEX) в основном финансируются за счёт выпуска муниципальных облигаций (бондов). На 2021-2025 гг. инвестиционная программа города оценивалась в $93 млрд (из них 20% на образование; по 15% на транспорт, защиту от стихийных бедствий и жилищную программу/экономическое развитие). В целом, объём долговых обязательств NYC на сегодня составляют около $95 млрд и на их обслуживание муниципалитет ежегодно тратит 6% своего бюджета. Это обычная практика в США, крупные стройки финансируют подобным образом все крупные муниципалитеты. Другое дело, что иногда муниципалитет вследствие тех или иных причин становится не способным обслуживать долг и объявляет себя банкротом — собственно это и случилось с многострадальным Детройтом в 2013 г. (об этом в следующем материале). 

Подобный муниципальный дефолт чуть не случился и с самим Нью-Йорком в 1975 г. Из-за white flight, бегства белого среднего класса из центра города, вызванного введением школьных округов, когда для достижения расового равенства в школах стали смешивать чёрных и белых ребятишек из разных районов (отсюда и чисто американский феномен school bussing). Белый средний и богатый класс устремился в пригороды, откуда по решению Верховного суда 1974 г. было запрещено брать белых школьников для достижения расового равенства во внутригородских школах. Это вызвало резкое падение налоговой базы и муниципальных доходов NYC. Вообще 1970-е/начало 1980-х гг. для Нью-Йорка были периодом упадка, мрака и хаоса — не только из-за white flight, но и из-за потери 500 тыс. рабочих мест в промышленности с 1969 г. Из-за этого город с каждым годом всё больше и больше залезал в долги, в конце концов оказавшись в ситуации, когда уже не мог выплатить даже процент по ним. 

Федеральный центр помогать отказался. Из того времени до нас дошёл знаменитый заголовок «Ford to City: drop dead» (посмотрите материал Welcome to Fear City, даже не верится, как близко город стоял от пропасти). Президент Форд всерьёз полагал, что в банкротстве страшного ничего нет, финансовый центр «просто» переедет в Чикаго. Злопыхатели связывают это с дурным влиянием Рамсфелда, тогдашнего главы администрации президента, родом из штата Иллинойс. Уже потом на международных переговорах Форд услышал много нелицеприятного в свой адрес, последовательно от канцлера ФРГ Шмидта и президента Франции д’Эстена. Они втолковали ему, что Нью-Йорк — не только крупнейший и богатейший город Америки, но и икона для всего мира. И его банкротство многими воспримется как банкротство всей страны, и вызовет «эффект домино» с падением других глобальных финансовых центров. В итоге незадачливому Форду пришлось подписать пакет срочных мер финансовой помощи на три года вперёд, чтобы залатать дыру в бюджете города. Но за республиканцев в Нью-Йорке потом не голосовали ещё очень много лет. 

А тогда, в октябре 1975 г. от полной катастрофы The Great City of New York спас пенсионный фонд учителей, в самый последний момент всё-таки согласившись выкупить пакет муниципальных бондов на $150 млн, примерно треть от того, что требовалось заплатить по процентам на накопившийся долг. Непосредственная опасность миновала, а потом подоспела и федеральная помощь от приведённого в чувство Форда. По иронии, именно учителей в числе первых планировалось сокращать в случае муниципального банкротства (почитайте — очень интересная и поучительная история). 


Структура бюджета Нью-Йорка 2021 г. с детализацией некоторых статей расходов. Источник: New York City Independent Budget Office

▍ Почему стоимость строительства инфраструктуры в США столь высока


Разобравшись с бюджетом и поняв существующие ограничения, можно ответить и на вопрос, почему город не может обновить свой ветшающий метрополитен (36 линий, 493 станции и 6 млн пассажиров в день). А обновлять его надо, причём срочно — первая линия была запущена ещё в 1904 г., а массовое строительство фактически завершилось в 1930-х гг. За следующие 90 лет смогли худо-бедно построить ещё 33 станции, но состояние сигнальных управляющих систем, путей, тоннелей и самого подвижного состава оставляет желать лучшего. А разгул урагана «Сэнди» в 2012 г. с затоплением многих тоннелей и станций лишь усугубил ситуацию. В результате из-за растущего числа отказов в подземке последние четыре года действовал режим чрезвычайного положения, отменённый только в июне 2021 г. Для этого MTA пришлось приложить уйму усилий на «латание дыр», что хорошо видно из её инвестиционной программы

Ньюйоркцы было разок попробовали взяться за дело и начать строить что-то новое, но оказалось слишком дорого. В 2017 г. после 10 лет строительства открылись первые три станции новой ветки нью-йоркской подземки, 2nd Avenue line, планы на которую вынашивались ещё с 1929 г. Открыли лишь первую фазу длиной около 3 км, предполагают продление линии дальше на север (+ 13 станций). Но эти три станции обошлись городу в $4,45 млрд — это не только в 2-3 раза дороже, чем в среднем по США, но и в 8 раз дороже аналогичного строительства в старушке-Европе. 


Как ньюйоркцы думают о своей подземке. Источник карикатуры: New York magazine

В чём причины такой дороговизны? Помимо очевидной (высокая стоимость рабочей силы) их можно разделить на две группы — управленческие и практические. К первым относятся: изначальный проект часто обрастает различными дополнениями (лучшее — враг хорошего); плохая координация между департаментами и ведомствами; кадровый голод и чрезмерное полагание на внешних консультантов (уж эти свою выгоду не упустят); затягивание сроков проведения различных экспертиз и открытых слушаний, в т.ч. для сбора и учёта мнений простых граждан (National Environmental Policy Act, одна из основных причин затягиваний, см. аналогичный долгострой в Бостоне). В итоге риски перекладываются на субподрядчиков, которые закладывают их в стоимость своих услуг (MTA premium). Что касается практических причин, то это большая глубина прокладки тоннелей метро (глубже 30 м, чтобы избежать перекладки многочисленных коммуникаций и инфраструктуры); размещение служебных помещений под землёй; различные «архитектурные излишества», в целом не характерные для нью-йоркской подземки (гранитные арки, мезонины, лифты и т.д.); задержки с началом строительства 2-й фазы (с точки зрения затрат было бы выгоднее просто без остановок продолжить прокладывать линию дальше на север).

Другие транспортные мега-проекты также бьют антирекорды по стоимости — расширение Penn Station с прокладкой двух новых тоннелей под Гудзоном, к примеру, оценивалось в 2019 г. в $24 млрд (началось всё с $11 млрд) и т.д. Наши седовласые профессора, выросшие ещё в «великом Нью-Йорке», с горечью признавали, что в текущих экономических реалиях, при нынешней стоимости рабочей силы и прочих издержках, масштабная стройка метро в городе стала практически невозможной. Возможно, ситуацию, наконец, исправит недавно принятый закон о дополнительных инфраструктурных расходах на $1 трлн. Ходили слухи, что из них MTA перепадёт $11 млрд на завершение строительства 2nd Avenue line. Кроме того, пара других мегапроектов будет профинансирована за счёт инвестиционной программы Amtrak, на его долю придётся подавляющая часть из $58 млрд на обновление ж/д инфраструктуры. Деньги пойдут на модернизацию высокоскоростной ж/д магистрали Northeast Corridor, вдоль которой и вырос мегарегион BosWash. Она как раз проходит через Penn Station и старые 110-летние тоннели под Гудзоном — появилась надежда, что всё это будет, наконец, обновлено.

Обычный, нетуристический Нью-Йорк — городская инфраструктура, в массе своей построенная уже много десятилетий назад, нуждается в обновлении

Пробки, Uber-effect и мусор


В отличие от большинства штатов, в Нью-Йорке доля общественного транспорта крайне высока — 39% пользуются метро, ещё 11% городскими автобусами и 7% за электричками, в то время как доля личных авто составляет 23% (+ 4% пользуются Uber-like сервисами и 1,6% такси). На пешие прогулки приходится 9%, еще 1,1% за велосипедами. Собственно, и такой доли авто в ежедневных поездках хватало, чтобы город постоянно стоял в пробках. Но вот в 2013 г. под флагом борьбы с ними в городе был разрешён Uber, за которым последовали и другие e-hail сервисы. Результат оказался противоположным — число авто, доступных для поездок на Манхэттене, к 2017 г. удвоилось с 47 тыс. до 103 тыс. Из них на такси приходилось лишь 13,6 тыс., в то время как только на Uber — 65 тыс. авто. Из-за высокой стоимости парковки водители Uber вынуждены между заказами постоянно колесить по улицам Нью-Йорка (на т.н. cruising time приходилось 41% времени). И это только усугубило проблему пробок — на них стало приходиться до 30% городского трафика

Дошло до того, что Нью-Йорк был вынужден ввести годовой мораторий на лицензирование новых водителей e-hail сервисов, ослабив его впоследствии лишь для электромобилей, оставив за собой право пересматривать и это решение каждые полгода. Плюс были введены штрафы для водителей, ездящих без пассажиров больше трети рабочего времени, а в 2021 г. — и дополнительный антипробочный налог в $2,75 на каждую поездку в центр (это стало прецедентом для США). Кроме того, поездки e-hail сервисов стали подпадать под действие различных местных налогов (совокупно + 11,3%), а с 2020 г. был введён дополнительный аэропортовый сбор $2,5. Вместе с тем Нью-Йорк стал первым в мире мегаполисом, обязавшим Uber и прочие онлайн-агрегаторы гарантировать зарплату своим водителям для её соответствия минимальной почасовой, принятой на территории штата ($15). К примеру, они должны платить водителям даже в случае простоя/cruising time. 


Другая причина пробок — доставка грузов и рост онлайн-коммерции. Если в 2015–2018 гг. общий объём трафика вырос на 12%, то объём грузового трафика вырос на 21% (доставка хотя бы раз в неделю осуществляется 45% горожан). И тенденция только усиливается — по прогнозам, в следующие 25 лет объём доставки вырастет на 70%, это эквивалентно появлению на улицах Нью-Йорка дополнительных 75 тыс. грузовиков. 

Как город борется с этим? Прежде всего, согласно принятому плану, будет снижена доля автотранспорта в грузовых перевозках до 85% за счёт повышения роли морского и ж/д транспорта. Кроме того, на грузовую доставку распространился и рассмотренный выше антипробочный налог. Плюс ведётся расширение городской программы доставки для бизнеса в нерабочее время (с 19 до 06 утра) — к 2021 г. число включённых в неё городских зон увеличили втрое до 1500. После анализа объёмов, мест концентрации и грузопотоков была также оптимизирована разметка и введены дополнительные «грузовые коридоры». 

Между тем, существенную долю в грузовом трафике занимает перевозка мусора. Ежедневно ньюйоркцы выбрасывают порядка 12 тыс. тонн мусора (и это ещё с учётом популярности программы по сбору одежды re-fashionNYC и онлайн-платформы donateNYС). Перерабатывалось из них 17%, сжигалось 10% и оставшиеся 73% отправлялись на полигоны ТБО (можно сравнить с Южной Кореей, где соотношение обратное, я писал во втором материале о Сеуле). В ноябре 2019 г. после долгих исследований был принят закон о разделении города на 20 зон для сбора коммерческих отходов (за его уборку, в отличие от бытового мусора жителей, муниципальный департамент санитарии/DSNY не отвечает). Каждую зону стали обслуживать лишь 3 сервисные компании, определяемые на конкурсной основе. Ещё пять общегородских контрактов раздаются на вывоз мусора из контейнеров и компакторов. Ранее этим занималось более 90 компаний, что создавало хаос, а город чище не делало. По замыслу, упорядочивание рынка вывоза коммерческого мусора снизит объём соответствующего грузового трафика до 50%


И ещё пара слов о причинах пробок в Нью-Йорке (кстати, из-за локдауна в последнем «пробочном» отчёте INRIX он опустился с 3 на 5 место, ниже Москвы). Из головы у меня не выходит разговор двух профессоров, моего европейского «научника» и американского. Один пригласил второго обсудить совместный проект за ужином, предложив встретиться через пару часов в ресторане его отеля:
— Нет, через два часа не успеем, давайте через три. 
— Так может на метро, уложимся за час?
— На метро? Вы что, только на такси!
Последнее было сказано с таким оскорблённым выражением лица, что мне стало обидно за человека— как же, целый профессор и в метро. 

Чтобы закрыть тему авто — пара слов и о соблюдении ПДД. Так как в Нью-Йорке очень частая уличная сетка, а на каждом перекрёстке светофор – ожиданием своего цвета никто не заморачивается, особенно в Uptown, где движение не такое интенсивное как в деловом Downtown и туристическом Midtown. Это относится как к пешеходам, так и к водителям. Понять их можно — чтобы пройти, скажем, от 102 на север до 168 улицы (не более 5 км), необходимо простоять по полминуты на каждом перекрёстке – это уже получается лишних полчаса (плюс-минус, конечно, в зависимости от вашей удачи попадать всё время на красный). Как нам объясняли, именно такое отношение к светофорам является основной причиной ДТП и человеческих жертв в NYC. И положение только ухудшается – теперь появились еще и электровелосипеды, владельцы которых носятся по встречной обочине, будь как здоров.



Защита от стихийных бедствий, Sandy-effect


Нью-Йорк, будучи расположенным практически на самом побережье, подвержен усиленному риску со стороны атлантических циклонов, приводящим иногда к сильным наводнениям и ураганам. «Серая» (бетонная, искусственная) инфраструктура уже не справляется с растущим объёмом осадков, муниципалитет в середине 2000-х гг. начал восстановление водосборного потенциала «зелёной», естественной инфраструктуры. Открываются небольшие районные парки, высажено 1 млн деревьев, восстанавливаются болота и острова с густой растительностью, инфраструктура и общественные пространства проектируются для потенциального сбора и удержания воды. На улицах делают «зелёные островки» для удерживания воды почвой, этим же целям частично служат начавшиеся появляться community gardens, действует городская программа «зелёных», «голубых» (покрытие галькой и другими водозадерживающими материалами) и «белых» крыш (покраска в белый цвет для снижения температуры). 

Это вполне помогает справляться с последствиями циклонов средней руки. Зимой за уборку снега на городских улицах отвечает департамент санитарии DSNY (бывает редко, но каждый раз заставая всех врасплох), а за расчистку тротуаров — сами жители, причём с довольно чувствительными штрафами за несвоевременную уборку снега. 

Тем не менее, от катастрофических ураганов уровня «Сэнди» 2012 г. спастись трудно. Ущерб от него оценивается в $19 млрд, было повреждено или разрушено 305 тыс. домов. Ураган стал отрезвляющим фактором и началом масштабной муниципальной программы укрепления береговой линии Манхэттена. Сейчас реализуется его часть, проект The Dryline или East Side Coastal Resiliency Project (ESCR). Он назван по аналогии с The Highline, который, кстати, тоже создавался из расчёта увеличения абсорбционной ёмкости, для чего было высажено множество растений и кустарников. В рамках же проекта ESCR/The Dryline предполагается поднять береговую линию East River на протяжении практически 4 км на высоту от 2,4 до 3 м. Над противопаводковыми стенами и барьерами будет разбит линейный парк, высажены 2000 деревьев, размещены различные спортивные объекты и общественные пространства, которые смогут играть роль водосборных бассейнов. 


«Зелёные» островки, «белые» и «серые» крыши. Зоны затопления в случае катастрофического урагана и примеры проектов укрепления береговой линии. Источник: PlaNYC 2030

Проект ESCR на $1,5 млрд планируют закончить к 2025 г., а проект укрепления береговой линии всего нижнего Манхэттена оценивается в $20 млрд. Продолжением ESCR станет более амбициозный проект строительства защитного барьера вокруг финансового округа в Downtown, который, будучи самой низкой точкой острова, наиболее сильно пострадал от наводнения во время «Сэнди». В рамках проекта стоимостью $5-7 млрд предполагается создание многоуровневой набережной с выносом береговой линии вглубь реки до 60 м, её верхняя точка будет поднята на 5,4 м от нынешнего уровня. Вдоль части набережных нижнего Манхэттена также будет обновлена инфраструктура, которая в случае наводнения сможет быстро трансформироваться в барьерные линии. Помощь в укреплении протяжённых береговых линий других районов Нью-Йорка муниципалитету также оказывает Инженерный корпус армии США (согласно стратегическому плану OneNYC 2050, это Квинс, Статен-Айленд и полуостров Рокавей). 

Но как ни укрепляй «точечно» Манхэттен, береговая линия по всем пяти городским округам превышает 830 км. При этом значительная её часть располагается очень низко, менее 1 м над уровнем моря, в итоге в зоне возможного затопления проживает до 800 тыс. человек. Поэтому прогнозируемое повышение уровня мирового океана на 0,6 м к середине века не оставляет иного выбора для местных жителей как переселение вглубь и выше. В итоге и сам Манхэттен может потерять привычный нам вид, а такие низкие участки как Downtown могут превратиться в подобие Венеции с мостами между небоскрёбами. Предлагаются и совсем радикальные проекты вроде перекрытия всего нью-йоркского залива дамбой, как сделано в Нидерландах или у нас для защиты Санкт-Петербурга от ветрового нагона с Балтики. Но даже предварительные оценки стоимости его создания в $200 млрд убивают у политиков малейшее желание его обсуждать. 

Зонирование, «торговля воздухом» и небоскрёбы-свечки

 

▍ Как небоскрёбы привели к появлению первой в США системы зонирования


Изобретение безопасных лифтов и начало использования стальных несущих каркасов зданий, вкупе с высокой стоимостью земли, предопределили начало эры небоскрёбов, первым из которых принято считать Home Insurance Building, построенный в Чикаго в 1885 г. (10 этажей). Нью-Йорк не заставил себя ждать (World Building, 1890 г., 20 этажей). И до 1916 г., когда строительный бум заставил очнуться муниципальные власти, в городе появилось уже более 40 зданий от 20 этажей и выше. Но триггером скорее стало не это, а строительство в 1915 г. Equitable Building — здание было не только высоким (40 этажей, 163 м), но и очень широким по тем временам (~ 50 на 95 м). Отбрасываемая этим монстром тень площадью в 3 Га затеняла целые кварталы Нижнего Манхэттена, значительно снизив стоимость окружающей недвижимости. 

Между тем, за чистое небо и солнце над головой ньюйоркцев к тому времени уже несколько десятилетий сражалось Муниципальное художественное общество Нью-Йорка (MAS). Именно эта группа влиятельных профессионалов не только стояла у истоков создания единой транспортной системы Манхэттена, но и разработала первые в США правила зонирования застройки в 1916 г. Zoning Resolution ввели ограничение высотности в зависимости от зоны, а для зданий свыше 30 м — правило «отступов» от улиц по высоте (setback), чтобы максимально открыть их солнцу (инсоляция) и облегчить движение воздушных масс. Для коммерческих зон сделали исключение, сняв ограничения по высоте для зданий, чья площадь основания не превышала 25% от площади всего застраиваемого участка. В результате поступенчатый рост этажности небоскрёбов, обретший в творчестве Хью Ферриса монументальность и непередаваемую чёрно-белую эстетику, стал стандартом «золотого» века (кстати, «сталинские высотки» в Москве построены в том же стиле). 

Тень, отбрасываемая гигантом Empire State Building (размеры между 30 и 80 этажами 56,4 х 40,9 м) 1931 г. постройки, ставшим каноном «золотой» эры. У Equitable Building, построенного до принятия правил зонирования, она была в 2 раза шире

Начавшись с 12 страниц сегодня NYC Zoning Code, насчитывает их около 1500. Он детально описывает, что можно строить и размещать в той или иной зоне (жилая/коммерческая/производственная), их смешанное использование не допускается. В начала XX в. это было логичным и оправданным решением — жилые кварталы нужно было отделить от гомона и суеты коммерческих, ограничив в них промышленную и частную производственную деятельность (эмигрантский Нью-Йорк того времени был славен своими «потогонными цехами»). И зонирование до сих пор вполне сносно работает для плотной городской застройки. Широкое распространение получили mixed buildings, особенно в центральных коммерческих кварталах с максимально допустимой этажностью (FAR 15), где над коммерческими площадями строятся жилые этажи и допускается размещение различных социальных объектов. Кроме того, часто допускается наложение коммерческих зон на жилые с размещением на первых этажах зданий ритейла и сервисов — без батона с кефиром вас точно не оставят. 

Кстати, 1916 Zoning Resolution творчески скопировала Япония в 1919 г., но уже со смешанным использование (mixed-use, см. материал о Токайдо). Перегибы же американской системы зонирования связаны с ипотечным и автомобильным бумом после второй мировой, вызвавшим безудержный рост одноэтажных пригородов с типовыми домами на одну семью (Brookhaven, один из таких пригородов Нью-Йорка на Лонг-Айленде, к примеру, насчитывает полмиллиона жителей, разбросанных по территории 650 км2). Поэтому сегодня все копья вокруг зонирования и отсутствия смешанного использования (mixed-use) в США в основном бьются именно по вопросу upzoning — разрешения там строить многоквартирное жильё.

Небоскрёбы «золотой эры» первой половины XX в., с поступенчатым ростом высоты, собственной эстетикой и паровым отоплением, сменили безликие стеклянные «коробки»

▍ «Золотая эра» уступает место прагматизму «торговцев воздухом»


Конец «золотой эры» небоскрёбов со ступенчатой эстетикой 1930-х гг. пришёл в 1961 г., когда после пары десятилетий обсуждений, для регулирования плотности застройки в Нью-Йорке ввели новую концепцию Floor Area Ration (FAR) — соотношение поэтажной площади здания к площади его основания. Зона FAR 10 (R10, согласно NYC Planning), к примеру, означает, что девелопер может застроить отведённый участок в 10 раз большей площадью в любой конфигурации (10 этажей на всей площади/20 на половине/40 на четверти). Новый закон также ввёл «стимулирующее зонирование» или upzonings. Оно разрешало девелоперам повышать FAR и надстраивать этажи за счёт участия в муниципальной программе доступного жилья (Inclusionary Housing Program, IHP) и строительства различных общественных объектов. Ими могли быть входы в метро, площади перед зданиями или небольшие скверы, но на практике доминировать стали парковки (на дворе «золотые» 60-е и послевоенный автомобильный бум — если в 1916 г. в США было 3,3 млн авто, то в 1961 г. уже 63 млн). Олицетворением новых веяний и моделью для небоскрёбов всей второй половины XX в. стал General Motors Building (1968), узкая «свечка» из стекла и бетона без малейшего намёка на прежние архитектурные излишества.

Кроме того, в 1968 г. девелоперам разрешили передачу прав на застройку (Transferable Development Rights, TDR), более известных как «права на воздух». Рыночный механизм позволяет застройщикам покупать неиспользуемое воздушное пространство над соседними зданиями, добавляя его к своему участку. Фокус в том, что соседними считаются не только участки, имеющие с застраиваемым общую границу от 3 м, но и следующие, имеющие общую границу уже с соседним участком. Это сильно размывает ограничения зон максимальной этажности, позволяя девелоперам набирать у цепочки соседей нужную себе этажность. У исторических зданий есть прерогатива — они могут передавать своё «право на воздух» не только через дорогу, не имея общих границ, но и вообще в пределах нескольких кварталов вокруг (особенно режет глаз, когда небоскрёбы строятся впритык к католическим соборам). Ещё больше гибкости у театров Бродвея — эти вообще могут «торговать воздухом» в пределах всего театрального квартала, между 40 и 57 улицами и между 6 и 8 авеню. Он был создан в 1998 г., став одним из десяти городских Special Districts, образуемых для развития территории/сохранения исторического наследия путём введения специальных режимов передачи TDRs в их границах (одни из последних — небезызвестные West Chelsea с линейным парком The High Line и Hudson Yards).

46-метровая Vessel стала визитной карточкой проекта реконструкции Hudson Yards

Именно театральные вольности Бродвея во много определили строительный бум в Midtown и буйство жизни в районе Times Square/42-й улицы, они же частично объясняют совершенно новый феномен последних лет — появление сверхвысоких жилых небоскрёбов. Такие «свечки» ряда миллиардеров из роскошных и умопомрачительно дорогих (пентхаусы по $95 млн и выше) небоскрёбов у южного края Центрального парка вроде 432 Park Avenue имеют нетипичное большое отношение высоты к ширине основания 15:1 (ширина квадратного основания всего 30 м при высоте 425,5 м). И это не предел, у проекта 111 West 57th Street это соотношение вообще 24:1 (основание лишь 18 м при высоте в 435 м). Кстати, одним из 100 планируемых сегодня к строительству таких сверхвысоток станет 262 Fifth Avenue — совместный проект российского архитектурного бюро «Меганом» и SLCE Architects, строительство которого после долгих согласований недавно началось. Девелоперам приходится идти на многие уступки, а также порой десятилетиями вести переговоры с соседями для набора необходимых FARs для своих «карандашей», но результаты видимо того стоят. К примеру, застройщик проекта 111 West 57th Street пожертвовал муниципалитету $9 млн, получив за это разрешение надстроить 1858 м2 площади (+ 5 этажей).

Тем не менее, каждый из таких «карандашей» воспринимается ньюйоркцами не иначе как «средний палец» живущих там миллиардеров всем остальным жителям города. Число сверхбогатых на планете с капиталом от $30 млн оценивается в 250 тыс. человек, треть из них проживают в США, из них — значительная часть именно в Нью-Йорке (по оценкам 2015 г. в городе жило 1 млн долларовых миллионеров и 85 миллиардеров). При этом упомянутое выше Муниципальное художественное общество Нью-Йорка (MAS) справедливо связывает бум строительства сверхвысоких жилых небоскрёбов с превращением роскошных апартаментов в новый вид мировой ликвидности. Поэтому оно выступает категорически против их строительства, призывая муниципальные власти к более пристальному надзору за лоббистской деятельностью девелоперов (см. отчёт Accidental Skyline 2017). Кстати, «богатые тоже плачут» — The Guardian, к примеру, приводит слова одной из жительниц 432 Park Avenue с фамилией Абрамович, видимо распространённой в среде сверхбогатых жителей планеты. Жильцы судятся с застройщиком из-за проблем с водоснабжением, звукоизоляцией, работой лифтов, раскачиванием при сильном ветре и т.д. 

Строящиеся жилые небоскрёбы-карандаши «ряда миллиардеров» выглядят неестественно высокими даже для повидавших многое ньюйоркцев

Между тем, именно с небоскрёбами связано сохранение в Нью-Йорке такого атавизма, как система парового отопления (на улицах встречаются её огороженные пластиковые бело-оранжевые трубы, из которых валит пар). В 1880-х гг. это казалось элегантным решением, наряду с появлением мощных водяных насосов, сделавших жизнь на высоте сначала нескольких десятков, а потом и сотен метров, не только возможной, но и комфортной. Сегодня, естественно, горячее водоснабжение для отопления зданий предпочтительнее, оно просто более эффективно и безопаснее (из-за разрывов труб случаются неприятные инциденты с человеческими жертвами, всё-таки температура перегретого пара достигает 240°С). 

Как такового центрального теплоснабжения в городе нет, каждое крупное здание имеет собственные бойлеры (Con Edison поставляет для них газ). А до запрета 2015 г. около 10 тыс. зданий, включая 415 школ (треть), вообще использовали для этого топочный мазут — самый грязный вид топлива (муниципалитет уже начал проводить политику поэтапного перевода всех на более экологичные виды топлива). В результате не на транспорт, а на здания приходилось до 75% выбросов парниковых газов и до 86% выбросов сажи всего Нью-Йорка (и это с учётом грузового и пассажирского порта — океанские контейнеровозы на мазуте чадят тоже будь здоров). В итоге паровое отопление на этом фоне выглядело довольно щадящим решением. Плюс монополисту Con Edison оно просто выгодно — фактически это побочный продукт при выработке электричества. Поэтому до сих пор паром отапливается более 1500 старых зданий нижнего и центрального Манхэттена, включая все знаковые небоскрёбы типа Empire State или Chrysler Building. 


На этом я заканчиваю рассказ о Нью-Йорке, городе контрастов. За прошлый век он прошёл через многое, чуть было не став банкротом в роковые 1970-е, но смог отскочить назад, стоя буквально на краю пропасти. Пережил атаку 9.11, ураган «Сэнди», а за счёт самой высокой плотности населения больше всех в США пострадал и от пандемии. Последнее, кстати, стало настоящим вызовом для города, в одном ряду с критической необходимостью обновления транспортной инфраструктуры (больше века старушке) и защитой от стихийных бедствий. Трудно предсказать, как он будет развиваться дальше, уж очень много неизвестных. Одно можно сказать точно — для многих он был, есть и будет олицетворением США. 

Ну а впереди нас ждёт Детройт, мировая столица моторов в прошлом и законодатель мод советской индустриализации, родина американского среднего класса и эпицентр борьбы за гражданские права чернокожего населения. Теперь — это умирающий город, борющийся с последствиями крупнейшего в истории США муниципального дефолта. Но он заслуживает отдельного материала, история его не менее драматична и показательна. Stay tuned!

Комментарии (61)


  1. tvr
    03.02.2022 12:45
    +2

    Как всегда, шикарная статья, спасибо!


    1. Zalechi
      04.02.2022 13:32
      -5

      Отвратительный стиль автора и оформление статьи. Материал хороший.


      1. tvr
        04.02.2022 19:38
        +1

        Вкус, цвет, запах, фломастеры.
        Мне вот помнится, что лучше всего пахли и рисовали фломастеры, которые я «Шипром» заправлял.


  1. Skateman
    03.02.2022 13:18
    +1

    Замечательное исследование! Интересно и ссылок много! Чтиво на целый день! Спасибо за работу!


  1. cadovvl
    03.02.2022 13:31
    +9

    где 70% жителей – иммигранты

    тут должна быть шутка, что все жители Нью-Йорка - иммигранты, коренные - они в резервациях живут, не в Нью-Йорке.


    1. SergioMalecci Автор
      03.02.2022 23:20
      +1

      Не, попадаются, конечно, и там. Но в целом, чем западнее - тем их больше, конечно, факт


  1. stanislavskijvlad
    03.02.2022 13:32
    +8

    Будущее: живёшь в Автово, встречаешься с девушкой из Мурино. Родные: "Are you getting of mind ??" ))


    1. DMGarikk
      03.02.2022 13:43
      +3

      различие в менталитетах и уровне жизни между районами города и в Москве существует, но в РФ исторически не было принято различать престижные и непристижные районы. (хотя в моём городе, в подмосковье, в объявлениях куплю/сниму квартиру в 90е было написано р-ны ____,____ и ____ не предлагать… и как раз по причине 'неблагополучности"

      так что это смешно только наполовину… потому что близко к правде


      1. Goupil
        04.02.2022 15:44
        +1

        В России или все перемешано - благополучная семья этажом выше наркоманов, или четкое разделение - в одном месте элитный поселок, где фонтанчики, дорогущие машины, безопасно, и на отдалении от него рабочие окраины, где ларьки напоминают дзоты, а снег каждое утро бурый то от грязи то от крови ночных драк.

        В США же это очень хорошо чувствуется, что границы социального класса невидимые, но вполне существующие. Стоит перейти улицу - и все кардинально меняется. Причем переход абсолютно свободный, нет ни заборов ни охраны - я без всяких сложностей проходил как на кампусы университетов, где благополучная бело-азиатская публика бегала пробежки, так и в плохие районы, где как тени шатались странные, похоже обдолбанные, преимущественно афро-американские, личности с капюшонами (hoods), надвинутыми на остекленевшие глаза.

        В Сан-Франциско меня поразил небедный гольф-клуб, кстати все-таки огороженный забором, и прямо вплотную к нему покинутая (может на день) колония бомжей.


      1. madTomato
        04.02.2022 17:49

        В каждом городе тебе могут сказать за районы с высокой криминогенной обстановкой. Условно, на Маяк/Шанхай/CITY-NAME ДВА не ед, там преступность, плохой район, экология, маргиналы - тысяча причин почему туда не надо.


    1. SergioMalecci Автор
      03.02.2022 23:19

      Не, у нас не дойдёт до такого! Особенно в Питере) Я, кстати, в Кузьмоловском прописан


      1. Boris_92
        04.02.2022 11:27

        Почему не дойдет? Уже есть районы которые отличаются в ценниках за квадрат ощутимо(к примеру Беговая и Мурино). Есть районы которые заселяют мигранты. Пройдет лет 20-30 и будет вполне зонированный по социальным слоям город.


        1. Matshishkapeu
          05.02.2022 23:59

          Не будет. Не до такой степени. В России в хорошем ли районе или в плохом люди покупают и снимают за свои деньги по современным расценкам. В том же НЙ - все кто не миллионер живут в rent-stabilized жилье, аренду на которое передают поколениями в одной семье, потому что ее не могут поднять. Не могут выселить без неуплаты и суда. Но позволить себе перезаключить контракт на современных условиях даже работающие люди также не могут. В итоге та самая абсолютная немобильность. У меня знакомые жили на Washington Heights ( тот самый Аптаун, который в статье описан как нищета, хотя по факту вполне ничотак). Так вот они жили в квартире снятой в 90-х до середины 2010-х. Им за перезд предлагали прилично денег (чтобы потом пересдать их квартиру по рыночной цене). В итоге они переехали только когда покидали НЙ. Суть истории была в том, что снимать эту же квартиру по рыночным ценам семья из 2 человек где оба работали на федеральное ведомство они едва ли могли. Так что пока в стране нет социального жилья - классические гетто не возникнут. Будут районы по хуже и получше. Но самого жесткого трешака не случится пока люди живут на свои.


    1. Earthsea
      04.02.2022 11:33

      Будущее: живёшь в Автово, встречаешься с девушкой из Мурино. Родные: "Are you getting of mind ??" ))

      Автово лет 40 назад тоже считалось так себе районом непонятно где, чем-то типа Мурино.

      Так что будущее выглядит как-то так: живешь в Мурино, встречаешься с девушкой из Касимово. Родные: "Are you getting of mind ??" ))


  1. Uris
    03.02.2022 13:43
    +3

    Был в NY лет десять назад. Очень удивлялся, как все это нагромождение всего всего и в стесненных условиях работает и не рушится. Теперь стало немного понятнее. Автор молодец. Прочитал с удовольствием. Что касается метро, это просто жесть. Метро в яблоке не для слабаков…


  1. rudojroman33
    03.02.2022 13:47

    Разрыв, круто, спасибо за такйю интересную статью!


  1. RigelNM
    03.02.2022 15:06
    +1

    чрезмерное полагание на внешних консультантов

    Типичный признак серьезной коррупции в госструктуре.


    1. DMGarikk
      03.02.2022 16:08
      +1

      ну такое кстати
      тут можно завести стандартную менеджерскую нудятину по поводу того что держать в штате госконторы собственных консультантов по любому вопросу — это тоже не есть хорошо.

      госаппарат в принципе не особо эффективен нигде в мире из-за сложности надзора и от того что деваться им некуда.


      1. RigelNM
        03.02.2022 18:07

        А, ну я из статьи понял что "внешний консультант" - это из другого города/штата. В наших палестинах именно так и делают. Свои могут быть и с коллегами знакомы или уже у кого быть на кормушке.


        1. SergioMalecci Автор
          03.02.2022 23:23
          +1

          Внешние, имелось ввиду, внештатные/частные - не только Big Four, но и рангом пониже - технологический, управленческий консалтинг и пр.


    1. Ubudragon
      03.02.2022 23:21

      современная коррупция от туда родом!


  1. NumLock
    03.02.2022 17:06
    -2

    Я до учёбы тоже как-то не задумывался, почему официальная карта Нью-Йорка от MTA заканчивается как обрезанная на Гудзоне (Hudson river). Хотя там, за рекой, уже в штате Нью-Джерси, живут ещё несколько млн ньюйоркцев, которые также каждый день едут на работу в Сити, как и жители Бруклина или Бронкса. Просто тех, кто живёт по эту сторону реки, с детства воспитывают в духе – там за рекой живут черти. А уж если тебя угораздило найти девушку из Джерси, то безнадёжный крик «Are you getting out of mind?!» будет самым нейтральным возмущением чувств твоих родных.

    Автор тупит или статья открытая пропаганда?
    Во первых другой штат со своим бюджетом. Во вторых, есть NJ PATH на который можно пересесть прямо из метро. И кати в Джерси-Сити если душа желает. Часть финансового сектора туда давно перебралась. Фобии от том где человек проживает полная чушь.

    Чтобы закрыть тему авто — пара слов и о соблюдении ПДД. Так как в Нью-Йорке очень частая уличная сетка, а на каждом перекрёстке светофор – ожиданием своего цвета никто не заморачивается, особенно в Uptown, где движение не такое интенсивное как в деловом Downtown и туристическом Midtown. Это относится как к пешеходам, так и к водителям. Понять их можно — чтобы пройти, скажем, от 102 на север до 168 улицы (не более 5 км), необходимо простоять по полминуты на каждом перекрёстке – это уже получается лишних полчаса (плюс-минус, конечно, в зависимости от вашей удачи попадать всё время на красный). Как нам объясняли, именно такое отношение к светофорам является основной причиной ДТП и человеческих жертв в NYC.

    Ну так соблюдаются ПДД или нет?

    Попробую ответить за автора. Сейчас город кишит спид камерами и камерами на красный свет. Плюс полицейские камеры на каждом перекрёстке. Мигранты народ наглый и за рулём ведут себя агрессивно. Однако, правила соблюдают.


    1. tommyangelo27
      03.02.2022 18:27
      +4

      Про Нью-Джерси это ж вроде достаточно старый стереотип. Даже какие-то тв-шоу были, обыгрывавшие тему молодёжи из NJ - специфический акцент, специфическое поведение, наглое.

      Мои коллеги 35+ вполне себе шутили на тему "Он из Джерси" про ПМа.


      1. SergioMalecci Автор
        04.02.2022 00:56

        Откуда там Тони Сопрано-то был? ;)


    1. kost
      04.02.2022 00:41
      +1

      Про пешеходов же абзац — никто не стоит на красный свет.


    1. SergioMalecci Автор
      04.02.2022 00:56
      +3

      Вы не грубите сразу-то. Если найдёте общую карту транспортных маршрутов в рамках tri-state area, сниму перед вами шляпу

      Не в машинах дело, в пешеходах


  1. stanislavskijvlad
    03.02.2022 18:11

    Очень хочется знать, есть ли там кирпичные здания, какой высоты. А есть ли современный классицизм "под старину", или викторианская, романская архитектура. Какой процент панелек, монолитных зданий. А на какой почве здания строят. Больше архитектуры. Старой и современной )


    1. SergioMalecci Автор
      04.02.2022 01:23

      Так все небоскребы классической эпохи арт-деко кирпичные, облицованы только известняком и со стальными каркасами. Тот же Empire State или Crysler


    1. Yu-Ree
      04.02.2022 17:50

      У вас в паре мест почему-то Коннектикут оказался на северо-западе от НЙ.

      И еще хотелось бы почитать как вычистили метро в 1980-ые, ибо до этого там бы прямо ужас-ужас.


  1. RigelNM
    03.02.2022 18:14

    Про бюджет либо недораскрыли либо не понятно почему так не делают. У нас при строительстве нужно занести в инфраструктурные фонды - обеспечение коммуникаций, дорог, дет. садов, школ и т.д. в этом районе. И сумма зависит от масштабности строительства, а если новое здание превышает лимиты района (требуются доп. школы, проведение доп. коммуникаций), то взносы вырастают в разы.

    Учитывая какие небоскребы там бахают, то думаю муниципалитет мог бы брать по 2-5 млрд с каждой стройки.


    1. Zalechi
      04.02.2022 13:39

      Автор вообще ничего не написал про бюджет. Целый абзац он посветил доле долга в бюджете, а подитоживая пишет: "буджет мы обсудили, поехали дальше.."


      1. RigelNM
        04.02.2022 13:47

        Ну как же, он написал про дефицит, что часть бюджета это федеральный долг, то есть затронул тему пополнения бюджета, но недораскрыл. А это в свете всего изложенного очень интересно.

        Ну и косвенно в теме строительства автор затрагивает, каким образом застройщики всё-таки вносят вклад в бюджет. Но этот вклад является по сути добровольным - если не хочешь получить плюшки не плати, у нас же - плати если хочешь строить и нагружать инфраструктуру.


        1. Zalechi
          04.02.2022 13:57

          Видимо у нас разные представления об этом понятии и стиле подачи автора)


  1. victor_1212
    03.02.2022 19:40
    +5

    > Манхэттен — самый известный, но не единственный округ Нью-Йорка, есть ещё четыре (Бронкс, Кингс, Квинс и Ричмонд). В узком смысле они и образуют город New York City (NYC) с населением около 8,8 млн человек.

    Небольшое замечание - обычно говорят "New York City is composed of five boroughs: The Bronx, Brooklyn, Manhattan, Queens, Staten Island."

    Потому как counties (все 62 = 5+57) вообще говоря входят в структуру штата, а не города, тогда как borough - типа часть города


    1. SergioMalecci Автор
      04.02.2022 01:29

      Да, от Лондона boroughs пошли


  1. victor_1212
    03.02.2022 20:00

    > Непрерывная городская ткань пронзает территорию 11 штатов северо-востока США, растянувшись вдоль побережья Атлантики от Бостона до Вашингтона

    нет там никакой непрерывной городской ткани, подавляющее большинство застройки - 1 и 2х этажные дома, дороги, и пр. инфраструктура общая конечно, но сплошной застройки не наблюдается, парки, леса и пр. в достаточном количестве, выглядит скорее как Прибалтика, скажем окрестности Риги

    ps

    таки любопытно читать про места где пол жизни прошло :)


    1. SergioMalecci Автор
      04.02.2022 01:28
      +2

      Я имел ввиду урбанизированную территорию, когда из одного пригорода въезжаешь в другой и т.д. Север Италии или федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия


      1. victor_1212
        04.02.2022 03:43
        +1

        > Я имел ввиду урбанизированную территорию, когда из одного пригорода въезжаешь в другой

        понимаю, в us это скорее suburban, urban areas = core areas of cities,

        дело в том, что вы можете вероятно сами поехать посмотреть, а у читателей типа создается не совсем правильное представление о "городской ткани", на самом деле это скорее один большой пригород (suburban) с развитой инфраструктурой, и типом застройки мало похожим на городской

        ps

        в целом статья вполне нормальная, если хотите типа улучшить - напишите например, что собственно держит людей в NY, кроме привычки, это один из интересных моментов, но требует понимания :)


      1. JediPhilosopher
        04.02.2022 15:08
        +1

        Впервые побывав на севере Италии, помню, испытал некий шок, когда мы часа три ехали на машине, и все это время непрерывно по городской территории - вокруг дома, перекрестки, светофоры, магазинчики, люди на тротуарах, и так три часа подряд непрерывно.

        После этого понял тот шок, который наоборот испытвают европейцы, когда ездят на нашем поезде Москва-Владивосток, где можно за сутки вообще никакого жилья не увидеть, только леса-поля. Для них это, наверное, еще более непривычно.


        1. Goupil
          04.02.2022 16:03

          Я в Израиле жил какое-то время на севере в горах. По меркам Израиля - захолустье, деревни, кибуцы, относительно низкая плотность населения. Но по ночам вся окрестности светится как новогодние гирлянды - дороги, дома.

          Для нас, жителей европейской части России, таким же шоком является Сибирь и ДВ. Между Новосибом и Красноярком 700 км тайги. Для них это не расстояние. Для них когда за дорогой у дома начинается тайга в сотню километров с медведями это тоже в порядке обычного.

          Мы начали забывать каково это когда человека мало.


        1. Yu-Ree
          04.02.2022 20:07

          Мне батя рассказывал, как к ним в компанию приезжал в командировку итальянец. Дело было в начале нулевых, город не очень далеко от Москвы, из Москвы до города либо на поезде ночь, либо на авто. Решили гостя не пугать ржд-шным сервисом тех времен и забрали из Шереметьево на машине. Итальянец сначала весьма разговорчивый был, но по мере пути чем меньше становилось вокруг дороги домов и чем темнее за окном - тем голос его становился все тише а лицо все беспокойнее. Когда уже поехали какими-то совсем лесами за пределами Московской области, он забился в угол салона и молча ехал остаток пути)))


  1. xael
    03.02.2022 23:12
    +5

    Из статьи: "К примеру, застройщик проекта 111 West 57th Street пожертвовал муниципалитету $9 млн, получив за это разрешение надстроить 1858 м2 площади (+ 5 этажей)."

    Пожертвовал! :D Так вот как это нынче называется...


    1. AlexBaggins
      05.02.2022 22:04

      Это другое!


  1. anton_tereshko
    04.02.2022 01:52
    +2

    Ну не сказал бы я, что пробки большие:) В Москве стоял и дольше (и это не вспоминая репетиции перед 9 мая)

    По поводу жилищного фонда - конечно да, все старье и с ремонтом соответсвующим. Не реально, что-то снять хорошее с нормальным ремонтом в районе 2к даже в Бруклине (ну или вас будут сопровождать кривые полы/скрипящие полы/паровое отопление и так далее. Тут все знакомые говорят, что после переезда из Москвы в NYC случается downgrage в плане жилищных условий).

    Транспорт: когда, в 2016 году появилась возможность оплачивать парковку через приложение, я выслушал столько хейта в сторону США, но мало кто понимал, что платные парковки тут появились более 100 лет назад и это все причесать, структурировать и подключить к системе стоит оочень много денег. Что тут говорить, только года 2 назад появилась опция за метро платить с помощью apple pay/google pay. И вы правы - рабочая сила дорогая, сплошные консультанты (как правило бестолковые) и так далее


  1. balberbro
    04.02.2022 06:24
    +8

    Когда приезжаешь в нью-йорк, видишь небоскребы и куча домов, которые как советские поликлинике сделаны из красного кирпича, который от времени уже округлился и порос мхом, от которых тянет плесенью.

    А вечером, сладкий запах в воздухе (от мусорных мешков, что выставлют на улицу) и просто какое-то нереальное количество мусора под ногами.

    У многих людей слишком романтизированное представление о Нью-Йорке (там намного хуже, чем нам показывают). Москва в этом плане гораздо комфортней и удобней.


    1. Goupil
      04.02.2022 16:15
      +1

      Когда едешь из JFK на авто, то проезжаешь через кладбище. На переднем плане серые могильные плиты, на дальнем - Манхэттен, отмечаешь сходство.

      Сам Нью-Йорк оказался чище чем я ожидал, хотя мусор попадается. Но любят его не за это, а за ощущение центра и столицы мира. Незабываемое ощущение когда в полночь идешь по заполненной и гудящей Times Square, когда в три часа ночи под окнами отеля трафик, а из самих окон виден Chrysler Building, когда заходишь в настоящий чайна-таун из маленькой Италии. У НЮ есть душа, и она не оставляет никого равнодушным, кого-то выбешивает, а кого-то радует. Впрочем жить в НЮ все время я бы не захотел, мне душно в каменных джунглях. Летом там ужасно жарко и душно, а зимой промозгло до костей.

      А Москва это витрина нового режима страны. Золотой и абсолютно бездушный город, у которого когда-то была душа, а теперь ее совсем нет. Вместо нее поражающие богатством пригороды для богатых, уже мертвые остатки былого интеллектуального и технологического величия и бесчисленные патрули силовиков, что отражает новые реалии.


      1. DMGarikk
        04.02.2022 16:55

        Вместо нее поражающие богатством пригороды для богатых, уже мертвые остатки былого интеллектуального и технологического величия и бесчисленные патрули силовиков, что отражает новые реалии.


        помоему вы несколько преувеличиваете

        'пригороды для богатых' — далеко воображение не воображают, они зачастую обескураживают бестолковостью и… я даж незнаю, как назвать то что въезд в крутой коттеджный поселок находится за 10 км от крупного шоссе… и он может быть даже не заасфальтированным… и такое сплошь и рядом.
        я вот к себе домой езжу через поселок который оккупировали богатеи еще с 90х годов… так там даже пешеходных дорожек нет (или едешь на машине или идешь по дороге с авто)… хотя цены на дома там начинаются от 80 млн

        также 'бесконечные патрули силовиков'… (в голове прямо картинки из клюквы советских времен big brother is watching you )… я бесконечные патрули помню с начала нулевых, когда они еще отлавливали людей без регистрации… а когда это дело прикрыли (контроль), то их наличие на улице вообще не заметно… пока я еще не работал удаленно, ездил на работу каждый день… и именно что 'патрули' — попадались очень редко, зачастую в то время когда у них пересменка и они толпой разъезжаются на метро.
        мне кажется вы несколько преувеличиваете 'злой режим' в том смысле что они ходят по улицам и только и думают как кого в КПЗ утащить


        1. Goupil
          04.02.2022 19:27
          +1

          'пригороды для богатых' я видел всякое, шикарное, но преимущественно безвкусное. Ваши словам не противоречат моим словам.

          "то их наличие на улице вообще не заметно " Я сейчас живу в Москве и сравниваю с заграницей, где недавно жил. Контраст очевиден. Причем это не самая спокойная заграница, не сонный тихий европейский город. И я совершенно не говорю про то, что мол они кого-то хватают и тащат. Тащили лет 10-15 назад, а сейчас видимо всех переловилию. Просто ходят. И да, Москва - безопасный город, куда безопаснее чем тот же Нью-Йорк. Витрина.


      1. 0xd34df00d
        04.02.2022 19:52
        +4

        Незабываемое ощущение когда в полночь идешь по заполненной и гудящей Times Square, когда в три часа ночи под окнами отеля трафик, а из самих окон виден Chrysler Building, когда заходишь в настоящий чайна-таун из маленькой Италии.

        Когда ты там живёшь, а в три часа ночи под твоими окнами гудящий трафик, и так ежедневно — это ещё более незабываемо.


        У НЮ есть душа
        А Москва это витрина нового режима страны. Золотой и абсолютно бездушный город, у которого когда-то была душа, а теперь ее совсем нет.

        Ну хз. Москва >> НЙ.


        1. tvr
          04.02.2022 20:48

          О, я ожидал ваши комментарии в этой теме — ибо вы это яблоко пробовали на вкус.
          А может пройдётесь и по другим постулатам статьи?
          Заранее спасибо.


          1. 0xd34df00d
            06.02.2022 03:56
            +3

            А там не так много что можно сказать — довольно много вещей описано на уровне бюрократии и истории, но не на уровне их влияния на жителей Нью-Йорка сегодня. Например, нет ничего про рынок съёма жилья (и как среднему иммигранту придётся продираться сквозь арендодателей, требующих 6-12 месяцев аренды в виде депозита из-за отсутствия американской кредитной и арендаторской истории). Или, например, нет ничего про преступность, влияние plaincloth officers, и их сокращение в 2020-м (но это вообще взрывоопасная тема).


            Ну, да, метро было построено за сотню лет назад. И это видно: в статье не передано, насколько оно душное и невыносимое летом, например. Или, например, мой личный опыт — я за две недели езды в нём застревал два раза.
            При этом NYC — один из пары десятков американских городов, берущих локальный, городской налог на доходы, причём у Нью-Йорка это один из самых высоких налогов — немногим больше 3%. Куда эти деньги идут, совершенно непонятно.


            Хотя нет, понятно. Просто в статье не описано, что коррупция и распил — оно не только в консалтерах, но и в том, что воровство бюджетных денег заведующим по транспорту в городе (или женой Де Блазио в его время мэром) — это, тащем, секрет Полишинеля. Поэтому метро и транспорт в НЙ — дерьмо стоимостью 2.75 бакса за одну поездку, тогда как в некоторых городах в Колорадо он местами вообще бесплатный.


            Ну, да, Hudson yards и The Vessel. Я там даже работал одно время с окнами на этот The Vessel — но это как раз мелочь и не очень важно.


            Антисанитария — значит, большие жирные американские тараканы. Один такой мне как-то залез в штанину джинс на спинке кресла, и, короче, обеспечил мне rude awakening, когда я в полусне эти джинсы натягивал с утра, и там вдруг что-то зашевелилось.


            В Нью-Йорке нет ограничений на звук, и нью-йоркерцы, похоже, очень гордятся превознемоганием, поэтому шумовое загрязнение просто адовое. Мне повезло — моя вторая квартира была такой студией с длинным коридором, поэтому я кинул матрас в коридоре и спал здесь, где X:


            |--o вход o--|
            |            |
            |            |
            |            |
            |  \      /  |
            |   \    /   |
            |    \  /    |
            |     \/     |
            |     /\     |
            |    /  \    |
            |   /    \   o-----------|
            |  /      \              |
            |               сортир   |
            |                        |
            |            o-----------|
            |            |
            |            |-----------
            |                        |
            |                        -
            |                        о
            |                        к
            |  комната               н
            |                        о
            |                        -
            |                        |
            |O                       |
            |----| окно |------------o

            Стоит удовольствие спать в коридоре 3 тыщи баксов в месяц. Но только так можно изолироваться от шума от сирен, гудков и прочего из окон, и от стука в трубах отопления (O слева снизу).


            А, да, отопление. Оно же там котлами топится, как написано в статье, но статья снова упускает, что это значит. А это значит, что с начала и до конца отопительного сезона (с октября до апреля, плюс-минус) трубы стучат. Термическое расширение, хреново обслуживаемые котлы, все дела, поэтому трубы громко и ощутимо стучат. Слышно даже в берушах, если спать в комнате, а не у шконки в коридоре.


            Кстати, за счёт типа-проарендаторских регуляций почти все контракты заключаются на год, поэтому если вдруг выяснится, что в вашем доме тоже трубы стучат, то хрен вы куда из этого дома денетесь. Заранее вам, конечно, про стук никто не скажет. Все дома всегда very well-maintained, конечно!


            К слову, квартира выше, вместе с коридором, имела площадь в объявлении в 700 квадратных футов. На практике, видимо, это вместе с площадью стен, потому что в комнате у меня едва поместился диван, каркас кровати, беговая дорожка и два стола 150×75 см. Для дорожки, которую я купил последней, пришлось серьёзно играть в тетрис. В моей техасской квартире, которуюя снимал за вдвое меньшую сумму, один туалет был по площади больше, чем эта нью-йоркская комната.


            Старый жилищный фонд часто означает отсутствие центрального охлаждения или вообще каких-то кондиционеров, поэтому люди просто покупают кондиционеры, которые засовываются в окно. Шумоизоляции это не помогает. Теплоизоляции — тоже, да и зимой под кондиционер с улицы


            наметает снега


            Климат — ад. Океан рядом, поэтому климат влажный, поэтому летом душно, а зимой пронизывающе. Лично мне в Нью-Йорке 30 градусов жары переносить тяжелее, чем 40 в Остине.


            В моей первой квартире на 10-м этаже, выходившей на Первую Авеню, на окнах за неделю скапливался довольно заметный слой грязи — пыль, частицы шин и прочего. Экология тоже хорошая, короче. На второй квартире на 25-м этаже уже было получше, и слой скапливался скорее за месяц. Виды, кстати,


            интересные


            Чего ещё сказать? Фиг его знает. Такая вот душа у города, короче.


        1. k7paul
          05.02.2022 03:14

          Согласен. Мне Нью-Йорк ни по сравнению с Лондоном не зашёл особо, ни по сравнению с Москвой


        1. Goupil
          05.02.2022 03:29

          "Когда ты там живёшь, а в три часа ночи под твоими окнами гудящий трафик " В Москве то же самое.

          "Ну хз. Москва >> НЙ. "

          На вкус и цвет. Я в Москве прожил всю жизнь кроме последних нескольких лет и довольно таки сильно ее не люблю. Впрочем и в НЮ я жить бы не захотел, в лучшем случае как турист. Не считая центрального парка в городе почти нет зелени, ну кроме попыток озеленения, указанного в статье. Для меня, выросшего у леса, это неприемлимо.

          Ну и цены на жилье.


  1. sim2q
    04.02.2022 07:17
    +2

    Спасибо за рассказ и за фото!

    Ну а впереди нас ждёт Детройт, мировая столица моторов

    А про детройтское техно же будет, правда?:)


  1. Earthsea
    04.02.2022 11:20

    Нью-Йорк часто называют плавильным котлом США

    Называли, лет 20 назад. Теория плавильного котла провалилась. Сейчас говорят, что это салатница, хотя я бы сказал - лоскутное одеяло, где каждый лоскуток - район-диаспора, которая сама по себе и не смешивается с другими.


    1. Goupil
      04.02.2022 16:18

      В США так всегда было. Мигранты приезжают, живут 2-3 поколения компактно, потом уже сплавлятся. Те, кто приехал больше века назад - немцы, итальянцы, евреи, некоторые азиаты, уже почти растеряли свои этнические корни. Нац кварталы живут за счет постоянной подпитки новыми приезжими из оригинальной страны, когда подпитка прекращается нац кварталы и исчезают.


      1. Yu-Ree
        04.02.2022 20:12

        Странно, а на демографической карте США до сих пор можно выделить округа, где большинство потомки например немцев или ирландцев. А например Техас и Калифорния скоро наверняка максимально "латинизируются".


        1. Goupil
          05.02.2022 03:32

          "где большинство потомки например немцев или ирландцев. " И о том что они потомки ирландец или немцев вы можете узнать только по фамилиям и мутным, часто эрзац воспоминаниям о предках. Ни языка ни культуры места исхода.

          "Техас и Калифорния скоро наверняка максимально "латинизируются". " Сюрприз, но эти два штата всегда были такими, это следует из их истории.


  1. buldezir
    04.02.2022 15:42

    "техдолг" есть даже у городов, %username% )

    так что лучше рефакторить раньше чем позже


  1. KimJongUn888
    04.02.2022 17:51

    Нью-Йорк - город контрастов (с)


  1. larics
    04.02.2022 17:51
    +1

    Это одноимённый Нью-Йорк, а также Нью-Джерси через реку Гудзон и Коннектикут к Северо-Западу, отчего агломерация получила название Tri-State Area.

    В то время как Grand Central находится под управлением NYMTA, отправляя пригородные электрички на север и северо-запад — дальше в Коннектикут.

    Может, северо-восток (без заглавных букв)?