image
Komatsu D61i-23, первый автономный бульдозер компании / Equipment World

Японская строительная компания Komatsu, вторая по объёму в мире, в начале 2016 года открывает программу лизинга автоматической строительной техники SmartConstruction. Бульдозеры и экскаваторы, не требующие оператора для работы, автоматически копают и выравнивают землю по заданной программе. В первое время программа будет доступна только в Японии.

Чтобы их компьютерные системы лучше справлялись с задачей, группа из нескольких мультикоптеров, оснащённых лазерными дальномерами, в реальном времени сканируют строительную площадку и строят её детальную трёхмерную карту.

Теперь, вместо того, чтобы продавать строительную технику, компания может сдавать своих строительных роботов в аренду. А вместо водителей экскаваторов и бульдозеров в кабинах, управлять несколькими единицами тяжёлой строительной техники будут несколько операторов, которые в принципе могут находиться в любой точке планеты. Непосредственно на стройке на всякий случай должны присутствовать лишь 1-2 человека, даже не обладающих специальными навыками.

image

Такой инновационный подход к строительству вызван не только нежной любовью японцев к роботам, но и многолетней нехватке кадров в строительном бизнесе, вызванной, не в последнюю очередь, стремительным старением населения. «Нехватка кадров в строительной индустрии может через несколько лет стать критической»,- говорит Мартин Шульц, экономист Исследовательского института Фуджитсу в Токио. А ведь кроме текущих строек, Япония готовится к Олимпиаде 2020 года, на которой никак нельзя ударить в грязь лицом.

Кстати, Япония – не единственная страна, испытывающая нехватку кадров на стройках. Целых 83% американских строительных компаний жалуются на нехватку квалифицированной рабочей силы. Видимо, все стараются стать дантистами или юристами.

image

Komatsu поначалу экспериментировала с автономной техникой, работающей наподобие робомобилей и самостоятельно сканирующей своё окружение. Но, к сожалению, такой подход себя не оправдал – из-за технических сложностей и особенностей компьютерного зрения точность распознавания окружения была слишком низкой. Также предварительно приходилось использовать работников, которые бы вручную строили подробную карту местности, что приводило к ошибкам и неточностям.

image

По словам Чикаши Шайк [Chikashi Shike], директора направления SmartConstruction, при таком подходе погрешность в объёме извлечённого грунта могла доходить до 20-30% от намеченного, при том, что рекогносцировка отнимала в среднем неделю и требовала труда двух человек. С новым подходом и использованием сканирующих мультикоптеров ошибки были снижены до пренебрежимо малых, а сканирование участка занимает 1-2 часа.

Мультикоптеры для программы разрабатывает американский стартап Skycatch. Komatsu в очередном раунде инвестировала в него $25 миллионов, которые будут потрачены на выход на глобальные рынки и исследования с целью разработки новых систем.

Комментарии (14)


  1. fivehouse
    15.10.2015 10:47
    +3

    «Нехватка кадров в строительной индустрии может через несколько лет стать критической» А не пробовали больше платить?


    1. mrblacky
      15.10.2015 12:34
      +1

      Что-то мне кажется, что в Японии не так всё плохо. Плюс, опять же, если платить нужным людям именно большие деньги, автоматизация процесса всё равно будет происходить, но уже по причине желания сократить расходы.


    1. zone19
      15.10.2015 13:04
      +4

      Тупую работу нужно автоматизировать. Выравнивание площадки не относится к тем вещам, где вообще надо думать.


      1. fivehouse
        15.10.2015 13:12
        +1

        Если под площадкой понимать кровать, то, наверное, не надо. А если рельеф неопределенной местности (да еще в гористой Японии), то еще как надо.


        1. zone19
          15.10.2015 13:25
          +2

          Если неопределенный рельеф будет сложным, то на площадке естественно будут работать люди.


      1. urix
        16.10.2015 14:28

        Для этого во всех странах мира есть иммигранты


  1. stalinets
    15.10.2015 13:32
    +2

    А если под землёй проходит кабель, и надо копать очень аккуратно, снимая грунт по 10 см, вдоль кабеля, а увидев предупреждающую ленту — сразу остановиться, автоматический экскаватор справится?
    А если надо не просто копать от забора и до обеда, а, скажем, выкопать траншейку сложного профиля, параллельно выкапывая водоотвод для дренажа набегающей воды и избегая торчащих крупных камней и следя, чтоб не задеть никого из работающих тут же с лопатами людей, он справится?
    А если нет автокрана и надо ковшом поднять за стропы, скажем, бетонную коробку колодца и с точностью до сантиметра установить её на место, синхронизируясь с людьми, ровняющими висящий колодец руками перед установкой, он справится?

    ИМХО пока автоматика может не всё.


    1. joger
      15.10.2015 14:49
      +2

      я конечно понимаю, что мы на гике, а не на хабре, но меня всё равно удивляют такие комментарии. Если программисты предусмотрели все эти возможности, значит они там есть. «Особых» проблем нет ни в одной из «фич»


      1. stalinets
        15.10.2015 15:50

        Я считаю, что сравнительно простые задачи типа начального разравнивания грунта или выкапывания большого котлована условно осуществимы (а вдруг он в поле бомбу времён войны выкопает и не распознает ей как опасность??), но тонкая работа в городе, в окружении существующих коммуникаций и взаимодействие с людьми — это ещё нереально.


        1. KF_NEXUS
          15.10.2015 16:06
          +1

          Да и человек может выкопать и не распознать, но так пострадает техника, а если человек откопает то погибнут люди, выбор мне кажется очевидным.


        1. joger
          15.10.2015 16:10

          Вариант 1: Ставим камеру и с помощью OpenCV и тому подобных распознаём картинку
          Вариант 2: Надёжнее. Добавляем к лидару инструмент сканирующий в глубину(как они там называются?), распознаём картинку.

          В чём принципиальная проблема?

          Ну а с двуногими гуманоидами вообще взаимодейсвовать не надо


    1. GamePad64
      15.10.2015 18:40

      ИМХО, это организационная вещь. Создать машиночитаемый реестр подземных коммуникаций и сделать так, чтобы роботы его понимали.


      1. stalinets
        15.10.2015 19:04
        +1

        Ну я как связист могу сказать, что много где идёт куча незаконных и нигде не отмеченных кабелей. Например, интернет на дачу какому-нибудь депутату или кабели ФСБ, которые тоже часто не находятся в общедоступном кадастре.
        Даже у некоторых провайдеров федерального уровня (!) бОльшая часть кабелей не узаконена, более того — при строительстве сэкономили и положили оптический кабель без металла (броня стеклопластиковыми прутками), в трубе без металлических проволок и почти без маркеров в линии, т.е. отбивка такого кабеля — каждый раз большая проблема. В некоторых случаях когда строят официально согласованную и совершенно законную новую линию (скажем, такое было на границе с Украиной) — приезжают братки на джипах и показывают, где копать, а где не копать, чтобы не задели их топливный бизнес.

        И самое главное — даже самая расчудесная документация не покажет с точностью до сантиметров, где же именно лежит кабель или труба, потому что документация — одно, а как на самом деле пошла штроба или прошёл кабелеукладчик и на какую точно глубину заложили кабель и ленту — не знает вообще никто, даже кто строил.


        1. ankh1989
          16.10.2015 10:15

          Ну значит в России автоматические бульдозеры не приживутся. Делов то.