DISCLAIMER: Данная статья написана в ознакомительных целях и не является руководством к неправомерным действиям или обучающим материалом для сокрытия правонарушений.

В качестве небольшого предисловия…

Каждый из нас пользуется смартфоном. Это просто факт. И каждый из нас замечал, что реклама, которая встречается на просторах интернета, подозрительно часто соответствует поисковым запросам пользователя.

Еще криповее становится, когда реклама начинает появляться после разговора о чем-либо в присутствии мобильного телефона или умной колонки. Естественно, это не случайность.

Дело в том, что любой интернет сервис старательно пылесосит пользовательские данные. Он собирает практически все, что попадает в его лапы: телефоны, электронные почты, ФИО, даты рождения, сведения о гаджетах, программном обеспечении, поисковые запросы, содержимое переписки и данные о перемещениях пользователя.

Зачем? Может быть, все дело в том, что каждый разработчик завербован агентами какой-либо разведки? О, это была и есть отличная теория заговора.

Но все гораздо проще - ДЕНЬГИ!!!

Практически любой интернет сервис зарабатывает за счет рекламы. Разве с вас берут какие-то деньги за регистрацию и использование социальной сети или за скачивание приложений для составления списка покупок?

Чаще всего нет, тем не менее, чтобы поддерживать огромную IT-инфраструктуру, нужны большие средства. Ну и на особняки и личные самолеты Цукербергу тоже)

Теперь к сути…

Но то, что придумали маркетологи может быть использовано и для целей разведки… Опять повеяло теориями заговора)))

На основе данных, которые собираются сервисами и продаются рекламодателям, выстроилась целая новая методика проведения расследований – ADINT. (Созвучно с OSINT)

ADINT (от англ. advertising intelligence) – разведка на основе рекламы.

Знаю-знаю. Сейчас ты, мой любимый читатель, думаешь:

А я тебе сейчас и расскажу:

ADINT позволяет получать частичный портрет пользователя (пол, возраст, город проживания, интересы и т.п.) за счет анализа данных, привязанных к его личному рекламному идентификатору в различных системах.

Однако ключевой особенностью ADINT является возможность отслеживания перемещений пользователя по всему миру, используя для этого возможности геотаргетированной рекламы.

Понятие ADINT было введено в конце 2017 года исследователями Вашингтонского университета.

В ходе практического эксперимента исследователи доказали возможность использования целевой рекламной компании для физического и цифрового наблюдения за объектами, которые используют приложения для смартфонов со встроенной рекламой.

Давайте немного освежим в памяти, какие данные могут собираться для рекламы:

  1. Страницы, на которые вы заходите;

  2. Покупки, которые вы совершаете онлайн;

  3. Ваша геолокация;

  4. Где и какие аккаунты вы создаете или уже имеете;

  5. Многое другое...

Как же отслеживаются данные? Множество способов: сбор файлов куки, активность в социальных сетях, запрос приложениями доступа к геолокации и многое другое.

Но главный вопрос: как получить и воспользоваться этими данными для расследований?

Как ни странно, но все просто - запустить рекламную кампанию.

У нас имеется некая база с контактами (номерами телефонов, адреса электронной почты или вообще MAC-адресами устройств).

Мы загружаем ее в рекламный кабинет, после чего дожидаемся, пока с каждым контактом из нашей базы не будет связан тот или иной рекламный идентификатор. После этого мы можем запустить рекламную кампанию и начать «исследование».

Сейчас вы можете сказать: «Это все общие слова! Как можно получить на основе этого данные о геолокации?»

И я отвечу.

Для отслеживания перемещений пользователя по его рекламному идентификатору нам потребуется запустить рекламную кампанию по списку пользовательских идентификаторов (телефон, почта или MAC-адрес).

Назначив целевую аудиторию, которой будет выводиться та или иная реклама, мы попробуем выбрать конкретные географические зоны, в которых эта реклама будет показываться.

Далее, как только пользователь, использующий рекламный идентификатор, входящий в исследуемую группу, окажется в заданной географической зоне, он получит рекламное уведомление.

А что мы с вами? А мы, в свою очередь, получим уведомление о том, что один из исследуемых пользователей, посетил заданную географическую зону и получил в ней рекламное сообщение.

«Не может же быть всё так легко и доступно! Есть же какие-то подводные камни, о которых ты не договариваешь…»

Конечно, определенные трудности есть, а именно…

Использование ADINT для работы подразумевает наблюдение сразу за большим числом пользователей. Это сделано для того, чтобы помешать неблагонадежным "расследователям" вторгаться в частную жизнь одного человека. Хотя... анализируя «большие данные», можно выделить в них нужного пользователя. Не такая уж там и Бихдата скажу я вам…

Еще одним ограничением для использования методики является наличие опыта в интернет-рекламе (которого у многих расследователей нет), а также официальные (проплаченные) кабинеты у ведущих площадок по сетевой рекламе. А это $$$

Другим, более эффективным способом отслеживания в ADINT может являться запуск баннерной рекламы в мобильных приложениях. По крайней мере, именно этот способ был применен в оригинальном исследовании Вашингтонского университета.

Мобильные приложения позволяют на лету делиться высокоточными данными геолокации, привязываясь к уникальному коду идентификации Google или Facebook. Техника оказалась настолько интересной, что предположительно Израильскими спец службами даже был запилен автоматизированный сервис для подобной слежки. Но это не точно)

Ну а теперь немножко ПРАКТИКИ!

А вы что думали? Я тут теории только накидаю и пруфов не будет? А вот и нет!

ADINT-анализ производился при помощи сервисов Яндекс.Аудитории и Яндекс.Директ. В ходе анализа, в сервис было загружено два файла.

Первый файл «КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА» содержал в себе список из 100 случайных адресов электронной почты.

Второй файл «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА» содержал в себе все тот же список электронных адресов, что и в файле «КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА», но с добавлением исследуемого адреса электронной почты на gmail.com.

Короче говоря, файлы отличались только на 1 адрес электронной почты.

Дальнейшие выводы делались на основе изучения разницы в результатах обработки обоих файлов.

Результаты ADINT-анализа адреса электронной почты в сервисе Яндекс.Аудитории
Результаты ADINT-анализа адреса электронной почты в сервисе Яндекс.Аудитории

ADINT-анализ показал, что: искомая электронная почта имеет один уникальный рекламный идентификатор в экосистеме сервисов, принадлежащих компании Яндекс.

Данный рекламный идентификатор, а следовательно, искомая электронная почта, вероятно, используется в городе Москва, с персонального компьютера.

Предположительным владельцем его может быть мужчина, находящийся в возрастной группе от 35 до 45 лет.

Для установления данных о местоположении владельца электронной почты была запущена целевая рекламная кампания в сервисе Яндекс.Директ.

В качестве аудитории для таргетированной рекламы был выбран список электронных адресов, содержащихся в файле «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА».

В качестве начального географического таргетинга была выбрана зона, имеющая радиус 7,5 км., в которую входили населенные пункты Московской области: Балашиха, Реутов и Железнодорожный.

Настройка географической зоны для таргетированной рекламной кампании 
в сервисе Яндекс.Директ
Настройка географической зоны для таргетированной рекламной кампании в сервисе Яндекс.Директ

Запуск таргета показал, что пользователям, входящим в список «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА», в течение 6 дней в заданной географической зоне рекламные сообщения выводились 17 раз.

В ходе дальнейшего исследования географическая зона выдачи таргета была уменьшена до радиуса в 1 км и расположена в районе ж/д станции «Железнодорожная»

А вот на этом запуске таргет показал, что пользователям, входящим в список «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА», в период 7 дней в заданной географической зоне рекламные сообщения выводились 5 раз.

Выводы! Выводы! Маркетологи профукали все полимеры и разбазаривают наши данные…

В ходе исследования было сделано предположение о том, что владельцем адреса искомой электронной почты может быть мужчина, 35-45 лет, постоянно проживающий на территории Москвы и Московской области. Для доступа к электронной почте он использует персональный компьютер.

В качестве дополнительных категорий сервис Яндекс.Аудитории указал на возможное наличие у указанного пользователя детей.

Запуск таргета по заданной аудитории позволил установить те географические зоны, в которых пользователь мог находиться в течение 2 и более часов подряд.

К ним были отнесены город Балашиха и микрорайон Железнодорожный.

Запуск рекламной кампании через мобильные приложения, с возможностью точной геолокации, не осуществлялся по причине использования исследуемой электронной почты только на персональном компьютере, но как Ты мой любимый читатель уже догадался – это тоже возможно.

См. исследование Вашингтонского университета про которое я уже писал ранее в самом начале статьи.

В заключение отмечу, что искомый адрес электронной почты, применявшийся в исследовании, принадлежал моему коллеге и такое точное попадание по геолокации в сумме с точными попаданиями по возрастной группе и указанием на наличие детей шокировало и его и меня…

Комментарии (24)


  1. RalphMirebs
    09.02.2022 14:57
    +2

    Вы же не полагаете, что у спецслужб меньше возможностей слежки за пользователями? Захотят - найдут. А что ещё хуже могут сделать маркетологи? Тут вопрос лишь в личном отношении к этому, но технологии сбора и накопления всевозможных данных не новость и не шок.


    1. Shaman_RSHU
      09.02.2022 15:40
      +2

      Просто у спецслужб методы в основном менее технические. У маркетологов же меньше возможностей, поэтому они используют больше техники.


    1. aborouhin
      09.02.2022 16:14
      +3

      В российских реалиях да, заинтересованный недоброжелатель скорее купит на чёрном рынке данные сотового оператора, правоохранителей и т.п., а то и проплатит уголовное дело, в рамках которого всё это будет запрошено уже официально. Но представим себе некое гипотетическое государство, где всё вот это на каждом углу даркнета не продаётся и заказные дела за маленькую денежку не возбуждаются (ну ведь есть же такие, ведь правда?.. :) ) Тогда описанные технологии становятся более интересной альтернативой.

      Но даже и у нас. Скажем, я ввиду высоких моральных принципов и обострённого инстинкта самосохранения использовать незаконные каналы получения информации не буду. Но задачку "проверить, что вот гражданин X связан с компанией Y" (при отсутствии формальной афиллированности, естественно) решать иногда приходится. И тут описанные в посте методы вполне себе пригодятся.


  1. rrambo
    09.02.2022 15:02
    +12

    Ты считаешь что вот эти картинки, что напихал в статью — это смешно?


  1. amarao
    09.02.2022 15:12
    +3

    Блокировать трекинг на уровне браузера пробовали? Помогает. Ещё лучше помогает отключение загрузки JS с левых сайтов. И трекинг отключает, и рекламу.


    1. Revertis
      09.02.2022 15:34
      +1

      Только если кто-то пользуется сервисами Яндекса указывая ту почту gmail, то можно отслеживать местоположение по айпишникам. А в остальном вы правы - даже обычный блокировщик рекламы (с включенной блокировкой отслеживающих систем) позволит блокировать такие отслеживания.


      1. amarao
        09.02.2022 15:41
        +1

        Ну вот у меня IP-адрес из NL, даже когда я не в NL.


        1. Revertis
          09.02.2022 15:49
          +2

          И это правильно. Использовать российский интернет без VPN давно стало неправильным и небезопасным.


        1. aborouhin
          09.02.2022 16:16
          +1

          У меня вот тоже. Из-за чего Яндекс по два раза в день заставляет разгадывать капчу, а Авито и кое-кто из государственных сайтов вообще не пускает. Можно, конечно, для них всех делать списки исключений - но в целом надо быть сильно озадаченным собственной приватностью, чтобы терперь подобные неудобства. Таких мало.


          1. amarao
            09.02.2022 16:30

            Если я выключу NL, то у меня образуется CY. В целом, за вычетом требования номера телефона на +7, других проблем я не замечал.


          1. dekeyro
            09.02.2022 17:27

            adblock, отлкюченная геололокация и вырезанный google play. И это все без рута


            1. aborouhin
              09.02.2022 17:39
              +1

              Ну в данном случае проще телефон выбросить :) Т.е. adblock-то, конечно, есть (ну, точнее, energized protection с рутом + Firefox с ublock'ом и уровнем защиты strict), но вот без Гугл Плея ставить и обновлять вручную больше сотни нужных мне приложений (из которых лишь малая часть есть в F-Droid) - увольте. Ну а без геолокации просто выпадает половина функционала смартфона.

              Жизнь такова, что уровень паранойи приходится как-то согласовывать с уровнем удобства :) Тем паче что даже если я возьму с собой кнопочный телефон 20-летней давности, где ни геолокации, ни мобильного интернета вообще нет, - при острой заинтересованности узнать о моих перемещениях это легко делается по данным оператора связи, к каким БС мой телефон подключался. Ну а если заинтересованность в этом будет не столь острая - то целесообразность ради этого подвергать себя лишениям сомнительна.


              1. K36
                10.02.2022 14:03

                по данным оператора связи, к каким БС мой телефон подключался

                В статье данные получены по одному емейлу, не имея номера телефона.


  1. dnisterservis
    09.02.2022 18:04
    -2

    Каждый из нас пользуется смартфоном. Это просто факт.

    Нет.

    Согласно свежим данным StockApps, в июле общее количество людей, пользующихся мобильными телефонами во всём мире, приблизилось к 5,3 миллиардам, или 67% населения мира.


    1. NivER
      10.02.2022 16:40

      Странно, что коммент минусуют. Я вот не пользуюсь смартфоном, у меня Nokia 6303. И знаю ещё несколько человек без смартфонов и с кнопочными телефонами. Соответственно, самонадеянно-безапелляционное утверждение в статье (про "каждого" и про "факт") верным быть никак не может.


  1. qw1
    09.02.2022 19:38

    То есть, для защиты от слежки нужно всего лишь на каждом новом Android-устройстве заводить новый акк с рандомным именем и никому его не палить, а пользуясь сервисами Яндекса, не логиниться в них? Я уже так и делаю.


    1. tuxi
      09.02.2022 20:49
      +2

      Еще надо физически удалить вайфай модуль, на каждый новый телефон ставить новую симкарту нового оператора, не включать блютуз, использовать телефон каждый день в строго разное время с разной частотой и длительностью просмотра сайтов, причем каждый новый день сайты должны быть разные.
      Остальные 100500 требований мы рассмотрим в следующей статье )))


      1. qw1
        09.02.2022 22:14

        Еще надо физически удалить вайфай модуль
        Достаточно настроить какую-то автоматизацию типа приложения Tasker, чтобы выключался WiFi, когда уходишь из дома (из зоны действия местной соты) и включался обратно, когда возвращаешься домой. А вне дома зачем WiFi?


        1. K36
          10.02.2022 14:08

          Вроде смартфон не знает, в какой он соте, этим занимется baseband processor?


          1. qw1
            10.02.2022 15:34

            Коды MCC, MNC, LAC, CID, уникально идентифицирующие оператора и конкретную базовую станцию, были доступны всем приложениям с правами на Location. В Android 10 это объявлено Deprecated, с прицелом гугла на «приватность» (на самом деле — монополию на обработку чувствительных данных). Но пока не запрещено создавать приложения, скомпиленные под старые версии SDK

            developer.android.com/reference/android/telephony/NeighboringCellInfo

            developer.android.com/reference/android/telephony/gsm/GsmCellLocation


      1. dartraiden
        10.02.2022 01:07
        +1

        Ещё жить в глухой тайге за сотни километров от людей. И самое главное — никаких половых контактов (с)


      1. isadora-6th
        11.02.2022 14:03

        И тогда вы будете в выборке аж 12 параноиков где вас точно никто не найдёт.

        Даркнет-гайды же содержат инфу о том, что нужно использовать самый популярный агент из возможных, т.к. какой-то редкий легчайше отслеживается.

        Таким образом нужно поменять имя на Иван и использовать смарт как 22 летний мужчина с интересами 'машина', 'дешевая еда', 'работа в Москве'.


  1. inferrna
    10.02.2022 10:46
    +1

    Мне ютуб показывает рекламу карт таро, инфоцыган-сеошников, мошенников из квантум-систем и квартиры в элитных жилых комплексах. Это всё абсолютно мимо меня и моих интересов и возможностей, поэтому, можно считать, что мои виртуальные шапочки из фольги вполне себе работают.


  1. Guest2
    11.02.2022 14:17

    ох уж эти верующие в силу денег и не понимающие того, что люди во власти котролирующие эмиссию, заинересованы в контроле над вами и прикрываясь рекламой, очень удачно это делают.