Яндекс запустил свою версию "ускоренных страниц" под названием “Турбо” в далеком 2017 году. Это был эксперимент, но прошло уже 5 лет, и я вижу в этой технологии больше проблем, чем их решения.

Далее делюсь личным опытом взаимодействия с турбо, который может отличаться от мнения остальных пользователей, разработчиков и владельцев интернет ресурсов, чьи страницы ускоряет Яндекс.

Что меня не устраивает:

С точки зрения пользователя

  • Переходя из яндекс-новостей на турбо страницы, я с трудом понимаю на какой ресурс попал, все они имеют один “стерильный” дизайн,  с довольно слабым функционалом, который в разы отличается от основного сайта, например, нет привычных  “Добавить в закладки” или “Подписаться на уведомления”. Также полностью отсутствует персонализация в виде личного кабинета, настроек подписки и прочего привычного функционала.

  • Навигация по турбо интуитивно непонятна: часть ссылок в тексте ведет на такие же турбо станицы, а часть на сайт, кликнув на ссылку можно только догадываться, куда в результате попадешь.

  • Из этого вытекает еще одна проблема: попадая уже на сам сайт, мы видим совсем другой интерфейс, отличный от турбо, что может сбить с толку.

  • Некоторая часть контента не доступна в турбо. Это может раздражать, когда не загружаются картинки или виджеты, в итоге появляется желание прокрутить вниз и перейти на полную версию сайта. 

Надо сказать, что с последним пунктом Яндекс борется, но достается как всегда разработчикам, которым итак приходится не сладко.

С точки зрения разработчика

  • Вместо одной версии сайта приходится поддерживать три: сайт/турбо/AMP, и каждые со своими заморочками, документацией и требованиями.

  • Что бы не говорил Яндекс со своих площадок, о том, что турбо это просто, но факт остается фактом - это отдельная версия сайта, и ее необходимо разрабатывать, поддерживать и мониторить. Все элементы присутствующие в тексте  приходится преобразовывать в турбо-разметку, а это значит парсить текст материала,  находить там изображения, видео, сторонние виджеты и конвертировать в стандартные элементы/компоненты. А если вы что-то упустили, можно не переживать, Яндекс обязательно  напомнит, припугнув исключением из турбо.

  • Отдача контента через XML! Я, в принципе, понимаю почему так: Яндексу привычно работать с этим форматом, как и большим медийным площадкам - все Яндекс-новости экспортируются через RSS. Видимо, ставка была на то, чтобы интернет СМИ по-быстрому переделали свои RSS и не сильно нагружались. Поначалу так и было, но потом требований становилось все больше, функционал разрастался и нагрузка на разработчиков возросла до поддержки этого отдельного XML в постоянном режиме. 

  • Для обновления содержимого страницы необходимо перегенерировать все тот же XML, и, если на сайт добавлен новый виджет, то извольте отправить все страницы на инвалидацию, учитывая, что у нас несколько миллионов материалов,  то  задача с отправкой XML по API с квотированием 10 000 элементов на один канал (https://yandex.ru/dev/turbo/doc/api/quota.html) не выглядит такой уж тривиальной.

  • Ошибки и предупреждения - это наша головная боль, их необходимо постоянно отслеживать, например, через Вебмастер, который является не самым дружественным инструментом с точки зрения интерфейса, да и сами ошибки иногда вводят в ступор, например:

    Внутри элемента turbo:content указан URL на Турбо-версию страницы. Чтобы не получать такое уведомление, укажите URL на обычную версию страницы и используйте атрибут data-turbo со значением true

    Тут редактор поставил ссылку на турбо страницу другого издания. Если Яндекс считает турбо полноценными страницами,  почему это надо запрещать? В итоге приходится парсить страницы на наличие таких ссылок и заменять их на нормальные, спасибо за работу!

    Вот еще ошибка:

    Слишком много картинок в тексте страницы

    Да, на этой странице стоит фоторепортаж, у которого больше  30 изображений, таких материалов много, и их требуется удалить из выдачи, либо они сами исключаются из-за нарушений квотирования.

  • Пользовательские компоненты. Это самое страшное зло. Мы не можем поставить на сайт виджет, которого нет в списке разрешенных для турбо-страниц https://github.com/turboext/components, в противном случае получим предупреждение: “Ваши турбо-страницы отличается от оригинала”, и они будут исключены из выдачи. В результате приходится неделями ждать, пока виджет будет доступен в репозитории турбо-компонентов, и только после этого размещать его на сайте.

    У нас случилась подобная история с озвучкой текста, его не было в списке турбо-компонентов, но мы разместили его на сайте, как итог получили множество предупреждений в Вебмастере. Виджет, конечно, пришлось снять, и дожидаться появления в официальном репозитории.

Не обошлось без проблем и в смежных областях.

С точки зрения маркетинга:

  • Аналитика по дефолту! Можно добавить идентификаторы счетчиков Google Analytics (GA), Яндекс Метрики и т.д, без возможности настройки дополнительных параметров, в итоге мы теряем множество данных, а результаты выборок с основного сайта (где отправляются десяток пользовательских определений в GA) и турбо с трудом связываются между собой. Для примера: с сайта в GA отправляется  информация об авторе материала, с возможностью в дальнейшем построить выборку "Как читали автора X", но в турбо такой возможности нет, и получается, что автор вообще не работал.

  • Проблему идентичности ресурса  уже описывал в разделе про пользователей, но страдают от нее и маркетологи, им стало сложнее продвигать бренд, который выглядит как сотня других и отличается только логотипом в верхнем углу экрана.

  • Турбо затрудняет обмен ссылками на оригинальный материал. Находясь на такой странице, можно поделиться ссылкой только на турбо-страницу, т.е оригинальный ресурс не получает никакой обратной ссылки, ее получает Яндекс! В связи с этим у издателей есть тенденция удалять со страниц блок “sharing”.

С точки зрения ресурса

  • Турбо-страницы принадлежат Яндексу и если компания в какой-то момент решит, проект не выгодный, и закроют его,  владельцам ресурсов придется просто смириться, а все ссылки превратятся в ошибки 404. Рано или поздно это произойдет, и тогда проблема "битых ссылок" встанет максимально остро.

  • Ресурсы вынуждены отдавать свои страницы Яндексу, в противном случае есть риск недополучить хоть какой-то трафик. Хотя и нет официальной информации о пессимизации за отсутствие турбо, но ставить эксперименты на себе никому не хочется.

Про  отрицательные стороны поговорили, а есть ли позитивные моменты? Есть! Некоторые показатели у турбо выше - это, разумеется, скорость загрузки, показатели отказов и.. всё. Остальные, например, глубина просмотров и время проведенное пользователями на странице у сайта, больше.

Если резюмировать вышесказанное, проблемы турбо это:

  • размещение контента на сторонних для издателя серверах, которые не поддерживают ряд редакционных форматов подачи контента, либо их настройка требует значительных ресурсов разработчиков,

  • постоянные проблемы с подсчетом пользователей,

  • пользователям удобнее и привычнее основная версия сайта и с точки зрения метрик это подтверждается.

За 5 лет, проведенных вместе с турбо, есть уверенность, что ни пользователям, ни владельцам сайтов эта технология не нужна, а нужна лишь Яндексу, для удержания пользователей на своем ресурсе.

Комментарии (79)


  1. kurvimetr
    15.02.2022 01:15
    +37

    Золотые слова. Яндекс масТурбо - это самое бесячее и тупое, что я видел за последние лет 10. Я время от времени создаю запросы в adguard, чтобы они подправляли фильтр на гитхабе, но что-то отвечают редко, видимо, геморройная вещь эта - у быдлояндекса ссылки плавающие стали, и фильтру сложно на лету постоянно выцеплять эту дебильную приставку к родительской ссылке, и времени разработчиков, выделенных на этот фильтр, мало. А вообще, паразитная штука, конечно.


  1. Andrusha
    15.02.2022 01:53
    +74

    С одной стороны да, меня как пользователя раздражает, когда вместо перехода по ссылке на конкретный сайт я попадаю непонятно куда, а с другой

    “Подписаться на уведомления”

    мне сложно представить, кто же эти люди, добровольно подписывающиеся на круглосуточный спам из уведомлений, я их видел только у родственников и знакомых, просивших их отключить.


    1. fouriki
      15.02.2022 07:01
      +52

      Меня еще прикололо, что автор пишет про полноэкранную рекламу и даже не делает вид, что ему стыдно)


      1. playnet
        15.02.2022 10:22
        +9

        Ещё автор забыл упомянуть всякие виджеты типа "чем вам помочь" :) Хотя в новостях такого обычно нет, это больше к другим типам сайтов.

        Вообще, обычно без адблока страшно в интернет ходить, именно из-за "полноэкранной рекламы" и подобного трэша. С турбо - адблок уже не так нужен.


      1. Maxchagin Автор
        15.02.2022 11:07
        +13

        Как пользователю ужасно стыдно, но как издателю приходится с этим мириться. Медийная реклама - основной источник дохода. Есть еще: заказные спец. проекты, статьи на правах рекламы и нативные размещения в блоках вида "Читайте также". Но медийка приносит наибольший доход.


        1. StjarnornasFred
          15.02.2022 17:12
          +5

          Нативка, интеграции в обычные новости, спецпроекты - это идеальная форма рекламы, когда собственно реклама остаётся полезным информационным материалом и читателю самому интересно с ним ознакомиться. Баннеры, а тем более полноэкранные - вчерашний день, не только из-за ухудшения качества и удобства сайта, но и из-за всё меньшей эффективности в условиях повсеместного внедрения адблокеров.


        1. Popadanec
          15.02.2022 23:09

          Именно агрессивная реклама и породила кучу разных её блокировщиков.


    1. kurvimetr
      15.02.2022 10:00
      +2

      Аа, это да, уведомления и прочая самовольщина - это дичь. Я если переустанавливаю ось себе (или меняю прошивку на смартфоне) и накатываю браузер (либо ставлю операционки друзьям\родственникам) - первейшим делом в систему ставлю shut up 10 (если 10-11 винда), в браузеры ставлю блокировщик, а в настройках браузеров - первейшим делом отключаю всякие уведомления, геолокацию, фоновую синхронизацию и WebRTC. Не надо этого, лишнее нам это вот всё)


      1. Nikita22007
        15.02.2022 14:26

        без webrtc не работают звонки


      1. zv347
        16.02.2022 10:22

        Геолокация удобна, чтобы на сайтах магазинов не было вот этого «Ваш город Москва?» — с последующим выбором из тысяч городов великой страны.
        Синхронизация удобна, если нужно на другом устройстве куда-то зайти, но помнишь только часть адреса. Браузер подскажет.
        Уведомления не нужны.


  1. ganzmavag
    15.02.2022 02:37
    +21

    Как посетителя меня раздражает отсутствие комментариев в большинстве турбо страниц. Находишь в поиске чей-то блог с описанием своей проблемы, видишь там "нашёл решение, написали в комментах" и начинаешь искать как в этом турбо открыть оригинал и найти комменты.

    Как издателя раздражает этот робот, проверяющий соответствие страниц их турбо версиям. Был случай, когда срабатывание было ложным, но техподдержка помочь не смогла, пришлось просто менять основную страницу ради этого робота, пока не выкинули. Причём не понимаю зачем такая щепетильность, если турбо страница все равно, мягко говоря, не похожа на исходную по определению.


    1. aamonster
      15.02.2022 06:56
      +14

      А помочь своим юзерам и отключить турбо вообще – не думали?


      1. ganzmavag
        15.02.2022 09:14
        +2

        Нашим юзерам как раз от него только плюсы, им проще короткие новости читать на турбо страницах. Отключив турбо мы им лучше не сделаем, но приоритет в Яндекс.Новостях себе снизим (что наличие турбо один из факторов ранжирования прямо указано в документации).


        1. aamonster
          15.02.2022 09:40

          А как же "как посетителя меня раздражает отсутствие комментариев в большинстве турбо страниц"?


          1. ganzmavag
            15.02.2022 10:26
            +1

            Никак, у нас новостной сайт, а не блог.


        1. kurvimetr
          15.02.2022 10:07
          +3

          кстати, это скорее от ресурса (и его роли в жизни пользователя) зависит сильно. Всякие новостейки одноразовые - юзерам может и заходит, но вот я, к примеру, житель 4pda и drive2, пикабу полистываю и так далее - на этих ресурсах конченая турба эта ихненская максимально раздражает, ибо, заходя на ресурс, я читаю новость и мне в любом случае может по привычке захотеться откомментировать (а заодно зайти в профиль и увидеть, к примеру, сводку сообщений), а я этого не могу сделать: из-за убогого турбо я не залогинен оказываюсь. Со всеми сопутствующими неудобствами. Все же эргономика - это современная наука, изучающая в том числе и как сделать определенное действие за минимальное количество манипуляций, и яндкес турбо - это пример, когда об эргономике подумали в последнюю очередь. И то, чтобы ее кардинально запороть =)))


          1. ganzmavag
            15.02.2022 10:21

            Абсолютно верно. Эта технология очень хороша была на старте для новостных изданий. Страницы автоматом генерировались из той ленты, что они и так отдавали для Яндекс.Новостей, мобильным пользователям было реально удобно читать короткие новости на турбо.

            Но потом куда-то не туда пошло. На драйве вообще ни к селу ни к городу, потому что там многое привязано к авторизации и к комментам. Да и в целом на любом сервисе блогов турбо вредны.

            К тому же проблема с обновлением турбо страниц. Они же уходят один раз и потом в таком виде хранятся вечно. Через год Яндекс придумывает новое требование и шлёт гневные письма, что все отправленные за год страницы надо срочно отправить заново с каким-нибудь другим тегом.


            1. kurvimetr
              16.02.2022 22:38

              ну, видимо, в Яндекс устроился внук Хрущева, и решил засеять все поля курурузой весь веб своей этой раковой опухолью)


  1. Gummilion
    15.02.2022 03:30
    +11

    Со стороны пользователя - если случайно вступаю в турбостраницу, сразу перехожу в строку адреса, чтобы удалить оттуда turbopages - к счастью, в параметрах url-а присутствует адрес оригинальной страницы, так что перейти на оригинал просто.


    1. IsUnavailable
      15.02.2022 08:46
      +5

      Можно просто нажать на логотип ресурса (оригинала) в левом верхнем углу. Это быстрее)


      1. BMXer_V
        15.02.2022 21:24
        +9

        Намеренно или нет, но уже пару раз было, что у Яндекса что-то "ломалось", и по нажатию на логотип открывалась главная страница, а не та, с которой переходишь.

        Вообще, турбо-страницы - это одно из самых скотских и бесящих "изобретений" последнего времени. Урезанный фунцуионал, лишние клики, чтобы загрузить нормальную версию, а плюсов для меня как пользователя ровно ноль. Особенно бесит "заблокированный" зум, когда на турбо-странице картинка или таблица в экран не влезают по ширине, а сделать с этим вообще ничего не возможно.


  1. Pavel1114
    15.02.2022 03:56
    +35

    нет привычных “Добавить в закладки” или “Подписаться на уведомления”

    ну какие то плюсы получается есть


  1. Saiv46
    15.02.2022 05:04
    +13

    Вместо того, чтобы оптимизировать свои сайты - издатели плачутся, стреляют в ногу, но продолжают поддерживать Турбо/AMP


    1. ganzmavag
      15.02.2022 10:31
      +3

      Как связаны эти вещи? Хоть идеальный сайт сделай, в документации прямо сказано: приоритет у турбо. Те же Яндекс.Новости вообще не слышал чтобы оптимизацию учитывали при ранжировании. По крайней мере официально там все завязано на контент и наличие турбо страницы.

      Оптимизация нужна, но она стоит отдельно от турбо.


      1. vtal007
        15.02.2022 11:10

        Подскажите, приоритет у турбо это для общей выдачи или где-то в отдельных моментах. Хочу попробовать отказаться


        1. ganzmavag
          15.02.2022 11:16

          Достоверно знаю только про выдачу в Яндекс Новостях, общей поисковой не интересовался. Слышал, что там тоже как-то влияет, но не помню уже откуда.


    1. Maxchagin Автор
      15.02.2022 10:43
      +6

      Практически все крупные издатели внимательно следят за оптимизацией сайта, в том числе и мы. Но сколько не оптимизируем потом приходит реклама и партнерки. 

      Для примера: 

      В материале с рекламой Lighthouse показывает Performance = 70, без рекламы = 82. Если отключить партнерки и счетчики цифра будет еще выше.

      Но реклама это основной источник заработка издания, поэтому отключать ее нельзя.


      1. EvgeniyIvanovhabr
        15.02.2022 15:31

        Разница в производительности с рекламой и без неё вообще сокрушительная. Особенно это касается, кстати, блоков Google AdSense. Если отключить всю рекламу, сайт начинает загружаться и работать просто молниеносно, но без рекламы не будет и самого сайта. Поэтому, да, совершенно согласен – это зло, но необходимое зло.


        1. n1ger
          15.02.2022 20:35

          Паблишеры юзают Google ad manager, а не adsense


  1. lost55
    15.02.2022 05:25
    +8

    а можно ссылку на турбосайт для примера? а то как мне кажется я и не видел такого.


    1. Arris
      15.02.2022 14:46
      +8

      Это не так работает.

      Яндекс в своей выдаче показывает ваши страницы по своему (точнее по правилам описания страниц). Фактически, ворует ваш траффик, хотя идея то вроде как хороша (для конечного пользователя) - "быстро и прямо из яндекса показать новости". Проблема в том, что это ваши новости.


      1. lost55
        16.02.2022 13:57
        +1

        и у них нет своей ссылки? это фича яндекс браузера или как?



        1. Arris
          16.02.2022 15:16

          Причем тут яндекс-браузер?


  1. Demosfen
    15.02.2022 06:32
    +12

    Проблемы с точки зрения пользователя все надуманные. Я как пользователь открываю новость, читаю, закрываю. Какие еще подписки, навигации, закладки, личные кабинеты и прочая фигня? Вы серьезно думаете, что 90% пользователей они нужны?


    1. bondeg
      15.02.2022 18:16
      +3

      А понапиханная Яндексом в турбо страницу реклама? Особенно на мобильном устройстве если смотреть.


  1. HardWrMan
    15.02.2022 08:44
    +2

    У меня на десктопе ещё ниразу не вылазили турбостраницы, а вот на мобилке - стоит только через яндекс что-то поискать так он все результаты выдаёт в турбе. Если я вижу в шапке открытого сайта ракету, то сразу жму на неё и закрываю текущую вкладку, переходя на новую, которая открылась с исходным сайтом. Причём вне зависимости включил я "показать полную версию сайта" или нет, видимо яндекс детектит именно мобильное устройство. И я так и не нашёл как это отключить, вероятно даже никак. Браузер: мобильный FF.


    1. aamonster
      15.02.2022 09:43
      +1

      На мобильный FF можно ставить расширения, так что проблема решаемая (написать расширение, автоматически редиректящее турбо и амп на нормальные сайты, не слишком сложно. Удивлюсь, если его ещё нет).
      Вот в Chrome хуже.


    1. sergey-antonov
      15.02.2022 09:45
      +1

      Так это же технология именно для мобильных.

      так он все результаты выдаёт в турбе.

      Мы только по этой причине их подключили пару лет назад, чтобы не остаться в выдаче позади пачки турбированных конкурентов. И оно даже мало-мальски приносило доход.

      Но в середине января мы полностью поменяли структуру каталога, отключили старый фид, подключили два новых и по сей день турбо нам не включили. Некоторые товары в поиске есть, но если из товарной карточки попытаться перейти в категорию, Яндекс лукаво пишет "Кажется, есть проблемы с сетью".

      В поддержке проверили наши фиды и сказали, что проблем нет. В Вебмастере тоже всё хорошо. А Турбо не работает. И проблема серьёзнее, чем кажется, потому что большинство наших клиентов с турбо уверены, что это "наш сайт", а не Яндекса. Т.е. мы помимо финансовых потерь несём и репутационные, хотя с нашей стороны давно всё сделано.


      1. Revertis
        15.02.2022 15:34

        Значит надо отказаться от этого го*на.


  1. Alexwoodmaker
    15.02.2022 09:47

    Если Яндекс.Дзень это тоже турбо, то мне такого контента и даром не надо: кто эти ссылки придумал?! Как там у Н.В.Гоголя в Мертвых душах: иностранец Василий Федоров????


  1. TheRaven
    15.02.2022 10:37
    +11

    За 5 лет, проведенных вместе с турбо, есть уверенность, что ни пользователям, ни владельцам сайтов эта технология не нужна, а нужна лишь Яндексу, для удержания пользователей на своем ресурсе.

    А разве это не было ясно как день с самого начала?


  1. ice_dog_as
    15.02.2022 10:51
    +2

    Ставил когда то на своем сайте турбо до 8к уников доходило, но только доход примерно в половину ниже, сейчас полностью перешел на google adsense, стало намного лучше и проблемы с рублем на руку)


  1. nivorbud
    15.02.2022 11:58
    +5

    Тоже обрел проблем с этими турбостраницами:

    1) Автоматический парсинг и автоматическое вычленение контентной части в моем случае работало криво и неправильно.

    2) У меня пара сотен тысяч страниц и я сразу уперся в ограничения. Пришлось писать модуль взаимодействия через API. Там тоже ограничения, поэтому потребовалось разбиение экспорта на задачи, которые потребовалось ставить в очередь, всё это надо контролировать, отслеживать состояния, ошибки и статусы. Нетривиальная задача. Да обрабатывается всё медленно - часами.

    3) Нечеткие описания ошибок. Например, получаю сообщение для некоторых страниц, что их содержимое не соответствует оригиналу. Что именно не соответствует, не поясняется. Методом тыка нашел, что проблема из-за больших абзацев. Далее методом тыка примерно нашел проблемную граицу объема - абзаци объемом более ~300 символов (точно уже не помню) оказались недопустимыми. Пришлось на лету это отслеживать и разбивать большие абзацы на маленькие. Не знаю как сейчас, возможно это ограничение уже убрали.

    4) Очень ограниченные (особенно были по началу) возможности по стилизации (сильные ограничения были по использованию тегов и классов). Приходилось на лету производить замены, чтобы это учитывать.

    5) Невозможно было удалить из турбо все страницы сразу. Надо на каждую страницу генерить xml item с соотвествующим атрибутом.

    6) Ну, и ограничения в функционале. Выше многие комментаторы отметили, что им не нужны подписки, отслеживания и прочие оповещения. Но, ребята, это же Российская газета, там публикуются официальные правовые документы, поэтому такой функционал там очень важен и востребован.

    7) Постоянные доработки Яндексом этого сервиса приводят к тому, что нельзя гарантировать, что с вашим представлением контента неожиданно ничего не случится, особенно в случае автоматического парсинга.


    1. sergey-antonov
      15.02.2022 12:02
      +1

      А можете тыкнуть в документацию на API, если не сложно? Я долго искал, но так и не нашёл.


    1. spacediver
      15.02.2022 13:19
      +1

      6) Да, и кому важно быть подписанным на правовые документы, сделает это один раз в жизни на основном сайте, и будет получать свои пуши.

      Почему важно уметь подписываться с быстрых страниц из выдачи?)


    1. Arris
      15.02.2022 14:41
      +5

      Подпишусь под каждым словом.

      Еще было: "У вас проблемы с обновлением турбо-страниц, потому что каждый раз при запросе к сайту яндекс получает разную RSS-ленту".

      У нас, черт возьми, новостной сайт. До 60 статей в час. Какую еще ленту я должен отдавать по запросу яндекса "Отдай мне latest articles" ?

      Но нет, якобы я должен отдавать статичные "слепки" каталога статей, которые не должны меняться ни-ког-да. А как отдавать свежие статьи яндексу?

      Техподдержка посылает читать документацию.

      Не знаешь куда послать клиента? Пошли читать документацию.


    1. ifap
      16.02.2022 01:54

      Но, ребята, это же Российская газета, там публикуются официальные правовые документы

      Вот именно что, Вам-то зачем эти нелепые телодвижения? Есть стандартный RSS, хотите - берите, не устраивает, что-то персонально под вас править - дверь там.


  1. klounader
    15.02.2022 12:09
    +10

    нужна лишь Яндексу, для удержания пользователей на своем ресурсе

    Такая же херня и с видео. Аж бесит ихнее вот это вот в поисковом запросе вместо например ютуба открывается ихняя беспонтовая страница с рекламой, в которой плеер ютуба. Приходится целиться и тыкать на ссылочку, в которой написано youtube, чтобы перейти на этот самый ютуб или куда я там хотел.


    1. Kwisatz
      15.02.2022 15:33

      Это то самое видео которое дай бог 1 из 3 раз открывает правильное видео из списка справа при открытие в новой вкладке? Это же видимо такой редкий кейс…


  1. Elena-314
    15.02.2022 12:19
    +1

    здесь интересно, какой прирост посещаемости дает турбо к посещаемости основного сайта


    1. sergey-antonov
      15.02.2022 12:34
      +1

      Мы никакого не заметили. Но если не сделать, то в мобильной органической выдаче вас могут начать обгонять те, кто сделали.


  1. ifap
    15.02.2022 12:36
    +18

    Главная проблема Я.Турбо: вы дарите свой контент и свой трафик Яндексу. Т.е. вы буквально бесплатно работаете на Яндекс, да еще в ущерб своему собственному ресурсу.


    1. balamutang
      15.02.2022 15:41

      Ну просто ресурсы разные есть с разными целями. Какой-нибудь википедии или какм-то сайтам которые выполняют информационную роль (сайт нацпарка и тд) это на руку: экономится траф и тд, а тем кто живет с сайта, пишет чтобы получить трафик и монетизировать его - тем конечно оно непонятно зачем нужно, работа на посредника который в любой момент может перекрыть траф.


      1. ifap
        15.02.2022 15:57

        Я не думаю, что Википедии плевать на трафик. А сайту нацпарка вообще не понятно, зачем турбо - нет денег на вменяемый хостинг, но при этом к нему на сайт толпы валят, серьезно?


        1. balamutang
          15.02.2022 16:38
          +1

          Ну с нацпарком я ткнул пальцем в небо, но да, обычно бюджет на сайт минимальный и он никак не зависит от оборота, потому что это госучреждение - вся прибыль в казну. Да и что теряет сайт нацпарка от турбостраниц?

          Но какая разница, ведь есть и куча других вариантов, например хоббийных сайтов (клуб рыболовов/радиолюбителей/макраме/etc), которые могут иметь самый лайтовый хостинг и на трафике не зарабатывают, им турбостраницы никак не повредят.

          Если бы Википедии было не плевать на трафик - она бы не делала турбостраницы, а они у нее есть


          1. ifap
            15.02.2022 16:56
            +2

            Вы полагаете, что госучреждение обязано в конце года все непотраченные деньги со своего счета перечислять в казну? ;)

            Самый лайтовый хостинг - это сколько в год? У меня несколько сайтов сидят на хостинге за 1,5 килорублей в год (это на всех), проблем с доступностью нет. Да, там и народ не толпами валит, но тогда и хостинг другой включается, и бюджет другой.

            Я не могу представить себе рациональный юз-кейс для Я.Турбо, от слова совсем. У чего может быть конский трафик, но денег настолько нет, что уж лучше отдать трафик кому-то, чем просто потерять. Вот разве что Википедия: трафика много, но он не продается (вроде ж в Вики нет рекламы?), бренд раскручен так, что какой-то Яндекс его не перебьет...


            1. dartraiden
              15.02.2022 21:01
              +1

              Каждый читатель — потенциальный участник (грубо говоря, 90 почитают и уйдут, 9 повандалят, а сотый исправит опечатку, втянется, начнёт что-то улучшать, писать статьи, подводить итоги, разруливать конфликты между другими участниками, улучшать техническую часть — скрипты, шаблоны). Поэтому, по логике, Википедии выгоднее, когда для чтения пользователь заходит в Википедию.

              Плюс всякие баннеры с оповещениями о конкурсах типа «Вики любит памятники» — они тоже могут кого-то мотивировать поучаствовать. Но материальной выгоды от этого Википедия не имеет, да.

              С другой стороны, лицензия, по которой распространяется содержимое Википедии никак не препятствует использованию контента, так что если какой-то ресурс хочет использовать этот контент — на здоровье, лишь бы условия лицензии соблюдал.


          1. StjarnornasFred
            15.02.2022 17:17

            Википедия их и не делает. С чего вы взяли, что их делает сам сайт, когда их делает Яндекс?


        1. Maxchagin Автор
          15.02.2022 17:00
          +3

          У меня есть ощущение, что турбо для Википедии Яндекс делает самостоятельно.


  1. Arris
    15.02.2022 14:36
    +7

    Год назад получили сообщение от яндекса "Вы генерируете турбо-страницы неправильно и будете отключены".

    Я полез в документацию. Я прочитал документацию от корки до корки. Я полностью переписал код генерации турбо-страниц. Тестовые примеры генерации страниц, вставленные в "виджет проверки корректности турбостраниц" выдают "ОК".

    Но на странице управления этим делом красным горит надпись "вы генерируете турбо-страницы неправильно и будете отключены".

    Да, рядом лежат ссылки "вот вот ваша страница", "вот ваша страница по версии ЯТ". Но, черт возьми, они идентичны с точностью до тега (с учетом задокументированных преобразований)!!!

    Более того, код якобы неправильной страницы, вставленной в виджет проверки выдает "ОК, все хорошо".

    Я долго переписывался с техподдержкой турбо-страниц. Везде отвечает один и тот же "Платон", но по лексике, набору слов и формулировкам каждый раз это разные люди. И примерно каждый третий из отвечающих теряет нить беседы и начинает отвечать стандартными отписками. Я срываюсь на мат (меня почему-то не посылают в ответ) и на какое-то время помогает. Очередной Платон перечитывает переписку, искренне пытается помочь... и нет.

    Прошёл год. Последний ответ техподдержки был таков: "Мы передадим вашу проблему техническим специалистам и они внимательно изучат вашу ситуацию".

    Воз и ныне там.

    Коллеги восхищаются моим терпением и говорят, что уже давно бы пошли в офис яндекса с топором. Я бы тоже пошёл, но чем виноваты люди, сидящие в офисе на первой линии?

    И эти люди ещё считают, что я пишу говнокод и не соблюдаю стандарты. Сами свои стандарты не соблюдают, а еще что-то тявкают!

    Бесит.

    P.S. Ах да, ещё в какой-то момент техподдержка прямо заявила, что

    статус проверки турбо-страниц, выдаваемый на главной странице НЕ СОВПАДАЕТ с внутренним статусом проверки турбо-страниц и обновляется с задержкой. Задержка может быть до НЕДЕЛИ

    WTF???


    1. ifap
      15.02.2022 15:59

      Т.е. Вас год угрожают скоро отключить, но не отключают? И где Вы видите проблему?


      1. Arris
        15.02.2022 16:21
        +5

        А проблема в том, что я не могу понять, отключили меня или нет.

        На одной странице (*) мне говорят "мы вас отключили", а на другой "импортировано 3000 страниц, есть ошибки, если вы не исправите, мы вас отключим".

        А на странице статистики вообще 60000 страниц (а должно быть 220 тыс), которые якобы импортированы без ошибок.

        И какой из трёх страниц я должен верить?

        На этот вопрос техподдержка внятно ответить не в состоянии.

        Вторая проблема в том, что я не в состоянии управлять этой херотой ( https://habr.com/ru/post/651573/comments/#comment_24075625 детали)

        Есть еще и третья проблема, и четвертая...

        (*) админского интерфейса турбо-страниц, забыл как называется эта хрень.


        1. ifap
          15.02.2022 16:38

          Ну да, неопределенность нервирует...


    1. agalakhov
      15.02.2022 17:00

      WTF???

      У них есть робот, который парсит страницы, есть другой робот, который проверяет валидность (на вообще другом сервере и, возможно, в ведении другой команды), и есть документация на сайте. Когда выкладывается новая версия, в каждом из трех мест она проходит через цепочку менеджеров и админов, из-за чего выкладка не одновременна. У робота-парсера уже новая версия, у робота-проверяльщика еще старая (или наоборот).


      1. Arris
        15.02.2022 20:10
        +1

        Почему это должно быть моей проблемой?


  1. mixsture
    15.02.2022 14:52
    +3

    Сама технология выглядит как откат в прошлое. Мир веб-разработки сейчас сдвигает сайты в сторону тонкого клиента и интеграции между сайтами/сервисами, а турбо страницы — по сути чистый заранее сгенеренный html. Это времена dreamviewer, где из условной шапки, основной части и футера можно нагенерить себе статичных html и выложить. Подход из района 90х-2000х годов. Конечно же в него плохо влезает любая динамичность.


    1. Arris
      15.02.2022 14:55
      +1

      Вы не учитываете один нюанс: это статика. А статика отдается быстро. И это простая статика, строго типизированная - а значит она ещё и показывается быстро.


      1. mixsture
        15.02.2022 15:00
        +1

        А рынку нужна статика? ничего не мешало это делать и до турбо страниц. Но не прижилось и тому есть причины.


        1. Arris
          15.02.2022 15:24
          +1

          Ну почему же не прижилось... не говорите за весь рынок :)


  1. Vsevo10d
    15.02.2022 15:18

    У меня одного такое, что если я использую адблок на декстопе, то некоторые сайты принудительно открывают мне турбостраницы?


  1. kamilocean
    15.02.2022 16:00

    Хорошее аргументированное объяснение, спасибо большое за статью. На мой взгляд самое конечно важное, это что "нужно прям выделять значимые ресурсы на поддержку турбо версии сайта", это да. А ещё и для AMP нужно это делать.

    И очень удивил момент с большим количеством фотографий, тоже странная цензура контента. Если в статье фоторепортаж, то всё получается, в бан)))


  1. Untermensch
    15.02.2022 17:25
    -8

    Нет мой юный друг.

    Я когда открываю турбо страницу, я счастлив... счастлив потому что:

    1) Мега умный дизайнер, не испортил контент своими идеями.

    2) Маркетолог этот контент не засрал предложениями, персонализацией, и вот этим что у тебя там перечисленно.

    3) Навигация по турбо, офигенно удобна... единственный минус, сылки на сайт стоит подсветить красным, и предупрежать о то, что нажимать их не стоит.

    И будет всем счастье.


  1. serafims
    15.02.2022 17:28
    +4

    В какой-то момент поисковики стали не "искать" информацию, а воровать её. Кризис в модели монетизации поиска, кризис в системе распределения ресурсов в вебе в принципе.


    1. HardWrMan
      15.02.2022 18:12
      +3

      Поисковики перешли на сторону зла когда вместо ссылок на результат стали выдавать ссылки на скрипт, который снимал метрики твоего выбора, привязывая его к твоему профилю, а только потом отправлял на результирующий сайт. Т.е., когда они с простого подсчёта "веса" выбранного варианта перешли на персонализацию выбранного варианта. А я ещё помню те времена, когда поисковик искал то, что надо и при этом отдавал прямую ссылку в результате...


      1. rombell
        16.02.2022 00:23

        А мышки плакали, кололись, но жрали кактус. Есть же богоугодный DuckDuckGo, есть прочие-другие поисковики. Лично я Яндексом пользуюсь только для поиска картинок. Для чтения статей — подписки в RSS и прямые ссылки от моих контактов.
        Кейс «а не поискать ли мне новостей в поисковике» лично у меня случается крайне редко, только если нужны детали по какому-то событию, и в данном кейсе мне совершенно не нужна навигация по сайту «а ещё у нас есть такое» и «не хотите ли пушей пучок». Не хочу, мне бы свой RSS осилить.
        А вот комменты — нужны, они зачастую интереснее/полезнее основной статьи.


        1. HardWrMan
          16.02.2022 06:42

          А вы можете мне тёмному обьяснить, в чём богоугодность УткаУткаИди? Я же пока вижу только это:

          Подсказка: правый нижний угол. И гуглится тысяча и один пример того, что поиск в этой самой "конфиденцальной" утке попадает в выдачу контекстной рекламы разных сайтов. Ведь у мышек всегда есть альтернатива из других кактусов, правда?


        1. sergey-antonov
          16.02.2022 08:40

          есть прочие-другие поисковики

          Жаль, клиентам этого не объяснить. А на ту беду вдобавок поиск Яндекса по-умолчанию на новых устройствах правительство утвердило.


  1. Finterio
    15.02.2022 18:46
    +2

    Всегда ухожу со страниц Турбо на страницы основного сайта через нажатие на название сайта сверху. А то с этими Турбо-страницами куча проблем