Эта история не о том, как спасти русский софт. Это про индустрию. В силу своего жизненного опыта, если выбирать между случайно взятым российским программистом, врачом, адвокатом, инженером, то по запасу изначального уровня доверия профессионализму, я на первое место уже давно ставлю программиста. И давно вхожу в число тех, кто верит перспективам российской софтверной индустрии стать одной из ведущих отраслей экономики с миллионными показателями по занятости и триллионными – по доходности.

В первом топике об экосистеме российского ПО, возможно, у меня не получилось сконцентрироваться и вместо обсуждения минимально полезных критериев для описания российских продуктов и сервисов, получилась довольно свежая дискуссия о том почему все шло не так, как должно. Тем не менее, один из экспертов сообщества к набору критериев предложил: «… для каждого объекта исследования как минимум нужно добавить два главных пункта ТТХ ПО: качество ПО и соответствие его процессам предполагаемой целевой области назначения».

Справедливо, но честно скажу, что не располагаю опытом, как без аналитического погружения в продукт или методологию разработки, оценивать качество кода. Варианты всегда есть. В этом моменте любые светлые идеи и советы опытных code-reviewers стали бы весьма и весьма полезны. А вот с оценкой соответствия целевой области назначения немного проще, при определенных затратах это вполне даже может быть автоматизировано.

Сегодня, вновь дуплетом хотелось бы поймать в прицеле двух зайцев из полей терминологии и классификации.

Терминология

За исходные отправные точки было выбрано 7 определений.

Тиражное ПО (нет единого определения, поэтому предлагается к обсуждению вариант) — программное обеспечение, которое отвечает двум условиям: оно может быть установлено пользователем без прямого участия разработчика и для него предусмотрена постоянная линия технической (сервисной) поддержки. Также я склонен допустить возможность включения в тиражное ПО web-сервисов и SaaS. Аргументация: пусть такие дистрибутивы зачастую развернуты на единственном кластере, но если в их окружении работают десятки или тысячи пользователей, они имеют возможность самостоятельно подключаться к сервису и обращаться в support, то почему бы таким сервисам также не считаться тиражным или массовым ПО? Заранее соглашаюсь, что вывод дискуссионный.

Далее два определения из статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Лицензиар — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

Лицензионный договор – соглашение в письменной форме, по которому лицензиар предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Свободное ПО – ПО, пользователи которого в соответствии с предоставленной правообладателем открытой лицензией (статья 1286.1 ГК РФ), вправе безвозмездно:
  • запускать программу и использовать ее функциональные возможности для любых целей;
  • изучать устройство программы и модифицировать ее;
  • распространять программу в любой форме и любыми способами (источник: Методические рекомендации по использованию свободного ПО в деятельности федеральных органов исполнительной власти).

Быть может, в этой формулировке сохраняются противоречия с мировой практикой. Но, держать в уме некоторое представление о СПО весьма желательно. Так как результаты российских команд по глубокой кастомизации и внедрению СПО есть и такие результаты могут стать кандидатами на включение в реестр российского ПО.

Акцент на том, какое ПО считается российским не делается намеренно. Критерии описаны в ФЗ-188, остаются открытые вопросы, но в любом случае для перехода в российское правовое поле обычно не требуется какого-то сложного юридического процесса и каждый разработчик наделен доброй волей принимать такое решение самостоятельно.

On-premise – режим эксплуатации ПО, при котором уполномоченный представитель пользователя имеет техническую возможность самостоятельно перенести на другой сетевой узел любую совокупность эксплуатационных параметров ПО, включая неизменность записей БД, настройки в конфигурациях и логику обработки сигналов, которую он считает достаточной.

SaaS – режим эксплуатации ПО, в котором, напротив, для пользователя не предусмотрена возможность самостоятельного переноса на другой сетевой ресурс любых эксплуатационных параметров ПО, кроме записей в БД.

Другие режимы эксплуатации рассматриваются как гибридные.

Классификация

К 1 января 2016 года ожидается появление единого реестра российского ПО, предположительно на платформе Федеральной государственной информационной системы «Национальный фонд алгоритмов и программ для ЭВМ» (ФГИС ФАП). В силу разнообразных причин, в реестре, когда он будет опубликован, сильно не факт, чтобы была отражена вся совокупность, программных продуктов, имеющих право считаться российским ПО. Собственно, этим предположением и обусловлен данный план материалов.

Как бы не хотелось написать очередную классификацию парка программного обеспечения «своим фломастером», еще меньше хочется повторять ошибку вида: «каждый сам себе главный инженер». Поэтому за основу выбрана классификация Минкомсвязи России, опубликованная в приложении к приказу №96 «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения».

В этом приложении было выделено 14 направлений рынка ПО:
1. Бизнес-приложения (ERP, CRM, BI, СЭД, управление проектами и т.д.).
2. Антивирусное ПО и ПО информационной безопасности.
3. Интернет-сервисы, применяемые в корпоративной среде (электронная почта, сервис файлового обмена, интернет-браузер, картографический сервис, сервис обмена мгновенным сообщениями и т.д.).
4. Клиентские мобильные операционные системы.
5. Серверные операционные системы.
6. Системы управления базами данных.
7. Средства управления «облачной» инфраструктурой и виртуализацией.
8. Пользовательское офисное ПО.
9. ПО для промышленности (PLM, CAD, CAM, CAE).
10. ПО для ТЭК.
11. ПО для строительства (BIM, CAD, CAM).
12. ПО для здравоохранения.
13. ПО для финансового сектора.
14. ПО для транспорта.

Последние шесть сегментов характеризуются, как «связанные с отраслевой спецификой». Также к отраслевым, наверное, можно отнести классы IoT-решений (включая M2M, RFID, мониторинги, видеонаблюдение) и MES-систем. Предлагается сегменты с отраслевой спецификой рассматривать монолитно, в рамках единой публикации, так как широкого спектра тиражных продуктов в этих группах не наблюдается, однако нельзя исключать, что именно в них находится наибольший потенциал для роста спроса и предложения.

К классификации Минкомсвязи также можно было бы добавить такие направления, как IDE (ПО и сервисы для разработчиков) и обучающее ПО (в том числе симуляторы, тренажеры и ПО с игровыми элементами). Дело ясное, что на «обратной стороны Луны» остаются и будут появляться другие направления и классы ПО.

Обзорные материалы планируется начать с направления №1: Бизнес-приложения.

Отказ от ответственности

Уважаемые эксперты исполнительной ветви власти, в этой истории нет задачи штурмовать появление официального реестра отечественного ПО или составить конкуренцию рабочим группам в министерствах и профессиональных объединениях. Напротив, есть полное понимание, что сделать подобную работу качественно и одному – это утопия. Немного самоуспокаивает позитивная обратная связь и некоммерческая основа этой истории. Здесь нет спонсоров, лобби, интересов третьих лиц, рекомендаций от регуляторов или патриархов отрасли.

Так зачем это все? На разных этапах жизненного пути, наверное, каждому от души и бескорыстно помогало немало людей, как опытом, так и знаниями, связями. Иногда такие связи помогают создать новые партнерские альянсы, иногда заканчиваются ничем, но как партнерство может привести к самоизоляции, так и, казалось бы, из неоткуда появиться что-то совершенно новое. Не всё измеряется потраченным временем и возвратом инвестиций, иногда что-то делаешь just for fun. Соответственно, любой экспертной помощи и информационной поддержке был бы весьма рад и за них признателен.

Дорогой госзаказчик, теперь настала твоя очередь спросить, а мне зачем все эти IDE, IoT и прочий птичий язык? Может быть затем, что сейчас, когда вы получаете очередную разнарядку на запуск неведомого мобильного приложения для портала муниципальных услуг, у вас есть три проверенных сценария: начать писать ТЗ для торгов, позвонить единственному поставщику или найти и адаптировать под свою задачу похожее ТЗ с сайта госзакупок. Как минимум, третий вариант не профессионален, потому как если для кого-то уже сделали мобильное приложение за условные 250 тыс, то это могла быть просто опция к проекту за тринадцать миллионов. А вот так, чтобы с нуля, приложение для мобильных устройств, да за 250 тыс – ничего доброго из подобного проекта обычно не получается. При этом вокруг много опытных и грамотных команд, которые в этой предметной области не первый год и на договорной основе могут помочь полезной НИР или консультационными услугами. Помочь выработать сценарий, как сделать такую задачу лучше, быстрее и, возможно, на готовых решениях, которые в данный момент времени будут находиться в стадии включения в реестр.

И, конечно, пожелание самым молодым игрокам рынка: не расслабляться! Если перед вами через пару дней после публикации на Хабр или Forbes (smile) возникают мутные люди с предложением встретиться-запартнериться. Всегда можно вежливо уточнить, как минимум, предмет встречи, попробовать собрать по ним рекомендации и никогда не поздно начать в одиночку делать разгонный блок для общей win-win ракеты, по результатам не первого впечатления, а внутреннего анализа. Закон притяжения к деньгам не меняется уже лет 300: чем больше cashflow становится в любой новой индустрии, тем скорее в нее перетекают «друзья-хуже врагов», «помощники с руками не из плеч» и просто фанаты броуновского движения, не понимающие своих целей.

В картине будущего индустрии российского ПО, представляется, чтобы стереотипов формата: «чертовы монополисты», «наши самые злостные конкуренты» и «у них своего ничего нет» неуклонно становилось немного поменьше, а новых SDK, коннекторов и API чуть-чуть побольше.

Да, если вы дочитали до этого места, занимаетесь разработкой бизнес-приложений и заинтересованы в расширении технологического партнерства или присутствия в гос.секторе, то добавьте, пожалуйста (или попросите друга добавить), в комментариях, что-нибудь вроде: «Мы в [наименование команды/компании] тоже делаем российские бизнес-приложения».

Всем Удачи!

Комментарии (6)


  1. whitepen
    15.10.2015 14:11
    -2

    Состав ПО:
    99% — игры
    0.9% — одноклассники
    0.09% — бухгалтерия
    0.01% — технологические процессы


    1. Nerock
      15.10.2015 14:58
      +1

      Если вы только играете, и не работаете, то может быть.


      1. whitepen
        15.10.2015 15:11
        -1

        Да куды там 1С до ведьмака 3.

        Это я здесь играю.


  1. ketrin7
    15.10.2015 15:48

    Ну вроде как такую классификацию можно применить не только для российского ПО.

    В классификации мне кажутся лишним Интернет-сервисы. Как бы это не ПО, а все-таки серивсы, хотя в принципе они же тоже программы. Но как-то это звучит не привычно. Обычно мы делим на десктопное и онлайн ПО.


  1. KvanTTT
    18.10.2015 22:22
    +1

    Мы в Talking Devices тоже делаем российские бизнес-приложения.


  1. occam
    19.10.2015 16:47

    Спасибо, коллеги, уже на стадии 1st_impress, вы — очень крутые (good_luck_smile)