"Если не говорить о желаемом - оно может так и не стать действительным". В. Синявский.

Наверное, всем знакома ситуация, когда после долгой и кропотливой работы над разработкой сайта, когда (как казалось разработчику) сделано уже всё возможное и невозможное, заказчик принимает работу и... мягко говоря, видит совсем не то, что ему хотелось. И включается бесконечный режим правок, от которого страдают обе стороны: у заказчика летят сроки, возможно, летят бюджеты (потому что не все правки разработчик будет делать бесплатно), ну, а исполнитель фрустрирует от того, что его "идеальное детище" приходится кромсать и кроить заново вместо того, чтобы взять, наконец, новый заказ.

Такие ситуации возникают чаще всего по одной элементарной причине: в самом начале взаимоотношений не было достигнуто взаимопонимание между сторонами, не были зафиксированы чёткие договорённости. Чтобы избежать подобных недоразумений, всегда перед началом любого проекта следует составлять развёрнутый бриф.

Бриф - это документ, в котором очень подробно и однозначно прописываются все задачи по проекту, а также информация по обязательствам заказчика и исполнителя.

Что даёт бриф заказчику и исполнителю?

1. Общее представление о проекте, понимание ниши.

Невозможно создать крутой сайт, не понимая зачем, для кого и почему именно так, а не иначе. Разработчику сайта необходимо хорошо изучить сферу деятельности заказчика, разобраться в целевой аудитории, ее потребностях и болях, чтобы найти подход к каждому сегменту и правильно преподнести информацию в готовом продукте - сайте.

2. Упорядочивание отношений.

Все устные обсуждения и договорённости могут в итоге по-разному трактоваться сторонами или вовсе не запомниться. С помощью брифа заказчик с исполнителем совершенно однозначно фиксируют сроки выполнения и стоимость работы, а также принципиально важные моменты в проекте, особенности функционала и дизайна будущего сайта, его контентное наполнение и многое другое.

3. Экономия

Заранее составленный бриф обезопасит обе стороны от потери времени и средств, а в случае возникновения разногласий каждая из сторон сможет сослаться на письменные договорённости.

4. Воплощение ожиданий в реальность.

Чем подробнее и детальнее вы изложите нюансы проекта в брифе, тем больше шансов на совпадение желаемого и действительного.

Что должно быть в брифе?

Обычно бриф включает в себя следующие пункты:

  1. информация о компании (название, сфера деятельности, реализуемые товары или услуги и т.д.);

  2. информация о фирменном стиле (имеется ли логотип, фирменные цвета, фирменные персонажи и образы);

  3. перечень задач сайта;

  4. информация о конкурентах;

  5. информация о целевой аудитории (портрет покупателя, сегментация ЦА);

  6. акценты в дизайне (на какой информации дизайн должен акцентировать внимание посетителя сайта);

  7. информация об интернет-проекте (задачи сайта, структура, желаемый функционал и т.д.);

  8. требования и пожелания к дизайну (стилистика, цветовая гамма, графика, иллюстрации и т.д.);

  9. дополнительная информация (любая полезная в работе над проектом информация).

Пример брифа, по которому мы работаем с нашими заказчиками, можно посмотреть тут.

Ошибки при работе с брифом

Очень часто даже при составлении подробного брифа окончательный вариант получается не таким, как хотелось бы. Случается это при допущении следующих ошибок:

  • Размытые сроки

У проекта обязательно должен быть зафиксирован срок его выполнения, иначе работа над сайтом может превратиться в бесконечный процесс. Идеально, когда кроме срока окончания работы указывается время предоставления промежуточных результатов (например, выполнение одного раздела).

  • Потеря данных

Чаще всего именно разработчик сайта занимается регистрацией доменного имени и хостинга для сайта. После выполнения своей работы эти данные становятся не нужны разработчику, а заказчик просто-напросто про них забывает. Через какое-то время сайт перестаёт работать, потому что никто вовремя не продлил хостинг или доменное имя. Чтобы избежать таких неприятностей, заказчику лучше взять на себя ответственность за сохранность этих данных о своём сайте.

  • Использование качественных прилагательных

Качественные прилагательные в русском языке - это прилагательные, которые обозначают внешние признаки одушевленных и неодушевленных предметов, проявляющиеся в большей или меньшей степени (например, красивый, большой, смешной, вкусный и т.д.).

Такие прилагательные не должны использоваться при заполнении брифа, потому что невозможно добиться их одинакового понимания всеми сторонами. То, что красиво для одного человека, может оказаться совершенно уродливым для другого.

  • Отсутствие наглядного материала

Опять же из-за разного представления разными людьми одного и того же предмета (явления, свойства, признака и т.п.) могут возникнуть проблемы следующего характера:

заказчик попросил добавить геометрический узор как один из элементов дизайна всех страниц сайта, имея в виду что-то вроде этого:

Разработчик добавил на все страницы геометрический узор:

  • "На усмотрение исполнителя"

Здесь речь идет о том, что лучше не оставлять никаких пробелов и незаполненных строк в брифе, иначе все, что не оговорено, разработчик может сделать на свой взгляд и вкус. Никто не говорит, что получится всё на 100% плохо. Просто ваш взгляд и взгляд исполнителя могут не совпасть чисто по субъективным причинам. Отвечайте на все вопросы брифа максимально детально. Лучше внести дополнительные графы в шаблон брифа, нежели убрать или оставить пустыми имеющиеся.

В данной статье мы хотели показать вам, насколько жизненно необходимо для вашего будущего интернет-сайта правильно и чётко заполнить такой предпроектный документ, как бриф. Не пожалейте времени на это, ведь с помощью брифа гораздо легче потом решить все разногласия, возникающие в ходе работы. Да и вероятность того, что этих разногласий не случится, значительно выше при качественном подходе к брифу.

Комментарии (5)


  1. Zhbert
    25.02.2022 19:16
    +2

    Это современная адаптация небезызвестного постулата «Без ТЗ результат — ХЗ»? :)


  1. ELEX
    25.02.2022 19:42
    +1

    Я убежден, что по приложенному брифу, на который вы так возлагаете надежды, заказчик не получит того, чего хочет. Даже я, получивший бриф в 3 раза объемнее, не получил ожидаемого результата. Бриф в большинстве случае - "защита" исполнителя. А коли так, может быть дело не в нем (брифе)?


  1. expdxx
    26.02.2022 02:04

    Можно немного позанудствовать? Можно? Спасибо!

    Бриф - это, конечно, модно. Но можно назвать этот процесс составлением бизнес-требований и по разделам разложить в нем то, что именно хочет получить заказчик от сайта - такая практика обычно применяется в корпоративном производстве продуктов. Да и звучит, если честно, это как-то чуть серьезнее брифа, да простят меня любители латте.

    Бизнес-требования касаются не только внешнего вида и различных механик, доступных пользователю, но и заморочек с UX/UI, копирайтингом и так далее. Заодно тут можно определить параметры будущего хостинга и довольно быстро вернуться к клиенту с первой решенной вехой.

    Потом из этого документа можно сформировать ТЗ, по которому будут работать специалисты компании: веб-разработчики будут знать составляющие фронт- и бэк- частей, копирайтеры - темы для текстов, дизайнеры - любимые цвета жены заказчика (желтый и красный, желательно вместе и рядом). Наложить декомпозированные до такого уровня задачи в ваш пайплайн просто. Именно ТЗ служит защитой исполнителя перед заказчиком и все ваши прения должны происходить вокруг конкретных задач, оцененных в деньгах и времени.

    Возможно, примерно об этом вы и стремились написать в вашем тексте, но пока вышло несколько скомкано. Что вполне нормально, все когда-то чему-то учились. Но пожалуйста, не отбивайте подзаголовки буллитами - это моветон.


  1. boldMahoney
    27.02.2022 11:47
    +1

    Бриф - это документ, в котором очень подробно и однозначно прописываются все задачи

    И тут же с порога проблемы терминологии. Может надо с этого начинать? Вам справедливо заметили, что это уже тянет на полноценное ТЗ. Бриф - это тезисно хотелки заказчика, которые можно переписать и оформить в Бизнес-Требования. А они уже станут основой для ТЗ.


  1. milinsky
    28.02.2022 11:01

    Составление сколь угодно исчерпывающего брифа, никак не гарантирует что заказчик на выходе получит то что он хотел. И проблема тут вовсе не в подробном ТЗ или брифе, проблема в методологии. Автору поста крайне рекомендую ознакомиться для начала с манифестом agile, ну а потом уже и с самим agile. Из простого — "Роберт Мартин — Чистый Agile". Все давным-давно придумано и успешно применяется многими на практике. Но тут главное не перегибать палку, иначе любая гибкая методология может стать скорее обузой, нежели полезным инструментом. Успехов!