Недавно проводил конференцию по обмену опытом среди программистов 1С. В числе прочих, там делился своим опытом весьма примечательный человек по имени Захар. Примечателен он тем, что создал и развивает стабильную систему обслуживания клиентов.

Начал он с показателей – деньги, удержание клиентов, оценки качества – цифры действительно интересные, необычные для рынка сопровождения 1С. На всякий случай поясню: сопровождение 1С – это периодическое выполнение задач по программированию разной степени сложности, ну и банальная тех.поддержка.

Казалось, после цифр он перейдёт к организации процесса, и там будут стандартные клише вроде «мы работаем качественно», «не пишем go-no-code» и «искренне хотим помочь клиенту». Ан нет. Оказалось, дело в дофамине.

Захар, как человек любознательный, в своё время прочитал книгу Нира Эяля «На крючке» - там рассказано, как создавать продукты, которые сами приучают пользователей к себе. Изложена некая «модель крючка», состоящая из четырёх этапов – всё пересказывать не буду, чтобы не лишать вас удовольствия от прочтения книги (сам купил, дочитываю).

Одна из частей модели крючка – переменное вознаграждение. Основано на эксперименте. То ли крысам, то ли голубям выдали педальку. Жмёшь – получаешь дофамин. Зверьки, разумеется, очень увлеклись педалькой. Но потом, в рамках эксперимента, сделали выдачу дофамина случайной, не на каждое нажатие педали. Результат был удивительным – то ли крысы, то ли голуби начали «педалировать» намного чаще и увлечённее.

Потом всё это назвали «переменное вознаграждение» и вовсю стали использовать в разработке ПО – пользователей к нему притягивает не предсказуемое, а именно случайное удовольствие. В том числе, случайным может быть и отсутствие вознаграждения (нет писем, нет сообщений, нет нового в ленте и т.д.).

Так вот, Захар подумал – а чем сопровождение клиентов по 1С хуже? Вообще, он не какой-нибудь сумасшедший экспериментатор. На подобные изыски его заставила пойти извечная проблема – дефицит кадров. Точнее, дефицит квалифицированных кадров.

Не знаю, как у вас, а в 1С всегда не хватало хороших программистов. Вот таких, которые могут полностью самостоятельно решить задачу одновременно в техническом, методическом, организационном, архитектурном и прочих планах. А тех, кого вы зовёте джунами и мидлами, обычно хватает. Но они могут справиться далеко не со всеми задачами.

Какое-то время бытовала теория, что проблему дефицита можно решить грамотной координацией – просто распределять задачи согласно квалификации. Увы, в сопровождении не помогло – джуны всегда недогружены, мидлы туда-сюда, а к экспертам очередь на несколько месяцев. Потому что в сопровождении нельзя не взять, не выполнить задачу, отказаться или посоветовать найти фрилансера.

Поначалу Захар понаблюдал, и пришёл к интересному выводу: равномерное качество обслуживания не вызывает никакой реакции.

Если толпа джунов сопровождает клиента, задачи решает плохо и долго, много ошибается, несколько раз переделывает – клиент привыкает и не испытывает никаких эмоций. Ни плохих, ни хороших. Соответственно, дофамина нет.

Аналогичная ситуация – если клиента сопровождают мидлы. Задачи решаются быстрее и качественнее, но клиент этого не замечает! Не в том смысле, что лайк не ставит и с 23 февраля не поздравляет. Он не испытывает никаких эмоций. Ну как мы с вами не радуемся работающему отоплению и холодной воде из-под крана.

Как ни парадоксально, если клиента сопровождают только эксперты, он тоже бревно бревном! Не испытывает ни радости, ни горячего желания выдать новую задачу. Не на крючке он, и педальку жмёт только при необходимости.

Тут Захар и подумал: перемешаю-ка я всех спецов, и сделаю качество работы переменным. Ну и перемешал. Встал на позицию учёного за пределами клетки, и стал зорко наблюдать за настроением клиента.

Итак, экспертов он вообще отвёл в сторонку – занял проектной разработкой, а не сопровождением. Мидлов и джунов распределил по клиентам. Велел ставить себя в копию всех писем, особенно – конфликтных (где клиент начинает возмущаться). Ну и велел работать силами джунов и мидлов.

Дальше понятно. Клиент ставит задачи, их решают джуны и мидлы, распределение идёт в зависимости от квалификации. Захар наблюдает за поступающими задачами, и как только попадётся «подходящая» - резко перекидывает её эксперту.

Эксперт подключается и делает то, что Захар назвал «дофаминовый штурм» - решает задачу настолько быстро и качественно, что клиент столбенеет. По сути, просто на разнице между привычным ритмом работы джунов с мидлами и экспертов.

В такие моменты клиентов резко пробивает на эмоции. Пишут и звонят, чтобы выразить благодарность. Естественно, просят, чтобы с ними отныне работал только эксперт. Захар придумал отговорку – час работы эксперта в разы дороже, только по предоплате не меньше определённой суммы, и очередь на пару месяцев. Но: вы – наш любимый клиент, и я (Захар) имею возможность иногда подключать эксперта к решению ваших задач, или анализу, проектированию, проверке качества кода джунов и т.д. Только момент подключения эксперта нельзя спрогнозировать – он случайный. Догадываетесь, наверное, почему и зачем.

Все до единого клиенты реагируют одинаково: грустно вздыхают, улыбаются, благодарят и просят «по блату» подключать им эксперта почаще. В ответ готовы терпеть джунов с мидлами, давать больше задач, вносить абонентскую предоплату и вообще. Хотя Захар ничего взамен не просил.

Дальше понятно. По умолчанию, с задачами клиента работают джуны и мидлы. Эксперты – как в китайском ресторане с крутящимся столом, где в качестве блюд – клиенты. Захар, правда, продолжает следить за потоком задач и выбирать «подходящие» для экспертов. Как я понял, «подходящие» - те, на которых дофаминовый выброс будет наиболее ощутим для клиента.

Захар примерно вычислил частоту, с которой каждому клиенту надо давать дофамин. Понял, что при смене ЛПР клиента надо давать усиленную дозу. Научил джунов и мидлов «снимать настроение» клиента и вовремя сигнализировать, где и кому нужен укольчик.

Ну и, в конце своего рассказа, Захар ещё раз показал цифры. На этот раз я, и остальные слушатели, разглядывали их куда более внимательно. Главное, что отмечу – стабильность и рост, никаких синусоид и кассовых разрывов.

И, главное, клиенты не уходят. Кто занимается сопровождением – знает, какой удар по эффективности наносит замена клиента, с учётом конфетно-букетной стадии, взаимной притирки и, в терминах Захара, длительного дофаминового штурма для завоевания уважения клиента.

Что думаете? Я, наверное, тоже такой метод попробую.

Комментарии (15)


  1. panvartan
    11.03.2022 19:00
    +1

    Сейчас более актуальна глюкоза внутривенно.


  1. GaDzik
    11.03.2022 19:30
    +4

    Это даже круче чем казино похоже))


    1. OlegIva
      12.03.2022 12:43
      +1

      Для увлекающегося человека даже падение листа с дерева - уже повод сделать ставку.


      1. GaDzik
        12.03.2022 13:22

        Знаю не по наслашке. Один мой знакомый на этом оставил все свое имущество.


  1. aakhamef
    11.03.2022 21:11

    Не знаю, как у вас, а в 1С всегда не хватало хороших программистов. Вот таких, которые могут полностью самостоятельно решить задачу одновременно в техническом, методическом, организационном, архитектурном и прочих планах.

    Причины на поверхности
    1. Маленькие зарплаты (1С за рубежом не нужна, значит нет конкуренции работодатенлей)
    2. Отсутствие нормальных бесплатных источников для самообучения. Книги дорогие, платные видеоуроки. Даже форумы платные.


    1. WicRus
      11.03.2022 21:54
      +2

      А вы знаете модель распространения 1с? Модель лицензирования? Мне как начинают рассказывать, как там всё устроено, я сразу перестаю удивляться, что квалифицированные кадры от туда регулярно бегут в другие области. На поверхности наоборот — визуально всё гладко. Но к примеру, необходимость получения всяких «сертификатов» цепляет глаз опытного наблюдателя, только мало кто захочет узнать, насколько глубока кроличья нора.


      1. nmivan Автор
        11.03.2022 23:03

        Сертификаты - как раз то, что "на поверхности". Внутри они никому не нужны.


        1. WicRus
          12.03.2022 08:59

          Если для получения есть центры обучения/аттестации/приёма экзаменов, значит кому-то это нужно. Получение поди не бесплатное. Теперь добавим сюда «Внутри они никому не нужны» и вот уже специалист задумывается, надо ли ему это. Может лучше переучиться на жабу или змею и через полгода-год вернуться к прежнему уровню дохода.


    1. nmivan Автор
      11.03.2022 23:02
      +1

      1. Да, до 300;

      2. Их тысячи. Форумы не платные, а закрытые. Зато с разработчиками.


      1. aakhamef
        12.03.2022 11:59
        +1

        Закрытые не встречал, наверное, потому что закрытые. Зато встречал с ответами на вопрос, где пост с ответом закрыт плашкой «заплати чтобы посмотреть». Это вам не stackoverflow


    1. vectorplus
      12.03.2022 07:29

      Слышал историю успешного продвижения 1С в Канаде. Чувак молодец, конечно, но по затраченным усилиям и выхлопу от них гораздо проще было бы человеческий язык освоить и работать нормально. Ну, или сосисками торговать.


  1. nomhoi
    12.03.2022 07:07


  1. vectorplus
    12.03.2022 07:44
    +1

    Больше похоже на неумение работать с клиентами и оптимизировать работу подчинённых. Клиент не уходит, потому что у других так же или еще хуже.

    Из-за низких зарплат просто нет нормальных специалистов. Судя по описанию, работают совсем зеленые джуны и джуны с некоторым опытом, которые зовутся мидлами. Крепкие мидлы идут за экспертов, а экспертов нет.

    Насколько я помню по своему краткому опыту общения с 1С, это вполне приличный ООП язык, изучив который можно достаточно просто перейти на джаву или сишарп. Поэтому эксперты уходят в другие языки, открывают свои конторы 1С или инфоцыганские курсы.


  1. Che904
    14.03.2022 08:44

    Интересная статья, есть моменты которые подчерпнул в своей деятельности. Будем пробовать внедрять.


  1. ProLimit
    14.03.2022 11:23

    Главная мысль притянута за уши. Просто удачный менеджмент и оптимизация, умение выжать максимум из имеющихся ресурсов. Аналогия "привыка6ия к воде из крана" тут тоже притянута. Если у Захара сервис лучше чем у остальных, то этого уже более чем достаточно для удержания клиентов. Тут более уместна аналогия "из одного крана чистая вода без перебоев, а из другого грязная и не всегда". По факту, он просто бросает дефицитных экспертов на сложные задачи. Если бы было больше экспертов, было бы ещё лучше.