Меня зовут Азаренко Михаил и я работаю удалённо уже 10 лет (начал ещё до того, как это стало мейнстримом). В этой статье поделюсь своим опытом и видением о работе с командой и психологическом аспекте работы в 4-х стенах. Конечно же, мой личный опыт будет через призму работы из дома и на должности управляющего владельца. Поехали.

Как привыкнуть к удалённой работе и какие вызовы она в себе хранит

Мало кто из офисных работников понимает, что удалённая работа — это, прежде всего, работа. И одно дело, когда вы работаете в нескольких офисах по стране и миру, другое – из дома, кафе или коворкинга. Поэтому требуются хорошая усидчивость, заинтересованность, самоконтроль и т.д. (нужное подчеркнуть т.к. одного качества достаточно) чтобы выполнять свои дела и планы, а не зависать на котиках, ютубчиках и прочем.

Аналогичные проблемы касаются свободного распорядка дня. Лучшим решением будет ввести себе ежедневные ритуалы, которые мы совершаем при работе в офисе. Например, это подъём в 7.00, далее 30 мин на душ и кофе, небольшой перекус и новостная лента и вот в 8.00 мы садимся и начинаем работать.

Вроде мелочи, но если практиковать такое каждый день, то организм привыкает и в 8.00 мы максимально собраны и готовы к рабочему дню.

Вообще, сила привычки и ритуалов неописуема. Достаточно лишь 15 минут чтения перед сном чтобы… но об этом в другой раз.

Если просидеть в четырёх стенах более 24-х часов, то начинает развиваться депрессивное состояние (испытано на себе и читал, но источник найти не могу, примем на веру) поэтому я крайне рекомендую выходить из дома каждый день. Не только по делам или дом-машина-работа-машина-дом. Обязательно надо разбавлять это прогулками, спортом, хорошо для этих целей завести собаку или ребёнка (не, ну это жестоко, согласен. Но работает же!).

Как раз для этих целей я много лет назад вывел свой график таким образом, что пн ср пт у меня спорт, а вт и чт я занимаюсь музыкой. Это расписание иногда идёт по…другому, но смысл понятен. Конкретный план - ничто, планирование – всё.

Удалёнка – это не про кайф и свободу, это про ответственность и самоконтроль. Лично мне даётся это довольно тяжело, поэтому я даю обещания. Это мой основной лайфхак. Ведь дав слово, я его уже просто не могу не сдержать.

Сложности и проблемы удалённых коммуникаций

Если в офисе ты можешь подойти или спросить и человек часто прямо тут, то при переписке, даже в рабочее время, этой оперативности может не быть. Это важно понимать. Потому должен быть канал для экстренной связи – звонок на личный телефон. А значит эти контакты обязаны быть в быстром доступе.

Мы при личном общении не всегда понимаем друг друга, а переписку и вовсе можем читать с разными эмоциями и интонациями. Это надо всегда учитывать. Поэтому, кроме курсов эмоционального интеллекта и развития эмпатии, я порекомендую живые созвоны с видеосвязью.

Только созвон и личный разговор, который убережет от разночтений. Вы должны слышать и видеть человека\команду, тогда эффективность коммуникации вырастет в разы, а осечки будут минимальны.

Инструменты для удобной коммуникации

Признаюсь честно, не все инструменты из этого списка опробованы мной. Но я погуглил, посмотрел и постараюсь дать именно смысл, а уж что выбрать вам – решайте сами.

Мой опыт показывает, что можно выстроить бизнес без единого личного разговора с работниками, но время не стоит на месте и теперь я считаю, что надо быть ближе. Особенно с близкими к тебе по работе людьми (7 ближайших коллег, подчинённых - эффективная коммуникация и управление). Это быстро и эффективно.

Zoom, skype и иные видео – для созвонов и разговоры с голосом.

Если важно сохранить историю переписки и самый привычный формат для общения с людьми извне – почта. Не забываем делать бэкапы локальных папочек с важным.

Внутри команды лучше использовать какой-то важный чат по задаче или проекту, где будет вестись только важная беседа исключительно по рабочим вопросам. Удобнее всего telegram, slack и прочие варианты (добавите в комменты - + в карму лично от меня)

Общение между собой и сотрудниками лучше вообще не регламентировать, но склонять стоит всех к одной системе, это банально удобно. Хоть ВК, viber или, упаси, ICQ. Главное, чтобы все были в одном месте, это было быстро и удобно.

А вот общение в CRM системах не буду тут рассматривать, ибо это переписка и логирование рабочих моментов. Конечно, это тоже важное общение, но не в эту каску.

Правильная постановка и отслеживание задач

Надо учиться ставить задачи правильно, избегать двояких трактовок и показывать то, что ты хочешь видеть.

Ничего лучше и проще SMART еще не придумали: любая задача должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и ограниченной по времени. Углубляться в подробности не будем, но погуглить не помешает. Оно того стоит.

Отслеживайте во времени выполнение задачи, особенно в первый раз. Иначе есть риск про…фукать время впустую (есть случай на практике, когда секретарша в офисе пол дня ничего не делала, ибо пароль от нового WI-FI роутера ей никто не сказал, а она и не подумала сказать, что у неё вообще какая-то проблема. Просто сидела и залипала в монитор). Это вживую можно пройти мимо и посмотреть, а вот удалённо – надо делать контрольные запросы и просмотры проделанной работы или процесса. Главное - чувствовать грань между контролем и банальной слежкой.

Если присутствуют моменты с обучением и делегированием, то есть одна крутая тема, которой поделился со мной Денис modesco. Весь процесс разбиваем на 3 части: я делаю – ты смотришь, мы делаем вместе, ты делаешь – я смотрю.

Таким образом я реально обучал людей и оставлял работу на них, далее лишь изредка проверяя результат и процесс.

Краткое HOW TO для эффективной работы на удалёнке внутри команды или будучи её руководителем

·         Следи за собой, своим состоянием и мотивацией.

·         Делай так, как удобно и эффективно, а не модно. Сидел на скайпе, так и пусть далее, пофиг на зум.

·         Правильная постановка задачи это уже 50% успеха в её выполнении.

·         Чаще всего, если сотрудник не справился с задачей и у него не хватило понимания, времени, знаний и любых иных моментов – виноват руководитель.

P.S. Уже по итогу заметил, что вся статья обращена к себе, а не другим людям, с которыми строим коммуникацию. Всё верно. Мы отвечаем только за себя и меняться можем только мы. В наших силах лишь дать инструменты и возможности для работы и эффективной коммуникации.

Будьте командой, а не коллегами! Успехов!

Комментарии (4)


  1. JohnSelfiedarum
    18.03.2022 10:35
    +1

    Копипаста из 2020?


    1. anndielm Автор
      19.03.2022 14:10
      -1

      Не знаю, в 2020 я это нигде не писал и не публиковал.

      Или вы о том, что я ничего прям супер нового не рассказываю? Ну сорян, я про личный опыт и использование.


  1. grEEbusia
    19.03.2022 14:08

    Хотел написать - написал, молодчина!


    1. anndielm Автор
      19.03.2022 14:12

      Спасибо, да, решил поделиться