Вы эксперт в своем деле, помогаете людям достигать целей, можно сказать, «ведете их к Олимпу», но в ответ на озвученную цену получаете лишь обидное «А скидка будет?» Как в таком случае быть? Отказаться от сотрудничества или попытаться понять заказчика и нейтрализовать причины? Разбираемся вместе.

Прижимистый клиент с деньгами

Во-первых, нужно понимать, что «прижимистость» — абсолютно нормальное явление. Люди не любят терять деньги, что вполне объяснимо. Кроме того, уже давно доказано, что клиенты испытывают максимальный стресс от взаимодействия с исполнителем.

Поясню: во время сделки происходит частая смена эмоционального состояния. Когда вы презентуете свою идею, у заказчика возрастает уровень эндорфина. Сначала он испытывает максимальное удовольствие от рассказов о реализации проекта, от того, что он получит, какой будет результат. В его воображении рождается явная картина будущего, в которой он уже находится и пожинает плоды совместной работы. 

После этого наступает стрессовый момент — подписание договора и взятие на себя обязательств. В этом случае клиента важно поддержать, помочь ему пройти этот путь. Надо понимать, что он возражает не потому что он плохой, а потому что у него тоже есть свои страхи, сомнения, тревоги. И вообще сейчас он должен заплатить денег. 

Как быть в этой ситуации? Почему люди торгуются?

Клиенты торгуются тогда, когда не видят истинной ценности работы. Это происходит, если вы не закрыли все возражения клиента еще до того, как они оформились у него в словесной конструкции. 

Условно, в своей презентации вы должны донести ценность услуги таким образом, чтобы опередить клиента, не дать ему возможность сомневаться, закрыть те самые тревожные звоночки еще «ДО». Это непосредственно ваша работа.

Если в сознании человека цена и ценность продукта стоят на одном уровне, то вопросов к цене у него нет. 

Если вы понимаете, как вы приведете человека к результатам, то почему на этом надо экономить?

Приведу простой пример: если у меня классно работает таргет, мне не важно, какой бюджет я в него вкладываю, ведь каждый рубль окупается мне тремя. У меня нет стресса, когда за таргет списывается 150-200 тысяч рублей. В этом проявляется классная работа специалиста таргетолога, который сумел оправдать ценность своей услуги. Так цена становится не определяющим фактором для принятия решений.

Как определить эти ценности?

Во-первых, задать вопрос напрямую:

А что важно для вас? Какой вы бы хотели получить свой лучший результат?

После того, как клиент ответит на него, вы будете иметь возможность рассказать, какими именно инструментами и способами вы закроете его ожидания. 

Классно, если вы будете делать это, проводя параллели с собственными реализованными проектами. Расскажите о решении главных и второстепенных задач, о том, как преодолевали возникающие трудности и как может произойти в этот раз. Так мы обращаемся к образному мышлению человека и даем ему представить, как будет достигнута его цель.

У него правда нет денег

На этапе презентации проекта можно выяснить, что у клиента действительно нет денег. Он все понял, ему все нравится, но нет денег и все.

Важно для себя определить, готовы ли вы работать в низком ценовом сегменте, либо же это противоречит вашей философии? В таком случае можно еще раз дать человеку выбор. 

Первый вариант: найти подрядчиков и исполнителей дешевле и объяснить, как изменится конечный результат. Например, вы можете найти подрядчика дешевле, но ожидайте выполнения сверхзадач. Найдите недорогого, но хорошего — пусть сделает просто, но достойно. Это как в ремонте квартир: можно сделать красоту с невысоким бюджетом и остановиться на этом, а можно попытаться создать дорогой интерьер, реализованный дешево. Важно объяснить клиенту, что так можно только потерять качество.

Второй вариант: порекомендовать своих партнеров, которые по сути занимаются тем же, что и вы, но в более низком ценовом сегменте. Договоритесь совместном ведении проекта и проценте от сделки. На рынке такое практикуется.

Третий вариант: рассрочка. Возможность разбить оплату на несколько платежей, сделать ее поэтапной даст вам гарантию начальной цены.

Не готов рисковать своими деньгами

Тоже отличный повод объяснить клиенту, как поэтапно будет выполняться ваша работа. Сделайте акцент на том, каким будет результат каждого этапа. Дайте возможность клиенту сверяться с прописанным графиком. 

Если у клиента есть плачевный опыт

Такое возражение просто закрывается кейсами успешных проектов и подробным описанием устройства внутренней «кухни». Поделитесь подробностями: как работают менеджеры, как происходит коммуникация и работа в чатах, кто за какую часть отвечает, как строится график реализации проекта. Это даст возможность клиенту понять, что он не останется один на один с проблемой — всегда будет поддержка команды. Ну и, конечно же, подкрепите свой спич развернутыми положительными отзывами других клиентов или компаний. 

Так, торг клиента всегда можно понять. Не бойтесь проявлять свой профессионализм и развеивать все сомнения заказчика с помощью понимания ценности своей работы, но в то же время поймите его по-человечески. Это и сделает вас истинным профи в бизнесе.

Комментарии (6)


  1. SADKO
    26.03.2022 11:20
    +3

    Хе-хе, да, торгующегося клиента, мы обычно посылали к коллегам по дешевле, у нас для этого даже визитки были :-) Эффект шикарный.

    А ещё «оплата натурой не принимается» висело в рамочке.


  1. h1pp0
    26.03.2022 18:10
    +1

    Прочитал текст, но не увидел привязки к рынку. Вдруг вы продаете за 100 рублей то, что конкурент продаёт за 50.

    Особенно для B2B это важно, где результат можно зафиксировать в договоре. Тогда клиент может прийти к вам имея на руках там аналогичных договора с меньшей ценой


  1. ruomserg
    26.03.2022 19:02
    +2

    … а рядом в книжном магазине продаются книги типа: «Сначала скажите нет», в которых учат требовать скидку всегда и независимо от! Проблема современного бизнеса заключается в том, что все ведут себя так, как будто продают старый шкаф на авито и пребывают в совершенной уверенности, что вот они сейчас прожмут контрагента, и больше с ним никогда в жизни не встретятся. А вокруг этой идет вьются, как навозные мухи, авторы тренингов по агрессивным переговорам, книг по управленческой борьбе и иже с ними.

    Попробуйте, блин, хоть раз начать не с того, чтобы впарить то, что вам сегодня сказали продавать — а реально понять проблему клиента: существует ли она, актуальна ли она для него сейчас, нет ли у него более важных проблем — и только после этого что-то предложите? И контрольным вопросом оцените — можете ли вы НЕ рекомендовать клиенту свое решение или товар (и в какой ситуации)? Если можете — это уже признак профессионализма и экспертизы. Клиенты в бизнесе обычно достаточно умны, чтобы такое оценить…


  1. Borisenkoandrey
    28.03.2022 10:15

    Зачем так много всего написано? Проще надо быть:

    1. Это товар без повреждений и в целой упаковке, поэтому скидки на него не распространяются.

    1. Это же [название бренда], ну какие скидки? Скидку в Икее просите.

    2. Если у вас не хватает, можете поискать б.у. на Авито или [далее по-человечески даёте совет, как сэкономить].


  1. Throwable
    28.03.2022 11:15
    +1

    К сожалению, клиент не всегда такой культурный и адекватный, как вы описали. Могут быть и возражения типа "хахаха, кем вы себя возомнили?", "а че с ценами не дружите?", "заплатим вдвое меньше -- для вас это и так хорошая цена". Причем клиенты достаточно солидные, и не испытывают недостатка в бюджете. Здесь Вы не идентифицировали основной тревожный звоночек такой "прижимистости": "Меня тупо разводят как лоха?". Как объяснить не сильно продвинутому человеку, почему Вася с Петей за то же самое запросили в 10 раз дешевле, чем вы?

    С клиентами с сильно лимитированным бюджетом лучше вообще не иметь дела, ибо выйдет себе дороже. Сначала на этапе анализа будете получать минимальный фидбек и очень абстрактные требования, которые можно интерпретировать по-разному: что-нибудь попроще, на ваше усмотрение. Затем на этапе разработки начнется выклянчивание фич, типа "а можно во тут сделать так?" Потом бесконечные правки уже сделанного (и оговоренного ранее) функционала: вы не поняли, вместо "вот этого" нам нужно, чтобы было "вот так". После этого будут уже просто требовать новые фичи, ссылаясь на неправильную интерпретацию задания, даже если это подписанный Statement-of-Work. Затем сложности с приемкой и сертификацией -- будут придираться к любой фигне или нефункциональным требованиям. Затем заявлять, что анализ сделан из рук вон плохо, в таком виде продукт бесполезен для бизнеса и мы не сможем его оплатить, нужно для всеобщего блага всем немного поднапрячься, чтобы всем было хорошо. После этого практически всегда задержки по оплате, максимально увеличивая "период интеграции" продукта, которая полностью ляжет на ваши плечи. Затем откажутся от саппорта, а все проблемы будут репортить как баги софта. В итоге ваш проект обернется глубочайшим минусом.

    Первый вариант: найти подрядчиков и исполнителей дешевле и объяснить, как изменится конечный результат.

    А риски и ответственность, собственно, на себя брать? Меньший бюджет, дешевый провайдер => больше рисков для срыва сроков и вообще реализации проекта. При закладывании рисков в маржу финальная цена может даже возрасти.

    Второй вариант: порекомендовать своих партнеров, которые по сути занимаются тем же, что и вы, но в более низком ценовом сегменте.

    На основе малобюджетного проекта партнер может наработать свое нишевое решение, вырасти в ваш ценовой сегмент и затем потеснить вас. Так что это имеет смысл, если проект заведомо недооценен, либо клиент неадекватный -- с финальной целью "потопить" конкурента.

    Третий вариант: рассрочка. Возможность разбить оплату на несколько платежей

    Поверьте опыту -- гарантированно закончится судами.


  1. aamonster
    28.03.2022 13:17
    +1

    Может, просто понять, что клиент – не ваша мама и заботиться будет о себе, а не о вас?