Статистика по возвратам от консалтинговой компании Invesp демонстрирует актуальность вопроса. Организация работала с ebay, 3M и swiss outpost, поэтому, думаю, что ей можно доверять.

Согласно ей возвращаются 30% всех продуктов, заказанных онлайн - это почти каждый третий товар! 

При этом 92% покупателей заявляют, что они будут покупать снова, если процесс возврата продукта будет легким. То есть если вернуть деньги за покупку нельзя (или сложно), то продавец рискует потерять почти всех своих покупателей! 

Основные причины возвратов.

  • Получен неправильный товар — встречается в 23% возвратах,

  • Полученный продукт выглядит по-другому — 22%,

  • Полученный поврежденный продукт — 20%.

Сейчас 49% продавцов предлагают бесплатную обратную доставку, но только 67% покупателей проверяют условия возврата перед совершением покупкой. 

Покупатели даже не торопятся покупать онлайн без возможности возврата - об этом говорят 62% покупателей, которые с большей вероятностью будут делать покупки онлайн, если смогут легко вернуть товар. 

В то же время 58% покупателей хотят беспроблемную политику возврата “без вопросов”.

Читайте полный текст исследования (на английском)

Но это — сухая статистика. Чтобы разобраться в теме более обстоятельно, я поговорил с Алексеем Ломакиным, основателем компании ЛОМА, директором интернет-магазина https://loma.pro/.

Почему люди возвращают товар

Согласно опыту Алексея основная причина возвратов — это несоответствие карточки товара тому, что реально получает покупатель. 

Например, на карточке товара написано “розовый ноутбук" - и выставлена фотография этого ноутбука. Покупатель впечатляется и покупает, но приезжает не розовый ноутбук, а коралловый (светло-розовый). По факту, он розовый, но фотография на карточке товара не соответствует реальности.

Вот розовый ноутбук. Но какова вероятность того, что после заказа не придет ноутбук цвета манго, фуксии, бледно-розового или других оттенков?

Можно выделить также и другие причины, по которым покупатели возвращают покупки.

  1. Ошибки доставки. Например, менеджер указал неверный адрес доставки — и товар был отправлен не тому адресату. 

  2. «Импульсные покупки» — когда покупатель восхищается товаром, заказывает его «на горячую голову» — но когда «остынет», решает отказаться от покупки.

  3. Выбор из нескольких вариантов — когда покупатель заказывает несколько образцов одного и того же товара у разных продавцов — чтобы выбрать наиболее подходящий для себя, а все остальные вернуть.

  4. «Особые обстоятельства вроде «срочно деньги понадобились», «передумал», «не смог забрать со склада» и подобные.

Но по словам Алексея эти причины встречаются намного реже, чем некорректность описания в карточке.

Законодательство разрешает возвращать покупки, но не всегда

Существуют два основных законодательных акта, определяющих отношения между покупателем и продавцом — гражданский процессуальный Кодекс и Закон “О защите прав потребителей”.

Скорее всего, они у вас есть, но на всякий случай прилагаю ссылки на гражданский процессуальный Кодекс и Закон “О защите прав потребителей”.

Документы четко определяют сроки, в течении которых покупатель имеет право вернуть товар без объяснения причин.

  • В любое время до передачи покупки.

  • После передачи заказа — в течение семи дней.

  • Если при передаче покупки продавец письменно не рассказал о сроках возврата, можно вернуть вещь в течение трех месяцев.

  • В течение гарантийного срока. 

  • Если товар сезонный, то срок гарантии считается с момента начала сезона. Даты определяются каждым регионом индивидуально.

  • В течение двух лет с момента получения покупки — если гарантийный срок не указан на упаковке товара. 

Если гарантия на товар меньше двух лет, а недостатки были обнаружены после того, как она закончилась, но в пределах двух лет. В этом случае покупатель все равно может запросить возврат или замену товара — но в этом случае нужны доказательства того, что недостатки появились до покупки или по причинам, которые возникли до продажи товара.

К примеру, покупатель покупает объектив для фотоаппарата с гарантией 6 месяцев. А он выходит из строя через 8 месяцев. Но даже в этом случае вернуть товар можно — если доказать, что товар был не качественным еще до продажи.

Скачать памятку “В какие сроки покупатель может вернуть товар

В каких случаях продавец имеет право не принимать возврат

Об этом говорится в статье 26.1 «Дистанционные продажи» Закона о защите прав потребителей.

  • Если покупатель не является потребителем. Например, он приобретает товар в подарок или для перепродажи.

  • Если прошло больше семи дней после передачи покупки покупателю.

  • Если о сроках возврата рассказано письменно во время доставки, и после покупки прошло более трех месяцев.

  • Если нарушена упаковка или сняты пломбы.

  • Если потребительские свойства товара нарушены. Например, поцарапан экран смартфона или надписи на клавиатуре ноутбука нечитабельны.

  • Если товар изготовлен по индивидуальному заказу, то есть именно для данного конкретного покупателя. Например, покупатель заказывает ноутбук с 1000 Тб памяти и видеокартой GeForce RTX 3060Ti — его назад можно не принимать к возврату, потому что такую машину явно не купит каждый клиент магазина.

Как работать с возвратами технически сложных товаров

Роспотребнадзор определяет технически сложные товары как “потребительские товары длительного пользования, имеющие сложное внутреннее устройство и выполняющие пользовательские функции на высоко технологическом уровне с использованием различных энергоресурсов.”

Список таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924 в перечне.

В нем указаны:

  • Воздушный, сухопутный, снежный и водный транспорт,

  • Оборудование для сельского хозяйства,

  • Снегоходы, 

  • Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования с сенсорным экраном и обладающее двумя и более функциями,

  • Компьютеры и периферическая техника,

  • Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления

  • Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления,

  • Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления,

  • Холодильники, морозильники, электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели, водонагреватели и т.п.,

  • Часы с двумя и более функциями,

  • Электроинструмент.

В этом случае потребитель вправе требовать замены покупки либо возврата оплаты в течение 15 дней со дня его передачи потребителю согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей.

Через 15 дней требование о замене или возврате технически сложного товара могут быть удовлетворены при наличии одного из следующих оснований:

  • существенный недостаток, т.е. неустранимый недостаток или недостаток, ремонт которого стоит слишком дорого,

  • ремонт, который длится дольше 45 дней,

  • использование товар невозможно более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

При покупке технически сложного товара бытового назначения его возврат (применительно к товару надлежащего качества) возможен в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней, в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.

Но отсутствие документа, подтверждающего факт и условия покупки технически сложного товара бытового назначения у продавца, не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства его приобретения.

Также следует помнить о том, что если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.

Закон не регулирует работу маркетплейсов

Интересный нюанс заметил Леонид Мелихов, маркетолог юридических услуг и соучредитель маркетингового агентства «Рекламисты».

Он добавил, что закон «О защите прав потребителей» никак не регулирует работу маркетплейсов. Закон такого понятия просто не знает. Поэтому не понятно, как продавцу, покупателю и маркетплейсу «разибарться» между собой в случае спора. Неясно, где заканчивается ответственность одного и начинается ответственность другого. Суды тоже пока не выработали единого подхода.

Например, в деле с купленным на Wildberries неисправным чайником суд решил, что деньги надо взыскивать не с продавца, а с самой Wildberries (Решение судебного участка №332 Бабушкинского судебного района Москвы от 26 мая 2017 года по делу № 2-234/17). А в аналогичном деле с неисправной радиосистемой Wireless GO за 16 тысяч рублей, купленной на той же Wildberries суд счёл, что деньги надо взыскивать с продавца (Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2021 года по делу № 88-23859/21). Так что элемент непредсказуемости есть.

Бывают и споры чисто между продавцом и маркетплейсом. Например, покупатели купили на «Яндекс.Маркете» технику, попользовались ею, а потом решили её вернуть, хотя никаких поломок не было (это в дальнейшем установила экспертиза).

«Яндекс.Маркет» принял технику и вернул покупателям деньги, но продавец после экспертизы, установившей, что техника исправна, решил, что «Яндекс.Маркет» не должен был так поступать. Из-за того, что техника потеряла товарный вид, продавец больше не сможет её продать, а значит, он понёс убытки. Но суды решили, что «Яндекс.Маркет» ничего не нарушил. На момент написания этой статьи имеется Постановление апелляционной инстанции, но оно будет обжаловаться в кассации. Кассация может прийти к иным выводам.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2021 года по делу № А40-113637/21.

Что должно быть в карточке товара — чтобы было меньше возвратов

Если основная причина возвратов — это несоответствие между ожиданиями покупателя и реальной покупкой, как мы и писали выше. Тогда уменьшить количество возвратов можно с помощью качественного составления карточки товара.

  1. Заглавная фотография + дополнительные фотографии товара.

Рекомендую добавить фотографии:

  • товара с разных ракурсов,

  • товара во время его использования,

  • товара вместе с дополняющими товарами (если такие существуют).

  • характеристики и преимущества товара;

  • гарантии качества;

  • отзывы покупателей.

Чем грамотнее подготовлена карточка товара, тем меньше вероятность возврата.

Скачайте чек-лист «Что должно быть в карточке товара интернет-магазина».

Что делать, если клиент таки-пришел с возвратом

Портал Бизнес.ру подготовил рекомендации по работе с возвратами.

Требовать доказательств от покупателя

Согласно ст. 56 гражданского процессуального кодекса клиент обязан доказать, что купил вещь с недостатком. 

Он определяет следующее: “Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.”.

Только после доказательства продавец, в соответствии со статьей 18 Закона “о защите лрав лотребителей”, отвечает за этот недостаток. Следовательно если продавец докажет, что изъян образовался после передачи вещи клиенту, то он не обязан делать возврат товара. 

Ссылаться на полноту предоставленной информации

Часто клиенты приходят с возвратом товара, ссылаясь на то, что продавец не раскрыл каких-то существенных деталей. В этом случае нужно позаботиться о том, чтобы клиенты могли получать такую информацию без лишних препятствий.

В статье 10 Закона “о защите прав потребителей” перечислена информация, которую продавец должен донести до потребителя. 

Информация о товаре должна содержать:

  • наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

  • сведения об основных потребительских свойствах товаров

  • цену в рублях и условия приобретения товаров,

  • гарантийный срок, если он есть,

  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров,

  • информацию об энергетической эффективности товаров, 

  • срок службы или срок годности товаров,

  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров,

  • информацию о правилах продажи товаров,

  • указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет нужно,

  • указание на использование фонограмм (если продавец оказывает развлекательные услуги),

  • Если товар б/у или подвергался ремонту, потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Например, человек покупает магнитно-волновой прибор для лечения ревматизма. Если прибор не облегчит боль, покупатель может заявить, что ему была дана ложная информация. Но если продавец предоставил всю информацию, то сможет защититься от покупателя.

Как упростить работу с возвратами с помощью независимой экспертизы

Если покупатель возвращает товар, а продавец не согласен с возвратом, то можно решить спор с помощью независимой экспертизы.

Для тех, кто не в курсе: независимая экспертиза — это услуга по определению истинной причины возврата товара.

Здорово выручает, когда есть спорные вопросы при возврате. Например, динамик на колонке "хрипит". А почему это получилось - потому что брак или потому что пользователь два года слушал трэш-металл? На этот вопрос отвечает независимая экспертиза.

- Она заставит покупателя задуматься о необходимости возврата,

- Или хотя бы поможет сэкономить время и силы на сбор доказательств для возврата.

Экспертиза работает так. Магазин отдает спорную покупку экспертной компании, эксперты ее проверяют на глаз или с помощью оборудования — и дают заключение. 

  • Официальное заключение — документ на бланке компании с печатью и подписью. Документ понадобится для суда и может стоить пять тысяч, пятьдесят или сто. Это зависит от прайса компании и сложности экспертизы.

  • Простое заключение или консультация — это когда эксперт отвечает устно, своего рода совет. Иногда эксперты отправляют ответ в смс или по электронной почте, но без бланка и печати. 

Услуги независимой экспертизе предоставляют экспертные организации и частные юристы. Например, вот список подрядчиков на Яндекс.Услугах из Хабаровска по запросу “независимая экспертиза”.

Но есть важный нюанс — экспертиза реально должна быть независимой. В статье 7 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" говорится: “При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела.”. 

Читайте весь текст Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

Какая существует судебная практика по поводу возвратов

Если продавец и покупатель не смогли договориться, то им стоит обратиться в суд, если стороны рассчитывают добиться своей цели.

Между тем, Алексей считает, что судиться с покупателем нет смысла, потому что суд выступает на стороне последнего. Даже Закон справедливо называется “о защите прав потребителя”, а не продавца.

Но судебная практика говорит о другом.

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.01.2020 № 33-1247/2020

Основной тезис: Купленный Iphone через интернет можно вернуть в течение семи дней с даты получения товара.

Выдержка из судебного акта: Доводы жалобы о принадлежности смартфона к категории технически сложных товаров и применении в связи с этим ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» судебной коллегией отклоняются на основании следующего.

Действительно, Постановлением Правительства РФ № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» приобретенный смартфон отнесен к технически сложным товарам.

Между тем, на основании ч. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе вернуть продавцу товар, если соблюдены следующие условия:

  1. сохранены товарный вид, потребительские свойства товара, а также имеется документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара,

  2. товар не имеет индивидуально-определенных свойств, в силу которых он может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

Поскольку данные требования истцом соблюдены, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований истца.

Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2020 по делу № 33-4146/2020

Основной тезис: При покупке товара дистанционным способом покупатель обладает правом в течение семи дней с даты получения товара отказаться от него, а не выдвинуть требование о его замене.

Выдержка из судебного акта: 20 апреля 2019 г. товар был доставлен ООО «СитиТрейд», действующей от имени ООО «ХоумАпплайнс» согласно агентскому договору № 16/03 от 16.03.2017, на домашний адрес истца, который произвел его оплату, что подтверждается копией товарного чека № 206818/11 от 20.04.2019 и гарантийного талона N ММ 0712081.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

После распаковки холодильника истец определил, что он не подходит ему по габаритам.

Истец устно обратился к ответчику о замене товара.

26.04.2019 в адрес продавца истцом была направлена претензия с требованиями о замене холодильника на товар другой марки, возмещения понесенных юридических расходов и причиненного морального вреда.

4.05.2019 претензия получена ООО «ХоумАпплайнс».

8.05.2019 ООО «ХоумАпплайнс» направил истцу письменный ответ на его претензию, в которой истцу разъяснено, что он имеет право на возврат товара в силу п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителя. Требования о компенсации морального вреда, понесенных расходов на юридическую помощь отклонил, поскольку прав истца не нарушал.

15.05.2019 истец подал заявление о возврате денежных средств в связи с ошибкой выбора товара.

В тот же день денежные средства за товар в размере 31 489 рублей были возвращены истцу, что подтверждается копиями заявления и расходно-кассового ордера, возвратом от покупателя № 1139 от 15.05.2019.

Отказывая в иске в полном объеме, районный суд исходил из того, что ответчик права истца, как потребителя не нарушили, холодильник включен в Перечень технически сложных товаров, истцу был продан товар надлежащего качества, в связи с чем право на замену товара он не имел, но был вправе в течение семи дней отказаться от договора и требовать возврат денежных средств, при этом ответчик по заявлению истца об отказе от договора произвел возврат денежных средств в полном объеме и в срок, предусмотренный действующим законодательством.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 03.03.2020 № 33-2240/2020

Основной тезис: Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, имеет преимущественную силу над правилами дистанционной торговли.

Выдержка из судебного акта: В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» при дистанционном способе продажи товара потребитель вправе отказаться. Постановлением Правительства РФ утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, в соответствии с п. 11 которого к таким товарам отнесены технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки: фотоаппаратура.

При этом положения ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правил продажи товар дистанционным способом не исключают применение указанного Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, при дистанционном способе продажи товара при отсутствии нарушений прав потребителя при выборе и приобретении товара.

Решение мирового судьи судебного участка № 335 Тимирязевского района Коптевского судебного района г. Москвы от 01.06.2020 по делу № 2-155/2020

Основной тезис: Запрета на возврат технически сложных товаров, приобретенных дистанционным способом, не установлено правилами дистанционной торговли.

Выдержка из судебного акта: Ограничение на возврат товара установлено статьей 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пунктом 21 вышеуказанных Правил № 612 только в отношении товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем, а также на лекарственные препараты для медицинского применения.

Никаких запретов на возврат в отношении иных товаров надлежащего качества, приобретенных дистанционным способом, в том числе технически сложных товаров, статья 26.1 Закона N 2300-1 и пункт 21 вышеуказанных Правил № 612 не предусматривает, каких-либо отсылок к Перечню технически сложных товаров либо к Перечню товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, не содержит.

Правила продажи отдельных видов товаров, а также Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габаритов, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 55, не подлежат применению к дистанционному способу продажи товаров, а подлежат применению только к правоотношениям, регулируемым ст. 25 Закона «О защите прав потребителей».

Резюме

  • Покупки в интернет-магазинах возвращаются. 

  • Правила работы с возвратами описаны в Законе “О защите прав потребителей” и гражданском процессуальном кодексе. При этом если первый защищает покупателя, то второй — покупателя и продавца.

  • Законодательство не регулирует торговлю на маркетплейсах.

  • Чтобы было меньше возвратов, нужно качественно заполнять карточки товаров.

  • Упростить работу с возвратами помогает независимая экспертиза.

Комментарии (2)


  1. pyrk2142
    12.04.2022 19:13
    +1

    Что делать, если клиент таки-пришел с возвратом

    Тут возникает интересный вопрос: допустим, клиент пришёл с возвратом, ему отказали. А что дальше?

    Если это был мошенник, то вопросов нет.

    Если это был добросовестный покупатель, который купил не то, что ожидал - у него хотя бы есть работающий товар (хотя зачем кому-то нужны условные ботинки на размер больше, непонятно. Их можно продать, но это сложно и невыгодно).

    А если это был добросовестный покупатель, который получил бракованный товар? Например, я недавно на Ламоде купил кроссовки и рубашку: в итоге месяца через полтора-два у кроссовок сломалось что-то в заднике, в итоге какая-то деталь впивается в ногу, а рубашка потеряла цвет и протерлась. Формально, на одежду и обувь есть гарантия 30 дней, но я не ношу 30 дней подряд одно и то же, чтобы заметить, что что-то идёт не так. Могу ли я доказать, что это не по моей вине произошло? Скорее всего, нет. Заменит ли Ламода товары на нормальные? Не знаю. Буду ли я рад, если не заменят? Точно не буду, а способов создать сложности магазину много, плюс это сильная утрата доверия.


    1. Matushevich Автор
      13.04.2022 04:41

      Леонид комментировал, что законодательство не регулирует работу маркетплейсов, поэтому судиться с ними можно теоретически. Хотя вы проиграете на 99,9%.

      А вообще – Гарантия 30 дней истекла, поэтому с ЛаМоды взятки гладки.