Комментаторская для турниров

Началось с того, что у нас было некоторое количество старых компов операторов, которые можно было списать либо на которых можно было запустить Counter-Strike 1.6. И это показалось мне идеальным способом чуть больше подружить ИТ-площадки в Обнинске и Москве, потому что надо было постоянно общаться, а друг друга люди толком не знали.

Продолжилось это согласованием с ИБ банка специальной игровой сети, которая, с одной стороны, была изолирована от сети банка, а с другой — соответствовала требованиям наших стандартов.

Ещё через два года я защищал проект перед управляющим комитетом банка (туда входят председатель правления и другие топ-менеджеры), объясняя, что киберспорт — это ровно то, что нужно, чтобы «выращивать» руководителей команд. Рабочих команд, я имею в виду.

Теперь я могу рассказать, как правильно сносить лицо ИТ-директору после работы. И вообще про историю наших турниров, которые внезапно стали очень полезным инструментом для HR, обучения и карьеры.

Так что, если кто-то не верит, что киберспорт очень важен для больших международных компаний, у меня есть что возразить уже с практическими результатами.

Что случилось


Я работаю в Home Credit Bank, много лет занимаюсь командообразованием ИТ-специалистов. В какой-то момент у нас была прямая рабочая задача как-то поднять уровень взаимопонимания между площадками в Обнинске и Москве. Города рядом, но никто особо туда-сюда не ездит, люди друг друга не видят, а им нужно часто и много работать вместе. Стандартный способ поколения X — устроить корпоратив на выезде, потратить несколько тонн алкогольной продукции, получить несколько занимательных историй, поиграть по пьяни в пейнтбол и чуть повысить уровень командного взаимодействия. Мы же решили попробовать менее травматичный киберспорт и исключить алкоголь.

Параллельно образовался свободный ресурс — старые компьютеры операторов, которые могли использоваться только как тонкие клиенты. Ну или идеально подходили для запуска старых игр. Это были Celeron G640 с графическим ядром от intel (2.8ghz), RAM 4 Гб, HDD 500 Гб.

Из старых игр турниры можно устраивать по Квейку, Мортал Комбату и CS 1.6. Мы обсудили командами, чего хотим, выбрали CS 1.6 и сделали из этих старых машин LAN-зал для турниров.

История с Counter-Strike очень зацепила команды, и играть в турнире пришёл даже ИТ-директор. Он же обеспечил нам призовой фонд, пообещав хороший виски победителям. Через несколько часов ему снесли лицо несколько каток подряд, и он проставился.

Второй турнир Обнинск захотел сделать сам. На площадке — 1 500 человек, в основном это ИТ-блок и контакт-центр.

Чуть дальше про эту активность услышал Томск, тоже попросил старых компьютеров, тоже сделал игровую зону, и третий турнир мы играли уже на три города.

Так началась история киберспорта в Home Credit Bank.

Как это всё работает


В 2019 году согласовали проект на правлении банка, и его признали официальным. Тогда же обновили железо, закупили 32 игровых компьютера, сделали комментаторскую. Машины уже были Intel core i5-8400 2,8, 16 GB RAM, GeForce GTX 1060 6GB, SSD 200 Гб, HDD 1 Тб.

Сейчас у нас три игровые зоны: Обнинск, Москва и Томск. У них отдельные LAN’ы внутри гостевой сети. Машины видят только друг друга, соединения с другой банковской инфраструктурой нет. Проект официальный, согласован с ИБ банка, сделан по внутренним стандартам, есть ответственный за инфраструктуру.


Мыши-клавиатуры-коврики обычно каждый приносит свои

Играют обычно далеко не профессионалы, призовой фонд не то чтобы очень большой, но для внутреннего турнира заметный. Теперь, конечно, когда мы «сражаемся» с командой из дочернего банка в Казахстане, будем стараться увеличивать призовой фонд (парни обыграли нас и получили миллион тенге, в России призовых было бы около 200 тысяч). Вся деятельность по играм — исключительно во внерабочее время: организация не оплачивается, участие не оплачивается, всё добровольно. Единственное, когда играл Томск, им в случае победы разрешили не выходить на смену на следующий день, чем они и воспользовались, потому что по их времени турнир закончился в три утра.

Призовые попадают прямо в официальную премию.

Есть ютуб-канал с трансляциями, одновременно 250 зрителей, в пике — до 700, всего просмотров — несколько тысяч. Время удержания очень хорошее: если стрим идёт час, то средний просмотр — около 45 минут. Уников за год около 10 тысяч. Примерно каждый 20-й играет. Турниры стримятся, на стримы может приходить кто угодно. Чтобы поддерживать зрительский интерес, мы время от времени разыгрываем сертификаты Озона (они очень удобны для отправки в электронном виде, потому что выиграть может не только сотрудник банка, но и любой человек снаружи, например, чей-то папа или просто случайный зритель).

Команды формируются либо самостоятельно, когда несколько человек подают командную заявку, либо мы собираем команды из индивидуальных заявок на турнир. Соотношение примерно 50/50, но побеждают обычно сработанные команды, состоящие чаще всего из шести-семи человек. Замены у нас разрешены во время турнира неограниченно, но не на игроков, заявленных в других командах. Однажды во время полуфинала возник критикал-инцидент с сетью, мы поставили на паузу игру, админ убежал в серверную (это была не его смена, но он был ближе всех), починил, вернулся, продолжил, и его команда выиграла.

Основная игра сейчас — CS:GO, есть Квейк 3, Дота 2, Лига легенд.

В 2020-м игровые зоны пришлось закрыть на карантин, тогда использовали их как студии для стримов и разговоров «за жизнь» с правлением банка (транслировались на сотрудников). На базе же студии делали квиз, шоу-программу, пробовали ещё активности.

В 2021 году был турнир между российским банком и «дочкой» в Казахстане, там подключались на сервера FASTCUP (они оказались удобнее Фейсита). Заявлялись на любительские турниры, заняли 4-е место в лиге чемпионов бизнеса.

Из России участвовали 145 человек, из Казахстана — 65, всего разных городов-участников — 67, зрителей онлайн-трансляции в пике — 120, общий охват аудитории — 6 500 человек, всего просмотров — 26 000.

По большей части игроки — это любители, которые в детстве резались в контру, но есть и десятые уровни Фейсита. Есть те, кто застал романтику компьютерных клубов и помнит, как это было круто. В Казахстане вообще оказалось, что эта культура жива, и там клуб — чуть ли не крутой отдых, прямо как английский гольф-клуб.

Резюме на предмет CS пока не смотрим, профессиональных игроков подразделения не нанимают, но кадры были очень удивлены тем, что после первого же турнира с участием Томска у нас добавилось ИТ-джунов, потому что они узнали про наши вакансии как раз благодаря CS. Там наши спецы приехали в Обнинск, четыре дня жили в гостинице, играли, получили призовые и поехали обратно, причём и билеты, и проживание оплатил банк. Дальше начался какой-то дикий вал кандидатов.

Цель командообразования именно как командообразование мы не измеряем, для нас метрика — это охваты и количество вовлечённых сотрудников. Но я точно знаю, что есть такое явление, как быстрый карьерный рост капитанов команд. Потому что, если вы можете организовать семь человек, чтобы они действовали как единое целое, тренировались вместе, прогрессировали и вырывали очко у противника, то, наверное, можете организовать и проект. Тем более что на проекте будет ещё и материальная мотивация. В итоге это что-то вроде обучения нужным банку навыкам через игру.

Формальное обоснование было таким:

  • Повышается сплочённость команды. Хоум Кредит работает на территории всей России от Владивостока до Калининграда, и общие мероприятия помогают людям знакомиться и лучше узнавать друг друга.
  • Это улучшает имидж банка как работодателя. Когда мы запустили канал на YouTube и других популярных площадках (Twitch, VK) и стали активно стримить, нас стали смотреть не только сотрудники банка, но и просто любители гейминга.
  • Ну и внутреннее образование и выявление менеджеров. Возможно, надо дальше исследовать, что происходит в командах, потому что CS:GO — игра во многом не про стрельбу, а про умение договариваться, понимать других, давать информацию и действовать согласованно. То есть про те самые софт-скиллы, которых обычно всем не хватает.

Сейчас с нами хочет играть ещё Индонезия, но пока есть инфраструктурные сложности: очень большая разница часовых поясов, английский у них не очень понятный для нашего уха, плюс они из русского знают только «Хорош», «Все раш Б» и ещё широкий диапазон слов, описывающих понятия спектра от «Я удивлён количеством врагов на точке» до «Я крайне разочарован своей стрельбой», которые я тут не могу привести из соображений корректности.

Комментарии (15)


  1. Barrayar
    12.04.2022 15:32
    +1

    Интересный опыт, спасибо за рассказ. Добавите ссылки на свои игровые каналы?


    1. Armen13 Автор
      12.04.2022 16:44
      +1

      Да, готово.


  1. mariya_kry
    12.04.2022 15:56
    +2

    я защищал проект перед управляющим комитетом банка (туда входят председатель правления и другие топ-менеджеры), объясняя, что киберспорт — это ровно то, что нужно, чтобы «выращивать» руководителей команд

    Было бы очень интересно узнать, какие аргументы сработали - вдруг пригодится? :)


    1. Armen13 Автор
      12.04.2022 16:14
      +3

      Аргументов было много, но какой сработал не смогу сказать — тяжело залезть в голову к руководству.


      Вот основные:

      1. Это универсальный инструмент командообразования, доступный сотруднику в любом городе.

      2. Все активности в нерабочее время.

      3. Это довольно недорогой инструмент командообразования.

      4. Это позволяет быть в тренде с растущей игровой индустрией.

      5. Можно вовлекать игроков и коллег как зрителей.


  1. IgosYee
    12.04.2022 16:50
    +1

    А мы просто устраиваем gaming friday, собираемся всем офисом в дискорде после работы и идем играть) ну у нас и работников всего-то около 50. Но факт, это позволяет познокомится с коллегами поближе)


    1. Armen13 Автор
      12.04.2022 18:09

      Круто!


    1. SquareRootOfZero
      13.04.2022 10:14

      А во что ж вы играете? Вроде, если играть в какой-то соревновательный мультиплеер («CS:GO, есть Квейк 3, Дота 2, Лига легенд»), то надо найти достаточное количество людей, которые играют вообще, среди них найти достаточное количество людей, которые играют в какую-то конкретную одну игру из списка, среди них найти достаточное количество людей, играющих в эту игру достаточно хорошо (ну или чтобы они все играли в неё достаточно плохо) — иначе слабым игрокам будет совсем грустно, а сильным — совсем неинтересно. Вероятно, все эти проблемы более-менее решаемы для компании, работающей от Владивостока до Калининграда, а как оно обстоит при количестве работников в 50 человек?


  1. sentimentaltrooper
    12.04.2022 18:09
    +3

    Интересно какой средний возраст участников. Потому что в +/- 30 лет инженеры на любые корпоративные инициативы (игры-бары-картинги-спортзал) "в нерабочее время" смотрят крайне скептически и явка сотавляет 1.5 землекопа. Максимум что мне удалось ввести это совместыне pet проекты по направлениям, по 5 оплачиваемых часов в неделю.


    1. Armen13 Автор
      12.04.2022 18:35
      +1

      У нас в проекте 25% всех участников в возрасте 18-24 года , 70% от 25 до 34 лет. Думаю, что сработало сочетание факторов.
      Во-первых, у нас с первых турниров сложилась здоровая конкуренция трёх площадок (Обнинск, Москва и Томск).
      Во-вторых, у нас есть в целом неплохой призовой фонд — в последний раз разыгрывали 200 тысяч рублей.


      1. akryukov
        13.04.2022 08:41

        Сколько у вас общая численность сотрудников?

        Вполне может быть, что в относительных количествах это мало людей, но критическая масса собралась


        1. Armen13 Автор
          13.04.2022 09:45

          Общая численность сотрудников компании около 10 000 человек. Играет в сезон около 400 человек, зрителей уникальных более 5000 тысяч каждый сезон.


  1. ya_penek
    13.04.2022 16:58

    Во всех конторах, где я работал, играли. Отдел на отдел, этаж на этаж, просто каждый за себя. И на отношения в коллективе это положительно влияло. Застрелить доставшего начальника - бесценно!

    Но где-то в середине нулевых это как-то сошло на нет. Наверно, из-за распространения домашнего интернета и локалок.

    Играли в основном в кваку 3 и Unreal Tournament с русским матерным переводом. А когда все устали на работе настолько, что страдала реакция, играли в червячков (Worms). Контра пользовалась меньшей популярностью.


    1. Armen13 Автор
      13.04.2022 18:57

      Да, в Q3 и Unreal тоже в юности потратил много времени.


  1. SevenTimes
    14.04.2022 13:19

    >плюс они из русского знают только «Хорош», «Все раш Б»

    Ну так это все, что надо знать для ранкеда


  1. steplex
    15.04.2022 09:56

    Исходя из фразы "пообещав хороший виски победителям." полностью исключить алкоголь не удалось.

    А идея, успех ее реализации громко кричит, что вы отличный тимлид. Спасибо за статью.